Научная статья на тему 'Управление конфликтами студенческого социума как способ повышения эффективности подготовки специалистов в системе СПО'

Управление конфликтами студенческого социума как способ повышения эффективности подготовки специалистов в системе СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Н. Мазенина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление конфликтами студенческого социума как способ повышения эффективности подготовки специалистов в системе СПО»

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ СТУДЕНЧЕСКОГО СОЦИУМА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СПО

А. Н. Мазенина, мастер производственного обучения ОГБОУ СПО «Томский индустриальный техникум»

Отличительной особенностью учебного процесса в учреждении СПО является его практико-ориентированность. Практическая профессиональная подготовка здесь направлена на формирование умений, практического опыта, компетенций: профессиональных и общих. Для обеспечения эффективности данного процесса в техникумах и колледжах применяются разнообразные формы занятий: лабораторные и практические работы, учебные, производственные и преддипломные практики. Так, в учебном плане ОГБОУ СПО ТомИнТех по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция (по отраслям)» базовой подготовки 3546 часов отводится на максимальную учебную нагрузку обучающихся, включающую 2484 часа аудиторных занятий, из которых 1500 часов — занятия в подгруппах (лабораторные и практические) [3]. Аналогичная ситуация отражена в учебных планах по другим специальностям подготовки. Таким образом, более 60% аудиторных занятий в учреждении СПО проводится в форме лабораторных и практических работ в малых группах.

Такие формы организации занятий в рамках специальностей СПО, как правило, предполагают совместную практическую деятельность. Сов-

местная деятельность как способ социального взаимодействия всегда связана с возможностью возникновения конфликтов. Конфликт — тип социального взаимодействия между людьми, выражающийся в противоборстве сторон ради достижения своих целей. В состоянии конфликта у обучающегося снижается концентрация внимания, работоспособность, мотивация к обучению, появляется напряжение, трудности во взаимодействии с коллективом и педагогом. Сам педагог может испытывать чувства подавленности, раздраженности, неудовлетворенности своей деятельностью.

Таким образом, практикоориентированное обучение, с одной стороны, направленно на повышение эффективности профессиональной подготовки специалистов уровня СПО, с другой — всегда сопряжено с возможностью возникновения противоборства в системе социальных отношений, и как следствие — возможностью

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 3 (42) 2014

87

снижения качества образования. Для повышения результативности процесса освоения профессиональных и общих компетенций мы считаем необходимым применять комплексный подход к этой проблеме, основанный на современных знаниях в области конфликтологии.

Конфликт не стоит понимать как явление только негативное. А. Я. Анцупов дает понятие функциональности конфликта — свойства конфликта как системы оказывать многозначное влияние на свои подсистемы и окружающую среду [1]. В зависимости от характера этого влияния конфликты можно классифицировать на деструктивные и конструктивные. Первые приводят к напряжению отношений в коллективе, переключению внимания с непосредственных обязанностей, влияют на нервно-психическое состояние, в целом оказывают разрушающее воздействие на социальную систему. Вторые — к развитию системы отношений, в частности, способствуют формированию и утверждению определенных ценностей, объединению единомышленников, росту самосознания участников конфликтного взаимодействия. Такой подход к проблеме конфликтности сводится к тому, что конфликт — неотъемлемая составляющая функционирования любой социальной системы, но для достижения конструктивных последствий конфликтом необходимо управлять.

Под управлением конфликтом мы будем понимать целенаправленное воздействие на динамику конфликтного взаимодействия в целях развития социальной системы. В динамике конфликта можно выделить несколько стадий: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации участниками, начало открытого конфликта (открытые действия участников), развитие открытого конфликта, завершение (разрешение) конфликта. На каждой из стадий конфликта необходимо применять определенный метод управления.

С. М. Емельянов выделяет следующие функции процесса управления конфликтами [2]: прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности; предупреждение или стимулирование конфликта; регулирование конфликта; разрешение конфликта. Важно осуществлять функцию управления, адекватную той стадии, в которой находится конфликт, и целям, на достижение которых ориентируется субъект управления. Среди основных целей управления конфликтами в студенческом социуме можно выделить: создание комфортной среды для социального взаимодействия обучающихся, формирование устойчивой мотивации к обучению, формирование определенных ценностных ориенти-

ров, что является необходимым условием подготовки высококвалифицированных специалистов.

Как было отмечено выше, мы считаем необходимым применять комплексный подход к проблеме управления конфликтами, учитывающий все факторы, влияющие на возникновение и развитие конфликта, применение совокупности методов для эффективности решения проблемы. В качестве субъектов управления конфликтами в студенческом социуме могут и должны выступать администрация образовательного учреждения, преподаватели и мастера производственного обучения, психологи, применяя административные, педагогические и психологические методы управления.

В ходе учебного занятия непосредственное взаимодействие происходит между педагогом и обучающимися. Для достижения учебных целей педагог имеет возможность использовать знания в области конфликтологии, составляя содержание занятия, а также конструктивно воздействовать на возникающие конфликтные взаимодействия между обучающимися. Самих обучающихся мы рассматриваем как субъектов управления, способных прогнозировать, предупреждать, регулировать и разрешать конфликты. Целесообразным считаем включение в содержание образования для всех специальностей СПО образовательного курса по основам конфликтологии, в результате освоения которого у обучающихся формируются умения предупреждать, конструктивно разрешать конфликт.

Для подготовки высококвалифицированных специалистов в системе СПО необходимо создавать условия организации занятий, обеспечивающие комфортную остановку, отсутствие стрессов, повышение мотивации к обучению. Тогда будущие специалисты смогут эффективно взаимодействовать друг с другом и другими участниками социальной среды. Поддерживать такие условия позволит конструктивное управление конфликтами.

1. Анцупов А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов,

А. И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 1999.— 507 с.

2. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. — URL: http://www.xliby.ru/psihologija/praktikum_ po_konfliktologii/index.php.

3. Учебный план ОГБОУ СПО ТомИнТех по специальности среднего профессионального образования 100701 Коммерция (по отраслям) базовой подготовки. — URL: http://www.tomintech.ru/lyceum/media/ uploads/Kommerc_poln.pdf.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г

№ 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — URL: минобрнауки.рф/документы/2974.

88

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 3 (42) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.