Научная статья на тему 'Разработка модели формирования предпринимательских компетенций студентов'

Разработка модели формирования предпринимательских компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1427
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е А. Терентьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка модели формирования предпринимательских компетенций студентов»

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИй СТУДЕНТОВ

Е. А. Терентьева, заместитель директора по учебно-методической работе ОГБОУ СПО «Томский индустриальный техникум»

Сегодня в системе среднего профессионального образования практически во всех сферах деятельности наблюдается тенденция: талантливые высококвалифицированные специалисты являются главным конкурентным преимуществом, обеспечивая лидерство организации.

Профессиональные знания, умения и практический опыт, формируемые в системе среднего профессионального образования, — лишь часть того человеческого и интеллектуального потенциала, который требуется современному специалисту в любой профессиональной сфере.

Ориентация Федеральных государственных образовательных стандартов на результат обучения, сформулированный на языке компетенций, представляет собой личностно ориентированный подход. Он в большей мере соответствует общей цели образования — подготовке творческой личности, способной к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни.

Для эффективного осуществления профессиональной деятельности сегодня необходимы следующие качества:

- способность мыслить новым образом, генерировать инновационные бизнес-идеи, превращая их в новые технологии с целью получения дохода;

- умение осуществлять поиск новых рыночных возможностей для бизнеса;

- способность работать быстрее, больше за пределами предписанных требований и в условиях неопределенности;

- способность оперативно оценивать перспективность новых рыночных возможностей для бизнеса, экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности;

- способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций, направлений деятельности, продуктов;

- способность к принятию решений, готовность принять на себя ответственность за последствия решений;

- способность формулировать цель, переключаться на альтернативную стратегию достижения цели;

- понимание сути проблемы и умение находить новаторское решение проблемы в стандартных и нестандартных ситуациях;

- способность налаживать связи, договариваться, осуществлять коммуникации с разными партнерами, заключать эффективные сделки;

- умение контролировать использование ресурсов, обеспечивать оптимальное распределение ресурсов между операциями и проектами.

Иными словами, сегодня необходимо развивать предпринимательские компетенции.

Одно из лучших определений предпринимательства дал американский ученый, профессор Р. Хизрич: «предпринимательство — процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» [1].

Согласно современному российскому законодательству (статья 2 Гражданского кодекса РФ) предпринимательская деятельность (или предпринимательство) — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества — продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [2].

Предпринимательская компетентность выпускника техникума определяется как составляющая профессиональной компетентности, обеспечивающая направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов.

Одним из главнейших факторов, обеспечивающих развитие предпринимательской компе-

тентности, является инновационная деятельность образовательного учреждения, включающая в себя социальное партнерство, использование инновационных технологий обучения в образовательном процессе, включение студентов в проектную, научную, исследовательскую деятельность и т. д.

Одним из направлений инновационной деятельности ОГБОУ СПО ТомИнТех, направленной на развитие предпринимательских компетенций студентов, является сотрудничество со студенческим бизнес-инкубатором, созданным на базе Томского политехнического университета.

Студенческий бизнес-инкубатор является методическим центром по разработке и внедрению новых образовательных технологий, таких как групповое проектное обучение, система кредитов, рейтинговая система обучения, дистанционное образование, которые реализуются при взаимодействии с кафедрами, подразделениям вузов, предприятиями научно-технической сферы.

Целью такого сотрудничества стало отработка механизма генерации новой волны предпринимателей, развития научных школ и научно-технического творчества молодежи, совершенствования учебного процесса, повышения качества подготовки молодых специалистов за счет внедрения новых форм обучения, создания с участием студентов малых предприятий — производителей наукоемкой продукции, реально способствующих переводу экономики Томской области и России на путь устойчивого инновационного развития.

Для достижения поставленной цели студенческий бизнес-инкубатор решает следующие задачи:

• создание условий для коммерциализации научных разработок студентов, предоставление дополнительных возможностей студентам, направленных на создание продукции и технологий с целью генерации новой волны предпринимателей.

• Привлечение студентов и преподавателей к процессу создания, разработки и реализации продукции или технологий.

• Обучение студентов управлению малым инновационным предприятием.

Для развития предпринимательских компетенций обучающихся студенческий бизнес инкубатор (СБИ) осуществляет консультационную помощь по следующим направлениям:

• предоставление участникам СБИ комплексных консультационных и информацион-

ных услуг в форме дополнительного образования по вопросам законодательства Российской Федерации и международного права, предпринимательства, научно-технической экспертизы, инновационной деятельности, защите промышленной и интеллектуальной собственности, авторских прав и охраны коммерческой тайны, налогообложения, кредитования, инвестиций.

• Содействие созданию и развитию малых предприятий.

• Помощь в организации стажировок студентов на предприятиях научно-технической сферы, в бизнес-инкубаторах Томской области, других регионов, за рубежом.

• Осуществление оперативного взаимодействия с областной и городской администрациями, Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, российскими и международными фондами и программами.

• Содействие формированию фондов поддержки предпринимательства.

• Содействие привлечению инвестиций для исследований и разработок, проектов и программ студентов, обеспечивающих внедрение инноваций.

• Подготовка к проведению в СБИ независимой экспертизы проектов и продукции, созданной студентами.

• Маркетинговая экспертно-исследовательская деятельность, подготовка экономических обзоров и разработка соответствующих рекомендаций; оказание маркетинговых услуг проектам, размещенным с СБИ.

• Разработка и апробация механизмов последующего взаимодействия СБИ с предпринимателями, успешно прошедшими подготовку в СБИ и реализовавшими свои проекты.

Разработка модели формирования предпринимательской компетентности студентов базируется на единстве теоретической, практической, производственной и предпринимательской подготовки.

Педагогами техникума был разработан интегративный курс «Предпринимательская деятельность» на основе интеграции учебных дисциплин «бизнес-планирование», «организация рекламно-информационной деятельности», «автоматизация предприятия», «инновационные технологии в профессиональной деятельности».

Педагогами техникума в образовательном процессе, наряду с ИКТ-, мультимедиатехнологиями, активно применяются дате-технологии.

Game-технологии используют множество различных инструментов в зависимости от поставленной задачи: коучинг, форсайт-сессии, деловые игры, обучение действием, мини-тренинги и т. д. Все они объединяются единым сценарием и позволяют реализовать предпринимательские идеи наиболее эффективным способом.

Использование дате-технологий позволяет получить опыт новых эффективных и позитивных результатов развития предпринимательских компетенций, помогает перейти на новый уровень принятия решений, раскрыть творческий и инновационный потенциал студентов, инициирует и мотивирует на выработку самостоятельных решений и их реализацию, активирует и интегрирует новые стратегии, модели поведения в предпринимательстве.

Организация проектной деятельности студентов является одним из факторов развития предпринимательской компетентности. Такой опыт в ОГБОУ СПО ТомИнТех осуществляется через практическую реализацию студенческих проектов. С 2010 года в техникуме ежегодно проходит конкурс студенческих проектов «Иннобум».

Лучшие проекты проходят этап практической реализации. В техникуме работают «Рекламное агентство», «Экскурсионное бюро», «Мастерская ЗД-печати». Реализация проектов дает возможность студентам приобрести навыки трудоустройства, управления организацией, планирования, прогнозирования, работы в команде.

Таким образом, важной составляющей в разработке модели формирования предпринимательской компетентности студентов является использование инновационных технологий и интегративных курсов в образовательном процессе, организация проектной деятельности студентов, привлечение студентов к самостоятельной предпринимательской деятельности в рамках создания малых студенческих предприятий, центров молодежного предпринимательства.

1. Бакалавр экономики : хрестоматия : в 3 т. Т. 2. / Под общ, ред. В. И. Видяпина. — М.: Триада,

2000. — 1056 с.

2. Гражданский кодекс РФ. — URL: http:// www.grazkodeks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.