Научная статья на тему 'Методы управления конфликтным речевым поведением участников образовательного процесса'

Методы управления конфликтным речевым поведением участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / PEDAGOGICAL CONfl ICT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VERBAL BEHAVIOR / EDUCATIONAL PROCESS / CONFL ICTOLOGICAL CULTURE / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Железовская Г.И., Абрамова Н.В., Гудкова E.Н.

Статья посвящена проблеме выбора методов управления конфликтным речевым поведением в вузе. В работе анализируются виды и этапы педагогического конфликта. Особое внимание уделяется вопросам готовности педагогов к решению конфликтов, а также характеризуются технологии, позволяющие снижать уровень конфликтности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT MANAGEMENT TECHNIQUES OF VERBAL BEHAVIOR OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with the choice of methods of confl ict management of verbal behavior in high school. The types and stages of teaching confl ict are analyzed. Special attention is paid to the readiness of teachers to confl ict resolution, as well as the technologies are characterized to reduce the level of confl ict.

Текст научной работы на тему «Методы управления конфликтным речевым поведением участников образовательного процесса»

УДК 37.032

Г.И. ЖЕЛЕЗОВСКАЯ

доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Саратовский государственный университет Н.В. АБРАМОВА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра немецкого и французского языков, Саратовская государственная юридическая академия E-mail: nataklenin@mail.ru E.H. ГУДКОВА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, психологии и права, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова

UDС 37.032

G.I. ZHELEZOVSKAYA

Doctor of pedagogical sciences, Professor, Department of pedagogy, Saratov State University N.V. ABRAMOVA

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Department of German and French, Saratov State law

Academy

E-mail: nataklenin@mail.ru E.N. GUDKOVA

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Department of pedagogy, psychology and law, Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫМ РЕЧЕВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

CONFLICT MANAGEMENT TECHNIQUES OF VERBAL BEHAVIOR OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Статья посвящена проблеме выбора методов управления конфликтным речевым поведением в вузе. В работе анализируются виды и этапы педагогического конфликта. Особое внимание уделяется вопросам готовности педагогов к решению конфликтов, а также характеризуются технологии, позволяющие снижать уровень конфликтности.

Ключевые слова: речевое поведение, педагогический конфликт, образовательный процесс, конфликтологическая культура, профессиональная подготовка.

The article deals with the choice of methods of conflict management of verbal behavior in high school. The types and stages of teaching conflict are analyzed. Special attention is paid to the readiness of teachers to conflict resolution, as well as the technologies are characterized to reduce the level of conflict.

Keywords: verbal behavior, pedagogical conflict, educational process, conflictological culture, training.

Конфликты неизбежны в различных сферах человеческой деятельности. Поэтому анализ конфликтного речевого поведения участников одной из важнейших сфер общественной деятельности - образовательной не вызывает сомнений. Конфликты разной степени интенсивности характерны для вузовской среды. Российская образовательная система из-за социально-экономических и политических условий оказалась в трудном положении. Снижение уровня жизни населения, изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспитания, реформа образования, формирование нормативной правовой базы в сфере образования, сложная криминогенная ситуация оказывали и продолжают оказывать влияние в целом на состоянии образовательной системы в нашей стране. Падение престижа профессии педагога в обществе и сокращение воспитательной работы в образовательных учреждениях, напряженные межличностные отношения в вузовской среде, снижение статуса института семьи и другие факторы являются причиной возникновения разнообразных проблемных и конфликтных ситуаций.

Сам по себе педагогический конфликт - это нормальное социальное явление, которое вполне есте-

ственно для участников образовательного процесса. В связи с недостаточной конфликтологической подготовкой педагогов образовательных учреждений, с их неспособностью в реальной ситуации управлять конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления наблюдается негативное влияние на организацию образовательного процесса в вузе. Руководителям, сотрудникам и профессорско-преподавательскому составу вузов сегодня крайне необходимы советы по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций с учетом особенностей участников образовательного процесса, по формированию благоприятного морально-психологического климата, а также методика персонального консультирования и учет личностного компонента в конфликте.

Конфликт - это отсутствие согласия между несколькими сторонами, конкретными лицами или группами лиц.

В ситуации конфликта каждая сторона стремится только к тому, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой делать то же самое. Однако в настоящее время общепринятой становится точка зрения о том, что конфликты бывают полезны, поскольку они

© Г.И. Железовская, Н.В. Абрамова, Е.Н. Гудкова © G.I. Zhelezovskaya, N.V. Abramova, E.N. Gudkova

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

способствуют выявлению разных точек зрения на поставленный вопрос, обнаруживают скрытые проблемы, дают дополнительную информацию и т. д. Существуют следующие виды конфликтов:

1. функциональные, ведущие к повышению эффективности организации

2. дисфункциональные, приводящие к спаду личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

Роль конфликта зависит в основном от того, насколько эффективно им управляют.

Способы управления конфликтной ситуацией делятся на две категории: структурные и межличностные. В управлении педагогическими конфликтами нужно иметь в виду появление возможных коммуникативных осложнений. Следовательно, необходимо вовремя принять меры, для того чтобы устранить причины обострения межличностных противоречий.

Можно выделить этапы педагогического конфликта:

1. появление противоречия;

2. его осознание;

3. обострение;

4. поиски способов урегулирования;

5. разрешение.

Преподавателю необходимо выявить начальные признаки конфликта и определить его истоки. Подчеркнем важную мысль о том, что от педагога требуется именно управление конфликтом, а не его подавление.

Для успешного преодоления конфликта важен выбор адекватной технологии управления конфликтом. К.У Томас и Р.Х. Килменн выделили пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс.

И. Кузнецов, акцентируя внимание на образовательном процессе, выделяет следующие педагогические стратегии управления межличностными конфликтами: приспособление, уклонение, отступление, компромисс, сотрудничество, доминирование. Далее приведем, какие особенности их проявления в конфликтном взаимодействии выделяются автором исследования И. Кузнецовым [1].

Профессиональные действия и поступки педагога в кризисные моменты педагогического общения характеризуется оперативностью, гибкостью, нестандартностью, нравственно-психологической целесообразностью.

a. А. Белинская предлагает следующие технологии, позволяющие снижать уровень конфликтности:

b. адаптивно-образовательные (носят мотива-ционный характер и направлены на формирование у педагога профессиональных установок, создание привлекательного образа педагога, стимулирование личностного роста и саморазвития);

c. системно-моделирующие (предусматривают овладение целостной системой теоретических знаний и способами профессиональных действий - специализированные курсы для преподавателей, которые дают им возможность приобрести навыки управления конфлик-

тами в образовательной среде) [2].

Н.И. Быкова считает, что для осуществления морально-этического выбора в проблемной ситуации общения профессионал должен уметь в первую очередь системно, комплексно анализировать речевую ситуацию; устанавливать связь между участниками общения и речевой ситуацией; определять свой личный набор приоритетов, а также выделять среди них наиболее принципиальные для своего индивидуального стиля речевого поведения.

Анцупов А.Я., Баклановский С.В. предлагают следующие рекомендации преподавателям по управлению конфликтами:

- контролировать свои эмоции, стараться быть объективными;

- не оскорблять студентов, не удалять их из аудитории;

- не отвечать на агрессию агрессией;

- не приписывать студенту свое понимание его позиции;

- по возможности не обращаться для разрешения конфликта к администрации вуза;

- независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения;

- не бояться конфликтов со студентами, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения [3].

Нами приведены лишь некоторые варианты разработанных в научной литературе методов и технологий по управлению и разрешению конфликтных ситуаций, которыми может воспользоваться и преподаватель вуза. Однако здесь выявляется проблема подготовки преподавателей к работе с конфликтами. [4]

В работе Г.И. Козырева приводятся следующие данные: «Социологические исследования показывают, что в вузах сотрудники и студенты недостаточно осведомлены о методах конструктивного решения конфликтов. 18% преподавателей-респондентов в поисках выхода из конфликта со студентами обращались в деканат, 24% -перешли работать на другой факультет. Не верят в возможность конструктивного разрешения конфликта с преподавателем и 65% студентов». [5].

Таким образом, ситуация конфликтологической культуры в российской системе образования требует пристального внимания и мер по ее улучшению. Неготовность преподавателя к квалифицированному разрешению конфликтов является одной из серьезных насущных проблем российского образования. Преподаватели вузов нуждаются в рекомендациях по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций с учетом особенностей студенческой аудитории, по формированию благоприятного морально-психологического климата, методике индивидуального консультирования, учета личностного компонента в конфликте.

Критерием готовности преподавателя к управлению конфликтом А. Белинская предлагает считать такие компетенции, как:

а. мотивационно-ценностный блок (наблюдательность, справедливость, доброжелательность, вы-

держка, терпимость, самообладание, объективность, беспристрастность, интуиция, профессионализм);

b. когнитивный блок (знание фундаментальных положений психологии, методики комплексного изучения личности, причин возникновения конфликтов, методов и приемов диагностики конфликтных ситуаций, способов их коррекции и преодоления);

c. операционно-исполнительский блок (умение соблюдать права и свободы участников общения, анализировать природу конфликтов и находить адекватную ей инструментовку их преодоления в учебном коллективе подростков) [2].

Следующие психолого-педагогические факторы определяют эффективность формирования практической готовности к разрешению конфликтов в учебном коллективе: ориентация профессионального обучения и воспитания педагогов на обобщенную структурно-уровневую модель этой готовности; формирование у педагогов систематизированных представлений об основных типах конфликтов и способах воздействия на их коррекцию и преодоление; реализация практико-ориентированных педагогических технологий, включающих эвристические и имитационные игры, учебный диалог, дискуссии, тренинги, другие формы поисковой деятельности, вовлекающие педагогов в реальные педагогические отношения [9, 98].

Таким образом, можно согласиться с выводами С. Д. Якушевой, Н.О.Мина и многих других исследователей, что главный способ бесконфликтного педагогического взаимодействия - это формирование высокого уровня педагогического профессионализма, а также

владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства. Для организации эффективного педагогического общения необходим высокий уровень эмоциональной идентификации с объектом воздействия. Необходима разработка индивидуальной лексики приспособления к объекту воздействия, приемы их чередования, уместность использования. Со стороны педагога очень важен индивидуальный, личностный подход по отношению к ученику [6].

Педагогическое общение - это объект воздействия различных внешних и внутренних факторов, которые включают в себя большое количество сложных противоречий, затруднений, что приводит к психологическим барьерам. Поэтому участники взаимодействия должны осознать причины конфликта в процессе самостоятельной работы или в специальных тренингах, для того чтобы преодолеть психологические барьеры.

Таким образом, на теоретическом уровне разработаны методы управления конфликтным поведением участников образовательного процесса, однако препятствием в эффективном применении данных методов и технологий служит низкая профессиональная подготовка преподавателей вузов в области конфликтологии и организационной педагогики. В частности, это касается тех преподавателей, которые не имеют базового педагогического образования. Поэтому подобные знания и навыки возможно получить на специализированных занятиях в рамках курсов повышения квалификации. Важно научиться предупреждать конфликты, а для этого необходимо налаживать сотрудничество между всеми участниками учебного процесса.

Биб.шографический список

1. Кузнецов И. Настольная книга практикующего педагога // [Электрон. ресурс]. URL: http:// http://www.tinlib.ru / (дата обращения: 15.12.2013).

2. Белинская А. Подготовка педагога в работе с конфликтами // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 120-125.

3. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. Учебное пособие. СПб., 2009. С. 195.

4. Железовская Г.И., Абрамова Н.В. Инновации и их роль в профессиональной подготовке будущих специалистов / European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches, 2nd International scientific conference. ORT Publishing. Stuttgart. 2013. С.3-5.

5. КозыревВ.И. Введение в конфликтологию. Учебное пособие для студ. М., 2001. С. 59.

6. Якушева С.Д., Мина Н.О. Психолого-педагогические особенности конфликтных ситуаций в образовательном процессе / Материалы международной заочной научно-практической конференции «Тенденции развития педагогической науки» (23 октября 2010 года) // НП «Сибирская ассоциация консультантов» [Электрон. ресурс]. URL: http:// http://sibac.info / (дата обращения: 10.12.2011).

References

1. KuznetsovI. Table book for the practicing teacher // [El. resource]. URL: http:// http://www.tinlib.ru / (date of access: 15.12.2013).

2. BelinskayaA. Preparation of the teacher in the work with conflicts // Higher education in Russia. 2004. № 11. Pp. 120-125.

3. AnzupovA.Y., BaklanovskiiS.V. Conflict in the schemes and comments.Text book. SPb., 2009. Pp. 195.

4. Zhelezovskaya G.I., Abramova N.V. Innovations and their role in the professional training of future specialists / European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches, 2nd International scientific conference. ORT Publishing. Stuttgart. 2013. Pp.3-5.

5. Kozyrev V.I. Introduction in conflictology . Textbook for students. M, 2001. Pp. 59.

6. Yakusheva S.D., Mina N.D. Psychological and pedagogical features of conflict situations in the educational process / Materials of international correspondence scientific-practical conference «Trends in the development of pedagogical science» (October 23, 2010) // NP «Siberian Association of consultants» [E. resource]. URL: http:// http://sibac.info / (date of access: 10.12.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.