УДК 159
Авдеева Н.Ю.
студентка Курский государственный университет (г. Курск, Россия)
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
Аннотация: данная работа направлена на рассмотрение истоков появления и проявления конфликтности, представлен анализ проблемы, сделан акцент на современные реалии жизни. Суть данного исследования показать то, что зачастую забывается: «каждый взрослый был ребенком». При помощи психологического анализа выведены рекомендации взаимодействия.
Ключевые слова: ребёнок, педагог, конфликт, коллектив, причины, решение.
Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. [2, стр. 26]
Конфликт - что же это такое и как с этим жить. Прежде всего, конфликт - это разногласие двух или более сторон. В данной статье я хотела бы более углубиться в саму суть конфликта, а именно, что его порождает.
Любой социум - это прежде всего общение, взаимодействие людей между собой. По природе своей человек-это личность, причем уникальная. Каждый из нас видит мир в своем свете и любые отклонения от данного восприятия могут привести к разногласиям и конфликтам. Личность любого индивидуума формируется с детства, именно оттуда проблемы перетекают во взрослую жизнь. Уже давно говориться, что умение «слышать» и «слушать» абсолютно разные вещи. Слушаем мы всех своих собеседником, а вот услышать, что говорит другой человек, это уже сложнее.
Умение взаимодействовать с другими людьми формируется с раннего детства. Ребенок сначала учится общаться с родителями, родственниками. Потом идет в детский сад и там начинает учиться дружить со своими сверстниками, слушаться воспитателей. Уже там ребенок может сталкиваться с первыми конфликтами, на примере игрушки, которую не поделил с другим ребенком. И тут уже маленький человек начинает учиться выходить из конфликта. Они могут вместе играть с данной игрушкой, либо договорится играть по очереди.
Ребенок взрослеет, идет в школу, становится подростком. Острых ситуаций взаимодействия с людьми становится больше, в переходном возрасте появляется желание что-либо доказать этому миру, это период противоречий. Переходный возраст - это психологически сложный переход из детства во взрослую жизнь для подростков. Этот возраст ассоциируется с наступлением половой зрелости, юридической ответственности за свои поступки, получением прав, которыми обладает в обществе взрослый человек. [7, стр. 52]
Задача педагогов усложняется при взаимодействии с детьми и родителями в это время. Зачастую, родители надеяться на педагогов, что учитель сможет обуздать бунтующую личность. Тут очень важны отношения между одноклассниками, отсутствует ли в классе травля, и если есть ее проявления, обязанность педагога вовремя предотвратить возможные последствия. В современном мире ключевым является «статус» ученика. И это
не только успеваемость, хотя безусловно она является тоже важнейшим фактором. Более слабым детям труднее почувствовать себя лидером, успешным человеком. Материальный статус семьи сейчас является частью характеристики ребенка. Одна семья покупает ребенку дорогую технику (телефон, планшет), возит ребенка отдыхать к морю или путешествуют по разным странам. У другой семьи таких возможностей нет, ребенок проводит каникулы дома или в деревне и имеет самый простой смартфон. Вот тут часто возникают психологические проблемы, которые потом переходят во взрослую жизнь, если вовремя их не купировать. К примеру, не разрешать ребенку в школе использование гаджетов.
Сейчас остро стоят отношения между родителями и педагогами. К сожалению, в современной системе образования к учителям появилось отношение как к обслуживающему персоналу. Педагог не имеет права тронуть ученика, сделать ему замечание может только осторожно, дабы не унизить перед другими учениками. Это особенно в переходном возрасте «развязывает руки» ученикам и они начинают открыто хамить педагогам, и вот это ощущение вседозволенности потом может привести к неблагополучным последствиям. Отсутствие авторитетов в детском возрасте приводит к тому, что человек не умеет строить отношения с людьми во взрослой жизни, ему никто не указ и выйти из конфликтной ситуации с таким человеком становится трудной задачей. Именно такие люди, не знают, что значит «слышать».
Также конфликты происходят и в самом педагогическом коллективе.
Межличностные конфликты в педагогических коллективы встречаются весьма часто и носят негативный характер, так как отрицательно сказываются на детях. В образовательной организации существует множество проблем как психологического, так и социального характера, но особенно на их фоне выделяются межличностные конфликты, затрагивающие деятельность педагогического коллектива школы.
Эффективность деятельности образовательного учебного заведения любого уровня (от дошкольного до университетского) зависит от многих
условий. Полное отсутствие конфликта внутри организации — условие не только нереализуемое, но и не желательное. Управление конфликтами, как и кадровый менеджмент в целом, должно быть реализовано с учетом сложности и многоаспектности трудовых отношений всех направлений деятельности образовательной организации и между всеми звеньями.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что если в детстве ребенок не научиться взаимодействовать с другими детьми, уходить от конфликтной ситуации или решать ее, во взрослой жизни ему будет тяжело общаться с окружающими, и фраза «все проблемы из детства», будет актуальной для такого человека во взрослой жизни. Поэтому главной рекомендацией для родителей будет - «общайтесь больше со своими детьми, слушайте их всегда, ведь проблема, которая может казаться взрослому не важной и пустой, для ребенка может быть формирующей его дальнейшее восприятие мира».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гогицаева О. У., Кочисов В. К., Гуриева С. Д. Конфликты в педагогическом коллективе: теоретический аспект // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2018. №4. С. 35-39. https://doi.org/10.29025/1994-7720- 2018-4-35-39;
2. Грязнова Е. В., Гончарук А. Г., Курмыскова А. Д., Соколина А. А. Анализ подходов к решению проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе в дошкольной образовательной организации // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. №4 (25). С. 10-12;
3. Ежкова Н. С., Суровцева О. Н. Конфликты в педагогических коллективах дошкольных образовательных организаций: причины и профилактика // News of Science and Education. 2018. Т. 5. №3. С. 19-22;
4. Калгашкина Ж. И. Особенности конфликтов в современных педагогических коллективах // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2016. №8-1. С. 152-156;
5. Кашуба А. Г., Кашуба А. О. Основные источники и функции конфликтов в педагогическом коллективе // Социальные отношения. 2016. №2 (17). С. 8793;
6. Новосельцева А. В. Управление конфликтами в педагогическом коллективе // Мир педагогики и психологии. 2016. №3. С. 24-29;
7. Стерлядева Н. А. Типичные конфликты в современных педагогических коллективах // Социодинамика. 2018. №7. С. 1-8. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2018.7.26186
Avdeeva N.Yu.
Kursk State University (Kursk, Russia)
CONFLICT MANAGEMENT AS FACTOR IN CREATING FAVORABLE PSYCHOLOGICAL CLIMATE
Abstract: this work is aimed at examining the origins of the appearance and manifestation of conflict, presents an analysis of the problem, focuses on the modern realities of life. The essence of this study is to show what is often forgotten: "every adult was a child." With the help of psychological analysis, the recommendations of interaction are derived.
Keywords: child, teacher, conflict, team, causes, solution.