Комплексные исследования детства, 2023, т. 5, № 2 Comprehensive Child Studies, 2023, vol. 5, no. 2 _www.kid-journal.ru
Щ Check for updates
УДК 373.2
Статьи
EDN UOCCET
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-2-91-99
Педагогические основы конструирования пространства детства в условиях дошкольной образовательной организации
Н. В. Иванова01, М. А. Виноградова1
1 Череповецкий государственный университет, 162600, Россия, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 5
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практико-ориентированные аспекты осмысления детской субкультуры как источника развития современного детства. В связи с тем, что детская субкультура выступает как своеобразная форма социального образования подрастающего поколения, авторы особое внимание уделяют раскрытию ее развивающих функций: обеспечение гармонизации процессов социализации-индивидуализации, формирование ценностного отношения к миру. Но, как показывает опыт общения с современными педагогами, родителями, подавляющее большинство из них не знают о существовании детской субкультуры, не понимают особенностей дошкольного мировосприятия. По мнению авторов, именно дошкольная субкультура может выступать эффективным педагогическим инструментом конструирования пространства детства в дошкольной образовательной организации, обеспечивающим направленность воспитания на самореализацию ребенком своей индивидуальности и включения его в процесс самостоятельного приобретения социального опыта. Кроме того, определены основные условия конструирования пространства детства в ДОО: познание и принятие взрослыми детской субкультуры для использования ее развивающих возможностей для личностного и социального развития дошкольников; погружение ребенка в содержание детской субкультуры для накопления опыта конструктивного взаимодействия с окружающими и построения социальных отношений на основе своего личностного потенциала. Также представлены педагогические инструменты конструирования пространства детства в ДОО: педагогические и рефлексивные практикумы для воспитателей, формы приобщения дошкольников к содержанию детской субкультуры (презентации, выставки, игровые проекты, события). Апробация методической разработки осуществлялась на базе ДОО г. Череповца. Анализ данных, полученных в ходе мониторинга в экспериментальных и контрольных группах, показал, что наиболее существенные изменения в личностном и социальном развитии дошкольников происходят по следующим параметрам: взаимодействие ребенка со взрослым, социальная позиция ребенка по отношению к сверстнику, выполнение самостоятельных заданий, поведение в самостоятельной деятельности, инициативность в представлении и реализации собственных творческих замыслов.
Сведения об авторах
Иванова Наталия Витальевна, SPIN-код: 4767-9493, Researcher ID: L-3425-2018, ORCID: 0000-0003-3012-5579, e-mail: [email protected] Виноградова Мария Аполлинарьевна, SPIN-код: 5769-5048, ORCID: 0000-0003-2243-7820, e-mail: [email protected] Для цитирования: Иванова, Н. В., Виноградова, М. А. (2023) Педагогические основы конструирования пространства детства в условиях дошкольной образовательной организации. Комплексные исследования детства, т. 5, № 2, с. 91-99. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-2-91-99 EDN UOCCET Получена 13 февраля 2023; прошла рецензирование 6 мая 2023; принята 7 июня 2023.
Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки. Права: © Н. В. Иванова, М. А. Виноградова (2023). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Ключевые слова: детская субкультура, развивающие функции, дошкольная образовательная организация, конструирование пространства детства, условия, педагогические инструменты, формы приобщения к субкультуре
Pedagogical foundations of designing the space of childhood at a preschool educational institution
N. V. Ivanova™, M. A. Vinogradova1
1 Cherepovets State University, 5 Lunacharskogo Str., Cherepovets 162600, Russia
Abstract. The article deals with theoretical and applied aspects of understanding children's subculture as a contemporary factor of children's development. As children's subculture is a kind of social education of the younger generation, the authors pay special attention to describing its socializing functions—such as the harmonization of socialization-individualization processes and the formation of a value attitude to the world.
Communication with teachers and parents reveals that the vast majority Authors of them are unaware of children's subculture and the specifics of preschoolers'
attitude to the world.
According to the authors, it is children's subculture that can be an effective pedagogical tool of social development of preschoolers, contributing to the development of their social qualities, their capabilities and the knowledge of others, and helping them adopt values of the social world based on the principle of poly-variability.
The article defines the main conditions for constructing the space of childhood in preschool education: first, adults should be aware of and accept children's subculture in order to use its potential for personal and social development of preschoolers; and second, the child should immerse in the content of children's subculture in order to accumulate experience of constructive interaction with others and build social relationships based on their personal potential.
The article presents pedagogical tools for constructing the space of childhood in preschool educational institutions: pedagogical and reflexive workshops for educators, and forms of introducing preschoolers to the content of children's subculture (presentations, exhibitions, game projects, events). The methodological development was tested on the basis of Cherepovets ECE centers. Analysis of the data obtained during the monitoring in the experimental and control groups showed that the most significant changes in the personal and social development of preschoolers occur in the following parameters: the child's interaction with an adult, the child's social position in relation to a peer, the performance of independent tasks, behavior in independent activities, initiative in the presentation and implementation of their own creative ideas.
Natalya V. Ivanova, SPIN: 4767-9493, ORCID: 0000-0003-3012-5579, ResearcherlD: L-3425-2018, e-mail: [email protected]
Maria A. Vinogradova, SPIN: 5769-5048, ORCID: 0000-0003-2243-7820, e-mail: [email protected] For citation:
Ivanova, N. V., Vinogradova, M. A. (2023) Pedagogical foundations of designing the space of childhood at a preschool educational institution. Comprehensive Child Studies, vol. 5, no. 2, pp. 91-99.
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-2-91-99 EDN UOCCET Received 13 February 2023; reviewed 6 May 2023; accepted 7 June 2023.
Funding: The study did not receive any external funding.
Copyright: © N. V. Ivanova, M. A. Vinogradova (2023). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Keywords: children's subculture, developmental functions, preschool educational institution, construction of childhood space, conditions, pedagogical tools, forms of introduction to subculture
Введение
На современном этапе понятие «детство» в психолого-педагогических исследованиях претерпевает значительные изменения. Один из аспектов раскрытия сущности детства связан с пониманием его как особого явления социального мира. Для того чтобы глубже понять природу происходящих на этапе детства изменений, исследователями вводятся новые понятия. Анализ широкого круга философской, социологической и психолого-педагогической литературы (Асмолов 1996; Гогоберидзе, Деркунская 2011; Демакова 2000; Осорина 2000; Фельдштейн 1998) позволил определить круг базовых
понятий, дополняющих и расширяющих понимание процессов, происходящих в современном детстве: «мир детства», «образ детства», «пространство детства», «детское социальное пространство» (Маралов 2012).
Мир детства — это образно-символический конструкт, изначально присущий сознанию, со своим набором ролей, предписанных числом функциональных мест, задающих определенный стиль поведения основных исполнителей этих ролей, включая как взрослых, так и детей. В отличие от него образ детства характеризуется совокупностью представлений о детях, свойствами, чертами и стереотипами, приписываемыми взрослыми детям, задаваемые ими
образцы и нормы в конкретной социокультурной ситуации.
Для раскрытия специфики развития современного мира детства и ребенка в нем в последнее десятилетие широкое распространение получило понятие «пространство». «Проведенный анализ выявил несколько подходов к определению базового понятия, на основе которых можно классифицировать заявленные в педагогике разнообразные виды пространства. Нами были выделены следующие трактовки:
• это существующее в социуме место, где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем по развитию индивида и его социализации (соответственно, можно выделить пространство школы, микрорайона, города и др.);
• это целостный многофункциональный комплекс возможностей окружающей среды, для которого характерна педагогическая целесообразность ее организации с целью развития, образования и воспитания человека (в данном случае можно выделить образовательное, воспитательное, социальное, природное, игровое, развивающее пространство и др.);
• это определенный результат освоения субъектом окружающей среды, степень познания и присвоения субъектом ее возможностей (выделяются пространство ребенка, взрослого, пространство детства и др.)» (Иванова 2005).
В работах Д. И. Фельдштейна дается определение детского социального пространства как среды, определяющей реальное развитие ребенка (Фельдштейн 1998). И. Д. Демакова определяет психолого-педагогический феномен «пространство детства» как пространство полноценной жизни ребенка, как некий виртуальный образ, совокупность природных и социальных факторов, объектов, связанных между собой временными рамками и информационными связями (Демакова 2000). Пространство детства раскрывается автором как совокупность разных пространств: природный мир, социальная среда, культурная среда, информационная среда, пространство чувств ребенка (Маралов 2012).
В качестве источников существования и развития мира детства исследователи (Эльконин 1992) выделяют:
• деятельность и творчество ребенка, благодаря которым ребенок конструирует свой собственный мир;
• детскую субкультуру, передающую специфические способы организации детской;
• образ абсолютной взрослости, который транслирует нормы и ценности культуры, помогает миру детства интегрироваться в социальную жизнь общества (Иванова 201б).
Таким образом, введение в педагогику и психологию новых категорий, прежде всего, связано с осмыслением необходимых условий для полноценного функционирования мира детства и реализации им культуротворческой функции (Маралов 2012).
Особое внимание анализу социокультурного профиля современного детства уделено в концепции В. Т. Кудрявцева, в рамках которой автор актуализирует необходимость выявления и изучения уникальной и самобытной функции детства в социокультурных процессах. Культу-ротворческая функция детства, по мнению Кудрявцева, состоит в порождении новых форм отношения к миру и новых образов культуры в процессе творческого и деятельного освоения ребенком опыта, накопленного человечеством. В качестве одного из механизмов реализации культуротворческой функции детства Кудрявцев предлагает рассматривать «выращивание» детской субкультуры (Кудрявцев, Алиева 1997а).
Функции дошкольной субкультуры в процессе конструирования пространства детства
В современных психологических, педагогических, социологических исследованиях представлены различные аспекты изучения сущности, функций и содержательного наполнения конструкта «детская субкультура»: психологические аспекты детской субкультуры (Овчинникова 2020), ее социологические особенности (Кужим 2019), тенденции трансформации в современном социуме, основные характеристики детской информационной среды (Смирнова 2022), особенности игровой субкультуры современного ребенка (Литвинова 2020; Смирнова 2022; Яфизова, Ничипоренко 2019), возрастная специфика использования дошкольниками элементов субкультуры (Иванова и др. 2022; Калабина, Виногорова 2022).
В содержании детской субкультуры исследователи выделяют различные компоненты (Абра-менкова 2000; Егорова и др. 2001; Кудрявцев, Алиева 1997Ь; Осорина 2000 и др.). Так, например, В. В. Абраменкова (Абраменкова 2000) в качестве содержательных компонентов выделяет: традиционные народные игры, детские
фольклор, правовой кодекс, юмор, магию, философствование, словотворчество, эстетические представления детей, табулирование личных имен и наделение прозвищами сверстников и взрослых, религиозные представления (детские молитвы, обряды).
М. В. Осорина (2000) относит к содержанию детской субкультуры и такие формы:
• детская практика посещения страшных мест,
• посещение свалок,
• постройка штабов,
• собирательство и коллекционирование,
• детская мода.
Анализ исследований (Абраменкова 2000; Егорова и др. 2001) позволил нам выделить следующие компоненты дошкольной субкультуры:
• детский правовой кодекс, включающий в себя правила вступления в различные формы и виды детских деятельностей и выхода из них; разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы) (Иванова 2005); специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, дразнилки, обзывалки);
• детский фольклор: колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки (Иванова 2005);
• детское собирательство (сокровищницы, секреты, тайники) и коллекционирование;
• способы и формы свободного времяпровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности;
• детская мода (Иванова 2005);
• субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, философствование, словотворчество, смеховой мир детства (перевертыши, нелепицы, истории-небылицы), сказочный мир;
• детская картина мира как особая система мировоззренческих знаний о нем (Иванова 2016; Иванова и др. 2022).
Таким образом, детская субкультура воспринимается как своеобразная форма социального образования (Иванова 2016) подрастающего поколения и как механизм реализации культуротворческой функции детства.
Можно выделить следующие функции дошкольной субкультуры в процессе конструирования пространства детства:
• обеспечение гармонизации процессов социализации, индивидуализации;
• формирование ценностного отношения к миру (Иванова 2016).
Прежде всего, в процессе приобщения к детской субкультуре создаются условия, обеспечивающие накопление социального опыта взаимодействий ребенка со взрослыми и сверстниками. Путем предоставления неформальных правил поведения детская субкультура способствует интеграции ребенка в детское сообщество, регуляции взаимодействия между детьми разного возраста, разного пола (Иванова 2016), т. е. активно осуществляется процесс социальной адаптации.
Удовлетворяя потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, детская субкультура оказывает влияние на воспитание таких социально значимых качеств, как социальная уверенность, активность, самостоятельность, инициативность. «Познание мира сверстников, взрослых дает ребенку возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои отличия, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, то есть обеспечивается процесс индивидуализации» (Иванова 2016). Соответственно, включение ребенка в детскую субкультуру создает благоприятные условия для обеспечения основных процессов позитивной социализации.
Вторая функция базируется на широких воспитательных возможностях детской субкультуры при формировании ценностно-смысловой сферы ребенка. «Коллекционирование, презентации образа жизни своей семьи, выставки семейных увлечений, — все это дает возможность приобщаться к внутреннему миру других людей, анализировать и сравнивать ценности свои и окружающих людей, формировать иерархическую систему ценностей, отвечающую как требованиям общества, уровню культуры, достигнутому человечеством, так и индивидуальным особенностям ребенка» (Иванова 2014, 105). «Особую роль детская субкультура может играть в формировании ценностно-смысловой сферы ребенка с трудностями в социализации, так как предоставляет возможность выбора, ненасильственного приобщения к миру человеческих ценностей на основе принципа поливариативности» (Иванова 2016, 272).
К сожалению, как показывает опыт общения с современными педагогами, родителями, подавляющее большинство из них не знают и не видят специфики существования и развития детской субкультуры (Иванова 2005). Большая часть усилий взрослых направлена на познание внешней формы существования современного детства. Таким образом, актуализируется необходимость определения педагогических основ конструирования пространства детства, позволяющих выстраивать педагогически целесообразные стратегии взаимодействия детей и взрослых и осуществлять отбор воспитательных технологий, методов, адаптированных к современным социальным потребностям подрастающего поколения (Иванова 2005).
Педагогические инструменты конструирования пространства детства в ДОО
Для разработки педагогических основ конструирования пространства детства необходимо:
• создать условия для познания, понимания и принятия взрослыми детской субкультуры с целью использования ее развивающих возможностей в общественном и семейном воспитании для личностного и социального развития дошкольника;
• создать условия для максимально полного освоения ребенком содержания дошкольной субкультуры с целью расширения и обогащения опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне и построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала (Иванова 2016).
Первая группа условий реализуется посредством педагогических и рефлексивных практикумов для воспитателей ДОО. Педагогические практикумы направлены на формирование профессионально важных умений воспитателей в использовании возможностей детской субкультуры в построении взаимоотношений с миром детства. С этой целью на педагогических практикумах используются такие активные формы, как решение кроссвордов, мозговые атаки, дизайн-проекты, презентации и др., помогающие воспитателям познакомиться с методическими аспектами приобщения воспитанников к дошкольной субкультуре.
Рефлексивные практикумы ориентированы на развитие перцептивных и рефлексивных способностей воспитателей, к которым
относятся рефлексия, эмпатия и децентрация. Эти способности обусловливают эффективность осмысления педагогом личности ребенка. Ориентируясь на то, что субкультура дошкольников нацелена на удовлетворение социально-психологических потребностей детей, воспитатель должен уметь понимать, каким образом ребенок интегрирован в субкультуру со сверстниками, как проявляется деятельность и способы общения с другими детьми.
Занятия включают в себя: комплекс упражнений, направленных на эмоциональную разгрузку педагогов; формирование способов положительного самопринятия; практические задания и упражнения, которые ориентированы на развитие у педагогов личностно-ориентиро-ванной позиции при взаимодействии с дошкольниками, на отработку навыков принятия и понимания мира ребенка, а также мотивов его поведения и поступков.
Вторая группа условий конструирования пространства детства в ДОО связана с разработкой разнообразных форм погружения дошкольников в детскую субкультуру. Нами разработаны и апробированы на базе ДОО разные формы приобщения детей к дошкольной субкультуре: презентации, выставки, проекты, события. Раскроем кратко методические аспекты их организации.
Презентации. В своей работе воспитатели могут использовать презентации групповых достижений; выставочных материалов, а также презентации групповых помещений, включая игровые зоны и в целом развивающую предметно-пространственную среду. Отличаются презентации как по структуре, так и по содержанию, при этом важно, чтобы они были ориентированы на интересы группы.
Презентацию как форму приобщения воспитанников к субкультуре педагог может начинать использовать в старшей группе. Основой презентации выступает совместная деятельность, в которой каждый ребенок демонстрирует свои возможности. В качестве примера можно привести презентацию «Волшебный воздух». Дети проводят опыты с воздухом, например «ловят» воздух с помощью пакета и рассказывают друг другу, как его можно потрогать и увидеть.
Большая роль при подготовке презентаций отводится предварительной работе, в процессе которой дети продумывают, как будут выглядеть приглашения для гостей, которые придут на презентацию, какие подарки можно приготовить гостям, разучивают песни, стихи, игры и упражнения.
В старшей группе можно использовать презентацию отдельных «зон» группы детского сада или ярких элементов развивающей предметно-пространственной среды. Не секрет, что дети старшей группы очень любят театрально-игровую деятельность, поэтому тема одной презентации может быть связана со сказочными путешествиями, в ходе которой дети от лица сказочных персонажей рассказывают про свою группу. Также детям интересны презентации, в которых они представляют традиции группы, рассказывают, как они отдыхают, презентуют прошедшие праздники. Для современных дошкольников очень популярным может стать презентация «Фоторепортаж», которую можно оформить в виде странички в социальной сети ВКонтакте, разместив фотографии из жизни группы в раздевалке, а родители, приходя за детьми, смогут ставить сердечки (лайки).
Следует отметить, что постепенно степень самостоятельности детей в предварительной работе повышается. Они обсуждают материалы и варианты оформления наглядного материала, продумывают с небольшой помощью взрослого художественные средства, которые будут использованы в презентации.
Выставки. Выставки, в отличие от презентаций, направлены на раскрытие внутреннего мира ребенка, на создание пространства трансляции своих достижений, возможностей. Выставки помогают ребенку осознать значимость своей личности, понять и освоить разные социальные роли, а также нормы, правила общения и поведения в рамках этих ролей.
Можно выделить два вида выставок: персональные и тематические. К персональным относятся семейные и индивидуальные (авторские), а к тематическим — выставки, отражающие общую деятельность детей (например, собирательство или совместное творчество).
Дошкольники в рамках данной формы могут выступать в таких социальных ролях:
• организатор (предлагает тематику),
• участник (автор работ),
• экскурсовод,
• посетитель.
Не только сама выставка, но и предварительная работа, в которой участвуют все дети, приобщает дошкольников к детской субкультуре. Именно в предварительной работе происходит формирование и уточнение знаний детей о тех или иных объектах (предметах), которые будут представлены на выставке. Педагог организует совместную деятельность детей по созданию и оформлению объектов для выставки; для уточнения знаний может прочитать художественную
литературу, провести виртуальную экскурсию, беседы. Дети совместно с педагогом определяют локацию выставки и расположение объектов, в ходе предварительной работы по очереди пробуют новые социальные роли, такие как автор проекта, посетитель, экскурсовод.
С трех до пяти лет тематика выставок связана со значимыми для дошкольников данного возраста предметами и явлениями. Дети могут выставлять свои любимые игрушки, игрушки из киндер-сюрпризов, вкладыши и наклейки, собранные и оформленные в небольшую коллекцию.
В пяти годам спектр тематических выставок расширяется. Педагогу важно организовать совместное детское творчество, результаты которого объединяются в групповую выставку, например «Умелые ручки». В рамках авторских и персональных выставок можно транслировать семейные традиции, увлечения детей и родителей, хобби педагогов и т. д.
Игровые проекты. Целенаправленное и системное взаимодействие педагогов и дошкольников может быть реализовано через игровые проекты, которые способствуют обогащению социального опыта ребенка, позволяют создать пространство для освоения и применения дошкольником новых ролей, а также нормы и правила поведения. В таких проектах ребенок, с одной стороны, подчиняясь общим требованиями и правилам, включается в детский коллектив, учится сотрудничать, а с другой — учится отстаивать свою позицию, аргументировать свою точку зрения.
Безусловно, реализация игровых проектов требует значительного времени на подготовку. Педагог должен продумать, каким он сделает этот проект — кратковременным или долгосрочным. Через такие проекты можно реализовать как выставки, так и презентации.
Важно, чтобы педагог при организации игровых проектов соблюдал следующие требования:
• наличие продуктового результата, который обязательно должен использоваться в дальнейшей совместной деятельности дошкольников;
• целенаправленное развитие коммуникативных умений и навыков посредством игровых методов, приемов и игровых ситуаций.
Организовывать проекты можно с четырех лет. В данном возрасте чаще всего используются кратковременные проекты, например: открытие издательства и написание сборника рассказов про любимые игрушки; оформление фотоальбомов, где дошкольники транслируют
значимые события своей жизни в разные возрастные периоды. Так: если собрать фотографии детей с первой младшей группы, можно реализовать проект «Мы растем». Или другой вариант: оформление альбома, который отражает один из возрастных периодов («Мои первые дни в детском саду», «Я играю», «Чему я научился в средней группе», «Мои первые картины на мольберте», «Мы трудимся на участке»).
С пяти лет значимыми для развития дошкольников и приобщения их к детской субкультуре являются межгрупповые проекты, в которых старшие дети могут выступать в роли наставника, педагога, а младшие дети будут учениками. К таким проектам можно отнести проект «Учим малышей играть», в котором старшие дети обогащают социально-игровой опыт детей в средней группе. Также можно реализовать проект «Наши любимые сказки», в котором дети подготовительной группы могут не только рассказать сказки малышам, но и показать им спектакль, привлекая младших дошкольников к инсценировке на фланелеграфе.
Следующая форма приобщения дошкольников к детской субкультуре — события. Они ориентированы на развитие у ребенка адекватной самооценки, способствуют его самореализации в группе сверстников. События, с одной стороны, выступают как самостоятельные мероприятия, а с другой — способствуют формированию традиций группы.
«Обязательным в организации событий является:
• подбор игр и упражнений, где дети могут говорить о разных качествах сверстников, демонстрировать свои способности и узнавать ближе друг друга, знакомиться друг с другом;
• подбор игр и ситуаций, направленных на формирование нравственной основы и развития у детей чувства собственного достоинства.
В события, как и во все другие формы приобщения детей к детской субкультуре, обязательно включаются минуты свободного общения детей разных возрастных групп» (Иванова 2016).
Воспитатели могут использовать данную форму приобщения дошкольников к детской субкультуре уже во второй младшей группе. Первоначально используются игровые упражнения, которые направлены на освоение ребенком правил и норм поведения, развитие предпосылок культуры общения со сверстниками.
На следующем возрастном этапе содержание работы усложняется. Дети уже не только транслируют нормы и правила поведения,
но учатся творчески их применять. Организуя события в старшей и подготовительной группе, педагог создает пространство, в котором дети рассказывают о тех или иных качествах сверстника, демонстрируют свои достижения и способности. Все это позволяет детям лучше узнать друг друга, научиться хвалить других и радоваться их успехам. События можно приурочивать к календарным датам или каким-либо темам, например: «День рождения группы», «Масленица», «День домашних животных» (дети рассказывают, как они ухаживают за своими питомцами).
Апробация представленных форм приобщения дошкольников к детской субкультуре осуществлялась на базе ДОО г. Череповца. Сравнительный анализ результатов, которые были получены в экспериментальной и контрольной группах, позволяет выделить параметры социального развития дошкольников, по которым проявились наиболее значимые изменения:
• взаимодействие детей и взрослых;
• социальная позиция дошкольника по отношению к сверстнику;
• выполнение самостоятельных заданий, поведение в самостоятельной деятельности;
• инициативность в представлении и реализации собственных творческих замыслов.
Выводы
На современном этапе в дошкольной педагогике и психологии наметились новые исследовательские приоритеты, связанные с анализом специфики современного детства и поиском способов построения развивающих взаимодействий детей и взрослых в образовательной и необразовательной сферах (Иванова 2005). Основой построения такого взаимодействия может стать познание взрослыми особенностей внутреннего мира детства и его самобытности через дошкольную субкультуру. Дошкольная субкультура как источник существования и развития мира детства выступает педагогическим инструментом построения пространства детства в ДОО, позволяющим обеспечивать реализацию культуротворческой функции современного детства и осуществлять отбор технологий, направленных на включение дошкольников в деятельность по освоению социального опыта и на создание условий для конструирования ребенком своего автономного мира на основе творческого присвоения социально-нравственных ценностей (Иванова 2005).
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.
Conflict of Interest
The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential.
Вклад авторов
Авторы внесли равный вклад в подготовку публикации.
Author Contributions
The authors have made an equal contribution to the preparation of the article.
Литература
Абраменкова, В. В. (2000) Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 416 с.
Асмолов, А. Г. (1996) Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 768 с.
Гогоберидзе, А. Г., Деркунская, В. А. (2011) Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека. Детский сад: теория и практика, № 1, с. 6-11.
Демакова, И. Д. (2000) Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., Институт теории образования и педагогики РАО, 353 с.
Егорова, М. С., Зырянова, Н. М., Пьянкова, С. Д., Черткова, Ю. Д. (2001) Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. СПб.: Алетейя, 239 с.
Иванова, Н. В. (2005) Особенности и значение детской субкультуры. Педагогика, № 7, с. 31-36.
Иванова, Н. В. (2014) Социализирующие функции и педагогические аспекты приобщения дошкольников к детской субкультуре. Международный журнал экспериментального образования, № 8-3, с. 104-106.
Иванова, Н. В. (2016) Социализирующие возможности детской субкультуры. Воспитание и обучение детей младшего возраста, № 5, с. 272-274.
Иванова, Н. В., Якупова, Е. Ю., Серова, О. Е. (2022) Социализация старших дошкольников посредством детской субкультуры. Источник, № 2 (114), с. 40-42.
Калабина, И. А., Виногорова, В. Н. (2022) Детская субкультура как фактор формирования финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста. Современное дошкольное образование, № 4 (112), с. 22-31.
Кудрявцев, В., Алиева, Т. (1997a) Еще раз о природе детской субкультурe. Дошкольное воспитание, № 3, с. 87-91.
Кудрявцев, В., Алиева, Т. (1997b) Еще раз о природе детской субкультурe. Дошкольное воспитание, № 4, с. 64-68.
Кужим, Н. В. (2019) Социологические особенности детской субкультуры. Социология в современном мире: наука, образование, творчество, т. 1, № 11, с. 306-309.
Литвинова, С. Н. (2020) Феномен игровой детской субкультуры современного дошкольника. Вестник православного Свято-Тихонского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология, № 56, с. 106-116. https://doi.org/10.15382/sturIV202056.106-116
Маралов, В. Г. (ред.). (2012) Инновации в образовании: региональный аспект. Череповец: Череповецкий государственный университет, 471 с.
Овчинникова, Л. А. (2020) Психологические аспекты субкультуры: рефлексивный поиск. Международный журнал медицины и психологии, т. 3, № 6, с. 76-80.
Осорина, М. В. (2000) Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 2-е изд. СПб.: Питер, 277 с.
Смирнова, Е. О. (2022) Современная детская субкультура и ее последствия. Современное дошкольное образование, № 6 (114), с. 35-41.
Фельдштейн, Д. И. (1998) Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития. Вопросы психологии, № 1, с. 3-19.
Эльконин, Б. Д. (1992) Кризис детства и основания проектирования форм детского развития. Вопросы психологии, № 3-4, с. 7-13.
Яфизова, Р. И., Ничипоренко, Л. К. (2019) Особенности игровой субкультуры современного ребенка. В кн.: А. Г. Гогоберидзе, Г. И. Вергелес, О. А. Граничина (ред.). Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста как субъекта деятельности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 86-103.
References
Abramenkova, V. V. (2000) Sotsial'naya psikhologiya detstva: razvitie otnoshenij rebenka v detskoj subkul'ture [Social psychology of childhood: Development of child relationships in children's subculture]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 416 p. (In Russian)
Asmolov, A. G. (1996) Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya i konstruirovanie mirov [ Cultural-historical psychology and the construction of worlds]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 768 p. (In Russian)
Demakova, I. D. (2000) Vospitatel'naya deyatel'nost' pedagoga kak faktor gumanizatsii prostranstva detstva [Educational activity as a factor in the humanization of childhood space]. PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Institute of Theory of Education and Pedagogy of the Russian Academy of Education, 353 p. (In Russian) Egorova, M. S., Zyryanova, N. M., P'yankova, S. D., Chertkova, Yu. D. (2001) Iz zhizni lyudej doshkol'nogo vozrasta. Deti v izmenyayushchemsya mire [From the life of people of preschool age. Children in a changing world]. Saint Petersburg: Aletheia Publ., 239 p. (In Russian) El'konin, B. D. (1992) Krizis detstva i osnovaniya proektirovaniya form detskogo razvitiya [The crisis of childhood and the foundations for designing forms of child development]. Voprosy psikhologii, no. 3-4, pp. 7-13. (In Russian)
Feldstein, D. I. (1998) Detstvo kak sotsial'no-psikhologicheskij fenomen i osoboe sostoyanie razvitiya [Childhood as a socio-psychological phenomenon and a special state of development]. Voprosypsichologii, no. 1, pp. 3-19. (In Russian).
Gogoberidze, A. G., Derkunskaya, V. A. (2011) Doshkol'noe detstvo kak sotsiokul'turnyj fenomen i samotsennyj period v zhizni cheloveka [Preschool childhood as a sociocultural phenomenon and a valuable period in a person's life]. Detskijsad: teoriya ipraktika, no. 1, pp. 6-11. (In Russian). Ivanova, N. V. (2005) Osobennosti i znachenie detskoj subkul'tury [Special features and importance of children
sub-culture]. Pedagogika, no. 7, pp. 31-36. (In Russian) Ivanova, N. V. (2014) Sotsializiruyushchie funktsii i pedagogicheskie aspekty priobshcheniya doshkol'nikov k detskoj subkul'ture [Socializing functions and pedagogical aspects of introducing preschoolers to children's subculture]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya — International Journal of Experimental Education, no. 8-3, pp. 104-106. (In Russian) Ivanova, N. V. (2016) Sotsializiruyushchie vozmozhnosti detskoj subkul'tury [Socializing opportunities of children's
subculture]. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta, no. 5, pp. 272-274. (In Russian) Ivanova, N. V., Yakupova, E. Yu., Serova, O. E. (2022) Sotsializatsiya starshikh doshkol'nikov posredstvom detskoj subkul'tury [Socialization of older preschoolers through children's subculture]. Istochnik, no. 2 (114), pp. 40-42. (In Russian)
Kalabina, I. A., Vinogorova, V. N. (2022) Detskaya subkul'tura kak faktor formirovaniya finansovoj kul'tury detej starshego doshkol'nogo vozrasta. [Children's subculture as a factor in the formation of the financial culture of older preschool children]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie — Preschool Education Today, no. 4 (112), pp. 22-31. (In Russian)
Kudryavtsev, V., Alieva, T. (1997a) Eshche raz o prirode detskoj subkul'ture [Once again about the nature of children's
subculture]. Doshkol'noe vospitanie, no. 3, pp. 87-91. (In Russian) Kudryavtsev, V., Alieva, T. (1997b) Eshche raz o prirode detskoj subkul'ture [Once again about the nature of children's
subculture]. Doshkol'noe vospitanie, no. 4, pp. 64-68. (In Russian) Kuzhim, N. V. (2019) Sotsiologicheskie osobennosti detskoj subkul'tury. [Sociological features of children's subculture]. Sotsiologiya v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, tvorchestvo — Sociology in the Modern World: Science, Education, Creativity, vol. 1, no. 11, pp. 306-309. (In Russian) Litvinova, S. N. (2020) Fenomen igrovoj detskoj subkul'tury sovremennogo doshkol'nika [Phenomenon of present-day preschoolers' game subculture]. Vestnik pravoslavnogo Svyato-Tikhonskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya IV: Pedagogika. Psikhologiya — St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology, no. 56, pp. 106-116. https://doi.org/10.15382/sturIV202056.106-116 (In Russian) Maralov, V. G. (ed.). (2012) Innovatsii v obrazovanii: regional'nyj aspekt [Innovations in education: Regional aspect].
Cherepovets: Cherepovets State University Publ., 471 p. (In Russian) Osorina, M. V. (2000) Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslykh [The secret world of children in the space
of the world of adults]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 277 p. (In Russian) Ovchinnikova, L. A. (2020) Psikhologicheskie aspekty subkul'tury: refleksivnyj poisk [Psychological aspects of child subculture: Reflexive search]. Mezhdunarodnyj zhurnal meditsiny i psikhologii — International Journal of Medicine and Psychology, vol. 3, no. 6, pp. 76-80. (In Russian) Smirnova, E. O. (2022) Sovremennaya detskaya subkul'tura i ee posledstviya [Modern children's sub-culture].
Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie — Preschool Education Today, no. 6 (114), pp. 35-41. (In Russian) Yafizova, R. I., Nichiporenko, L. K. (2019) Osobennosti igrovoj subkul'tury sovremennogo rebenka [Features of the gaming subculture of a modern child]. In: A. G. Gogoberidze, G. I. Vergeles, O. A. Granichina (eds.). Razvitie rebenka doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta kak sub'ekta deyatel'nosti [Development of a child of preschool and primary school age as a subject of activity]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 86-103. (In Russian)