Научная статья на тему 'Социализирующие возможности детской субкультуры'

Социализирующие возможности детской субкультуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1166
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Наталия Витальевна

В статье раскрыты социализирующие функции детской субкультуры, представлены формы приобщения дошкольников к детской субкультуре, с помощью которых реализуется технология социального взросления воспитанников ДОО и осуществляется успешная интеграция ребенка в группу сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализирующие возможности детской субкультуры»

Социализирующие возможности детской субкультуры

Иванова Наталия Витальевна

ФГБОУ Череповецкий государственный университет г.

Череповец

Ключевые слова:

детская субкультура, формы приобщения к детской субкультуре

Аннотация.

В статье раскрыты социализирующие функции детской субкультуры, представлены формы приобщения дошкольников к детской субкультуре, с помощью которых реализуется технология социального взросления воспитанников ДОО и осуществляется успешная интеграция ребенка в группу сверстников.

Введение.

В связи с появлением негативных тенденций в развитии социальной сферы ребенка актуализируется необходимость разработки педагогического инструментария, который учитывает особенности социальной ситуации развития дошкольника и пространства его жизнедеятельности, способствует созданию условий для гармонизации отношений ребенка с микросоциумом и его социальной адаптации к изменяющимся требованиям общества.

Для разработки такого инструментария мы обратились к феномену детской субкультуры, который рассматриваем как универсальный механизм социализации ребенка (1). Социализирующими функциями детской субкультуры выступают:

- обеспечение гармонизации процессов социализации-индивидуализации,

- формирование ценностного отношения к миру.

Раскроем содержание первой функции. С одной стороны, в процессе приобщения к детской субкультуре целенаправленно создаются условия, обеспечивающие накопление социального опыта взаимодействий ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие умений действовать совместно с другими, то есть активно осуществляется процесс социальной адаптации. Удовлетворяя потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, детская субкультура оказывает влияние на воспитание таких социально значимых качеств как социальная уверенность, активность, самостоятельность, инициативность.

С другой стороны, познание мира сверстников, взрослых дает возможность осознавать свои отличия, предпочтения, интересы, то есть обеспечивается процесс индивидуализации.

Соответственно, включение ребенка в детскую субкультуру создает благоприятные условия для обеспечения успешной социализации и гармонизации основных ее процессов.

Вторая функция базируется на широких воспитательных возможностях детской субкультуры при формировании ценностно-смысловой сферы ребенка. Коллекционирование, презентации образа жизни своей семьи, выставки семейных увлечений - все это дает возможность приобщаться к внутреннему миру других людей, анализировать и сравнивать ценности свои и окружающих людей, формировать сосбтвенную систему ценностей. Особую роль детская субкультура может играть в формировании ценностно-смысловой сферы ребенка с трудностями в социализации, так как предоставляет возможность выбора, ненасильственного приобщения к миру человеческих ценностей на основе принципа поливариативности.

Теоретическое осмысление феномена детской субкультуры обусловило обращение к раскрытию практических аспектов реализации ее социализирующих возможностей.

Цель исследования.

На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 125» г. Череповца был реализован инновационный проект «Обеспечение социального взросления дошкольников в процессе приобщения к детской субкультуре», основными задачами которого выступили:

- развитие самостоятельности и ответственности у детей как основных ценностей системы взросления;

- расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне и построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала.

Материалы и методы.

Исследование проводилось с 2000 г. по 2012 гг. В нем принимали участие педагогический коллектив и воспитанники дошкольного учреждения (более 480 детей в возрасте от 3до 7 лет). В рамках проекта была апробирована технология социального взросления дошкольников, включающая в себя 4 этапа: подготовка педагогов к принятию особенностей детской субкультуры; освоение ребенком содержания детской субкультуры; развитие у детей социальных качеств ответственности и самостоятельности; развитие социальной индивидуальности ребенка.

Углубленно велась работа по следующим компонентам детской субкультуры: смеховой мир детства, детская картина мира, детский правовой кодекс, детское собирательство и коллекционирование, детская мода, детское словотворчество.

Для решения поставленных задач использовались разнообразные формы приобщения дошкольников к детской субкультуре с учетом возрастной специфики: выставки, презентации, события, игровые проекты (2).

Презентация - активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы группы.

Можно выделить следующие виды презентаций:

- презентации группы (т.е. предметно-развивающей среды в целом или ее отдельных игровых «зон»),

- презентации выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы (это может быть знакомство с традициями группы, отдыхом детей, праздниками и увлечениями),

- презентации групповых достижений, раскрывающие результаты детской группы в каком-либо виде деятельности.

Социализирующие задачи: создание условий для накопления ребенком первичного опыта общения, содействие разновозрастному общению, оказание помощи в осознании себя как члена детского коллектива и освоении различных социальных ролей.

Выставка - это собрание предметов, расположенных для обозрения, а также место, где они собраны. Выставки могут быть тематическими (коллекционные, творческие); раскрывающими или представляющими предметы, объединённые общим содержанием, и авторскими (семейные, персональные), в создании которых может принимать участие семья или лично один ребенок или взрослый.

Социализирующие задачи: создание условий для трансляции ребенком окружающим

собственного внутреннего мира, освоения социальных ролей, осознания ребенком значимости своей личности.

Игровые проекты - это групповая форма организации детской деятельности, характеризующаяся поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников по достижению игровой цели.

Социализирующие задачи: обогащение социального опыта ребенка, помощь в осознании норм, правил поведения и освоении разнообразных социальных ролей, формирование умений сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими.

События. В педагогике событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны, как для коллектива, так и для личности.

Социализирующие задачи: создание условий для самореализации ребенка в группе сверстников, развитие адекватной самооценки своих возможностей.

Результаты.

Основные результаты реализации проекта связаны с позитивной динамикой социального развития детей. Сравнительный анализ результатов диагностики уровня социального развития детей в экспериментальных и контрольных группах на констатирующем и контрольном этапах исследования показал, что наиболее существенные изменения произошли по следующим параметрам:

- взаимодействие ребенка со взрослыми (легко идет на контакт со взрослым, с удовольствием действует со взрослым сообща, успешно действует под его руководством и легко принимает его помощь);

- социальная позиция ребенка по отношению к сверстнику (успешно взаимодействует со сверстниками и участвует в коллективной игре, легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками, проявляет качества лидера, хорошо себя чувствует в большой группе детей, умеет занимать других детей, успешно участвует в делах и играх, предложенных другими детьми, успешно разрешает конфликты со сверстниками),

- поведение в самостоятельной деятельности (хорошо действует самостоятельно, может занять себя сам, умеет сдерживать себя и контролировать свое поведение),

- позитивное отношение к себе и к окружающим. Заключение и выводы

Таким образом, в ходе исследования было доказано, что приобщение ребенка-дошкольника к детской субкультуре выступает действенным средством обеспечения социального взросления, в контексте которого осуществляется успешная интеграция ребенка в группу сверстников, формирование его целостного жизненного опыта, удовлетворение потребности в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Список литературы:

1.Иванова Н.В. 2007. Детская субкультура как фактор социализации ребенка на этапе дошкольного детства. Череповец.

2.Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. 2008. Социальное развитие детей в ДОУ. Москва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.