Социализирующие возможности детской субкультуры
Иванова Наталия Витальевна
ФГБОУ Череповецкий государственный университет г.
Череповец
Ключевые слова:
детская субкультура, формы приобщения к детской субкультуре
Аннотация.
В статье раскрыты социализирующие функции детской субкультуры, представлены формы приобщения дошкольников к детской субкультуре, с помощью которых реализуется технология социального взросления воспитанников ДОО и осуществляется успешная интеграция ребенка в группу сверстников.
Введение.
В связи с появлением негативных тенденций в развитии социальной сферы ребенка актуализируется необходимость разработки педагогического инструментария, который учитывает особенности социальной ситуации развития дошкольника и пространства его жизнедеятельности, способствует созданию условий для гармонизации отношений ребенка с микросоциумом и его социальной адаптации к изменяющимся требованиям общества.
Для разработки такого инструментария мы обратились к феномену детской субкультуры, который рассматриваем как универсальный механизм социализации ребенка (1). Социализирующими функциями детской субкультуры выступают:
- обеспечение гармонизации процессов социализации-индивидуализации,
- формирование ценностного отношения к миру.
Раскроем содержание первой функции. С одной стороны, в процессе приобщения к детской субкультуре целенаправленно создаются условия, обеспечивающие накопление социального опыта взаимодействий ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие умений действовать совместно с другими, то есть активно осуществляется процесс социальной адаптации. Удовлетворяя потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, детская субкультура оказывает влияние на воспитание таких социально значимых качеств как социальная уверенность, активность, самостоятельность, инициативность.
С другой стороны, познание мира сверстников, взрослых дает возможность осознавать свои отличия, предпочтения, интересы, то есть обеспечивается процесс индивидуализации.
Соответственно, включение ребенка в детскую субкультуру создает благоприятные условия для обеспечения успешной социализации и гармонизации основных ее процессов.
Вторая функция базируется на широких воспитательных возможностях детской субкультуры при формировании ценностно-смысловой сферы ребенка. Коллекционирование, презентации образа жизни своей семьи, выставки семейных увлечений - все это дает возможность приобщаться к внутреннему миру других людей, анализировать и сравнивать ценности свои и окружающих людей, формировать сосбтвенную систему ценностей. Особую роль детская субкультура может играть в формировании ценностно-смысловой сферы ребенка с трудностями в социализации, так как предоставляет возможность выбора, ненасильственного приобщения к миру человеческих ценностей на основе принципа поливариативности.
Теоретическое осмысление феномена детской субкультуры обусловило обращение к раскрытию практических аспектов реализации ее социализирующих возможностей.
Цель исследования.
На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 125» г. Череповца был реализован инновационный проект «Обеспечение социального взросления дошкольников в процессе приобщения к детской субкультуре», основными задачами которого выступили:
- развитие самостоятельности и ответственности у детей как основных ценностей системы взросления;
- расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне и построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала.
Материалы и методы.
Исследование проводилось с 2000 г. по 2012 гг. В нем принимали участие педагогический коллектив и воспитанники дошкольного учреждения (более 480 детей в возрасте от 3до 7 лет). В рамках проекта была апробирована технология социального взросления дошкольников, включающая в себя 4 этапа: подготовка педагогов к принятию особенностей детской субкультуры; освоение ребенком содержания детской субкультуры; развитие у детей социальных качеств ответственности и самостоятельности; развитие социальной индивидуальности ребенка.
Углубленно велась работа по следующим компонентам детской субкультуры: смеховой мир детства, детская картина мира, детский правовой кодекс, детское собирательство и коллекционирование, детская мода, детское словотворчество.
Для решения поставленных задач использовались разнообразные формы приобщения дошкольников к детской субкультуре с учетом возрастной специфики: выставки, презентации, события, игровые проекты (2).
Презентация - активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы группы.
Можно выделить следующие виды презентаций:
- презентации группы (т.е. предметно-развивающей среды в целом или ее отдельных игровых «зон»),
- презентации выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы (это может быть знакомство с традициями группы, отдыхом детей, праздниками и увлечениями),
- презентации групповых достижений, раскрывающие результаты детской группы в каком-либо виде деятельности.
Социализирующие задачи: создание условий для накопления ребенком первичного опыта общения, содействие разновозрастному общению, оказание помощи в осознании себя как члена детского коллектива и освоении различных социальных ролей.
Выставка - это собрание предметов, расположенных для обозрения, а также место, где они собраны. Выставки могут быть тематическими (коллекционные, творческие); раскрывающими или представляющими предметы, объединённые общим содержанием, и авторскими (семейные, персональные), в создании которых может принимать участие семья или лично один ребенок или взрослый.
Социализирующие задачи: создание условий для трансляции ребенком окружающим
собственного внутреннего мира, освоения социальных ролей, осознания ребенком значимости своей личности.
Игровые проекты - это групповая форма организации детской деятельности, характеризующаяся поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников по достижению игровой цели.
Социализирующие задачи: обогащение социального опыта ребенка, помощь в осознании норм, правил поведения и освоении разнообразных социальных ролей, формирование умений сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими.
События. В педагогике событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны, как для коллектива, так и для личности.
Социализирующие задачи: создание условий для самореализации ребенка в группе сверстников, развитие адекватной самооценки своих возможностей.
Результаты.
Основные результаты реализации проекта связаны с позитивной динамикой социального развития детей. Сравнительный анализ результатов диагностики уровня социального развития детей в экспериментальных и контрольных группах на констатирующем и контрольном этапах исследования показал, что наиболее существенные изменения произошли по следующим параметрам:
- взаимодействие ребенка со взрослыми (легко идет на контакт со взрослым, с удовольствием действует со взрослым сообща, успешно действует под его руководством и легко принимает его помощь);
- социальная позиция ребенка по отношению к сверстнику (успешно взаимодействует со сверстниками и участвует в коллективной игре, легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками, проявляет качества лидера, хорошо себя чувствует в большой группе детей, умеет занимать других детей, успешно участвует в делах и играх, предложенных другими детьми, успешно разрешает конфликты со сверстниками),
- поведение в самостоятельной деятельности (хорошо действует самостоятельно, может занять себя сам, умеет сдерживать себя и контролировать свое поведение),
- позитивное отношение к себе и к окружающим. Заключение и выводы
Таким образом, в ходе исследования было доказано, что приобщение ребенка-дошкольника к детской субкультуре выступает действенным средством обеспечения социального взросления, в контексте которого осуществляется успешная интеграция ребенка в группу сверстников, формирование его целостного жизненного опыта, удовлетворение потребности в самостоятельности и участии в социальных изменениях.
Список литературы:
1.Иванова Н.В. 2007. Детская субкультура как фактор социализации ребенка на этапе дошкольного детства. Череповец.
2.Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. 2008. Социальное развитие детей в ДОУ. Москва.