Научная статья на тему 'Управление компетенциями человеческих ресурсов в высшем профессиональном образовании'

Управление компетенциями человеческих ресурсов в высшем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MANAGEMENT / HUMAN RESOURCES / QUALITY MANAGEMENT / METHODS AND MEANS / COMPETENCES / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсентьев Юрий Николаевич, Горбунов Виталий Сергеевич, Лесковский Иван Павлович, Моисеев Александр Васильевич

Исследуются пути повышения управляемости, организованности и качества человеческих ресурсов, концепции, методы и средства достижения поставленных целей по подготовке компетентных профессионалов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арсентьев Юрий Николаевич, Горбунов Виталий Сергеевич, Лесковский Иван Павлович, Моисеев Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of the Competences of Human Resources in Higher Vocational Education

The authors research the ways of improving organization, management and quality of HR as well as conceptions, methods and means of achieving the goals of qualified professionals training

Текст научной работы на тему «Управление компетенциями человеческих ресурсов в высшем профессиональном образовании»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Арсентьев Юрий Николаевич

Доктор технических наук., профессор, профессор кафедры менеджмента Тульского филиала РАНХиГС

Горбунов Виталий Сергеевич

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента Тульского филиала РАНХиГС

Лесковский Иван Павлович

Кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента Тульского филиала РАНХиГС

Моисеев Александр Васильевич

Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента Тульского филиала РАНХиГС

Yuri N. Arseniev

Doctor of Engineering, Professor, Professor of the Department of Vanagement of the Tula branch of RANEPA

Vitaly S. Gorbunov

Candidate of Engineering, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management of the Tula branch of RANEPA

Ivan P. Leskovsky

Candidate of Physico-Mathematical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management of the Tula branch of RANEPA

Alexander V. Moiseev Candidate of Engineering, Associate Professor, head of the Department of Management of the Tula branch of RANEPA e-mail: [email protected]

УДК 621.31

Управление компетенциями человеческих ресурсов в высшем профессиональном образовании

Management of the Competences of Human Resources in Higher Vocational Education

Исследуются пути повышения управляемости, организованности и качества человеческих ресурсов, концепции, методы и средства достижения поставленных целей по подготовке компетентных профессионалов.

Ключевые слова и словосочетания: управление, человеческие ресурсы, менеджмент качества, методы и средства, компетенции, профессиональное образование.

The authors research the ways of improving organization, management and quality of HR as well as conceptions, methods and means of achieving the goals of qualified professionals training.

Key words and word combinations: management, Human Resources, quality management, methods and means, competences, vocational education.

За последнее 20-летие в РФ значительно изменились цели, формы и способы функционирования образовательных учреждений высшего профессионального образования (ОУ ВПО). Перемены касаются повышения значимости знаний и компетенций производительной движущей силы социально-экономического развития РФ, информационно-коммуникационного прогресса, глобальных социально-политических трансформаций в функционировании ОУ ВПО.ОУ ВПО сегодня - важнейший институт государства, формирующий мировоззрение настоящих и будущих поколений профессионалов, определяющий социально-экономический и научно-технический прогресс РФ. Главными принципами функционирования национальных систем образования в условиях глобализации выступают: приоритет развития; рост спроса в сфере ВПО, интернационализации и коммерциализации; университизация высшей школы [1-6].

Российские ОУ ВПО пока еще представляют научно-педагогические школы, концентрирующие интеллектуальную элиту, опыт мониторинга процессов социально-экономического развития РФ и стран мира. Они призваны устранять разрыв между запросами населения, рынка труда и компетенциями выпускников ОУ ВПО, переподготовкой профессионалов, готовых к постоянному переобучению, ротации и развитию. Без уточненных целей развития, продуманных инноваций, научно обоснованных расчетов, прогнозов, сильной политической воли, качественной подготовки человеческих ресурсов ситуация в экономике, образовании, культурной жизни РФ будет лишь ухудшаться, а негативные тенденции усиливаться.

Анализ развития мировых экономических систем выявляет следующие особенности (см. рисунок) [1-3].

Тенденции развития профессионального образования

ГлО - глобализация образования: 11 - либерализация условий мобильности; 12 - активность глобализации:

121 - новые задачи международных рынков труда, информационных технологий и развития экономики знаний;

122 - стремление развитых стран использовать преимущества глобализации, а их ОУ ВПО - обеспечить конкурентоспособность; 123 - рост качества образования, исследований участия преподавателей и студентов в международном обмене знаниями; 13 - интернационализация и интенсификация международных обменов; 131 -стратегии согласованного подхода с опорой на долгосрочные цели развития, а ее реализация на поддержку мобильности; 132 - поддержка миграции квалифицированных сотрудников; 133 - интернационализация ВПО; 134 - возможность получить ВПО через кредитование образования; 14 - универсализация и быстрое распространение продуктов, услуг, опыта, знаний; 15- западных ценностей и структур; 16 - разрушение социально-экономических связей в национальных системах образования; ДМО - доступность массового ВПО через информатизацию (21), дистанционное, транснациональное ВПО (22), международные соглашения, проекты, программы (франчайзинг, двойной или тройной диплом и др. (23), виртуальные, открытые, учебные, исследовательские ОУ ВПО (24); ИТП - изменение технологий подготовки через стратегии выравнивания (41), институциональные преобразования национальных систем ВПО (42), финансовые механизмы (43) и гранты (44); РТК - рост требований к качеству и контролю обучения через стандартизацию (51), университизацию (52), исключение конкурентных и информационных разрывов (53); СГФ - сокращение государственного финансирования, рост сектора платного образования; РСР - реагирование на сигналы рынка во взаимодействии с реальным сектором экономики и превращением в учебно-научно-инновационные комплексы; УНО - усиление неоднородности и организационного разнообразия форм.

В современной экономике все большее значение приобретают нематериальные ресурсы - знания, компетенции, квалификации, трудовые навыки человеческих ресурсов, включаемые в основной капитал СХ. Это указывает на необходимость следования «субъектно-ориентированной парадигме развития», выдвижения человека в центр воспроизводственного процесса. Сегодня социально-экономические реальности не укладываются в узкие рамки стоимостных отношений, поэтому в обязательный набор экономических категорий следует включить понятие «человеческий потенциал» как основу новой концепции мирового развития.

О необходимости перехода к «более высокому социальному порядку» при крахе прежней системы ценностей указывал еще в 1985 г. Д. Белл, поставивший диагноз главной причины деформаций: «Это обладание

материальными благами, превратившееся в самоцель. В сфере потребления капитализм создает культ сегодняшнего момента, мотовство и показуху». В реализации новой парадигмы мировых отношений главную роль он отводит ВПО: «Лишь образование может сформировать новое общественное сознание, изменить поведение человека, дать ему иной нравственный ориентир, установить другую иерархию ценностей».

На систему подготовки и повышения квалификации профессиональных кадров в мире возложена очень важная стратегическая функция: помощь молодежи понять относительность наших знаний, выработки ею умений по их использованию в повседневной деятельности; формирование убеждения в необходимости непрерывного обучения в течение всей жизни для своевременной адаптации к технологическим и структурным трансформациям в обществе, к быстроизменяющемуся миру.

Российская система подготовки профессиональных кадров должна качественнее и быстрее решать масштабные сложные проблемы адекватности выпускников сферы ПО росту экономики страны, перспективному и текущему спросу на них; социальной ответственности бизнеса при гармоничном сочетании государственно-частного партнерства в сферах менеджмента и образования и ведущей роли в нем государства.

Достаточен ли уровень получаемых в ОУ ВПО профессиональных и технологических знаний для эффективной деятельности в сферах экономики, управления, бизнеса и иных сферах?

Реальность показывает, что большая часть знаний пока не востребована, что негативно сказывается на развитии экономики. Низкая конкурентоспособность российских СХ обусловлена слабой технической оснащенностью и качеством выпускаемой продукции. Высшее руководство в условиях турбулентности внешней среды, динамичных изменений на рынках неспособно принимать эффективные решения.

По экспертным оценкам, свыше 20 млн. российских специалистов и руководителей всех уровней сегодня нуждаются в переподготовке и повышении квалификации. Существует острая потребность в компетентных инженерах, менеджерах, маркетологах, брокерах, трейдерах, специалистах по банковскому делу, эколого-экономической безопасности, управлению рисками и т.п. В условиях информатизации и глобализации возрастает значимость новых ключевых способностей, умений - компетенций предпринимателя и менеджера, в т.ч. оперативность, адаптивность, творческий потенциал, склонность к инновациям, дар предвидения в изменении хозяйственной конъюнктуры, новых идей, концепций, практической реализации инновационных проектов.

Российские ОУ ВПО все без исключения должны активнее реализовать соответствующие инновационные проекты, цель которых - поиск альтернатив позитивного разрешения накопившихся проблем в экономике, управлении, производстве, бизнесе и образовании проблем, обеспечение качества подготовки выпускников по востребованным специальностям.

Согласно мировой статистике, лишь 5% населения могут стать успешными бизнесменами, менеджерами высшего и среднего звена. Их профессия и статус, помимо природных способностей и таланта, требуют широкого круга знаний, умений и навыков, приобретаемых лишь при специальном обучении. Для выработки у управленцев и хозяйственных руководителей указанных качеств и предназначено ВПО, ориентирующееся на оперативное кадровое обеспечение приоритетных секторов экономики, действия в жестких условиях конкуренции, приучение к творчеству, самостоятельности, непрерывному обновлению производства и реализации продукции. В России сложилась широкая дифференцированная сеть учебных центров и рынка образовательных услуг - от бухгалтерских курсов до бизнес-школ и альтернативных государственным учебным заведениям элитных вузов, имеющих международный статус. В современном мире применяется ряд моделей обучения. Полярными моделями являются: прагматическая модель - для специалистов относительно узкого профиля, способствующая развитию предпринимательских начал (она присуща США, Скандинавским странам, «азиатским тиграм» и др.); академическая модель - для специалистов с фундаментальным образованием, широким кругозором, специализацией на конкретных знаниях.

Какая из моделей лучше? Отдавая должное второй как более гуманной, ориентированной на постоянное развитие личности, подготовку профессионалов к действиям в турбулентной внешней среде в условиях постоянных рисков и неопределенностей, в рыночной экономике с позиции олигархов и государственных органов управления образованием РФ, проще, дешевле и примитивнее для обучающихся лиц первая модель ввиду ее практической значимости. Сегодня в ключевых отраслях экономики, промышленности, предпринимательстве, внешней торговле обозначились новые ориентиры кадровой политики, специализации обучения, адекватные требованиям постиндустриального общества. ОУ ВПО следует ориентировать на подготовку кадров разных уровней квалификации, ведения рыночной и хозяйственной деятельности.

В подготовке кадров смещение акцента на прикладной характер обучения, в сущности, означает переход к формированию новой генерации хозяйственников и управленцев. В системе образования РФ появились

вузы, главной целью считающие содействие управленческой карьере выпускников, их успешной деятельности в предпринимательстве. Однако для приближения к уровню западных стран нужно сделать еще многое: если на 100 тыс. занятых в США приходится 70, в ЕС - 20, то в РФ - всего 3 обладателя диплома МВА. ОУ ВПО должны удовлетворить объективную потребность экономики в формировании нового типа хозяйственного мышления и поведения людей, целенаправленной подготовке современных кадров руководителей.

Вопрос, кто должен платить за образование, давно решен в экономически развитых странах (это прерогатива и компетенция государства). В США валовые затраты с учетом государственных и частных программ составляют примерно 800 млрд. долл./год, из них государственные источники составляют 80%, а частные -20%. Примерно аналогичное положение во Франции, Германии, Японии, Швеции, чего нельзя сказать о России, стремящейся переложить финансирование ОУ ВПО на само общество. Если в США затраты на одного школьника постоянно растут (в 90-е гг. они в среднем за год составляли 3 тыс. долл., сегодня -свыше 9 тыс. долл.), то в России эти расходы просто мизерные. Сейчас федеральные средства покрывали потребности вузов на 20-25% и даже меньше с учетом реального исполнения бюджета.

Недофинансирование сферы общего и профессионального образования ведет к серьезным негативным последствиям. Резко ухудшилось состояние материально-технической базы ОУ ВПО, уменьшились объемы финансирования научных исследований, что основательно подорвало вузовскую науку. Значительно сократилась реальная заработная плата преподавателей. 40 лет назад должностной оклад профессора университета в 4,5 раза превышал среднюю зарплату в промышленности, сегодня же он составляет лишь 90% ее уровня. В США, Японии, Великобритании, Германии прослеживается тесная прямая корреляция между уровнем образования работника и его заработной платой, у научного сотрудника она вдвое выше средней по народному хозяйству (в РФ она была вдвое ниже).

Модель финансирования образования в экономически развитых странах ведется в основном за счет местного бюджета и хорошо работает при достаточных объемах бюджетного финансирования без опасения, что одна школа получит на порядок меньше другой. России нужны новые экономические модели многоканального финансирования ОУ ВПО, адекватные современным требованиям и запросам общества. Управление образованием должно быть упреждающим, гибким и эффективным на базе реальных механизмов участия в финансировании государства, регионов, органов местного самоуправления, финансово-промышленных групп, банков, семей и конкретно самих обучающихся.

Для достижения новых конкурентных преимуществ экономически развитые страны используют достижения теории «обучающейся организации» (learning organization), в которой основа конкурентных преимуществ - постоянное обучение, скорость роста знаний и умений персонала. Понятие «learning process» делает акцент на принципе создания новых знаний и научных идей, активных методов обучения (action learning), отражает реальные процессы формирования и непрерывного обновления знаний, качественного видоизменения самой парадигмы подготовки кадров.

Непременное условие эффективной работы любого современного СХ - обучение его персонала в течение всей трудовой жизни, приобретение новых знаний, умений, навыков и опыта, составляющих профессиональные компетенции. Об этом наглядно свидетельствует появление, наряду с традиционными должностями (генеральный директор, директор по финансам, директор по информационным технологиям), новых должностей - директор по знаниям, обучению, стратегическому развитию, анализу, оценке и управлению рисками и т.п.

Особая роль в становлении «обучающейся организации» принадлежит ее высшему руководству, от которого требуются: новые качества, высокая ответственность; способности вырабатывать приемлемую для сотрудников точку зрения на конкретные производственные проблемы; поощрение системности, креативности мышления, творческой самоотдачи. Однако без действенного стимулирования и мотивации этой категории человеческих ресурсов трудно рассчитывать на общий успех.

Стратегическая линия развития ОУ ВПО за рубежом - повышение уровня интеграции между трудовой деятельностью и обучением, зависящего от быстрого внедрения новых информационных технологий (НИТ), дистанционного обучения, существенно расширяющих масштабы подготовки кадров. Зарубежные эксперты говорят об «учебных сетях», объединяющих мультимедиа, интеллектуальные терминалы в домах, школах, университетах и даже магазинах. Для этого необходимо решение ряда взаимосвязанных проблем: ориентира на конкретных потребителей; разработку сложного программного обеспечения; учета знаний, интересов, культуры обучающихся и обучающих лиц, гармонизации их интересов.

Образовательные программы ОУ ВПО должны сочетать традиционные средства обучения с новейшими производственно-образовательными технологиями, что позволяет сделать учебный процесс более гибким и

индивидуальным. Применение принципа «обучение по требованию» позволяет индивидуализировать учебный процесс, выбирать программы, наилучшим образом отвечающие запросам обучающихся лиц. Применение НИТ повышает мотивацию студентов к учебе, усиливает их конкурентные преимущества при выходе в реальный бизнес. При этом существенно расширяются масштабы подачи учебного материала, круг его потребителей, экономятся затраты на транспорт, проживание студентов и т.п. Высокий потенциал НИТ, накопленный во многих ОУ ВПО России, при соответствующих инвестициях позволит грамотно управлять своим временем (time management), сбалансированно распределять ресурсы на базе инноваций.

Подготовка профессионалов невозможна без высокого научно-производственного потенциала профессорско-преподавательского состава (ППС) ОУ ВПО. Бизнес и предпринимательское сообщество российских регионов должны проявлять реальную заботу о качестве человеческих ресурсов, инвестициях в ОУ ВПО, а органы исполнительной власти - умение эффективного управления этими процессами.

Во всем мире считается важным, кто руководители органов управления образованием, ОУ ВПО, какие управленческие принципы, методы, морально-нравственные качества они демонстрируют не на словах, а на деле. Качество образования зависит от сочетания компетентности и нравственности обучающих (кто учит), системности и комплексности обучения (чему учат, какие дисциплины, в каком объеме, их способность к достижению эффекта синергии), какие абитуриенты приходят в ОУ ВПО, как применяются активные методы в обучении и т.п. Все это требует серьезной самостоятельной работы, НИОКР о ведении процессов обучения и мотивирования человеческих ресурсов в российских регионах.

Сегодня в мире прослеживаются два подхода к обучению человеческих ресурсов и построению организационных структур: специализация персонала и построение функциональных структур; широкий охват знаний работников и построение команд, проектных структур повышенной адаптивности и гибкости, способных осваивать новое с переходом в новое качество, появлением новых категорий специалистов, владеющих массой знаний, высокой степенью абстрактного и прогнозного мышления, способностью извлекать новые знания, поиска стратегий и планов развития.

Деятельность ОУ ВПО должна отвечать требованиям времени, адекватно обеспечивать сопряжение новых возможностей страны в преобразованиях на базе методов современного менеджмента. Россия нуждается в конкурентоспособности ОУ ВПО, как наиболее инновационной отрасли хозяйства, во многом определяющей конкурентоспособность экономики РФ. Инновации в сфере ВПО призваны улучшить качество образовательных услуг, обеспечить рост российской экономики, производства, бизнеса. Перед научно-педагогическим сообществом, органами власти и управления, бизнесом стоят вопросы, требующие точных ответов: какими должны быть ОУ ВПО; каковы реальная ситуация в российском образовании, интересы групп, как изменить ситуацию в лучшую сторону; что делать конкретным ОУ ВПО для достижения эффекта синергизма?

Отсутствие в РФ системы научной организации и оптимизации нормирования труда ППС ВПО тормозит трансформацию ОУ ВПО в научно-образовательные структуры, взаимодействующих с производством, бизнесом, предпринимательством, применение их материально-технической базы в подготовке профессионалов. Лишь их интеграция позволит создать серьезный научный и инновационный потенциал, адаптивные самоорганизующиеся системы управления НИОКР, апробировать новые образовательные программы, повысить качество подготовки кадров.

В деятельности ППС кафедры менеджмента Тульского филиала РАНХиГС, в т.ч. соавторов, используются новые модели компетентностного подхода (ряд их подробно описан в [1-3]). Сочетание теоретических знаний с практикой выполнения контрольно-курсовых работ по реализации программных модулей для разных сфер приложения НИТ, публикации полученных результатов в международных, межвузовских и иных сборниках научных работ студентов позволяет активизировать НИРС [2, 3] формирует профессиональный вкус, качество ведения исследований, благотворно сказывается на результативности освоения учебных дисциплин.

Библиографический список:

1. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Жданова Н.И. Управление компетенциями в профессиональном образовании.- М. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.

2. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Образование, экономика знаний и подготовка кадров. - М. - Тула: Изд-во ВЗФЭИ, ТулГУ, 2011.

3. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Менеджмент- и бизнес-образование в подготовке компетентных специалистов. - М. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.