Научная статья на тему 'О формировании у будущих менеджеров способности придерживаться этических ценностей'

О формировании у будущих менеджеров способности придерживаться этических ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ВУЗ / ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПРИВЕРЖЕННОСТЬ / COMPETENCE / HIGH SCHOOL / ETHICAL VALUES / COMMITMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Наталья Юрьевна

В статье показана роль вуза в формировании у будущих менеджеров способности придерживаться этических ценностей в контексте последовательности «лояльность вовлеченность приверженность». Обоснована необходимость перехода к «сквозному подходу», к формированию этических компетенций на протяжении всего периода обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the formation of future managers the ability to adhere to ethical values

The article describes the role of the university in formation of future managers the ability to adhere to ethical values in the context of the sequence of "loyalty involvement commitment." The necessity of the transition to a "cross-cutting approach" to the formation of ethical competence throughout the period of study at the university.

Текст научной работы на тему «О формировании у будущих менеджеров способности придерживаться этических ценностей»

ющихся по заочной форме. Для этого можно рекомендовать:

1. Учебно-методическому объединению разработать рекомендации по организации практик студентов, обучающихся по заочной форме.

2. При разработке рекомендаций учесть необходимость обязательного трудоустройства студентов старших курсов по профилю выбранной специальности.

3. Ввести обязательный учет студентов-заочни-ков, имеющих место работы по профилю выбранной специальности.

Библиографический список

1. О стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение: утверждено Правительством РФ 8 декабря 2011 г., № 2227-р. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/ 17449/.

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации (компетентнос-тный подход). - М.: Университетская книга, 2009. -272 с.

3. Шафранов-Куцев Г.Ф. Модернизация российского профессионального образования: проблемы и перспективы. - Тюмень: ТГУ, 2011. -296 с.

4. Мухамедзянова Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 10. - С. 2-7.

5. Акимов М.Ю., Ларченко И.Н., Майер В.В. и др. Университетский комплекс: инновационные технологии обеспечения качества профессионального образования / под ред. А.Н. Силина. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. - 204 с.

6. Конев А.Ю., Силин А.Н. Подготовка профессионалов для туристического и гостиничного бизнеса: инновационные технологии // Развиток туристичного бізнесу. - Донецк, 2011. - С. 80-82.

УДК 378:174.4

Сорокина Наталья Юрьевна

Тульский государственный университет sorokina-tula@mail.ru

О ФОРМИРОВАНИИ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СПОСОБНОСТИ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

В статье показана роль вуза в формировании у будущих менеджеров способности придерживаться этических ценностей в контексте последовательности «лояльность — вовлеченность — приверженность». Обоснована необходимость перехода к «сквозному подходу», к формированию этических компетенций на протяжении всего периода обучения в вузе.

Ключевые слова: компетенция, вуз, этические ценности, приверженность.

Одной из причин экономического кризиса, который в настоящее время переживает мировая экономика, эксперты называют кризис доверия [1], обусловленный огромными масштабами спекуляций в денежно-кредитной сфере и беспрецедентным ростом числа случаев манипулирования инвестициями и нечестного использования менеджментом прибылей и активов компаний. Именно поэтому среди мер профилактики возникновения подобных кризисов, помимо модернизации экономики в целях экономического роста и создания эффективного финансового механизма, препятствующего образованию «финансовых пузырей», все чаще называется формирование сословия менеджеров, обладающих высокой нравственной надежностью, приверженностью интересам компании, способностью придерживаться общечеловеческих ценностей в своей профессиональной деятельности. Повышение этических требований к управленческим кадрам в целях обеспечения высокого качества и культуры управления на всех уровнях национальной экономики провозглашено важнейшим условием успешной

реализации антикризисных стратегий, разработанных в России в период 2008-2012 годов [2; 3]. Потребность в формировании управленческой элиты, способной последовательно придерживаться этических ценностей и принципов, предъявляет особые требования к подготовке менеджеров.

Этические принципы - это фундаментальные правила, с которыми человек добровольно сверяет свои моральные стандарты и ценностные суждения. Наиболее известными являются десять этических принципов, сформулированные Лару Хосмером в терминах прикладной этики [5]. По мнению автора, эти принципы являются объективными, последовательными и вечными, независящими от культурологических, религиозных и социально-экономических влияний.

Формирование у будущих менеджеров способности придерживаться в своей деятельности этических принципов должно осуществляться в контексте последовательности «лояльность - вовлеченность - приверженность» (рисунок 1):

Под «лояльностью» понимается установка менеджера соблюдать этические принципы в своей

© Сорокина Н.Ю., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

227

Лояльность - Вовлеченность - Приверженность -

установка менеджера желание менеджера готовность менеджера

соблюдать этические —► принимать —► отстаивать интересы

принципы управленческие организации, опираясь

в своей деятельности решения, следуя на этические ценности

этическим принципам и принципы

Рис. 1. Последовательность «лояльность - вовлеченность - приверженность»

деятельности. Она является внутренним, психологическим состоянием человека и, как правило, формируется до начала обучения в системе профессионального образования. Важную роль в этом процессе играют семья, средства массовой информации, дошкольные и общеобразовательные учреждения, общество в целом. Таким образом, проблема заключается в том, что лояльность как базовая составляющая способности будущего менеджера придерживаться в своей деятельности этических принципов, во многом формируется «вне границ» системы профессионального образования, и вузы имеют весьма ограниченные возможности влияния на данный процесс. Со сходной проблемой сталкиваются и работодатели, нанимающие персонал с уже сформированными профессиональными и личностными навыками, установками, компетенциями. Следует отметить, что работодатели довольно успешно решают эту проблему в рамках политики найма персонала, задавая критерии отбора, проводя отборочные собеседования, используя практику найма работника «на испытательный срок» и т.п. К сожалению, вузы не могут воспользоваться этим опытом, поскольку действующее российское законодательство в области образования не позволяет проводить такого рода отборочные мероприятия с абитуриентами, набравшими достаточную для зачисления в вуз сумму балов по ЕГЭ.

Вовлеченность - это желание менеджера принимать управленческие решения, следуя этическим принципам. Именно на этом этапе вклад вуза в формирование у менеджеров способности придерживаться этических принципов в управленческой деятельности трудно переоценить. В действующем ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» способность придерживаться этических ценностей относится к блоку общекультурных компетенций будущих менеджеров (ОК-22) [4]. Ее формированию призваны способствовать следующие учебные дисциплины: теория менеджмента, управление человеческими ресурсами, корпоративная социальная ответственность, психология, лидерство, деловые коммуникации. В результате их освоения у будущих менеджеров должен быть сформирован подход к управлению, заключающийся в следовании этическим принципам в процессе принятия управленческих решений. Следует отметить, что подавляющее большинство российских вузов, осуществляющих подготовку менеджеров, не ограничились только рекомендованным перечнем

учебных дисциплин, расширив его путем включения таких курсов, как «Этика и культура управления», «Деловое общение», «Этика деловых отношений», «Этика бизнеса» и т.п. В ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет» при подготовке будущих бакалавров менеджмента учебным планом предусмотрено изучение дисциплины «Этика и культура управления». Ее основными задачами являются знакомство студентов с этическими нормами и принципами, лежащими в основе нравственного поведения людей, принадлежащих различным мировым культурам; знакомство с современной корпоративной культурой ведущих фирм мира; уяснение преимуществ соблюдения нравственных норм в процессе управления людьми [6]. Между тем следует отметить, что развитие у будущих менеджеров способности придерживаться этических ценностей в процессе своей деятельности не может быть задачей отдельных дисциплин учебного плана. Как большинство общекультурных компетенций, она должна формироваться на протяжении всего периода подготовки студентов в вузе, являясь «сквозной темой» обучения будущих менеджеров. Важную роль в ее формировании играет личность преподавателя, его моральные и нравственные установки, общекультурный уровень, модель взаимоотношений со студентами и коллегами.

Приверженность - это готовность менеджера отстаивать интересы организации, опираясь на этические ценности и принципы. Она выступает как интегрирующая характеристика, определяющая мотивацию, интенсивность и последовательность менеджера в следовании этическим принципам в управлении организацией.

Если рассматривать процесс формирования у будущих менеджеров способности придерживаться в своей деятельности этических принципов с позиций системного подхода, то лояльность абитуриентов этическим принципам является «входным» параметром системы, приверженность выпускников этическим ценностям - «выходным» параметром системы. Тогда последовательное преобразование лояльности в вовлеченность, а затем приверженность может быть признано одним из основных операционных процессов вуза, определяющих востребованность его выпускников на рынке труда.

Вышесказанное требует перехода к «сквозному подходу», к формированию этических компетенций, заключающемуся в последовательном наращивании способностей будущих менеджеров при-

228

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

держиваться этических принципов и ценностей в рамках освоения всех дисциплин учебного плана, а не только отдельных учебных курсов. При таком подходе общекультурная компетенция ОК-22 должна быть включена в рабочие программы всех учебных дисциплин гуманитарного, социального, экономического и профессионального циклов. В свою очередь это предполагает проверку уровня ее сфор-мированности во всех видах текущих и промежуточных аттестаций студентов, а также в ходе итоговой аттестации выпускника - подготовки и защиты выпускной квалификационной работы бакалавра.

Библиографический список

1. Дынкин А.А. Мировой опыт антикризисной политики: уроки для России // Аналитические доклады победителей конкурса «Россия в условиях мирового кризиса». - М.: Российский гуманитарный научный фонд, Языки Славянских культур, 2009. - С. 95-121.

2. Глазьев С.Ю. Антикризисные меры: просчеты, выводы, предложения // Экономическая наука современной России. - 2009. - № 2.

3. Полтерович В.М. Механизм глобального экономического кризиса и проблемы технологической модернизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econorus.org

4. Приказ Министерства образования и науки РФ N 544 от 20 мая 2010 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «Бакалавр»)».

5. Hosmer, L. (1992). The Ethics of Management (2nd ed). Richard D. Irwin. Homewood, IL.

6. Булавкина О.В. Рабочая программа дисциплины «Этика и культура управления» (направление подготовки 080200 «Менеджмент»). - Тула: ТулГУ, 2011.

УДК 330

Субботин Виктор Олегович

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

vitu6asubbotin@mail.ru

СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Статья посвящена анализу сдерживающих факторов развития гражданского общества в системе экономических отношений на постиндустриальном этапе общественно-экономического развития. Рассматриваются угрозы для возможного развития гражданского общества, базирующиеся на слабых сторонах его современного положения в национальной системе экономических отношений. Обозначены основные позиции и предложены возможные варианты развития гражданского общества.

Ключевые слова: гражданское общество, экономические отношения, экономическая система, сдерживающие факторы, возможности, угрозы, государство.

Г)воря о концепции развития отечественного гражданского общества в системе экономических отношений, наряду с факторами, влияющими на формирование гражданского общества, нельзя не сказать о причинах, тормозящих его развитие в национальной системе экономических отношений. Следует отметить, что при всём своём богатом природном и территориальном потенциале конкурентоспособная промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура, сфера услуг не достаточно развиты, а зачастую находятся только на начальной стадии развития. Необходимо не просто уделять внимание данной проблематике, а разрабатывать и реализовывать эффективные механизмы обновления данных принципиальных секторов экономики. Причём такое развитие должно быть многоплановым и включать в себя не только технологическое развитие, но и социальные аспекты, мотивацию к развитию и самосовершенствованию для членов гражданского общества. В плане развития новых технологий, необходима чёткая расстановка приоритетов. По мнению

современных политиков, экономистов, социологов, философов, первостепенное внимание следует уделить атомной промышленности, космическим проектам и технологиям, авиационной промышленности, фармацевтике, нанотехнологиям, высокотехнологичной химии, информационно-коммуникационным технологиям, разработке композитных и неметаллических материалов. Стремление руководства страны в этом вопросе полнее всего выражается в цитате В.В. Путина: «Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности» [5]. Такое понимание вопроса даёт для гражданского общества возможность считать, что его экономическое развитие будет протекать адекватно общемировым тенденциям в данном направлении.

В национальном аграрном секторе экономики, как и на мировом рынке, нет чёткой стабильности развития, довольно велико изменение цен на продовольствие и т. д. Не достаточно эффективно и быстро происходит развитие биотехнологий в области общественного питания, удешевляющих продукты питания, увеличивающих их доступность для

© Субботин В.О., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.