ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
А.С. Югфельд, канд. техн. наук, доцент
Тульский филиал Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, (Россия, г. Тула)
Аннотация. Особенности современной вузовской подготовки в сфере государственного и муниципального управления в системе РАНХиГС обусловлена как модернизацией образовательного процесса на путях более широкого применения компе-тентностного подхода, индивидуализации учебных планов студентов, привлечения к разработке и реализации образовательных программ практиков - представителей работодателей, так и использования возможностей и ресурсов сетевой структуры Академии, а также ее миссией научного и экспертно-аналитического сопровождения органов государственной власти Российской Федерации.
Ключевые слова: особенности модернизации профессиональной образовательной подготовки в сфере государственного и муниципального управления; компетентно-стный подход; индивидуализация учебных планов студентов; привлечение к реализации образовательных программ действующих экспертов-практиков - представителей работодателей; интеграция в образовательные программы практик.
Повышение качества государственного управления, учет при этом быстро меняющейся внутренней и внешней среды социально-экономического развития является одним из актуальных вызовов нашего времени. Новые условия развития и взаимодействия стран ставят их перед необходимостью формирования новой генерации управленческих кадров в государственном, общественном и частном секторах. В Российской Федерации стала заметно снижаться эффективность устоявшихся административных способов управления социальными процессами, выдвигаются все более высокие требования к качеству жизни населения и стандартам предоставления государственных услуг, что требует от управленцев понимания целей и механизмов происходящих качественных изменений. Перед выпускниками вузов в сфере государственного и муниципального управления это ставит задачу овладения современными методами политического и социально-экономического управления, практическими компетенциями в области межкультурной и деловой коммуникации, информационно-коммуникативных и
сетевых технологий, формирования у них нового уровня проектной, организационной и технологической культуры [1].
В отличие от классического академического вуза, миссией Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - Академия) является не просто подготовка конкурентоспособных и адаптивных управленческих кадров для государственного, общественного и частного секторов с целью решения задачи инновационного развития общества; не только осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в социально-экономической и гуманитарной сферах; но и научное, а также экспертно-аналитическое сопровождение органов государственной власти Российской Федерации. Для этого в составе Академии функционально и организационно выделено такое структурное подразделение как Высшая школа государственного управления, пронизывающая всю ее обширную филиальную сеть. Результаты научной и экспертной деятельности Академии как
крупнейшего консультанта по проектам и программам развития, разрабатываемым федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, корпорациями и общественными организациями, позволяют постоянно совершенствовать и актуализировать образовательный процесс.
Модернизация образовательного процесса идет различными путями. Здесь и использование компетентност-ного подхода, ориентированного на перспективные потребности развития экономики и социальной сферы Российской Федерации; и индивидуализация учебных планов студентов, особенно на заочной форме обучения; и широкое привлечение к разработке и реализации образовательных программ ученых, действующих экспертов-практиков -представителей работодателей; и интеграция в образовательные программы стажировок и практик, чередование обучения и практической деятельности и многое другое.
Образовательные программы, разрабатываемые в системе Академии (РАНХиГС) с учетом ее миссии, предусматривают создание единого образовательного пространства в целях подготовки государственных и муниципальных служащих, представителей бизнес-сообщества и общественных организаций; обеспечение единых стандартов качества образовательных программ во всех филиалах Академии; для чего предусмотрена и реализуется внутривузов-ская оценка образовательных программ в виде их переаккредитации, создание единой библиотеки электронных образовательных ресурсов, обеспечение широкого доступа к этим ресурсам всем участникам образовательного процесса.
Разработанная в Тульском филиале РАНХиГС к приемной кампании 2015 года образовательная программа высшего образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» на основе вышеуказанных моментов и требований вве-
денного в действие с февраля того же года актуализированного стандарта по данному направлению успешно прошла внутривузовскую переаккредитацию в апреле 2016 года.
Развитая филиальная сетевая структура создает возможности пользования единой базой электронно-библиотечных систем, разрабатывать единую базу учебников и учебных пособий, методических материалов, единых требований и форм организации и контроля учебного процесса, эффективную систему управления качеством образования и аудита образовательных достижений обучающихся, позволяет преодолеть такие проблемы как сложная управленческая и учебная логистика, возникшая из-за беспрецедентной территориальной распределенности филиальной сети; устаревшее материально-техническое оснащение; недостаточное количество квалифицированного профессорско-преподавательского состава в отдельных субъектах Российской Федерации.
Широкое привлечение для реализации образовательных программ специалистов и экспертов профильных организаций, а также штатных преподавателей, еще недавно являвшихся работниками этих организаций, открывает доступ студентам и слушателям к современным технологиям, обеспечивает их ускоренную адаптацию в профессиональной среде, позволяет совершенствовать реальные навыки межличностного профессионального общения. При этом часть контактной работы с группой (потоком), посвященной главным образом формированию умений и навыков, переносится непосредственно в подразделения этих профильных организаций.
На старших курсах для отдельных, четко и хорошо мотивированных студентов, при наличии заинтересованности в них со стороны профильной организации, подобное «погружение» в «живую ткань» своей будущей деятельности на несколько недель в сво-
бодное от занятий время практикуется в Тульском филиале Академии.
К процессу вузовской подготовки в сфере государственного и муниципального управления в нашем филиале и оценке ее качества привлечены действующие государственные гражданские служащие - сотрудники аппаратов исполнительной ветви власти - регионального правительства и законодательной - областной Думы, работники контрольного комитета Тульской области, члены Правительства Тульской области, руководитель Территориального органа статистики по Тульской области, заместитель руководителя Территориального органа ГУ МЧС России по Тульской области и т.д. Часть из них руководит производственной и преддипломной практиками студентов непосредственно в своих организациях, становятся научными руководителями их выпускных классификационных работ.
На практических занятиях под их руководством студенты непосредственно на месте знакомятся с особенностями деятельности, присущими тому или иному органу власти, институту гражданского общества и т.п. Так, в ходе выездных занятий по дисциплине «Основы делопроизводства» они входят в курс работы аппаратов Тульской областной Думы и Тульской городской Думы, Правительства Тульской области и объединенного аппарата омбудсменов Тульской области, Тульской торгово-промышленной палаты в сфере документооборота, знакомятся с его спецификой, особенностями деятельности сотрудников в каждом из вышеперечисленных подразделений. При этом активно формируется и закрепляется компетенция, отвечающая за наличие навыков ведения делопроизводства и документооборота в органах государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических,
коммерческих и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях; составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями документооборота. При проведении аналогичных занятий по курсу «Политические партии и общественные организации» студенты на практике познают особенности работы региональных отделений ведущих политических партий и профсоюзов области, Общественной палаты Тульской области, Тульской торгово-промышленной палаты, Совета муниципальных образований Тульской области и т.д., что способствует формированию и закреплению компетенции, отвечающей за развитие способности к формированию, планированию и организации деятельности, среди прочего, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций.
Пространство персонального выбора для студентов в Академии постоянно расширяется. Предоставляя студентам возможность выбирать, мы тем самым побуждаем их брать на себя определенные обязательства, гарантировать достижение результата. Ответственность предполагает: добровольное, самостоятельное принятие обязательств; обеспечение условий, необходимых для достижения результатов; готовность идти на риск, прогнозируя последствия своих действий. При недостаточном уровне ответственности студенты склонны к поведению, связанному с «избеганием неудач», с ориентацией на внешние оценки, на мнение группы, на постоянный контроль со стороны преподавателя. Низкий уровень ответственности связан с конформизмом, с заниженной самооценкой, невысоким уровнем притязаний. Оптимальный уровень ответственности предполагает адекватную самооценку и соответствующий ей уровень притязаний, уверенность в себе, стремление помочь другим, реальное
приращение индивидуального образования, жизненного опыта.
В профессиональной деятельности выпускников креативность выступает как один из ведущих факторов успешности человека. От управленца требуется способность принимать нетривиальные решения в условиях ограниченных ресурсов. Особую роль в развитии креативности студентов играет применение в процессе изучения дисциплин («Основы государственного и муниципального управления», «Управление персоналом», «Деловые коммуникации») диалоговых, игровых, компьютерных, проблемных технологий. Участие в общественных слушаниях в органах власти; работе общественных советов повышает ответственность студентов, познавательную и социальную учебную мотивацию.
Современная тенденция сокращения доли лекционных занятий с одновременным ростом степени самостоятельности обучающихся, увеличением числа семинаров, лабораторных работ, практикумов способствует развитию критичности мышления студентов, развивает их способность к принятию решений. Неизменный интерес студенческой аудитории вызывают такие проблемные дебаты как «Борьба авторитарных и демократических тенденций в современном государственном управлении» (Основы ГМУ); «Технологии оценки эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих» (Управление персоналом). Дискуссия учит студентов согласовывать позиции, принимать решения, развивает взаимозависимость, чувство команды, лидерские качества. В ходе групповых дискуссий развивается готовность студента регламентировать свою деятельность, устанавливать границы профессионального поведения, не принимая чужое, но авторитетное мнение, без анализа, оценки, соотнесения с собственной системой ценностей.
Использование на семинарах по курсам «Административное право», «Му-
ниципальное право» кейс-технологий позитивно влияет на развитие критичности и вариативности мышления, обогащает опыт принятия решений в ситуации неопределенности. Анализируя реальные ситуации из практики деятельности органов государственного и муниципального управления, студенты обсуждают возможные варианты действий, оценивают их правомерность с позиции нормативно-правовой базы и служебной этики.
Индивидуализация учебных планов студентов, осуществляемая преимущественно на заочной форме обучения, позволяет, в первую очередь, учесть разные стартовые условия поступивших по данному направлению подготовки таким образом, чтобы траектории образовательного процесса каждого обучающегося сошлись не позднее чем через три года обучения перед прохождением преддипломной практики и государственной итоговой аттестации. Как правило, это осуществляется в форме перезачета (поступающих на базе высшего образования) или переаттестации (поступающих на базе среднего профессионального образования) дисциплин, пройденных студентом ранее в объеме не менее 80% от часов, предусмотренных для их освоения в действующем учебном плане. Иной вариант - освоение и сдача по утвержденному учебно-методическим отделом индивидуальному графику определенного перечня дисциплин. Этот вариант индивидуализация учебных планов очень часто применяется для студентов, перешедших из других высших учебных заведений.
Интеграция в образовательные программы стажировок и практик базируется на тесном взаимодействии с учеными, действующими экспертами-практиками - представителями работодателей. Это касается как выбора мест практик и, соответственно, перечня организаций, с которыми ежегодно заключаются договоры на прохождение практик, так и прохождения стажировок по определенным видам управленче-
скои деятельности, как в вышеприведенном примере «погружения» старшекурсников в «живую ткань» своеИ будущей деятельности в течение несколько недель. Характер основной деятельности студента на преддипломной практике напрямую связан с заранее сообщаемой руководителю практики от принимающей организации темой выпускной квалификационной работы.
Использование всего комплекса вышеперечисленных подходов, мер, приемов и факторов позволяет обеспечить достаточно высокий уровень профессионализации выпускников с учетом специфики их вузовской подготовки по направлению государственное и муниципальное управление, миссии и сетевых ресурсов Академии.
Современная схема подготовки управленца, как справедливо отмечено в [2] опирается на две составные части: базовое образования - фундаментальные знания в области экономики и управления, и получение профессиональных знаний, умений и навыков работы с управленческими инструментами, подтверждаемое сертификатами.
Студенты Академии, и ее тульского филиала, в частности, доказывают эф-
Библиографический список
1. Yugfeld А.S. The Usage of Information Technologies in the Process of Future Specialists Training at Higer Education Institutions // Forum on Changes in University - Ways of democracy in education/ Bratislava. 9-11.12.2009. - Р. 102-106.
2. Герасимов Б.Н. Моделирование формирования и использования компетентности управленцев // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - № 8. - С. 22-27.
фективность и современность своей профессиональной подготовки, участвуя в инициативах (конкурсах, программах), организуемых молодежной кадровой платформой «Устойчивое будущее России», которая объединяет молодых лидеров России, создает условия для их самореализации и формирует кадровый резерв в интересах устойчивого развития страны. Партнерами этой платформы являются крупнейшие коммерческие компании, органы государственной власти, ведущие вузы и представители экспертного сообщества.
Команда студентов и преподавателей Тульского филиала РАНХиГС, участвуя в финале Business Battle, который, в свою очередь, является российским полуфиналом международного чемпионата - Global Management Challenge, и, в то же время, образовательной программой для профессиональных управленцев и высокопотенциальных студентов, заняла почетное четвертое место в сезоне 2015-2016 гг., показав высокий уровень профессиональных компетенций в области анализа и принятия управленческих решений с получением соответствующих сертификатов.
- nedaeoeuKa -
STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT: FEATURES OF THE MODERN
HIGH SCHOOL PREPARATION
A.S. Yugfel'd, candidate of technical sciences, associate professor Tula branch of the Academy of National Economy and Public Service under the President of Russian Federation (Russia, Tula)
Abstract Features of modern university training in the field of public and municipal administration in RANEPA system due to both the modernization of the educational process through increased use of competency approach, individualization of curricula of students engaging in the development and implementation of educational programs, practitioners - representatives of employers and of resources in the network Academy structure as well as its mission of scientific and expert-analytical support of state authorities of the Russian Federation.
Keywords: Features of modernization of vocational educational training in the field of state and municipal management; competence-based approach; individualization of training of students plans; involvement in the implementation of educational programs of existing experts and practitioners - representatives of employers; integration into the educational program of practices.