Современные проблемы управления Modern management problems
EDN: WQAUGJ
И.Л. Авдеева - к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и управление персоналом», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, [email protected],
I.L. Avdeeva - candidate of economic sciences, senior lecturer of the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel, Russia;
Х.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия, [email protected],
Kh.M. Musaeva - assistant lecturer of the department of economics and economic security of industries and enterprises, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia.
УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ COMMUNICATION PROCESS MANAGEMENT AS A TOOL TO IMPROVE THE EFFICIENCY
OF MODERN ORGANIZATIONS
Аннотация. Коммуникация является основным лидерским качеством и базой управленческой работы современных организаций. Эффективное общение и хорошие коммуникативные навыки являются важными факторами успеха в деловых отношениях. В статье раскрыта сущность коммуникационного процесса, обоснована ключевая роль внутренних коммуникаций и предложены направления развития методов коммуникации в организации.
Abstract. Communication is a basic leadership quality and the foundation of management work in modern organizations. Effective communication and good communication skills are important factors of success in business relations. The article reveals the essence of the communication process, justifies the key role of internal communications and offers directions for the development of communication methods in the organization.
Ключевые слова: управление коммуникациями, коммуникационный процесс в организации, внешние коммуникации, внутренние коммуникации.
Keywords: communication management, communication process in the organization, external communications, internal communications.
Коммуникационный процесс, представляет собой сложный и многоуровневый алгоритм, который требует детального изучения. Изначально следует изучить и проанализировать различия корпоративных коммуникаций различных сферах деятельности. Но не смотря на различную специфику работы организации, коммуникации все равно занимают одну из важнейших ролей в управлении, поэтому этот процесс требует детальной проработки и исследования.
Текущая экономическая ситуация привела к повышению интереса к деловому общению, что говорит о важности этого вопроса для компаний. В связи с острой необходимостью более глубокого изучения данного вопроса, ученые проводят исследования научно-методических основ делового общения в сфере управления человеческими ресурсами.
Эффективная коммуникация жизненно важна для скоординированного функционирования любой организации.
Коммуникационный процесс подразделяется на два основных подвида: внутренние и внешние коммуникации [6].
Внутренняя коммуникация включает в себя все коммуникационные процессы внутри организации, то есть между различными уровнями иерархии, отделами, службами, филиалами или отдельными лицами.
К основным внутренним коммуникациям относятся:
- письменные - записки, отчеты, бланки, доски объявлений, домашние журналы, пособия;
- устные - интервью, консультации, формальные и неформальные встречи, слухи;
- телекоммуникации - телефоны, домофоны, частные линии, факсы, компьютеры, электронная почта и т.д.
Внешние организационные коммуникация включают в себя всю коммуникацию организации с общественностью или другими организациями.
Цели внешней коммуникации варьируются от связей с общественностью и создания имиджа до государственных, образовательных, экологических и т. д.
Каналы внешней коммуникации включают средства массовой информации, рекламу, письма, отчеты компаний, дни открытых дверей, местное/общественное участие, спонсорство, торговые ярмарки и выставки, конференции и т.д.
Внутренняя коммуникация во всех организациях имеет формальные и неформальные каналы коммуникации.
Таким образом, коммуникации в корпорациях и фирмах являются неотъемлемой частью рабочего процесса. Чтобы быть эффективными внутренние коммуникации, как и любые другие формы коммуникации, должны придерживаться следующих признаков: открытость, достоверность, своевременность, ясность, беспристрастность, независимость.
Особое значение эти признаки приобретают в периоды постоянного потока новостей, не всегда достоверных [5]. Внутренние коммуникации в сложные и неопределенные времена, целью которых является поддержка сотрудников, регулирование ситуации, предотвращение последствий, недопущение подобных ситуаций в будущем можно назвать антикризисными.
К внутренним коммуникациям предъявляются следующие требования:
1) Важно, чтобы поддержка в трудные времена исходила непосредственно от руководителей компании. Топ-менеджменту следует вести открытый диалог. Это может быть прямой эфир с руководителями, где у сотрудников будет возможность получить ответ на свой вопрос.
2) Транслировать планы и дальнейшие шаги, понимать свои цели, при необходимости корректировать, оценивая существующие риски.
3) Важна скорость. Задержка в несколько дней, скорее всего, усугубит ситуацию внутри коллектива и даст повод для вопросов и сомнений. Если точной информации и сформулированного плана нет, следует выйти с человекоориентированной и эмпатичной коммуникацией. Но сделать это, не выжидая какого-то момента.
4) Быть на связи, поддерживать и спрашивать «как дела». Продолжать вести регулярную коммуникацию с сотрудниками, отслеживать настроения, обновлять информацию, согласно новым вводным извне: следить за новостями, обновлением нормативно-правовых актов
5) Создать единую службу или окно поддержки для срочной юридической и психологической помощи. Это даст возможность получить ответ в экстренном случае, снизит панику, поможет прояснить ситуацию, отгородит от необдуманных поступков.
Коммуникаций внутри организации выполняют множество функций, связанных одной целью - объединить в единое целое организованную деятельность внутри организации, создание эффективной рабочую обстановку в предприятии.
Основные функции коммуникации [1]:
- информация - передача информации между людьми, работающими в одной организации;
- контроль - коммуникации (письменные, устные или даже невербальное) также используется как часть управленческого контроля, для планирования операций, оценки эффективности, направления и мотивации персонала;
- мотивация. Трудность для менеджеров состоит в том, чтобы найти баланс между контролем, мотивацией и эффективностью. Чрезмерный контроль может снизить инициативу и фактически привести к снижению производительности, с меньшей направленностью на то, что хочет клиент, и большим упором на то, что, по мнению работников, хочет руководство.
Ограничительная и регулирующая функция традиционной последовательной модели коммуникации уже не обеспечивает своевременную доставку нужной информации нужным людям на всех уровнях современной организации.
Поскольку вертикальная коммуникация связана иерархией и функцией, коммуникация ограничена, отсутствует интеграция между функциями. Последовательная модель ограничивает инновации и не позволяет организациям эффективно использовать информационные ресурсы.
Развивается новая модель параллельного общения - она ориентирована на цель и делает упор на интерактивный процесс, поддерживающий одновременное и спонтанное общение.
Поскольку коммуникация является важным элементом организационной структуры, развивается новый тип «Networking» организации с формальными и неформальными интерактивными коммуникационными структурами во всех подразделениях и на всех уровнях [2, 3].
По мере того как окружающая среда становится более динамичной, общая тенденция состоит в том, чтобы организации переходили от механистической структуры к органической структуре, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Внутри организации обычно существует четыре типа нетворкинга:
- колесо: данный тип существует, когда есть руководитель с несколькими подчиненными, подчиняющимися напрямую, без консультаций или связей друг с другом;
- цепочка: в цепочке коммуникационной сети информация передается последовательно следующему сотруднику выше или ниже по служебной лестнице;
- круг: данный тип представляет собой трехуровневую иерархию, в которой сотрудники нижнего уровня общаются друг с другом и напрямую с человеком следующего уровня. Затем этот уровень подчиняется непосредственно вышестоящему уровню. Связь также происходит вниз между уровнями;
- звезда, или всеканальный нетворкинг, является скорее идеалом, чем реальностью: каждый член организации может напрямую общаться на равных со всеми остальными членами.
Наиболее распространенным типом нетворкинга является «колесо», наименее распространенный - «звезда», где больше всего возможностей для обратной связи и обычно самый высокий моральный дух сотрудников.
Все аспекты эффективной коммуникации (вербальной и невербальной), которые мы рассмотрели, имеют решающее значение для создания и поддержания командного духа в организации.
У группы есть определенные атрибуты, которыми не обладает случайный набор людей. К таким групповым характеристикам относятся:
- чувство идентичности. Существуют общепризнанные границы группы, которые определяют, кто «внутри», а кто «вне», кто «мы», а кто «они». Людям обычно необходимо чувствовать, что они «принадлежат» и принимаются другими. Организации пытаются создать у своих сотрудников чувство корпоративной идентичности и создать привлекательный имидж предприятия;
- соответствие или принятие «норм» поведения и отношения, которые объединяют группу;
- цель и лидерство. У большинства групп есть четко выраженная цель или набор задач, и большинство из них спонтанно или официально выбирают отдельных лиц или подгруппы, чтобы возглавить их. Лидерство помогает координировать и направлять членов группы и их деятельность.
У всех групп есть набор поведенческих ожиданий, то есть моделей поведения, которые обычно считаются подходящими в определенном контексте. Роли неразрывно связаны с коммуникациями.
Коммуникация является основным лидерским качеством и базой управленческой работы. Чтобы внутренние коммуникации работали действительно хорошо и показательно, предприятию необходимо построить современную корпоративную культуру, обозначить концепцию общения между сотрудниками и создать благоприятствующую для этого атмосферу, где каждый сможет общаться в любое время и обо всем (в разумных пределах).
Современное пространство дает множество возможностей руководителям для освоения профессионального уровня модерации коммуникационных каналов в лице образовательных ресурсов и источников получения необходимой информации в управлении предприятием [4]. Ключевыми условиями в таком случае являются осведомлённость и использование методов передачи информации, квалифицированность в использовании каналов связи в процессе общения в коллективе, а также профилактика и осмотрительность в отношении возникновения конфликтных ситуаций при коммуникации компонентов.
Уровень продуктивности общения между сотрудниками, отделами организации напрямую формируется из общей психологической атмосферы в социальной группе в рамках предприятия. Их этого следует необходимости применения горизонтальной (на равных), а не вертикальной (сверху-вниз) коммуникации менеджером при взаимодействии с коллективом, что подкрепляется повышением авторитета управленца и знаний им действительной обстановки среди персонала. Такой подход к коммуникации дает высокие темпы производства продукта деятельности организации и низкий процент текучести кадров. Каждый механизм обладает определенной структурой, выстраиваемой в концепции определенных принципов. Учет закономерностей развития грамотного взаимодействия между субъектами организации ведет к эффективной систематике достижении целей предприятия.
Инновационные цифровые технологии при работе с персоналом также понижают процент конфликтов между руководством и сотрудниками, благодаря точности работы.
Целесообразно выделить следующие перспективы в управленческом функционале при работе с каналами связи с использованием информационно-технических ресурсов:
1) отрицательная динамика трудоемкости, повышенный уровень гибкости управленческой структуры принимаемых решений и рост качественных показателей аналитической информации, возникающей в организационном процессе;
2) вырабатывание стратегической повестки и инструментов прогнозирования последующих ключевых обстоятельств;
3) становление и реализация последующих информационно-технологических средств управленческих решений.
В ходе управления бизнес-процессами и выполнения повседневных задач, сотрудники, из-за отсутствия стимула к общению и обмену информации между отделами и подразделениями, регулярно сталкиваются с противоречиями, конфликтами и недопониманием. Это в первую очередь влияет на вовлеченность и корпоративный дух сотрудников, и конечно, на эффективность, затрудняет сплоченность, увеличивает стоимость человеческих ресурсов и даже приводит к ликвидации компании (т.к. сотрудники не чувствуют себя защищенными). Поэтому, важно понимать, что база построения корпоративной культуры - общение.
Направления развития методов коммуникации в организациях приведены на рисунке 1.
Работа над стилем коммуникации
Если у высшего таена менеджмента/директор а авторитарный стиль коммуникаций сверху вниз или свободный (беспорядочный) стиль общения, его
необходимо изменить или скорректировать, чтобы создать поле для большего количества участников коммуникационного процесса и работы с обратной связью
Обучение стилю коммуникации внутри организации
Единая система коммуникаций (единый стандарт)
Отдел кадров или учебный центр должен организовать обучение коммуникативным навыкам для всех сотрудников с целью их развития и совершенствования
Эффективная система внутренней
коммуникации должна быть
стандартизована. Это позволяет увеличить частоту коммуникаций и расширить её каналы (возможности)
Поощрение мотивации и инициативности сотрудников
Всех сотрудников, принимающих активное участие в построении
общсння. необходимо поощрять за их инициативность и вовлеченность в жизнь предприятия
Рисунок 1 - Направления развития методов деловой коммуникации в организациях
Коммуникация является основополагающей для функционирования любой компании или организации. Благодаря коммуникации происходит сбор, анализ и систематизация информации внутри и вне организации, обеспечивая взаимодействие с клиентами, партнерами, конкурентами и поставщиками. Вербальное общение, а также цифровые документы и отчеты занимают важное положение и играют ключевую роль в коммуникации внутри организации. Внутрифирменное общение, как и наше повседневное общение, является эксклюзивным для конкретной организации.
Коммуникация является общим процессом для всех сотрудников, но основная ответственность лежит на менеджерах среднего и высшего звена компании, поскольку они активно влияют на процесс организационной коммуникации через управление. Поэтому, повышение навыков коммуникаций и их укрепления среди менеджеров среднего и высшего звена является ключом к эффективного взаимодействия.
Источники:
1. Болдырева Н.П. Оценка коммуникативной компетенции работников организации // В сборнике: Фундаментальные научные исследования: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам XII Международной научно-практической конференции. Анапа, 2023. С. 5-11.
2. Головина Т.А., Остроухова Д.К. Бизнес-процессы образовательных услуг в условиях модернизации экономики и новых вызовов // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17. № 3. С. 184-210.
3. Лытнева Н.А., Солодкин В.В. Анализ геймификации как инструмента повышения эффективности управления персоналом крупной корпорации // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 44 (6). С. 445-448.
4. Новиков Д.А., Головина Т.А. Стимулирующие факторы корпоративной социальной ответственности // В сборнике: Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций. Материалы Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2022. С. 328-331.
5. Потемкин В.К. Личностный фактор в стратегии развития предприятий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 1 (139). С. 156-164.
6. Третьяк Г.Е. - Кризисные коммуникации - феномен социокультурной действительности. Монография - Русайнс -2018 - 134 с.
References:
1. Boldyreva N.P. Assessment of communicative competence of employees of the organization // In the collection: Fundamental scientific research: theory and practice. Collection of scientific papers on the materials of the XII International Scientific-Practical Conference. Anapa, 2023. С. 5-11.
2. Golovina T.A., Ostroukhova D.K. Business processes of educational services in the context of economic modernization and new challenges // Srednerussky Vestnik of Social Sciences. 2022. Т. 17. № 3. С. 184-210.
3. Lytneva N.A., Solodkin V.V. Analysis of gamification as a tool to improve the effectiveness of personnel management of a large corporation // Natural and Humanitarian Research. 2022. № 44 (6). С. 445-448.
4. Novikov D.A., Golovina T.A. Stimulating factors of corporate social responsibility // In the collection: Actual issues of economics, management and innovation. Materials of the International scientific-practical conference. Nizhny Novgorod, 2022. С. 328-331.
5. Potemkin V.K. The personal factor in the strategy of development of enterprises // Izvestia St. Petersburg State Economic University. 2023. № 1 (139). С. 156-164.
6. Tretiak G.E. - Crisis communications - a phenomenon of socio-cultural reality. Monograph - Rusains - 2018 - 134 p.
EDN: WEXDBH
А.О. Возмилова - ассистент кафедры маркетинга и международного менеджмента, аспирант, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
A.O. Vozmilova - assistant professor of marketing and international management department, postgraduate student, Ural state university of economics, Ekaterinburg, Russia.
РАЗРАБОТКА КОНТЕНТ-СТРАТЕГИИ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
«BEAUTY EVENTS» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ SMM-ИНСТРУМЕНТОВ DEVELOPMENT OF A CONTENT STRATEGY FOR THE EDUCATIONAL CENTER "BEAUTY EVENTS" USING SMM TOOLS
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы разработки и реализации контент-стратегии с широким использованием SMM-инструментов для образовательных центров на примере компании «Beauty events», действующей на рынке Екатеринбурга. Основное внимание в работе автор акцентирует на специфике цифровых маркетинговых коммуникаций на рынке бизнес-образования. В статье раскрываются процессы формирования и внедрения контент-плана от постановки цели до оценки эффективности. Делается вывод, что оценка результативности предложенной коммуникационной стратегии образовательного центра «Beauty Events» в социальных сетях подтверждает целесообразность её реализации, поскольку она позволила компании существенно расширить клиентскую базу, повысить узнаваемость бренда и усилить конкурентную позицию на рынке Екатеринбурга, а, значит, комплексный подход к разработке контент-плана в социальных сетях имеет существенный потенциал повышения конкурентоспособности провайдеров бизнес-образования.
Abstract. The article deals with developing and implementing a content strategy with the widespread use of SMM tools for educational centers on the example of the 'Beauty events' company operating in the Ekaterinburg market. The author focuses on the specifics of digital marketing communications in the business education market. The article reveals the processes of formation and implementation of a content plan from goal setting to assessing performance. It is concluded that evaluating the effectiveness of the proposed communicational SMM strategy for the Beauty Events educational center confirms the feasibility of its implementation, since it allowe the company to significantly expand its customer base, increase brand awareness and strengthen its competitive position in the Ekaterinburg market. It proves that an integrated approach to the development of an SMM content plan has a significant potential to increase the competitiveness of business education providers.
Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, SMM-продвижение, бизнес-образование, диджитал-стратегия, контент-план.
Keywords: marketing communications, SMM promotion, business education, digital strategy, content plan.
В последние годы маркетинг в социальных сетях (SMM) надёжно занял устойчивую позицию среди инструментария, используемого компаниями для продвижения товаров и услуг на различных рынках, при этом в различных отраслях бизнеса digital-стратегии развиваются по-разному и имеют свою специфику. Так, цифровые инструменты маркетинговых коммуникаций становятся основополагающими в сфере бизнес-образования в связи с бумом онлайн-образования, вызванного пандемией коронавируса. Разработка контент-стратегии для продвижения в социальных сетях провайдеров бизнес-образования предполагает анализ внутренней и внешней среды образовательного центра, сегментацию потребителей, постановку целей, выбор инструментов продвижения, оценку результативности стратегии, составление контент-плана и сметы расходов.