Научная статья на тему 'Управление качеством при подготовке и продвижении профессиональных проектных менеджеров'

Управление качеством при подготовке и продвижении профессиональных проектных менеджеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. С. Бушуева

Рассматриваются вопросы управления качеством при подготовке и продвижении проектов и команд менеджеров на основе международных систем стандартов ISO 9000 и ISO 10006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством при подготовке и продвижении профессиональных проектных менеджеров»

УДК 65.012

Н.С. Бушуева

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОДВИЖЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ

Рассматриваются вопросы управления качеством при подготовке и продвижении проектов и команд менеджеров на основе международных систем стандартов ISO 9000 и ISO 10006. Рис 1, ист. 4.

Развитие украинской экономики на современном этапе возможно через инвестирование проектов развития предприятий, обеспечивающих выпуск и реализацию на рынке конкурентоспособной продукции и услуг. Сегодня становится очевидным, что ключевым фактором успеха проекта развития предприятия является наличие команды профессиональных проектных менеджеров, обеспечивающих достижение целей проектов [1,4]. Профессионализм команды управляющих проектами и достигнутые ими результаты являются предметом оценки эффективности реализации проекта, предлагаемого на оценку по международной модели ISO 10006, рассматриваемой ниже.

1. Основные принципы построения системы управления качеством

Достижение гарантированного качества предоставления услуг по подготовке и продвижению профессиональных проектных менеджеров базируется на комплексе образовательных программ, международной сертификации профессиональных проектных менеджеров, системе рейтингов проектов и проектных команд, а также персональных рейтингов проектных менеджеров. Эти программы координируются украинской ассоциацией управления проектами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней международной ассоциацией IPMA и конкретными потребителями. Реализация данного комплекса осуществляется на основе разработанной системы качества, которая базируется на принципах международных системах стандартов ISO 9000 и ISO 10006.

Система качества регулируется руководством по качеству, оно включает описание системы качества, политику качества, обязанности и участие руководства программы сертификации в системе качества. Деятельность по обеспечению качества предусматривает достижение следующих основных целей:

• удовлетворение существующих и возможных нужд и потребностей клиентов -проектных менеджеров, команд и проектно-ориентированных организаций;

• достижение уверенности в том, что требования действующих норм, правил и стандартов в осуществлении деятельности, выполняются;

• создание, поддержание и контроль условий для достижения оптимальных экономических показателей работы украинской ассоциации управления проектами;

• систематическое проведение проверки удовлетворенности нужд и потребностей клиентов, в том числе путем налаживания обратной связи;

• «прозрачность» процессов сертификации менеджеров проектов и оценки проектов и проектных команд;

• концентрация на аспектах, критически важных для качества продуктов

ассоциации - системы продвижения профессиональных проектных менеджеров и их команд, а также профессиональной сертификации на основе 4-х уровневой системы 1РМА;

• международное признание сертифицированных систем качества;

• сокращение объема контроля при выполнении сертификации проектных менеджеров;

• минимизация непроизводительных затрат труда асессоров при проведении сертификационных процедур;

• возможность гарантировать уровень качества и сроки выполнения сертификации;

• эффективное достижение целей ассоциации;

• повышение квалификации сотрудников ассоциации, обеспечивающих процесс сертификации.

Для продвижения системы качества используется следующий подход к формированию качества:

• определение уровня и области применения системы с учетом специфики производства и стратегии ассоциации;

• знакомство сотрудников во время обучения с целями и пользой мероприятий по обеспечению качества и системами менеджмента качества;

• определение организационной структуры проекта с назначением ответственных сотрудников и составлением плана проведения проекта;

• анализ фактического состояния имеющихся элементов системы (например, организационные планы, описания процессов, инструкции, документированная ответственность и т. д.) и анализ производственных процессов;

• консультирование и оказание помощи при составлении методологических, рабочих и контрольных инструкций, а также справочника менеджмента качества;

• обучение персонала, который после сертификации несет ответственность за поддержание в должном состоянии и аудите системы.

На рис. 1 приведена схема документации, сопровождающей разработку и эксплуатацию системы качества.

Рис. 1. Иерархия документации системы качества

Система документации по качеству предприятия компании включает следующие документы:

• руководство по качеству (описывает систему качества в целом);

• методологические инструкции по элементам системы качества;

• рабочие инструкции (описывают отдельные комплексные технологические процессы);

• контрольные инструкции (описывают отдельные процедуры проведения контрольных и испытательных мероприятий);

• нормативную документацию и техническую литературу.

С целью управления качеством в ассоциации создана служба управления качеством, функции которой в общем случае состоят в следующем:

• осуществление координации деятельности подразделений и предприятия по выполнению функций менеджмента качества;

• организация, разработка и осуществление мероприятий, обеспечивших эффективное функционирование системы менеджмента качества;

• осуществление инспекционного контроля и надзор за полнотой контроля качества по проектам;

• обеспечение информацией о текущем уровне качества в любой момент производственной деятельности;

• участие в проведении приемочного контроля и оценке качества конечной продукции;

• разработка и внедрение стандартов предприятия по элементам системы менеджмента качества;

• осуществление метрологического обеспечения проектов, контроль за состоянием средств измерения.

Для достижения целей в области качества УКРНЕТ решает следующие

задачи:

• создание, внедрение и использование в своей деятельности эффективной системы управления;

• демонстрацию способности к выполнению работ на уровне, соответствующем требованиям правил, норм и стандартов, а также условиям выданных лицензий и разрешений;

• вовлечение всего персонала в процесс улучшения качества с четким установлением полномочий и ответственности в области качества;

• планирование качества, исходя из имеющихся ресурсов.

Решение установленных задач основывается на следующих принципах:

• комплексный (системный) подход к организации и выполнению работ по подготовке и продвижению проектных менеджеров;

• делегирование полномочий, в соответствии с которым, часть прав и ответственности по выполнению работ может быть передана подчиненному уровню управления, при сохранении за верхним уровнем функций организации и контроля деятельности;

• компетентность персонала, обеспечивающая его готовность к решению проблем и использованию современных методов управления;

• использование всех функций вовлеченных в процессы по управлению качеством, таких как исследование рынка, разработка продукта, планирование, закупки, производство, маркетинг, сервисное обслуживание, управление персоналом и системы финансирования, формируя при этом цикл качества (рис.2);

• вовлечения всех сотрудников компании в работы по управлению качеством и обеспечение соответствующего обучения в области качества по принципу от руководства сквозь всю компанию.

Рассмотренная модель системы качества проектов и проектных команд позволяет определить уровень процесса управления и действий команды менеджеров проекта на основе единой международной модели IPMA. Кроме такой оценки, работа асессоров позволяет предложить компании систему улучшений, базирующуюся на проведенном анализе ведущих экспертов Украины по управлению проектами. Предложенная система улучшений может быть использована компанией для развития команд менеджеров проектов, повышения их компетентности и эффективности достижения целей будущих проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушуев С.Д. Морозов В.В. Динамическое лидерство в управлении проектами. К.: Деловая Украина, 2000.

2. Кер1вництво з питань проектного менеджменту РМВОК, К.: Дтова Укра'1'на, 2000. /ГКд ред. проф. Бушуева С.Д.

3. Бушуев С.Д., Бушуева Н.С. Биков В.Ю., Шпильовий В.Д. Кер1вництво з питань визначення компетентное™ й сертиф1кацм украшських професюнальних керщникш i фах1вцв з управлжня проектами NCB(ua). К.: УКРНЕТ, 2000.

4. Словник-довщникз питань управлЫня проектами /Бушуев С.Д., Дтова Укра'жа, 2001.

Стаття надмшла до редакци 29.10.2001 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.