Научная статья на тему 'Управление качеством обучения на примере учебной дисциплины "физическая культура" в системе высшего профессионального образования'

Управление качеством обучения на примере учебной дисциплины "физическая культура" в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИМЕТРИЯ В ГУМАНИТАРНОЙ ОБЛАСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ / КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырвачева Ирина Сергеевна, Сырвачев Венидикт Александрович, Зуев Сергей Николаевич

Управление современным качеством образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества является одной из главных задач государства. Состояние (качество) здоровья, уровень развития профессионально важных психофизических качеств выпускников должны быть одними из основных показателей оценки обучения и физического воспитания в системе высшего профессионального образования. В статье рассматриваются физическая культура и ее особая “продукция” состояние (качество) здоровья студенческой молодежи в современных условиях. На примере этой социально значимой дисциплины подтверждается необходимость совместных усилий педагогов и метрологов в совершенствовании методов количественной оценки качества (квалиметрии) этой продукции для решения задач планирования и контроля ее качества на различных уровнях управления образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырвачева Ирина Сергеевна, Сырвачев Венидикт Александрович, Зуев Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality management of training at an example of a subject matter "Physical culture" in the system of higher education

Managing the modern quality of education on the basis of maintaining its fundamental nature and meeting the current and future needs of the individual, society is one of the main tasks of the state. The condition (quality) of health, the level of development of professionally important psychophysical qualities of graduates should be one of the main indicators of the evaluation of education and physical education in the system of higher professional education. The article deals with physical culture and its special "products" the state (quality) of the health of students in modern conditions. The example of this socially significant discipline confirms the need for joint efforts of teachers and metrologists in improving the methods for quantitative assessment of quality (qualimetry) of this product for solving the problems of planning and monitoring its quality at various levels of education management.

Текст научной работы на тему «Управление качеством обучения на примере учебной дисциплины "физическая культура" в системе высшего профессионального образования»

лыжах в лесу» и «Отдохнуть на свежем воздухе». Большинство участников рассмотренных спортивных мероприятий удовлетворены их организацией и проведением. В тоже время перед организаторами этих мероприятий стоят задачи по более активному привлечению молодежи, также включенности участников массовых соревнований всех возрастных категорий в процесс подготовки к сдаче нормативов ВФСК «ГТО» по лыжам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аронов, Г.З. Организационно-педагогическое управление массовой физической культурой в муниципальном образовании : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Аронов Г.З. - СПб., 2003. - 24 с.

2. Близневский, А.Ю. Оптимизация структуры регионального управленческого органа физ-культурно-спортивной отрасли в Красноярском крае / А.Ю. Близневский // Ученые записки университета им.П.Ф. Лесгафта. - 2014. - №6 (112). - С.34-41.

3. Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы (Утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 498) [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/22942357/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ - Дата обращения: 02.04.2018.

4. Положение о проведении массовых соревнований по лыжным гонкам «Лыжные стрелы» [Электронный ресурс] // URL : http://kfis.spb.ru - Дата обращения: 02.04.2018.

5. Итоги «Лыжных стрел» - 2018 [Электронный ресурс] // URL : http://kfis.spb.ru/press/news/25644/ - Дата обращения: 02.04.2018.

REFERENCES

1. Aronov, G.Z. (2003), Organizational and pedagogical management of mass physical culture in municipality, dissertation, St. Petersburg.

2. Bliznevsky, A.Yu. (2014), "Optimization of the structure of the regional management body of the sports industry in the Krasnoyarsk territory", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 34-41.

3. The state program of St. Petersburg "Development of physical culture and sport in St. Petersburg" for 2015-2020 (Approved by the order of the Government of St. Petersburg of 23.06.2014 N 498), available at: http://base.garant.ru/22942357/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33.

4. The regulation on holding mass ski race "Ski arrows", available at: http://kfis.spb.ru - date of access 02.04.2018.

5. The results of the "Ski arrows" the 2018, available at: http://kfis.spb.ru/press/news/25644/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.05.2018

УДК 378.1

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ирина Сергеевна Сырвачева, доктор педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии (С-П РТА); Венидикт Александрович Сырвачев, кандидат технических наук, доцент, Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова (ВУНЦВМФ); Сергей Николаевич Зуев, доктор педагогических наук, профессор, Российская таможенная академия (РТА), Люберцы

Аннотация

Управление современным качеством образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества является одной из главных задач государства. Состояние (качество) здоровья, уровень развития профессионально важных психофизических качеств выпускников должны быть одними из основных показателей оценки обучения и физического воспитания в системе высшего профессионального образования.

В статье рассматриваются физическая культура и ее особая "продукция" - состояние (качество) здоровья студенческой молодежи в современных условиях. На примере этой социально значимой дисциплины подтверждается необходимость совместных усилий педагогов и метрологов в совершенствовании методов количественной оценки качества (квалиметрии) этой продукции для решения задач планирования и контроля ее качества на различных уровнях управления образованием.

Ключевые слова: квалиметрия в гуманитарной области, показатели, критерии и методика измерения, управление качеством образования.

QUALITY MANAGEMENT OF TRAINING AT AN EXAMPLE OF A SUBJECT MATTER "PHYSICAL CULTURE" IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION Irina Sergeevna Syrvacheva, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer Russian customs academy, St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch (PTA); Venidikt Alexandro-vich Syrvachev, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Military Educational and Scientific Center of the Navy "Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsova "Naval Academy"; Sergey Nikolaevich Zuev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian Customs Academy (RTA), Lyubertsy

Annotation

Managing the modern quality of education on the basis of maintaining its fundamental nature and meeting the current and future needs of the individual, society is one of the main tasks of the state. The condition (quality) of health, the level of development of professionally important psychophysical qualities of graduates should be one of the main indicators of the evaluation of education and physical education in the system of higher professional education. The article deals with physical culture and its special "products" - the state (quality) of the health of students in modern conditions. The example of this socially significant discipline confirms the need for joint efforts of teachers and metrologists in improving the methods for quantitative assessment of quality (qualimetry) of this product for solving the problems of planning and monitoring its quality at various levels of education management.

Keywords: qualification in the humanitarian field, indicators, criteria and measurement methodology, quality management of education.

ВЕДЕНИЕ

Государственная программа развития образования на 2013 - 2020 годы Российской федерации установила стратегические курсы политики страны, где рост и управление качеством образования, в том числе в сфере физической культуры, реализуется на основе сохранения его фундаментальности и перспективным запросам личности, общества и государства. Особую роль образования в развитии Российской Федерации можно объяснить, во-первых, его значением в общей структуре разделения труда. Это монопольная отрасль, реализующая запросы населения в образовательных услугах и осуществляющая воспроизводство квалифицированных специалистов. Во-вторых, одним из основных показателей благосостояния народа является уровень его образования [1].

МЕТОДИКА

Изучение литературных источников, данные экспертных оценок и результаты инструментальных методик позволили провести аналитический анализ управления качеством в сфере образования.

Особое место в образовании следует выделить физической культуре. Она является важнейшим элементом воспитания личности, выдвигается не только в качестве культуры тела, но и как единство духовных и материальных ценностей, как технология человеческой деятельности, их оценки и осознания.

Большинство целевых установок физической культуры можно трактовать как привитие здорового образа жизни человека, в особенности среди молодежи. Здоровый образ жизни, в свою очередь, как модель поведения и быта учащейся молодежи, призван быть созидательной стороной процесса формирования и совершенствования личности, её социальной и профессиональной адаптации.

Студенты при выпуске из вуза должны получить не только конкурентоспособный диплом, но также общее физкультурное образование с целью укрепления и поддержания уровня своего здоровья, повышения результативности профессиональной деятельности, а также знания, умения и навыки по организации самоподготовки и самосовершенствования, пропаганде здорового образа жизни [2]. Состояние (качество) здоровья, уровень развития профессионально значимых психофизических качеств выпускников должны быть основными показателями оценки обучения и физического воспитания в вузе. Совокупность интеллектуального, психологического, двигательного и социального компонентов, делает возможным более адекватно рассматривать возможности физической культуры в подготовке таможенных специалистов [3].

Мировая и отечественная практика показала, что управление качеством высшего образования вообще и физкультурного образования, в частности, невозможно реализовать без квалиметрии образования. Как правило, лишь результаты квалиметрии позволяют создать программы научного, методического, материально-технического и информационного обеспечения образования. Они же создают условия работы системы менеджмента качества в вузах, её соответствия идеологии Международной организации по стандартизации (ISO - International Standard Organization), представленной в настоящее время стандартами ИСО серии [4].

Несмотря на это, понятие и предмет квалиметрии как науки по управлению качеством, в нашей стране до сей поры носят спорный характер. Обсуждаются современные тенденции развития оценки качества и области ее использования [5]. Объектами рыночных отношений, являются, товары и услуги, в том числе, образовательные в области физической культуры, существенным свойством которых служит их качество. Качество многообразно. Это то, что удовлетворяет и даже восхищает клиентов, так считал автор концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management) Эдварде Деминг.

Показатели качества определяются установленными законодательным путем или общепринятыми мерами [б]. Но поскольку со временем измерение части значимых показателей качества товарной продукции и услуг, в том числе, и физкультурно-образователь-ных, потребовало использования экспертного метода, да и само качество по определению преобразовалось в степень удовлетворенности потребителей, то оно, наряду с нахождением значения физической величины, стало оцениваться (измеряться) мнением эксперта. По сути, это мнение индивидуально, другими словами, качество становится нематериальным свойством продукции, под которым следует подразумевать отображения свойств предметов и явлений объективного мира в субъективной реальности.

В существующей и даже апробированной методике оценки качества образовательной деятельности в сфере физической культуры [б] на нынешнем этапе формирования ква-лиметрии образования, особенно при использовании экспертных методов его оценки, необходимо внедрение нового направления в измерении нематериального свойства - особого (эксклюзивного) метрологического обеспечения, которое становится драйвером во многих областях применения квалиметрии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе на примере физической культуры, прикладной и социально ориентированной дисциплины, признается, что получение и реализация результатов квалиметрии образовательной деятельности (этого специфического вида педагогических измерений) позволит дать оценку качества психофизической подготовки выпускников, их компетенций и выработать адекватное управляющее решение по повышению качества образования в вузе или его отдельной кафедры физического воспитания (подготовки).

ЛИТЕРАТУРА

1. Качалов, В.А. Проблемы управления качеством обучения в вузах / В.А. Качалов // Стандарты и качество. - 2000. - № 11. - С. 82-91.

2. Бауэр, В.Г. Социальное значение физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В.Г. Бауэр // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 1. - С. 50-56.

3. Зуев, С.Н. Физическая подготовка (профессионально-прикладная физическая подготовка) : учебное пособие / С.Н. Зуев. - М. : МГСУ, 2001. - 92 с.

4. Субетто, А.И. Квалиметрия человека и образования: генезис, становление, развитие, проблемы и перспективы / А.И. Субетто // Материалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика и практика» - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 97 с.

5. Шишкин И.Ф. Эволюция квалиметрии / И.Ф. Шишкин // Экономика качества. - 2016. -№ 13. - С. 16-24.

6. Зуев, С.Н. Квалиметрия педагогических технологий в области физической культуры: монография / С.Н. Зуев, И.С. Сырвачева, В.А. Сырвачев. - М. : Изд-во Российской таможенной академии. - 2014. - 169 с.

REFERENCES

1. Kachalov, V.A. (2000), "Problems of quality management in universities", Standards and quality, No. 11, pp. 82-91.

2. Bauer, V.G. (2001), "The Social Importance of Physical Culture and Sport in the Current Conditions of Russia's Development", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 50-56.

3. Zuev S.N. (2001), Physical training (professionally-applied physical training): textbook, MGSU, Moscow.

4. Subetto, A.I. (2006), "Qualification of man and education: genesis, formation, development, problems and prospects", Proceedings of the XI symposium "Qualification in Education: methodology, methodology and practice", Research Center for Quality Problems in Training Specialists, Moscow

5. Shishkin I.F. (2016), "Evolution of quasimetric", Economics of quality, No. 13, pp. 16-24.

6. Zuev, S.N., Syrvacheva, I.S. and Syrvachev, V.A. (2014), Qualification of pedagogical technologies in the field ofphysical culture: monograph, publishing house Russian customs academy, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.06.2018

УДК 796.412.2

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ - 2018 В ИСПАНИИ (ГВАДАЛАХАРА)

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, судья международной категории (FIG), Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, судья международной категории (FIG), Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, Ирина Александровна Винер-Усманова, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России, Ольга Анатольевна Двейрина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

На чемпионате Европы в Испании уровень сложности композиций судьи оценивали по правилам соревнований с открытой шкалой. Это нововведение является перспективным для дальнейшего развития художественной гимнастики как вида олимпийской программы. Ранжирование спортсменок по уровню исполнительского мастерства стало более адекватным. Соревновательные программы со всеми предметами стали динамичнее и интереснее. В свои композиции гимнастки включают большее количество разнообразных элементов с высокой координационной сложностью, что повысило зрелищный эффект выступлений.

Ключевые слова: уровень сложности, чемпионат Европы, композиция, художественная гимнастика, исполнительское мастерство гимнасток, упражнения на видах многоборья, квалификационные соревнования, командные соревнования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.