Научная статья на тему 'Квалиметрия преподавания дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях'

Квалиметрия преподавания дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КВАЛИМЕТРИЯ / КАЧЕСТВО / ЭТАЛОН / МЕТРОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / CONTROL / QUALITY MEASUREMENT / QUALITY / STANDARD / METROLOGY / THE PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырвачева Ирина Сергеевна, Зуев Сергей Николаевич

Фактический материал представленной статьи имеет научную ценность при анализе, оценке и управлении качеством производимой образовательной продукции в области физической культуры с помощью квалиметрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырвачева Ирина Сергеевна, Зуев Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT OF THE OF TEACHING PHYSICAL education DISCIPLINE at HIGH EDUCATION INSTITUTIONS

The actual material of submitted clause has scientific value at the analysis, estimation and quality management of made the educational production in the field of physical training with the help quality measurement.

Текст научной работы на тему «Квалиметрия преподавания дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях»

курсов обучения. На старших курсах обучения наиболее объективным является вариант методической практики, когда часть своих корректирующих и контролирующих функций преподаватель передает назначенным в малых группах (по 5-8 человек) или при проведении занятий с учебной группой руководителям из числа курсантов. Такая форма организации методической практики наиболее эффективна при обучении организации ИМЗ и тренировке различными методами. По нашим данным, она повышает плотность занятия по сравнению с принятой организацией в 2,2-2,4 раза.

Рациональное распределение времени, предусмотренного учебным планом на изучение дисциплины, позволило увеличить объем теоретической подготовки, найти оптимальное, на наш взгляд, соотношение между физической и методической подготовкой. Педагогический эксперимент, проведенный нами в естественных условиях, подтвердил правильность наших предположений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барабанщиков, А.В. Основы военной педагогики и психологии / А.В. Барабанщиков [и др.]. - М. : [б.и.], 1988. - 271 с.

2. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина ; ленингр. гос. ун-т. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с.

3. Методика обучения способам передвижения на лыжах : метод. рекомендации / В.Г. Калашников, Л.И. Кузнецов, И.Ф. Макропуло, П.Н. Ябров ; ВДКФФК. - Л. : [б.и.], 1972 - 58 с.

4. Миронов, В. В. Формирование основ педагогического мастерства на занятиях по гимнастике / В.В. Миронов, Б.П. Кашеваров, С.Н. Мартынов ; ВДКИФК. - Л. : [б.и.], 1981. - 73 с.

5. Миронов, В. В. Военно-педагогические основы формирования методического мастерства по физической подготовке у курсантов учебных частей, военных училищ, слушателей академий : дис. ... д-ра пед.наук / Миронов В.В. - Л., 1991. - 449 с.

6. Проблемы психологии военного коллектива / А.В. Барабанщиков, А. Д. Гло-точкин, Н.Ф. Феденко, В.В. Шеляг. - М. : Воениздат, 1973 - 165 с.

7. Сергеев, Г.А. Формирование знаний, навыков и умений у курсантов Военного института физической культуры в процессе лыжной подготовки : дис. . канд. пед. наук / Сергеев Г. А. - СПб., 1996. - 190 с.

8. Ябров, П.Н. Рекомендации по привитию курсантам методических и организаторских знаний, умений и навыков на занятиях по лыжной подготовке / П.Н. Ябров ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1983. - 57 с.

КВАЛИМЕТРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Ирина Сергеевна Сырвачева, кандидат педагогических наук, доцент Владивостокский филиал Российской таможенной академии, г. Владивосток

Сергей Николаевич Зуев, доктор педагогических наук, профессор, Российская таможенная академия, г. Москва

Аннотация

Фактический материал представленной статьи имеет научную ценность при анализе, оценке и управлении качеством производимой образовательной продукции в области физической культуры с помощью квалиметрии.

Ключевые слова: управление, квалиметрия, качество, эталон, метрология, физическая культура.

QUALITY MANAGEMENT OF THE OF TEACHING “PHYSICAL EDUCATION” DISCIPLINE AT HIGH EDUCATION INSTITUTIONS Irina Sergeevna Syrvacheva, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladivostok branch of the Russian Customs Academy,

Sergey Nikolaevich Zuev, doctor of pedagogical sciences, professor,

Russian Customs Academy,

Moscow

Abstract

The actual material of submitted clause has scientific value at the analysis, estimation and quality management of made the educational production in the field of physical training with the help quality measurement.

Key words: control, quality measurement, quality, standard, metrology, the physical culture.

Концепция модернизации российского образования [1] предполагает обеспечение и управление современным качеством образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Управление качеством высшего физкультурного образования невозможно осуществить без соответствующей квалиметрии. Зачастую только реализация и анализ результатов квалиметрии обеспечивают решение программ научного, научнометодического, материально-технического и информационного обеспечения развития и функционирования системы образования, её соответствие Международной системе ISO - International Standard Organization (МС ИСО 9000:2000).

Обычно квалиметрия (измерение качества) образования проводится в ходе аттестации образовательных учреждений, предусмотренной Законом Российской Федерации «Об образовании». Основой является «Методика внешней экспертизы при аттестации образовательных учреждений высшего профессионального образования», утвержденная Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России 20 декабря 2001 г.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ВПО), физическая культура как учебная дисциплина является федеральным компонентом основной образовательной программы подготовки специалистов в цикле ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины и представляется к итоговой государственной аттестации.

В настоящее время такие важнейшие социально-экономические категории, как эффективность производственной деятельности специалиста, производительность труда, его физическое здоровье, работоспособность и др., все в большей степени связываются с качеством выпускаемой продукции учреждения ВПО.

Суть определения качества при квалиметрии в физкультурном образовании студентов ВПО состоит в следующем:

- для каждого выпускника учитываются свои специфические уровни качества, зафиксированные в стандартах, нормативах;

- выбирается эталон качества, например, модель сотрудника таможенных органов, которая должна обладать определенными физическими, психофизическими и морально-нравственными качествами;

- достигнутое качество (выпускник) сопоставляется с эталоном.

Таким образом, выбор и обоснование показателей качества, становится одним из основных этапов подхода к управлению качеством физкультурного образования в подготовке специалистов.

Когда будут разработаны критерии качества, показатели учета и контроля результатов физкультурного образования и обеспечена их интеграция с механизмами управления, то можно будет создать локальную педагогическую систему. В её основу

могла бы быть положена модель выпускника, а также положения, содержащие или учитывающие:

- региональный компонент, составленный на основе учета климатогеографических и экологических особенностей проживания;

- педагогическую технологию формирования устойчивой мотивации к двигательной активности, поддержания и укрепления здоровья, навыки самоконтроля и самооценки достижений как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности;

- многоуровневую программу физкультурного образования, которая позволит педагогу учитывать индивидуальный темп овладения знаниями, умениями и навыками и осуществлять своевременную прямую и обратную связь, коррекцию процесса физического воспитания.

Другой путь подхода к управлению качеством физкультурного образования в подготовке специалистов видится в адекватном метрологическом обеспечении квали-метрии.

Как известно, основным объектом метрологии являются измерения, средства, виды и методы измерений. При этом одной из главных задач метрологии является обеспечение единства измерений [2].

Измерение показателей физкультурного образования видимо целесообразно проводить такими методами измерений, как инструментальный, экспертный и комбинированный.

Если использование инструментального метода при измерении показателей качества не вызывает больших трудностей у экспериментаторов, например, при измерении антропометрических показателей физического развития человека, его биохимических и энергетико-функциональных параметров при оценке работоспособности, то экспертный и комбинированный методы измерений требуют особого подхода и остаются предметом исследования.

Третьим путем подхода к управлению качеством физкультурного образования в подготовке специалистов в ВПО как раз и должна явиться система обеспечения объективности и точности оценок при использовании всех выше указанных методов измерения качества.

На наш взгляд, разработка проблемы, связанной с управлением качеством физкультурного образования в подготовке специалистов на основе обеспеченной системы квалиметрии, является своевременной и позволит значительно повысить уровень эффективности учебно-воспитательного процесса, коммуникабельности и здоровья занимающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

- М. : АПК и ПРО, 2002. - 24 с.

2. Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология : учеб. для студ. пед. вузов I Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков. - М. : Академия, 2000. - 232 с..

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОХРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Александр Иванович Турков, соискатель,

Военный институт физической культуры (ВИФК), Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке технологии управления профессиональной подготовкой руководителей охранных предприятий. Автором выявлена ранговая структура педагогических условий, необходимых для повышения эффективности управления профессиональной подготовкой руководителей охранных предпри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.