Научная статья на тему 'Управление качеством образования в современных условиях'

Управление качеством образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецов М. Н.

В статье рассматриваются перспективы повышения управления качеством образования в вузах на основе учетно-аналитической информации, отражающей потенциал вуза и его основные элементы стратегические направления деятельности образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством образования в современных условиях»

42 (135) - 2009

Поиск. Проблемы. Решения

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

М. н. швецов,

кандидат педагогических наук ректор Межрегионального открытого социального института

E-mail: rector@mosi. ru

Рассматриваются перспективы повышения управления качеством образования в вузах на основеучетно-ана-литической информации, отражающей потенциал вуза и его основные элементы — стратегические направления деятельности образовательных учреждений.

Ключевые слова: высшее образование, качество, управление, потенциал, мониторинг.

Проблемы управления таких образовательных организаций, как вузы, связаны с синергетическим эффектом негативного воздействия демографической ситуации в Российской Федерации на обеспеченность российских компаний высококвалифицированными кадрами в возрасте до 35 лет. Работодатели используют широкий арсенал мер для отбора нужной квалификации специалиста (именные стипендии, материальная поддержка, участие в организации мест практики, в работе государственных экзаменационных и аттестационных комиссий). Можно с уверенностью утверждать, что последние два десятилетия в Российской Федерации укрепляется позиция бизнес-сообщества, основанная на качестве высшего профессионального образования.

В периодической печати все больше внимания стало уделяться участию бизнес-сообщества в деятельности государственных вузов.

Многие крупные организации проводят работу по поиску высших учебных заведений, лидирующих на рынке образовательных услуг. Выпускники таких вузов в большей степени обладают необходимыми профессиональными компетенциями,

могут работать в команде, имеют необходимый потенциал для постоянного совершенствования своего профессионального уровня.

Вуз как юридическое лицо обладает всеми важнейшими структурными признаками иерархической организации, как, например, выделение в структуре факультетов, кафедр; подчинение служб управления и вспомогательных служб ректорату и др. Определение адекватных целей организации вуза, его стратегической миссии, функций каждого отдельного структурного подразделения является одной из главных проблем управления. Требования, которые предъявляются к управлению вузами системой гарантии качества образования, безусловно, влияют на содержание всех, без исключения, функций управления.

В науке менеджмента рассматривается множество подходов к организации системы управления и определению логического содержания функций и полномочий.

Любую систему управления можно рассматривать как систему бизнес-процессов образовательной организации. Каждое подразделение вуза подчиняется определенной инстанции, обладающей рядом полномочий. Вся совокупность полномочий отдельных инстанций по горизонтали и вертикали формирует иерархию управленческих компетенций.

Следует выделить некоторые системы, объясняющие суть управленческого процесса применительно к вузу:

• система формальных полномочий, позволяющая руководящей инстанции каждой органи-

зационной единицы (ректорату, деканату и др.) давать указания руководящим инстанциям нижестоящих уровней. Эта система тесно связана с характером департаментализации. «Формальные полномочия возникают за счет того, что для сотрудника, получающего указания, создаются четкие нормы поведения, предполагающие исполнение им определенных приказов. Систему формальных полномочий называют также системой управления» [4, с. 192];

• коммуникационная система (система передачи сообщений) предполагает использование четких инструкций, предписывающих сотрудникам, какие каналы коммуникации следует использовать, в какой форме и с использованием каких технических средств должны происходить коммуникационные процессы. Не следует доказывать важность информации, необходимой для принятия управленческих решений и проходящей через коммуникационную систему;

• система бизнес-процессов — это структурирование отдельных процессов, ориентированных на выполнение конкретных задач. Объектом структурирования могут быть, например, в учебной деятельности — учебные планы по специальностям и графики учебных процессов. Между названными тремя

системами существуют жесткая причинно-следственная взаимосвязь и зависимость, которые приводят, как правило, ко все большей детализации норм процессного управления от одного иерархического уровня к другому и сужению области принятия решений нижестоящими инстанциями, что характерно для сложившихся вузовских систем управления.

Приведенное обоснование организационной структуры управления высшим образовательным учреждением позволяет определить его потенциал и дать оценку управления с аналитической точки зрения. Мы полагаем, что при оценке иерархической структуры организации любого вуза необходимо иметь определенные представления о том, какие возможности имеются для

принятия оперативно-организационных норм и какие последствия, исходя из этого, можно ожидать.

В основу предлагаемой модели управления качеством образования в вузе взята информационная модель с системой показателей, отвечающей направлениям программы развития вуза, нацеленной на повышение качества образования. Такая программа состоит из восьми блоков, объединенных под названием «потенциал вуза» (рис. 1).

Потенциал вуза — сложное явление, саморазвивающаяся система, объединяющая восемь подсистем, каждая из которых представляет собой отдельный ресурсный или организационный потенциал: 1 — информационный потенциал; 2 — научно-исследовательский и инновационный потенциал; 3 — методический потенциал; 4 — материально-технические ресурсы; 5 — производственный потенциал; 6 — финансовый потенциал; 7 — кадровый потенциал; 8 — организационно-управленческий потенциал.

Каждый из перечисленных потенциалов можно охарактеризовать системой целевых индикаторов и показателей деятельности.

КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

1 Информа-

ционный

потенциал

Научно-исследовательский и инновационный потенциал

3 Методи-

ческии

потенциал

4 Материально-

технические

ресурсы

(база)

Производственный потенциал (производственная база и база производственных практик

6 Финансо-

вый по-

тенциал

Персонал (кадровый потенциал)

Организационно-управленческий потенциал

ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА

Управление системой гарантии качества высшего образования

Принципы управления качеством образования

Методическое и информационное обеспечение системы управления качеством

Управленческий учет Анализ

текущий стратегический

Рис. 1. Модель управления качеством образования, основанная на управленческом учете и анализе потенциала вуза

2

5

7

8

Реализация функций управления в современных условиях на основе информационной базы данных позволяет создать мониторинговую систему как в отдельно взятом вузе, так и в регионе, и (или) на уровне государства (при Министерстве образования и науки).

Концепция управления качеством образования на основе логической модели потенциала вуза органично сочетается с политикой и требованиями стандартов ISO 9001: 2000: ориентация на потребителя; ведущая роль руководства в постановке целей и их достижении; вовлеченность всех сотрудников в решение задач вуза; процессный подход к организации всех видов деятельности; системный подход к управлению и др.

Структура общей модели в соответствии со стандартом ISO 9001: 2000 включает четыре группы процессов: процессы управления, бизнес-процессы производства продукции, обслуживающие процессы, процессы измерения, анализа и улучшения (рис. 2).

Процессы управления (планирование, бюджетирование, учет, финансирование, контроль, анализ, регулирование и др.) в системе менеджмента

Рис. 2. Основные элементы управления качеством образования на основе ISO 9001: 2000

качества (СМК) должны идентифицироваться.

Методика идентификации процессов СМК для вузов может разрабатываться по следующему алгоритму (рис. 3).

Применительно к вузам данные процессы должны быть трансформированы относительно Программы развития всех направлений деятельности вуза, что позволяет характеризовать модель потенциала вуза как программно ориентированную концепцию на повышение качества образования.

Рис. 3. Алгоритм идентификации процессов системы менеджмента качества (СМК)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болонский процесс. Основополагающие материалы: пер. с англ. /Сост. А. К. Бурцев, В. А. Звонова. М.: Финансы и статистика. 2007. 88 с.

2. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицина С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. 2001.

3. Бюджетирование в системе университетского финансового менеджмента // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2007. № 8.

4. ЛауксГ. Основы организации: управление принятием решений: пер. 4-го, полностью перераб. нем. издания / Г. Ла-укс, Ф. Лирманн. М.: Дело и Сервис. 2006. 600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.