Научная статья на тему 'Опыт внедрения СМК'

Опыт внедрения СМК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
686
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СТАНДАРТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА / МИССИЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ / СЕРТИФИКАЦИЯ / QUALITY OF SPECIALISTS' TRAINING / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / STANDARD / PROCESS APPROACH / UNIVERSITY MISSION / QUALITY GUIDANCE / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрченко Вадим Алексеевич, Короткова Татьяна Викторовна

В статье изложен практический опыт решения проблем, возникающих при разработке, внедрении и сертификации системы менеджмента качества в образовательном учреждении высшего профессионального образования на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000. Приведены конкретные проблемы и способы их решения, принятые и одобренные сертифицирующим органом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрченко Вадим Алексеевич, Короткова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of introducing quality management system

The article is devoted to the practical experience of solving the problems appeared during creation, introducing and certification of the Quality management system at Pacific State University of Economics according to the requirements of international standards ISO 9001:2000. The authors focus on the concrete problems and problem6solving methods acknowledged and approved by certification body.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения СМК»

main trends of PSUE Finance and Banking Department preparing high-qualified specialists for the regional labour market are presented in the article.

Keywords: specialists' training, quality of training, strategic partnership, interrelation of science and practice, competitiveness of specialists, innovations in studies, scientific research, professional activities.

Опыт внедрения СМК

В.А. ЮРЧЕНКО, доцент, проректор по инновационной работе

Т.В. КОРОТКОВА, ст. преподаватель

В статье изложен практический опыт решения проблем, возникающих при разработке, внедрении и сертификации системы менеджмента качества в образовательном учреждении высшего профессионального образования на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000. Приведены конкретные проблемы и способы их решения, принятые и одобренные сертифицирующим органом

Ключевые слова: система менеджмента качества, стандарт, высшее образование, политика в области качества, миссия, качество подготовки специалистов, руководство по качеству, сертификация.

Подобно промышленным предприятиям, организациям сферы торговли и услуг, современные вузы вступили на путь конкурентной борьбы как за рынок поставщиков (абитуриентов и их родителей), так и за рынок потребителей своей продукции -работодателей. В связи с этим руководство вузов стало понимать, что необходимо создавать условия, обеспечивающие требуемый рынком уровень подготовки специалистов, и научиться им управлять.

Применительно к сфере высшего образования качество результатов образовательной деятельности определяется качеством знаний, умений и навыков выпускников вузов, уровнем их культуры и в итоге - конкурентоспособностью на рынке труда. Высокое качество результатов может быть достигнуто только при высоком качестве образовательного процесса, которое обеспечивается, с одной стороны, его содержанием, а с другой - материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами при должном функционировании всей системы вуза, включая качество менеджмента на всех иерархических уровнях управления вузом.

Деятельность образовательного учреждения можно рассматривать как совокуп-

ность и взаимосвязь определенных процессов (видов деятельности), а именно образовательного, научного, финансового, информационного, административно-хозяйственного, социального и кадрового, которые, по существу, являются основными процессами для любого российского вуза. Для успешного функционирования организация должна осуществлять менеджмент многочисленных

взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Такой подход куправлению называют «процессным подходом » [1].

Рассматривая внедрение системы менеджмента качества (СМК) как один из организационных аспектов инноваций, направленный на повышение качества управления вузом и, следовательно, качества образования, ТГЭУ исходил из того, что система должна представлять собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления политики в области качества посредством планирования и управления. Руководством университета были обозначены следующие основные требования: система должна быть компактной, понятной, удобной, не содержать множества документов и быть сертифицирована в российской и международной системах сертификации. Кроме того, СМК должна приносить практическую пользу университету, способствовать улучшению его работы во всех областях деятельности.

Исходя из такой постановки вопроса, в 2002 г. Ученым советом университета было принято решение о разработке системы менеджмента качества и ее внедрении в систему управления вузом в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000 (ISO 9001:2000).

Для реализации этого решения была создана рабочая группа по разработке и документированию системы менеджмента качества. Возглавил рабочую группу ответственный представитель руководства в области качества - проректор ТГЭУ по инновационной работе, который не только отвечал за выполнение данной функции, но и имел необходимые для этого полномочия, что подчас требуется для реализации непопулярных решений.

На начальной стадии проведения работ в указанном направлении высшим звеном управления университета был проведен аудит собственной структуры управления,

используемых методов управления и основных процессов, влияющих на эффективность деятельности вуза. Основной целью проведения самооценки являлось получение всесторонней информации о деятельности университета с целью выработки плана мероприятий по созданию СМК, а также выявление потенциала для улучшения и проведения первоочередных корректирующих действий.

Следует отметить, что при внедрении СМК как организационной новации руководство столкнулось с рядом проблем, наиболее характерными из которых являлись неприятие некоторыми руководителями среднего звенауправления вуза новых принципов управления и отсутствие необходимых методических материалов и рекомендаций по внедрению принципов процессного подхода в образовательных учреждениях. Решение многих проблем пришлось искать путем споров и компромиссов.

В соответствии с «Программой разработки и внедрения системы менеджмента качества в ТГЭУ» были разработаны Политика университета в области качества и Миссия университета (первая редакция), которые после обсуждения на заседании Ученого совета в июле 2002 г. были утвер-

ждены приказом ректора и доведены до сведения персонала.

Следующим этапом работ по внедрению СМК университета явилась разработка системы организационно-распорядительной документации, которая регламентирует полномочия и ответственность должностных лиц, подразделений и отдельных сотрудников ТГЭУ. Важным элементом организационно-распорядительной документации являются положения о подразделениях и должностные инструкции.

Далее была сформирована и задокументирована организационная структура управления университетом, выделены процессы согласно стандарту ИСО 9001:2000 (ISO 9001:2000), определены и назначены владельцы процессов, ответственные за перспективное планирование, ресурсное обеспечение и эффективность процесса, определены и назначены руководители процессов, ответственные за текущее планирование и ведение процесса с целью достижения запланированных результатов.

Определить весь состав процессов с первого раза удается редко. Поэтому сначала был сформирован первый вариант перечня процессов, чтобы можно было начать работу по их документированию. Затем, по мере осознания коллективом университета своей деятельности в рамках СМК, этот перечень корректировался в направлении более полного отражения состава существующих процессов. Определению структуры процесса - состава и содержания отдельных его шагов - способствовало применение специально разработанных стандартных форм, а также карт процессов.

После назначения в подразделениях ТГЭУ уполномоченных по качеству и их обучения было проведено обучение аудиторов по внутренним проверкам и персонала университета по документированию процессов СМК.

Параллельно шла работа по разработке базовых стандартов университета: Уполномоченный по качеству; Порядок разработки и построения положения о подразделении; Правила; Внутренний аудит; Правила

разработки должностных инструкций; Порядок документирования процессов. Разработчики документов прошли соответствующее обучение в ТГЭУ по программе «Методы управления качеством».

Не реже одного раза в месяц проходили заседания рабочей группы, на которые приглашались разработчики стандартов и должностные лица университета, участвовавшие в согласовании документов. Наиболее трудные стандарты с точки зрения методологии организации учебного процесса (такие как«Орга-низация учебного процесса », «Планирование и реализация дисциплин учебного плана », «Порядок разработки учебного плана», «Рейтинговая система оценки знаний студента ») рассматривались на совместных заседаниях учебно-методического совета университета и рабочей группы с привлечением должностных лиц, ответственныхза организацию учебного процесса.

Вся документация для удобства была разделена на несколько уровней. Самый высший уровень - это «Руководство по качеству», в котором любое заинтересованное лицо (потребитель, аудитор, новый сотрудник) может найти общую информацию об университете и получить общее представление о его политике в области качества, миссии, целях, стратегии, основных управленческих и производственных процессах.

Более подробная информация была изложена в документах второго уровня. Это стандарты по управлению отдельными процессами, такие как «Проектирование и планирование учебного процесса », «Порядок проведения оценки удовлетворенности заинтересованных сторон », «Управление ресурсами (материально-технической базой, компьютерными ресурсами и информационными технологиями, издательской базой, аудиторным фондом)», «Управление производственной средой», «Процесс взаимодействия с внешней средой и заинтересованными сторонами», «Планирование качества подготовки специалистов », «Делегирование полномочий и обеспечение коммуникаций», «Управление профессорско-

преподавательским составом», «Управление персоналом» и т.п.

Эти документы, как правило, находятся у тех лиц, которые отвечают за данный процесс, с тем чтобы сотрудники данного структурного подразделения имели к ним постоянный доступ. Изучение такого документа (стандарта) поможет, например, новому сотруднику быстро ознакомиться с тем, как должен осуществляться данный вид деятельности, какие подпроцессы проходят лично через него, с кем он должен иметь контакт, получая информацию и необходимые ему ресурсы, и кому должен передать результат своей деятельности.

К третьему уровню документации были отнесены детальные методики осуществления конкретной деятельности, технологические карты, должностные инструкции и т.д., так как для каждой должности должен иметься свой набор документов, для того чтобы исключить вольную трактовку сотрудниками своихправ, обязанностей и полномочий, а также чтобы сократить время, используемое на индивидуальное введение в курс дела каждого нового сотрудника.

Периодически на заседаниях Ученого совета университета и расширенных заседаниях ректората коллектив университета информировался о том, какие положительные результаты уже достигнуты с помощью системы менеджмента качества и какие дальнейшие шаги планируется предпринять. Чтобы СМК не была застывшей, а жила и постоянно развивалась, разработанная документация сразу же пускалась в обращение после ее утверждения. Отслеживание внедрения системы велось при помощи внутренних аудитов под руководством и контролем отдела управления качеством.

По версии стандарта ИСО 9001:2000 (ISO 9001:2000) система качества трактуется как система менеджмента качества, которая состоит из трех подсистем: система управления качеством, система обеспечения качествоми система подтверждения качества.

В 2006 г. разработка подсистемы управления качеством в основном была завершена и включала в себя 27 стандартов и дру-

гих руководящих документов. Внедрение в том же году «Руководства по качеству» обеспечило возможность функционирования подсистемы обеспечения качеством. Поэтому логическим завершением разработки и внедрения СМК университета стало решение о сертификации СМК на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2000 (ISO 9001:2000).

В соответствии с решением Ученого совета «О сертификации СМК» в декабре 2006 г. в университете (в головном вузе и филиалах) проводилась сертификационная проверка СМК университета. Проверка проводилась в отношении планирования, разработки и осуществления довузовской, вузовской и послевузовской образовательной деятельности в соответствии с областью лицензирования и государственной аккредитации.

При выборе сертифицирующего органа принимались во внимание следующие соображения:

• орган по сертификации должен иметь международное признание, которое удовлетворяло бы не только российских потребителей интеллектуального продукта университета, но и зарубежные компании и высшие учебные заведения.

• сертифицирующий орган должен работать в России и иметь возможность выдачи сертификата соответствия СМК требованиям стандарта ИСО 9001:2000 (ISO 9001:2000).

Сертификацию СМК университета проводила Ассоциация по сертификации «Русский Регистр», которая имеет 13 инспекций (в том числе и во Владивостоке), 2 региональных управления в Российской Федерации, 23 представительства, 67 участников в Европе, Азии, Америке. Это позволяет «Русскому Регистру» проводить работы по сертификации систем менеджмента качества более чем в 40 странах и обеспечивать поддержку сертифицированным организациям. В ТГЭУ было проведено два аудита: предварительный и сертификационный. После проверки выполнения намеченных корректирующих действий по ре-

зультатам сертификационного аудита ТГЭУ был выдан сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ИСО 9001:2000.

Благодаря членству «Русского Регистра » в международной сертификационной сети IQNet, объединяющей ведущие организации по сертификации из 36 стран, в дополнение к основному сертификату был получен сертификат единого международного образца IQNet на соответствие СМК ТГЭУ требованиям стандарта ISO 9001:2000.

Этап «Поддержка и постоянное улучшение результативности СМК» является основным этапом жизненного цикла системы менеджмента качества. Он включает в себя проведение внутренних и внешних аудитов. Аудит - это систематическая проверка СМК с последующим анализом соответствия деятельности университета в области качества запланированным мероприятиям и поставленным целям. Аудит как составная часть системы менеджмента качества ТГЭУ является инструментом непрерывного улучшения качества. По результатам аудита определяются слабые места, проводятся корректирующие действия, контролируется действенность принятых ранее корректирующих мер, т.е. проверяется эффективность всехвидов деятельности университета, обеспечивающих качество.

Совершенствование деятельности университета невозможно без периодического анализа фактического состояния работы по качеству и ее результатов. Работа по документированию процессов СМК позволила провести такой анализ, разработать современную нормативную и рабочую документацию по всем направлениям деятельности, исключить дублирование процедур, создать систему контроля на основе планов по качеству, повысить эффективность организационной структуры, четко распределить полномочия и ответственность на всех уровнях руководства, сформулировать цели и выделить ключевые процессы, более эффективно распоряжаться ресурсами.

Однако необходимо понимать, что применительно к образовательному учрежде-

нию стандарты ISO не догма, а инструмент для организации работы по внедрению принципов менеджмента качества. Главной задачей Тихоокеанского государственного экономического университета было не создание системы менеджмента качества и ее сертификация, а внедрение и использование современных методов управления с целью повышения качества образования.

Рабочая группа, занимавшаяся разработкой и внедрением СМК, накопила большой опыт практической работы в области разработки систем менеджмента качества и процессного подхода к управлению. В настоящее время на основе ее разработок организован Учебно-консультационный центр переподготовки и повышения квалификации работников строительной отрасли и ЖКХ, который оказывает услуги по консультированию в области создания и внедрения СМК и использования процессного подхода в управлении.

Суммируя результаты нашего опыта, можно сделать следующие выводы.

1. Процессный подход как инструмент создания и совершенствования СМК на основе стандарта ИСО 9001:2000 (ISO 9001:2000) обладает высоким организационно-методическим потенциалом. Полноценное внедрение процессного подхода обеспечивает новое качество управления университетом за счет прозрачности механизма функционирования и управления процессами и позволяет получить на этой основе дополнительные возможности постоянного совершенствования СМК.

2. Процессный подход может быть эффективно использован для построения ин-тегрированныхсистем менеджмента применительно к различным направлениям деятельности вуза.

3. Стандарт ИСО 9001:2000 (ISO 9001:2000) предоставляет образовательным учреждениям значительную свободу в выделении процессов СМК. Эта характерная черта стандарта обусловливает значительное разнообразие возможных моделей построения систем менеджмента качества.

В настоящее время система менеджмен-

та качества Тихоокеанского государственного экономического университета базируется не только на требованиях Ми-нобрнауки России и стандарта ИСО 9001:2000 (ISO 9001:2000), но и на внутренних стандартах ТГЭУ, регулирующих большинство процессов. Это позволяет университету предлагать высококачественные образовательные услуги, ориентированные на удовлетворение запросов потребителей -как внутренних, т.е. обучающихся в университете, так и внешних - работодателей.

Литература

1. Международный стандарт ИСО 9001. Системы менеджмента качества. Требования: Пер. с англ. М: НТК «Трек», 2001. 33 с.

YURCHENKO V. A, KOROTKOVA T. V. EXPERIENCE OF INTRODUCING QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

The article is devoted to the practical experience of solving the problems appeared during creation, introducing and certification of the Quality management system at Pacific State University of Economics according to the requirements of international standards ISO 9001:2000. The authors focus on the concrete problems and problem-solving methods acknowledged and approved by certification body.

Keywords: Quality management system, standard, process approach, university mission, quality of specialists' training, quality guidance, certification.

ю.в. бабин, профессор, Материально-техническая

прорект°р по научно- база биотехнологической

техническим программам

К.В. КОЛПАКОВА, инженер- научной шк°лЫ

исследователь университета

Сформулированы цели, задачи, механизмы и принципы формирования современной лабораторной базы образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза. На конкретных примерах показана практическая значимость модернизации материально-технической базы для повышения уровня научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Описана организационная деятельность ректората университета, направленная на развитие ведущей научной школы биотехнологии.

Ключевые слова: лабораторное оборудование, научно-исследовательская деятельность, инновационный проект, качество образования, высшее учебное заведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.