Научная статья на тему 'Управление изменениями в системе потребительской кооперации'

Управление изменениями в системе потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ. / CO-OPERATIVES / CONTINUOUS DEVELOPMENT / INSTITUTIONAL CHANGES / MANAGEMENT / DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сырникова Л. В.

В статье рассматривается содержание управления изменениями системы потребительской кооперации. Доказывается, что управление в условиях постоянных изменений связано с развитием основных элементов рынка, совершенствованием подходов к планированию деятельности предприятий, определению затрат, диверсификации деятельности потребительских обществ. Представлены основные институциональные подходы в организации взаимодействия кооперативных организаций между собой и с различными уровнями власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF MANAGEMENT CHANGES IN THE CONSUMER CO-COPERATIVES SYSTEM

The paper deals with the essence of managing changes in the system of consumer co-cooperatives. The author proves that management in continuously changing environment requires the development of the main market elements, improvement of business planning strategy, costs evaluation, diversification of consumer co-operatives activity. The main institutional approaches to organization of interaction of co-operatives among themselves and interaction with various state authorities are discussed in the paper.

Текст научной работы на тему «Управление изменениями в системе потребительской кооперации»

УДК 334 73 Л. В. Сырникова

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

В статье рассматривается содержание управления изменениями системы потребительской кооперации. Доказывается, что управление в условиях постоянных изменений связано с развитием основных элементов рынка, совершенствованием подходов к планированию деятельности предприятий, определению затрат, диверсификации деятельности потребительских обществ. Представлены основные институциональные подходы в организации взаимодействия кооперативных организаций между собой и с различными уровнями власти.

Ключевые слова: кооперация, непрерывность, институциональные изменения, управление, диверсификация.

1-М Эугп1коуа

THE ESSENCE OF MANAGEMENT CHANGES IN THE CONSUMER CO-COPERATIVES SYSTEM

The paper deals with the essence of managing changes in the system of consumer co-cooperatives. The author proves that management in continuously changing environment requires the development of the main market elements, improvement of business planning strategy, costs evaluation, diversification of consumer co-operatives activity. The main institutional approaches to organization of interaction of co-operatives among themselves and interaction with various state authorities are discussed in the paper.

The key words: co-operatives, continuous development, institutional changes, management, diversification.

Инновационная революция, разворачивающаяся в ХХ1 в., приводит к небывалым изменениям в любых формах экономических систем России. Любая структура экономической системы является продуктом качественных динамичных изменений. Они характерны и для системы потребительской кооперации, поскольку она является элементом более сложной системы -народного хозяйства России, которая также в последние два десятилетия находится в состоянии непрерывных реформ и трансформаций.

Использование разнообразных экономических ус -ловий на национальном уровне, распространение инновационных форм деятельности, создание новых общественных отношений в условиях интеграции России в мировое хозяйство обусловливают необходимость по-новому оценить внешние условия, оказывающие влияние на изменения и развитие каждого элемента системы, в том числе и потребительской кооперации. В этой ситуации выдвигаются задачи комплексного изучения изменений, создания теории и методологии исследования, а также разработки путей и методов их практического применения с целью овладения опытом управ -ления изменениями в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Понятие «изменения» широко используется в экономических и социально-экономических исследованиях. Однако это не свидетельствует об изученности данной проблемы в особенности применительно к такому специфическому элементу российской экономики, как система потребительской кооперации. Для познания и управления разнообразными изменениями, происходящими в системе потребительской кооперации, необходимо исследовать природу их появления, процесс их эволюции, смены одних форм другими. Разработка этой проблемы позволит по-новому подойти к управлению изменениями с точки зрения управления, осуще-

ствляемого не одним или двумя субъектами, а их системой, с учетом процессов их взаимодействия.

Сложность теоретических проблем исследования процессов изменений в экономической науке обусловила множество взглядов и подходов к данному явлению. В отечественной и зарубежной литературе ставятся и исследуются проблемы изменений способов производства, производительных сил общества и отдельных структурных звеньев и явлений; определяются факторы и причины изменений в условиях стабильности и кризисности экономических процессов и состояния экономического роста; выясняются особенности поведения экономических агентов в процессе постоянных изменений, осуществляемых в рыночной среде на разных этапах и стадиях функционирования экономических систем.

С 20-х гг ХХ столетия начинает интенсивно развиваться концепция кооперативных организаций, особенно в области первичных форм кооперации, что позволяет понять проблемы изменения не только в сфере сельскохозяйственного производства, но и в других отраслях кооперативного движения. Под влиянием ди -намичного развития меняются внешние формы и внутренняя структура организаций потребительской кооперации, определяются тенденции внутренней изменчивости.

Об изменениях говорится как об одном из факторов, способствующих инновационному развитию кооперативных организаций, их переводу в режим повышения конкурентоспособности, что отражает процесс размещения ресурсов в экономике, создает условия для интеграции в мировое хозяйство.

Благодаря проведенным исследованиям достигнут существенный прогресс в анализе различных изменений и механизмов их управления. Все большее число исследователей склоняются к мнению, что причинами

экономических изменений являются не только материальные, но и социальные факторы, интегрированные в разнообразных социально-экономических системах и массовом сознании общества. Данные результаты весьма значимы, поскольку создают возможности выработки наиболее эффективных путей развития, поиска лучшего варианта управления процессом структурных изменений и их ориентации на экономический рост и развитие человека.

Тем не менее проблема управления изменениями в экономических системах, по нашему мнению, остается недостаточно разработанной. Наиболее слабым звеном в экономических исследованиях является отсутствие изучения специфики изменений в таких уникальных системах, как потребительская кооперация, возможности управлять разнообразными изменениями , координировать данный процесс с возможными трансформациями, происходящими в макроэкономической системе государства и нижестоящего уровня. По нашему мнению, продолжает оставаться вне поля зрения специалистов сам механизм осуществления экономических изменений, представляющий собой сложную совокупность различных факторов и являющийся источником развития потребительской кооперации.

Кроме того, при анализе управления изменениями необходимо рассматривать в первую очередь наиболее значимые с точки зрения влияния на социальноэкономическую жизнь предприятий, систем и общества в целом, прослеживать динамику этих изменений. Все эти изменения связаны с внешней средой и происходят под ее воздействием. Задачи управления, его эффективность зависят от адекватности внутренних действий изменениям внешней среды. В то же время, опережая или отвечая на эти изменения, система вызывает влияние на внешнюю среду порождает или ускоряет изменения в ней.

Потребительские общества, объединенные в систему оказывают значительное влияние на изменения, их динамику и характеристику в сельской местности и в аграрном секторе экономики. Внутренняя необходимость изменений в кооперации связана:

- с формированием информационно-компьютерной индустрии, обеспечивающей реальную возможность перехода к новым технологиям и производству на их основе, применение с учетом использования новых материалов и потребительских товаров информационных технологий, позволяющих интегрировать виртуальную реальность и создать эффективную систему управления всеми социально-экономическими процессами и финансовыми потоками;

- с вовлечением в экономический оборот возобновляемых и практически неисчерпаемых источников энергии и материальных ресурсов, способных изменить существующее производственно-экономическое разделение труда;

- с рыночными источниками формирования инвестиций и приоритетов инновационного развития;

- с высоким уровнем образовательной системы, техническими навыками специалистов и базисными исследованиями, определенным опытом управления и планирования хозяйственных процессов.

Возможность изменений определяется:

- изменением связей между производителями и потребителями инновационной продукции;

- новыми «правилами игры» между производителями и потребителями, когда установлены и могут функционировать механизмы взаимодействия науки, выдвигающей инновационные предложения, производства, осваивающего выпуск инновационной продукции, и рынка, потребляющего инновационный продукт.

Для успешной реализации изменений в деятельности потребительских обществ необходимо наличие ряда факторов:

- создание основ инновационной системы;

- институциональные механизмы их реализации;

- наличие стабильной экономики, использующей механизм регулирования посредством рыночных отношений;

- эффективное взаимодействие различных форм кооперации между собой и с различными уровнями власти, с другими организационно-правовыми формами предприятий.

Эти обстоятельства в изменениях кооперативной системы возникают при условии:

- совершенствования управления научно-технологическими процессами;

- формирования законодательной базы;

- развития малого предпринимательства в наукоемкой сфере;

- создания инфраструктуры инновационной деятельности.

В соответствии с условиями и сущностью функционирования управление изменениями как под воздействием внешней среды, так по инициативе внутренней среды в потребительской кооперации имеет свои особенности. К ним следует отнести отношения собственности (кооперативную) и форму управления.

Собственность в потребительской кооперации принадлежит потребительским обществам, а не пайщикам и работникам, что в условиях рынка имеет специфический оттенок, приводит к негативным явлениям ее присвоения и использования. К сожалению, в отношении собственности такие изменения имеют место в потребительской кооперации нередко, что не способствует развитию и укреплению кооперативного движения, так как они приводят к постепенной ликвидации потребительской кооперации как общественно-хозяйственной системы, оставляя за пределом объектов собственности пайщиков.

Управление изменениями должно иметь определенное направление и содержание в соответствии с целями и задачами потребительских обществ и кооперативной системы в целом. Следует определить наиболее значимые.

1. Планирование - количественные изменения, связанные с модернизацией производства, продукции и услуг, улучшение ранее существующих производственных процессов.

2. Организация - модернизация структурных подразделений, адекватная запланированным меропри -ятиям.

3. Мотивация - снижение влияния негативных, не связанных с производством предпочтений руководителей в отношениях с наемными работниками.

4. Контроль - распространение отношений самоконтроля.

Важным элементом в системе потребительской кооперации является выяснение вопроса о том, посред -

ством каких механизмов приобретает и реализует уп -равление изменениями свое экономическое содержание. По нашему мнению, сущность изменений имеет двухпорядковую характеристику и может проявляться через функции:

- обновления/деградации структуры организации посредством реформ, внедрения новых правил поведения, реализации своих кооперативных интересов;

- стабилизации/дестабилизации в состоянии производства и достижения намеченных целей сообщества;

- координации/декоординации поведения экономических субъектов, оказавшихся в условиях неопределенности и действия рыночных механизмов;

- регулирования/дерегулирования состояния различных пропорций как внутри потребительских обществ, так и в отношениях с другими субъектами хозяйственной деятельности;

- усложнения/упрощения внутрикооперативных связей между участниками сообщества и вне его.

Двухпорядковая характеристика функций, осуществление которой связано с появлением результатов как негативных, так и позитивных, позволяет говорить о необходимости управления изменениями с целью усиления потенциала позитивных и снижения негативных изменений.

Практикой доказано, что кардинальными изменениями в потребительской кооперации возможно управ -лять. Управление изменениями системы потребительской кооперации представляет собой сложный и продолжительный эволюционный процесс, сопровождаемый перераспределением и разграничением полномочий и ресурсов, а также различными трудностями роста. Не менее важным моментом становится признание того, что расширение и углубление преобразо-

ваний в системе управления потребительскими обществами должно быть направлено на повышение экономической самостоятельности и финансовой независимости. Именно это может обеспечить повышение социально-экономической эффективности кооперативной деятельности, улучшение ее имиджа.

Для организации процесса управления изменениями на уровне потребительской кооперации необходимо:

- привести в соответствие цель управления изменениями для функционирования общества в целом, т.е.

разработать качественно новую сферу деятельности для обновления содержательного потенциала общества (способствовать усилению влияния положитель -ных изменений, снижать, сводить на нет отрицательные последствия изменений);

- выявить достоинства и недостатки потенциала потребительского общества;

- определить методы управления изменениями;

- создать механизм управления изменениями.

Основным элементом механизма управления изменениями являются функции управления. Они могут быть представлены следующими процессами: прогнозирование изменений, планирование изменений, анализ ситуации, выявление новой потребности в изменениях, определение критериев выбора альтернатив изменений, выбор наилучшей альтернативы, разработка и согласование управленческого решения, управление реализацией плана изменений, контроль и оценка ре-зул ьтатов.

Этот механизм успешно будет функционировать в связи с формированием конкурентных преимуществ потребительской кооперации. На современном этапе он должен быть сфокусирован на управлении изменениями, по нашему мнению, по ряду основных направлений:

а) влияние на основные элементы рынка в зоне деятельности системы потребительской кооперации и повышение потребительской способности системы;

б) планирование и контроллинг затрат;

в) диверсификация деятельности;

г) взаимодействие различных форм кооперации;

д) взаимодействие с различными уровнями власти.

В последние годы функционирование кооперации

характеризуется значительными изменениями спроса и предложения, ценообразования, дохода населения, а также конкурентной среды (табл. 1).

Изменение количества магазинов связано с появлением конкурентов и неэффективностью их функционирования в малых поселках. Увеличение товарооборота связано с увеличением доходов населения и изменением индекса цен. В то же время снижение уровня в обороте области говорит о неадекватном росте доходов городского и сельского населения.

Тенденции изменения основных элементов рынка в зоне деятельности потребительской кооперации позволяют делать следующие выводы:

Т а б л и ц а 1

Показатели развития конкурентной среды в зоне действия Саратовского облпотребсоюза

№ Наименование показателя 2004 2005 Го 2006 ды 2007 2008 2009

1 Количество магазинов облпотребсоюза 1 392 1 310 1 135 889 786 698

2 Оборот торговли по области, тыс. руб. 67 219 000 82 852 000 99 902 000 121 827 000 155 023 305 163 530 553

3 Оборот торговли облпотребсоюза (в текущих ценах), тыс. руб. 928 578 1 046 667 1 132 749 1 292 912 1 416 170 1 508 005

4 Доля облпотребсоюза в обороте области, % 1,38 1,26 1,13 1,06 0,71 0,79

5 Заготовительный оборот, тыс. руб. 180 227 184 049 224 905 271 582 350 665 390 000

6 Производство, тыс. руб. 174 503 161 466 168 290 194 252 275 975 291 268

7 Общественное питание, тыс. руб. 88 186 90 350 93 271 107 237 133 020 137 305

8 Услуги, тыс. руб. 42 456 45 763 49 119 53 000 54 125 55 500

9 Средний доход на душу населения по области, руб. в месяц 4 301,4 5 439,9 7 009,7 9 108,3 11 606 13 108,1

1. Необходимо увеличить долю собственной продукции производства и переработки в общем объеме продаж как более низкой по себестоимости и цене.

2. Вести закупку сельскохозяйственной продукции непосредственно у сельскохозяйственных производителей для полного обеспечения собственного производства.

3. Повышать качество выпускаемой продукции собственного производства.

По нашему мнению, это повысит конкурентоспособность по цене и качеству продукции, увеличит предложение и покупательский спрос и в целом улучшит потребительскую способность системы.

Постоянным изменениям в современных условиях подвержены условия планирования и контроллинга затрат. Изменения стоимости рубля, процентных ставок по кредиту постоянно меняют стоимость затрат в любой сфере деятельности потребительских обществ. Здесь уместно при планировании использовать графический способ определения тенденций стоимости тех или иных затрат (рис. 1).

Рис. 1. Тенденция изменения стоимости затрат: в - стоимость тех или иных затрат; Т - период (год, квартал, месяц); АЭ - приращение тех или иных затрат

бенность организации, более выраженную, нежели в других отраслях экономики. Она может охватывать все общества, входящие в союз, либо несколько обществ в целом или по отраслям деятельности. Это направление управления наиболее подвержено изменениям, что определяется непрерывной динамикой интересов и ростом потребностей покупателей.

В этом направлении Саратовский облпотребсоюз имеет стабильные позитивные тенденции (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Развитие выпускаемой продукции по Саратовскому облпотребсоюзу, т

№ Наименование показателя Го ды

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

1 Хлебобулочные изделия 12 191 12 491,8 11 113,9 11 348,5 11 050,1 11 100 11 110 10 000

2 Колбасные изделия 617,6 668,8 664,3 484,1 416,0 470,1 490,0 510,0

3 Кондитерские изделия 480,7 529,7 559,6 567,2 523,0 533,0 590,0 558,0

При планировании торговой и производственной деятельности необходимо использовать заведующих магазинов, старших продавцов, так как интерес (спрос) покупателей им наиболее ясен и потому предсказуем. Им же необходимо вести оперативный самоконтроллинг затрат, используя определенные компьютерные программы по каждому торговому или производственному подразделению.

Укреплению конкурентоспособности потребительских обществ содействует адекватное управление изменениями в спросе на различные товары и услуги. Этому способствует диверсификация деятельности и диверсификация производства товаров.

Все потребительские общества системы потребительской кооперации являются многоотраслевыми. В большинстве случаев отрасли связаны между собой. Поэтому процесс диверсификации в одной непременно затрагивает и другие. И здесь уместно назвать диверсификацию внутрикооперативную как уровень по -требительского общества, так и внутрисистемную на уровне облпотребсоюза и Центросоюза Российской Федерации. Здесь она имеет внутрикооперативную осо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За последние годы в российской экономике происходят прогрессивные тенденции взаимодействия всех форм кооперативов. Постоянные изменения их взаимоотношений и как конкурентов и как партнеров - предмет совершенствования управления в условиях этих изменений. По нашему мнению, главная задача - сделать максимально возможным партнерство различных форм собственности, заменив им непримиримую конкуренцию.

Исследования показали, что это возможно. Имея материально-техническую базу и профессиональные кадры, огромный опыт торговой и заготовительной деятельности, потребительские общества становятся хорошими партнерами производственным и сельскохозяйственным кооперативам. Взаимодействие возможно по схеме (рис. 2). Аналогичные схемы взаимодействия могут быть по другим видам деятельности.

Создание рабочих мест, обеспечение населения всеми необходимыми товарами и бытовыми услугами - одна из важнейших задач всех уровней власти. Поэтому взаимодействие по этим направлениям потребительских обществ и союзов постоянно видоизменяется, но главной характерной основой этих изменений остается под-

в

Рис. 2. Схема взаимодействия потребительских обществ с другими формами кооперативов

держка всеми уровнями власти развития кооперативов различных форм и их взаимодействия, не только созданием правовой базы, но и финансовыми ресурсами.

1. Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет в оптовой и роз -ничной торговле. М.: ГроссМедиа, 2006

2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / под ред. В.Я. Позднякова. М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник / под ред. М.И. Баканова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008.

4. Баскакова О.В. Экономика организаций (предприятий): учеб. пособие. 3-е изд., испр. М.: Дашков и Ко, 2007.

5. Бахрушина М.А. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». М.: Омега-Л, 2006.

6. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: учебник. 3- е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.

7. Воробьев С.Н., Балдин К.В. Управление рисками в предпринимательстве. М.: Дашков и К0, 2005.

8. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2012 года. М.: Центросоюз РФ, 2008.

9. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник. 2-е изд. М.: Дашков и Ко, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.