DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_1_62 УДК 316.35
Овсянкина Екатерина Алексеевна,
магистрант, Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю. М. Лужкова, Россия, г. Москва, e-mail: zotovaka@yandex.ru
Филатов Владимир Владимирович,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры таможенной и товароведческой экспертизы, Московский государственный университет пищевых производств, Россия, г. Москва, e-mail: filatov_vl@mail.ru
Рукина Ирина Михайловна,
доктор экономических наук, профессор, начальник отдела социально-экономических исследований регионов России, Институт региональных экономических исследований (ИРЭИ), Россия, г. Москва, e-mail: irinarukina@mail.ru
Токарева Марина Витальевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, организации производства и менеджмента, Российский университет транспорта (МИИТ), Россия, г. Москва, e-mail: bmvprof@mail.ru
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРОЕКТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ» НА ОСНОВЕ МОДЕЛЕЙ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ «ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК» И ГУИЯРА - КЕЙЛИ
В статье рассматриваются вопросы управления изменениями в проекте Правительства Москвы «Московское долголетие» на основе моделей преобразований «трансформационный треугольник» и Гуияра - Кейли. Установлено, что социальная значимость проекта «Московское долголетия» - это не только обновление качества жизни москвичей старшего возраста, но и включение их в сферу новых взаимодействий, формирование и постоянное развитие социальных контактов и связей, а также становление умений найти себя в новом периоде жизни, согласование себя и своего возраста, переход к новому образу жизни после завершения трудовой деятельности.
Ключевые слова: управление изменениями; проект Правительства Москвы «Московское долголетие»; модель преобразования «трансформационный треугольник»; модель преобразования Гуияра - Кейли.
UDC 316.35
Ovsyankina Ekaterina Alekseevna,
Master's degree student, Moscow City University of Management of the Moscow Government named after Y. M. Luzhkova, Russia, Moscow, e-mail: zotovaka@yandex.ru
Filatov Vladimir Vladimirovich,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Customs and Commodity Expertise, Moscow State University of Food Production, Russia, Moscow, e-mail: filatov_vl@mail.ru
CHANGE MANAGEMENT IN THE MOSCOW CITY LONGEVITY PROJECT BASED ON THE TRANSFORMATIONAL TRIANGLE AND GUIYAR-KEILEY TRANSFORMATION MODELS
Rukina Irina Mikhailovna,
Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Socio-Economic Research of Russian Regions, Institute for Regional Economic Research (IREI), Russia, Moscow, e-mail: irinarukina@mail.ru
Tokareva Marina Vitalievna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Organization of Production and Management, Russian University of Transport (MIIT), Russia, Moscow, e-mail: bmvprof@mail.ru
The article examines the issues of change management in the project of the Moscow Government «Moscow Longevity» on the basis of the transformation models «transformation triangle» and Guiyar-Keili. It has been established that the social significance of the Moscow Longevity project is not only a renewal of the quality of life of older Muscovites, but also their inclusion in the sphere of new interactions, the formation and constant development of social contacts and connections, as well as the formation of skills to find oneself in a new period of life. reconciliation of oneself and one's age, transition to a new way of life after completion of work.
Keywords: change management; the Moscow Government project «Moscow Longevity»; transformation model «transformation triangle»; the Guiyar-Keili transformation model.
Процесс старения населения имеет ярко выраженные экономические, медицинские, психологические и социальные аспекты. В этой связи перед государством и обществом актуализируются задачи по развитию системы социальной защиты населения, повышению качества социального обслуживания и его доступности, а также внедрению инновационных практик в предоставлении социальных услуг для повышения качества жизни в отношении граждан пожилого возраста [11].
Особенностью современных социально политических подходов становится изменение парадигмы оказания помощи людям старшего поколения на использование основных имеющихся ресурсов и потенциала человека пенсионного возраста для продолжения его активной жизни [10].
Прожить в наше время на один источник дохода в виде пенсии очень сложно. Осознавая это, государство стремится различными путями помочь пенсионерам, оказывая по-
Зздачи
Ресурсы Certain resources are riffedaü fo operate your program fleficTBHH If you have access to them, then you can use them Si* accomplish your planned activities If you accomplish your planned activities, then you will hopefully deliver the amount of i/roduul and/or service that yon intended
Re-snnrcfis..-1 Irpats » AcHvilies Ф OtlTplllS
О © ©
Цели
H you accomplish your planned activities to the
extent you intended then your participants wit! benefit in icertain ways
Outcomes
Стратегические намерения
If these benefits ¡v participants are achieved then certain changes in organizations, communities, or systems might be expected to occur
impact
©
©
Your Planned Work Запланированная работа
Your In tend eil Results Ожидаемые результаты
Рисунок 1 - Обобщенное графическое представление логической модели проекта Правительства Москвы «Московское долголетие»
сильную поддержку в виде материальной по -мощи, льгот и предоставления социальных услуг [2].
В Москве действует комплексная система социальной поддержки старшего поколения. Основные направления - забота о здоровье, помощь в трудоустройстве и организация качественного досуга. Больше 2,2 млн человек получают социальные выплаты и льготы от Правительства Москвы, около 350 тысяч -адресную социальную помощь [8].
Для поддержания и модернизации развития социальной системы Правительство
Москвы реализует проект «Московское долголетие». С 2019 г. данный проект перестал быть пилотным и вошел полноправным «партнером» в стройный ряд программ, направленных на поддержание функциональной жизнедеятельности старшего поколения города [7; 9].
Именно этот проект взят для анализа и исследования. Далее, составим обобщенное графическое представление логической модели проекта «Московское долголетие» (рис. 1, табл. 1).
Таблица 1 - Обобщенное графическое представление логической модели проекта Правительства Москвы
«Московское долголетие»
Запланированная работа Ожидаемые результаты
Ресурсы Действия Задачи Цели Стратегические намерения
Финансирование проекта осуществляется из бюджета города Москвы при помощи грантовой системы Стать участниками проекта могут мужчины в возрасте от 60 лет и женщины от 55 лет, являющиеся москвичами. Все занятия проводятся на бесплатной основе по различным направлениям: физическое поддержание тела в тонусе; психологические занятия; развитие умственных способностей; а также развитие художественного и творческого потенциала пенсионеров Создание условий для эффективной самореализации граждан старшего возраста. Стимулирование тех, кто имеет активную жизненную позицию. Максимальное использование ресурсов территории и социально ответственного бизнеса (ЦСО - учреждение открытого типа). Создание нового образа жизни и имиджа пожилых москвичей. Превращение ЦСО в центр притяжения «радости» и удовлетворения. Поиск партнеров для реализации авторских программ и долгосрочное взаимодействие с ними Самореализация личности. Развитие духовного и физического потенциала. Вовлечение в активную жизнедеятельность. Формирование большого числа проактивных граждан Активная и естественная социализация граждан старшего поколения
Проект Правительства Москвы «Московское долголетие» - уникальная возможность для людей в возрасте вести активный образ жизни. Участники программы могут бесплатно записаться на различные кружки, чтобы овладеть новыми знаниями, укрепить здоровье или заняться творчеством. Для них это прекрасная возможность подольше сохранять свой душевный и физический потенциал в тонусе [3]. Разработаем дерево проблем проекта «Московское долголетие» (рис. 2).
В данное время весь мир находится в сложной ситуации. В разы возрос порог заболеваемости и в нашей стране. Мэр Москвы Сергей Собянин ввел ограничения на передвижение пенсионеров с целью сохранения их здоровья и сокращения количества социальных контактов [4]. С целью оптимального
изменения реализации проекта были созданы следующие механизмы:
- правовые (приняты необходимые нормативные правовые документы) [5];
- пересмотрена работа в территориальных центрах социального обслуживания под новые реалии жизни, связанные с высокой заболеваемостью, особенно среди пенсионеров [6];
- изменена форма подачи занятий (он-лайн-занятия) [2];
- открываются новые направления он-лайн-занятий [1].
Далее, разработаем структурно-логическую схему и опишем оптимальный темп изменений реализации Правительства Москвы «Московское долголетие» (рис. 3).
Рисунок 2 - Дерево проблем проекта Правительства Москвы «Московское долголетие»
Все изменения проведены достаточно бы- достаточно быстро перейти на онлайн-заня-стро. Даже в первую волну заболеваемости тия, сохранив тем самым свою аудиторию. система социального обслуживания смогла
Рисунок 3 - Оптимальный темп изменений реализации проекта Правительства Москвы «Московское долголетие»
Далее, разработаем структурно-логиче- даемых результатов проекта Правительства скую схему и составим типовую карту ожи- Москвы «Московское долголетие» (рис. 4).
7. Несмотря на некоторую потерю электората, большая часть участников проекта сохранила свое стремление к улучшению условий жизнедеятельности и продолжает заниматься оп-1ше
I
б. Команда проекта ввела новый способ, ранее не првменяемый в сфере. предоставления социальных услуг для лиц, не имеющих возможность покидать свой дом н посещать занятия лично
!
Команда проекта внедряет новые направления н развивает уже нме-
£ *
ющиеся для совершенствования реализации проекта в иоеых условиях
жизни
I
4. Команда проекта проводит успешную реализацию проекта, направленного на достижение поставленных целен
I
3. Команда проекта проанализировала пожелания граждан вести актив_ ный образ жнзнн на пенсии и возможности сферы социального обслуживания в предоставлении данных услуг, не привлекая дополнительных
рес\грсов
I
2. Команда проекта направила свои силы на сохранение собственных сил пенсионеров и поддержание в реализации способностей каждого человека, который хочет продолжать активную жизнь на пенсии
Человеческий Социальный Институ провальный Экономический капитал капитал капитал капитал
1. Б обществе назрела явная необходимость к изменениям в систему предоставления социальных услуг проект Московское долголетие курирует Мэр Москвы, что говорит о высокой важности проекта
Рисунок 4 - Типовая карта ожидаемых результатов проекта Правительства Москвы «Московское долголетие»
Разработаем структурно-логическую схему и составим типовую модель «трансформационный треугольник» - интегрированную и сбалансированную модель, объединяющую отдельные инициативы проекта Прави-
тельства Москвы «Московское долголетие» в целостную концепцию с прочными внутренними структурно-логическими связями (рис. 5).
I. «Сверху вниз» — установление руководством основного курса реформ с целью концентрации всеобщего внимания на проблеме повышения эффективности и создания условий для ее решения.
1. Принятие нормативно-правовой базы.
2. Выделение бюджетных средств для реализации проекта.
3.Созданы инструменты координации и контроля
4. Проведены кадровые перестановки для организации работы.
5. Разработаны новые методики проведения занятий.
6. Планирование проведения исследований, мониторинга эффективности проекта, разработка научных и методических работ.
7. Отлажена система информирования населения об изменениях в процессе получения услуг.
III. «Горизонтальная» (межфункциональная) — реорганизация ключевых бизнес-процессов для достижения принципиальных прорывов в таких областях, как затраты, качество и своевременность.
1. Привлекаются социальные работники для опросов или обзвонов пенсионеров для выявления нуждаемости в предоставлении социальных услуг по проекту Московское долголетие.
2. Районные поликлиники предоставляют информацию по проекту Московское долголетие и ведут занятия по сохранению здорового образа жизни в оп-1апе формате.
3. Задействованы все межведомственные связи для сбора информации о нуждаемости пенсионеров и распространении информации об уже действующих формах предоставления социальных услуг.
II. «Снизу вверх» — движение сотрудников вовлеченных в реализацию проекта, направленное на поиск новых подходов для преодоления возникающих трудностей и обеспечения роста эффективности.
1. Сотрудники социальных центров привлекают активных граждан из числа участников проекта для волонтерства, создания новых форм работы с пенсионерами, образования новых направлений для занимающихся.
2. Сотрудники МФЦ проводят информирование пенсионеров о новых возможностях участия в проекте.
3. Специалисты отделения социальных коммуникаций активного долголетия принимают участие в различных конкурсах, где представляют свои инновационные методики работы или способы предоставления социальных услуг._
Рисунок 5 - «Трансформационный треугольник»
Приведем структурно-логическую схему и составим типовую модель преобразований проекта Правительства Москвы «Московское долголетие» по Ф. Гуияру и Дж. Кей-ли - интегрированную и сбалансированную
модель, объединяющую отдельные инициативы проекта «Московское долголетие» в целостную концепцию с прочными внутренними структурно-логическими связями (рис. 6, табл. 2).
► Три ОН'ГСМЫ обновлен JUL
10. Разработка системы вознаграждения.
11. Орггашзация индивидуального научения.
12. Развито организации.
Renew — обновление (новое качество, распространение новых знаний и умений внутри фирмы ) Revitalize - оживление
Три системы ижиш1?ш1м (ревиrajшзацин)
(процесс гармонизации ^ т '
„ ч 7. мншептрания на потребностях рынка, компании с окружающей средой) и .. _
1 • 1 6. Мзоорегеше новых видов Оизиеса.
9. Информационные тех HCJioi ии меня юг правила.
Restructure - реструктуризация
(позволяет измениться в целях повышения эффективности и
конкурентоспособности)
►Три хримисимы реструктуризации
4. 1I остро ение "жономическон модели
5. Упорядочение фичичеежой инфраструктуры.
6. Перенроектирошишеархитектурыработ.
Reframe — рефренмннг (сдвиг в представлениях организации о самой себе)
l-Tp II SJHIVIIШ>1У11.1 рсфрс И ИIIIII U
1. Достижение мобилизации (это процесс накопления ;-лил веяний энергии)
2. Выработка видения Пост|юснис системы показателей
Рисунок 6 - Модель управления изменениями по Ф, Г/ияру и Дж, Кейли
Таблица 2 - Модель преобразований проекта Правительства Москвы «Московское долголетие»
по Ф. Гуияру и Дж. Кейли
№ п/п Этапы выполнения преобразований проекта Правительства Москвы «Московское долголетие»
1 Рефрейминг
1.1 Достижение мобилизации (это процесс накопления умственной энергии) Проведение мониторингов и опросов, а также новые события, произошедшие в жизни москвичей, привели к выводу о необходимости реорганизации системы предоставления социальных услуг
1.2 Выработка видения Форсайт видение (5-20 лет): развитие новых форматов работы с пенсионерами, вовлечение большего количества пенсионеров в проект «Московское долголетие». Стратегическое видение (3-5 лет): создание достойных условий для активного, здорового долголетия пожилых людей. Тактическое видение (1-3 года): сохранение электората на том же уровне. Оперативное видение (1квартал - 1 год): развитие новых возможностей и способов предоставления разнообразных социальных услуг. Операционное видение (1-2 квартала до полугода): введение новой технологии предоставления социальных услуг
1.3 Построение системы показателей Система показателей базируется на подсчете количества принявших участия в занятиях или мероприятиях, организованных в рамках проекта «Московское долголетие»
2 Реструктуризация
2.1 Построение экономической модели /описание экономических и социальных выгод от реализации программы/ проекта Данный проект социальной направленности - значит больших экономических выгод ожидать не стоит. Однако, первые данные (2018 г., по окончанию пилотного проекта «Московское долголетие») говорят: «Врачи-геронтологи доказали, что регулярные занятия в рамках «Московского долголетия» обладают оздоровительным эффектом, повышают жизненный тонус и, что особенно важно в осенне-зимний период, укрепляют иммунитет» [8]. А это значительно снижает нагрузку в предоставлении поликинических услуг. Социальные выгоды для пенсионеров трудно переоценить: творческое и духовное развитие; сохранение здоровья и бодрого духа; сокращение жалоб на образ жизни; повышение социальной активности и др.
2.2 Упорядочение физической/ организационной/ территориальной/ социальной и прочей инфраструктуры Проект «Московское долголетие» - это межведомственный проект, сплотивший под своим «крылом» много департаментов, которые до этого проекта очень редко взаимодействовали. Учреждения образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, парки Москвы и т. д. - все эти организации принимают участие в реализации проекта
2.3 Перепроектирование архитектуры работ/ реинжиниринг бизнес- процессов Из-за высокого порога заболеваемости ограничений в передвижении по городу для пенсионеров приходится принимать меры для поддержания необходимого качества жизни и сохранения здоровья старшего поколения. Для этого введены онлайн-услуги. Посещение музеев, физические занятия, изучение иностранных языков и многое другое сейчас преподается дистанционно
3 Ревитализация
3.1 Концентрация на потребностях рынка Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы постоянно проводит мониторинги и опросы пенсионеров для выявления актуальной информации для оперативного реагирования на возникающую ситуацию, а часто и с опережением
3.2 Изобретение новых видов бизнеса/ новых экономических и социальных направлений от реализации программы/ проекта Департамент имеет возможность привлекать для работы лучших специалистов для реализации актуальных идей. Проект высокой социальной направленности столицы России развивается согласно предоставляемым условиям жизни
3.3 Информационные технологии меняют правила Выстроена структура управления: созданы 131 структурное подразделение в ТЦСО - отделы социальных коммуникаций и активного долголетия - ОСКАД, Управление развития социальных коммуникаций и активного долголетия в ДТСЗН, ГКУ «Ресурсный центр развития социальных коммуникаций», созданы инструменты координации и контроля: Общественный совет проекта при Мэре Москвы, координатором проекта определен ДТСЗН г. Москвы
4 Обновление
4.1 Разработка системы вознаграждения персонала, участвующего потенциально в реализации программы/ проекта Системы вознаграждения персонала: - денежные вознаграждения по итогам работы; - дополнительный выходной день по пожеланию специалиста; - завершение глобального мероприятия корпоративной вечеринкой; - награждение званием «Лучший специалист месяца» по результатам приема пенсионеров в группы
4.2 Организация индивидуального научения/ социального научения Каждый раз, когда одна и та же ситуация повторяется, люди приобретают определенный опыт существования в таких условиях. С каждым новым разом появляются инновационные формы работы, и эти проявления не кажутся уже такими ужасными. Поддержка старшего поколения остается одним из важных направлений сферы социального обслуживания
4.3 Развитие организации/ программы/ проекта - Развитие альтруизма и волонтерской деятельности пожилых. - Укрепление материально-технического обеспечения площадок активностей со стороны поставщиков услуг и реализации проекта «МД» в целом. - Изменить информационную стратегию и практику информационного обеспечения деятельности проекта. - Преобразовать проект в долговременную государственную программу. - Укрепление межведомственных связей. - Предоставление помещений для самоорганизующихся объединений пожилых москвичей
Чувствовать себя нужным для родных и сверстников - важная часть проекта «Московское долголетие». Пожилые москвичи ощутили себя как способное к внутренним и внешним преобразованиям поколение, обладающее высоким потенциалом и востребованные к участию в жизни столицы.
Таким образом, на основании проведенного исследования в качестве необходимых мероприятий для развития реализации проекта «Московское долголетие» можно предложить следующее:
- альтруизм и ответственность за успех общего дела лежат в основе волонтерской деятельности пожилых. Но при этом в организациях социального обслуживания отсутствует нормативно закрепленное направление деятельности по созданию самоорганизованных
сообществ пожилых людей, нацеленных на их само- и взаимопомощь;
- укрепление материально-технического обеспечения площадок активностей со стороны поставщиков услуг и реализации проекта в целом;
- изменить информационную стратегию и практику информационного обеспечения деятельности проекта;
- в связи с успешным окончанием пилотного проекта можно рекомендовать преобразовать проект «Московское долголетие» в долговременную государственную программу, имеющую целевое финансирование;
- укрепление межведомственных связей повысит уровень предоставления социальных услуг;
- предоставление помещений для самоорганизующихся объединений пожилых москвичей в форме открытых к участию в них «мини-клубов по интересам» или «школ добровольчества».
Московские получатели социальных услуг стремятся иметь больше возможностей для длительного сохранения хорошего здоровья. И несмотря на все возможные ограничения, присущие их образу жизни, пенсионеры Москвы стремятся получать положительную энергию из данной программы. Московское долголетие становится востребованным форматом, а его инициативы позволяют старшему поколению приобрести новые возможности, включиться в интересное коммуникативное пространство, обеспечив развитие творческого и интеллектуального ресурса.
Таким образом, социальная значимость проекта «Московское долголетия» - это не только обновление качества жизни москвичей старшего возраста, но и включение их в сферу вариантов новых социальных взаимодействий, формирование и постоянное развитие социальных контактов и связей, а также становление умений найти себя в новом периоде жизни, согласование себя и своего возраста, переход к новому образу жизни после завершения трудовой деятельности.
Список литературы:
1. Бекбаева, Ж. С. Формирование информационной культуры в условиях цифровой экономики / Ж. С. Бекбаева, И. В. Положенцева // Главный механик. -
2019. - № 8. - С. 62-66.
2. Братко, И. В. Инструменты повышения конкурентоспособности социально-экономических систем / И. В. Братко, Л. П. Васильева, А. П. Соколов. - Курск,
2020.
3. Кочеткова, К. А. Условия обеспечения демографической безопасности регионов как фактор повышения уровня национальной безопасности государства / К. А. Кочеткова, Я. Е. Уточкина, В. В. Безпалов // Вектор экономики. - 2019. - № 6 (36). - С. 81.
4. Любина, О. Н. Инновационная культура как объект философского анализа / О. Н. Любина // Управление мегаполисом. - 2012. - № 6 (30). - С. 139-145.
5. Любина, О. Н. Современные подходы к определению инновационной культуры общества / О. Н. Любина // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 6. - С. 11.
6. Любина, О. Н. Семейная политика правительства Москвы: состояние и приоритеты : учебно-методический комплекс для государственных гражданских служащих г. Москвы, обучающихся по образовательным программам повышения квалификации / О. Н. Любина, Т. А. Рафалюк, И. Н. Ивакина. - Москва, 2011.
7. Московское долголетие : онлайн-проект мэра Москвы для активных москвичей старшего поколения. - URL: https://www.mos.ru/city/projects/dolgoletie/ (дата обращения: 01.03.2021).
8. Официальный портал мэра и Правительства Москвы. Социальная поддержка москвичей старшего возраста от А до Я. - URL: Dszn.ru (дата обращения: 01.03.2021).
9. Проблемы и перспективы развития пилотного проекта «Московское долголетие» : информационно-аналитический отчет / под ред. В. А. Петросяна, Е. И. Холостовой. - Москва : ИДПО ДТСЗН, 2018. - 90 с.
10. Сульдина, Г А. Качество предоставления государственных и муниципальных услуг: критерии оценки и направления совершенствования / Г А. Сульдина, О. Н. Любина // Вестник Университета Правительства Москвы. - 2018. - № 1 (39). - С. 9-15.
11. Холостова, Е. И. Социальная работа : учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. - Москва : Дашков и К, 2017.
References
1. Bekbaeva Zh.S., Polozhenceva I.V. Formirovanie informacionnoj kul'tury' v usloviyax cifrovoj e'konomiki, Glavnyj mexanik, 2019, no 8, pp. 62-66.
2. Bratko I.V., Vasil'eva L.P., Sokolov A.P. Instrumenty' povy'sheniya konkurentosposobnosti social'noe'konomicheskix sistem. Kursk, 2020.
3. Kochetkova K.A., Utochkina Ya.E., Bezpalov V.V. Usloviya obespecheniya demo-graficheskoj bezopasnosti regionov kak faktor povy'sheniya urovnya nacional'noj bezopasnosti gosudarstva, Vektor e'konomiki, 2019, no. 6 (36), p. 81.
4. Lyubina O.N. Innovacionnaya kul'tura kak ob''ekt filosofskogo analiza, Upravlenie megapolisom, 2012, no. 6 (30), pp. 139-145.
5. Lyubina O.N. Sovremenny'e podxody' k opredeleniyu innovacionnoj kul'tury' obshhestva, Informacionny'j gumanitarny'j portal Znanie. Ponimanie. Umenie, 2012, no. 6. p. 11.
6. Lyubina O.N., Rafalyuk T.A., Ivakina I.N. Semejnaya politika pravitel'-stva Moskvy': sostoyanie i prioritety : uchebno-metodicheskij kompleks dlya gosudar-stvennyx grazhdanskix sluzhashhix g. Moskvy', obuchayushhixsya po obrazovatel'ny'm programmam povy'sheniya kvalifikacii. Moskva, 2011.
7. Moskovskoe dolgoletie : onlajn- proekt me'ra Moskvy' dlya aktivny'x mosk-vichej starshego pokoleniya. URL: https://www.mos.ru/city/projects/dolgoletie/ (data obrashheniya: 01.03.2021).
8. Ofícial'ny'j portal me'ra i Pravitel'stva Moskvy'. Social'naya podderzhka moskvichej starshego vozrasta ot A do Ya. URL: Dszn.ru (data obrashheniya: 01.03.2021).
9. Problemy i perspektivy razvitiya pilotnogo proekta «Moskovskoe dolgoletie»: informacionno-analiticheskij otchet / pod red. V.A. Petrosyana, E.I. Xolostovoj. Moskva : IDPO DTSZN, 2018. 90 p.
10. Sul'dina G.A., Lyubina O.N. Kachestvo predostavleniya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x uslug: kriterii ocenki i napravleniya sovershenstvovaniya, Vestnik Universiteta Pravitel'stva Moskvy', 2018, no. 1 (39), pp. 9-15.
11. Xolostova E.I. Social'naya rabota: Uchebnik dlya bakalavrov. Moskva : Dashkov i K, 2017.