Научная статья на тему 'Социальное сопровождение пожилых людей 80+'

Социальное сопровождение пожилых людей 80+ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1111
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 80+ / ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ УХОД / "МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скоробогатова А.Г.

В статье рассматривается актуальность и практическая значимость создания Службы сопровождения пожилых людей 80+ на примере ВАО Москвы. Анализируются общие подходы к решению задачи повышения качества жизни пожилых людей и разработки эффективных стратегий и практик поддержки и помощи старшему поколению, и именно категории 80+. Тенденция повсеместного роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой наиболее социально незащищенной категории общества. Согласно принципам оОн, социальная политика включает в себя следующие направления в отношении пожилых людей: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала и достоинство. Среди проблем, которые сегодня волнуют лиц старшего возраста, можно выделить, прежде всего, низкий уровень жизни и отсутствие экономической устойчивости, а также сохраняющуюся неудовлетворенность качеством и доступностью медицинских услуг, а также лекарственным обеспечением. Острой проблемой остается заниженный статус пожилых людей в обществе, их социальная невостребованность и одиночество, отсутствие мотивации на поддержание активного образа жизни. На практике в работе системы социального обслуживания в настоящее время складываются два ведущих направления: развитие активного долголетия и организация долговременного ухода. Программа «Московское долголетие», объединяющая более 200 тыс. пожилых людей, продемонстрировала небывалый рост их активности и самоорганизации, способствующих внедрению новых инициатив, направленных на развитие гражданского общества. Ко второму направлению по обеспечению достойной старости лиц, утративших навыки самообслуживания и самостоятельного проживания. В связи с этим крайне необходим клиентоориентированный подход к данной проблеме и развитие программ выявления, организации и сопровождения пожилых людей 80+.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное сопровождение пожилых людей 80+»

Социальное сопровождение пожилых людей 80+

Скоробогатова А.Г.

В статье рассматривается актуальность и практическая значимость создания Службы сопровождения пожилых людей 80+ на примере ВАО Москвы. Анализируются общие подходы к решению задачи повышения качества жизни пожилых людей и разработки эффективных стратегий и практик поддержки и помощи старшему поколению, и именно категории 80+. Тенденция повсеместного роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой наиболее социально незащищенной категории общества. Согласно принципам оОн, социальная политика включает в себя следующие направления в отношении пожилых людей: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала и достоинство. Среди проблем, которые сегодня волнуют лиц старшего возраста, можно выделить, прежде всего, низкий уровень жизни и отсутствие экономической устойчивости, а также сохраняющуюся неудовлетворенность качеством и доступностью медицинских услуг, а также лекарственным обеспечением. Острой проблемой остается заниженный статус пожилых людей в обществе, их социальная невостребованность и одиночество, отсутствие мотивации на поддержание активного образа жизни. На практике в работе системы социального обслуживания в настоящее время складываются два ведущих направления: развитие активного долголетия и организация долговременного ухода. Программа «Московское долголетие», объединяющая более 200 тыс. пожилых людей, продемонстрировала небывалый рост их активности и самоорганизации, способствующих внедрению новых инициатив, направленных на развитие гражданского общества. Ко второму направлению по обеспечению достойной старости лиц, утративших навыки самообслуживания и самостоятельного проживания. В связи с этим крайне необходим клиентоориенти-рованный подход к данной проблеме и развитие программ выявления, организации и сопровождения пожилых людей 80+. Ключевые слова: Пожилые люди, повышение качества жизни, Служба сопровождения пожилых людей 80+, долговременный уход, «Московское долголетие»

Skorobogatova A.G.

Social support for the elderly 80+

The article deals with the relevance and practical importance of the creation of the Service of support of elderly people 80+ on the example of VAO Moscow. General approaches to solving the problem of improving the quality of life of older people and the development of effective strategies and practices of support and assistance to the older generation, namely the 80+category, are analyzed. The trend of increasing numbers of older persons everywhere requires a fundamental change in social policy towards this most vulnerable category of society. According to the UN principles, social policy includes the following areas in relation to older persons: independence, participation, care, realization of internal potential and dignity. Among the problems that concern older persons today are, first of all, the low standard of living and the lack of economic sustainability, as well as the continuing dissatisfaction with the quality and availability of medical services, as well as with the provision of medicines. An acute problem is the low status of older people in society,, their social lack of demand and loneliness, lack of motivation to maintain an active lifestyle. In practice, the social service system currently has two main areas: the development of active longevity and the organization of long-term care. The Moscow longevity programme, which unites more than 200,000 elderly people, has demonstrated an unprecedented growth in their activity and self-organization, contributing to the introduction of new initiatives aimed at the development of civil society. To the second direction to ensure a decent old age of persons who have lost the skills of self-service and independent living. In this regard, a customer-oriented approach to this problem and the development of programs for the identification, organization and support of elderly people are essential. Keyword: Elderly people, improving the quality of life, Service support for the elderly 80+, long-term care, the project "Moscow longevity»

В современной России в связи со сложной демографической ситуацией наметилась устойчивая тенденция роста численности пожилых людей. По данным ООН в 1950 г. в мире проживало 8% человек старше 60 лет, в 2000 г. - 10%, а к 2050 г. их будет почти 22%. По состоянию на 1 января 2018 г. численность граждан старше трудоспособного возраста в России составила 25,4%. Увеличение количества пожилого населения определяет социальный вызов, связанный с ростом потребности в качественном социальном и медицинском обслуживании.

Национальная задача - войти в пул стран 80+ целевых показателей Указа Президента РФ от 7.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Президент РФ В.В. Путин поставил задачу вхождения нашей страны в следующем десятилетии в клуб стран «80 +», где продолжительность жизни превышает 80 лет. Важное место в ее решении принадлежит разработке эффективных стратегий и практик поддержки и помощи старшему поколению, и именно категории 80+. Чтобы решить эту задачу, необходимо повысить качество жизни пожилых людей.

Пожилые люди встревожены своим материальным положением, высокой стоимостью лекарственных препаратов. Снижение уровня материального обеспечения пожилых людей серьезно влияет на их социальное самочувствие, уровень удовлетворенности жизнью, ухудшает состояние здоровья.

Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой наиболее социально незащищенной категории общества.

Согласно принципам ООН, социальная политика включает в себя следующие направления в отношении пожилых людей: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала и достоинство.

Среди проблем, которые сегодня волнуют лиц старшего возраста, можно выделить, преж-

де всего, низкий уровень жизни и отсутствие экономической устойчивости, а также сохраняющуюся неудовлетворенность качеством и доступностью медицинских услуг, а также лекарственным обеспечением.

Острой проблемой остается заниженный статус пожилых людей в обществе, их социальная невостребованность и одиночество, отсутствие мотивации на поддержание активного образа жизни.

На практике в работе системы социального обслуживания в настоящее время складываются два ведущих направления: развитие активного долголетия и организация долговременного ухода.

Первое направление включает в себя программы «Лучшая половина жизни», «Университеты Серебряного возраста», использование ресурсного потенциала пожилого человека и развитие активностей. Программа «Московское долголетие», объединяющая более 200 тыс. пожилых людей, продемонстрировала небывалый рост их активности и самоорганизации, способствующих внедрению новых инициатив, направленных на развитие гражданского общества.

Ко второму направлению по обеспечению достойной старости лиц, утративших навыки самообслуживания и самостоятельного проживания. И здесь важно развивать такие формы услуг, как мобильная социальная служба, «детские садики» для пожилых, «санатории» на дому, социальный патронаж, стационарозамещающие технологии, службы социальных сиделок и т.д.

В связи с этим крайне необходим клиенто-ориентированный подход к данной проблеме и развитие программ выявления, организации и сопровождения пожилых людей 80+.

В организации данной работы необходимо учитывать специфику социального статуса каждого человека, его нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные особенности жизнедеятельности и т.д.

К проблеме старости, ее определения, ученые и практики подходят с разных точек зрения: биологической, физиологической, психологической, функциональной, хронологической, социологической и других. Отсюда выстраивается маршрутизация решения проблем общественного и социального положения роли и места пожилого человека в обществе и семье,

организации социального обслуживания, социальной реабилитации, социального попечительства над лицами старшего возраста.

В Москве существует развитая и качественная система социальной защиты населения. Но этого явно недостаточно как в количественном выражении - сейчас только 5% москвичей старшего поколения охвачены социальными услугами в стационарной, полустационарной формах социального обслуживания и на дому. Так и в качественном - не все пожилые люди могут или хотят получать социальное обслуживание. Существует значительное число одиноких пожилых людей, о проблемах которых никто не знает, которые остаются один на один со своей бедой.

В Москве в 2018 году более 3,4031 млн. чел. (27,2%) старше трудоспособного возраста. В 2017 году их количество составляло 3, 3101 млн. чел. (26,8%), за год старшее поколение приросло на 97 тыс. человек. В Москве число пожилых людей старше 70 лет составляет более 1,3 (10,5%) млн чел. Всего в Москве пожилых людей в возрасте 80+ 405 265 чел. или 15,2%. По ВАО: всего количество пожилых людей составляет свыше 332 800 чел., в том числе свыше 54 700 чел. или 16,4% - представители возрастной категории 80+. Сегодня нуждаются в постоянном уходе из-за состояния здоровья 18% лиц старше 70 лет и более 30% москвичей старше 80 лет.

В Москве действует 33 государственных учреждения стационарного ухода, общая емкость которых более 16 тыс. мест. Очередей нет, но три четверти коечного фонда изношены на 50% и более. При возрастающем количестве пожилых людей до 2025 года ожидается значительное увеличение потребности в постоянном уходе, как минимум на треть. Продолжает развиваться сеть надомного социального обслуживания.

Возрастает материальная поддержка всех представителей старшего поколения. Так, доля получателей региональной социальной доплаты к пенсии (17 500 руб.) составляет более 83 %. Это 2 176,0 млн. человек. Практически каждый представитель старшего поколения обладает правом на бесплатный проезд по социальной карте, на доплаты в форме субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ЖКУ и услуг связи или иные меры социаль-

ной поддержки, на адресную социальную помощь.

В то же время по уровню материального обеспечения - только 0,7% пожилых москвичей могут позволить себе любые покупки . Каждый двенадцатый - 7,3% - «может позволить себе хорошо питаться и приобретать хорошую одежду, но автомобиль или недвижимость недоступны». У трети пожилых москвичей (36,2%) денег на питание и одежду хватает, но предметы длительного пользования недоступны. Для более половины старшего поколения (57,2% - женщин и 52,3% мужчин) «не хватает денег даже на продукты питания» и «на питание и одежду хватает, но покупка одежды и обуви вызывает затруднения».

Для города средняя стоимость проживания пожилого москвича в стационаре в сутки составляет от 2,8 тыс. руб. до 5,4 тыс. руб., и зависит от уровня самостоятельности обслуживания и медицинских показаний. Масштабное внедрение Проекта за счет осуществления превентивных мер поддержки пожилых людей 80+ позволит увеличить продолжительность жизни, отсрочить помещение в стационарное учреждение.

Проблема социальной изоляции обусловливает необходимость повышения внимания к социальной поддержке пожилых москвичей 80+. Необходимо создавать службы сопровождения, осуществляющие мониторинг и охватывающие вниманием всех москвичей старше 80 лет с целью содействия тому, чтобы каждый пожилой москвич получал адресную поддержку и помощь междисциплинарной команды специалистов и волонтеров. Служба сопровождения пожилых людей 80+ будет осуществлять мониторинг самочувствия ежедневный, еженедельный, ежемесячный - в соответствии с выявленным уровнем риска и оказывать помощь на основе межведомственного взаимодействия. Такой проект станет логичным дополнением системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Актуальность создания Службы сопровождения пожилых людей 80+ в первую очередь обусловлена его направленностью на содействие реализации поручения Президента РФ от 05.09.2017 №12, о создании системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансиро-

ванные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому.

Демографическое старение населения -объективная и устойчивая мировая тенденция, характерна как для всей нашей страны в целом, так и для города Москвы. Международный опыт показывает, что многие развитие страны, Канада, Италия, Франция нашли формы социальной поддержки пожилых людей 80+. В Москве сформировался общественный запрос на новую современную, более эффективную модель социальной политики в отношении пожилых людей, обеспечивающей максимально широкий охват москвичей старших возрастных групп. В настоящее время не созданы комплексные службы, осуществляющие социальное, медицинское, психологическое сопровождение пожилых людей 80+, что определяет необходимость дополнительных мер в решении проблем, связанных с повышением качества жизни старшего поколения.

Проект «Служба сопровождения пожилых людей 80+», позволит решить проблемы социальной изоляции москвичей пожилого возраста 80+, способствовать сокращению смертности и станет логичным дополнением развиваемой системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста.

Такая Служба сопровождения пожилых людей 80+, путем организации мониторинга, волонтерского сопровождения, консультационной и предметной помощи межведомственной команды специалистов способна сформировать социальную сеть действенной социальной поддержки пожилых москвичей 80+, чтобы не допустить социальной изоляции и оставления без помощи одинокопроживающего пожилого человека.

Проект начал реализовываться в ВАО Москвы. К реализации проекта привлекается междисциплинарная команда специалистов: специалисты по социальной работе, врачи-гериатры, социальные психологи, специалисты по социальным коммуникациям, специалисты по компьютерным технологиям, представители государственных структур, волонтеры, общественные деятели и др. Используются активные формы бесконтактных социальных коммуникаций - телефонный мониторинг, телефонное анкетирование, Бкурв-конференции; контактные формы - посещения, гериатрическое анкети-

рование и консультирование, беседы, предметная помощь мульти дисциплинарной команды специалистов, инновационные коммуникационные технологии.

Цель реализации проекта - повышение продолжительности жизни, предотвращение и снижение социальной изоляции и смертности пожилого населения, создание, продвижение и активизация сетей волонтерской поддержки и помощи пожилым людям в возрасте 80 лет и старше, содействие вхождению Москвы в пул регионов 80+. Создание модели службы индивидуального сопровождения пожилых людей 80+ на основе мониторинга социального и медицинского функционирования. Будут разработаны и внедрены оригинальные методики и технологии повышения уровня защищенности от рисков и безопасного самостоятельного поддерживаемого проживания пожилых людей 80+.

Реализация Проекта требовала тщательной подготовки, связанной с формированием методологических и методических, организационных и информационных основ, изучения общественного мнения и проблемного поля сопровождения пожилых людей 80+, выявления и мониторинга уровня социальной изоляции и «хрупкости» пожилых москвичей старше восьмидесяти лет. Поэтому разработка Проекта «Организация служб сопровождения пожилых людей 80+» предусматривала дополнительные возможности в решении проблем от общего к частному, когда круг решаемых проблем конкретизируется в зависимости от уровня социальной изоляции и функциональных ограничений пожилых людей. Соответственно формируется межведомственная рабочая группа Проекта «Организация служб сопровождения пожилых людей 80+» на территории ВАО и состав ее волонтерского сопровождения.

Основной этап реализации проекта связан с созданием Службы сопровождения пожилых людей 80+, организацией выявления и оказания необходимой помощи пожилым жителям 80+; разработкой оригинальных методик и технологии по развитию уровня защищенности от рисков и безопасного проживания пожилых людей 80+; проведением межведомственных мероприятий по выявлению групп риска среди пожилых людей 80+ и определения уровня нуждаемости пожилых людей; созданием информационно-программного комплекса по ведению

компьютерной базы помощи пожилым людям 80+; формирование и обучение пула волонтеров молодого и пожилого возраста для работы в Проекте 80+; осуществление плановой и систематической работы посредством индивидуального мониторинга через компьютерную базу помощи пожилым людям 80+; проведением мероприятий, направленных на создание социальных сетей волонтерской поддержки и достижением целей проекта. Система активного наблюдения позволяет достичь позитивных результатов с точки зрения социальной и медицинской профилактики и снижения издержек. Основным подходом в реализации Проекта является межведомственный подход, объединяющий усилия специалистов по социальной работе, врачей-гериатров, специалистов по социальным коммуникациям, работников всех ведомств территории - формирование мульти дисциплинарной команды специалистов, необходимые для решения проблемных ситуаций, возникающих у пожилого человека 80+ в процессе жизнедеятельности.

ГБУ ТЦСО «Новогиреево» - координатор Проекта, - оказывает на высоком качественном уровне социальные услуги населению в форме обслуживания на дому и в полустационарной форме. Общий охват граждан, проживающих на обслуживаемой территории районов Новогиреево, Ивановское и Перово, ежегодно обращающихся за социальными услугами, - около 55 тысяч человек и постоянно увеличивается за счет активной работы специалистов ТЦСО в рамках проекта «Московское долголетие».

Специалисты «Новогиреево» имеют большой опыт опытно-экспериментальной деятельности, ими уже успешно завершена разработка инновационных разработок, был успешно разработан и востребован учреждениями инструментарий оценки эффективности деятельности ЦСО по оказанию социальных услуг. В настоящее успешно внедряется инновационный проект ««Автоматизированный учет оказания социальных услуг работниками социальной сферы в форме социального обслуживания»», в рамках которого свыше 700 социальных работников выходят к получателям социальных услуг с планшетами.

Успешный опыт ТЦСО «Новогиреево» в организации и осуществлении опытно-экспериментальной деятельности 2011-2018 гг. является

основанием для избрания «Новогиреево» координатором данного проекта.

Заключительный этап реализации Проекта будет связан с анализом результатов и определением его эффективности, что позволит подвести итоги, представить методику реализации в целях масштабирования и распространения опыта проекта в интересах всех жителей столицы 80+.

Литература

1. Жуков В.И. Социология социальной сферы. М.: ИСПИ РАН, 2006. - 488 с.

2. Михалева К.Ю., Полякова Н.Л., Концепция социального института в социологической теории // Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 2. - С. 119.

3. На пути устойчивого развития общества и социального благосостояния: поиск ответов на вызовы современности: материалы международной конференции (Москва, 18-19 мая 2017 г.) / Под ред. Е.И. Холостовой; сост. и пер. с англ. Н.Ф. Ригина. - М.: ИДПО ДТСЗН, 2017. -268 с.

4. Пожилые в современном мире: институты и дискурсы. Монография / Под ред. Е.И. Холостовой, И.В. Мкртумовой. - М.: ГАУ ИДПО ДТСЗН, 2015. - С. 56.

5. Российская энциклопедия социальной работы /Под общ. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дащков и Ко», 2016. - 1032 с.

6. Социальная защита в XXI веке: образ будущего: Монография / Под ред. Е.И. Холостовой. - М. ИДПО ДТСЗН, 2018. - 430 с.

7. Социология // Журнал Российской социологической ассоциации. №2 - Москва, 2019. -310 с.

8. Успенская Т.Н., Мкртумова И.В. и др. Доклад о положении граждан пожилого возраста в городе Москве /Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы; Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы; под общ. ред. В.А. Петросяна, Е.И. Холостовой. -М.: ИДПО ДТСЗН, 2018. - 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.