Научная статья на тему 'Организация служб сопровождения пожилых людей 80+'

Организация служб сопровождения пожилых людей 80+ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
241
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / ГРУППЫ РИСКА / СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ 80+ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОМАНДА / МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скоробогатова А.Г.

В современных условиях социальная поддержка старшего поколения становится актуальной и является фактором устойчивого развития государства. Международный опыт показывает, что многие развитые страны, Канада, Италия, Франция нашли различные формы социальной поддержки пожилых людей 80+. Социальный проект «Служба сопровождения пожилых людей 80+» разработан и внедряется в Восточном административном округе города Москвы. Он включает в себя организацию мониторинга, консультационной и предметной помощи жителям ВАО 80+ межведомственной командой специалистов и волонтеров. Для формирования Службы путем опроса пожилых людей 80+ выявляются данные по уровню социального самочувствия, состояния здоровья каждого москвича данной категории. Опрос проводят социальные и медицинские работники, волонтеры, представители общественных организаций и объединений. На основании опроса формируется программа оказания и поддержки всем желающим её получать. Проект «Организация служб сопровождения пожилых людей 80+» призван развивать актуальные практики волонтёрского сопровождения и формирование культуры благоприятного самостоятельного поддерживаемого проживания. Однако такое проживание пожилого человека 80+ могут быть сопряжено с дополнительными обстоятельствами, требующими специальных комплексных мер поддержки (напр., безбарьерное оборудование жилища, оборудование ночного патронажного поста и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация служб сопровождения пожилых людей 80+»

Организация служб сопровождения пожилых людей 80+

Скоробогатова А.Г.

В современных условиях социальная поддержка старшего поколения становится актуальной и является фактором устойчивого развития государства. Международный опыт показывает, что многие развитые страны, Канада, Италия, Франция нашли различные формы социальной поддержки пожилых людей 80+. Социальный проект «Служба сопровождения пожилых людей 80+» разработан и внедряется в Восточном административном округе города Москвы. Он включает в себя организацию мониторинга, консультационной и предметной помощи жителям ВАО 80+ межведомственной командой специалистов и волонтеров. Для формирования Службы путем опроса пожилых людей 80+ выявляются данные по уровню социального самочувствия, состояния здоровья каждого москвича данной категории. Опрос проводят социальные и медицинские работники, волонтеры, представители общественных организаций и объединений. На основании опроса формируется программа оказания и поддержки всем желающим её получать.

Проект «Организация служб сопровождения пожилых людей 80+» призван развивать актуальные практики волонтёрского сопровождения и формирование культуры благоприятного самостоятельного поддерживаемого проживания. Однако такое проживание пожилого человека 80+ могут быть сопряжено с дополнительными обстоятельствами, требующими специальных комплексных мер поддержки (напр., безбарьерное оборудование жилища, оборудование ночного патронажного поста и т.д.).

Ключевые слова: Повышение качества жизни, группы риска, служба сопровождения, пожилые люди 80+, междисциплинарная команда, мониторинг социального самочувствия.

Skorobogatova A.G.

Organization of support services for elderly people 80+ In modern conditions, social support for the older generation becomes relevant and is a factor in the sustainable development of the state. International experience shows that many developed countries, Canada, Italy and France have found various forms of social support for older people 80+. The social project "Escort of Elderly 80+" was developed and implemented in the Eastern Administrative District of Moscow. It includes the organization of monitoring, consulting and substantive assistance to residents of HLW 80+ by an interdepartmental team of specialists and volunteers. For the formation of the Service by interviewing older people 80+, data on the level of social well-being, the state of health of each Muscovite in this category are identified. The survey is conducted by social and medical workers, volunteers, representatives of public organizations and associations. The project "Organization of escort services for older people 80+" aims to develop current practices of volunteer escort and build a culture of favorable self-sustained living. However, this living of an older person 80+ may be associated with additional circumstances that require special comprehensive support measures (for example, barrier-free housing equipment, night-time nursing equipment, etc.).

Keywords: Improving the quality of life, risk groups, escort service, older people 80+, interdisciplinary team, monitoring social well-being.

Демографическое старение населения -объективная и устойчивая мировая тенденция, характерна как для всей нашей страны в целом, так и для города Москвы. Международный опыт показывает, что многие развитые страны, Канада, Италия, Франция нашли формы социальной поддержки пожилых людей 80+. В стране сформировался общественный запрос на новую современную, более эффективную модель социальной политики в отношении пожилых людей, обеспечивающей максимально широкий охват населения старше 80 лет.

В данных условиях социальная поддержка старшего поколения становится актуальной и является фактором устойчивого развития государства. Принятые на государственном уровне документы: Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года, Указ Президента РФ от 7.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Поручения Президента РФ о создании системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, - определяют необходимость повышения качества жизни пожилых людей 80+, путем уменьшения их социальной изоляции, осуществления социальных и медицинских профилактических индивидуальных мероприятий, позволяющих увеличить их продолжительность жизни.

В Москве в 2018 году более 3,4031 млн. чел. (27,2%) старше трудоспособного возраста, в т.ч. работающих 587,6 тыс.чел. В 2017 году их количество составляло 3, 3101 млн. чел. (26,8%), за год старшее поколение приросло на 97 тыс. человек. В Москве число пожилых людей старше 70 лет составляет более 1,3 млн чел., старше 80 лет - более 405, 2 тыс.чел., в т.ч. по ВАО - 54, 7 тыс. чел. или 16,4%. Сегодня нуждаются в постоянном уходе из-за состояния здоровья 18% лиц старше 70 лет и более 30% москвичей старше 80 лет.

Несмотря на интенсивное развитие социальной поддержки и помощи сейчас только 5% москвичей старшего поколения получают социальные услуги в стационарной, полустационарной формах и форме социального обслуживания и на дому. Чтобы развивать систему социального обслуживания в соответствии с запросами пожилых граждан 80+, проводить требуемые профилактические мероприятия, необходимо осуществлять постоянный предметный мониторинг медицинских и социальных рисков пожилых москвичей, который пока никто в Москве не осуществляет. Эту проблему можно решить путем создания службы сопровождения пожилых москвичей 80+, в функции которой входит осуществление индивидуального мониторинга медицинских, социальных и психологических проблем и, в соответствии с выявленным уровнем риска, оказание профилактических мероприятий в соответствии с выявленным уровнем риска межведомственной командой специалистов.

Такой проект является логичным дополнением системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Масштабное внедрение Проекта за счет осуществления превентивных мер поддержки пожилых людей 80+ позволит увеличить продолжительность жизни, отсрочить помещение их в стационарное учреждение, улучшит качество жизни.

Служба сопровождения пожилых людей 80+ формируется путем организации мониторинга, консультационной и предметной помощи межведомственной команды специалистов и волонтеров. Для формирования Службы путем опроса пожилых людей 80+ выявляются данные по социальному состоянию, состоянию здоровья каждого москвича данной категории. Опрос проводят социальные и медицинские работники, волонтеры, представители общественных организаций и объединений. Определяются группы риска (от 1 до 5 групп). На основании опроса формируется программа оказания и поддержки всем желающим её получать. В районах создаются мониторинговые группы поддержки пожилых людей 80+, которые с помощью данной программы осуществляют контроль за реализацией данной программы. Как правило, 5-6 серебряных волонтеров с помощью компьютерной программы связываются с клиентами по телефону и напоминают о совместной работе. Если необходим личный контакт, то подключаются представители общественных организаций, координирует данную работу специалист по социальной работе ТЦСО.

К реализации проекта привлекается междисциплинарная команда специалистов: специалисты по социальной работе, врачи-гериатры, социальные психологи, специалисты по социальным коммуникациям, специалисты по компьютерным технологиям, представители государственных структур, волонтеры, общественные деятели и др.

Используются активные формы бесконтактных социальных коммуникаций - телефонный мониторинг, телефонное анкетирование, Skype-конференции; контактные формы - посещения, гериатрическое анкетирование и консультирование, беседы, предметная помощь мульти дисциплинарной команды специалистов, инновационные коммуникационные технологии.

В ходе организации данной службы:

- создается модель службы индивидуального сопровождения пожилых людей 80+ на основе мониторинга социального и медицинского функционирования;

- продвигается и активизируется сеть волонтерской поддержки и помощи пожилым людям в возрасте 80 лет и старше;

- происходит содействие вхождению Москвы в пул регионов 80+;

- разрабатываются и внедряются оригинальные методики и технологии повышения уровня защищенности от рисков и безопасного самостоятельного поддерживаемого проживания пожилых людей 80+;

- организация выявления и оказания необходимой помощи пожилым жителям 80+;

- ведется гериатрическая оценка результатов анкетирования;

- проводятся межведомственные мероприятия по выявлению групп риска среди пожилых людей 80+ и определения уровня нуждаемости пожилых людей в помощи;

- создается информационно-программный комплекс по ведению компьютерной базы помощи пожилым людям 80+;

- определяются группы по категориям риска и программ волонтёрской и межведомственной помощи для каждой из них;

- проводятся мероприятия, направленные на взаимодействие территории в целом, общественных и государственных организаций.

Реализация данного проекта требует тщательной подготовки, связанной с формированием методологических, методических, организационных и информационных основ проекта, изучение общественного мнения и проблемно-

го поля сопровождения пожилых людей 80+, выявления и мониторинга уровня социальной изоляции и «хрупкости» пожилых москвичей старше восьмидесяти лет. Разработка Проекта «Организация служб сопровождения пожилых людей 80+» будет предусматривать дополнительные возможности в решении проблем от общего к частному, когда круг решаемых проблем конкретизируется в зависимости от уровня социальной изоляции и функциональных ограничений пожилых людей. Соответственно будет формироваться межведомственная рабочая группа Проекта «Организация служб сопровождения пожилых людей 80+» на территории ВАО и состав ее волонтерского сопровождения.

Основной этап реализации проекта связан с созданием Службы сопровождения пожилых людей 80+, организацией выявления и оказания необходимой помощи пожилым жителям 80+; разработкой оригинальных методик и технологии по развитию уровня защищенности от рисков и безопасного проживания пожилых людей; проведением межведомственных мероприятий по выявлению групп риска среди пожилых людей и определения уровня нуждаемости пожилых людей и т.д. Система активного наблюдения позволяет достичь позитивных результатов с точки зрения социальной и медицинской профилактики и снижения издержек.

Основным подходом в реализации Проекта является межведомственный подход, объединяющий усилия специалистов по социальной работе, врачей-гериатров, специалистов по социальным коммуникациям, работников всех ведомств территории - формирование мульти дисциплинарной команды специалистов, необходимые для решения проблемных ситуаций, возникающих у пожилого человека 80+ в процессе жизнедеятельности.

Заключительный этап связан с оформлением результатов Проекта и определением ее эффективности, что позволит подвести его итоги, представить методику реализации в целях масштабирования и распространения опыта проекта. Важно проанализировать, насколько успешно были преодолены рисковые ситуации в процессе реализации проекта.

В процессе реализации проекта активно используются методы диагностики, анкетирования, мониторинга отдельных этапов проекта, достижения цели и задач. Аналитический подход позволит обеспечить методологические и методические основы реализации проекта.

Координатором проекта выступает Государственное бюджетное учреждение территориальный центр социального обслуживания «Новогиреево». ТЦСО оказывает на высоком качественном уровне социальные услуги населению в форме обслуживания на дому и в полустационарной форме. Общий охват граждан, проживающих на обслуживаемой территории районов Новогиреево, Ивановское и Перово, ежегодно обращающихся за социальными услугами, - около 55 тысяч человек и постоянно увеличивается за счет активной работы специалистов ТЦСО в рамках проекта «Московское долголетие».

Специалисты «Новогиреево» имеют большой опыт опытно-экспериментальной деятельности, ими уже успешно завершена разработка инновационных разработок, в 2011-2014 году был успешно разработан и востребован учреждениями инструментарий оценки эффективности деятельности ЦСО по оказанию социальных услуг. В настоящее успешно внедряется инновационный проект «Автоматизированный учет оказания социальных услуг работниками социальной сферы в форме социального обслуживания», в рамках которого свыше 700 социальных работников выходят к получателям социальных услуг с планшетами.

В ТЦСО работает Школа волонтеров. Успешный опыт в организации и осуществлении опытно-экспериментальной деятельности 2011-2018 гг. является основанием для избрания «Новогиреево» координатором данного проекта.

К целевой аудитории проекта относятся не только пожилые 80+, но и те организации и ведомства, которые осуществляют помощь и поддержку этой категории населения. сего в ВАО на 1.01.2018 проживает 1 515 942 человека, в т.ч. более 332 тысяч граждан старше трудоспособного возраста. Число пожилых людей в возрасте 75+ составляет 99 500 чел, а в возрасте 80+ их 54 700 чел.

- Основная целевая аудитория - получатели помощи: пожилые люди 80 лет (80+), проживающие на территории ВАО Москвы, определенной Проектом;

- Основная целевая аудитория - организаторы: Префектура ВАО, Муниципалитеты ВАО, Окружное Управление социальной защиты населения ВАО; ТЦСО; Управление здравоохранения ВАО, Управление культуры ВАО, волонтеры, Советы ветеранов, общественные организации, Благотворительные Фонды и т.д.

- Координатор проекта - ТЦСО «Новогиреево».

Количественный состав основной целевой аудитории Проекта - 5 000 пожилых москвичей старше 80 лет.

Система активного наблюдения позволит достичь позитивных результатов с точки зрения социальной и медицинской профилактики и снижения последующих издержек.

Сложности во внедрении проекта «Организация служб сопровождения пожилых людей 80+» связаны, прежде всего, с тем, что в российском обществе еще слабо сформировано представление о долговременном уходе, о характере, объеме и длительности поддержки, которую государство должно предоставить пожилым людям 80+. Не получили должного развития технологии сопровождаемого проживания.

Риском является тот факт, что не все пожилые люди осознают опасность ситуации самостоятельного проживания и, как следствие, социальной изоляции, и несвоевременно обращаются за помощью, за предоставлением социальных услуг или не обращаются вообще. Принятие решения о самостоятельном проживании бывает вынужденным, когда нет близких, бывает и добровольным отказом от постоянного проживания с детьми. Поэтому защита прав пожилого человека и условий его безопасного проживания становится основной задачей государства. Повышение правовой ответственности, общей нравственной культуры взрослых детей, обязанных заботиться о престарелых родителях, также остается главной проблемой общества.

Проект «Организация служб сопровождения пожилых людей 80+» призван развивать актуальные практики волонтёрского сопровождения и формирование культуры благоприятного самостоятельного поддерживаемого проживания. Однако такое проживание пожилого человека 80+ могут быть сопряжено с дополнительными обстоятельствами, требующими специальных комплексных мер поддержки (напр., безбарьерное оборудование жилища, оборудование ночного патронажного поста и т.д.). В этом случае появляется необходимость, там, где это возможно, разработки дополнительных программ поддержки, учитывающих эти особенности ситуаций благоприятного и безопасного самостоятельного проживания пожилого человека 80+.

Поэтому «Служба сопровождения пожилых людей 80+» предоставляет такие возможности всем пожилым 80+, которые сталкиваются с проблемами в организации благоприятного и безопасного самостоятельного проживания.

Литература

1. Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. № 794-ПП «О мерах, направленных на реализацию Государственной программы города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 года»;

2. Постановление Правительства Москвы от 07.03.2017 г. № 88-ПП;

3. Доклад Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы о выполнении Государственной программы города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы» за 2016 год. http:/ /www.dszn.ru/upload/documents/5.%20 Доклад-%20к%20отчету %20по%20ГП%20за %202016%2 0rofl.pdf

4. План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в городе Москве (2013-2018 годы)».

5. Блиц-опрос «Актуальные проблемы пожилых людей в городе Москве», ИДПО ДСЗН, май 2016 года.

6. Доклад о положении граждан пожилого возраста в городе Москве: информационно-аналитический доклад / Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 129 с.

7. Жуков В.И. Социология социальной сферы. М.: ИСПИ РАН, 2006. - 488 с.

8. Комплексный мониторинг уровня и качества жизни граждан пожилого возраста в городе Москве: информационно-аналитический доклад. Двенадцатый этап / под ред. В.А. Петросяна, Е.И. Холостовой. - М.:ИДПО ДТСЗН, 2017. 281 с.

9. Пожилой человек в информационном мире: информационно-аналитический отчет / под. ред. В.А. Петросяна, Е.И. Холостовой. -М.: ДТСЗН, ГАУ ИДПО, 2017, - С. 73-78.

10. Пожилые в современном мире: институты и дискурсы. Монография / Под ред. Е.И. Холостовой, И.В. Мкртумовой. - М.: ГАУ ИДПО ДТСЗН, 2015. - C. 56.

11. Российская энциклопедия социальной работы /Под общ. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дащков и Ко», 2016. - 1032 с.

12. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения, 2-е изд. Мало-феев И.В. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.