УДК 369.8 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-104-141-146
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
КАБАНОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА
Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ВЕТРОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЕВСТРАТОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В современных исследованиях в достаточной мере затронуты теоретические моменты управления сферой социального обеспечения, и, равным образом, проблемы, касающиеся места и значимости управления сферой социального обеспечения, однако, не хватает изысканий по проблемам регулирования управления сферой социального обеспечения. Также в научных трудах недостаточно обозначен специфический потенциал в области общественного регулирования системы социального обеспечения в г. Москве. В статье предприняты попытки изучения и представления данного потенциала на примере г. Москвы. В работе предложены рекомендации по созданию эффективной системы социального обеспечения, а именно предложен системный подход к организации социальной защиты населения в г. Москве, который основан на четком определении и разграничении определенных структурных элементов. Кроме того, статья посвящена анализу деятельности Департамента труда и социальной защиты населения в г. Москве, а также Управлению по социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности. Авторами определены основные рекомендации по совершенствованию деятельности изучаемого Департамента. В статье предложен проект программы социального обслуживания москвичей пожилого и старческого возраста. Основной целью данного проекта программы социального обслуживания является улучшение положения и качества жизни пожилых людей, повышение их социальной защищенности и сохранение активного долголетия.
Ключевые слова: система социального обеспечения, социальная поддержка, социальное обслуживание, социальные услуги
В целях совершенствования социального обеспечения в г. Москве предлагаем рекомендации по созданию эффективной системы социального обеспечения. Предлагаемый нами системный подход к организации социальной защиты населения в г. Москва основан на четком определении и разграничении следующих структурных элементов.
1. Цели, задачи, принципы, дифференцирующиеся в зависимости от социально-экономического положения РФ и г. Москвы на данный момент. Например, в период кризисов, главной целью социального обеспечения Департамента труда и социальной защиты населения (ДТиСЗН) в г. Москва, должна стать поддержка наиболее уязвимых социальных слоев города; для периода экономического подъема цель должна быть гораздо более широкой с точки
зрения, как реализуемых программ, так и охватываемых категорий населения.
2. Объекты социальной защиты должны строго учитываться и соответствовать ряду критериев, лежащих в основе классификации объектов социальной защиты:
- величина среднедушевого дохода, согласно которому индивид нуждается в социальной защите, если величина данного показателя ниже установленного прожиточного минимума для конкретной социально-демографической группы населения;
- трудоспособность (нетрудоспособный гражданин является более уязвимым и не может помочь себе сам);
- территориально-экологическое неблагополучие;
- принадлежность индивида к числу жертв социальных, межнациональных и военных конфликтов и пр.
3. Субъекты социальной защиты (государство; территориальные органы управления; местные службы социальной защиты; социальные работники).
4. Институциональные элементы - социальные гарантии, социальные компенсации и индексации, социальное обеспечение, подразделяющееся на социальное страхование и социальную поддержку.
5. Отрасли, или области (сфера доходов, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и др.).
6. Механизмы (формы, методы).
7. Обеспечение (организационное, правовое, финансово-экономическое).
8. Инструментарий (программы, мероприятия Департамента труда и социальной защиты населения в г. Москва).
Особое внимание в деятельности Департамента труда и социальной защиты населения в г. Москве, в частности, Управлению по социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности и его отделам: отделу организации деятельности по реабилитации инвалидов и отделу организации работы реабилитационных учреждений, должно быть уделено социальной поддержке инвалидов в городе Москве.
Их количество практически не снижается. Анализ существующих тенденций и социально-демографические прогнозы позволяют предположить, что число инвалидов в населении Москвы либо будет стабильным, либо несколько увеличится - это объективная закономерность, обусловленная, в первую очередь, увеличением средней продолжительности жизни и возрастанием доли лиц старшей возрастной группы.
В системе социальной поддержки большинства стран специальная помощь инвалидам предусмотрена до достижения ими пенсионного возраста. В пожилом возрасте люди с ограничениями здоровья подпадают под действие пенсионного законодательства и законодательства об охране здоровья. Они являются инвалидами уже в силу возрастных недугов и ослабления функций организма. При этом социальные услуги для пожилых инвалидов определяются необходимостью поддержания видов деятельности, социально приемлемых для их возрастной категории [1, С. 193].
Учитывая невысокий уровень трудовой занятости инвалида, предполагается, что основным источником средств к существованию служит его пенсия. Это либо пенсия по старости - для людей, которые
успели выработать соответствующий трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости, либо пенсия по инвалидности, имеющая социальный характер [2, С. 105].
В настоящее время назначаемая в соответствии с федеральным законодательством пенсия по инвалидности для индивида предоставляет уровень дохода, не обеспечивающий нормальных условий жизнедеятельности инвалида. Сложность ситуации состоит также в том, что размер пенсии, назначаемой даже длительно работавшему человеку с трудовым стажем 40 лет, является недостаточным не только для достойной жизни на уровне современных социальных норм, но также и для существования на уровне прожиточного минимума.
Одной из наиболее важных и сложных задач является проблема обеспечения занятости, трудоустройства инвалидов. В городе проживает более 230 тыс. инвалидов трудоспособного возраста. По оценочным данным, в разных сферах занято сейчас около 145 тыс. инвалидов, а по выплатной базе - и того меньше: 75 тысяч [3].
В базах данных служб занятости зарегистрировано в качестве безработных более 2 тыс. инвалидов - тех, кто заявил о своем желании получить работу. За год трудоустроено 1000 человек. Кроме того, в банке данных имеется 400 вакансий для них [3]. Но эти варианты либо не отвечают потребностям, возможностям, уровню профессиональной подготовки самих инвалидов, либо люди с ограниченными возможностями недостаточно о них информированы.
Считаем, что ДТиСЗН города Москвы инвалидам должен быть обеспечен выбор, предоставлена возможность переподготовки или обучения не только простейшим трудовым занятиям, но также по сложной специальности или профессии.
Развитие информационных технологий создает достаточно обширное поле для применения труда инвалидов.
Кроме того, ДТиСЗН г. Москвы следует организовать, более полное и корректное информирование работодателей о людях с ограниченными возможностями, об их способностях и особых нуждах. Нередко барьер при трудоустройстве перед инвалидом возникает не из-за того, что он не способен или не хочет выполнять трудовые обязанности, но из-за того, что руководители или собственники определенных учреждений и предприятий не имеют адекватной информации о данной проблеме, руководствуются в своем отношении неконструктивными мифами и предрассудками.
ДТиСЗН г. Москвы следует проводить специальные ознакомительные курсы для работодателей, чтобы устранить существующие ложные стереотипы относительно работников-инвалидов.
Оказанием реабилитационных услуг людям с ограничениями здоровья занимаются центры социальной реабилитации. Для успешного функционирования данных центров необходима разработка и реализация новых методик и технологий комплексной реабилитации и социальной адаптации инвалидов разных категорий.
Приоритетным направлением совершенствования деятельности ДТСЗН, должно стать совершенствование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста, которое должно исходить не только из возможностей социальных служб, но и из индивидуальных потребностей пожилых. Недостатком существующей системы с точки зрения реализации принципов индивидуального подхода и ориентации на создание уникальных услуг является то, что не изучаются личные потребности пожилых людей, а предлагаются только те социальные услуги, которые входят в перечень гарантированных и дополнительных услуг.
Таким образом, задача индивидуализации услуг социального обслуживания должна решается в следующих направлениях:
- разработка и внедрение системы оценки индивидуальной нуждаемости в услугах, которая
Структура населения по возрасту существенно меняется в сторону увеличения лиц старших возрастов. Процессы старения населения г. Москвы идут более высокими темпами, чем в среднем по России. Причем, чем старше возрастная группа, тем интенсивнее растет ее численность. Численность граждан старшего поколения в г. Москве увеличилась по сравнению с 2010 г. на 726 тыс. чел. или на 14,6 % (РФ - на 2,1 млн чел. или на 6,5 %), а численность лиц 65 лет и старше за тот же период увеличилась уже на 21,4 % (РФ - 644 тыс. чел. или на 3,5 %).
Реализация проекта по совершенствованию системы социального обслуживания граждан пожилого возраста может осуществляться путем расширения рамок социального туризма: организация экскурсионных поездок на выставки, в музеи, картинные галереи, святые источники и др.
Предлагаем проект программы социального обслуживания москвичей пожилого и старческого возраста (табл. 1).
Таблица 1
необходима для планирования деятельности и рационального распределения ресурсов;
- расширение спектра услуг, оказываемых социально незащищенным гражданам и их родственникам;
Проект программы социального обслуживания москвичей пожилого и старческого возраста
Цель программы Улучшение положения и качества жизни пожилых людей, повышение их социальной защищенности и сохранение активного долголетия
Задачи - укрепление социальной защищенности пожилых людей, оказание мер социальной помощи гражданам в трудной жизненной ситуации; - сохранение здоровья пожилых граждан и организация индивидуального комплексного подхода по предоставлению социальных услуг гражданам пожилого и старческого возраста; - оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей, повышение качества социального обслуживания, расширение спектра предоставляемых услуг; - совершенствование мер социального обслуживания пожилых жителей в благоустроенных и частных домах; - повышение социальной активности пожилых людей
Направления - разработка системы внутреннего контроля учреждений социального обслуживания населения пожилого и старческого возраста и эффективное оценивание работы специалистов по социальной работе; - разработка профессионального стандарта специалиста по социальной работе; - городской конкурс для специалистов по социальной работе; - волонтерская деятельность; - создание университета 3-го возраста совместно с клубом досуга для людей пожилого и старческого возраста; - увеличение по г. Москве баннеров и визуальной рекламы, брошюр о пожилых людях (социальная реклама); - блог жалоб и заявлений для лиц пожилого и старческого возраста г. Москва; - создание единого сайта волонтеров; разработка основных требований к кандидатам; - увеличение грантов на специальность «Социальная работа» с различными категориями граждан; - создание мобильной службы социального обслуживания для пожилого и старческого возраста; - изготовление постельного белья и пижам для лиц пожилого и старческого возраста; - комиссионный кабинет по сбыту мебели для реализации пожилым людям, реставрации и ремонту мебели; - агентство по организации праздников и встреч для пожилых людей
- создание условий для включения социально незащищенных граждан в активную совместную производственную, творческую и предпринимательскую деятельность.
Несмотря на то, что в решении поставленной задачи наметились существенные сдвиги, остаются нерешенные проблемы, которые не дают достичь необходимого эффекта.
Качество социального обслуживания во многом определяется наличием профессиональных кадров [4, С. 115].
ДТиСЗН должен поднять престиж профессии социального работника. В настоящее время средний возраст социального работника превышает 40 лет. В связи с этим возникает необходимость повышения статуса данной профессии с целью привлечения в сферу социального обслуживания людей более молодых возрастных групп, обладающих новыми компетенциями.
Предлагаем комплекс мероприятий по совершенствованию социального обслуживания граждан пожилых москвичей:
- внедрение инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки социальных работников с использованием дистанционных технологий и интерактивных способов обучения без отрыва от работы, что значительно снизит расходы на обучение сотрудников;
- установление более тесных долгосрочных отношений с образовательными учреждениями, которые осуществляют подготовку социальных работников, для создания системы кадрового резерва, повышения уровня подготовки специалистов в соответствии с новыми компетенциями;
- расширение перечня учреждений, предоставляющих социально незащищенным москвичам возможности совместной творческой и предпринимательской деятельности;
- создание сети малых предприятий и добровольческих центров по оказанию услуг для социально незащищенных категорий самими гражданами, отнесенными к данной группе (предоставление услуг юриста, репетитора, программиста, парикмахера, портного, электрика и т. д.);
- расширение спектра прямых социальных услуг для социально незащищенных граждан по следующим актуальным направлениям: социальный магазин для продажи по льготным ценам товаров первой необходимости малообеспеченным гражданам; «хоспис на дому; чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими и брошенными, можно создать услуги «видеозвонок» и «видеописьмо».
Итак, отметим, что с увеличением численности пожилых москвичей социальное обслуживание пожилого и старческого возраста нуждается в дополнениях и изменениях, приближенных к индивидуальному обслуживанию.
Для совершенствования деятельности ДТиСЗН города Москвы необходимо:
- совершенствование законодательства, определяющего социальное обслуживание населения и предусматривающее предоставление социальной помощи различным категориями граждан;
- развитие единого информационного пространства системы социальной защиты населения города Москвы.
С целью вовлечения в систему социального обслуживания институтов гражданского общества (общественных объединений, религиозных организаций, фондов, волонтеров и др.) может быть предусмотрено частичное бюджетное финансирование поставщиков социальных услуг на договорной основе через государственный социальный заказ. Тем самым, будет сформирован рынок социальных услуг более широкого спектра, где населению будет предоставлен выбор поставщиков услуг, возможность получать услуги более высокого качества.
Реализация предложенного нами инновационного подхода может быть достигнута путем решения следующих вопросов:
1) идентификация потребностей граждан в социальном обеспечении;
2) разработка надлежащих правовых рамок и финансового механизма;
3) разработка организационных вопросов;
4) гарантированные сбалансированные отношения партнерства между всеми агентами в процессе социального обеспечения в форме государственного заказа.
Предложенный нами комплекс мероприятий по совершенствованию социального обслуживания, будет способствовать повышению удовлетворенности населения качеством обслуживания за счет индивидуализации услуг и повышения их ценности в глазах москвичей.
ДТиСЗН г. Москвы следует придать больше значения развитию альтернативного финансирования. Современные формы организации деятельности, гибкая организационная структура позволят мгновенно реагировать на происходящие в социуме изменения. Необходимо дальнейшее усиление внимания к кадровому обеспечению. Привлечение молодых специалистов, ориентирующихся в сути и специфике социальной работы, обладающих знаниями в области информационных технологий, креативным потенциалом, позволит улавливать
тенденции развития современного общества, поддерживать и развивать инициативы.
Решение данных задач приведет к приобретению учреждениями социального обеспечения новых преимуществ. Только следование современным тенденциям и учет изменений, а еще лучше их опережение в современных условиях являются гарантией эффективности социального обеспечения жителей г. Москвы.
Эффективность социального обеспечения населения мегаполиса во многом зависит от того, насколько качественно учреждения социального обеспечения способны реализовать комплекс мероприятий различной направленности как внешнего, так и внутреннего характера. Ориентация Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы на современные тенденции - работу с целевой аудиторией, расширение социального партнерства, налаживание отношений с организациями сферы бизнеса и социальной сферы, общественными объединениями, развитие механизмов альтернативного финансирования - безусловно, самым позитивным образом отразиться на повышении эффективности социального обеспечения и на развитии самих учреждений социального обеспечения.
Литература
1. Ходжаева И. Г. Основные проблемы социальной политики г. Москвы и возможные пути их решения // Актуальные вопросы и перспективы
развития современных гуманитарных и общественных наук: мат-лы Междунар. электронного Симпозиума. 2015. С. 191-196.
2. Удачин Н. О. Пути совершенствования социального обеспечения в Москве // Международный академический вестник. 2015. № 1 (7). С. 105.
3. Официальный сайт Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы URL: http://www.dszn.ru/
4. Ходжаева И. Г. Особенности социальной защиты населения г. Москвы // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. - Тамбов, 2015. С. 115.
References
1. Khodzhaeva I. G. Osnovnye problemy sotsial'noj politiki g. Moskvy i vozmozhnye puti ikh resheniya [Main problems of social policy of Moscow and possible ways of their decision] // Aktual'nye voprosy i perspektivy razvitiya sovremennykh gumanitarnykh i obshchestvennykh nauk: mat-ly Mezhdunar. elektronnogo Simpoziuma. 2015. S. 191-196.
2. Udachin N. O. Puti sovershenstvovaniya sotsial'nogo obespecheniya v Moskve [Ways of improvement of social security in Moscow] // Mezhdunarodnyj akademicheskij vestnik. 2015. № 1 (7). S. 105.
3. OfitsiaTnyj sajt Departamenta truda i sotsial'noj zashchity naseleniya g. Moskvy [Official site of Department of work and social protection of the population of Moscow] URL: http://www.dszn.ru/
4. Khodzhaeva I. G. Osobennosti sotsial'noj zashchity naseleniya g. Moskvy [Features of social protection of the population of Moscow] // Teoreticheskiye i prikladnye voprosy nauki i obrazovaniya. - Tambov, 2015. S. 115.
* * *
SOCIAL SECURITY SYSTEM: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
KABANOVA ELENA EVGENYEVNA
Russian State Social University, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
VETROVA EKATERINA ALEKSANDROVNA
Russian State Social University, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
EVSTRATOVA TATYANA ANATOLYEVNA
Russian State Social University, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In modern researches the theoretical moments of management of the sphere of social security are adequately mentioned, and, similarly, the problems concerning the place and the importance of management of the sphere of social security, however, there are not enough researches on problems of regulation of management of the sphere of social security. Also in scientific works specific potential in the field of public regulation of a social security system in Moscow is insufficiently designated. In article authors made attempts of studying and representation of this potential on the example of Moscow, offered recommendations about creation of an effective social security system and exactly offered system approach to the organization of social protection of the population in Moscow based on accurate definition and differentiation of certain structural elements. Besides, authors devoted this article
to the analysis of activity of Department of work and social protection of the population in Moscow and also to Management on social integration of persons with activity restrictions. Authors defined the main recommendations about improvement of activity of the studied Department. In article authors also offered the project of the program of social service of Muscovites of elderly and senile age. The main objective of this project of the program of social service is improvement of the situation and qualities of life of elderly people, increase in their social security and maintaining active longevity.
Key words: social security system, social support, social service, social services
Об авторах:
Кабанова Елена Евгеньевна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета (РГСУ), г. Москва
Ветрова Екатерина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета (РГСУ), г. Москва
Евстратова Татьяна Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета (РГСУ), г. Москва
About the authors:
Kabanova Elena Evgenyevna, Candidate of Sociology, Senior Teacher of the Management and Administrative Management Department, Russian State Social University (RSSU), Moscow
Vetrova Ekaterina Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Management and Administrative Management Department, Russian State Social University (RSSU), Moscow
Evstratova Tatyana Anatolievna, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Management and Administration Department, Russian State Social University (RSSU), Moscow