Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №6 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-6 URL статьи: http ://naukovedenie. ru/PDF/19EVN615.pdf DOI: 10.15862/19EVN615 (http://dx.doi.org/10.15862/19EVN615)
УДК 364.01/369
Шмыков Александр Юрьевич
ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Россия, Москва1 Аспирант E-mail: [email protected]
Павлова Ирина Владимировна
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва2 Доктор экономических наук Профессор кафедры «Общего менеджмента»
E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=678520
Особенности и некоторые проблемы управления системой социальной защиты населения (на примере Московского региона)
1 105064, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 34
2 125993, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский проспект, д. 49
Аннотация. В работе представлены некоторые проблемы, связанные с особенностями управления социальной защитой населения с учетом фактического состояния демографической и миграционной ситуации в Российской Федерации. Проведен анализ действующей системы социальной защиты населения в Российской Федерации и возможных путей совершенствования функционирования и управления системой социальной защиты населения. Исследованы объективные причины и трудности реформирования системы социальной защиты населения и повышения эффективности функционирования системы для предоставления гарантированного объема социальных услуг социально незащищенным слоям граждан. Рассмотрены возможные пути привлечения к оказанию социальных услуг негосударственных структур на основе механизма государственно-частного партнерства. Описаны проблемы кадрового обеспечения системы социальной защиты населения, состояния материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения. Проанализированы нормативные требования к сотрудникам системы социальной защиты граждан, описаны причины, задачи и цели проведения оптимизации структуры учреждений социальной защиты населения. Сформулирована необходимость создания единого информационного пространства для обеспечения оперативности и устойчивой работы системы социальной защиты населения в условиях постоянно увеличивающихся потребностей граждан. Дана характеристика особенностей проблем управления системой социальной защиты в Российской Федерации.
Ключевые слова: управление системой социальной защиты населения; социальная сфера; образование; здравоохранение; социальные работники; социальное обслуживание населения; кадровое обеспечение; учреждения социального обслуживания населения; система подготовки кадров; система социальных стандартов.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Шмыков А.Ю., Павлова И.В. Особенности и некоторые проблемы управления системой социальной защиты населения (на примере Московского региона) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/19EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/19ЕУШ15
Статья опубликована 25.11.2015.
При рассмотрении вопроса о роли системы социальной защиты населения в развитии государств принято считать синонимами понятия «социальная сфера» и «сфера социальной защиты населения». С целью определения категорий и понятий, используемых в настоящей работе, автор предлагает разделять следующую точку зрения.
Понятие «социальная сфера» гораздо шире, чем понятие «сфера социальной защиты населения», оно включает в себя огромный перечень сфер и вопросов, требующих отдельного детального рассмотрения. К основным разделам социальной сферы можно отнести: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, семейная и молодежная политика, культура, общественные связи, труд и занятость, социальная защита населения. Каждый из указанных разделов имеет огромный пласт особенностей и «узких мест», невидимых при первом рассмотрении. В свою очередь, система социальной защиты населения является квинтэссенцией всех вышеуказанных разделов социальной сферы и представить действительно эффективное существование социальной защиты населения без должного уровня развития таких разделов невозможно.
Система социальной защиты населения основана на оказании социальных услуг и обеспечении достойного уровня жизни для отдельных категорий граждан. Как правило, к таким категориям относятся наименее защищенные слои населения. Например: несовершеннолетние дети, дети оставшиеся без попечения родителей, потерявшие кормильца, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющими задержки в развитии, ветераны Великой Отечественной войны, люди пожилого возраста, престарелые, инвалиды, граждане уволенные с военной службы и другие. В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации3 вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, относятся к совместному предмету ведения федеральной и региональных властей, следовательно, количество категорий граждан, которые должны быть обеспечены системой социальной защиты различно и многообразно. Так, например, только в Московской области существует не менее 504 льготных категорий граждан. Принимая во внимание историю развития Российской Федерации, ее огромную территорию, количество военных действий и, как следствие, изменение состава населения и другие факторы, можно предположить, что наибольшее количество льготных категорий граждан будут являться именно гражданами Российской Федерации.
Система социальной защиты населения не может существовать:
• без системы здравоохранения - работники системы здравоохранения участвуют в оказании социальных услуг всем категориям социально незащищенных людей;
• без системы образования - работники системы образования участвуют в оказании социальных услуг льготным категориям граждан (дети-инвалиды. дети-сироты, пенсионеры; и так далее. Аналогии можно провести и с другими вышеуказанными сферами).
Кроме того, и другие отрасли оказывают влияние на систему социальной защиты населения (вопросы, связанные с имущественными отношениями, системой жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политикой и др.).
Лакмусовой бумажкой при оценке уровня развития государственных институтов и общества в целом в настоящее время является уровень развития социальной сферы любого
3 Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 2014. - 64 с.
4 Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» от 23.03.2006 № 36/2006-03 // Ежедневные новости. Подмосковье. - 2006. - №56.
государства и, в том числе, сферы социальной защиты населения в частности. По состоянию развития системы социальной защиты населения в современном мире оценивают экономическое, социальное и культурное развитие государств.
В современном обществе сфера услуг резко преобладает и может занимать до 70%, остальные 30% занимает сфера производства товаров.
Система социальной защиты населения направлена на улучшение качества и уровня жизни населения, снижение социальной напряженности в обществе, уменьшение неравенства между доходами различных слоев населения и т.д.
Обеспечение эффективного и результативного развития системы социальной защиты населения имеет долгосрочный результат и влияет на удовлетворенность общества существующей экономической и политической ситуацией.
Перейдем к характеристике особенностей системы социальной защиты населения, являющейся составной частью социальной сферы. Социальная сфера включает в себя такие отрасли, как: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, молодежная политика, культура, социальная защита населения.
Система социальной защиты населения в Российской Федерации очень сложна и многогранна. Одной из основных характеристик системы является отсутствие законодательного регулирования системы социальной защиты населения вне зависимости от уровня управления.
С точки зрения демографической ситуации население страны постепенно сокращается, несмотря на масштабную миграцию.
Ускоряется процесс старения граждан Российской Федерации, в то время как количество граждан трудоспособного возраста растет более медленно. В долгосрочной перспективе это может привести к невозможности трудоспособного населения обеспечить функционирование системы пенсионного обеспечения на необходимом уровне.
В силу исторических особенностей развития страны (многократное участие России в военных действиях и конфликтах за последние 70 лет) высок удельный вес граждан-инвалидов в общей численности населения (составляет десятую часть).
Другой чертой, является высокая доля работающих пенсионеров в общей доли работающего населения.
В настоящее время система социальной защиты населения начала приобретать все большую адресность, охватывать все большие слои населения. Система должна быть нацелена на решение проблем конкретного гражданина, на обеспечение доступности и прозрачности расходов, направляемых на реализацию мероприятий в сфере социальной защиты населения путем детализации расходов в структуре расходов бюджетов всех уровней.
Система социальной защиты населения, в Российской Федерации является одним из самых крупных источников расходов бюджетов всех уровней из указанных отраслей.
В 2013 году расходы бюджета Московского региона составили всего - 1 843,3 млрд. рублей, в том числе расходы на социальную защиту населения - 321,2 млрд. рублей (17,4%)5, в 2014 году расходы бюджета Московского региона составили всего - 1 972,0 млрд. рублей, в
5 Закон Московской области «Об исполнении бюджета Московской области за 2013 год» от 07.07.2014 № 77/2014-ОЗ // Ежедневные Новости. Подмосковье. - 2014. - №128; Закон г. Москвы «Об исполнении бюджета города Москвы за 2013 год» от 25.06.2014 №36 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2014. - №40.
том числе расходы на социальную защиту населения - 332 млрд. рублей (16,8%)6, в 2015 году расходы бюджета Московского региона предусмотрены в объеме всего - 2 039,0 млрд. рублей, в том числе расходы на социальную защиту населения - 337,8 млрд. рублей (16,5%)7.
В федеральном и в региональных бюджетах расходы на социальную сферу составляют более 60% всех расходов, при этом, расходы на оплату труда работников социальной сферы находятся на традиционно низком уровне.
В 2013 году средняя заработная плата одного работника по всем отраслям социальной сферы составила 55,58 тыс. рублей по Московскому региону. Однако этот показатель составил9:
36.8 тыс. рублей - для работников системы социальной защиты населения составил;
87,7 тыс. рублей - для врачей, работников системы здравоохранения;
70,1 тыс. рублей - для среднего медицинского персонала, работников системы здравоохранения;
57,6 тыс. рублей - для педагогических работников системы образования.
В 2014 году средняя заработная плата одного работника по всем отраслям социальной сферы составила 61,2 тыс. рублей по Московскому региону. Однако этот показатель составил:
43,6 тыс. рублей - для работников системы социальной защиты населения составил;
90,6 тыс. рублей - для врачей, работников системы здравоохранения;
72,4 тыс. рублей - для среднего медицинского персонала, работников системы здравоохранения;
61.4 тыс. рублей - для педагогических работников системы образования.
За 1 полугодие 2015 года средняя заработная плата одного работника по всем отраслям социальной сферы составила 62,3 тыс. рублей по Московскому региону. Однако этот показатель составил:
48.9 тыс. рублей - для работников системы социальной защиты населения составил;
93,6 тыс. рублей - для врачей, работников системы здравоохранения;
73.5 тыс. рублей - для среднего медицинского персонала, работников системы здравоохранения;
68,9 тыс. рублей - для педагогических работников системы образования.
6 Закон Московской области «Об исполнении бюджета Московской области за 2014 год» от 18.07.2014 № 122/2015-О3 // Ежедневные Новости. Подмосковье. - 2015. - №138; Закон г. Москвы «Об исполнении бюджета города Москвы за 2014 год» от 24.06.2015 №31 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2015. -№37.
7 Закон Московской области «О бюджете Московской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 28.11.2014 № 158/2014-ОЗ (с изм.) // Ежедневные Новости. Подмосковье. - 2014. - №228; Закон г. Москвы «О бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» от 19.11.2014 №54 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2014. - №70.
8 Здесь и далее приведены данные по наиболее многочисленным работникам по отраслям социальной
сферы.
9 Заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки [Электронный ресурс]: Данные федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_monitor/zarplata.html, свободный. - Загл. с экрана.
Так, в 2013 году средняя заработная плата работника системы социальной защиты населения была ниже средней заработной платы педагогического работника системы образования (являющегося ближайшим по рассматриваемому показателю) на 20,8 тыс. рублей, что составило 56,5% от средней заработной платы работника системы социальной защиты населения, в 2014 году на 17,8 тыс. рублей (40,8%), за 1 полугодие 2015 года на 20 тыс. рублей (40,8%).
Из представленных данных следует, что работники системы социальной защиты населения являются наименее оплачиваемыми среди работников социальной сферы (здравоохранение, образование), несмотря на рост средней заработной платы в целом по социальной сфере из года в год.
В связи с вышеизложенным еще одной характеристикой автору представляется отсутствие действенных механизмов поощрения сотрудников системы социальной защиты населения.
К сожалению, в настоящее время системе социальной защиты населения Российской Федерации не свойственно участие коммерческих структур в ее развитии и поддержке функционирования системы социальной защиты населения, а также имеет место отсутствие действенных рычагов взаимодействия государства и частного бизнеса. Уверен, что первую упомянутую негативную черту преодолеть возможно только при необходимом уровне экономического и интеллектуального развития общества. Что же касается второго показателя, то тут, по мнению автора, дело в выборе, установлении и законодательном закреплении инструментов взаимодействия при активной поддержке государства.
Вследствие существующих проблем страдают самые социально незащищенные слои общества.
Стоит отметить, что государством принимаются меры по переводу государственных учреждений на эффективный режим хозяйствования, в т.ч. превращение государственных учреждений в эффективных игроков рынка, способных в долгосрочной перспективе обеспечивать свои нужды и потребности самостоятельно, не прибегая к помощи государственного бюджета. Принятие и реализация норм Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»10 яркий тому пример.
В настоящее время система социальной защиты населения характеризуется высоким уровнем износа материально-технической базы, увеличением среднего возраста работников социальной сферы, отсутствием достаточного уровня финансирования, оттоком кадров (молодежь и опытные работники).
Обеспечить изменение парадигмы развития системы социальной защиты населения, разрушить стереотипы, существующие в обществе о социальных работниках, - одна из тех проблем государственных органов, осуществляющих управленческие функции на пути реформирования системы функционирования государственных учреждений социального обслуживания, решив которую будет достигнут максимально эффективный результат в области социальной защиты населения. Задача сложная, но невыполнимая. Необходимо разработать комплекс мер и показателей взаимосвязанных между собой и отражающих цели и
10 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 № 83-ФЗ // Российская газета. - 2010. - №100.
задачи реформ. В противном случае, выделенные бюджетные ассигнования, отработанные человеко-часы, а самое главное - потерянное время, будет невозможно вернуть.
Общий уровень износа основных фондов в сфере социальной защиты населения практически по 90% позиций основных фондов превысил 70%, а в отдельных субъектах Российской Федерации этот показатель может быть и выше. Общая годовая потребность в материально-технических средствах учреждений социального обслуживания населения, подведомственных Министерству социального развития Московской области, превышает фактическую потребность учреждений не менее чем в 4 раза. Иными словами, бюджетные ассигнования идут не на структурные изменения в качестве и уровне материально-технического обеспечения учреждений социального обслуживания, а на срочную замену оборудования и мебели, неподлежащих ремонту в связи с чрезвычайным износом или в связи с нецелесообразностью проведения такого ремонта. Расходы на ремонт будут сопоставимы с расходами на демонтаж и утилизацию вышедшего из строя оборудования и поставку и монтаж нового оборудования; автотранспортные средства эксплуатируются до последнего возможного года их использования в соответствии с действующим законодательством. Это тоже одна из проблем управления, связанная с эффективным распределением ограниченных финансовых ресурсов по основным фондам.
В связи с тем, что уровень пенсионного обеспечения невысокий, а уровень цен на продукты питания, коммунальные услуги и другие жизненно важные статьи расходов неуклонно возрастает, а также в связи со сложившейся экономической ситуацией увеличение среднего возраста работников социальной защиты населения - объективный фактор.
В свете описанных выше проблем системы социального обслуживания населения одним из самых острых вопросов стоящих на пути развития системы, является проблема кадрового обеспечения системы социальной защиты населения.
Именно кадровый потенциал и обеспеченность достаточным количеством квалифицированного персонала играют определяющую роль в развитии отрасли социальной защиты.
В объявленной в 2012 году Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задаче по созданию в Российской Федерации к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, нашедших отражение в т.н. "майских указах"11, как одного из факторов, способствующих экономическому росту в стране необходимо четко обеспечить соответствие трудовых ресурсов создаваемым рабочим местам по территориальному и отраслевому признаку. Отрасль социальной защиты населения должна активно включиться в эту работу с целью обеспечения изменения модели экономического хозяйствования в Российской Федерации.
Вместе с тем, можно выделить некоторые основные проблемы управления системой социальной защиты населения.
1. Одной из основных проблем управления социальной защитой является ограниченность бюджетных ресурсов при увеличении количества и многообразия социальных групп и категорий населения, которым необходима социальная поддержка государства.
Складывающаяся экономическая ситуация на территории Российской Федерации, рост безработицы, прогрессирующая инфляция, увеличение цен на товары низшей категории, рост тарифов приводит к все большему расслоению социальных слоев населения и увеличению
11 Указ Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» от 07.05.2012 №596 // Российская газета. - 2012. - №102.
разрыва между богатыми и бедными гражданами России. Соответственно, увеличивается количество социально незащищенных слоев населения, которые нуждаются в поддержке.
На протяжении последних лет средний размер пенсии в Российской Федерации рос крайне медленными темпами, в то время как средний размер заработной платы трудоспособного населения увеличивается более быстро. В данных условиях это может привести к скатыванию среднего размера пенсии до уровня бедности.
Миграционные потоки из стран, имеющих общую границу с Россией, принимают все более массовый характер в связи с нестабильной политической и экономической ситуацией в таких странах. Мигранты, приезжающие в Россию семьями, в основном являются наименее обеспеченными людьми и приезжают в поисках трудоустройства. Такие граждане также являются субъектом реализации мероприятий по социальной защите, и Российская Федерация вынуждена осуществлять социальную поддержку указанной категории людей, управление и контроль за их жизнедеятельностью.
Учитывая изложенные факторы, нагрузка на бюджеты всех уровней увеличивается и это заставляет органы власти осуществлять более эффективное управление и распределение финансовыми ресурсами.
2. В связи с тем, что профессия социального работника связана не только с оказанием социальных услуг гражданам по установленным законодательством перечням, но и прежде всего работой непосредственно с людьми, получателями государственных услуг на первое место выходит проблема управления кадровым обеспечением отрасли. Как было указано выше, количество категорий граждан, их возрастной, половой состав, национальность, вероисповедание, отношение к социальной группе, уровень дохода и др. огромно и по своим качественным характеристикам они сильно отличаются друг от друга, в связи с чем правильное распределение кадровых ресурсов является важной проблемой управления социальной защитой населения.
Социальный работник должен уметь строить взаимоотношения с гражданами, вне зависимости от совокупности указанных характеристик, быть толерантным, не проявлять агрессивность к окружающим.
Одновременно социальный работник, должен иметь определенные знания по огромному кругу вопросов. Например, должен знать основы оказания экстренной медицинской помощи и уметь применять их в различных жизненных ситуациях; давать консультации юридического характера по защите законных прав и интересов обслуживаемого населения; вопросы психологии; знать основы тарифного регулирования на обслуживаемой территории и др. Иными словами, социальный работник должен обладать знаниями по всем вопросам жизнедеятельности определенной группы обслуживаемых граждан и быть в курсе постоянных изменений законодательства для того, чтобы быть полезным и удовлетворять запросы населения. Перечень вопросов настолько широк, что описывать отдельно их не имеет смысла. Более того, для каждого отдельно взятого получателя социальной услуги круг вопросов будет всегда уникален.
3. Низкие требования к уровню образования и квалификации руководителей учреждений социального обслуживания - еще одна сложная проблема управления. В настоящее время на территории Российской Федерации при подборе персонала на руководящие должности учреждений социального обслуживания используют профессиональный стандарт, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 № 678н «Об утверждении профессионального
стандарта «Руководитель организации социального обслуживания» (далее - Стандарт)12. В указанном документе к должности руководитель организации социального обслуживания предъявляются требования о наличии образования не ниже среднего профессионального. Опыт показывает, что такого образования недостаточно.
По мнению автора, столь низкие требования к руководящей должности могут иметь негативные последствия для развития системы учреждений социального обслуживания на всей территории Российской Федерации. Как уже было упомянуто выше, сфера социальной защиты населения сложна и многогранна, огромен круг вопросов, стоящих перед руководителем учреждения социального обслуживания для самостоятельного решения.
4. В настоящее время в системе социальной защиты населения идет процесс оптимизации сети государственных учреждений социального обслуживания населения, путем ликвидации учреждений, показатели финансово-хозяйственной деятельности которых признаются неудовлетворительными, и присоединением их к более крупным учреждениям. Однако, до настоящего времени отсутствует единая эффективная электронная база сведений о гражданах, числящихся в ликвидированных учреждениях, и переведенных в действующие. Это приводит к повторному и длительному процессу обследования и получения необходимых документов и данных для установления соответствующего социального обеспечения. Эффективная работа системы социальной защиты населения невозможна без решения проблемы электронного взаимодействия при оказании социальных услуг не только в государственном, но и в коммерческом секторе.
5. Отсутствие механизма государственно-частного партнерства в сфере социальной защиты населения, т.е. отсутствие управления при привлечении ресурсов сторонних организаций к решению острых проблем в сфере социальной защиты населения. При существующих условиях, оказание любой юридической, финансовой, материальной и иных видов помощи со стороны сторонних организаций позволит обеспечить более качественное обслуживание больших социальных групп.
Необходимо принимать во внимание, что Российская Федерация находится в момент, когда основные факторы демографического развития и создания кадрового потенциала будут неблагоприятными. Процесс перехода к рыночной модели хозяйствования будет требовать от Правительства Российской Федерации более точного регулирования спроса на рабочую силу, повышения ее качественного, образовательного, профессионального и квалификационного состава.
Российская Федерация находится на том этапе своего развития, когда экономический рост потребует не просто стимулирования экономической активности населения, увеличения численности работающих и преодоления кадрового дефицита, а осуществления структурной перестройки экономики, модернизации производства, массового создания современных рабочих мест, изменения сложившейся структуры занятости населения, преодоления территориальных и структурных диспропорций спроса и предложения на региональном и локальных рынках труда, совершенствования профессионального образования, адаптации системы подготовки кадров под складывающуюся производственную структуру, возрастающего вовлечения в национальную экономику высококвалифицированных рабочих и специалистов, повышения территориальной мобильности рабочей силы, оптимизации привлечения и использования зарубежных трудовых мигрантов.
12 Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель организации социального обслуживания» от 18.11.2013 №678н // http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/137.
В заключении можно сформулировать следующие важные проблемы управления системой социальной защиты населения:
• увеличение нагрузки на бюджет в связи со складывающейся экономической и демографической ситуацией приводит к необходимости пересмотра способов управления системой социальной защиты населения;
• слабая система управления кадровым потенциалом становится одной из важнейших проблем для обеспечения решения поставленных задач и развития отрасли;
• низкие требования, установленные Стандартом к квалификации и образованию работников социальной защиты населения на различных должностях;
• для успешного и оперативного управления системой социальной защиты населения необходимо создание информационной системы в электронном виде, позволяющей осуществлять сбор, хранение и обработку необходимых данных;
• недостаточность привлечения в сферу социальной защиты населения сторонних организаций, в связи с отсутствием законодательно закрепленного механизма оказания поддержки.
В данной работе приведены некоторые существенные факторы, оказывающие влияние на проблемы управления в системе социальной защиты населения. Перечень существующих вопросов, требующих оперативного принятия решений, намного шире и объемнее. Вынесение их на рассмотрение в рамках данной работы не является задачей автора.
ЛИТЕРАТУРА
1. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. Экономикс, принципы, проблемы и политика. М.: Инфрра-М, 2006, 940 с.
2. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 с.
3. Теория управления: учебник / [Ю.П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Издательство РАГС, 2010. - 557 с.
4. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. - СПб.: Питер, 2010. - 240 с.
5. Социальная политика в контексте «нормативной теории государства» / Под общей ред. проф. А.Я. Рубинштейна. - М: 2009. - 343 с.
6. Соболева И.В. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления, №3, 2008. С. 11-18.
7. А.П. Балакина. Экономическая безопасность Российской Федерации. - в 2-х томах. - Изд.: Лань, 2002. - 1248 с.
8. Апостолова, Т.М. Социальная политика и правовой механизм ее реализации: учебное пособие / Т.М. Апостолова, Н.Р. Косевич; под общ. ред. Н.Р. Косевич. -М.: ВЛАДОС, 2008. - 478 с.
9. Павлова, И.В. модернизация системы социальной защиты граждан России: необходимость и возможные направления: автореф. дис. ... доктора экономических наук: 08.00.05: - Москва, 2014. - 40 с.
10. Фаевская, И.К. Организация и управление финансированием социального комплекса: На примере г. Москвы: диссертация ... кандидата экономических наук: 05.13.10. - Москва, 2000. - 199 с.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
Shmykov Alexander Urievich
Institute of labour and social security Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Pavlova Irina Vladimirovna
Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Features and some management problems of social protection system (the example of the Moscow region)
Abstract. The issue presents some problems associated with the operation of social protection of the population. The characteristic features of the management problems of social protection in the Russian Federation. The analysis of the current social protection system in Russia and possible ways to improve the functioning and management of the system of social protection. We investigated the causes and the difficulty of reforming the social security system and improve the functioning of the system to provide a guaranteed level of social services to socially vulnerable citizens. The possible ways to involve social services non-state actors on the basis of public-private partnership. Describes the staffing system of social protection of the population, the state of material and technical base of public institutions of social services. Analyzed the regulatory requirements for employees of the social protection of citizens, described the reasons, goals and objectives of optimizing the structure of institutions of social protection of the population. It formulated the need to create a single information space for efficiency and stable operation of the system of social protection of the population in ever-increasing needs of the citizens. The characteristic features of the system management problems of social protection in the Russian Federation.
Keywords: management system of social protection; social sphere; education; healthcare; social workers; social services for the population; staffing; social service agencies; personnel training system; the system of social standards.
REFERENCES
1. K.R. Makkonnell, S.L. Bryu. Ekonomiks, printsipy, problemy i politika. M.: Infrra-M, 2006, 940 s.
2. Balashov, A.P. Osnovy menedzhmenta: Uchebnoe posobie / A.P. Balashov. - M.: Vuzovskiy uchebnik, INFRA-M, 2012. - 288 c.
3. Teoriya upravleniya: uchebnik / [Yu.P. Alekseev i dr.]; pod obshchey redaktsiey: A.L. Gaponenko, A.P. Pankrukhina. - M.: Izdatel'stvo RAGS, 2010. - 557 s.
4. Shifrin, M B. Strategicheskiy menedzhment / M B. Shifrin. - SPb.: Piter, 2010. - 240 c.
5. Sotsial'naya politika v kontekste «normativnoy teorii gosudarstva» / Pod obshchey red. prof. A.Ya. Rubinshteyna. - M: 2009. - 343 s.
6. Soboleva I.V. Sotsial'naya politika kak faktor ustoychivogo razvitiya // Problemy teorii i praktiki upravleniya, №3, 2008. S. 11-18.
7. A.P. Balakina. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossiyskoy Federatsii. - v 2-kh tomakh. - Izd.: Lan', 2002. - 1248 s.
8. Apostolova, T.M. Sotsial'naya politika i pravovoy mekhanizm ee realizatsii: uchebnoe posobie / T.M. Apostolova, N.R. Kosevich; pod obshch. red. N.R. Kosevich. - M.: VLADOS, 2008. - 478 s.
9. Pavlova, I.V. modernizatsiya sistemy sotsial'noy zashchity grazhdan Rossii: neobkhodimost' i vozmozhnye napravleniya: avtoref. dis. ... doktora ekonomicheskikh nauk: 08.00.05: - Moskva, 2014. - 40 s.
10. Faevskaya, I.K. Organizatsiya i upravlenie finansirovaniem sotsial'nogo kompleksa: Na primere g. Moskvy: dissertatsiya ... kandidata ekonomicheskikh nauk: 05.13.10. -Moskva, 2000. - 199 s.