Научная статья на тему 'Рынок социальных услуг: векторы развития и социально-экономические последствия'

Рынок социальных услуг: векторы развития и социально-экономические последствия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2767
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН / ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОНКУРЕНЦИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ДОСТУПНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ДОСТУП К СОЦИАЛЬНЫМ УСЛУГАМ / АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / КРИТЕРИИ НУЖДАЕМОСТИ / МИНИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIAL POLICY / SOCIAL SERVICE FOR CITIZENS / UNIFIED RULES FOR SOCIAL SERVICE / SOCIAL STANDARDS / COMPETITION IN THE SPHERE OF SOCIAL SERVICE / AVAILABILITY OF SOCIAL SERVICE / ACCESS TO SOCIAL SERVICE / TARGETED SOCIAL SERVICE / NEEDS CRITERIA / MINIMAL CONSUMER BUDGET / LIVING WAGE / NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васильцова Л.И., Невьянцева Н.Н.

В настоящее время социальная политика является фактором, в значительной степени определяющим долговременные циклы социально-экономического развития страны.Социальная политика, по убеждению авторов, способна привнести в общество и экономику необходимую мотивационную энергию человеческого капитала, который является основным ресурсом развития государства. Однако преобразования в социальной сфере сегодня означают снижение социальных расходов, которые теперь не обеспечивают основные потребности населения в социальных услугах. В статье рассматриваются основные перемены на рынке социальных услуг, вызванные вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», возможные социально-экономические последствия его реализации. Особое значение придается доступности социального обслуживания в условиях функционирования государственных организаций, бизнеса и некоммерческих организаций, условиям сохранения права граждан на получение социальных услуг, использованию социальных стандартов, распределению заказов на социальное обслуживание на конкурсной основе, работе коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве поставщиков социальных услуг, развитию новых социальных практик. Проводимые мероприятия должны обеспечивать позитивную трансформацию системы оказания социальной помощи. Только такой подход формирует и укрепляет социальный капитал общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Васильцова Л.И., Невьянцева Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social services market: development ways and socioeconomic consequences

Today the social policy is a factor which determines long-term cycles of socio-economic development of our country. According to the authors opinion the social policy can bring necessary motivation energy of human capital to the society and economy, being the basic resource of any country. But reforms in the social sphere mean a reduction of social expenditures which can not support the demands of population in social services. The article considers the main changes at the market of social services provoked by the Federal law came into power 28.12.2013 with № 442-ФЗ “About basics of social service of citizens in the Russian Federation” and possible social and economic consequences of its realization. The authors focus on availability of social service in the conditions of state organizations ’functioning, business and non-commercial organizations, citizens ’ rights for social services, application of social standards, orders ’ distribution for social service on the base of competition, work of commercial and noncommercial organizations and sole entrepreneurs as providers of social services, development of new social practices. The carrying out events must supply positive transformation of social service system. Only this approach forms and strengthens a social capital of society.

Текст научной работы на тему «Рынок социальных услуг: векторы развития и социально-экономические последствия»

Л.И. Васильцова, доктор экон. наук, профессор, Н.Н. Невьянцева, доцент, кафедра «Управление персоналом и социология»,

Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Россия, nadegdan62@mail.ru

РЫНОК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

В настоящее время социальная политика является фактором, в значительной степени определяющим долговременные циклы социально-экономического развития страны.Со-циальная политика, по убеждению авторов, способна привнести в общество и экономику необходимую мотивационную энергию человеческого капитала, который является основным ресурсом развития государства. Однако преобразования в социальной сфере сегодня означают снижение социальных расходов, которые теперь не обеспечивают основные потребности населения в социальных услугах. В статье рассматриваются основные перемены на рынке социальных услуг, вызванные вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», возможные социально-экономические последствия его реализации. Особое значение придается доступности социального обслуживания в условиях функционирования государственных организаций, бизнеса и некоммерческих организаций, условиям сохранения права граждан на получение социальных услуг, использованию социальных стандартов, распределению заказов на социальное обслуживание на конкурсной основе, работе коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве поставщиков социальных услуг, развитию новых социальных практик. Проводимые мероприятия должны обеспечивать позитивную трансформацию системы оказания социальной помощи. Только такой подход формирует и укрепляет социальный капитал общества.

Ключевые термины: социальная политика, социальное обслуживание граждан, единые правила предоставления социальных услуг, социальные стандарты, конкуренция в сфере социального обслуживания, доступность социального обслуживания, доступ к социальным услугам, адресная социальная помощь, критерии нуждаемости, минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, некоммерческие организации.

В результате системных преобразований в России сфера социальных услуг характеризуется новым качественным состоянием, вызванным как общим развитием рыночных отношений в России, так и изменениями внутри самой системы. Новая социальная политика в русле стремления государства сделать трудоспособных людей ответственными за собственное благополучие требует адекватных механизмов, форм и методов реализации социальных услуг1.

С введением нового Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлены единые правила предоставления социальных услуг по всей территории страны2. По мнению специалистов, его реализация обусловлена такими причинами, как невозможность в полной мере удовлетворить потребность населения в качественных услугах; наличие региональных различий в объеме прав на со-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Развитие конкуренции рассматривается как важнейшее условие повышения качества и доступности услуг для граждан. В теории ожидания справедливы, но на практике для такого оптимизма пока недостаточно поводов: только небольшое количество организаций готовы к новым требованиям функционирования НКО.

циальное обслуживание, в доступности и ка- вания НКО, у многих нет штатных сотруд-честве услуг; очередность на получение ус- ников, четкой системы управления, не ве-луг3. Действительно, стоимость содержания дется профессиональный учет. На примере гражданина в стационарных учреждениях со- здравоохранения общество, население страны убедилось в том, что конкуренция обусловила недопустимую дифференциацию по доступности бесплатной медицинской помощи населению. Практически имеет место медицина для богатых и бедных. Растет дифференциация населения по объемам потребления качественной и дорогостоящей помощи, уровню оснащенности медицинских учреждений, имущественному расслоению медицинских работников.

Одна из главных проблем гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, на наш взгляд, заключается в том, что она оказывается по минимальным социальным стандартам. В отличие от других стран, например, Германии, Норвегии, Швеции, где используются стандарты услуг, финансово поддерживаемых высокими налогами, в российской практике применяются минимальные нормативы, в рамках которых лечение больных людей, социальное обслуживание становятся все более проблематич-ными4. Сокращение сети государственных и муниципальных медицинских учреждений, неконтролируемый рост объема платных услуг, снижение доходов населения при одновременном росте цен, отсутствие эффективного государственного и общественного контроля, независимой экспертизы означают не только ухудшение качества жизни населения, но и сохранение платформы для генерирования бедности,

циальной защиты различается по регионам в десятки раз. Введение нового Закона предполагает распространение лучших практик по предоставлению доступа к социальным услугам, обучение сотрудников некоммерческих организаций (НКО), развитие добровольчества в социальной сфере, формирование рейтинга субъектов РФ по обеспечению доступа НКО к бюджетному финансированию.

Новации с экономической точки зрения связаны с сохранением права граждан на получение социальных услуг в объеме и на условиях, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, использованием социальных стандартов, распределением заказов на социальное обслуживание на конкурсной основе, участием коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве поставщиков социальных услуг. НКО получили новые возможности для осуществления своей деятельности. Закон предоставляет равные возможности для доступа к бюджетному финансированию, оказания социальных услуг на постоянной основе как государственным, так и негосударственным учреждениям. К ним предъявляются единые требования, они уравниваются в правах и обязанностях.

Развитие конкуренции рассматривается как важнейшее условие повышения качества и доступности услуг для граждан. В теории ожидания справедливы, но на практике для та- низкой мотивации к экономическому росту, кого оптимизма пока недостаточно поводов: увеличению потенциальных потребителей только небольшое количество организаций социальных услуг. В последнее время по-готовы к новым требованиям функциониро- явилось новое социальное явление в Рос-

Главным изменением в деятельности некоммерческих организаций стала возможность государственного финансирования. С 2017 года для социально ориентированных некоммерческих организаций открыт доступ к оказанию услуг, которые финансируются из бюджета.

сии - бедность работающего населения. Это почти 5 млн человек. Труд работников оплачивается на уровне минимального потребительского бюджета. Не будем погружаться в проблемы «белых» и «серых» зарплат, это тема отдельной публикации, но подчеркнем, что при такой заработной плате невозможно обеспечить достойное содержание детей и родителей, многие семьи нуждаются в социальной помощи. Это противоречит современной парадигме проведения государственной социальной политики5.

При реализации новаций в сфере социального обслуживания важно не повторить ошибок, допущенных в других социальных отраслях. Есть вероятность снижения доступности социальных услуг, развития сферы платных услуг. В целом доступность социального обслуживания населения определяется моделью государственного устройства, его экономическим благополучием, качеством управления социальной защитой, уровнем развития рынка социальных услуг, господствующими в обществе нравственными ценностями. В дефинициях доступности социальной помощи населению выделяется понятие доступа. В большинстве случаев имеется в виду свободный доступ к службам социальной защиты вне зависимости от гео-

графических, организационных, экономических, социальных, культурных или иных барьеров.

С этой точки зрения новый Закон открывает более широкие возможности для оказания социальных услуг. С 2015 года формируются реестры поставщиков социальных услуг. В них входят госучреждения, бизнес, некоммерческие организации. Социально ориентированные НКО значатся в реестре поставщиков социальных услуг в 63 регионах, но их количество растет. Не всегда идеи совершенствования социального обслуживания населения соответствуют практике -многие существующие социальные госучреждения преобразовывались в автономные некоммерческие организации с теми же руководителями, штатом сотрудников, уровнем заработной платы, функциями организации. При этом рос объем платных услуг.

Главным изменением в деятельности НКО стала возможность государственного финансирования. С 2017 года для социально ориентированных НКО открыт доступ к оказанию услуг, которые финансируются из бюджета. Если раньше социальные услуги оказывались за счет грантов или спонсорской помощи, то теперь появился новый ресурс.

№ 5(79) МАЙ 2017

т

Раньше доступность социальных услуг для населения обеспечивалась наличием государственных и муниципальных учреждений, которые выступали институциональными гарантами бесплатной социальной помощи. В настоящее время на рынке услуг, связанных с социальным обслуживанием граждан, осуществляют свою деятельность государственные организации, бизнес и НКО. В конце 2015 года появилось президентское поручение -постепенно передавать социально ориентированным НКО десять процентов бюджета, предусмотренного на социальные региональные и муниципальные программы. Минэкономразвития разработало комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных НКО к бюджетным средствам. Регионы разрабатывают аналогичные меры.

С этого года для социально ориентированных НКО предусмотрена новая финансовая возможность: они имеют право получить статус исполнителя общественно полезных услуг, право на приоритетные меры поддержки. В перечень направлений деятельности таких НКО входят, в частности, услуги по оказанию социальной помощи пожилым, детям, инвалидам, людям в непростой жизненной ситуации, семьям с детьми-инвалидами, услуги по их психологической поддержке и содействию в трудоустройстве, по профилактике безнадзорности и социального сиротства и др. Такие направления деятельности предполагают высокий уровень финансовой устойчивости организации, более высокие требования к качеству услуг и квалификации сотрудников

В публикациях в СМИ появились первые отчеты о реализации нововведений. Например, в Башкирии (регион эксперимента) после реализации новаций удалось сэкономить в социальном секторе около 100 млн р. Основными причинами эффекта стали сле-

дующие обстоятельства: сотрудники НКО больше не являются соцработниками, им теперь не надо регулярно поднимать зарплату; произошло сокращение административного аппарата; увеличилось количество платных услуг, что еще раз подтверждает наличие проблемы развития рынка услуг, не адекватного доходам населения6.

Кроме того, новый Закон создает условия для реализации принципа адресности оказания услуг. Принцип давно провозглашен, но его использование сдерживалось проблемами разработки и оценки критериев нуждаемости. Основной критерий нуждаемости для получения статуса и пособия малоимущим - материальный (средний доход на человека по сравнению с величиной прожиточного минимума). В Москве вводится расширенное понятие нуждаемости (ма-лообеспеченности) семей, при котором необходимость оказания помощи определяется не только размером доходов членов семьи, но и уровнем имущественной обеспеченности семьи7. В постановлении определен порядок учета показателей, связанных с наличием недвижимого имущества, транспортных средств, денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках. Введение данных критериев, безусловно, повлияет на возможность получения социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг. Это может оказать серьёзное влияние на тех, кто имеет низкий доход, но в реальности является владельцем разнообразного имущества. По новым правилам такие семьи не будут признаваться нуждающимися и малообеспеченными.

С января этого года в четырех регионах (Мурманской области, Башкортостане, Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе) будет апробироваться новый законопроект Минфина «О государственном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере». Предполагается рас-

В Башкирии после реализации новаций удалось сэкономить в социальном секторе около 100 млн р. Основными причинами эффекта стали следующие обстоятельства: сотрудники НКО больше не являются соцработниками; произошло сокращение административного аппарата; увеличилось количество платных услуг, что еще раз подтверждает наличие проблемы развития рынка услуг, не адекватного доходам населения.

пределение средств на некоторые государственные услуги по новой схеме: на конкурсной основе среди государственных организаций, бизнеса и НКО. Речь идет уже не только о соцзащите, но и об образовании, здравоохранении, занятости населения, спорте, искусстве, туризме.

Таким образом, в России создается новая модель оказания социальных услуг населению. Для этого в сферу социального обслуживания вовлекаются некоммерческие организации, которые могут стать реальными партнерами власти в реализации социальной политики государства. Важно обеспечить открытый вход в социальный лифт для людей в любом регионе нашей страны, позитивную трансформацию системы оказания социальной помощи населению, необходимую для формирования и укрепления социального капитала общества.

Литература

1. См.: Васильцова Л.И., Александрова Н.А. Трансформация системы социальной защиты работников в рыночной экономике // Дискуссия. 2013. № 7. С. 64-68; Васильцова Л.И., Александрова Н.А. Социальная политика в Российской Федерации: уровни формирования и противоре-

чия реализации // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2014. № 3. С. 40-48.

2. Федеральный закон от 28.12.2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

3. Холостова Е.И. Новации законодательства в сфере социального обслуживания // Социальное развитие: регион 24. 2014. № 4.

4. Люблинский В.В. Социальная политика в странах Запада - пример для России? // Власть. 2008. № 11. С. 31-36.

5. Люблинский В.В. Модернизация в социальной сфере: тенденции социальной политики в эпоху глобализации // Россия в глобальных процессах: поиски перспективы / отв. ред. М.К. Горшков. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2008. С. 136-165.

6. Дорохина О., Нехлебова Н. Лакомое бремя [Электронный ресурс] // Огонек. 2017. № 5. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3205839 (дата обращения: 14.04.2017).

7. Постановление Правительства Москвы от 28.12.2016 года № 954-ПП «О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям».

SOCIAL SERVICES MARKET: DEVELOPMENT WAYS AND SOCIO-ECONOMIC CONSEQUENCES

L.I. Vasiltsova, Doctor of Economics, Professor, N.N. Nevyantseva, Docent, The department of human resource management and sociology, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia, nadegdan62@mail.ru

Today the social policy is a factor which determines long-term cycles of socio-economic development of our country. According to the authors opinion the social policy can bring necessary motivation energy of human capital to the society and economy, being the basic resource of any country. But reforms in the social sphere mean a reduction of social expenditures which can not support the demands of population in social services. The article considers the main changes at the market of social services provoked by the Federal law came into power 28.12.2013 with № 442-03 "About basics of social service of citizens in the Russian Federation " and possible social and economic consequences of its realization. The authors focus on availability of social service in the conditions of state organizations 'functioning, business and non-commercial organizations, citizens' rights for social services, application of social standards, orders' distribution for social service on the base of competition, work of commercial and noncommercial organizations and sole entrepreneurs as providers of social services, development of new social practices. The carrying out events must supply positive transformation of social service system. Only this approach forms and strengthens a social capital of society.

№ 5(79) МАЙ 2017 ДИСКУССИЯ V

1 N- ' -1 / IVIZ-M^I I I журнал научных публикаций *

Key words: social policy, social service for citizens, unified rules for social service, social standards, competition in the sphere of social service, availability of social service, access to social service, targeted social service, needs criteria, minimal consumer budget, living wage, non-commercial organizations.

References

1. Sm.: Vasil'cova L.I., Aleksandrova N.A. Trans-formaciya sistemy social'noj zashchity rabotnikov v rynochnoj ehkonomike [Transformation of system of social protection of workers in the market economy] // Diskussiya. 2013. №7. S.64-68; Vasil'cova L.I., Aleksandrova N.A. Social'naya politika v Rossijskoj Federacii: urovni formirovani-ya i protivorechiya realizacii [Social policy in the Russian Federation: the levels of formation and contradictions of implementation] // VestnikUral'skogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshcheniya. 2014. № 3. S. 40-48.

2. Federal'nyj zakon ot 28.12.2013 goda № 442-FZ «Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii» [About bases of social service of citizens in the Russian Federation].

3. Holostova E.I. Novacii zakonodatel'stva v sfere social'nogo obsluzhivaniya [Innovations of the legislation in the sphere of social services] // Social'noe razvitie: region 24. 2014. № 4.

4. Lyublinskij V.V. Social'naya politika v stranah Zapada - primer dlya Rossii? [Social policy in West-

ern countries - for example Russia?] // Vlast'. 2008. № 11. S. 31-36.

5. Lyublinskij VV Modernizaciya v social'noj sfere: tendencii social'noj politiki v ehpohu globalizacii [Modernization in the social sphere: trends of social policy in the era of globalization] // Rossiya v global'nyh pro-cessah: poiski perspektivy / otv. red. M.K. Gorshkov. M.: Izd-vo In-ta sociologii RAN, 2008. S. 136-165.

6. Dorohina O., Nekhlebova N. Lakomoe bre-mya [Sweet burden] // Ogonek. 2017. № 5. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3205839(accessed: 14.04.2017).

7. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 28.12.2016 goda № 954-PP «O vvedenii urovnya imushchestven-noj obespechennosti v kachestve kriteriya nuzhdae-mosti (maloobespechennosti) sem'i i poryadke ocenki urovnya imushchestvennoj obespechennosti dlya pre-dostavleniya mer social'noj podderzhki maloobespe-chennym sem'yam» [On the introduction of income security as a criterion of need (low income) families and the order of evaluation of the level of property security to provide social support to needy families].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.