Научная статья на тему 'Формирование конкурентных отношений в региональной системе социального обслуживания населения (на примере Свердловской области)'

Формирование конкурентных отношений в региональной системе социального обслуживания населения (на примере Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
917
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / LIVING STANDARDS / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / SOCIAL HELP / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / STATE INSTITUTIONS OF SOCIAL SECURITY / ПЛАТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / PAID SOCIAL SERVICES / ГРАЖДАНЕ / CITIZENS / НУЖДАЮЩИЕСЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ / WHO NEED SOCIAL MAINTENANCE / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ СРЕДА РЫНКА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / CONSUMER ENVIRONMENT OF SOCIAL SERVICE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журухин Г.И., Мокроносов А.Г., Илларионов И.В.

В статье рассмотрены аспекты адаптации региональной системы социального обслуживания населения к условиям рыночной экономики, охарактеризованы факторы, ограничивающие развитие региональной системы социального обслуживания населения; определена сущность понятий «социальное обслуживание», «социальные услуги» с позиций теории экономики общественного сектора, выявлены особенности, тенденции и специфика формирования конкурентной среды в социальной сфере. Уточнены организационно-экономические условия системного подхода к формированию региональной модели социального обслуживания населения на принципах частно-государственного партнерства. Внесены предложения по сохранению качества гарантированных национальными и региональными стандартами предоставляемых услуг и созданию условий для предоставления качественных социальных услуг. Указано, что экономика общественного сектора, традиционно поддерживаемая государством, в меньшей степени адаптировалась к новым экономическим условиям, и в сфере социальных услуг региональная система социального обслуживания населения не сформировала таких системных свойств, которые бы обеспечили привлекательность и доступность участия в работе по социальной защите населения частному капиталу, альтернативным поставщикам социальных услуг из числа предпринимателей, некоммерческих организаций. Сформулированы условия формирования модели частно-государственного партнерства в сфере социального обслуживания, определены ее ключевые элементы и организационно-экономические механизмы создания и функционирования. Дана характеристика создания в Свердловской области автономной некоммерческой организации социального обслуживания населения первого пилотного проекта в регионе, реализация которого формирует предпосылки дальнейшего развития социального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive relations formation in regional system of population social maintenance (on the example of Sverdlovsk oblast)

The paper considers adaptation aspects of regional system of social maintenance for population to market economy conditions, characterizes factors which limit development of regional system of social maintenance for population; considers the essence of terms like “social maintenance”, “social service” from the position of public sector economy theory; exposes peculiarities, tendencies and specificity of competitive environment formation in social sphere. It also specifies organizational and economic conditions for system approach to formation of regional model of population social maintenance on the principles of private and state partnership. It is suggested for saving quality of guaranteed national and regional standards of services and creation of conditions for providing high-quality social services. It is marked out that the economy of public sector, traditionally supported by the government, hasn’t adapted enough to the new economic conditions, and in the sphere of social services the regional system of population social maintenance hasn’t formed these system properties which can provide attractiveness and availability of participation in the work of population social security to private capital, alternative suppliers of social service from entrepreneurs and noncommercial organizations. The paper formulates the conditions for forming model of private and state partnership in the sphere of social maintenance, defines its key elements and organizational and economic mechanisms of creation and functioning. There is a characteristic of creation in Sverdlovsk oblast the autonomous noncommercial organization of population social maintenance, the first pilot project in the region, the realization of which forms prerequisites for further development of social entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентных отношений в региональной системе социального обслуживания населения (на примере Свердловской области)»

Формирование конкурентных отношений в региональной системе социального обслуживания населения (на примере Свердловской области)

Журухин Г.И., Мокроносов А.Г., Илларионов И.В.

В статье рассмотрены аспекты адаптации региональной системы социального обслуживания населения к условиям рыночной экономики, охарактеризованы факторы, ограничивающие развитие региональной системы социального обслуживания населения; определена сущность понятий «социальное обслуживание», «социальные услуги» с позиций теории экономики общественного сектора, выявлены особенности, тенденции и специфика формирования конкурентной среды в социальной сфере. Уточнены организационно-экономические условия системного подхода к формированию региональной модели социального обслуживания населения на принципах частно-государственного партнерства. Внесены предложения по сохранению качества гарантированных национальными и региональными стандартами предоставляемых услуг и созданию условий для предоставления качественных социальных услуг. Указано, что экономика общественного сектора, традиционно поддерживаемая государством, в меньшей степени адаптировалась к новым экономическим условиям, и в сфере социальных услуг региональная система социального обслуживания населения не сформировала таких системных свойств, которые бы обеспечили привлекательность и доступность участия в работе по социальной защите населения частному капиталу, альтернативным поставщикам социальных услуг из числа предпринимателей, некоммерческих организаций. Сформулированы условия формирования модели частно-государственного партнерства в сфере социального обслуживания, определены ее ключевые элементы и организационно-экономические механизмы создания и функционирования. Дана характеристика создания в Свердловской области автономной некоммерческой организации социального обслуживания населения — первого пилотного проекта в регионе, реализация которого формирует предпосылки дальнейшего развития социального предпринимательства.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Журухин Г.И., Мокроносов А.Г., Илларионов И.В. Формирование конкурентных отношений в региональной системе социального обслуживания населения (на примере Свердловской области) // Дискуссия. - 2018. - Вып. 88. - С. 64-76.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Качество жизни, социальная помощь, государственные учреждения социальной защиты, платные социальные услуги, граждане, нуждающиеся в социальном обеспечении, потребительская среда рынка социальных услуг.

Повышение качества жизни населения в ближайшей перспективе определено Президентом и Правительством как приоритетное направление социально-экономического развития России. При этом в государственной социальной политике применительно к таким секторам, как социальная помощь и социальное обслуживание наибо-

лее незащищенных групп населения, сделан акцент на мерах, призванных обеспечить кардинальное повышение качества социальных услуг даже в условиях ограниченных возможностей государства в их ресурсном обеспечении.

В России с постсоветских времен сформировалась региональная структура социального об-

служивания населения — граждан, признанных нуждающимися в социальных услугах, институционально представленная сетью государственных учреждений социальной защиты населения в каждом субъекте Российской Федерации. В настоящее время социальным обслуживанием в различных его формах охвачены миллионы граждан России: пожилого возраста, инвалиды, малообеспеченные семьи с детьми, то есть люди, в силу тех или иных обстоятельств находящиеся в зоне социального риска, в зоне социального неблагополучия. Вместе с тем, существующая организация социального обслуживания населения, сформированная в условиях тоталитарной государственной плановости управления экономической и социальной сферами жизни общества, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности граждан в социальных услугах высокого качества. За годы формирования рыночных отношений в российской экономике накопились внутренние ограничения развития системы социального обслуживания населения, обусловленные рядом противоречий:

— между растущими требованиями к разнообразию и качеству социальных услуг со стороны населения и ограниченными возможностями их обеспечения в рамках действующих государственных организационно-экономических механизмов;

— возрастающими потребностями в разнообразии и качестве социальных услуг населения с доходами, существенно превышающими прожиточный минимум, и существующим стандартизованным уровнем качества этих услуг;

— между декларируемым Конституцией равным правом граждан на социальную защиту и растущей экономической поляризацией регионов, проявляющейся в больших различиях реальной бюджетной обеспеченности регионов и их территорий.

Данные Госкомстата свидетельствуют о росте доходов среднестатистического гражданина России. Так, несмотря на достаточно тревожные цифры социального расслоения российского общества (коэффициент дифференциации доходов, характеризующий степень социального расслоения населения, составил в 2016 году 15,6 (в 2010 году — 16,2)), среднедушевые денежные доходы населения в месяц в 2016 году возросли с 18,958 тыс. р. в 2010 году до 30,744 тыс. р. При этом в 2016 году доля населения с доходами 25-35 тыс. р. в месяц возросла с 10,8 % в 2010 году до 18,2 %, а с доходами 27-45 тыс. р.за этот же период — на 8,2 % (с 14,5 до 22,7%) [1, 2].

Известно, что с ростом доходов населения возрастает интерес к платным социальным услугам, услугам повышенного качества со стороны пред-

Сравнительные данные о рейтинге социально-экономического положения и уровне бюджетной обеспеченности регионов (по итогам 2016 года)

Регион Место в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ Доходы консолидированного бюджета на одного жителя Доля налоговых и неналоговых доходов (собственных средств) Расходы на социальную политику в расчете на 1 жителя из консолидированного бюджета

тыс. р. ранг % ранг тыс. р. ранг / % от собственных средств

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 3 150,2 2 95,8 2 24,9 2 / 17,3

Республика Татарстан 5 67,6 4 89,3 4 11,22 4 / 18,6

Сахалинская область 9 320,2 1 96,5 1 53,15 1/ 17,2

Свердловская область 11 56,1 5 90,6 3 9,3 5 / 18,3

Республика Алтай 83 79,1 3 30,8 5 13,13 3 / 53,9

ставителей среднего класса, имеющих на иждивении или на попечении родственников пожилого возраста, детей-инвалидов с детства и других лиц, подпадающих под категорию населения, нуждающегося в социальном обслуживании. И хотя сегодня наибольшую долю получателей стандартных социальных услуг составляют граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, по мере реализации реформы пенсионного обеспечения доля лиц, которые могут себе позволить оплачивать отдельные социальные услуги, отвечающие их индивидуальным предпочтениям, по мнению авторов, будет возрастать. Таким образом, формируется потребительская среда рынка социальных услуг, причем эта среда формируется в том числе и за счет граждан пожилого возраста, формально не отвечающих критериям признания их нуждающимися в бесплатном социальном обслуживании, но в условиях развивающейся экономики и развивающейся системы пенсионного обеспечения имеющих возможность оплатить социальные услуги за счет своего бюджета или бюджета близких.

Отдельно хотелось бы оговорить третье противоречие из представленных выше. Так например, в 2016 году в Республике Алтай, по рейтингу социально-экономического положения занимающего 83-е место в стране, расходы на социальную политику в расчете на 1 жителя (с учетом доли расходов (16,6%) на социальную политику консолидированного бюджета РФ) составили 13,13 тыс. р., на что ушло 54,3% собственных средств в со-

ставе консолидированного бюджета региона, в то время как в Свердловской области (11-е место в рейтинге) — 9,3 тыс. р., или 18,3% собственных средств, в Татарстане (5-е место) — 11,2 тыс. р. (18,5 %). Данный факт свидетельствует о том, что отдельные субъекты Российской Федерации за счет бюджетных субсидий (а по сути, за счет благополучных в экономическом отношении регионов-доноров) могут себе позволить большую часть собственных средств направить на обеспечение социальных нужд, в то время как, например, Свердловская область в состоянии, учитывая все социально-экономические нужды региона, направить на обеспечение социальной политики лишь 18,3% собственных средств.

Выборочные данные приведены по отдельным регионам РФ из первой десятки рейтинговой классификации и представителям регионов, замыкающим рейтинговый список (таблица) [ 2 ].

Негативное влияние указанных противоречий обостряется на фоне таких социальных и институциональных проблем, как высокая дифференциация доходов населения в целом и, как следствие, высокий (при общей тенденции к снижению) удельный вес группы населения с ограниченными возможностями обеспечения удовлетворительного качества жизни за счет собственных источников доходов; отсутствие эффективной альтернативной государственным учреждениям сети поставщиков социальных услуг, недостаточность инфраструктурных возможностей существующей системы социального обслуживания,

слабая мотивация некоммерческих организаций к социальному предпринимательству в сфере социального обслуживания населения вследствие неразвитости конкурентной среды.

В ежегодном послании Президента России В.В. Путина к Федеральному собранию поставлены задачи расширения рынка социальных услуг за счет его распространения в социальные сферы, традиционно относимые к областям «провалов» рынка, сферы социального обслуживания населения, находящегося в зоне социального риска. Причем определены конкретные задачи формирования конкурентной среды путем привлечения к социальной работе в регионах негосударственных поставщиков социальных услуг. Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, в общем количестве организаций всех форм собственности должен составить в 2017 году 8,8%, а к концу 2018 года не менее 10% [ з ].

По информации, представленной в Минтруд России субъектами Российской Федерации, в реестр поставщиков социальных услуг на начало 2016 года было включено около 300 негосударственных поставщиков социальных услуг, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО), в 63 регионах. Такие темпы роста альтернативной сети поставщиков социальных и социально ориентированных услуг из числа некоммерческих организаций нельзя считать удовлетворительными. Для сравнения: только в одном регионе — Свердловской области — общее количество поставщиков социальных услуг — государственных учреждений социальной защиты населения составляет порядка 160.

Особую актуальность на региональном уровне приобретают вопросы создания эффективных организационно-экономических механизмов развития существующей системы социального обслуживания, формирования конкурентной среды и адаптации сферы предоставления социальных услуг к рыночным условиям, построения на принципах частно-государственного партнерства региональной модели социального обслуживания, структурно представляющей сеть государственных, коммерческих и некоммерческих организаций.

В этой связи актуализируется новая парадигма построения системы социального обслуживания населения, которая должна найти более полное отражение в концепции долгосрочного развития Российской Федерации и разрабатыва-

емых в соответствии с ней стратегиях социально-экономического развития регионов, муниципальных образований на период до 2020 года [4, 5].

Социальное обслуживание с позиций теории экономики общественного сектора

Современное экономическое пространство, которое отечественная экономическая наука в целом определяет как смешанную рыночную экономику с позиций права собственности хозяйствующих субъектов и социально экономической направленности их деятельности, можно представить в виде трех экономических секторов. В социальной сфере населению предоставляются общественные блага — социальные услуги, которые в сфере социальной защиты в части социальной помощи являются исключительно чистыми заслуженными общественными благами; в сфере здравоохранения, образования, в сфере социальной защиты - в части граждан пожилого возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании - относятся к смешанным общественным благам; и, наконец, частные общественные блага в социальной сфере представляют собой услуги повышенного качества и теоретически доступны всем без исключения гражданам на платных началах с дифференциацией оплаты в зависимости от качества и эксклюзивности услуги.

Концепция общественного блага была выдвинута в 1954 году П. Самуэльсоном и развита его соотечественником профессором Р. Масгрейфом в концепции социально значимого блага (заслуженного блага) в конце 1950-х годов [6, 7].

В этой концепции изначально выделялись два базовых свойства общественного блага: неконкурентоспособность и неисключаемость.

Неконкурентность общественного блага предполагает, что благо неделимо, не может быть продано поштучно и в силу этого потребляется совместно. Благо неисключаемо, поскольку потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребление другим индивидом.

Дж.М. Бьюкенен в книге «Конституция экономической политики» в предвосхищение идеи общественного блага для всех писал, что на рынке превалируют прежде всего частные блага, где человек может выбирать между многочисленными разновидностями одного блага [8]. То есть на рынке частных благ человек при покупке продукта получает его наверняка - в отличие, например, от политических рынков (где продается

разновидность общественного блага): даже при голосовании за кандидата, обещающего, допустим, строительство моста, и его победе не факт, что мост будет построен. Регулирование чистых и смешанных общественных благ должно осуществляться государством: оно станет определять то оптимальное соотношение, при котором достигается оптимум качества общественного блага при максимуме ресурсов, которые может израсходовать государство при наибольшем охвате благом граждан, нуждающихся в нем.

Таким образом, теория общественных благ подошла к осознанию необходимости развития концепции заслуженного общественного блага, доступ к которому доступен не всем членам общества прежде всего в силу ограниченности государственных ресурсов, обеспечивающих доступность общественных благ для населения также с ограниченными ресурсами их приобретения.

Экономика общественного сектора, в частности, концепция заслуженных общественных благ, получила свое дальнейшее развитие в трудах российских ученых Е. В. Егорова, Е. Н. Жильцова, Д. А. Камилова, Л. И. Якобсона и др. В работах этих авторов уточнено понятие общественного блага в его модификациях, рассмотрены и систематизированы с определенными примерами в общем виде возможные факторы, условия и варианты трансформации чистых и частных общественных благ в смешанные общественные блага в условиях формирующегося современного российского экономического пространства

В частности, Д.А. Камилов пишет, что «в интересах социального развития необходимо ориентировать экономику на более эффективное удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей индивида» [9, с. 12]. При этом эффективность реализации социальной функции государства нужно рассматривать по совокупности следующих факторов: во-первых, возможность получения индивидом (в случае необходимости) государственной поддержки для обеспечения минимального уровня жизни; во-вторых, качество и доступность для индивида наиболее необходимых для него социальных услуг (в рамках сложившейся в данном обществе системы социальных стандартов).

Социальные услуги, обладая чертами смешанного блага, по сути тяготеют к чистому общественному благу и в этом смысле обладают чертами клубного блага, поскольку предоставляются даже при условии частичной платности

ограниченному кругу потребителей. За пределами же этого «клуба» потребителей оно обладает свойствами и чертами платного частного блага. Учитывая особую социальную значимость социальных и социально ориентированных услуг, регламентированные условия их предоставления, ограничивающие состав членов этого «клуба», российские теоретики науки экономики общественного сектора отнесли данную группу услуг в классификации общественных благ к категории социально значимого (заслуженного) блага.

Тем не менее, по экономическим условиям предоставления для большинства потребителей, не обладающих особыми заслугами перед обществом, услуги предоставляются на условиях частичной оплаты, что позволяет их классифицировать как социально значимые и одновременно рассматривать в качестве смешанных общественных благ.

Вектор предпочтений потребителей общественных благ всегда направлен в сторону качественных общественных благ, которые в силу опять же ограниченности ресурсов государства, представляющего общество в целом, в значительной мере представлены частными общественными благами, удельный вес которых в комплексе общественных благ будет, несомненно, увеличиваться по мере развития экономики. Таким образом, можно утверждать, что развитие экономических составляющих процесса формирования групп населения, подтверждающих свой интерес к разнообразным и качественным услугам финансовым обеспечением за счет роста своих доходов, формирует основу построения рыночных отношений в сфере социального обслуживания населения.

По сути, реализация поручения Президента о расширении сообщества участников процесса социального обслуживания населения теоретически оправдана тем, что ограниченность ресурсов не позволяет увеличивать количество «членов клуба» - потребителей блага, не уменьшая удельные расходы на оказание смешанного общественного блага ниже уровня предельной полезности блага. Применительно к социальному обслуживанию населения можно предположить и сформировать в качестве гипотезы идею, что государство допускает возможность для сохранения качества гарантированных национальными и региональными стандартами предоставляемых услуг и создания условий для предоставления качественных социальных услуг:

1. Распределение расходов, связанных с получением общественных благ, между государством и собственно потребителями общественных благ — социальных услуг;

2. Допуск в сферу социального обслуживания хозяйствующих субъектов, желающих получить прибыль от предоставления услуг, которые, являясь общественным благом и относясь к социально значимым (заслуженным) благам, в определенных условиях и для определенных групп населения могут трансформироваться в смешанные общественные блага с различным соотношением чистого и частного общественного блага;

3. Расширение группы потребителей общественных благ путем предоставления определенных «клубных» прав потребителям, формально не обладающим этими правами, поскольку они не относятся к категории граждан, официально признанных нуждающимися в социальном обслуживании, но относятся к населению, находящемуся в группе социального риска.

Действительно, в России в зоне социального риска (и этот риск в условиях экономического санкционного давления на страну не уменьшается), по сути, находятся не только граждане, официально признанные нуждающимися в социальном обслуживании (лица пожилого возраста, инвалиды и ряд других категорий населения не пожилого возраста), но и лица пенсионного возраста с доходами ниже прожиточного минимума (13,4% от численности населения РФ), а также граждане с доходами, соответствующими усредненным статистическим доходам трудоспособного населения, отнесенного Госкомстатом к двадцатипроцентной группе населения с наиболее низкими доходами, доля которых в общих доходах населения составляет 5,4% [2].

Общественные блага, предоставляемые указанной категории лиц, являются смешанными общественными благами, тяготея к частным общественным благам, поскольку являются платными, а к чистым их можно отнести потому, что они являются заслуженными и, в силу этого, несмотря на платный характер, обладают определенными преференциями (например, оказываются по льготным тарифам — как потребителям, обладающим «клубными» правами).

Рассматривая сферу социального обслуживания групп населения, рискующих оказаться за пределами зоны социального благополучия, имея в виду расширительное толкование граждан, находящихся в зоне социальной ответственно-

сти государства, то есть граждан, нуждающихся в социальной защите и одновременно в социальном обслуживании, можно в теоретическом плане проанализировать те предельные экономические возможности предоставления этой группе членов общества услуг с нулевыми индивидуальными предельными издержками и определить те пороговые условия, когда государство признает необходимым из-за ограниченности своих финансовых возможностей в целях сохранения, с одной стороны, на стандартном уровне качества социальных услуг, с другой - расширения спектра социальных услуг с учетом растущих предпочтений, растущего спроса сформировать конкурентную среду в сфере социального обслуживания, реализуя принципы частно-государственного партнерства через создание альтернативных каналов доставки социальных услуг стандартизованного и повышенного качества, компенсируя рост предельных издержек, то есть дополнительные расходы поставщиков социальных услуг, частично за счет доходов потребителей социальных услуг.

Системный подход к развитию социального обслуживания населения

Особые организационно-экономические условия в социальной сфере заключаются прежде всего в том, что системность организации социальной защиты в целом и в том числе социального обслуживания населения предполагает помимо функций, свойственных каждому субъекту, наличие специфических функций (черт), присущих системе в целом.

Эти особые организационно-экономические условия в сфере организации, планирования (ключевой функции управления) и финансового обеспечения процессов социального обслуживания на региональном уровне призваны демпфировать те политические, финансовые, экономические риски, которые неизбежно возникают у субъектов экономических отношений в «провальных» рыночных сферах, призваны улучшить инвестиционный климат в социальной сфере, создать благоприятные условия для развития конкурентной среды, в том числе за счет развития сети поставщиков социальных услуг путем инкорпорирования некоммерческих организаций.

Еще в августе 2014 года на заседании президиума Государственного совета Президент Российской Федерации отмечал, что «для реализации новой политики потребуются кардинальные изменения в работе систем соцзащиты, здравоохране-

ния, образования. Надо будет откорректировать ряд отраслевых программ, уделить особое внимание развитию негосударственного сектора предоставления социальных услуг». Общепризнанным считается факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. И можно согласиться с О. И. Ильиным в том, что «конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, а деятельность государства — везде, где необходимо» [10].

Системность социального обслуживания населения заключается прежде всего в том, что совокупность учреждений социальной защиты - это не простая множественность поставщиков социальных услуг, а институционально организованная и централизованно управляемая совокупность субъектов, выполняющих общественно необходимые задачи социальной защиты наименее защищенных социально слоев населения.

В условиях трансформации экономических отношений по мере разгосударствления собственности в производственных секторах экономики сформировалась зрелая конкурентная среда, обеспечивающая реализацию конкурентных преимуществ производителям инновационных продуктов и услуг. Экономика общественного сектора, традиционно поддерживаемая государством, в меньшей степени адаптировалась к новым экономическим условиям, и в сфере социальных услуг региональная система социального обслуживания населения не сформировала таких системных свойств, которые бы обеспечили привлекательность и доступность участия в работе по социальной защите населения частному капиталу, альтернативным поставщикам социальных услуг из числа предпринимателей, некоммерческих организаций.

Одним из постулатов экономики общественного сектора является констатация факта, что в условиях рыночных отношений социальная сфера относится к секторам так называемых провалов рынка, что и вынуждает государство создавать особые организационно-экономические условия предоставления общественных благ, коими являются социальные услуги населению.

Организационно-экономические механизмы региональной системы социального обслуживания предполагают формирование инструментов, обеспечивающих реализацию ключевых функций управления системой: планирование, учет, кон-

троль; эффективных инструментов финансирования системы, включающих адресное финансирование объектов управления - социальных услуг. Эти инструменты управления системой социального обслуживания населения: региональные стандарты качества социального обслуживания населения, нормы и нормативы формирования показателей государственного задания по объему и составу социальных услуг, нормативы стоимости и тарифы оказания, нормативы адресного финансирования социальных услуг — необходимо развивать применительно к условиям реализации принципов частно-государственного партнерства в новой региональной модели социального обслуживания, предусматривающей симбиоз сетей поставщиков социальных услуг: из числа государственных (казенных, автономных) учреждений социальной защиты и альтернативной, конкурентной сети из числа негосударственных некоммерческих организаций.

По поручению Президента РФ под эгидой Агентства стратегических инициатив рабочей группой, возглавляемой первым проректором, заведующим кафедрой государственного управления и экономики общественного сектора НИУ ВШЭ Л.И. Якобсоном, разработан проект Плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» [11].

Реализация мероприятий «дорожной карты» призвана способствовать увеличению количества негосударственных участников рынка в социальной сфере в целях повышения качества оказываемых услуг и оптимизации бюджетных расходов. Вместе с тем, в этой дорожной карте механизмы взаимодействия всех участников системы социального обслуживания населения на региональном уровне прописаны весьма нечетко. Требуют уточнения теоретико-методологические основы построения региональных моделей управления процессами предоставления социальных услуг, включая планирование объемов и качества услуг, регламентации технологических процессов оказания услуг, контроля за исполнением государственных заданий, методических подходов к формированию стоимости и адресному финансированию социальной услуги.

Организационные признаки новой, усовершенствованной с учетом мероприятий дорожной карты, региональной системы социального обслуживания населения заключаются в дополнении

к существующей сети государственных учреждений (казенных, автономных) социальной защиты коммерческих, некоммерческих организаций — потенциальных поставщиков социальных и социально ориентированных услуг путем формирования ассоциации, эффективное функционирование которой, на наш взгляд, возможно в форме саморегулируемой организации [12].

Организационно-экономические особенности функционирования системы включают возможность участия на конкурсной основе всех потенциальных поставщиков социальных услуг государственных учреждений, некоммерческих организаций в конкурентной борьбе за право получения государственного заказа на выполнение государственного задания по оказанию социальных услуг, право получения субсидий из государственного бюджета на компенсацию расходов, связанных с выполнением государственного задания.

Государственно-частное партнерство в системе социального обслуживания населения

В связи с принятием Федерального закона № 315-Ф3 от 01.12.2007 года «О саморегулируемых организациях» развитие саморегулирова-

ния в России перешло на качественно новый этап. Саморегулируемые организации (СРО) призваны взять на себя регуляцию профессиональной деятельности участников рынка за рамками базовых минимальных требований, определяемых государством. К основным функциям СРО относятся разработка и принятие единых стандартов производственной деятельности и стандартов качества производимой продукции для своих членов, а также контроль соблюдения установленных требований, стандартов и правил. СРО может выступать представителем интересов своих членов при взаимодействии с органами государственной власти и другими участниками рынка, служить защите интересов потребителя через механизмы коллективной ответственности (в том числе финансовые), осуществлять урегулирование конфликтов внутри профессионального сообщества.

Поэтому наиболее эффективной представляется модель ассоциативного членства поставщиков социальных услуг в форме саморегулируемых некоммерческих организаций (НКО), коммерческих организаций, экономический механизм функционирования которой предполагает применение таких инструментов управления и учета, как стандарты качества социальных ус-

луг в рамках СРО на основе региональных стандартов, нормы и нормативы стоимости и адресного финансирования социальных услуг, экономически выгодные для всех членов ассоциации, централизованные формы организации учета и контроля текущей деятельности и ряда других.

В системе социального обслуживания населения Свердловской области уже созданы правовые условия для привлечения некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг. Предусмотрено приказом МСП № 706 от 21.11.2014 года ведение областного реестра, где закреплены порядок регистрации и требования к поставщикам социальных услуг из числа некоммерческих организаций, принят порядок предоставления субсидий НКО, обеспечивших на конкурсной основе право выполнения государственного заказа на социальное обслуживание населения, признанного нуждающимся в социальных услугах.

С вступлением в силу Федерального закона № 442-ФЗ от 28.12.2013 года (редакция от 21.07.2014 года) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» начато совершенствование системы социального обслуживания в формате последовательной оптимизации сети государственных организаций социального обслуживания.

С 2017 года в рамках создания сети негосударственных организаций в сфере социального обслуживания населения в соответствии с приказом министра социальной политики Свердловской области реализуется пилотный проект создания автономной некоммерческой организации социального обслуживания населения (АНО СОН), которая в силу особого организационно-правового статуса — автономная некоммерческая организация, обладает по сравнению с государственным учреждением соцзащиты более широким спектром возможностей для реализации не только функций социального обслуживания граждан, признанных нуждающимися в надомном обслуживании и в силу этого обладающих «клубным» правом получения смешанных общественных благ - социальных услуг, состав которых и содержание закреплены в региональном стандарте социального обслуживания населения Свердловской области, но и права оказывать на платной основе услуги, не предусмотренные стандартом, всем гражданам, определившим свое избирательное предпочтение и обладающим финансовыми возможностями их оплаты. Типовой алгоритм создания автономных

некоммерческих организаций в сфере социального обслуживания населения предусматривает в рамках работы по оптимизации региональной сети учреждений соцзащиты и с учетом поручения Президента, требований дорожной карты Правительства РФ по созданию благоприятных условий для формирования конкурентной среды в социальной сфере передачу государственными учреждениями функций социального обслуживания населения в надомной форме НКО (рисунок). К 2019 году планируется развернуть сеть некоммерческих организаций социального обслуживания населения, в зоне действия которой должны оказаться города, городские и сельские поселения области. Таким образом, реализация рыночных механизмов частно-государственного партнерства в сфере социального обслуживания населения обеспечит дополнительные доходы, которые могут быть привлечены в качестве источников финансирования услуг, в подавляющем большинстве сегодня предоставляемых на некоммерческой основе для населения и являющихся стандартными. Привлечение дополнительных средств от оказания услуг повышенного качества позволит повысить качество предоставления стандартных услуг гарантированного уровня, приспосабливая их к потребностям индивидуального потребителя.

В Свердловской области разработаны региональные стандарты качества социального обслуживания населения, усилиями научного сообщества Екатеринбурга совместно со специалистами Министерства социальной политики определены нормы и нормативы стоимости, адресного финансирования социальных услуг. Дальнейшие усилия по реализации задачи повышения качества жизни граждан России, в том числе наименее защищенных слоев населения, на региональном уровне требуют системных решений, включая область методологии развития конкурентных отношений в социальной сфере, дальнейший рост которых предполагает устойчивое функционирование сети поставщиков социальных услуг из числа некоммерческих организаций. Необходимо продолжить работу по формированию эффективной региональной системы социального обслуживания населения, организационно-экономических механизмов ее функционирования в направлении разработки модели частно-государственного партнерства на основе создания саморегулируемой организации в форме ассоциации некоммерческих организаций социального обслуживания населения.

Алгоритм создания первичной ячейки ассоциации НКО— автономной некоммерческой организации социального обслуживания населения

Список литературы

1. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 786 с.

2. Российский статистический ежегодник. 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 686 с.

3. План мероприятий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по реализации Комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июня 2016 г. № 324.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.03.2018 г.).

5. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 г. № 1265-ПП. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.01.2018 г.).

6. Нордхаус В., Самуэльсон П. Экономика. М.: Williams, 2010. 1160 с.

7. Public Finance and Public Choice. Two Contrasting Visions of the State / J. M. Buchanan, R.A. Musgrave. The M IT Press Cambridge, Massachusetts, 1998. 716 с.

8. Бьюкенен Дж.М. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы // Соч.: пер. с англ. М.: Таурус Альфа, 1997. С. 435-436. (Серия: Нобелевские лауреаты по экономике.)

9. Камилов Д.А. Вопросы государственного регулирования развития отраслей социальной сферы // Вопросы экономики и права. 2011. № 6 (36). С. 11-15.

10. Ильин О. И. Государственное регулирование общественных благ: дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. 134 с.

11. План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 08.06.2016 г. № 1144-р. Режим доступа: http://old.asi.ru/npi/social (дата обращения: 03.03.2018 г.).

12. Журухин Г. И., Илларионов И.В. Организационно-экономические аспекты социальной защиты населения в регионе: моногр. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 165 с.

Информация об авторах

Журухин Г. И., кандидат экономических наук, директор Автономной некоммерческой организации социального обслуживания населения (АНО СОН) «Наш Малахит» (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: georg.zhur@mail.ru

Мокроносов А. Г., доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: amokronosov@mail.ru

Илларионов И. В., Министерство социальной политики Свердловской области (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: i.illarionov@egov66.ru

Информация о статье

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата получения статьи: 08.04.2018 Дата принятия к публикации: 20.05.2018

© Журухин Г. И., Мокроносов А. Г., Илларионов И. В., 2018.

Competitive relations formation in regional system of population social maintenance (on the example of Sverdlovsk oblast)

Zhurukhin G.I., Mokronosov A.G., Illarionov I.V.

The paper considers adaptation aspects of regional system of social maintenance for population to market economy conditions, characterizes factors which limit development of regional system of social maintenance for population; considers the essence of terms like "social maintenance", "social service" from the position of public sector economy theory; exposes peculiarities, tendencies and specificity of competitive environment formation in social sphere. It also specifies organizational and economic conditions for system approach to formation of regional model of population social maintenance on the principles of private and state partnership. It is suggested for saving quality of guaranteed national and regional standards of services and creation of conditions for providing high-quality social services. It is marked out that the economy of public sector, traditionally supported by the government, hasn't adapted enough to the new economic conditions, and in the sphere of social services the regional system of population social maintenance hasn't formed these system properties which can provide attractiveness and availability of participation in the work of population social security to private capital, alternative suppliers of social service from entrepreneurs and noncommercial organizations. The paper formulates the conditions for forming model of private and state partnership in the sphere of social maintenance, defines its key elements and organizational and economic mechanisms of creation and functioning. There is a characteristic of creation in Sverdlovsk oblast the autonomous noncommercial organization of population social maintenance, the first pilot project in the region, the realization of which forms prerequisites for further development of social entrepreneurship.

FOR CITATION APA

Zhurukhin G. I., Mokronosov A. G., Illarionov I.V. (2018). Competitive relations formation in regional system of population social maintenance (on the example of Sverdlovsk oblast). Diskussiya [Discussion], 88, 64-76.

KEY WORDS

Living standards, social help, state institutions of social security, paid social services, citizens, who need social maintenance, consumer environment of social service market.

References

1. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik [Russian statistical yearbook]. 2012: Stat. sb. Rosstat. R76 M., 2012, 786s. (In Russian).

2. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik [Russian statistical yearbook]. 2017: Stat.sb. Rosstat. R 76 M., 2017. S. 686. (In Russian).

3. Plan meropriyatij Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii po realizacii Kompleksa mer, napravlennyh na obespechenie

poehtapnogo dostupa social'no orientirovan-nyh nekommercheskih organizacij, osushchest-vlyayushchih deyatel'nost' v social'noj sfere, k byudzhetnym sredstvam, vydelyaemym na pre-dostavlenie social'nyh uslug naseleniyu, na 2016-2020 gody [The action plan of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation on the implementation of a Set of measures aimed at ensuring the gradual access of socially oriented non-profit organizations

JMKyCCllH №3 (88) MAM 2018

PUBLIC ECONOMICS 75

operating in the social sphere to the budget allocated for the provision of social services to the population for 2016-2020]. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 30 iyunya 2016 g. N 324. (In Russian).

4. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ehko-nomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020]. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r. URL: http://www. consultant.ru.

(In Russian).

5. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Sverdlovskoj oblasti «Social'naya podder-zhka i social'noe obsluzhivanie naseleniya Sverdlovskoj oblasti do 2020 goda» [About the approval of the state program of Sverdlovsk region " Social support and social service of the population of Sverdlovsk region till 2020»]. Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoj oblasti ot 21.10.2013 № 1265-PP. URL: http://www. con-sultant.ru. (In Russian).

6. Nordhaus V., Samuehl'son P.

EHkonomika [Economy]. Izd-vo Williams, 2010, 1160 s. (In Russian).

7. Public Finance and Public Choice. Two Contrasting Visions of the State. James

M. Buchanan and Richard A. Musgrave. The M IT Press Cambridge, Massachusetts, 1998. 716 s.

8. B'yukenen Dzh.M. Konstituciya ehkonomicheskoj politiki. Raschet soglasiya. Granicy svobody [The

Constitution of economic policy. Calculation of consent. Limits of freedom]. Soch. Per. s angl. Seriya: Nobelevskie laureaty po ehkonomike. M.: Taurus Alfa, 1997.razdel 4 str 435-436. (In Russian).

9. Kamilov D.A. Voprosy gosudarstvennogo regulirovaniya razvitiya otraslej social'noj sfery [Issues of state regulation of the development of social sectors]. Voprosy ehkonomiki i prava. 2011, № 6 (36). S. 11-15. (In Russian).

10. Il'in O. I. Gosudarstvennoe regulirovanie obsh-chestvennyh blag [State regulation of public goods]. Dissertaciya, special'nost' 08.00.01 -ehkonomicheskaya teoriya. Gosudarstvennyj universitet upravleniya, Moskva, 2005g. 130 s. (In Russian).

11. Plan meropriyatij ("dorozhnaya karta") "Podderzhka dostupa negosudarstvennyh organ-izacij k predostavleniyu uslug v social'noj sfere [Action plan ("road map") " Support for access of non-governmental organizations to the provision of services in the social sphere»]. Rasporyazhenie pravitel'stva RF ot ot 8 iyunya 2016 g. N 1144-r. URL: http://old.asi.ru/npi/social. (In Russian).

12. ZHuruhin G. I., Illarionov I.V. Organizacionno-ehkonomicheskie aspekty social'noj zashchity naseleniya v regione [Organizational and economic aspects of social protection of the population in the region]. Monografiya. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2013. 165 s.

(In Russian).

Authors Info

Zhurukhin G. I., Candidate of Economics, director. Autonomous noncommercial organization of social maintenance for population "Nash Malakhit" (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: georg.zhur@mail.ru

Mokronosov A.G., Doctor of Economics, Professor, the head of the department of Ural State University of Economics (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: georg.zhur@mail.ru

Illarionov I.V., Ministry of Social Policy of Sverdlovsk oblast (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: georg.zhur@mail.ru

Article Info

Received for publication: 08.04.2018 Accepted for publication: 20.05.2018

© Zhurukhin G.I., Mokronosov A.G., Illarionov I.V., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.