№ 10(84) НОЯБРЬ 2017 ^
А.С. Палибина, канд. социол. наук, Е.Г. Панькова, канд. социол. наук, Т.В. Соловьева, канд. социол. наук, доцент, Д.А. Бистяйкина, канд. социол. наук, доцент, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск, Россия, palibina.sasha@mail.ru, pankovaeg84@mail.ru, tanysha_v@bk.ru, dinaraas@mail.ru
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В статье рассматриваются место и роль некоммерческих организаций в системе социального обслуживания населения. Дана характеристика некоммерческих организаций и социально ориентированных некоммерческих организаций, основных направлений их деятельности на основе федерального законодательства Российской Федерации. Представлены основные типы организаций, входящих в «третий сектор» Республики Мордовия. Анализируется деятельность некоммерческих организаций в Республике Мордовия, входящих в реестр поставщиков социальных услуг, отражена динамика их развития. Обозначены цели деятельности некоммерческих организаций в Республике, формы социального обслуживания населения, виды предоставляемой помощи и социальных услуг. Дано определение благоприятной среды в системе социального обслуживания граждан. Проанализированы особенности предоставления социальных услуг некоммерческими организациями в Республики. Выделены особенности развития сектора некоммерческих организаций в Республике Мордовия. Отмечены функции некоммерческих организаций и социально ориентированных некоммерческих организаций в общественном развитии. Представлены основные направления развития данного сектора социального обслуживания. Обозначены необходимость и возможности взаимодействия государства, бизнес-структур и некоммерческих организаций и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Ключевые слова: социально ориентированная некоммерческая организация, «третий сектор», благотворительная деятельность, нуждающиеся граждане, социальная защита, социальная политика, социальная услуга, реестр поставщиков социальных услуг.
Введение Федерального закона от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ способствовало формированию качественно нового подхода к организации социального обслуживания граждан. Так, одним из субъектов социальной поддержки населения в Законе названы некоммерческие организации, в том числе и социально ориентированные, которые предоставляют различные социальные услуги населению1. Некоммерческие организации выступают своеобразным связующим звеном между государством и обществом,
участвуя в различных преобразованиях социального, экономического, культурного, политического характера.
Наиболее распространенными формулировками относительно некоммерческих организаций в России являются следующие: собственно НКО (некоммерческие организации), СО НКО (социально ориентированные некоммерческие организации), «третий сектор», НПО (неправительственные организации), НГО (негосударственные организации), благотворительные организации. К данному сектору относятся как крупные организации (например, Красный Крест),
дискуссия
журнал научных публикаций
так и небольшие группы, создаваемые, например, для сбора средств для конкретного человека.
Если некоммерческая организация -это организация, основная цель деятельности которой не предусматривает получение прибыли и распределение полученной прибыли между участниками2, то социально ориентированные некоммерческие организации - это организации, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации3. Спектр деятельности данных предприятий достаточно широк. Сюда входят как собственно социальная защита и поддержка граждан, так и оказание помощи пострадавшим от различного рода катастроф и стихийных бедствий. При этом особый акцент делается на профилактике девиантного поведения, деятельности в сфере образования и здравоохранения, развитии духовно-нравственного состояния общества, благотворительной деятельности.
В Республике Мордовия, несмотря на ее небольшую территорию и относительно немногочисленное население, имеются разнообразные организации, деятельность которых направлена на достижение общественных благ для различных категорий граждан. Основу «третьего сектора» Республики Мордовия образуют общественные, национальные и религиозные организации, потребительские общества и фонды, автономные некоммерческие объединения, профессиональные объединения и творческие союзы, добровольные общества и органы общественной самодеятельности и т.д.
Если на 1 января 2017 года в реестр поставщиков социальных услуг были включены пять некоммерческих организаций и один индивидуальный предприниматель, то на 1 октября 2017 года их количество увеличилось до восемнадцати, что позволяет говорить о развитии данного сегмента рынка социальных услуг Республики Мордовия4.
Анализ деятельности НКО, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Республики Мордовия (РМ), проведенный авторами на основе документов делопроизводства организаций, отчетов Министерства социальной защиты населения РМ, позволил
выделить формы социального обслуживания, виды предоставляемой помощи.
Основной целью деятельности НКО в Республике Мордовия является социальное обслуживание нуждающихся граждан. Оно направлено на улучшение условий их жизнедеятельности при сохранении пребывания в благоприятной среде. Под благоприятной средой в данном случае понимается место пребывания нуждающихся граждан, что определяет форму обслуживания НКО - на дому. Основными учредителями выступают физические лица. Спектр оказываемой помощи нуждающимся гражданам достаточно широк и включает в себя следующие социальные услуги:
— социально-бытовые, призванные обеспечить нормальные бытовые условия для жизнедеятельности граждан (доставка продуктов питания, промышленных товаров, средств гигиены; помощь в приготовлении пищи; оказание гигиенических услуг; ремонт и уборка жилых помещений; уход за местами захоронений родственников);
— социально-медицинские, направленные на сохранение здоровья граждан; выявление отклонений в состоянии их здоровья; оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий; помощь в получение лекарственных средств;
— социально-психологические предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния человека; консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений; поддержку людей, попавших в медицинские учреждения или осуществляющих уход за тяжело больными родственниками;
— социально-педагогические, направленные на формирование у граждан позитивных интересов; организацию досуга; оказание помощи в воспитании детей, особенно детей-инвалидов (прежде всего, обучение навыкам общения и самообслуживания); профилактику асоциального поведения;
— социально-трудовые, которые адресованы в первую очередь гражданам, нуждающимся в трудоустройстве или имеющим затруднения с трудовой адаптацией;
— социально-правовые, предусматривающие оказание помощи в получении право-
№ 10(84) НОЯБРЬ 2017
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
вых услуг, защиту прав граждан, в том числе помощь в оформлении и восстановлении документов, при получении банковских услуг;
— «услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничение жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов (социально-реабилитационные мероприятия в сфере социального обслуживания, обучение пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации, обучение навыкам поведения в быту и в общественных местах, организация досуга)»5.
НКО представлены практически во всех районах Республики Мордовия, количество получателей социальных услуг варьируется от 66 до 450 человек. Это зависит, прежде всего, от территориального деления Республики и местоположения той или иной организации. Так, НКО «Благо» обслуживает Ель-никовский район Республики и на учете здесь состоят 254 человека, НКО «Забота» - Зубо-вополянский район и количество получателей социальных услуг составляет 445 человек.
Важной особенностью некоммерческих организаций социального обслуживания в Республике является их молодость. Практически все они созданы в 2016-2017 годах, но при этом успели себя зарекомендовать как ответственные поставщики на рынке социальных услуг. Многими НКО за этот период оказано более 20 000 социальных услуг.
Например, НКО «Уют» Старошайговского района на 1 августа 2017 года оказала 25 170 услуг6, НКО «Благо» Ельниковского района за первый квартал 2016 года - 14 910 услуг, а за первый квартал 2017 года - уже 23 1 437. Данные показатели свидетельствуют о внимании граждан к НКО, о желании и возможности пользоваться услугами, предоставляемыми организациями.
Каждая НКО, входящая в реестр поставщиков социальных услуг Республики Мордовия, имеет свой официальный портал в сети Интернет, где представлена вся информация о деятельности организации.
Осуществляя свою деятельность, НКО и СО НКО выполняют ряд функций в общественном развитии:
- социальную, обеспечивая благоприятный социальный климат, социальную стабильность, духовное развитие общества;
- экономическую, имея в виду производство общественно полезных товаров и услуг, обеспечение занятости и самозанятости населения;
- политико-правовую, что выражается в координации действий различных социальных групп, разрешении конфликтов и споров, оказании юридической помощи.
Современные реалии таковы, что повышение качества социального обслуживания возможно только с развитием конкуренции в данном сегменте рынка. Это подразумевает
дискуссия
журнал научных публикаций
включение в социальное обслуживание наряду с государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческого сектора. В отличие от государственных структур социального обслуживания НКО обладают некоторыми преимуществами: оперативность и быстрое реагирование на проблему, применение новых технологий социальной работы, адресность и индивидуальность оказываемой помощи, разнообразие предоставляемых услуг.
В основе деятельности данных организаций лежит потребность государства в обеспечении эффективной защиты населения от нестабильного социально-экономического развития, улучшении адресности социальной помощи и поддержки. Однако так как данная система еще находится в стадии становления, вопрос о повышении ее эффективности остается открытым. На наш взгляд, здесь возможны два пути: во-первых, совершенствование механизмов взаимодействия государства, бизнес-структур и НКО и СО НКО, предполагающего активную социальную политику сотрудничества, равное социальное партнерство, социальное инвестирование; во-вторых, обеспечение открытого информационного пространства для освещения деятельности НКО и СО НКО, в том числе с целью привлечения внимания к проблемам общества.
В заключение необходимо отметить, что сегодня НКО и СО НКО наряду с государственными учреждениями социальной защиты активно участвуют в социальном обслуживании граждан, занимают особое
место в системе социального обслуживания, внося свой вклад в решение социальных проблем населения. ^
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» № 40-ФЗ.
4. Реестр поставщиков социальных услуг Республики Мордовия [Электронный ресурс] // Республика Мордовия: портал учреждений системы социальной защиты населения. URL: http://soc13.ru/ post (дата обращения: 21.10.2017).
5. Устав автономной некоммерческой организации социального обслуживания граждан «Содействие» [Электронный ресурс] // Республика Мордовия: портал учреждений системы социальной защиты населения. URL: http://sodeystwie.soc13. ru/ (дата обращения: 21.10.2017).
6. АНО СОГ «Уют» [Электронный ресурс] // Республика Мордовия: портал учреждений системы социальной защиты населения. URL: http://uyut. soc13.ru/ (дата обращения: 21.10.2017).
7. АНО СОГ «Благо» [Электронный ресурс] // Республика Мордовия: портал учреждений системы социальной защиты населения. URL: http://blago-elniki.soc13.ru/so (дата обращения: 21.10.2017).
NONCOMMERCIAL ORGANIZATIONS IN THE SYSTEM OF POPULATION'S SOCIAL SERVICE
A.S. Palybina, Candidate of Socilogy, E.G. Pankova, Candidate of Sociology, T.V. Solovyeva, Candidate of Sociology, Docent, D.A. Bistyaikina, Candidate of Sociology, Docent, The department of social work, Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia, palibina.sasha@mail.ru, pankovaeg84@mail.ru, tanysha_v@bk.ru, dinaraas@mail.ru
The article analyzes place and role of noncommercial organizations in the system of population's social service. The paper gives a characteristic of noncommercial organizations and socially-oriented noncommercial organizations, the main ways of their activity on the base of federal laws of the Russian
№ 10(84) HOflBPb 2017 %
Federation. There are the main types of organizations included in "third sector" of the Republic of Mordovia. The paper analyzes activities of noncommercial organizations in the Republic of Mordovia from the register of social services' providers and reflects their development dynamics. The article exposes the purposes of noncommercial organizations' activity in the republic, forms of population's social service, kinds of provided help and social services. It also gives a definition of "favorable environment" in the system of population's social service. The authors have analyzed the features of noncommercial organizations' social services providing. They have separated out the features of this sector s development. The paper marks out the functions of noncommercial organizations and socially-oriented noncommercial organizations in social development. It also provides the basic ways of this social service sector's development. In order to raise the efficiency of noncommercial organizations and socially-oriented noncommercial organizations in the system of social service, it is necessary to underline interaction of the state, business structures, these types of organizations and free information space. Key words: socially-oriented noncommercial organization, "third sector, charitable organization, people in need, social security, social policy, social service, register of social services 'providers.
References
1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 28 dekabrya 2013 g. №442-FZ «Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii» stat'ya 5 p. 5. [Federal law of the Russian Federation dated 28.12.2013, «On fundamentals of social servicing of citizens in the Russian Federation» № 442-FZ]
2. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 12 yan-varya 1996 g. №7-FZ «O nekommercheskih orga-nizaciyah» stat'ya 2. p. 1. [Federal law of the Russian Federation dated 12.01.1996 «On noncommercial organizations» № 7-FZ.]
3. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 05 aprelya 2010 g. №40-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Fed-eracii po voprosu podderzhki social'no orientirovan-nyh nekommercheskih organizacij» stat'ya 1 p. 1., p. 4. [Federal law of the Russian Federation from 05.04.2010 G. «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on support for socially oriented non-profit organisations» No. 40-FZ.]
4. Reestr postavshchikov social'nyh uslug Respub-liki Mordoviya [The register of providers of social services of the Republic of Mordovia]. Respublika Mordoviya: portal uchrezhdenij sistemy social'noj zashchity naseleniya. URL: http://soc13.ru/post (accessed: 21.10.2017).
5. Ustav avtonomnoj nekommercheskoj organizacii social'nogo obsluzhivaniya grazhdan «Sodejstvie» [The Charter of the Autonomous non-commercial organization of social service of citizens «Sodeystvie»]. Respublika Mordoviya: portal uchrezhdenij sistemy social'noj zashchity naseleniya. URL: http://sodeyst-wie.soc13.ru/ (accessed 21.10.2017).
6. ANO SOG «Uyut». Respublika Mordoviya: portal uchrezhdenij sistemy social'noj zashchity naseleniya. URL: http://uyut.soc13.ru/ (accessed: 21.10.2017).
7. ANO SOG «Blago». Respublika Mordoviya: portal uchrezhdenij sistemy social'noj zashchity nasele-niya. URL: http://blago-elniki.soc13.ru/so (accessed: 21.10.2017).