BecmHunJBry^T/Proceedings of VSUET, № 2, 2016_
Оригинальная статья/Original article_
УДК 388.142.2
DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2016-2-374-377_
Ресурсный потенциал социальной защиты детей-инвалидов _и эффективность его применения_
_Эльза Р. Калимуллина 1 [email protected]_
1 кафедра финансов и банковского дела, Уфимский гос. ун-т эк. и сервиса, ул. Чернышевского, 145, г. Уфа, 450077, Россия Реферат. За длительный период проводимых реформ политическая, экономическая и социальная ситуация в Российской Федерации значительно изменилась. Сформировавшиеся во время трансформации российской экономики хозяйственные отношения спровоцировали изменение устоявшихся моделей социально-экономического поведения населения страны, что предопределило необходимость значительных изменений в системе социального обеспечения граждан, и в социальной защите семей, воспитывающих детей-инвалидов. За последние пять лет были предприняты существенные меры по совершенствованию законодательных норм, регулирующих положение детей-инвалидов, что послужило преамбулой к достижению определённых положительных результатов, однако, экономическая и социальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, остаётся на низком уровне. Немаловажное значение имеет и тот факт, что возникшие принципиально новые для России экономические, социальные и организационные отношения в данной области вызвали необходимость изучения различных экономических основы социальной защиты детей-инвалидов. До настоящего времени эта проблематика, несмотря на её значение не рассматривалась в научных исследованиях, что обуславливает актуальность настоящей диссертационной работы, её научное и прикладное значение. В статье рассматриваются концептуальные основы ресурсного потенциала обеспечения социальной защиты детей-инвалидов в рамках проводимой в современных экономических реалиях государственной политики по социальной защите населения. Ключевым аспектом исследования стало определение качественного и количественного уровня ресурсов, требующихся для полного удовлетворения всех потребностей потенциальных клиентов, то есть детей-инвалидов. Силлогизм исследования заключается в выявление критериев эффективности предоставляемых услуг детям-инвалидам при использовании ресурсного
потенциала органов социальной защиты._
Ключевые слова: ресурсный потенциал, социальная политика, социальная защита, дети-инвалиды, общество, социальная
адаш^щршаяЬа_
The resource potential of social protection of children with _disabilities and the efficiency of its use_
_Elsa R. Kalimullina 1 [email protected]_
1 finance and banking department, Ufa state economical and service university, Chernyshevskogo str., 145, Ufa, 450077, Russia Summary. Over a long period of reforms, political, economic and social situation in the Russian Federation has changed significantly. Formed during transformation of the Russian economy, economic relations provoked a change in established patterns of socio-economic behavior of the population that determined the need for significant changes in the system of social security of citizens, especially in the social protection of families raising children with disabilities. Over the past five years has taken significant steps to improve the legislative norms regulating the situation of children with disabilities, which served as the preamble to the achievement of certain positive results, however, economic and social support for families raising children with disabilities, remains low. Equally important is the fact that the appearance of a fundamentally new for Russia, economic, social and institutional relations in this field has necessitated the study of various economic foundations of social protection of children with disabilities. To date this subject, though its importance was not considered in scientific research that determines the relevance of this dissertation work, its scientific and practical importance. The article discusses the conceptual basis of the resource potential of social protection of children with disabilities in the framework of the modern economic realities of the state policy on social-the shield of the population. A key aspect of the research was to determine the qualitative and quantitative level of resources, required to fully meet all the needs of potential customers, that is children with disabilities. The syllogism of the study is to identify criteria for the effectiveness of the
services provided to children with disabilities the use of the resource potential of bodies of social protection._
Keywords: resource potential, social policy, social protection, children with disabilities, society, social adaptation, resource base
Введение
В статье рассматриваются концептуальные основы ресурсного потенциала обеспечения социальной защиты детей-инвалидов в рамках проводимой в современных экономических реалиях государственной политики по социальной защите населения. Ключевым аспектом исследования стало определение качественного и количественного уровня
Для цитирования Калимуллина Э.Р. Ресурсный потенциал социальной защиты детей-инвалидов и эффективность его применения // Вестник ВГУИТ. 2016. № 2. С. 374-377. (М:10.20914/2310-1202-201б-2-374-377
ресурсов, требующихся для полного удовлетворения всех потребностей потенциальных клиентов, то есть детей-инвалидов.
1.1 Методы исследования
Силлогизм исследования заключается в выявление критериев эффективности предоставляемых услуг детям-инвалидам при использовании ресурсного потенциала органов социальной защиты.
For citation
Kalimullina E. R. The resource potential of social protection of children with disabilities and the efficiency of its use. Vestnik VSUET [Proceedings of VSUET]. 2016. no. 2 pp. 374-377. (in Russ.). doi:10.20914/2310-1202-2016-2-374-377
<Ветшк&ТУИТ/Фгоиг£^ о/№ 2, 2016,
1.2 Результаты и обсуждение
Вектор политики, проводимой правительством РФ в системе социальной сферы, в первую очередь направлен на улучшение качества жизни населения и повышение её , что особенно важно, когда речь идёт о детях-инвалидах. На современном этапе реализации системы особенно важным становиться изыскание новых источников денежных средств, поскольку происходит постоянное наращивание потребности в различных ресурсах при их фактической ограниченности. Стоит отметить, что эффективная реализация намеченной стратегии невозможна без рационального управления социальной сферой. Ключевым элементом структуры управления выступает обеспечение ресурсами, их эффективное использование с применением ресурсосберегающих технологий.
Организации и учреждения социальной сферы выступают регуляторами как экономики социальной сферы, так и национальной экономики в целом. В период экономических кризисов общество стремится удержать уровень развития социальной сферы неизменным, как ключевого сегмента системы жизнеобеспечения населения, имеющего стабильный спрос. Неотъемлемым постулатом стабильного экономического роста служит сохранение и последующая филиация достигнутого уровня социальной защиты детей-инвалидов, что также выступает нравственным критерием экономики и проводимой государством социальной политики.
Первостепенная задача социальной сферы заключается в удовлетворении потребностей отдельных категорий граждан в определённых социально - экономических благах и услугах, производство которых осуществляется с затрачиванием ресурсов, имеющихся у общества, а также его субъектов и институтов. Предоставление гарантированных государственных социальных услуг детям-инвалидам является по своей сути весьма расходоёмкой деятельностью, требующей стабильного ресурсного обеспечения (финансового, материально-технического, технологического, кадрового, информационного и т. п.) [2].
Основой реализации целей социальной сферы является ресурсная база, подвергаемая целенаправленным корректировкам, соответствующим изменению установленным целям
и задачам. Именно это определяет единство целей и ресурсов социальной политики в сфере предоставления социальной защиты детям-инвалидам, образуя целостный объект прогнозирования социально-экономического развития. Объём ресурсной базы в значительной степени определяет способность социальной сферы производить товары и оказывать услуги, удовлетворяющие спрос.
Зачастую под ресурсами социальной сферы подразумевают исключительно финансовые ресурсы, дотируемые из бюджетов разных уровней, направляемые на осуществление деятельности учреждений социальной защиты и на соцвыплаты. В течение 2014 года объём расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обязательствам субъектов Российской Федерации и органов муниципальных образований составил 667,5 млн рублей, из них 480,1 - в денежной форме (таблица 1).
Из таблицы 1 видно, что наибольший объем бюджетных средств был выделен на денежные выплаты - 320,9 млн рублей, оплату жилых помещений и коммунальных услуг -128,5 млн рублей, из них 110,4 в денежной форме, и на оплату проезда городским и пригородным транспортом - 105,7 млн рублей.
Однако, понятие «ресурсы социальной сферы» стоит рассматривать гораздо шире. Они включают в себя полную совокупность материальных и нематериальных средств из различных источников, применяемых специалистами социальных служб, учреждений и организаций как экономические субъекты для решения трудных жизненных обстоятельств и удовлетворения потребностей своих клиентов и/или групп населения, для оказания социальных услуг.
Так, согласно ст. 4 ФЗ № 442-ФЗ от 28.12.2013 (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», одним из ключевых принципов социального обслуживания выступает принцип приближённости поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточности количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточности финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг.
&emHwßTyMT/Proceedtngs ofVSUET, № 2, 20Î6L
Таблица 1
Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обязательствам субъектов России и органов муниципальных образований в 2014 году, млн руб.
Table 1
The cost of implementation of measures of social support of separate categories of citizens for the obligations of entities and comrade of Russia and bodies of municipal formations in 2014, mln rubles
Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ Expenditures of the consolidated budgets of the RF subjects
Всего Total в том числе / including
в натуральной форме in kind в денежной форме in cash
Всего / Total 667578 187546 480032
в том числе / including
денежная выплата / cash payment 320927 - 320927
оплата жилого помещения и коммунальных услуг payment of housing and communal services 128561 18105 110443
обеспечение жилыми помещениями / provision of living quarters 14258 8072 6198
обеспечение топливом / providing fuel 3060 15 3036
оплата и установка телефона / payment and installation of phone 6355 6 6360
проезд городским и пригородным транспортом travel of urban and suburban transport 105769 99402 6354
обеспечение международным транспортом / travel on intercity transport 2771 2267 5165
лекарственное обеспечение, обеспечение изделиями медицинского назначения и медицинские услуги provision of medicines, providing medical supplies and medical services 38347 36550 1787
обеспечение питанием power suplement 12866 9751 3136
санитарно-курортное лечение или дом отдыха (включая проезд) Sanitary treatment or a stay in a holiday home (including travel) 9138 7048 2003
другие меры социальной поддержки other measures of social support 25612 6341 19260
Источник: Федеральная служба государственной статистики Source: Federal State Statistics Service [4, 5]
Имущественное обеспечение организаций и служб социальной защиты осуществляется в порядке, обусловленном законодательством РФ, и содержит в себе здания и сооружения, земельные участки, оборудование и имущество, необходимые для выполнения их уставных задач. Номенклатура имущества и его состав, как правило, зависит от задач социального учреждения, предусмотренных его уставом [1].
Финансовые ресурсы учреждений и организаций сферы социальной защиты - представляют собой денежные средства, создаваемые в момент основания организации и пополняемые в процессе основной деятельности посредством оказания платных услуг, выбывшего имущества учреждения и посредством привлечения источников финансирования извне. Эти ресурсы образуются вследствие симбиоза поступлений и расходов денежных средств, их распределения, накопления и использования. Обращение финансовых ресурсов в иные формы происходит путём
покупки топлива, сырья, материалов или аккумулирования доходов от потребления ресурсов.
Формой использования финансовых ресурсов бюджета учреждениями и организациями социальной сферы, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе и имеющими самостоятельные доходы, является предоставление им бюджетных субсидий для сведения баланса доходов и расходов. Такая потребность в государственных субсидиях обычно бывает вызвана либо стремлением сохранить спрос на социальные услуги, либо централизованной политикой ценообразования на платные социально-культурные услуги (кино, театры, концертная деятельность).
Средства бюджета и внебюджетных фондов, обращаемые в социальную сферу, формируют общественные фонды потребления, назначением которых является социальное развитие общества и защищённость населения, особенно детей-инвалидов, предоставление им социальных
BeemHUKjBTy^T/Proeeedings of VSUET, № 2, 2016L
услуг. Наличие средств общественных фондов потребления позволяет предоставлять населению услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, в значительной мере услуг предприятий ЖКХ, на бесплатной или льготной основе.
В современных реалиях ресурсы выполняют существенную функцию в деятельности любой организации и учреждения, оказывающего услуги в сфере социальной защиты населения, вне зависимости от сферы деятельности и формы собственности. Ресурсы сферы социальной защиты детей-инвалидов многообразны, обладают различной структурой, качественными и количественными особенностями, обусловленными специфическими функциями учреждений социальной защиты. Базисом применения ресурсного потенциала социальной сферы служат ЛИТЕРАТУРА
1 Волгин Н. А. Социальная политика. М.: Экзамен, 2010
2 Калимуллина Э. Р. Влияние социальной и национальной политики на экономическое развитие страны // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2014. № 2(8). С. 66-70.
Калимуллина Э. Р., Исмагилова Т. В. Финансы регионов и их влияние на социальную политику государства // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2015. № 4(29). С. 75-77.
I Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015: Стат. сб. M.: Росстат, 2015. 311 с.
5 Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. URL: http://pfrf.ru
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Эльза Р. Калимуллина доцент, кафедра финансов и банковского дела, Уфимский гос. ун-т эк. и сервиса, ул. Чернышевского, 145, г. Уфа, 450077, Россия, kalimullinaer@mail. ru
КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА
Эльза Р. Калимуллина обзор литературных источников, написала рукопись, корректировала её до подачи в редакцию и несёт ответственность за плагиат
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. ПОСТУПИЛА 11.04.2016
ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 13.05.2016
задачи, цели, ценности, возможности и источники всей деятельности сферы социальной защиты. Все ресурсы организаций сферы социальной защиты детей-инвалидов скоррелиро-ванны между собой, в связи с чем, повышение эффективности деятельности учреждений социальной защиты, возможна только при рациональном их сочетании и использовании.
Заключение
Эффективность использования ресурсного потенциала социальной защиты детей-инвалидов выражается в рациональном распределении ресурсов социальной сферы, поступающих из различных источников финансирования учреждений социальной защиты, в том числе финансирования из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников финансирования.
REFERENCES
1 Volgin N. A. Sotsial'naya politika [Social policy] Moscow, Ekzamen, 2010. (in Russian)
2 Kalimullina E. R. the Impact of social and national policies on the economic development of the country. Vestnik UGAES. Nauka, obrazovanie, ekonomika [Bulletin of USAES. Science, education, Economics. Series: Economics] 2014, no. 2(8), pp. 66-70. (in Russian)
3 Kalimullina E. R., Ismagilova T. V. Finance of the regions and their influence on state social policy. Vestnik BIST [Bulletin of BIST] 2015, no. 4(29), pp. 75-77. (in Russian)
4 Sotsial'noe polozhenie i uroven' zhizni nase-leniya Rossii [Social status and standard of living of the Russian population. 2015] Moscow, Rosstat, 2015, pp. 311. (in Russian)
5 Ofitsial'nyi sait Pensionnogo fonda RF [The official website of the Pension Fund of the Russian Federation] Available at: http://pfrf.ru. (in Russian).
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Elsa R. Kalimullina associate professor, finance and banking department, Ufa state economical and service university, Chernyshevskogo str., 145, Ufa, 450077, Russia, [email protected]
CONTRIBUTION
Elsa R. Kalimullina review of the literature on an investigated problem, wrote the manuscript, correct it before filing in editing and is responsible for plagiarism
CONFLICT OF INTEREST
The author declare no conflict of interest.
RECEIVED 4.11.2016
ACCEPTED 5.13.2016