Научная статья на тему 'Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов системы социальной защиты населения (на примере республики Коми)'

Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов системы социальной защиты населения (на примере республики Коми) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1827
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / FINANCIAL RESOURCES / SOCIAL PROTECTION / TYPES OF SOCIAL PROTECTION / TARGETED SOCIAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тихомирова Валентина Валентиновна

В настоящее время система социальной защиты населения как в Республике Коми, так и в Российской Федерации в целом претерпевает поэтапное реформирование, основными целями которого являются: улучшение качества жизни; поддержка малоимущих, социально уязвимых слоев населения, смягчение возможных негативных последствий реформ; улучшение пенсионного обеспечения, дальнейшее совершенствование адресной социальной помощи, упорядочение системы социальных пособий и льгот; развитие рынка социальных услуг. В связи с этим большое значение приобретает проблема изучения методологических основ формирования и использования финансовых ресурсов системы социальной защиты населения. Целью данной работы является разработка теоретико-методических подходов к совершенствованию финансового механизма системы социальной защиты населения региона. В статье рассмотрено формирование и использование финансовых ресурсов социальной защиты населения Республики Коми. Выявлены особенности формирования бюджетов всех уровней, полномочия федеральных и региональных властей в поле взаимной ответственности. Показана несбалансированность финансовых ресурсов и обязательств на всех уровнях бюджетной системы РФ. Научной новизной является определение понятия социальной защиты населения как финансовой категории, которая обеспечивает организацию перераспределения финансовых ресурсов, возникающих в процессе формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, через совокупность форм и видов социальной защиты, направленных на ее адресное предоставление. На основе Системы национальных счетов, которая в методологическом плане ориентируется на единый международный стандарт, автором разработана структура форм и видов социальной защиты населения, которые являются основой ее финансового механизма: государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты; социальные пособия (пособия по социальному страхованию и пособия по социальной помощи); социальное обслуживание. Даны основные направления совершенствования экономического механизма и организационных форм управления системой социальной защиты населения адресное распределение финансовых ресурсов лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится ниже величины прожиточного уровня. Предложено путем межбюджетного выравнивания способствовать повышению финансового обеспечения системы социальной защиты населения. Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические и практические положения видных отечественных и зарубежных экономистов, социологов и других ученых и специалистов, занимающихся исследованиями в области социальной защиты населения, материалы Федеральной службы государственной статистики России, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, а также законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Коми. В исследовании применялись общенаучные методы системного подхода, анализа и синтеза, логического, исторического и сравнительного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тихомирова Валентина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of Formation and Use of Financial Resources of the Social Welfare System (Case Study of the Komi Republic)

Currently, the social welfare system in the Komi Republic and in the Russian Federation on the whole is undergoing gradual reforming, the main goals of which are as follows: improving the quality of life; supporting the poor and vulnerable segments of the population; mitigating possible negative consequences of reforms; improving pension provision; further improvement of targeted social assistance; streamlining social benefits; development of the social services market. In this regard, the study of methodological basis for the formation and use of financial resources of the social welfare system becomes more and more important. The goal of this work is to develop theoretical and methodical approaches to the improvement of financial mechanism for the social welfare system in the region. The paper considers the formation and use of financial resources for social protection of population in the Republic of Komi. The author reveals specifics of formation of budgets of all levels and the powers of federal and regional authorities in the field of mutual responsibility. The paper shows the imbalance of financial resources and obligations at all levels of the budgetary system of the Russian Federation. Scientific novelty of the work consists in the fact that it defines social protection as a financial category that provides redistribution of financial resources emerging in the process of formation of centralized and decentralized financial resources, through a set of forms and types of social protection aimed to ensure its targeted provision. On the basis of the national accounts system, which in terms of methodology focuses on a single international standard, the author develops a structure of forms and types of social protection, which are the basis of its financial mechanism: state social guarantees and minimum social standards; social benefits (social insurance and social assistance benefits); and social services. The paper considers main directions for improving the economic mechanism and organizational forms of management for the social welfare system, they are: targeted allocation of financial resources only to those households whose actual consumption is below the subsistence level. The author proposes to improve the funding of the social welfare system with the help of intergovernmental equalization. This work is based theoretically and methodologically on theories and practices of prominent Russian and foreign economists, sociologists and other scholars and professionals engaged in research in the field of social protection, data of the Federal State Statistics Service of Russia, its Territorial Office in the Komi Republic, and legislative and regulatory acts of the Russian Federation and the Republic of Komi. The study uses general scientific methods of system approach, analysis and synthesis, logical, historical and comparative analysis.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов системы социальной защиты населения (на примере республики Коми)»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

DOI: 10.15838/esc/2016.5.47.9 УДК 36 (470.13), ББК 65.261.55 (2Рос.Ком)

© Тихомирова В.В.

Проблемы формирования и использования финансовых

ресурсов системы социальном защиты населения (на примере Республики Коми)

Валентина Валентиновна ТИХОМИРОВА

Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН

167982, Россия, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26 vvtikhomirova@mail.ru

Аннотация. В настоящее время система социальной защиты населения как в Республике Коми, так и в Российской Федерации в целом претерпевает поэтапное реформирование, основными целями которого являются: улучшение качества жизни; поддержка малоимущих, социально уязвимых слоев населения, смягчение возможных негативных последствий реформ; улучшение пенсионного обеспечения, дальнейшее совершенствование адресной социальной помощи, упорядочение системы социальных пособий и льгот; развитие рынка социальных услуг. В связи с этим большое значение приобретает проблема изучения методологических основ формирования и использования финансовых ресурсов системы социальной защиты населения. Целью данной работы является разработка теоретико-методических подходов к совершенствованию финансового механизма системы социальной защиты населения региона. В статье рассмотрено формирование и использование финансовых ресурсов социальной защиты населения Республики Коми. Выявлены особенности формирования бюджетов всех уровней, полномочия федеральных и региональных властей в поле взаимной ответственности. Показана несбалансированность финансовых ресурсов и обязательств на всех уровнях бюджетной системы РФ. Научной новизной является определение понятия социальной защиты населения как финансовой категории,

Для цитирования: Тихомирова, В.В. Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов системы социальной защиты населения (на примере Республики Коми) / В.В. Тихомирова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 5. - С. 158-172. DOI: 10.15838/esc/2016.5.47.9

For citation: Tikhomirova V.V. Issues of formation and use of financial resources of the social welfare system (case study of the Komi Republic). Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2016, no. 5, pp. 158-172. DOI: 10.15838/ esc/2016.5.47.9

которая обеспечивает организацию перераспределения финансовых ресурсов, возникающих в процессе формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, через совокупность форм и видов социальной защиты, направленных на ее адресное предоставление. На основе Системы национальных счетов, которая в методологическом плане ориентируется на единый международный стандарт, автором разработана структура форм и видов социальной защиты населения, которые являются основой ее финансового механизма: государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты; социальные пособия (пособия по социальному страхованию и пособия по социальной помощи); социальное обслуживание. Даны основные направления совершенствования экономического механизма и организационных форм управления системой социальной защиты населения — адресное распределение финансовых ресурсов лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится ниже величины прожиточного уровня. Предложено путем межбюджетного выравнивания способствовать повышению финансового обеспечения системы социальной защиты населения. Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические и практические положения видных отечественных и зарубежных экономистов, социологов и других ученых и специалистов, занимающихся исследованиями в области социальной защиты населения, материалы Федеральной службы государственной статистики России, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, а также законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Коми. В исследовании применялись общенаучные методы системного подхода, анализа и синтеза, логического, исторического и сравнительного анализа.

Ключевые слова: финансовые ресурсы, социальная защита, формы социальной защиты, адресная социальная помощь.

В понятие «финансовые ресурсы», широко используемое в экономической литературе, вкладывают различные значения — от величины денежных средств на счетах в банке и других счетах до прочих показателей баланса предприятий [17].

В широком использовании данной категории как в экономической науке, так и на практике толкование термина «финансовые ресурсы» различно. В Финансово-кредитном словаре финансовые ресурсы рассматриваются как денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, хозяйственных организаций и учреждений, используемые для покрытия затрат и образования различных фондов и резервов [25].

Финансовый механизм — совокупность методов, форм и видов, с помощью которых обеспечивается организация финансовых отношений, т.е. создание, распреде-

ление, перераспределение и использование фондов денежных средств. Финансовый механизм относится к надстроечной категории, это составная часть финансовой политики.

Для выявления особенностей функционирования системы социальной защиты населения большое значение имеет определение понятия «социальная защита», ее конкретных форм и видов финансовой защиты.

В научной литературе нет общепризнанного понимания социальной защиты и ее базовых форм.

Исследование категории «социальная защита» за рубежом имеет более длительную историю, чем в отечественной научной лексике. Впервые этот термин «social security» (социальная безопасность) был официально введен в США при разработке социальных программ в рамках поли-

тики «нового курса» Ф.Д. Рузвельта в 1935 году [27, 29]. Позднее, в 1940-х гг., в документах Международной организации труда он и положен в основу всех концепций и рекомендаций по вопросам социальной политики. Именно благодаря исследованию МОТ термин «social security» получил широкое распространение во всем мире, а разработанные ею социальные стандарты не потеряли актуальности и по сей день.

Определение МОТ в дальнейшем нашло отражение в документах Европейского союза — в Европейском кодексе социального обеспечения (1968), Хартии основных социальных прав трудящихся, Зеленой (1992) и Белой (1994) книгах о европейской социальной политике, Европейском кодексе о социальном обеспечении (1968), Протоколе о социальной политике (1991) и других документах Евросоюза, а также Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) и других организаций. В последнее время наравне с термином «social security» в Европе все чаще стало употребляться понятие «social protection» («социальная защита») [30].

В России одни исследователи выделяют в ней три основные формы: социальное страхование, социальную помощь и государственное обеспечение. Другие называют их иначе: степени, виды, направления; третьи варьируют прилагательные «государственное» и «социальное»; четвертые используют близкие термины: например, вместо помощи — вспомоществование, попечительство, вместо гособеспечения — социальные гарантии и т.д. [3, 5, 12, 16, 26].

Есть и иные точки зрения. Так, коллектив авторов под руководством В.Г. Попова считает социальное обеспечение промежуточным звеном между социальной защитой, с одной стороны, и социальной помощью и социальной поддержкой — с другой.

Социальное обеспечение в их трактовке представляет собой один из блоков социальной защиты населения, но имеет более узкие параметры действия, социальная помощь и социальная поддержка — это уже блоки социального обеспечения [15].

В. Роик насчитывает не три, а пять основных институциональных форм социальной защиты населения: 1) государственная социальная помощь лицам, которые из-за отсутствия необходимой трудоспособности, места работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно обеспечить свое материальное существование;

2) государственное социальное обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел, налоговой полиции, государственных служащих, ряда других категорий граждан с учетом специфического характера их трудовой деятельности по выполнению важных функций государства;

3) обязательное социальное страхование как форма социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода из-за потери трудоспособности или места работы; 4) системы добровольного личного (коллективного) страхования работников (от несчастных случаев, медицинского и пенсионного обеспечения); 5) системы социальной защиты работников, организуемой предприятиями, работодателями: медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты [13].

А.В. Крестов выстраивает цепочку по степени возрастания качества и количества оказываемых социальных услуг: социальная поддержка, социальная помощь, социальная защита, включая в последнюю сеть стационарных учреждений социальной защиты населения, медико-социальную экспертизу, службу занятости, пенси-

онное обеспечение, службу по вопросам условий и охраны труда [9]. Т.С. Дымнич выделяет такие формы социальной защиты, как социальное страхование, государственное социальное обеспечение, социальное обслуживание [4]. С.А. Юшкова — социальное обеспечение, социальную помощь, социальную поддержку и реабилитацию, социальную работу, социальные льготы и систему социального контроля за осуществлением социальной защиты [25]. Ю.А. Косарев, Н.В. Кузюткин — социальное страхование и социальную помощь [7, 10]. Е.А. Неживенко — социальное обеспечение, социальное обслуживание и социальную помощь [21]. Г.С. Корепанов солидарен с последним вариантом, но присоединяет к нему социальную поддержку и подчеркивает, что эти виды реализуются в разнообразных инструментальных формах [6]. Н.Н. Абакумова, Р.Я. Подовалова называют четыре подсистемы социальной защиты: государственное социальное обеспечение, государственное, коллективное социальное страхование и личное страхование [1].

Авторы учебного пособия «Социальная работа: теория и практика» под редакцией Е.И. Холостовой и А.С. Сорвиной ведущими организационно-правовыми формами системы социальной защиты считают пенсионное обеспечение; обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения; государственное социальное страхование; социальное обслуживание [17].

Автор учебника по социальной работе — С.В. Тетерский ставит социальную защиту в один ряд с другими «специальными механизмами реализации социальной политики»: социальным обслуживанием, социальными услугами, социальной реабилитацией, социальной помощью и самопомощью [18].

М.И. Либоракина считает социальную защиту функцией социальной сферы наряду с социальным страхованием, социальным обеспечением и социальной поддержкой, а социальное обслуживание, по ее мнению, это механизм реализации всех этих функций [11]. С.А. Шеденков считает социальную защиту (как, впрочем, и социальное обеспечение, и социальное страхование, и пожертвования, и социальную работу) формой социальной поддержки [23].

Несмотря на разнообразие точек зрения по поводу форм социальной защиты, почти все эти определения так или иначе выделяют такие формы, как социальное страхование, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная работа.

По нашему мнению, центральное место в финансовом механизме социальной защиты занимают экономические методы. К основным экономическим методам можно отнести введение системы минимальных социально-экономических гарантий. Определяющим здесь является законодательно установленный минимальный размер прожиточного минимума. В целях социальной защиты применяются такие экономические методы, как система государственных пособий отдельным категориям граждан, а также система льгот и компенсаций, определенная законодательством.

Содержание системы социальной защиты населения наиболее полно раскрывают ее формы. Формы социальной защиты выражают ту или иную совокупность конкретных мероприятий, действий, мер, способов реализации финансовых ресурсов субъектов социальной защиты в соответствии с возникающими актуальными задачами [19].

0\ 1ч>

и»

ю о

аз о о

-е-

Рисунок 1. Формы и виды системы социальной защиты населения (разработка В.В. Тихомировой)

£

Социальные гарантии и минимальные социальные стандарты

Потребительские бюджеты

1 г

ВИДЫ

Физиологический минимум Прожиточный минимум Минимальный потребительский бюджет

Социальная защита населения

(предоставляется в денежной и натуральной формах) +

Социальные пособия

Социальное страхование (за счет взносов наемных работников)

Программы социального обеспечения

Частные программы с созданием специального фонда

Программы без создания специального фонда

1 г

Социальная помощь (независимо от выплат и взносов)

1 г 1 г

Социальная поддержка (льготы)

Социальные денежные компенсации

ВИДЫ

пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные); пособие по беременности и родам;

пособие при рождении ребенка; пособие по уходу за ребенком до полутора лет;

ежемесячные пособия на ребенка до 16 (18) лет; пособие по болезни и инвалидности;

пособие по безработице; стипендии;

пособие в связи со смертью; прочие выплаты и пособия.

виды ВИДЫ

Денежная помощь Натуральная - компенсации для лиц,

(на систематической помощь: проживающих и рабо-

или единовременной - набор социаль- тающих в районах

основе): ных услуг; Крайнего Севера;

- оплата жилья и ком- - организация - проезд на междуго-

мунальных услуг; бесплатного пи- родном транспорте;

- пособие по нуждае- тания; - приобретение лекар-

мости; - выделение ственных средств;

- предоставление предметов - санаторно-курортное

компенсации стоимо- одежды, обуви; лечение;

сти топлива; - предметов пер- - питание;

- пособие на оплату вой необходи- - изготовление и ре-

проезда в пассажир- мости. монт зубных проте-

ском транспорте; зов;

- пособия на оплату - другие цели.

проезда и др.

1

Социальное обслуживание

(помощь в виде услуг)

I

Сеть учреждений социальных служб

I

Центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения

Социально реабилитационные центры для несовершеннолетних Центры социальной помощи семье и детям

Центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства

Отделы опеки и попечительства Дома-интернаты для престарелых и инвалидов

Психоневрологические интернаты.

ВИДЫ

- социальное обслуживание на дому;

- полустационарное обслуживание;

- стационарное обслуживание;

- срочное социальное обслуживание;

- материальная помощь;

- социально-консультативная помощь;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- социально-реабилитационная помощь.

Я

ч

о о й СИ

►в-о ч 2 В 43

0 и ¡а

1

а а

о =

о й г со

0 И ¡а

1

►в" а

I

¡а I О О И

Е й ч

о о

с. с а

о

а

о н

СИ

о о а а

г Я

О

а=

СО

¡а

В а н

Е

На основе Системы национальных счетов [14], которая в методологическом плане ориентируется на единый международный стандарт, нами разработана структура форм и видов социальной защиты населения, которые являются основой ее финансового механизма (рис. 1.):

1. Государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты.

2. Социальные пособия (пособия по социальному страхованию и пособия по социальной помощи).

3. Социальное обслуживание.

Мы предлагаем рассматривать социальную защиту населения как финансовую категорию, которая обеспечивает организацию перераспределения финансовых ресурсов, возникающих в процессе формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, через совокупность форм и видов социальной защиты, направленных на ее адресное предоставление.

Отсюда основным направлением совершенствования финансового механизма и организационных форм управления системы социальной защиты населения будет являться адресное распределение финансовых ресурсов.

При рассмотрении содержания и форм социальной защиты под социальной защитой понимается «основанная на законе система социальных гарантий и механизм их реализации, который обеспечивает любому члену общества приемлемый уровень жизни и осуществление своих основных социальных и гражданских прав» [24].

В настоящее время основные государственные социальные гарантии декларированы в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ, а также оговариваются в международных документах, таких как Рекомендации МОТ.

Социальные гарантии являются основой действия системы социальной защиты в любой стране. Социальные гарантии —

механизмы долговременного действия, предусмотренные законом. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты. Минимальные социальные стандарты — это установленные Законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимальный социальный стандарт, государство делает его обязательным для обеспечения и использования властью на всех уровнях.

Задачи финансового механизма — обеспечить процесс формирования, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств.

Формирование финансовых ресурсов системы социальной защиты населения происходит на базе социальных обязательств государства. Данные обязательства можно определить как конституционно зафиксированную совокупность общественных благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан. В основе этих источников лежат перераспределительный и накопительный принципы. Для выполнения социальных гарантий государство использует прежде всего перераспределительный принцип, то есть бюджетные ресурсы.

Основным нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, является Бюджетный кодекс РФ. На преодоление финансового кризиса и социальную защиту населения Российской Федерации работают 250 законопроектов.

Основными источниками формирования финансовых ресурсов системы социальной защиты населения являются: Консолидиро-

ванный бюджет Российской Федерации, который состоит из федерального бюджета; бюджетов 85 субъектов Российской Федерации; местных бюджетов.

Реализация социальной защиты населения напрямую зависит от наличия финансовых ресурсов. Не случайно внимание исследователей привлекают вопросы формирования и использования ресурсов, идущих на социальную защиту населения.

Структура финансовых ресурсов Республики Коми определяется источниками их поступления. В республике сложились положительные тенденции формирования финансовых ресурсов, образованных в сфе-

ре финансовых, нефинансовых организаций и секторе государственного управления (рис. 2).

В 2014 г. доходы консолидированного бюджета на 89% были созданы налоговыми и неналоговыми платежами (в 2009 г. — 78%). Основными налоговыми источниками доходов консолидированного бюджета республики были налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и налоги на имущество организаций, которые в совокупности образовали 72% всех средств (в 2013 г. — 66%, в 2009 г. — 61%). Поступления по налогу на прибыль организаций сложились на 37% выше, чем

Рисунок 2. Финансовые ресурсы и их использование (миллиардов рублей)

350 300 250 200 150 -100 -50 0

-50 --100 -150

2008

2009

2010

2011 —•—

2012 —•—

2013

-Финансовые ресурсы - всего -доходы организаций -доходы бюджетов всех уровней -доходы внебюджетных социальных фондов средства, переданные на федеральный уровень -средства, полученные с федерального уровня - Использование финансовых ресурсов - всего расходы организаций за счет прибыли после налога, амортизации расходы за счет средств бюджетов всех уровней -расходы за счет средств внебюджетных социальных фондов

Источник: Статистический ежегодник РК, 2014 г.

в 2013 г., налогам на имущество — на 31%, налогу на доходы физических лиц — снизились на 3%. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, и налоги на совокупный доход увеличились на 6%, сформировав в сумме 9% доходов бюджета. Группа неналоговых доходов обеспечила 7% бюджетных средств. Среди них наиболее значимы доходы от использования государственного и муниципального имущества (98% поступлений к 2013 г.) и платежи при пользовании природными ресурсами, образованные в основном перечислениями организаций за негативное воздействие на окружающую среду (141% к 2013 г.).

В 2014 г. динамика налоговых поступлений формировалась под влиянием сдержанных темпов экономического роста, изменений в законодательстве о налогах, завершения основных этапов крупных инвестиционных проектов на территории республики. Вклад нефтяного фактора был менее значительным, чем в 2012—2013 годах. Основная часть налоговых поступлений была сформирована организациями добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, транспорта и связи.

В 2014 г. уменьшилась доля перечислений в федеральный бюджет в основном в результате сокращения поступлений по налогу на добавленную стоимость. Снизилась задолженность хозяйствующих субъектов экономики перед бюджетами всех уровней. Консолидированный бюджет республики исполнен с дефицитом. Меньше, чем в 2013 г., перечислено средств из федерального бюджета. Выросли налоговые и неналоговые доходы. Основными расходными статьями были образование, здравоохранение, социальная политика, национальная экономика.

При исследовании расходов бюджета социальную защиту отождествляют с расходами на социальную сферу [2]. В течение 2005—2014 гг. доля расходов на социальную сферу (с учетом межбюджетных трансфертов ФОМС) в консолидированном бюджете РК постепенно росла — с 31,0 до 52,2% от всего объема расходов (рис. 3). Основную динамику этой статье задают расходы по статье «Социальное обеспечение населения», далее идут статья «Социальное обслуживание населения» и другие расходы. Ежегодный реальный прирост был на уровне инфляции, что делало финансирование по этой статье наиболее стабильным, не зависящим от поведения общей величины расходов бюджета. Падение показателя в 2014 г. можно объяснить опережающим сокращением расходов по сравнению с динамикой ВРП Республики Коми.

В 2010—2014 гг. динамика формирования и использования бюджетных средств республики в целом соответствовала общероссийским тенденциям. Темпы роста доходов консолидированного бюджета республики (145%) незначительно отставали от увеличения доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (150%).

Значительная часть доходов республиканского бюджета формировалась за счет налоговых поступлений. Для формирования бюджетных ресурсов и использования их в системе социальной защиты государство перераспределяет доходы различных социальных групп. Основным государственным инструментом в этом процессе выступает налогообложение физических лиц. Здесь более выраженный эффект имеет реформирование социального налога. На практике программы социальной помощи финансируются на 41% из региональных бюджетов, на 32% — из местных, на 21% — из прочих источников и только на 6% — из федерального бюджета.

Рисунок 3. Динамика расходов консолидированного бюджета Республики Коми, млрд. руб.*

—•— Расходы всего —•— Расходы на социальную сферу —•— Образование

9 Здравоохранение_

* В ценах 2014 г. (абсолютные величины для приведения в сопоставимый вид проиндексированы на индекс потребительских цен).

Источники: Минфин Республики Коми...; расчеты Е.Н. Тимушева, В.В. Тихомировой.

За последние три года перечисления от налогоплательщиков республики в бюджетную систему страны выросли на 20%, в том числе в 2014 г. — на 7%. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми, поступления по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации в 2014 г. составили 129,1 миллиарда рублей. По сравнению с уровнем 2013 года они выросли на 7% (по России — на 12%). В 2014 г. объем средств, перечисленных на федеральный уровень, увеличился на 2%, однако доля перечислений снизилась с 58% в 2013 г. до 56% в результате сокращения сборов по налогу на прибыль организаций (в части зачисления в федеральный бюджет) и налога на добавленную стоимость.

По итогам года в консолидированный бюджет республики было передано 44% собранных в регионе средств, в целом по

субъектам Российской Федерации — 49%. Перечисления в бюджеты муниципальных образований снизились на 22% в связи с изменением норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц в пользу республиканского бюджета.

В 2010—2014 гг. динамика формирования и использования бюджетных средств республики в целом соответствовала общероссийским тенденциям. Темпы роста доходов консолидированного бюджета республики (145%) незначительно отставали от увеличения доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (150%). Расходы консолидированного бюджета в расчете на одного жителя республики традиционно превышали среднероссийские. В рассматриваемый период разрыв между показателями вырос с 16 до 38%, составив 88 тысяч рублей по республике и 64 тысячи рублей по России.

В динамике денежных доходов населения социальные выплаты непрерывно растут и в 2013 году составили 22,5% (рис. 4).

Для доведения бюджетных средств до конкретных получателей в республике используются казначейские технологии. В соответствии с программой развития бюджетного федерализма в РФ в 2005 г. все региональные и местные бюджеты перешли на казначейское исполнение на основе единых федеральных стандартов. Казначейская система — это система полного учета и контроля процесса движения бюджетных средств от их поступления до использования.

Основные функции данной системы заключаются в доведении бюджетных средств до конечных получателей согласно закону о бюджете и контроле за целевым использованием бюджетных ресурсов. Казначейская система использует принцип единства кассы: зачисление всех поступающих доходов на единый счет бюджета и осуществление

всех предусмотренных расходов с данного счета. Бюджетные средства, минуя счета соответствующих распорядителей по всей вертикали, доводятся непосредственно до каждой бюджетной единицы. Произошло разделение распорядительных и исполнительных функций без ущемления объема распорядительных прав и при сохранении защищенности бюджетных средств от несанкционированного использования.

Выполненное нами исследование показало, что проводимая Правительством Республики Коми социально ориентированная политика, направленная на своевременную выдачу пенсий, пособий, компенсаций и льгот, позволяет сохранить необходимую социальную стабильность.

Существует многообразие источников формирования финансовых ресурсов социальной защиты населения, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены и в конечном итоге являются основой проводимых в стране социально-экономических

Рисунок 4. Динамика денежных доходов населения

160-, 140120100806040200-

2009

2010

2011

2012

2013

-Денежные доходы - всего

-Доходы от предпринимательской деятельности

- Оплата труда

- Социальные выплаты Доходы от собственности

-Другие доходы (включая скрытую заработную плату)

Источники: Статистический ежегодник РК 2014 г., расчеты В.В. Тихомировой.

реформ. Государство остается важнейшим гарантом и координатором правильного и эффективного использования указанных источников, выявления новых и развития используемых. Однако размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями регионов [20].

Выявлено, что наиболее острой проблемой, определяющей весь характер социально-экономических отношений между государством и обществом, является несбалансированность финансовых ресурсов и обязательств на всех уровнях бюджетной системы РФ. Перед федеральной властью стоит задача путем межбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения, уменьшению социальной дифференциации в интересах сокращения бедности. Сбалансированность всех источников формирования финансовых ресурсов системы социальной защиты населения позволит создать надежную основу повышения уровня и качества жизни населения и реализовать все конституционные права и свободы граждан.

На современном этапе социальное развитие страны и отдельных регионов во многом определяется эффективностью функционирования системы социальной защиты населения. Механизм социального маневрирования, искусственно регулирующий уровень цен и заработной платы, занятость, количественную и качественную наполняемость средних жизненных стандартов, признается неэффективным,

так как он только снижает социальные противоречия, но не стимулирует развитие экономики.

Поэтому основным методом социальной защиты должно стать адресное предоставление социальной помощи лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится ниже величины прожиточного минимума. Люди же с ограниченной трудоспособностью или нетрудоспособное население должны быть защищены наличием трансфертных программ социального страхования, социального обеспечения, социальной помощи. Тем самым мы выступаем против неразборчивой социальной поддержки (социального обеспечения) и за строго адресную помощь особо нуждающимся.

Основной целью социальной защиты должны стать эффективные меры по активизации людей на рынке труда. Люди должны сами прилагать усилия для собственного финансового обеспечения и благополучия [28, 31].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На фоне текущей кризисной ситуации и в условиях ограниченных финансовых ресурсов концептуальные подходы к конструкции всей системы социальной защиты (область действия, набор показателей, категории получателей, источники финансирования и уровни ответственности), а также количественные характеристики (количество получателей, размер поддержки) и формы непосредственного предоставления (денежная, натуральная, услуги) приобретают новое и принципиальное значение и нуждаются в корректировке.

Литература

1. Абакумова, Н.Н. Политика доходов и заработной платы / Н.Н. Абакумова, Р.Я. Подовалова. -Новосибирск: НГАЭиУ ; М.: ИНФРА-М, 1999. - 224 с.

2. Акиндинова, Н. Российская экономика на повороте / Н. Акиндинова, Я. Кузьминов, Е. Ясин // Вопросы экономики. - 2014. - № 6. - С. 4-17.

3. Баликоев, В.З. Краткий курс экономической теории: учебник / В.З. Баликоев. - М.: Менеджер, 2003. - 328 с.

4. Дымнич, Т.С. Региональная модель социальной защиты населения (на прим. Моск. обл.): автореф. дис. ... канд. философ. наук / Т.С. Дымнич; Соц.-технол. ин-т гос. акад. сферы быта и услуг. — М., 1999. — 23 с.

5. Кадомцева, С.В. Социальная защита населения: учебное пособие / С.В. Кадомцева. — М.: РАГС,

1999. - 275 с.

6. Корепанов, Г.С. Региональная система социальной защиты населения (на примере Ханты-Мансийского автономного округа): дис. ... канд. социол. наук / Г.С. Корепанов. — Тюмень, 1999. — 200 с.

7. Косарев, Ю.А. Социальное страхование в России: на пути к реформам / Ю.А. Косарев. — М.: Московский рабочий, 1999. — 240 с.

8. Краткий экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. — М., 2001.

9. Крестов, А.В. Становление государственной региональной системы социтальной защиты населения (социологический анализ): дис. ... канд. социол. наук / А.В. Крестов. — М., 2000. — 145 с.

10. Кузюткин, Н.В. Организационные и экономические механизмы совершенствования системы социальной защиты работников (на примере предприятий машиностроения): автореф. дис. ... канд. экон. наук / Н.В. Кузюткин. — Саратов, 2003. — 19 с.

11. Либоракина, М.И. Адресная социальная поддержка населения. Уровень местного самоуправления / М.И. Либоракина; под ред. А.С. Пузанова. — М.: Институт экономики города, 1998. — 104 с.

12. Политика доходов и качество жизни населения / под ред. П.А. Горелова. — СПб.: Питер, 2003. — 653 с.

13. Роик, В. Социальная защита: содержание понятия / В. Роик // Человек и труд. — 2000. — №11. — С. 42-48.

14. Система национальных счетов 1993. — Т. 1, 2.

15. Социальная защита населения в регионе / под общ. ред. д-ра социол. наук В.Г. Попова; редкол.: д-р юрид. наук, проф. В.Ш. Шайхатдинов, д-р философ. наук, проф. Ю.А. Ермаков; д-р философ. наук, проф. Н.В. Иванчук, канд. экон. наук, доц. А.Г. Гричук. — Екатеринбург: УрАГС, 1999. — 352 с.

16. Социальная работа в современном обществе: реалии и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции «Теория, практика и образование в социальной работе: реалии и перспективы» / под ред. С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой. — Барнаул, 2001. — 381 с.

17. Социальная работа: теория и практика / отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. — М., 2004. —148 с.

18. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. — М.: Академический Проспект,

2000. — 496 с.

19. Тихомирова, В.В. Адресная социальная помощь в системе социальной защиты населения /

B.В. Тихомирова. — Сыктывкар, 2013. — 138 с. (Коми научный центр УрО РАН).

20. Тихомирова, В.В. Методология и механизмы финансового обеспечения системы социальной поддержки населения регионов зоны Севера / В.В. Тихомирова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — №1 (25). — С. 123.

21. Управление-98 (Управление реструктуризацией экономики): материалы международной научно-практической конференции. — Вып. 2 / ГУУ. — М., 1998. — 526 с.

22. Финансы / под ред. В.М. Родионовой. — М., 1997.

23. Шеденков, С.А. Социальная защита и условия местного самоуправления: дис. ... канд. социол. наук /

C.А. Шеденков. — Белгород, 1995. — 215 с.

24. Шумилин, А.П. Становление региональной системы социальной защиты населения: дис. ... канд. эконом. наук. — М., 2002.

25. Юшкова, С.А. Структура и условия эффективной системы социальной защиты населения Российской Федерации в условиях социально-экономических изменений: автореф. дис. ... канд. экон. наук / С.А. Юшкова. — М., 1997. — 23 с.

26. Якушев, Л.П. Социальная защита / Л.П. Якушев. — М., 1998. — 156 с.

27. Introduction to Social security. — Geneva: ILO, 1984.

28. Neoconservatism: The Autobiography of an Idea, 1995 (ISBN 0-02-874021-1)

29. Social security: beyond the Rhetoric of crisis / Edited by T.R. Marmor, J.L. Mashaw. — Princeton: Princeton University Press, 1988. — С. 15.

30. Social protection in the Member States of the European Union. — Luxembourg: official publications of the European Communities, 1999. — С. 12.

31. Two Cheers for Capitalism, 1978.

Сведения об авторе

Валентина Валентиновна Тихомирова — кандидат экономических наук, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН (167982, Россия, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26, vvtikhomirova@mail.ru)

Tikhomirova V.V.

Issues of Formation and Use of Financial Resources of the Social Welfare System (Case Study of the Komi Republic)

Abstract. Currently, the social welfare system in the Komi Republic and in the Russian Federation on the whole is undergoing gradual reforming, the main goals of which are as follows: improving the quality of life; supporting the poor and vulnerable segments of the population; mitigating possible negative consequences of reforms; improving pension provision; further improvement of targeted social assistance; streamlining social benefits; development of the social services market. In this regard, the study of methodological basis for the formation and use of financial resources of the social welfare system becomes more and more important. The goal of this work is to develop theoretical and methodical approaches to the improvement of financial mechanism for the social welfare system in the region. The paper considers the formation and use of financial resources for social protection of population in the Republic of Komi. The author reveals specifics of formation of budgets of all levels and the powers of federal and regional authorities in the field of mutual responsibility. The paper shows the imbalance of financial resources and obligations at all levels of the budgetary system of the Russian Federation. Scientific novelty of the work consists in the fact that it defines social protection as a financial category that provides redistribution of financial resources emerging in the process offormation ofcentralized and decentralized financial resources, through a set of forms and types of social protection aimed to ensure its targeted provision. On the basis of the national accounts system, which in terms of methodology focuses on a single international standard, the author develops a structure of forms and types of social protection, which are the basis of its financial mechanism: state social guarantees and minimum social standards; social benefits (social insurance and social assistance benefits); and social services. The paper considers main directions for improving the economic mechanism and organizational forms of management for the social welfare system, they are: targeted allocation of financial resources only to those households whose actual consumption is below the subsistence level. The author proposes to improve the funding of the social welfare system with the help of intergovernmental equalization. This work is based theoretically and methodologically on theories and practices of prominent Russian and foreign economists, sociologists and other scholars and professionals engaged in research in the field of social protection, data of the Federal State Statistics Service of Russia, its Territorial Office in the Komi Republic, and legislative and regulatory acts of the Russian Federation and the Republic of Komi. The study uses general scientific methods of system approach, analysis and synthesis, logical, historical and comparative analysis.

Key words: financial resources, social protection, types of social protection, targeted social assistance.

References

1. Abakumova N.N., Podovalova R.Ya. Politikadokhodovizarabotnoiplaty [Incomes policy and wage]. Novosibirsk: NGAEiU; Moscow: INFRA-M, 1999. 224 p. (In Russian).

2. Akindinova N., Kuz'minov Ya., Yasin E. Rossiiskaya ekonomika na povorote [The Russian economy at the turning point]. Voprosy ekonomiki [Issues of economy], 2014, no. 6, pp. 4-17. (In Russian).

3. Balikoev VZ. Kratkii kurs ekonomicheskoi teorii: uchebnik [A brief course of economic theory: textbook]. Moscow: Menedzher, 2003. 328 p. (In Russian).

4. Dymnich T.S. Regional'naya model' sotsial'noi zashchity naseleniya (na prim. Mosk. obl.): avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk [Regional model of social protection (case study of the Moscow Oblast): Ph.D. in Philosophy dissertation abstract]. Moscow, 1999. 23 p. (In Russian).

5. Kadomtseva S.V. Sotsial'nayazashchita naseleniya: uchebnoeposobie [Social welfare: textbook]. Moscow: RAGS,

1999. 275 p. (In Russian).

6. Korepanov G.S. Regional'naya sistema sotsial'noi zashchity naseleniya (na primere Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga): dis.... kand. sotsiol. nauk [Regional social welfare system (on the example of Khanty-Mansi Autonomous Okrug): Ph.D. in Sociology dissertation abstract]. Tyumen', 1999. 200 p. (In Russian).

7. Kosarev Yu.A. Sotsial'noe strakhovanie v Rossii: na puti k reformam [Social insurance in Russia: toward the reforms]. Moscow: Moskovskii rabochii, 1999. 240 p. (In Russian).

8. A.N. Azriliyan (Ed.). Kratkii ekonomicheskii slovar' [Concise dictionary of economics]. Moscow, 2001. (In Russian).

9. Krestov A.V. Stanovlenie gosudarstvennoi regional'noi sistemy sotsital'noi zashchity naseleniya (sotsiologicheskii analiz): dis.... kand. sotsiol. nauk [Formation of the state regional social welfare system (sociological analysis): Ph.D. in Sociology dissertation]. Moscow, 2000. 145 p. (In Russian).

10. Kuzyutkin N.V. Organizatsionnye i ekonomicheskie mekhanizmy sovershenstvovaniya sistemy sotsial'noi zashchity rabotnikov (na primere predpriyatii mashinostroeniya): avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Organizational and economic mechanisms for improving the system for social protection of employees (on the example of machinebuilding enterprises): Ph.D. in Economics dissertation abstract]. Saratov, 2003. 19 p. (In Russian).

11. Liborakina M.I. Adresnaya sotsial'naya podderzhka naseleniya. Uroven' mestnogo samoupravleniya [Targeted social assistance. The level of local self-government]. Ed. by A.S. Puzanov. Moscow: Institut ekonomiki goroda, 1998. 104 p. (In Russian).

12. Gorelov P.A. (Ed.). Politika dokhodov ikachestvo zhizni naseleniya [Income policy and the quality of life]. Saint Petersburg: Piter, 2003. 653 p. (In Russian).

13. Roik V. Sotsial'naya zashchita: soderzhanie ponyatiya [Social protection: essence of the concept]. Chelovek i trud [Man and labor], 2000, no. 11, pp. 42-48. (In Russian).

14. Sistema natsional'nykh schetov 1993 [The system of national accounts 1993]. Volumes 1, 2. (In Russian).

15. Sotsial'naya zashchita naseleniya v regione [Social protection of the population in the region]. Under the general editorship of V.G. Popov. Yekaterinburg: UrAGS, 1999. 352 p. (In Russian).

16. Grigor'ev S.I., Guslyakova L.G. (Eds.). Sotsial'naya rabota v sovremennom obshchestve: realii i perspektivy: materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Teoriya, praktika i obrazovanie v sotsial'noi rabote: realii i perspektivy" [Social work in contemporary society: realities and prospects: proceedings of the interregional scientific-practical conference "Theory, practice and education in social work: realities and prospects"]. Barnaul, 2001. 381 p. (In Russian).

17. Sotsial'naya rabota: teoriya ipraktika [Social work: theory and practice]. Executive editors: E.I. Kholostova, A.S. Sorvina. Moscow, 2004. 148 p.

18. Teterskii S.V. Vvedenie v sotsial'nuyu rabotu [Introduction to social work]. Moscow: Akademicheskii Prospekt,

2000. 496 p. (In Russian).

19. Tikhomirova V.V. Adresnaya sotsial'naya pomoshch' v sisteme sotsial'noi zashchity naseleniya [Targeted social assistance in the social welfare system]. Syktyvkar, 2013. 138 p. (In Russian).

20. Tikhomirova V.V. Metodologiya i mekhanizmy finansovogo obespecheniya sistemy sotsial'noi podderzhki naseleniya regionov zony Severa [Methodology and mechanisms of funding the social welfare system in the Northern regions]. Ekonomicheskieisotsial'nyeperemeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2013, no. 1 (25), p. 123. (In Russian).

21. Upravlenie-98 (Upravlenie restrukturizatsiei ekonomiki): materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Management-98 (Management of economic restructuring): proceedings of an international scientific-practical conference]. 1998, no. 2, 526 p. (In Russian).

22. Rodionova V.M. (Ed.). Finansy [Finances]. Moscow, 1997.

23. Shedenkov S.A. Sotsial'naya zashchita i usloviya mestnogo samoupravleniya: dis. ... kand. sotsiol. nauk [Social protection and conditions of local self-government: Ph.D. in Sociology dissertation]. Belgorod, 1995. 215 p. (In Russian).

24. Shumilin A.P. Stanovlenie regional'noi sistemy sotsial'noi zashchity naseleniya: dis. ... kand. ekonom. nauk [Formation of a regional social welfare system: Ph.D. in Economics dissertation]. Moscow, 2002. (In Russian).

25. Yushkova S.A. Struktura i usloviya effektivnoi sistemy sotsial'noi zashchity naseleniya Rossiiskoi Federatsii v usloviyakh sotsial'no-ekonomicheskikh izmenenii: avtoref. dis.... kand. ekon. nauk [Structure and conditions of efficient social welfare system in the Russian Federation in terms of socio-economic changes: Ph.D. in Economics dissertation abstract]. Moscow, 1997. 23 p. (In Russian).

26. Yakushev L.P. Sotsial'naya zashchita [Social protection]. Moscow, 1998. 156 p. (In Russian).

27. Introduction to Social security. Geneva: ILO, 1984.

28. Neoconservatism: The Autobiography of an Idea. 1995.

29. Marmor T.R., Mashaw J.L. (Eds.). Social security: beyond the Rhetoric of crisis. Princeton: Princeton University Press, 1988. P. 15.

30. Social protection in the Member States of the European Union. Luxembourg: Official publications of the European Communities, 1999. P. 12.

31. Two Cheersfor Capitalism. 1978.

Information about the Author

Valentina Valentinovna Tikhomirova — Ph.D. in Economics, Institute of Socio-Economic and Energy

Problems of the North Komi Science Center, Ural Branch of RAS (26, Kommunisticheskaya Street,

Syktyvkar, 167982, Russian Federation, vvtikhomirova@mail.ru)

Статья поступила 29.08.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.