Научная статья на тему 'Управление изменениями и рисками программы в организациях дополнительного профессионального образования'

Управление изменениями и рисками программы в организациях дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗМЕНЕНИЯ / РИСКИ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Равочкин Н.Н.

В предлагаемой статье автором предпринята попытка рассмотрения процессов управления изменениями и рисками при реализации образовательных программ организациями дополнительного профессионального образования. Проектный подход сегодня распространяется повсеместно, в том числе в сфере предоставления образовательных услуг. Далее автор определяет, что программа представляет собой совокупность проектов и рассматривает их особенности. Изменения и риски, на чем сконцентрировано исследование, являются неотъемлемыми этапами при реализации любой образовательной программы. Выявлены особенности управления изменениями и рисками. В заключение автором приведен список наиболее часто встречающихся в деятельности организаций дополнительного профессионального образования рисков и дан план реагирования на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Равочкин Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление изменениями и рисками программы в организациях дополнительного профессионального образования»

20. Knyazeva N., Gryaznukhin A.G., Kislyakov P.A., Esaulov V.I., Kekteeva Y.I., Polivara Z.V. Psychological and managerial problems of modern higher education // International Review of Management and Marketing. 2016. T. 6. № S1. C. 47-52.

УДК 377.4:658.3

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ И РИСКАМИ ПРОГРАММЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Равочкин Н. Н., 2017

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт», кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин. Кемерово

Аннотация: в предлагаемой статье автором предпринята попытка рассмотрения процессов управления изменениями и рисками при реализации образовательных программ организациями дополнительного профессионального образования. Проектный подход сегодня распространяется повсеместно, в том числе - в сфере предоставления образовательных услуг. Далее автор определяет, что программа представляет собой совокупность проектов и рассматривает их особенности. Изменения и риски, на чем сконцентрировано исследование, являются неотъемлемыми этапами при реализации любой образовательной программы. Выявлены особенности управления изменениями и рисками. В заключение автором приведен список наиболее часто встречающихся в деятельности организаций дополнительного профессионального образования рисков и дан план реагирования на них.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, изменения, риски, проектное управление, программа.

THE CHANGE MANAGEMENT AND RISK MANAGEMENT PROGRAMS IN ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Ravochkin N. N., 2017

Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Kemerovo state agricultural Institute ", candidate of philosophical Sciences, associate Professor of humanitarian and legal

disciplines. Kemerovo

Abstract: in the proposed article the author made an attempt to examine the processes of managing changes and risks in the implementation of educational programs by additional professional education organizations. The project approach today is everywhere including the field of educational services. Further the author determines that the program is a collection of projects and their features. Changes and risks on which the study is concentrated are integral technologies in the implementation of any educational program. Features of change and risk management are revealed. In conclusion, the author presents a list of risks most frequently encountered in the activities of organizations and provides a response plan for them.

Keywords: additional professional education, changes, risks, project management, program.

Системные социальные трансформации в конце прошлого века превратили образовательные учреждения в важнейший институт инновационного развития государств [9, 10]. Образование, как и экономика, является фундаментом существования любого государства, так как успех современного общества определяется информационными ресурсами, знанием и качеством образования [7]. В первую очередь, это связано со становлением информационного общества, построенного на знаниях и закономерной переориентацией экономики на сферу услуг. Вторым замечанием насчет актуальности образования, помимо развивающихся дискуссий, будет обращение к регулярным запросам на обновление быстро устаревающих знаний. И, наконец, информация, как и знания, выходят в «реальное поле» и связаны с непосредственным функционированием организаций. Таким образом, знания становятся ключевым конкурентным преимуществом.

Сегодня образование любого уровня реализуется на основе разработанных образовательных программ, и, несмотря на массовый характер обращения к проектированию и реализации образовательных программ, для большинства отечественных образовательных учреждений этот вопрос проектирования остается относительно новым и сложным [5]. Поэтому сегодня закономерно говорить о необходимости обучения реальным знаниям, но не приверженности принципу «забудь все, чему тебя учили» (на выбор - в школе, СУЗе или ВУЗе). Организации дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) в условиях жесточайшей конкуренции и борьбе за клиента проявляют себя как максимально практикоориентированные. Ранее мы говорили, что проектное управление является наиболее эффективным способом управления в образовательных организациях. Позволим привести себе мнение С.Б. Леханова, выделяющего различие в традиционном и проектном управлении в пользу последнего:

1. Традиционное управление в большей степени ориентировано на ход действий (событий), в то время как проектное управление стремится к достижению определенной заданной цели.

2. Традиционное управление ориентировано на организацию, а проектное - на результат.

3. Важны звеном в традиционном управлении, является то, что отсутствует определенный срок окончания проекта, а в проектном управлении - срок строго ограничен как в финансовой составляющей, так и по временной шкале.

4. В традиционном управлении идет планирование, распределение по позициям, а в проектном тщательно планируются используемые ресурсы.

5. Традиционное управление рабочий процесс, а в проектное управление в большей мере ориентируется на определение, а затем и достижение целей.

6. В традиционном управлении принята общая рабочая норма, а в проектном - приемка работ по окончанию проекта.

7. В традиционном управлении есть опасность монотонности, а в проектном присутствует разнообразие, приоритет отдан нестандартности.

8. В традиционном управлении привлечен постоянно действующий персонал, а в проектном - команда, которая может видоизменяться в зависимости от проекта [6].

Научное осмысление процессов и результатов проектирования в образовании как специфической деятельности начинается с конца XX в. актуальность проектирования образовательных программ за рубежом не нуждается в доказательстве, поскольку выступает приоритетным направлением при организации образовательного процесса [8, 11]. В совокупности с эволюционными тенденциями, происходящими в мировом образовании, наблюдается, в том числе и в России, небывалая интенсивность научных исследований по проблемам проектирования образовательных программ. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса. Вопреки отсутствию единой трактовки категории проектирования, обусловленной авторскими позициями, нами выделен сущностный компонент.

Уточним, что при реализации совокупности взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью и условиями их выполнения используется термин «программа», Многочисленные проекты, разработанные и внедряемые педагогическими коллективами образовательных учреждений, предстают в виде образовательных программ и являются не чем иным, как продуктами проектного управления. Программа, по нашему мнению, представляет собой крупный проект за счет ее сложности и продолжительности. Результатом любой программы составляет соответствие ее направленности -качественным изменениям вследствие ее реализации. Образовательная программа, будучи укрупненной версией проекта, может быть рассмотрена в качестве ограниченного по времени и специально организованного целенаправленного изменения слушателей (освоения конкретных компетенций) в рамках запланированных заказчиками и организацией ДПО ресурсов и установленных требований к качеству результатов их обучения, Кстати, последнее все еще недостаточно проработано в отечественной образовательной практике, поскольку требования к освоению программ различные. Заказчики попросту формулируют их по-разному, с учетом собственных представлений и интересов.

Рассмотрим особенности программ:

• цели программы соответствуют стратегическим целям организации и корректируются в случае изменения стратегии;

• реализация программы требует мультипроектных методов управления;

• организационная структура программы обычно состоит из двух уровней (программа и проекты);

• содержание программы может подвергаться значительным изменениям;

• некоторые проекты в составе программы могут быть неощутимо прибыльны или полезны, эффект заметен только в составе программы;

• включение в программу дополнительных проектов зависит от результатов осуществления первоочередных проектов программы;

• завершение программы определяется достижением цели, когда полученные результаты передаются соответствующим подразделениям организации [12].

Не упомянув в определении стадий программы, но обозначая сейчас, скажем, что от замысла до реальных практических изменений необходимо учитывать инновационный потенциал. Так, С. Д. Ильенкова считает целесообразным в соответствии с международными стандартами определять инновацию как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности; нового подхода к социальным услугам [4]. Прежде чем затрагивать проблемы управления изменениями, стоит заметить, что из самой сути программы вытекает, что изменения должны быть произведены в ходе ее реализации. Таким образом, они уже заложены в сам процесс управления и, что очевидно, неизбежны. Они влияют и на организационные изменения, как правило, сопровождая процесс реализации программы, оказывая влияние на поведение вовлеченных участников. Таким образом, специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения [13].

Для лиц, ответственных за изменения при реализации образовательных программ в ДПО становится важным находить наилучшее сочетание ресурсов в целях повышения эффективности образовательной организации. Будучи обусловленными сменой управленческих технологий, изменения неизбежно сопровождают вынужденную перестройку содержания образовательной деятельности организаций ДПО. Очевидно, что при традиционном управлении уже наблюдается отсутствие системного видения проблемы, тогда как проектный подход уже включает в себя планирование изменений и контроль за их осуществлением. Соблюдение принципа интеграции изменений все чаще закладывается в план реализации образовательной программы. Практически стопроцентно охватываются изменения, высказываемые заказчиком либо самими слушателями. Только детальный план и последующее принятие изменений будут гарантом сохранения качества работ. Для более детального плана нами рекомендуется произвести анализ архивов предыдущих, реализованных организацией ДПО проектов, если таковые, конечно, соразмерны по масштабу текущему. Отсутствие коммуникации между членами команды проекта не позволит вовремя осуществлять сбор запросов на внесение и проведение в программе изменений. Только учет всех пунктов по управлению изменениями в ходе реализации программы обеспечит достижение индикаторов и выполнение показателей образовательной программы.

Управление рисками при реализации образовательных программ позволяет организациям ДПО осуществлять действия по реагированию на негативные или позитивные события, которые могут повлиять на исполнение программы. Взаимосвязь экономики и образования определяет последующую трансдисциплинарность проводимых исследований. Отметим, что изменения и риски сегодня происходят в созвучии с такой междисциплинарной категорией как неопределенность, присутствующей практически во всех отраслях и дисциплинах. Отсутствие информации или ориентирование в деятельности в условиях ее неполноты порой роднит неопределенность с риском. Однако В.С. Диев разграничивает эти понятия. Неопределенность характеризуется им как отсутствие достаточной информации, т.е. как противоположное неопределенности наличие точной информации [2]. В то же время риск связывается им с возрастанием потенциальных угроз для субъекта (в нашем случае - организация ДПО). При управлении рисками необходим выбор альтернативы, при которой

возможный результат в точности не будет известен. При таком подходе задача организаций ДПО при реализации программ сводится к максимизации набора обстоятельств, «которые он может контролировать, и минимизировать те обстоятельства, которые ему контролировать не удастся. Управление риском предполагает необходимость создания моделей альтернативных путей развития, при этом с количественными оценками возможных последствий» [3]. Таким образом, под риском для неспециалистов в управлении может пониматься значительное (чаще негативное) изменение. Разумеется, линию демаркации каждая организация проводит самостоятельно.

В управлении рисками И.А. Воропаев рассматривает четыре основных компонента: определение рисков, оценка рисков, разработка мер реагирования на риски и контроль рисков. По его мнению, «управление рисками следует рассматривать прежде всего как процесс выработки компромисса, направленного на достижение баланса между выгодами от уменьшения риска и необходимыми для этого затратами с точки зрения их сопоставления с целевыми индикаторами и показателями проекта» [1, с. 44]. Принимая во внимание актуальность процесса управления рисками, представим ниже их некоторый перечень, свойственный большинству организаций системы дополнительного профессионального образования (Таблица 1). В заключение работы отметим, что основными проблемами процесса управления изменениями и рисками при реализации образовательных программ в системе дополнительного профессионального образования выступают срывы в принятии решений и нарушения связей. Поскольку специфичность заключается в отсутствии на сегодняшний день единых методик, что упрощало бы их восприятие на практик. Поэтому общего признания не получает ни один подход, что, возможно, усугубит положений организаций ДПО при реализации различных образовательных программ.

Таблица 1. Риски проекта и план реагирования на них

Риск Причина Триггер Последствия

Предоставление Недостаток Заявления на Несостоятельность

образовательных услуг практиков, возврат проекта

ненадлежащего качества устаревшая стратегия и технологии обучения денежных средств от слушателей в процессе обучения

Повышение цены Распоряжение Рост доходов Дальнейшее снижение

образовательной руководителя непродолжитель спроса

программы в процессе БШ/проректора ный промежуток

реализации по бухгалтерскому учета и финансам о повышении цен времени

Затяжной Экономика Небольшое Поступление денежных

экономический кризис государства количество обучающихся, не все обучающиеся проходят полный курс средств частями, постепенный расчет с преподавателями

Откладывание сроков Чрезмерная Постоянные Возможность

завершения реализации занятость просьбы о параллельной

программы обучающихся переносе загруженности преподавателей в случае их участия в реализации

другой образовательной

программы

Риск Планирование реагирования на риски

Метод План по План

предотвращению реагирования

риска на риск

Затяжной Принятие

экономический кризис (пассивное)

Откладывание сроков Передача Обсуждение условий Ожидание

завершения реализации ответственности за дополнительных

программы откладывание сроков перед началом обучения денежных средств за

откладывание

сроков

Повышение цены Снижение Увеличение трудозатрат Льготные

образовательной «контактного» обучения условия для

программы в процессе участия в новых

реализации программах БШ

Предоставление Снижение Дополнительная работа Дополнительное

образовательных услуг с кадровым резервом подключение к

ненадлежащего качества БШ работе резерва преподавателей

Список литературы

1. Воропаев И. А. Анализ принятия решений в управлении инвестиционными проектами в условиях риска // Экономика сегодня: проблемы и пути решения. - 2015. - № 6. - С. 43-48.

2. Диев В.С. Неопределенность как атрибут и фактор принятия решений // Сибирский философский журнал. - 2010. - Т. 8. - № 1. - С. 3-8.

3. Диев В.С. Управление риском: методологические и ценностные аспекты // Сибирский философский журнал. - 2007. - Т. 5. - № 2. - С. 92-97.

4. Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 327 с.

5. Камашев С.В., Панарин В.И. Образование в условиях рынка // Философия образования.

- 2008. - № 3. - С. 196-201.

6. Леханов С.Б. Управление образовательными проектами: дефиниции в отечественной педагогике // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2016. - № 4-1 (11). - С. 168171.

7. Майер Б.О., Наливайко Н.В. Об онтологии качества образования в обществе знания // Философия образования. - 2008. - № 3. - С. 4-18.

8. Митина А.М. Становление и развитие дополнительного образования взрослых за рубежом: концептуальный анализ: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Волгоград, 2005. - 417 с.

9. Пфаненштиль И.А., Яценко М.П., Борисенко И.Г. Проблемы образования в современном обществе: социально-философский аспект // Профессиональное образование в современном мире. -2013. - № 4 (11). - С. 60-65.

10. Романцев Г.М., Ронжина Н.В. Профессиональное мышление как фактор развития профессионального образования на современном этапе // Педагогический журнал Башкортостана. -2013. - № 3-4 (46-47). - С. 72-79.

11. Романцев Г.М., Ронжина Н.В. Философско-методологические аспекты профессиональной педагогики // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 6 (101). - С. 16-24.

12. Управление инновациями в организации / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович.

- М.: Омега-Л. - 2009. - 415 с.

13. Шумпетер Й.А, Теория экономического развития. - М.: Эксмо, 2007. - 864 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.