Научная статья на тему 'Управление рисками образовательных проектов в сфере дополнительного профессионального образования'

Управление рисками образовательных проектов в сфере дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2645
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЗАКАЗЧИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РИСКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варжапетян Артемий Георгиевич, Маркелова Наталья Викторовна

На примере курсов дополнительного профессионального образования обнаружен ряд проблем, одной из которых является риск для обеих сторон: кто предоставляет образовательные услуги и кто их получает. Проанализированы риски в области дополнительного профессионального образования и система их оценки. Представлены схема процесса управления рисками и возможные методы реагирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Варжапетян Артемий Георгиевич, Маркелова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk Management in the field of Additional Professional Education projects

On the example of Continuing Professional Education courses was detected a number of problems, one of them is the risk for both parties: who provides educational services, and who receives them. This article discusses the risks in the area of Continuing Professional education and system of their assessment. A scheme of the risk management process and the possible methods of responding are presented.

Текст научной работы на тему «Управление рисками образовательных проектов в сфере дополнительного профессионального образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377.4

Варжапетян А.Г., Маркелова Н.В.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. На примере курсов дополнительного профессионального образования обнаружен ряд проблем, одной из которых является риск для обеих сторон: кто предоставляет образовательные услуги и кто их получает. Проанализированы риски в области дополнительного профессионального образования и система их оценки. Представлены схема процесса управления рисками и возможные методы реагирования.

Ключевые слова: потребители образовательных услуг, заказчики образовательных услуг, образовательный проект, риски дополнительного профессионального образования, критерии оценки рисков.

Varzhapetian A.G., Markelova N.V.

RISK MANAGEMENT IN THE FIELD OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROJECTS

Abstract. On the example of Continuing Professional Education courses was detected a number of problems, one of them is the risk for both parties: who provides educational services, and who receives them. This article discusses the risks in the area of Continuing Professional education and system of their assessment. A scheme of the risk management process and the possible methods of responding are presented.

Keywords: Consumers of Educational Services, Customers of Educational Services, Educational Project, Risks APE, Criteria for Risk Assessment.

Усложнение всех видов человеческой деятельности, вызванное неопределенностью, вариабельностью и стохастичностью факторов внешней среды, привело к возникновению большого числа новых видов рисков. Реакцией на это стало появление группы стандартов по риск-менеджменту [1-3], подготовленных ИСО и регламентирующих идеологию, терминологию и методы исследования и нивелирования рисков. Очевидно, что риски присущи и сфере образования, в том числе и дополнительного.

Из года в год растет значение дополнительного профессионального образования (ДПО), увеличивается количество курсов, институтов и факультетов повышения квалификации. Это обусловлено важностью профессионализма не только для самих людей, но и для предприятий, организаций, где эти специалисты работают.

Дополнительное профессиональное образование обеспечивает работнику конкурентоспособность и мобильность на рынке труда, который насыщен молодыми специалистами «со свежими знаниями». Часто людей не устраивает собственный социальный статус, и они рассчитывают после обучения занять более значимую должность и иметь более высокую зарплату, сделать карьеру. Как и в любой сфере, есть определенного характера риски. Они проявляются везде по-разному. Сфера дополнительного профессионального образования, то есть ее система подготовки, переподготовки специалистов определенного профиля и повышения квалификации, не является исключением из правил. При этом с точки зрения наличия риска особый интерес представляет деятельность вуза в кон-

тексте качества образования (качества подготовки специалистов). Это достаточно специфическая область, для которой характерны свои особые риски, отличные от тех, которые традиционно рассматриваются в теории риск-менеджмента. В основе риск-менеджмента лежит целенаправленный поиск, создание риск-портфелей [4], организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации.

Необходимо разрабатывать методики своевременного определения величины этих рисков и управления ими [5], а также учитывать их при создании целевых программ [6]. Но прежде чем приступать к активным корректирующим и предупреждающим действиям, необходимо идентифицировать и классифицировать имеющиесяриски [7-10].

Мы выделяем специфические для ДПО группы рисков с определенным набором критериев (табл. 1), с помощью которых можно рассчитать риски.

Используя табл. 1, можно оценить риск деятельности ДПО и принять решение о дальнейших действиях. Также существует определенный набор рисков организаций, направляющих своих сотрудников на обучение/повышение квалификации.

Имея определенный набор групп рисков и зная их составляющие, облегчается задача их анализа, расчета и управления ими. Ниже на рис. 1 приводится схема процесса управления рисками в сфере дополнительного профессионального образования и табл. 2, описывающая основные методы управления рисками.

Таблица 1

Оценка рисков ДПО

№ Риски ДПО Составляющие для расчета риска Расчет риска

1 Риск недостаточного финансирования образовательной деятельности Необходимо учитывать: весовые коэффициенты; риск недостатка бюджетного финансирования; риск недостатка других источников финансирования Рф=АР6ф+БРдф, где А и В - некоторые весовые коэффициенты; Рбф - риск недостатка бюджетного финансирования; Рдф - риск недостатка других источников финансирования

2 Риск недостатка квалифицированных педагогических кадров Необходимо учитывать: число преподавателей с недостаточной квалификацией на читаемую дисциплину; общее число преподавателей в вузе Pnkp =Nnkp, Np где Nnkp - число преподавателей с недостаточной квалификацией; Np - общее число преподавателей в вузе

3 Риск недостаточного информационного обеспечения научнообразовательного процесса Необходимо учитывать на одного слушателя: недостаток скоростных каналов доступа к информационным ресурсам; число скоростных каналов доступа к информационным ресурсам; недостаток литературы по определенной дисциплине; необходимое количество литературы по данной дисциплине; весовые коэффициенты; количество дисциплин или видов литературы „ . Nnkd ^ . Nnl Pnio = + > А -, Ntkd t1 ' Ntl¡ где Nnkd - количество недостающих скоростных каналов доступа к информационным ресурсам; Ntkd - необходимое число скоростных каналов доступа к информационным ресурсам; Nnlt - количество недостающей литературы ¡-го вида или по ¡-й дисциплине; Ntl¡ - необходимое количество литературы ¡-го вида или по ¡-й дисциплине; At - весовой коэффициент; k- число дисциплин или видов литературы

4 Риск несовершенства материальнотехнической базы Необходимо учитывать: устаревшее оборудование определенного вида; количество необходимого оборудования на одного слушателя 1 т-. л ■ Nuo t 1. Pno => At , ~1 Ntnot где Nuoi - количество устаревшего оборудования i-ro вида; Ntnoi - количество имеющегося оборудования ¡-го вида; Ai - весовой коэффициент. о т-> л Nno, 2. Pno =} А. , tí ¡ Ntot где Nnoi - количество недостающего оборудования ¡-го вида; Ntoi - количество необходимого оборудования ¡-го вида

5 Риск несоответствия учебно-методического обеспечения современным требованиям Необходимо учитывать на каждую дисциплину: количество несоответствий определенного объекта оценки; количество требований к каждому объекту оценки n ^ a Nnqt Pnp =V А. —, tí ¡ Ntq¡ где Nnqi - число несоответствий ¡-го объекта оценки; Ntqi - число требований к ¡-му объекту оценки

6 Риск отказа предприятий от сотрудничества с вузом Необходимо учитывать: количество слушателей от предприятия - заказчика; время, затраченное на подготовку программы по заказанному направлению; количество необходимого оборудования на слушателя для прохождения практической подготовки n Pop = ^ Ai • (Cum + Cao), i=1 Cum - стоимость разработки учебного модуля; Cao -стоимость аренды оборудования; Ai - весовой коэффициент ¡-го модуля; n - количество модулей

Рис. 1. Схема процесса управления рисками ДПО

визуализирует ту оценочную часть по рискам, которая является неотъемлемой составляющей в процессе пл аниров ания, р аз -работки и реализации образовательных проектов ДПО.

Таким образом, прогнозирование и управление рисками способствует повышению оперативности и качеству принятия управленческих решений в вузе. Внедрение методики управления рисками позволит избежать ненужных затрат еще на начальной стадии подготовки образовательных проектов, провести количественную и качественную оценку выявленных рисков и выбрать методы реагирования на них.

На базе представленной табл. 1 (оценка рисков ДПО), схемы процесса управления рисками ДПО (см. рис. 1), а также предложенных методов для управления рисками и принятия стратегических решений в отношении дальнейших действий была разработана процедура управления оценкой рисков образовательных проектов ДПО (рис. 2).

В качестве показателей степени риска можно использовать коэффициенты риска, показывающие вероятность неблагоприятных исходов при достижении цели определенного уровня одной из заинтересованных сторон.

Таким образом, нестабильность уровня спроса и предложения, постоянно ужесточающаяся конкуренция, опережающие темпы развития техники и технологии, изменения валютных курсов, неконтролируемая инфляция, а также многие другие факторы, характерные для текущего состояния экономики, создают условия возникновения риска в деятельности вуза, поэтому непременной частью менеджмента качества является необходимость внедрения и использования системы управления рисками в образовательной деятельности.

Представленная процедура на рис. 2

Внутренние / внешние риски

Рис. 2. Процедура управления оценкой рисков образовательного проекта ДПО

Таблица 2

Методы управления рисками

№ Категория Метод Краткое описание

1 Метод получения информации Оценка рисков независимыми экспертами Методы интервьюирования и/или анкетирования опытных специалистов по управлению рисками, которые выступают в роли экспертов и не являются участниками реализации оцениваемых проектов

2 Метод прогнозирования Имитационное моделирование Моделирование и анализ неопределенности в оценках основных показателей проектов (денежные и временные затраты)

3 Творческие методы «Мозговая атака» Дискуссии, на которых специалистами по управлению рисками с использованием методических пособий обсуждаются все аспекты данного механизма и осуществляется планирование, идентификация рисков, их оценка, обработка, контроль и документирование

4 Методы анализа Контрольные списки источников рисков Структурированные списки источников рисков, в основе которых лежит историческая информация об инцидентах, произошедших при реализации предыдущих проектов

5 Методы оценки Калькуляция вероятных потерь Методы, основанные на расчете математического ожидания убытка для каждого риска в отдельности и по проекту в целом

Список литературы

1. ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Менеджмент риска. Принципы и руководство. М.: Стандартинформ, 2010. 28 с.

2. ISO/IEC 31010:2009. Менеджмент рисков. Методики оценки рисков. М.: Стандартинформ, 2009. 94 с.

3. ГОСТ Р 51897-2011. Менеджмент риска. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2012. 16 с.

4. Дубровский В.Ж., Кузьмин Е.А. Формирование риск-профиляпроектов государственно-частного партнерства // Информационно-управляющие системы. 2011. № 3 (52). С. 76-82

5. Костюкова Т.П., Лысенко И.А. Модель управления рисками образовательного учреждения // Информационно-управляющие системы. 2011. № 2 (51). С. 73-76.

6. Гейда A.C., Лысенко И.В., Силла Е.П. Задачи исследования качества и потенциала систем реализации целевых программ // Информаци-онно-управляющие системы. 2011. N° 4 (53). С. 77-83.

7. Риски образовательной деятельности в современных рыночных условиях / Антохина Ю.А., Варжапетян А.Г. и др. // Экономика и управление. 2012. № 8 (82). С. 43-49.

8. Карасев В.В., Соложенцев Е.Д. Тематика исследований по логиковероятностному управлению риском и эффективностью в структурносложных системах // Информационно-управляющие системы. 2010. № 4 (47). С. 72-74.

9. Соложенцев Е.Д., Яценко С. В. Логико-вероятностные модели риска неуспеха решения трудных экономических проблем // Информацион-но-управляющие системы. 2011. № 3 (52). С. 70-75

10. Бабенков А.Н., Соложенцев Е.Д. К вопросу построения ЛВ-модели риска неуспеха комплексной структурно-сложной экономической системы// Информационно-управляющие системы. 2011. № 4 (53). С. 70-76.

References

1. GOST R ISO 31000-2010. Risk management. Principles and guidelines. M.: Standartinform, 2010. 28 p.

2. ISO/IEC 31010:2009. Risk management -- Risk assessment techniques. M.: Standartinform, 2009. 94 p.

3. GOST R ISO 51897-2011. Risk management. Terms and definitions. M.: Standartinform, 2012. 16 p.

4. Dubrovsky V.Zh., Kuzmin E.A. Formation of the Risk-Profile of Public-Private Partnership // Informatsionno-upravlyayushie systemy (Information and Control Systems). 2011. № 3 (52). P. 76-82.

5. Kostyukova T.P., Lysenko I.A. Risk Management Model at Educational Institutions // Informatsionno-upravlyayushie systemy (Information and Control Systems). 2011. № 2 (51). P. 73-76.

6. Geida A.S., Lysenko I. V., Silla E. P.Quality and Capabilities Research of Conceptual Models of Special Public Programs Realization Systems under Risk Conditions// Informatsionno-upravlyayushie systemy (Information and Control Systems). 2011. № 4 (53). P. 77-83.

7. Antochina J.A., Varzhapetian A. G. etc. Risk education activities in modernmarket conditions // Economics and Management. 2012. № 8 (82). P. 43-49.

8. Karasev V.V., Solojentsev E. D. Research Issues in the Logical and Probabilistic Management of Risk and Efficiency in Structural Complex Systems// Informatsionno-upravlyayushie systemy (Information and Control Systems). 2010. № 4 (47). P. 72-74.

9. Solozhentsev E.D., Yatsenko S. V. Logic and Probabilistic Models of NonSuccess Risk of Solving Difficult Economic Problems // Informatsionno-upravlyayushie systemy (Information and Control Systems). 2011. № 3(52). P. 70-75.

10. Babenkov A.N., Solojentsev E.D. On Constracting a Logic-Probabilistic Model of Risk-Failure Structurally Complex Economic Systems// Infor-matsionno-upravlyayushie systemy (Information and Control Systems). 2011. № 4 (53). P. 70-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.