ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 373 ББК 74.204.1
А.М. Акимов
обновление содержания ПОСТДИПЛОМНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ
формирования информационной
КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
образовательной организации
В статье раскрывается одно из педагогических условий формирования информационной компетентности руководителя образовательной организации в условиях гуманитарной информационно-образовательной среды дополнительного профессионального образования. Описана реализация педагогического условия посредством дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленных на формирование информационной компетентности руководителя образовательной организации по когнитивному, мотивационно-ценностному и операционально-деятельностному компонентам.
Ключевые слова: информационная компетентность руководителя, педагогическое условие, социальный заказ, компоненты информационной компетентности.
A.M. Akimov
UPDATING THE CONTENT OF POSTGRADUATE EDUCATION AS A PEDAGOGICAL CONDITION OF FORMING
the information competence of the head
OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION
^e article reveals one of the pedagogical conditions of formation of information competence of the head of the educational organization in the conditions of the humanitarian educational environment of supplementary professional education. The implementation of pedagogical conditions through additional professional training programs and professional training aimed at formation of information competence of the head of educational organization on cognitive, motivational-value and operationally-activity components are described.
Key words: information competence of a Manager, pedagogical condition, the social order, components of information competence.
В современном обществе преобладают информационные технологии, появляются огромные потоки новой информации во всех областях знания. В этих условиях изменений возникает современный социальный заказ общества, направленный на формирование
ф о
Ü к
ф ф
т I-
¡i
« й
с ^
с а.
Я
информационной компетентности руководителя образовательной организации (ОО), который будет способен не только приспособиться к быстро меняющемуся информационному пространству, но и самостоятельно ориентироваться в ситуациях профессиональной деятельности.
н о о
X
X
m Ф о ь
со Ф ГО с Ü.S Ю О
О Ü § °
и
S о
0 s ш J с го s s
С X го
К S 5 5 К ±
1 s Я
я х 2
* Я £
а" о о ° ,s
° щ,
sgn ф m
я
ф CÛ
CÛ to
CÛ
° ° я
О >,о
ш о
а
с
Динамичный процесс информационных изменений общества требует от учебных заведений адекватной реакции на реализацию социального заказа. Только благодаря правильной организации образовательного процесса в дополнительном профессиональном образовании становится возможным повышение информационной компетентности руководителя ОО.
Целью данной статьи является рас-крытиеодногоизпедагогическихусловий формирования информационной компетентности руководителя образовательной организации в условиях гуманитарной информационно-образовательной среды дополнительного профессионального образования.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 16-62-р, утверждает, что социальный заказ на образование - это вся совокупность образовательных (и сопутствующих) запросов и требований, которые предъявляются или могут быть предъявлены образовательной организации любыми социальными субъектами [3].
Формирование социального заказа в институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета (ИПКиППРО ОГПУ) имеет автоматизированную форму. В информационную образовательную среду (ИОС) Института внедрена локальная, специализированная, сетевая программа «Регистрация слушателей», работающая на платформе 1С, обеспечивающая согласованные, исключающие дублирование операции с социальным заказом разных служб (методистов, учебной части, бухгалтерии) и автоматизацию многих операций [1].
Социальный заказ учитывает личные потребности педагогических и управленческих кадров области - выбор удобных сроков обучения; выбор актуальных тем для более углубленного изучения; заказ курсов по требованию. Анализ и обработку полученных данных проводят со-
трудники ИПК, оперативно внося коррективы в социальный заказ, график курсовой подготовки, проводя мониторинг образовательных услуг.
В настоящее время правительство РФ определило социальный заказ на разработку образовательной программы для многоуровневой подготовки в области образовательного менеджмента, отвечающей международным стандартам. Однако несвоевременное реагирование заказчика и потребителя на модерни-зационные процессы в отечественном образовании не позволяет большинству программ реализоваться в практике профессионального образования.
Реализация данной задачи возможна при разработке модульных (краткосрочных), электронных, интегрированных с кафедрами института программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, созданных на основе анализа интересов субъектов образования и соблюдения их прав.
Обновление содержания постдипломного образования за счет проектирования вариативного содержания, усиливающего гуманитарные аспекты ИОС, в которой соблюдаются права и обеспечиваются интересы субъекта образования на основе изучения социального заказа -педагогическое условие, реализуемое в ходе опытно-экспериментальной работы посредством реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации («Актуальные проблемы управления ОО») и дополнительной программы профессиональной переподготовки («Менеджмент») руководителей образовательных организаций.
Так, программа «Информационная открытость ОО» является составной частью дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (ДПППК) руководителей «Актуальные проблемы управления образовательной организации» и является ключевым модулем в формировании информационной компетентности руководителя ОО в условиях ГИОС ДПО. Цель данного курса - это поддержание актуального уровня информационной компетентности руководителя ОО. Осваивая данный модуль,
руководители получают возможность проработать основные нормативные документы в сфере информационной открытости образования; изучить понятие «информационная открытость образования»; выявить основные факторы и риски создания информационной открытости образования; анализировать состояние информационной открытости образовательной организации; выстроить стратегии информационной открытости образовательной организации.
Модульная программа Информационная открытость ОО состоит из 16 часов аудиторных занятий и включает в себя 4 раздела: 1. Определение понятия информационной открытости образовательной организации. Нормативные документы. 2. Информационно-образовательная среда образовательной организации. Сетевое взаимодействие субъектов образования. 3. Школьный сайт. Критерии оценки официальных сайтов. 4. Публичная отчетность образовательных организаций.
При проведении занятий использовались интерактивные формы освоения учебного содержания с применением примеров и ситуаций из личного опыта управленцев в сфере информационной деятельности. Самостоятельная деятельность в реализации модуля выступила основным видом учебной работы слушателей. Внеаудиторная работа содержала индивидуальные и групповые консультации; осуществлялся поиск актуальной информации в сети Интернет, библиотеке; выполнялись проектные разработки и создавались эссе по актуальным проблемам образовательных организаций.
В результате реализации модуля «Информационная открытость ОО» в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы отмечаются изменения в сфере информационной компетентности руководителя ОО по когнитивному (знания: о природе понятия «информационно-образовательная среда ОО», об информационной открытости ОО, нормативных документов в сфере информационной открытости, о сетевом взаимодействии субъектов образования, о сайте ОО, о критериях оцен-
ки сайта ОО, о публичной отчетности ОО), мотивационно-ценностному (ярко выраженная профессиональная позиция личности, позитивное мотивационно-ценностное отношение к информационной деятельности, профессиональный интерес к информационным процессам), операционально-деятельностному (умения: анализировать, обрабатывать, проводить качественный и количественный анализ информации, анализировать сайт ОО, создавать публичный отчет, разрабатывать положение об ИОС ОО, проектировать ИОС, создавать информационную открытость ОО) компонентам программы.
«Информационные технологии в менеджменте» - это составная часть, модуль дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки (ДПППП) руководителей образовательных организаций, содержащий теоретическое ядро и практико-ориентированные занятия.
Цель освоения данной программы -формирование общекультурных компетенций по организации эффективной работы руководителя образовательной организации средствами информационных технологий и информационных систем управления.
Данная программа реализуется в течение одного года обучения (16 часов) и включает в себя 7 разделов: 1. Информатизация образования и ИКТ-ком-петентность руководителя. 2. Проектирование единой информационно-образовательной среды образовательной организации. 3. Основы информационной безопасности. 4. Инструментальные средства информационного обеспечения управленческой деятельности. 5. Автоматизация текущего планирования деятельности организации. 6. Телекоммуникационные технологии. 7. Электронная коммерция и Интернет-маркетинг. Для самостоятельного изучения отводятся разделы дисциплины: 1. Классификация информационных технологий в управлении. 2. Автоматизация административной деятельности образовательной организации. 3. Организация электронного обучения, системы дистанционных
ф о
^ к " с; ф Ф т |-
¡! то й
с £
с О. ^
ГО
н о
0
1
X
СО ф
О ь со Ф го с 0.2 Ю О
о * § °
и
2 о
0 ^ ш ^ с го ^ 2
С I ГО К * 5
^ К т
1 5 ГО ГО I 2
* 5 £
а" о
° щ, *
ф т
го ф ш
со т
ш
° 5 Я
О >,о
ш о
а
с
консультаций. 4. Юридические, справоч-но-правовые информационные системы.
К основным организационным формам реализации программы относятся лекционные и лабораторные занятия, самостоятельная работа, обсуждение и анализ профессиональных ситуаций, работа в микрогруппах, консультации, ознакомление с опытом коллег. В процессе обучения слушатели адаптируют содержание изучаемого материала к собственной практике и апробируют полученные умения при выполнении специальных упражнений. Обучение проводится как в традиционной, так и в интерактивной форме с применением мультимедийных и сетевых технологий.
В результате реализации модуля «Информационные технологии в менеджменте» зафиксированы изменения в области информационной компетентности руководителя ОО по когнитивному (знания: принципов использования информационных технологий для создания и использования информационных систем, решения задач в управленческой деятельности; этапов развития информационно-коммуникационных технологий; классификации информационно-коммуникационных технологий по различным признакам; понятийного аппарата и современных принципов деятельности с деловой информацией), мотивационно-ценностному (ярко выраженная управленческая позиция личности, положительная мотивация к информационной деятельности, профессиональная заинтересованность информационными процессами), операционально-деятельностному (умения: обращаться с текстовой, числовой и графической информацией; осуществлять расчёты в профессиональной области и представлять информацию в подходящем для потребителя виде; использовать информационные технологии для решения задач управленческой сферы; использовать программное обеспечение для сопровождения деятельности, связанной с деловой информацией и основами Интернет-технологий).
Формируемая в дисциплине информационная компетентность оценивается
по следующим критериям: составленный тезаурус основных понятий информатизации образования и информатизации учебного заведения; законченный документ «ИКТ-стратегия развития образовательной организации»; проведенное обсуждение представленных документов других слушателей; все задания выполнены, сформулированы ответы на все поставленные вопросы.
Результатом выполнения заданий разделов дисциплины явились конечные продукты профессиональной деятельности руководителя ОО: сетевая презентация, сетевая таблица, групповая карта, макет блога руководителя ОО, макет автоматизированной формы планирования.
Презентация сетевых продуктов проходила в очном режиме. Обсуждались вопросы:
1. Как сетевые технологии могут быть интегрированы в план информатизации учебного заведения?
2. Какие сетевые технологии могут быть использованы субъектами образовательного процесса для глобального общения, совершенствования преподавания и учебной деятельности обучающихся?
3. Какие сетевые сервисы способствуют улучшению коммуникации между субъектами образовательного процесса?
В результате слушатели отметили, что использование сетевых технологий позволяет: улучшить коммуникационное взаимодействие между руководством, педагогами, родителями, обучающимися, местным сообществом; управленческому аппарату в удобной форме распространять информацию; добиваться эффективности в реализации поставленных задач в области информатизации учебного заведения и образовательного процесса.
Среди возможностей сетевых технологий руководители отметили: использование мобильного общения совершенствующего предметно-учебную деятельность школьников; улучшение коммуникации между субъектами образовательного процесса через электронное обучение с использованием дистанционных технологий, ведение своего личного блога, общения в социальных
сетях, посещение сайта учебного заведения.
Результатом выполнения задания к теме «Автоматизация текущего планирования деятельности организации» явились созданные макеты автоматизированной формы планирования учебного заведения. Выполнив данное задание, слушатели в блоге курсов обозначили преимущества и недостатки данной формы планирования:
Плюсы: оперативность выбора различных критериев деятельности; без временных затрат можно отфильтровать план на любой промежуток времени; общий план предоставляет возможность видеть индивидуальный план любого сотрудника; вся деятельность школы просматривается в одном документе; доступность программного обеспечения; доступность размещенной таблицы; быстрый вывод информации (даты, списки, мероприятия); фильтрация очень удобна для контроля деятельности; экономия времени при составлении документа; отслеживание о выполнении деятельности; использование
шаблонов упрощает работу и сокращает время при создании документа.
Минусы: требуется огромная подготовительная работа, трудоемкость; недостаточная информационная компетентность коллектива; необходимо обучение всех сотрудников для создания плана; перед созданием общего плана необходимо собрать все индивидуальные планы сотрудников; отсутствие навыков работы с автоматизированной формой; необходимость в инструкции; невозможность одновременной работы нескольких сотрудников; наличие психологического барьера перед использованием новых технологий [2].
Таким образом, реализуя данное педагогическое условие, мы усиливаем гума-нитарность структурно-функциональной модели формирования информационной компетентности руководителя ОО в условиях ГИОС ДПО, позволяющей найти слушателям актуальное содержание образования, установить связь его с реальной практикой, с блокированием возникающих рисков.
Библиографический список ф
£ ^
2. Ганаева, Е.А. Развитие информационной компетентности руководителей образовательных ор- ^ ^
го ?
1. бАкимов, А.М. Программа «Сбор социального заказа» как один из механизмов структурирования информационных потоков в системе непрерывного образования [Текст] // Materialy IX Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Naukowa mysl informacyjnej powieki - 2013» Volume 18. Psychologia i socjologia. - Przemysl.: Nauka I studia. С. 44-51.
ганизаций в системе повышения квалификации [Текст] / Е.А. Ганаева, А.М. Акимов // Актуальные проблемы торгово-экономической деятельности и образования в современных условиях: электронный сборник научных трудов Девятой Международной научно-практической конференции, проведенной 18 апреля 2014 года. - Оренбург: Оренбургский филиал ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2014.- С. 630-638.
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Referencеs
1. Akimov A.M. the Program "social order" as one of the mechanisms structuring the information flows in the system of continuous education. Materialy IX Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji "Naukowa mysl informacyjnej powieki - 2013" Volume 18. Socjologia i Psychologia.: Przemysl. Nauka I studia. P. 44-51. [in Russian].
2. Ganeeva E.A., Ganeeva E.A. Development of information competence of heads of educational institutions in the training system. Actual problems of trade and economic activities and education in modern terms: electronic collection of scientific papers of the Ninth International scientific-practical conference, held on 18 April 2014. Orenburg: Orenburg branch of REU im.G.In.Plekhanova, 2014. P. 630-638. [in Russian].
3. The decree of the RF Government from 17.11.2008 N 1662-R (as amended on 08.08.2009) "On the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020'. [in Russian].
к о
S I
I I-
ГО I
CO Ф
О ь n <u ro с as ю о о *
1° И
S о
0 s ^ ^
с ro
С I ro * s §
S К T
1 s ro
ГО I 2
* £ £ am о
ф g-c; sg®
aj ro ^ cu m 3 ^ о
о >,o
Сведения об авторe:
Акимов Александр Михайлович,
старший преподаватель, кафедра дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания,
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Akimov Alexandr Mikhailovich,
Senior lecturer, Department of Preschool, Correction, Further Education and Educational Problems, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]
ro ca о
H
о ч ф 0
го
CÛ ф
-О
о го
X
го <
2 о
УДК 378 ББК 74.480.04
О.Ю. Афанасьева, М.Г. Федотова
понятие коммуникативной личности и его сущность в контексте
КОММУНИКАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается понятие коммуникативной личности как цели коммуникативной подготовки учителя иностранного языка, а также ее функции и структура. Авторы приходят к выводу о том, что специфические черты коммуникативной личности учителя иностранного языка детерминируют основные направления коммуникативного образования в высшей школе.
Ключевые слова: личность, языковая личность, коммуникативная личность, коммуникативное образование, структура коммуникативной личности, социальное взаимодействие, межкультурная коммуникация.
O.Yu. Afanasyeva, M.G. Fedotova
THE CONCEPT OF THE COMMUNICATIVE PERSONALITY AND ITS ESSENCE IN The CONTExT OF COMMUNICATIVE EDUCATION
The article focuses on the concept of communicative personality as the aim of a foreign language teacher's training, its functions and structure. The authors come to the conclusion that the specific features of a foreign language teacher's communicative personality determine the basic directions of the communicative education in a higher school.
Key words: personality, language personality, communicative personality, communicative education, communicative personality structure, social interaction, intercultural communication.
В своем стремлении соответствовать современным требованиям высшее педагогическое образование характеризуется поиском и утверждением новых подходов к модернизации системы подготовки будущего учителя иностранного языка, которая находит отражение в идее эффективности, качества и построения
перспективных образовательных траекторий личностного роста. Это возможно при освоении и развитии иноязычной коммуникативной компетенции на основе овладения эффективными моделями речевого поведения, открывающими путь к различным контактам и обмену информацией в условиях межкультурной