Научная статья на тему 'Концепция развития информационно-коммуникативной компетентности педагога в системе повышения квалификации'

Концепция развития информационно-коммуникативной компетентности педагога в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ADVANCED TRAINING COURSES / INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / INTERACTIVE TEACHING FACILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газимагомедова Аминат Османовна

В статье рассматриваются некоторые педагогические аспекты развития информационно-коммуникативной компетентности учителей математики с позиций андрогогического, деятельностного и компетентностного подходов на курсах повышения квалификации, где важное место занимают интерактивные средства обучения. Формирование ИКТ-компетентности основывается на приобретении фундаментальных предметных знаний средствами ИКТ и в организации в межкурсовом периоде сетевой методической поддержки учителей по развитию профессиональной компетентности. Индивидуализация обучения, моделирование ситуаций и усиление наглядности мультимедиа средствами способствует успешному внедрению образовательных технологий и повышению профессионализма педагогов. Приоритетным направлением институтов развития образования является создание насыщенной информационно и технически образовательной среды, отбор содержания повышения квалификации на основе запросов слушателей в связке с профессиональным стандартом; изучение принципов функционирования и дидактические возможности современных программно-прикладных средств по предметам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газимагомедова Аминат Османовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF DEVELOPMENT OF INFORMATION-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING

The article features the aspects in the information and communicative competence of the mathematics teacher from the positions of androgogical, activity and competence approaches to advanced training courses. The formation of IKT competence is based on the acquisition of fundamental subject knowledge by means of IKT and in the organization in the intercourse period of the network methodical support of teachers for the development of professional competence. Individualization of learning, modeling situations and enhancing the visibility of multimedia means contributes to the successful implementation of educational technologies and the professionalism of teachers. The priority direction of the institutes of the development of education is the creation of a rich information and technical educational environment, the selection of the content of advanced training based on the requests of listeners in conjunction with the professional standard; the study of the principles of functioning and didactic capabilities of modern software and applications in subjects.

Текст научной работы на тему «Концепция развития информационно-коммуникативной компетентности педагога в системе повышения квалификации»

УДК 378

КОНЦЕПТЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

А.О. Газимагомедова

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые педагогические аспекты развития информационно -коммуникативной компетентности учителей математики с позиций андрогогического, деятельностного и компетентностного подходов на курсах повышения квалификации, где важное место занимают интерактивные средства обучения. Формирование ИКТ-компетентности основывается на приобретении фундаментальных предметных знаний средствами ИКТ и в организации в межкурсовом периоде сетевой методической поддержки учителей по развитию профессиональной компетентности. Индивидуализация обучения, моделирование ситуаций и усиление наглядности мультимедиа средствами способствует успешному внедрению образовательных технологий и повышению профессионализма педагогов. Приоритетным направлением институтов развития образования является создание насыщенной информационно и технически образовательной среды, отбор содержания повышения квалификации на основе запросов слушателей в связке с профессиональным стандартом; изучение принципов функционирования и дидактические возможности современных программно-прикладных средств по предметам.

Ключевые слова: курсы повышения квалификации, информационно-коммуникативная компетентность, интерактивные средства обучения.

CONCEPT OF DEVELOPMENT OF INFORMATION-COMMUNICATIVE

COMPETENCE OF THE TEACHER

IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING

A. Gazimagomedova

Abstract. The article features the aspects in the information and communicative competence of the mathematics teacher from the positions of androgogical, activity and competence approaches to advanced training courses. The formation of IKT competence is based on the acquisition of fundamental subject knowledge by means of IKT and in the organization in the intercourse period of the network methodical support of teachers for the development of professional competence. Individualization of learning, modeling situations and enhancing the visibility of multimedia means contributes to the successful implementation of educational technologies and the professionalism of teachers. The priority direction of the institutes of the development of education is the creation of a rich information and technical educational environment, the selection of the content of advanced training based on the requests of listeners in conjunction with the professional standard; the study of the principles of functioning and didactic capabilities of modern software and applications in subjects.

Keywords: advanced training courses, information and communicative competence, interactive teaching facilities.

Концептуальные подходы и принципы организации современной системы повышения квалификации работников образования ориентированы на реализацию тенденций развития дополнительного образования, содержащихся в стратегических документах государственной образовательной политики. Ведущим базовым организационным механизмом непрерывного развития

профессионализма педагогических работников в этих документах предусматривают институты повышения квалификации, как лидерам отрасли, способным задавать новые нормы образованности.

Методологическая деятельность институтов повышения квалификации направлена на предварительное изучение типичных

образовательных проблем педагогических работников, определение наиболее

востребованной информации опережающего характера, создание комплекса

информационных, технических и учебно-методических условий. Деятельностно-рефлексивные технологии и модульная структура курсов повышения создают предпосылки формирования

персонифицированной системы повышения квалификации, предполагающей

проектирование индивидуальных траекторий развития профессиональной компетентности педагогов.

Анализ и разработка актуальных и перспективных проблем современного образования выделяют системообразующим

основанием профессионализма информационно-коммуникативную компетентность педагога. Под информационно-коммуникативной

компетентностью педагога нами понимается высокоразвитая способность к выполнению профессиональной деятельности с

использованием современных технических и программных средств обучения, реализующие информационно-коммуникационные технологии.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между возросшей потребностью педагогов в повышении уровня информационно-

коммуникативной компетентности и

недостаточной степени готовности теоретико-методологической базы их развития в курсовой подготовке системы повышения квалификации.

На теоретико-методологическом уровне проблема информационно-коммуникативной компетентности отражается в работах ведущих педагогов-ученых, посвящённых вопросам компетентностного подхода (А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова,

A.В. Хуторский, Г.П. Щедровицкий и др.); информатизации образования (Л.Л. Босова, Т.Г. Везиров, А.А. Кузнецова,

B.А. Красильникова, И.В. Роберт, Е.С. Полат, О.К. Филатова и др.); формирование профессиональной компетентности (В.А. Адольф, Т.В. Добудько, А.А. Елизаров, М.П. Лапчик, С.Р. Удалов, Е.К. Хеннер).

Критериями профессиональной успешности в этих исследованиях выступают следующие показатели: способность самостоятельно выдвигать и формулировать профессиональные задачи; предвидеть и оценивать возможные варианты их решения; осуществлять наиболее продуктивную деятельность; проводить сравнительную оценку достигнутых результатов с ожидаемыми; понимать характер влияния конкретных факторов на данный результат, особенно интерактивными средствами обучения [1].

Научная разработка проблемы развития информационно-коммуникативной компетентности педагога в системе повышения квалификации основывается на научно-методических подходах. Ведущими подходами в нашем исследовании являются андрогогический, компетентностный, деятельностный и, в частности, акмеологический и синергетический.

Андрагогика рассматривает теоретические и методологические основы образовательного процесса в контексте жизненного опыта педагога. Андрагогический подход в нашем исследовании основывается на изучении

закономерностей образовательной деятельности взрослых на курсах повышения квалификации, которые предполагают создание благоприятных условий для самостоятельного осмысленного обучения, стимулирования и активации профессионально-личностного развития

педагогов. Важной стороной краткосрочных курсов повышения является то, что каждый слушатель на основе субъект-субъектного взаимодействия получает внешнюю оценку и самооценку деятельности, осмысливает достигнутое профессиональное развитие и проектирует зону ближайшего и дальнейшего развития. Свойство субъективности слушателя при андрагогическом подходе выражается в таких показателях, как умение самостоятельно сформировать информационный запрос; активная позиция в процессе обучения; опора на способность к рефлексии; стремление и возможность привнести содержание своего профессионального опыта в содержание обучения.

Для развития данных механизмов необходимо внедрение интерактивных форм обучения, обсуждение профессионально значимых проблем и задач с обязательным последующим коллективным анализом индивидуальных или групповых решений. И главной задачей при коллективном обсуждении является не только приобретение нового, но и подтверждение верности позиций деятельности педагога.

Необходимым условием успешности современной системы повышения квалификации является реализация методологических идей деятельностного подхода в профессиональном развитии. Ведущим принципом деятельностного подхода необходимо считать совместное со слушателями проектирование содержания и способов развития профессиональной компетентности, экспериментирование со знаниями, практическая реализация методов их использования в процессе обучения. В результате интеграции рефлексивной и информационной деятельности информационно-коммуникативная компетентность слушателя, опредмеченная в деятельности, обеспечивает успешность профессионально-личностного развития педагога. Организация в курсовой подготовке деятельности, как поиск информации, практическое применение программных приложений по предмету, использование готовых и самостоятельное создание цифровых образовательных ресурсов, создание личного сайта способствуют развитию информационно-коммуникативной компетентности педагога. Современный педагог,

независимо от его предметной специализации, должен органично уметь использовать все преимущества информационных и

коммуникационных технологий в своей педагогической практике [2].

Для обеспечения качества подготовки на современных курсах повышения квалификации ведущим призван компетентностный подход, где фундаментальными понятиями являются компетентность и компетенция. А.В. Хуторской наиболее ясно дает определение компетентности как качества личности, предполагающее владение человеком определенной

компетенцией; а компетенции как совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, то есть компонентов содержания образования, необходимых для эффективного осуществления деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов [3].

Развитие системы формирования ИКТ-компетентности на курсах повышения квалификации основывается на приобретении фундаментальных предметных знаний средствами ИКТ в организации в межкурсовом периоде сетевой методической поддержки учителей по развитию профессиональной компетентности. Разнообразные возможности интерактивных средств обучения

предусматривают кардинальные изменения всех компонентов педагогического процесса, что ведет к качественно новым результатам образовательной деятельности.

Интерактивность, являясь ключевым свойством ИКТ в учебном процессе, способствует, в свою очередь, реализации других дидактических свойств, как коммуникативности, адаптивности, продуктивности[4].

Повышению профессионализма в курсовой подготовке способствует образовательная среда на базе средств ИКТ за счет разработки и внедрения новых образовательных технологий, индивидуализации обучения, моделировании ситуаций и усиления наглядности мультимедиа средствами [5].

Приоритетным направлением институтов развития образования является создание насыщенной информационно и технически образовательной среды, отбор содержания повышения квалификации на основе запросов слушателей в связке с профессиональным стандартом по профилю педагога, отработка практических компетенций, таких как целеполагание, мотивация, рефлексия и коррекция. При разработке образовательных программ для курсов повышения учитываются тенденции развития ИКТ, определяются место и вид интерактивных средств обучения, изучаются

принципы функционирования и дидактические возможности программно-прикладных средств. Работа педагога-андрогога направлена на обучение учителя проектировать учебный процесс, основанный на принципиально новых дидактических возможностях информационной образовательной среды.

Дагестанский институт развития

образования обладает высоким потенциалом для развития профессиональных компетентностей педагогических работников республики. Решение поставленных задач по курсовой подготовке предусматривает разработку новых и модернизации имеющихся рабочих программ, в структуре которых должны быть указаны вспомогательные компьютерные приложения по предмету, модели представления информации.

Анализируя запросы учителей математики, источником нерешенных педагогических проблем является недостаточный уровень информационно-коммуникативной компетентности педагогов. Поэтому в курсовой подготовке учителей математики предусмотрено насыщение содержания образовательной среды профессиональными программными

приложениями по профилю, которые несут огромный мотивационный потенциал. Результат апробации таких курсов показал, что ситуации информационно-познавательного взаимодействия слушателей с различными предметными программными приложениями повышают квалификацию педагогов в области методологии предмета, современных технологий, методов научного исследования:

- наличие инструментов пространственно графического моделирования в программах «Математический конструктор», «GeoGebra», «SketchUp», «Mathcad» обусловливает создание новых методических сценариев развития математического мышления, усиливает применение практико-ориентированных исследовательских работ;

- адаптация к автоматизированному контролю знаний в приложении «MyTest» стимулирует педагога к непрерывному совершенствованию тестирующего материала и качества обучения. Создается психологически комфортная атмосфера, где обучающий самостоятельно анализирует собственные ошибки;

- профессионально-формирующие компоненты приложения по созданию сайта в системе WordPress работают на развитие креативного потенциала профессии, элитаризацию профессиональной среды.

Таким образом, в системе повышения квалификации создаются оптимальные условия

для совершенствования ИКТ-компетентностей педагогических работников, что ведет к стимулированию учителя к собственному

развитию и качественным изменениям в практической методологии педагогической деятельности.

Литература:

1. Алипханова Ф.Н. Теоретические парадигмы моделирования профессиональной культуры учителя // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск. - 2009. - № 9. - С. 47-60.

2. Зайцева Е.Н. Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку // дис. к.п.н. М., 2003. - 204 с.

3. Курбацкий В.Н. Формирование профессиональной компетентности в процессе повышения квалификации в области информационных и интернет-технологий // Журнал

«Вестник РУДН» серия «Информатизация образования». - 2006. - №1 (3).

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики [Электронный ресурс] // РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос». - Режим доступа: www/eidos.ru/

5. Чернобай Е.В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде // Автореферат диссертации. Москва-2012.

Сведения об авторе:

Газимагомедова Аминат Османовна (г. Махачкала, Россия), старший преподаватель кафедры физико-математического образования и ИКТ Дагестанского института развития образования (ДИРО), аспирант кафедры МПМиИ 3 курса Дагестанского государственного педагогического университета (Д1ПУ), e-mail: [email protected]

Data about the author:

A. Gazimagomedova (Makhachkala, Russia), senior lecturer of chair of physics-mathematics education and IKT Dagestan Institute of Development Education (DIDE), graduate student of chair MPMI of 3 year Dagestan State Pedagogical University (DSPU), email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.