ных кубов и представляющий процесс формирования информационной компетентности как комплексную структуру, состоящую из компонентов, связанных и оказывающих взаимное влияние друг с друга:
- ценностно-мотивационный компонент;
- ответственно-аналитический компонент;
- профессионально-деятельностный компонент;
- рефлексивно-коммуникативный компонент.
Ценностно-мотивационный компонент включает в себя
осознание специалистом ценности работы с информацией, отражает мотивацию и понимание значения использования информационных технологий, стремление к самообразованию, целевую установку при работе с информацией в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Потребность в работе с информацией превращается в мотив. Мотивы приводят к образованию целей, а осознанная цель запускает действие [7].
Ответственно-аналитический компонент лежит в основе любого процесса приема, обработки, хранения и передачи информации. Ответственность можно трактовать как необходимость и обязанность отвечать за свои действия, поступки, права и обязанности в осуществлении определенной деятельности [8]. Реализации планирования, контроля или коррекции каждого действия, связанного с применением высокотехнологичного оборудования или с выполнением организационно-управленческих задач, должна предшествовать глубокая аналитическая деятельность, способная предвидеть появление противоречий, проблем и тупиковых путей.
Профессионально-деятельностный компонент проявляется при работе специалиста здравоохранения с высокотехнологичным цифровым оборудованием или с информацией в процессе выполнения профессиональной деятельности. Этот
Библиографический список
компонент включает в себя знание, умение и навыки способов получения медицинской информации, способы ее представления и передачи, владение методами анализа, синтеза и интеллектуального обобщения информации.
Рефлексивно-коммуникативный компонент отражает умение специалиста здравоохранения общаться с коллегами, партнерами, пациентами и другими людьми в процессе решения профессиональных задач и с использованием современных средств коммуникации. Благодаря рефлексии специалист здравоохранения имеет возможность наблюдать за собой со стороны. Рассмотрение информационной компетентности специалиста здравоохранения невозможно без отражения проявления рефлексии при использовании для общения цифровой техники и технологий.
Поскольку сформированность каждой введенной нами составляющей компетентности должна рассматриваться с точки зрения владения специалистом здравоохранения показателями учения и личностных качеств, положительно или отрицательно влияющих на результат, мы представили возможность оценивания указанных параметров не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. Модель информационной компетентности специалистов здравоохранения приведена на рис. 1.
Таким образом, мы представили этапы исследования процесса построения модели информационной компетентности специалистов здравоохранения. В качестве основы мы выбрали многоуровневую концепцию методологического знания, выделили различные по значимости компоненты и их содержание. Далее последовательно использовали уровни методологии для организации образовательного процесса: от структурирования учебного материала в лекционных курсах до получения результата, то есть до оценивания уровня сформированности информационной компетентности.
1. Овсяницкая Л.Ю. Теоретико-методологические основы формирования информационной компетентности специалистов системы здравоохранения: монография. Москва: Издательство «Перо», 2015.
2. Степанов П^. Словарь-справочник по теории воспитательных систем. Научно-методический журнал зам. директора школы. 2003; 1: 89.
3. Краевский B.B. Методология научного педагогического исследования: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство СПб ГУП, 2001.
4. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Москва: Bысшая школа, 1980.
5. Bbiro^^ Л.С. Психология развития человека. Москва: Смысл; Эксмо, 2004.
6. Лукин Ю.А. О структуре педагогического знания. Педагогика. 2015; 2: 36 - 42.
7. Кудрявая H.B., Уколова Е.М., Молчанова А.С. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и инновации. Москва: ГОУ BУHМЦ, 2005.
8. Ореховский А.И., Жданова H.A. Ответственность как основание этического компонента гражданской дисциплины. Омский научный вестник. 2010; 2: 115 - 118.
References
1. Ovsyanickaya L.Yu. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya informacionnojkompetentnostispecialistovsistemy zdravoohraneni-ya: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo «Pero», 2015.
2. Stepanov P.V. Slovar'-spravochnik po teorii vospitatel'nyh sistem. Nauchno-metodicheskij zhurnal zam. direktora shkoly. 2003; 1: 89.
3. Kraevskij V.V. Metodologiya nauchnogo pedagogicheskogo issledovaniya: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPb GUP, 2001.
4. Arhangel'skij S.I. Uchebnyjprocess v vysshej shkole, ego zakonomernye osnovy i metody. Moskva: Vysshaya shkola, 1980.
5. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl; 'Eksmo, 2004.
6. Lukin Yu.A. O strukture pedagogicheskogo znaniya. Pedagogika. 2015; 2: 36 - 42.
7. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Molchanova A.S. Vrach-pedagog v izmenyayuschemsya mire: tradicii i innovacii. Moskva: GOU VUNMC, 2005.
8. Orehovskij A.I., Zhdanova N.A. Otvetstvennost' kak osnovanie 'eticheskogo komponenta grazhdanskoj discipliny. Omskij nauchnyj vestnik. 2010; 2: 115 - 118.
Статья поступила в редакцию 08.07.15
УДК 378.046.4
Ovsyanitskaya L.Yu., Cand. of Sciences (Machinery), Senior Lecturer, Ural Social-Economic Institute, Affiliate of the Labour and
Social Relations Academy (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE HEALTH PROFESSIONALS' INFORMATION COMPETENCE FORMATION. The article shows that the use of information technology has become a necessary component of any activity of the health care specialists - medical, diagnostic, organizational, preventive, scientific. It is proved that the structure of the health professionals training in the field of computer science is inseparable from the current state of the information society of the place, which is occupied by information technology, both in the home and in professional life. The urgency of the issue of the health professionals' information competence formation throughout the profession. The analysis of scientific literature has been made. The types of pedagogical conditions are discussed. A detailed analysis of the components of the health professionals information competence is done: the value-motivational, responsible and analytical, professional-activity, reflexive-communicative. These features must be considered in the detailed consideration of the definition components. It is proved that the pedagogical conditions promoting formation of the health professionals' information competence the best way is to distinguish the components of information competence of health professionals, the definition of specific features that must be considered in the detailed definition of the components and the construction of the educational
process with the formation of the selected competency components. The result of the research is thoroughly grounded pedagogical conditions, adapted by the author to conduct activities related to the application of information technology in medicine in the cycle of continuing professional education of physicians and promote the achievements of the optimal goal - the health professionals' information competence formation.
Key words: pedagogical conditions, health professionals, continuing professional education, information competence.
Л.Ю. Овсяницкая, канд. техн. наук, доц. Уральского социально-экономического института (филиал) ОУП ВО
«АТиСО», г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В статье показано, что использование информационных технологий стало обязательной составляющей деятельности специалиста любой сферы здравоохранения - лечебной, диагностической, организационной, профилактической, научной. Доказано, что структура подготовки специалистов здравоохранения в области информатики неотделима от текущего состояния информатизации общества, от места, которое занимают информационные технологии, как в бытовой, так и в профессиональной жизни людей. Обоснована актуальность вопроса формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения в течение всей профессиональной деятельности. Проведен анализ научной литературы. Рассмотрены типы педагогических условий. Детально рассмотрены компоненты информационной компетентности специалистов здравоохранения: ценностно-мотивационный, ответственно-аналитический, профессионально-деятельностный, рефлексивно-коммуникативный. Указаны особенности, которые необходимо учитывать при детальном определении составляющих компонентов. Обосновано, что педагогическими условиями, способствующими формированию информационной компетентности специалистов здравоохранения оптимальным путем, являются выделение компонентов информационной компетентности специалистов здравоохранения, определение специфических особенностей, которые необходимо учитывать при детальном определении составляющих компонентов и построение образовательного процесса с учётом формирования выделенных составляющих компонентов компетентности. Результатом исследования являются детально обоснованные педагогические условия, адаптированные автором к проведению занятий, связанных с применением информационных технологий в медицине на циклах дополнительного профессионального образования врачей и способствующих оптимальному достижению поставленной цели - формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения.
Ключевые слова: педагогические условия, специалисты здравоохранения, дополнительное профессиональное образования, информационная компетентность.
В настоящее время использование информационных технологий стало обязательной составляющей деятельности специалиста любой сферы здравоохранения - лечебной, диагностической, организационной, профилактической, научной. Структура подготовки специалистов здравоохранения в области информатики неотделима от текущего состояния информатизации общества, от места, которое занимают информационные технологии, как в бытовой, так и в профессиональной жизни людей.
Важнейшим методологическим требованием к исследованию процесса формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения является определение педагогических условий, позволяющих достичь поставленных целей оптимальным путем. В данной статье автор представит результаты исследований, проводимых на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования.
Педагогические условия являются одним из компонентов педагогической системы, отражающим совокупность возможностей образовательной и материально - пространственной среды, воздействующий на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающий её эффективное функционирование и развитие [1].
Ю.К. Бабанский по сфере воздействия выделяет две группы условий функционирования педагогической системы: внешние (природно-географические, общественные, культурные) и внутренние (учебно-материальные, морально-психологические и др.) [2]. По характеру воздействия условия могут быть отнесены к объективным и субъективным. Объективные условия обеспечивают функционирование педагогической системы, включают нормативно-правовую базу сферы образования.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ [3], специалисты здравоохранения не реже, чем один раз в пять лет должны проходить курсы дополнительного профессионального образования. Таким образом обеспечивается организационная составляющая повышения квалификации специалистов здравоохранения. Субъективные условия представляют субъекты педагогической деятельности и уровень согласованности их действий.
Таким образом, определив цель работы - формирование информационной компетентности специалистов здравоохранения, перед нами стоит задача выделить доминирующие компоненты компетентности с учетом особенностей применения информационных технологий в медицине в целом и составляющие компонентов, детально отражающие их специфику. Затем необходимо
указать организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия, способствующие оптимальному достижению поставленной цели. По нашему мнению, информационная компетентность специалистов здравоохранения включает в себя связанные и оказывающие взаимное влияние друг с друга компоненты:
- ценностно-мотивационный;
- ответственно-аналитический;
- профессионально-деятельностный;
- рефлексивно-коммуникативный.
Ценностно-мотивационный компонент включает в себя осознание специалистом здравоохранения ценности работы с информацией любого типа, отражает мотивацию и понимание значения использования информационных технологий, стремление к самообразованию, целевую установку при работе с информацией в процессе выполнения профессиональных обязанностей.
Рефлексии, связанной с различными аспектами применения информационных технологий, можно и нужно учить в процессе дополнительного профессионального образования. Это вызвано тем, что, с одной стороны, все новейшие достижения в области медицинской техники и медицинского программного обеспечения желательно как можно быстрее внедрять в практику; с другой стороны, в здравоохранении больше, чем в любой другой области, необходима многократная проверка надежности, достоверности и качества предполагаемого результата внедрения техники и технологий.
Ценностно-мотивационный компонент отражает интерес к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам в области информационных технологий, понимание значимости принимаемых профессиональных решений, совершаемых действий, побуждение активно внедрять новейшие программно-аппаратные лечебно-диагностические комплексы, самообразование, саморазвитие и успешную адаптацию к постоянно меняющимся условиям [4].
Составляющие ценностно-мотивационного компонента: потребность в работе с информацией, понимание значимости принимаемых решений, стремление к самообразованию и саморазвитию.
Особенности, которые необходимо учитывать при детальном определении составляющих компонента: специалисты здравоохранения обладают жизненным, бытовым, социальным и профессиональным опытом, стремлением к самостоятельности и самоуправлению, высокой мотивацией к обучению, каждый день принимают участие в совещаниях или кон-
ференциях. Поэтому обучение воспринимается не как новый вид занятий, а как продолжение профессиональной деятельности, в процессе которой они стремятся к самореализации и самоуправлению, осознают необходимость получения знаний для решения важных жизненных проблем или достижения конкретных целей.
Условия, способствующие оптимальному достижению поставленной цели: применение средств и методов обучения, адаптированных к андрагогической среде, вынесение части материала на самоподготовку, проведение мини-конференций и обсуждение профессиональных проблем и потребностей.
Ответственно-аналитический компонент лежит в основе любого процесса приема, обработки, хранения и передачи информации. Ответственность можно трактовать как необходимость и обязанность отвечать за свои действия, поступки, права и обязанности в осуществлении определенной деятельности [5]. Реализации планирования действий, связанных с применением современного оборудования или с выполнением управленческих задач, должна предшествовать глубокая аналитическая деятельность, способная предвидеть появление противоречий и тупиковых путей.
Составляющие ответственно-аналитического компонента: осознание ответственности за действия, контроль произведенных действий, связанных с обработкой информации, и выработка рекомендаций для будущих операций, анализ, планирование и предвидение ситуации.
Особенности, которые необходимо учитывать при детальном определении составляющих компонента: профессиональное осознанное отношение к информационным технологиям и высокотехнологичному оборудованию, категорический запрет на интуитивную работу по примеру использования бытовой цифровой техники и компьютерных программ развлекательного характера. Для того чтобы осознать важность и значимость вопроса, нужно обладать жизненным и профессиональным опытом и пониманием реальной ответственности при работе с виртуальными данными.
Условия, способствующие оптимальному достижению поставленной цели: знакомство с нормативными документами, регламентирующими работу с персональными данными. Проведение лекционных занятий и семинаров, на которых последовательно рассматривается процедура обработки информации на всех этапах и раскрываются риски, связанные с потерей или компрометацией данных, с несоблюдением организационно-правовых мер защиты информации.
Профессионально-деятельностный компонент проявляется при работе специалиста здравоохранения с высокотехнологичным цифровым оборудованием или с информацией в процессе выполнения профессиональной деятельности. Этот компонент включает в себя знание, умение и навыки получения медицинской информации различного характера, владение методами интеллектуального обобщения информации.
Отказ от применения современных технологий приводят к некомпетентному или неполному выполнению профессиональных обязанностей, неоправданно большим затратам времени врачей и пациентов на оформление документации и организацию последующего контроля за выполнением работы, не позволяя уделять должное внимание непосредственному решению профессиональных задач.
Составляющие профессионально-деятельностного компонента: работа с аппаратным обеспечением, работа с программным обеспечением, работа с современными технологиями обработки информации.
Особенности, которые необходимо учитывать при детальном определении составляющих компонента: специалисты здравоохранения рассчитывают на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний
Библиографический список
и качеств в области применения информационных технологий в сфере здравоохранения. В том случае, когда применение получаемых знаний потенциально невозможно, интерес к обучению исчезает.
Условия, способствующие оптимальному достижению поставленной цели: организация процесса обучения в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего с целью получения ответа или совета в решении вопросов, связанных с собственной профессиональной деятельностью. Использование в работе case-методов, контекстного обучения, построения индивидуальных образовательных траекторий.
Рефлексивно-коммуникативный компонент отражает умение специалиста здравоохранения общаться и взаимодействовать с коллегами, партнерами, пациентами и другими людьми в процессе решения профессиональных задач и с использованием современных средств коммуникации. Коммуникация является необходимым атрибутом профессионального взаимодействия. Этика, поведение и эмоциональные реакции специалистов здравоохранения в процессе выполнения профессиональных задач являются предметом многих специализированных исследований.
Составляющие рефлексивно-коммуникативного компонента: владение информационной этикой, дистанционная коммуникация, стратегия взаимодействия и общения в процессе обучения.
Особенности, которые необходимо учитывать при детальном определении составляющих компонента: Сегодня становится нормой использование возможностей теле- и кибер-медицины. В случае личного общения, даже при достаточно многочисленной аудитории, человек видит и ощущает впечатление от своего сообщения и может корректировать стиль его подачи, при проведении вебинаров это невозможно, ожидание от общения и впечатление, которое специалист здравоохранения предполагает оказать на собеседника, может оказаться непредсказуемым.
Условия, способствующие оптимальному достижению поставленной цели: проведение занятия, тема которого касается теле- и кибермедицины в виде деловой игры [6]. Специалисту здравоохранения предлагается провести посредством программы Skype сеанс дистанционного консультирования, находясь в соседней аудитории. В роли пациентов выступают остальные обучающиеся, которые задают вопросы ведущему.
После проведения консультации происходит просмотр видеозаписи и обмен впечатлениями. Использование приведенной выше формы проведения занятия предполагает взаимодействие всех участников учебного процесса и позволяет создать обстановку, наиболее приближенную к реальной, обеспечить овладение техническими навыками в условиях эмоционального воздействия со стороны коллег, аналогичного профессиональной среде и предоставить возможность критического взгляда со стороны.
Таким образом, быстрый рост и качественные изменения во всех областях информационных технологий диктуют необходимость организации специализированной профессиональной подготовки специалистов здравоохранения. Педагогическими условиями, позволяющими способствовать формированию информационной компетентности специалистов здравоохранения, являются:
- выделение компонентов информационной компетентности специалистов здравоохранения;
- определение специфических особенностей, которые необходимо учитывать при детальном определении составляющих компонентов;
- построение образовательного процесса с учетов формирования выделенных составляющих компонентов компетентности.
1. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «Педагогические условия»: сущность, классификация. General and Professional Education. 2012; 1: 8 - 14.
2. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. Москва: Педагогика, 1988.
3. Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. № 66н.
4. Драгунова О.Н. Моделирование процесса формирования мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности. Современные проблемы науки и образования. 2011; 6. Available at: www.science-education.ru/100-5160
5. Ореховский А.И., Жданова Н.А. Ответственность как основание этического компонента гражданской дисциплины. Омский научный вестник. 2010; 2: 115 - 118.
6. Овсяницкая Л.Ю. Проведение деловой игры на циклах дополнительного профессионального образования как составляющая процесса формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения. Современные проблемы науки и образования. 2015; 3. Available at: http://www.science-education.ru/123-20138
References
1. Ippolitova N., Sterhova N. Analiz ponyatiya «Pedagogicheskie usloviya»: suschnost', klassifikaciya. General and Professional Education. 2012; 1: 8 - 14.
2. Pedagogika. Pod red. Yu.K. Babanskogo. Moskva: Pedagogika, 1988.
3. Ob utverzhdenii Poryadka i srokov sovershenstvovaniya medicinskimi rabotnikami i farmacevticheskimi rabotnikami professional'nyh znanij i navykov putem obucheniya po dopolnitel'nym professional'nym obrazovatel'nym programmam v obrazovatel'nyh i nauchnyh organizaciyah. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 3 avgusta 2012 g. № 66n.
4. Dragunova O.N. Modelirovanie processa formirovaniya motivacionno-cennostnogo otnosheniya buduschih social'nyh pedagogov k professional'noj deyatel'nosti. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2011; 6. Available at: www.science-education.ru/100-5160
5. Orehovskij A.I., Zhdanova N.A. Otvetstvennost'kak osnovanie 'eticheskogo komponenta grazhdanskoj discipliny. Omskij nauchnyj vestnik. 2010; 2: 115 - 118.
6. Ovsyanickaya L.Yu. Provedenie delovoj igry na ciklah dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya kak sostavlyayuschaya processa formirovaniya informacionnoj kompetentnosti specialistov zdravoohraneniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 3. Available at: http://www.science-education.ru/123-20138
Статья поступила в редакцию 08.07.15
УДК 371
Fabrikov M.S., postgraduate, Department of Personality Psychology and Special Education, University. A. G. and N. G. Stoletovs
(Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
THE MODEL OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF SENIOR PUPILS: THE ROLE OF A TEACHER. The article deals with a concept of legal education and legal culture, especially in the process of formation of personality development. By the contents of the legal education of senior pupils in educational establishments in Russia we mean a body of knowledge, norms of behavior, values, ideas and ideals, elements of material and spiritual culture of the society that are subject to assimilation and transformation into an individual's inner world of the individual. The purpose of legal education in educational institutions of Russia is the formation of the legal culture of senior pupils. The author identifies components of formation of legal culture: the target, informative, organizational, activity, assessment and performance. The process of formation of legal culture is realized with the help of methods of formation of culture of senior pupils. One of the most effective stimulants of formation of legal culture of senior pupils is a positive assessment, approval of their actions, and actions. Mentor should encourage every desire, not just the final positive result. The solution of problems of formation of legal culture of personality, comprehensive and harmonious development of the individual school student associated with the implementation of socio-economic requirements for the formation of the younger generations. In order to achieve results in the development of the legal culture of senior special role belongs to the teacher and the level of development of its communicative culture.
Key words: personality school student, education, legal education, culture, legal culture, teacher competence, communicative competence, interactive competence, perceptual competence.
М.С. Фабриков, аспирант каф. психологии личности и специальной педагогики ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,
г. Владимир, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: РОЛЬ ПЕДАГОГА
В статье рассматривается понятие правового воспитания и правовой культуры, особенности формирования в процессе развития личности. Под содержанием правового воспитания старшеклассников в образовательных организациях России автор понимаем совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению и превращению в индивидуальный внутренний мир индивида. Целью правового воспитания в образовательных организациях России является формирование правовой культуры старшеклассников. Автор выделяет компоненты формирования правовой культуры: целевой, содержательный, организационный, деятельностный, оценочно-результативный. Процесс формирования правовой культуры реализуется с помощью методов формирования культуры старшеклассников. Один из эффективных стимуляторов формирования правовой культуры старшеклассников является положительная оценка, одобрение их поступков, и действий. Воспитатель должен стимулировать каждое стремление, а не только окончательный положительный результат. Решение проблем формирования правовой культуры личности, всесторонне и гармоничное развитие личности старшеклассника связано с реализацией социально-экономических требований к формированию подрастающих поколений. Для достижения результата в развитии правовой культуры старшеклассников особая роль принадлежит самому педагогу и уровню развития его коммуникативной культуры.
Ключевые слова: личность старшеклассника, воспитание, правовое воспитание, культура, правовая культура, педагога, компетентность, коммуникативная компетентность, интерактивныя компетентность, перцептивная компетентность.
Под содержанием правового воспитания старшеклассников в образовательных организациях России мы понимаем совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению и превращению в индивидуальный внутренний мир индивида.
Индивидуальные качества человека формируются в течение жизни, всего периода онтогенеза.
Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность [1, с. 45].
Важной характеристикой личности человека является принципиальность, нравственные взгляды и убеждения, активность в обучении и труде, в отстаивании своих взглядов и принципов.
Анализируя критерии личности, В.П. Тугаринов особое внимание уделяет возрастной и психической зрелости человека. С этой точки зрения, не является личностью младенец, который не достиг определённого психического развития, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.
Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные