УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Статья посвящена проблеме стратегии реструктуризации экономики регионов. Анализ проблемы показал, что одним из основных факторов стабилизации и роста является «региональный фактор». Предлагаются первоочередные меры по оптимизации управления инвестиционными процессами регионов.
Стратегия реструктуризации экономики регионов в частности и России в целом в условиях рыночной трансформации воспроизводства взаимообусловлена оптимальным сочетанием внутренних и внешних источников инвестирования, наращивание и эффективное использование которых должно обеспечить поэтапное преодоление отраслевых и структурных диспропорций.
Для достижения финансовой стабилизации важно решить следующую экономическую дилемму. Во-первых, поддержка производства за счет предоставления «необходимых» кредитов неизбежно ведет к росту инфляции и к еще большей дестабилизации в финансовой сфере, а монетарный подход - не только к финансовой дестабилизации, но и к дальнейшему свертыванию производств, не обеспеченных платежеспособным спросом, сокращению расходов на социальные нужды. Поэтому необходимы взвешенные меры, способствующие активизации производственной и финансовых составляющих реформ.
Стратегически важно рациональное сочетание внутренних и внешних инвестиций, обеспечивающих экономический рост. В условиях дефицита оборотных фондов проблема инвестиционных ресурсов может быть решена на базе оптимизации воспроизводственной и технологической структуры привлекаемых инвестиций, в том числе иностранного капитала. Это позволяет, во-первых, направить инвестиции на разработку природных богатств, импортировать технологии, оборудование, сельхозмашины, развивать инфраструктуру, решать социальные и экологические проблемы, а во-вторых, обучиться эффективным методам экономического управления, стратегии маркетинга, организации сбыта, финансового контроля и планирования.
Если займы и кредиты нужно возвращать, то привлечение прямых иностранных инвестиций не увеличивает долг, но при этом в распоряжение инвесторов передаются не только объекты, но и потенциальная прибыль от их эксплуатации.
В процессе привлечения и использования иностранного капитала важно определение того баланса интересов, при котором регион и иностранные партнеры имели бы оптимальную выгоду. Поэтому должны быть определены приоритетные сферы привлечения иностранного капитала, оптимальные пределы объемов прямых иностранных инвестиций, кредитных ресурсов и займов в ту или иную отрасль, не превышающие пороговых значений, определяющих экономическую безопасность.
Для участия в конкурсе претендент представляет свои предложения (бизнес-план с сопутствующими материалами) по форме и в соответствии с условиями и методическими рекомендациями о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов, утвержденными в установленном порядке.
Финансовая поддержка проектов осуществляется в форме возвратных кредитов со сроками погашения до двух лет. Критерии отбора проектов - быстрая окупаемость, возможность производить продукт, обеспеченный платежеспособным спросом рынка. Отбираются проекты, являющиеся «точками роста», которые потянут за собой остальные отрасли экономики, проекты самораз-вивающиеся и самодостаточные.
Целью использования таких проектов является создание и ускоренное развитие нового, ориентированного на реальный рынок платежеспособного спроса сектора экономики, который станет фундаментом ее струк-
турной перестройки. Новый сектор возникает, как правило, благодаря активности хозяйственных лидеров на базе имеющихся основных фондов для производства продукта повышенного спроса, при эффективности инвестирования всего процесса.
В части привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы определены приоритетные секторы экономики, где для иностранного капитала может создаваться преференциальный режим. Однако при определении объекта внешних займов и кредитов следует более полно учитывать комплемен-тарность внешних и внутренних капитало-затрат как компонентов финансирования инвестиций.
Динамика инвестиционных процессов проявляется прежде всего в создании и функционировании корпораций и финансовопромышленных групп. Объединение финансовых средств участников корпоративного сектора экономики существенно расширяет их инвестиционные возможности, помогает проводить единую технико-экономическую, структурную и финансовую политику, эффективно управлять ресурсами.
Углубление инвестиционных процессов способствует выравниванию уровней развития экономики и жизни населения, а также совершенствованию производственной, финансовой и социальной инфраструктуры. Устойчивость финансов и валюты, упорядочение системы платежей повысит рост покупательной способности граждан.
Под инвестиционной политикой региона следует понимать систему поведения администрации региона в области распределения имеющихся инвестиционных ресурсов с целью максимально возможного достижения заранее установленных приоритетов.
Имеющиеся возможности инвестирования и последующие инвестиционные процессы в целом складываются из:
- бюджетных средств;
- внебюджетных средств (собственный капитал, привлеченный (заемный) капитал, иностранный капитал, спонсорские пожертвования).
Инвестиционные процессы социальноэкономического развития регионов, анализ
проблем реструктуризации показывают, что одним из основных факторов стабилизации и роста является «региональный фактор». Эффективные экономические связи, четкое законодательство и экономическая безопасность направлены на стабильность и активизацию инвестиционной деятельности. На базе углубления интеграции достигается эффект приспособления структуры производства и структуры ресурсов в топливно-энергетическом комплексе, машиностроении, химической и сырьевой отраслях.
Особенности региональной экономики проявляются в возрастающем влиянии социально-политической ситуации на ее развитие в целом, а также в природно-экономических, экологических и других различиях. Однако оптимальное сочетание рыночного и корпоративного регулирования, как представляется, требует органической увязки различных уровней государственного воздействия на экономику.
Региональное развитие и межрегиональные факторы инвестиционных процессов отражают сложные социально-экономические явления, тенденции и этапы, которые необходимо учитывать как взаимообусловленные компоненты.
В системе показателей оценки развития экономики регионов в условиях ее рыночной трансформации возрастает значение не только воспроизводственных, социальных, но и бюджетных и финансовых возможностей. По составу регионов в Российской Федерации и по бюджетным показателям прослеживаются два подхода, которые позволили регионам иметь наиболее динамичные бюджеты:
а) бюджеты с наибольшей базой собственных доходов;
б) небольшая база собственных поступлений и соответствующая расходная часть бюджета.
Однако группа лидеров по финансовым возможностям состоит из десяти наиболее динамичных регионов и включает регионы двух типов: достаточно крупные с высокими темпами развития промышленности и небольшие.
Одно из стратегических региональных направлений инвестиционных процессов -
развитие финансовой и информационной инфраструктуры. Объективные трудности практической реализации диктуют необходимость дополнительно стимулировать деятельность тех организаций финансовой инфраструктуры, которые вкладывают средства в региональные программы развития.
Одним из вариантов страхования такого риска может стать создание межрегиональных льготных страховых фондов, функционирующих в интересах предприятий и в значительной части пополняемых за счет средств региональных бюджетов, мобилизуемых при выпуске, к примеру, муниципальных долговых обязательств.
С точки зрения инвестиционных процессов, экономического и социального развития регионы оказались в сложном положении, что усиливает значение управление данными потоками.
В этом аспекте необходимо рассматривать приоритетные задачи региональных инвестиционных процессов, такие как укрепление финансовой самостоятельности регионов, предприятий и корпораций.
Управление инвестиционными процессами регионов России зависит от распространения опыта разработки бюджета развития в рамках государственного (федерального) бюджета на все бюджетные уровни, создания таким образом «бюджетной» инвестиционной вертикали.
При этом доходная часть бюджета развития могла бы формироваться за счет утвержденной законом доли закрепленных и распределяемых налогов, поступлений от приватизации, других местных источников, а также целевых инвестиционных трансфертов из бюджетов развития вышестоящих уровней, что обеспечит целевое использование ресурсов, передаваемых сверху вниз.
Для проведения регулярного мониторинга финансового положения предприятий, изучения изменений реального сектора экономики и уровня межрегиональной инвестиционной активности необходим анализ сопоставимой динамики освоения капитальных вложений и роста производства важнейших видов продукции, работ, услуг, составляющих основу хозяйственной системы входящих ре-
гионов и определяющих их место в системе межрегионального разделения труда.
На основе прогнозируемой динамики прироста продукции структурообразующих отраслей и видов деятельности, составляющих базу формирования валового регионального продукта, может производиться оценка финансовых потоков на межрегиональном уровне, позволяющая своевременно принять решения по устранению возможных диспропорций в развитии реального и финансового секторов экономики.
Объективная оценка потребности регионов в инвестиционных ресурсах, прогнозирование возможного изменения инвестиционной активности в будущем может служить основой для разработки региональных инвестиционных программ.
Финансово-кредитная политика должна гибко реагировать на изменения в соотношении совокупного спроса и предложения, прежде всего на внутреннем рынке.
Исходя из экономической ситуации в конкретном регионе и данных постоянного мониторинга и анализа инвестиционной активности предприятий в конкретном регионе, могут быть приняты обоснованные решения по изменению процентных ставок региональных кредитных организаций при сохранении единой денежно-кредитной политики Центрального банка.
Для обеспечения взаимодействия кредитных организаций, контролирующих финансовую деятельность субъектов региона, и местных органов власти требуется соответствующая законодательная и нормативная база.
Взаимодействие органов государственного управления, региональных банков и других институциональных структур в решении финансовых проблем по реализации совместных проектов позволит обеспечить сбалансированность финансово-кредитной политики и механизмов ее реализации, укрепить налогооблагаемую базу региона и повысить эффективность инвестиционной деятельности.
В области использования межрегиональных инвестиционных процессов экономики в качестве первоочередных мер по их оптимизации могут быть:
1) разработка критериев государственной инвестиционной поддержки ограниченного числа наиболее нуждающихся, прежде всего депрессивных районов, и действенного механизма ее предоставления;
2) формирование сети региональных и межрегиональных инвестиционных банков и банковских пулов с ориентацией на финансирование инвестиционных программ развития регионов;
3) взаимоувязка межрегиональных инвестиционных программ, разрабатываемых по единой методологии и служащих основой долевого финансирования перспективных проектов и «точек роста» с подключением частного и иностранного капитала;
4) укрепление финансовой базы инвестиционной деятельности на территориальном уровне за счет целевых инвестиционных трансфертов;
5) развитие инвестиционных заказов и предложений осуществлять преимущественно на конкурсной основе через систему торгов.
Установленные четкие процедуры торгов «делают» всю деятельность на торгах «прозрачной», доступной для контроля со стороны соответствующих государственных органов, владельцев предприятий, кредиторов и общественности, что создает заслоны на пути неэффективного расходования средств и коррупции.
Целесообразно формировать инвестиционный потенциал и финансовые ресурсы путем кардинального изменения налоговых законов и практики, облегчения налогового бремени, установления системы государственных гарантий по кредитам на инвестиции, мобилизации сбережений населения.
Кроме того, решение проблемы привлечения инвестиций требует разработки и внедрения в практику специальных эффективных технологий управления и механизмов организации инвестиционных процессов, обеспечивающих достижение стратегических целей инвестиционного развития регионов.
Управление инвестиционными процессами в регионе представляет довольно сложную и комплексную проблему для того, чтобы в отдельно взятом регионе можно было бы разработать исключительно правильные
решения в этой сфере. Попытки найти собственный путь решения возникшей проблемы, как правило, требуют значительных затрат времени и ресурсов.
Зачастую в бизнесе самым простым и надежным способом решения новой задачи является использование опыта конкурентов и партнеров в аналогичной ситуации. Даже если решение не является оптимальным, его можно адаптировать и улучшить, в то время как самостоятельный поиск выхода из сложившейся ситуации обходится слишком дорого и занимает много времени.
Сравнительный анализ и активное привлечение опыта регулирования инвестиционных процессов в других регионах позволит разработать новые эффективные стратегии инвестиционного развития территории и тем самым ускорить собственный прогресс.
При управлении инвестиционными процессами в Орловской области, на наш взгляд, наиболее целесообразно использование опыта более успешных регионов.
Основными задачами в сфере управления инвестициями Орловской области, на наш взгляд, должны быть:
1) осуществление сравнительной оценки позиций Орловской области на общегосударственном инвестиционном рынке;
2) выявление стратегического конкурентного преимущества Орловской области;
3) увеличение уровня компетенции аппарата управления в плане регулирования инвестиционных процессов.
Процесс управления инвестиционными процессами рекомендуется проводить в несколько этапов.
1. Определение объекта. На этом этапе выявляются потребности региональных органов власти в улучшении инвестиционного климата в регионе, повышении его инвестиционной привлекательности. Предварительно осуществляется мониторинг и оценка состояния управления инвестиционной сферой в собственном регионе для идентификации проблем (областей совершенствования). В ходе мониторинга устанавливается соответствие состояния инвестиционных процессов стратегическим целям развития региона, выявляются проблемы, определяются целевые
показатели улучшения, характеризующие то состояние инвестиционной деятельности в регионе, которое хотели бы видеть руководители в будущем.
2. Выбор партнера по процессу управления инвестиционными потоками. На данном этапе определяется тип управления (для Орловской области наиболее приемлемым является функциональный тип управления в сочетании с консультативным); проводится идентификация кандидатов в партнеры (регионов, успехи которых в управлении инвестиционными процессами прослеживаются достаточно ярко); устанавливаются более тесные контакты с властными структурами данных регионов.
Для Орловской области, на наш взгляд, наиболее целесообразным будет использование опыта Белгородской, Ярославской, Московской, Липецкой и Воронежской областей, которые, по результатам инвестиционного рейтинга регионов России, оцениваются как регионы с высоким и средним потенциалом. Кроме того, статистическая информация об основных показателях социально-экономического положения областей Центрального федерального округа свидетельствует о высоких темпах развития экономик этих регионов.
3. Поиск информации. На данном этапе собирается информация о деятельности всех партнеров по процессу управления инвестиционными процессами.
Направлениями анализа выбраны система нормативных правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность в регионах; формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, используемые в регионе; налоговые льготы, предоставляемые для субъектов инвестиционного рынка; цели, задачи, основные направления, мероприятия региональной инвестиционной стратегии и политики.
4. Анализ информации. Полученная информация классифицируется, систематизируется, выбирается метод анализа. Также устанавливается система показателей, включающая ключевые факторы успеха, индикаторы результативности и другие необходимые характеристики процесса; оценивается степень достижения целей.
Достаточно актуальна на сегодняшний день, в свете низкой эффективности использования государственной собственности, такая форма поддержки инвестиционной деятельности, регламентируемая законодательством Ярославской области, как передача государственного имущества в доверительное управление. Это позволит сделать более рентабельным использование государственной собственности в Орловской области.
Вместе с тем усиливаются предложения свободных денежных ресурсов населения к вложению в жилищное строительство. В связи с этим интересной мерой государственной поддержки инвестиционной деятельности является расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования для жилищного строительства и строительства объектов социальнокультурного назначения. Актуальность данной меры повышается в условиях развития ипотечного кредитования в РФ, и Орловской области в частности.
Определенный потенциал для повышения инвестиционной активности в регионе закладывается благодаря некоторому росту средней нормы накопления денежных средств населения и развитию сети институциональных инвесторов, аккумулирующих средства населения, - негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и инвестиционных фондов.
Кроме того, необходимо применять принцип «единого окна» в практической работе по согласованию документов, касающихся инвестиционной деятельности. Это будет способствовать упрощению согласительно-распорядительных процедур, в том числе с органами местного самоуправления, и позволит субъектам инвестиционной деятельности иметь дело с одним уполномоченным органом, берущим на себя сопровождение инвестиционного проекта (включая обеспечение контроля за прохождением в компетентных инстанциях необходимых согласительных и разрешительных процедур, получением требующихся резолюций).
Одним из возможных подходов управлению инвестиционными процессами, является участие в различных рейтингах и оцен-
ках качества систем управления. Любое общественное признание, основанное на результатах, достигнутых в процессе открытого и гласного соревнования, может способствовать повышению качества государственного управления. Оценка качества регионального или муниципального управления или государственной организации, выполненная независимыми комиссиями или общественными организациями и получившая общественное признание, содействует повышению качества управления в государственных и муниципальных органах управления. Любые общественные оценки, рейтинги и общественные конкурсы делают процесс государственного и муниципального управления более прозрачным и эффективным.
В связи с этим на первых этапах управления инвестиционными процессами в отечественной практике государственного и муниципального управления целесообразно организовать разнообразные конкурсы и рейтинги органов местного управления и самоуправления, а также оценки качества использования бюджетных средств в различных сферах регионального и муниципального управления.
В этой связи представляется интересным опыт Белгородской области в организации рейтингового соревнования между муниципальными образованиями данного региона. Основными целями рейтингового соревнования являются:
- повышение экономической самостоятельности и эффективности использования финансовых ресурсов муниципальных образований области;
- создание благоприятного инвестиционного климата на территории муниципальных образований области;
- формирование механизма управления нового типа, обеспечивающего высокое ка-
чество государственных и муниципальных услуг;
- обеспечение положительной динамики и устойчивого развития отраслей реального сектора экономики;
- обеспечение последовательного улучшения качества жизни населения;
- повышение уровня информирования населения области о результатах деятельности органов местного самоуправления городов и районов области.
Адаптация данного опыта в Орловской области позволит значительно повысить эффективность управления регионом в целом и региональными инвестиционными процессами в частности.
5. Адаптация и применение изученного опыта для решения собственных проблем. На данном этапе разрабатывается подробный календарный план (программа) внедрения мероприятий, направленных на улучшение процесса управления инвестиционными процессами в регионе; распределяются роли в реализации отдельных мероприятий программы; назначаются ответственные лица за реализацию программы усовершенствований; определяются процедуры контроля изменений.
Реализация каждого этапа календарного плана должна систематически оцениваться и анализироваться. Итогом данного этапа является достижение эффективности изменяемых процессов.
Таким образом, в управлении региональными инвестиционными процессами может иметь место систематический процесс поиска лучшей практики, инновационных идей и высокоэффективного выполнения управленческих процедур, использование которых ведет к усилению деловой активности региона и повышению его инвестиционного потенциала.