дов расходов бюджетов. До настоящего времени отдельные нормативно-правовые акты финансовыми органами в органы казначейства не предоставлены.
Новации, внесенные в Бюджетный кодекс, требуют изменения порядка доведения бюджетных инвестиций. Если в 2007 г. акционерные общества, казенные и унитарные предприятия участвовали в бюджетном процессе в роли заказчиков-застройщиков, то в 2008 г. для закрепления за ними этих полномочий в части реализации инвестиционной программы необходим нормативно-правовой акт, определяющий правила осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. Сейчас такой документ существует только на уровне области, в местных администрациях данные порядки отсутствуют. Отсутствуют и правовые акты, определяющие порядок предоставления субсидий из бюджета области местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности. К сожалению, некоторые законодательные акты органов местного самоуправления не соответствуют статьям Бюджетного кодекса [3].
В заключение следует отметить, что совместная инициативная и настойчивая деятельность по реализации основных направлений бюджетной политики постепенно формирует ответственный и профессиональ-
ный подход у всех участников бюджетного процесса в области.
1. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации на 20042006 гг. Режим доступа: http://duma.gov.ru. Загл. с экрана.
2. Социально-экономическое положение Тамбовской области за 2007 г. Статистический ежегодник / Тамбовстат. Тамбов, 2008.
3. Федеральный Закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Поступила в редакцию 14.09.2008 г.
Lisitsyn A.E. On the role of Treasury in quality improvement of financial streams management at the regional level. The primary goals of regional public authorities and local authorities at the present stage of state finance reforming are improvement of financial streams management quality, increase of budgetary discipline, transparency and stability of financial resources distribution. At the same time, the increase of the spending powers of the subjects of the Russian Federation is becoming regularity year after year. Thus, the role of Treasury as the cashier of the budget funds of budgetary system of the Russian Federation increases every year.
Key words: quality of financial streams management, increase of budgetary discipline, transparency and stability of distribution of financial resources, uniform treasury accounts.
РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ИНВЕСТИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
А.Ж. Белоусов
Рассмотрены факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие реального сектора экономики региона. Определена роль банковского сектора в инвестировании экономики региона.
Ключевые слова: коммерческий банк, капитал, инвестиции, сбережения, кредит, эффективность, качество.
Экономика региона - достаточно сложный и многогранный объект, в развитии которого принимают участие все составляющие государственного устройства. Особую роль в развитии региональной экономики призвана выполнять двухуровневая банковская система страны. Уровень Центрального банка Российской Федерации определен и
достаточно выверен и регламентирован. Одной из основных его функций является содействие развитию производительных сил и производственных отношении.
Другой уровень - это система коммерческих банков, деятельность которых регламентирована законами России, указаниями Центрального банка Российской Федерации,
уполномоченным осуществлять ее регулирование. Субъекты этой системы размещены в регионах, образуя обособленные части по присущим им особым функциям. Являясь составной частью кредитно-расчетной системы страны, они регулируют денежные потоки в экономике и поддерживают единство хозяйственного пространства. Поддержание пространства - это одна из важнейших функций банков - реализуется ими через регулярные операции, которые носят массовый характер и имеют стандартную форму фиксации в системе бухгалтерского учета. К ним относятся операции, связанные с кредитованием клиентов, проводкой платежей, обслуживанием вкладов и др. Они приносят подавляющую массу дохода банка как коммерческого предприятия.
В связи с общими задачами, которые стоят сегодня перед экономикой регионов -повышение уровня благосостояния населения и его социальной защищенности, - одной из основных целей коммерческих банков становится их способность к активной деятельности по следующим направлениям:
- обеспечивать финансирование сектора реального бизнеса и, как следствие, создавать дополнительные рабочие места, увеличивать доходность предприятий, повышать оплату труда населения и качество работы;
- способствовать притоку западных инвестиций, развивать партнерские отношения с западными финансовыми и промышленными рынками;
- выходить на российский банковский рынок с новыми услугами для населения, активно привлекать вклады населения;
- повышать доверие к банкам, решать проблемы трансформации сбережений в инвестиции.
Стратегическая ориентация коммерческих банков в регионах - стать основой экономического роста, а не следовать за ростом экономики [1].
Как видно, в рыночных условиях коммерческие банки призваны играть важнейшую роль в обеспечении полноценного развития экономики регионов. Тем не менее 81 % от общего числа банков с уставным капиталом более 300 млн руб. находится в Московском регионе. Это негативно отражается на развитии всей банковской системы страны. В настоящее время экономический потенциал
многих регионов сильно возрос, а малое количество банков не может удовлетворить в полной мере их развитие, что сдерживает рост экономики.
Важнейшим приоритетом государственной экономической политики является обеспечение роста конкурентоспособности страны в целом, что невозможно без ускоренного развития банковского сектора.
Среди наиболее существенных задач государственной политики в этой сфере следует выделить следующие: первое и самое главное - формирование стратегии денежнокредитного регулирования в едином комплексе с общеэкономической, промышленной, финансовой политикой государства с целью концентрации ресурсов на основных народнохозяйственных задачах. Второе -расширение деятельности кредитных организаций по привлечению средств юридических лиц и населения и их эффективного вложения в региональный сектор экономики. Третье - укрепление системной устойчивости банковской системы, выведения с рынка банковских услуг нежизнепособных кредитных организаций, поддержание справедливой конкуренции на рынке банковских услуг, повышение качества капитала и уровня реальной капитализации кредитных организаций в качестве оказываемых ими услуг.
Стратегия развития банковского сектора России предусматривает необходимость развития банковских услуг, направленных на конечных потребителей. Основной акцент Российской стратегии развития банковского сектора сделан на повышение роли банковской системы в экономике страны. По оценкам экспертов капитализация российского рынка к 2008 г. реально составит 500 млрд долл., рынок госдолга к 2007 г. по минимальным оценкам должен составить 30-40 млрд долл., а по европейским меркам - 100-150 млрд. долларов. В связи с этим целями развития банковского сектора должны стать:
- повышение общеэкономической эффективности осуществляемых банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформация в кредиты и инвестиции;
- укрепление функциональной роли в экономике, повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций на
внутреннем рынке по сравнению с зарубежными финансовыми организациями;
- дальнейшее укрепление устойчивости банковского сектора, усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
- предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности и противоправных целях, в первую очередь для легализации преступных доходов в финансировании терроризма;
- развитие конкурентной среды, рыночной дисциплины в деятельности кредитных организаций;
- укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения.
Однако в стратегии развития банковского сектора России на 2004-2008 гг. отсутствовал раздел, определяющий направления стратегического развития региональной политики банковской стратегии. Необходимо выработать стратегию развития банковского сектора регионов, причем основным приоритетом должно быть развитие классических инвестиционных банков. Это может быть осуществлено как через непосредственно участие региональных органов в инвестиционных проектах, так и посредством стимулирования государством деятельности инвестиционных банков.
В регионах должны существовать банки инвестиционного развития, через которые должна реализоваться согласованная денежно-кредитная политика администрации региона, связанная с разработкой и применением государственных программ инвестирования общественно значимых проектов и приоритетов экономической деятельности [2].
В период становления и развития банковского сектора, который сейчас значительно отстает от развития региональной экономики, стратегия государства на уровне региона должна быть направлена на согласование инвестиционной политики России с политикой регионов через сеть крупнейших инвестиционных банков, реализующих крупные инвестиционные проекты. Региональные банки инвестиционного развития могли бы сделать свою деятельность прозрачной путем публичного представления
тех инвестиционных проектов и целевых государственных программ, куда они предлагают направить средства.
Кроме того, региональные банки инвестиционного развития должны формировать политику поддержки нового образа жизни (например, создание сети ипотечного кредитования для приобретения собственных жилых, садовых участков и домиков; по подготовке и реализации целевой программы потребительского кредита).
Инвестиционные банки развития на уровне региона должны иметь некоторые институциональные привилегии, среди которых можно отметить следующие:
- привлечение бюджетных средств в операции банков развития;
- помещение части обязательных резервов коммерческих банков в облигации региональных инвестиционных банков;
- уплата (целиком или частично) процентов по облигациям инвестиционных банков развития государством;
- предоставление региональным банком развития права на размещение валютных облигаций на открытом рынке, в т. ч. среди населения;
- предоставление инвестиционным банком развития права на эмиссионную деятельность (эмиссия акций и облигаций предприятий реального сектора);
- возможные налоговые льготы для доходов от облигаций региональным банкам инвестиционного развития.
В целом, региональная инвестиционная политика должна представлять собой совокупность мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития территорий. Региональная инвестиционная политика должна разрабатываться и реализовываться путем взаимодействия государственных органов управления федерального и территориального уровней, а также органов местного самоуправления. Взаимодействие уровней управления основывается на Конституции РФ, федеративном договоре, должно регулироваться законодательными и нормативными актами, принимаемыми Федеральным Собранием, Президентом и Правительством России, а также договорами между центром и регионами.
Основными элементами формирования собственной инвестиционной политики в регионе должны быть:
- принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционные процессы;
- предоставление инвесторам различных льгот в пределах своих полномочий;
- создание организационных структур по содействию активизации инвестиционного процесса;
- разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет средств государственных источников финансирования;
- содействие инвесторам в получении таможенных льгот;
- аккумуляция средств населения путем выпуска муниципальных займов.
Недостаток средств, необходимых для финансирования инвестиций, заставляет региональные и местные власти прибегать к нетрадиционным методам привлечения ресурсов. К ним относятся муниципальные займы, главным образом жилищные, а также целевые займы, предназначенные для осуществления инвестиции в промышленные предприятия и развитие инфраструктуры. Зачастую целевые займы используются на текущие, а не на инвестиционные цели. Пока отсутствует система государственных гарантий по муниципальным займам, и явно недостаточно проработана их законодательная база. Следует быстрее проработать конкретные юридические механизмы выпуска и обращения региональных и муниципальных займов, что позволит создать систему льгот и гарантий для отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в муниципальные ценные бумаги.
Предоставление налоговых льгот инвесторам используется пока лишь в 20 % регионов, страхование рисков залога имущества субъектов РФ - в 30 %. На уровне центра основным механизмом взаимодействия с регионами остается федеральная инвестиционная программа. Она строится, в основном, по отраслевому принципу и слабо увязывается с регионами, хотя и реализуется на их территории. Слабость этой программы для регионов заключается еще и в остаточном принципе финансирования. Усугубляет положение тика осуществления трансфертов из федерального бюджета в региональные на ин-
дивидуальной основе, путем договоренностей между соответствующими органами центра и субъектов. Как правило, они носят целевой характер и не предназначаются на инвестиционные цели.
Системный подход к взаимодействию федеральных, региональных и местных органов в инвестиционной сфере требует создания законодательной основы и должен базироваться на принципах бюджетного федерализма.
Необходимо законодательно закрепить инвестиционные полномочия различных иерархических уровней управления и создать необходимую для их выполнения финансовую базу.
Важно упорядочить систему бюджетных трансфертов, придав ей целевой характер. Одним из требований к трансфертам должен быть их адресный характер.
В совершенствовании нуждается порядок инвестиционной поддержки регионов из федерального бюджета. В соответствии с международной практикой среди функций регионов можно выделить следующие: поддержка и развитие социально-бытовой и производственной инфраструктуры на их территории, осуществление структурной перестройки их хозяйства в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Инструментом реализации инвестиционной политики на уровне регионов должны стать региональные инвестиционные программы и планы, составляемые по единой общероссийской методологии при координации со стороны федеральных органов.
Только инвестиционные проекты, включаемые в эти программы, могли бы претендовать на долевое участие в финансировании из федеральных источников. В сфере региональной инвестиционной политики необходима доработка уже существующих принципов и создание новых условий для успешного осуществления инвестиционной деятельности.
В настоящее время отмечается недостаток инвестиционных ресурсов, поэтому необходимо концентрировать инвестиции там, где они дают высокую экономическую отдачу. Каждый регион в своем инвестиционном развитии должен руководствоваться стратегией развития. На территории региона необходимо отдавать предпочтение созданию и
развитию предприятий, способных оказать положительное влияние на экономику региона, исполнение бюджета, экономическую эффективность. Государственное вмешательство требуется до тех пор, пока регион достигнет порога развития и начнется мультипликативный эффект [3].
Значительный потенциал инвестиционного рейтинга регионов кроется также в развитии норм, регулирующих региональный и муниципальный кредит, накопление и обслуживание их долга, процедуры банкротства. Задачи сокращения нерационального расходования бюджетных средств в разрезе ведомственной классификации расходов федерального бюджета, а также средств, передаваемых из федерального бюджета нижестоящим бюджетам. Требуется разработка норм, регулирующих ответственность всех участников бюджетного процесса, повышающая ответственность за неполное и несвоевременное инвестиционное финансирование, не целевое использование бюджетных средств, не возврат бюджетных ссуд. Требуют разработки также процедуры ответственности.
Одним из важнейших вопросов, который приходится решать на нынешнем этапе рыночных реформ в российской экономике, является регулирование взаимоотношений федерального центра и регионов в бюджетной и инвестиционной сферах. Реальной мерой эффективности рыночных реформ выступают их социально-экономические результаты, получаемые непосредственно в регионах.
В условиях присоединения России к ВТО в банковском секторе произойдут некоторые изменения. Усиленная конкуренция потребует от российского, а также регионального банковского сектора разнообразия продуктов, в т. ч. и инвестиционных. Среди новых направлений инвестиционной деятельности банков в современной российской экономике можно назвать организацию выпуска российских депозитарных расписок.
Российское государство обладает активами, находящимися в его собственности, которые при включении их в финансово-хозяйственный оборот могут дать существенные дополнительные источники доходов как в федеральный бюджет, так и в региональные бюджеты, а также привести к капитализации этих активов, увеличив их рыночную стоимость и сделав их более ликвидными.
Такими активами являются пакеты акций корпоративных предприятий, находящиеся в государственной собственности. Прежде всего, речь идет о российских корпорациях, получивших название «blue chips», к которым можно отнести «Норильский никель», РАО «ЕЭС», РАО «Газпром». Для государства продажа акций этих компаний сейчас нерациональна в силу низкой курсовой стоимости, не отражающей их реальной рыночной стоимости.
Посредством выпуска в обращение нового типа государственных ценных бумаг - федеральных депозитарных расписок (ФДР), являющихся по своему статусу производными ценными бумагами Правительства России, которые эмитируют их под депонируемые в Центральном банке РФ пакеты корпоративных акций, находящихся в государственной собственности, - с нашей точки зрения, решаются вышеназванные проблемы.
Аналогично, можно выпустить в обращение региональные депозитарные расписки (РДР). Введение в финансовый оборот РДР, основные контрольные функции по которым могут выполнять региональные инвестиционные банки, позволит сделать качественный рывок в уровне развития инфраструктуры российского финансового фондового рынка упорядочить систему расчетов, увеличить обороты биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами.
РДР будет являться государственной ценной бумагой, эмитируемой администрацией регионов под депонирование государственного пакета корпоративных акций в региональных инвестиционных банках. Она выпускается в бездокументарной форме. Эмиссия осуществляется на весь пакет акций, находящихся на депоненте в региональном инвестиционном банке.
РДР могут обладать следующими свойствами:
- они не требуют регистрации у российского реестродержателя, т. к. все операции по их перерегистрации осуществляются уполномоченным банком, являющимся депозитарием определенного вида РДР;
- доступность для инвестора, т. к. в зависимости от их уровня можно обеспечить свободное обращение как на биржевом, так и внебиржевом фондовом рынках;
- имея статус государственных ценных бумаг, сделки купли-продажи по ним, а возможно, и доход от операций с ними можно освободить от налогов;
- владение РДР дает право инвестору:
а) получить по ним дивиденды;
б) в определенный момент времени конвертировать их в базовый актив.
Региональная инвестиционная политика тесно связана с развитием инвестиционных инструментов и механизмов, способных активировать инвестиционную деятельность российских банков. Однако практическая реализация этих инструментов требует пересмотра ряда законодательных и нормативных актов в сфере банковского регулирования рынка ценных бумаг, и практически все они могут быть реализованы при активной государственной поддержке. Региональная инвестиционная стратегия должна базироваться на современных технологиях ведения банковского бизнеса, повышении уровня механизма корпоративного управления банковской сферой [4].
Таким образом, основная функция региональных банков - обслуживание реального сектора экономики, поэтому их судьба и перспективы зависят от оживления промышленного производства, от инвестиционной политики и от регулирующих ее функций региональных и федеральных органов власти. Конечно, нужно привлекать деньги и с Запада, но при этом следует давать себе отчет в том, что экономический рост может быть достигнут только на базе отечественных инвестиций. Мировой рынок капитала не настолько велик, чтобы за счет него можно было решить все внутренние финансовые проблемы такой огромной страны, как Россия. Кстати, одной из причин «осторожности» западного инвестора является недостаточная инвестиционная активность отечественного капитала по отношению к собственной экономике.
Сейчас в России взаимосвязь рынка и банковской системы намного прочнее, чем это было в начале и даже средине реформ. Причина проста - остальные участники экономических отношений слабы и часто отвлекаются на решение проблем выживания и роста. Кроме того, банковская система в целом здорова (в чем немалая заслуга ЦБ, последовательно внедряющего жесткие, но ка-
чественные стандарты), хотя работает в окружении больной экономики.
Явной тенденцией является укрепление позиций ведущих банков при одновременном исчезновении мелких и средних. Эта тенденция объективна и позитивна, если такое укрупнение не ведет к монополизации рынка. Но, как известно, крупные банки предпочитают работать с крупными проектами. В то же время реализацию инвестиционных предложений и проектов среднего калибра средние и мелкие банки не могут обеспечить как в силу недостатка профессионализма, так и в силу неустойчивости своего финансового положения. Так, вымывается прослойка не только средних банков, но и средних предпринимателей, которые составляют одну из основ экономики.
Задача привлечения денег в коммерческий банк стала уже притчей. Необходимо поощрять конкуренцию между банками на рынке вкладов населения и разработать систему государственных гарантий.
Заметим, однако, что даже решение проблемы доверия населения еще не означает притока средств в реальный сектор.
Действительно, ЦБ ввел норматив, ограничивающий объем средств населения, привлекаемых коммерческими банками, размером собственного капитала. Для региональных банков (в большинстве своем слабых) это означает полное фиаско (деньги нельзя взять, даже если дают). Освободившуюся нишу занял Сбербанк, имеющий государственные гарантии.
Однако средства, привлекаемые Сбербанком, в основном идут на обслуживание государственного долга, и экономика регионов эти деньги как возможный источник инвестиций, соответственно, теряет.
Возможным решением проблемы является создание в регионах системы муниципальных банков, ориентированных на работу с населением. Гарантия местных администраций привлечет вкладчиков, а полученные средства пойдут на внутренние нужды региона. Процесс сдерживается законом «О финансовых основах местного самоуправления», который запрещает вносить в уставные капиталы бюджетные средства и средства органов местного самоуправления.
Свою роль играют и институты коллективного инвестирования, имеющие ряд дос-
тоинств с точки зрения налогообложения. Источником инвестиций являются и пенсионные фонды, совокупные активы которых уже превышают 14 млрд руб. С 2000 г. в России начала действовать система обязательного накопительного пенсионного обеспечения. Расчеты показывают, что регион с 5-7 млн работающего населения за 5 лет сможет выделить порядка 5-6 млрд долл. внутренних резервов на развитие инвестиционных программ.
Налоговая система, конечно, является важным компонентом «инвестиционного климата». Однако не стоит искать причины нехватки средств только в сфере налоговой политики, когда даже имеющиеся на денежно-финансовом рынке средства оттянуты из реальной экономики в сферу государственного долга. Существующий режим налогообложения, когда, например, убытки от операций с ценными бумагами не учитываются при определении налогооблагаемой базы при подведении итогов по этим операциям, чрезвычайно несправедлив в отношении банков. Остается надеяться, что новый налоговый кодекс, в котором четко прописана структура налогов, объекты и операции, подлежащие налогообложению, и устранено двойное налогообложение операций с ценными бумагами, вернет финансовые потоки в Россию.
Банк России в соответствии с законами «О Центральном банке» и «О валютном регулировании и валютном контроле» регулирует движение капиталов через границу, включая инвестиции российских компаний за рубеж и иностранные инвестиции в Россию, концентрируя свое внимание на финансовой стороне этих операций.
Экспорт капитала регулируется намного жестче, чем приток капитала в Россию, т. е. политика либерализации инвестиций в экономику России опережает аналогичные процедуры по либерализации вывоза капитала. При этом подходы к регулированию инвестиций в банковскую сферу и в реальную экономику различны.
ЦБ реализует политику осторожного либерализма в отношении иностранного капитала в Российской банковской системе. Еще 8-9 лет назад иностранным банкам практически запрещалось открывать свои филиалы в России. Постепенно все эти ограничения были сняты, и иностранные банки, уже проник-
шие на территорию Российской Федерации, пользуются такими же правами, несут такие же обязанности, как и российские банки. При этом ЦБ не разрешает иностранным банкам открывать в России филиалы, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами, сохраняя за собой возможность контролировать финансовые потоки, прибыль и осуществлять полноценный банковский надзор.
Как показала практика, в т. ч. события ноября 1997 - января 1998 гг., основной целью большинства иностранных банков в России является чисто финансовое посредничество. Они были первыми, кто увел свои средства и средства своих клиентов с внутреннего рынка. Такие банки экономически не чувствуют связи с экономикой России, с ее базовыми отраслями. Да и опыт западных и мировых финансовых рынков показывает, что либерализовать доступ иностранных банков и вообще иностранных поставщиков финансовых услуг на внутренний рынок следует с экономической точки зрения лишь тогда, когда внутренний рынок финансовых услуг уже сформирован и национальные банки в состоянии противостоять конкуренции.
Кроме того, проблема допуска иностранных банков является важным аргументом при решении вопроса о выходе отечественных банков на рынок финансовых услуг других стран. После вступления России в ВТО она будет обязана предоставлять всем банкам стран - членов ВТО одинаковый режим в области финансовых и банковских услуг. Сейчас идет процесс выработки процедур унификации их допуска на внутренний рынок.
В 1996 г. Россия присоединилась к 8-й статье устава МВФ, требующей либерализации текущих международных платежей, фактически приняв обязательства не препятствовать репатриации прибыли в виде процентов, дивидендов и т. д. Однако, как показывает опыт международного кризиса, либерализацию краткосрочного движения капиталов следует осуществлять в последнюю очередь. Прежде всего нужно поощрять долгосрочные прямые инвестиции в акции национальных предприятий либо долгосрочные кредиты инвестиционного назначения.
Одна из планируемых мер в этом направлении - перевести с разрешительного на регистрационный порядок значительное чис-
ло типов долгосрочных иностранных инвестиций и, не запрещая, «усложнить» режим движения краткосрочных, спекулятивных капиталов с тем, чтобы предотвратить возможность дестабилизации национальной финансовой системы в период мирового кризиса. В связи с указанными проблемами идет разработка новой редакции закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
Независимо от того, кто является основателем регионального коммерческого банка, он должен ориентироваться на развитие региональной экономики, вкладывать деньги в рыбную и лесную отрасли, добывающую и перерабатывающую промышленность, связь, транспорт, всемерно помогать участникам внешнеэкономической деятельности. При таком подходе он всегда будет иметь шансы стать крупным налогоплательщиком, способствуя развитию и реализации социально значимых для региона программ и мероприятий, выплате зарплат работникам бюджетной сферы.
Коммерческие банки должны управлять инвестициями, вложенными в экономику региона. Этими инвестициями должны также управлять хозяйствующие субъекты. Управление инвестициями не может обойтись и без органов государственного и муниципального уровней власти, которые призваны создавать условия для нормального протекания данного процесса.
Процесс управления инвестициями, направляемыми в экономику региона, можно разделить на следующие этапы: формирование инвестиционных целей; формирование инвестиционной политики; формирование портфельной стратегии; выбор активов; измерение и оценка эффективности инвестиций.
Первый и важный шаг при планировании инвестиций зависит, прежде всего, от задач инвестора. Например, для пенсионных фондов целью может быть условие, при котором поступления, генерируемые инвестиционным портфелем, будут в достаточной мере обеспечивать выполнение обязательств фонда. Для страховой компании инвестиционной целью может быть выполнение всех обязательств и получение дохода. Для промышленного предприятия - получение дохода, используя временно свободные денежные средства, имея при этом возможность при необходимости оперативно использовать их в произ-
водственных целях. Для частных лиц - получение дохода выше банковских ставок в течение строго определенного времени.
Второй этап управления инвестициями начинается с принятия решения о размещении активов. Инвестор должен решить, каким образом распределить имеющиеся в его распоряжении фонды между основными классами активов [5].
При формировании инвестиционной политики необходимо учитывать ограничения, накладываемые клиентами и регулирующими организациями. Например, клиент может задать уровень диверсификации и защищенности, т. е. ограничить долю средств, размещаемых в определенных классах активов или активах определенных эмитентов.
Необходимо осуществить выбор портфельной стратегии. Условно их можно разделить на активные и пассивные. Пассивные стратегии требуют минимальной информации о будущем. В основе таких стратегий лежит диверсификация, обеспечивающая максимальное соответствие доходности выбранному рыночному индексу. Активные стратегии используют доступную информацию для повышения эффективности инвестиций по сравнению с простой диверсификацией. Наиболее существенным для всех активных стратегий является прогнозирование факторов, способных влиять на инвестиционные характеристики данного класса активов.
Обычно активные стратегии используются профессиональными участниками рынка для управления собственным портфелем, а также при доверительном управлении активами клиентов. Для этого в их штат входят аналитики, которые, используя огромное количество информационных ресурсов, пытаются прогнозировать изменение стоимости активов. Часто простому инвестору не под силу самостоятельно проводить активную стратегию, и для повышения эффективности активы передаются профессиональному участнику в управление. Активная стратегия может давать положительный результат только при условии достаточно высокой точности прогнозов. В противном случае эффективность управления резко снижается и приводит к убыткам для клиента. Зачастую при управлении используют смешанный принцип: например, с помощью пассивной стра-
тегии управляют «ядром» портфеля, а «остатком» распоряжаются, используя активную стратегию.
После выбора портфельной стратегии необходимо определить те активы, которые будут включены в него. Этот шаг требует оценки отдельных ценных бумаг из соответствующего класса. Известно, что первичные инвестиции создают реальную стоимость акций, вторичные инвестиции в основном влияют на их цену. Вместе с тем цена определяется предпочтениями участников, и именно эти предпочтения делают фондовый рынок нестабильным по сути и закономерно приводят к финансовым катастрофам. Несмотря на то, что доходность от повышения стоимости значительно выше доходности от изменения цены, созданию стоимости инвесторы предпочитают игру с ценами. В результате этого инвестиционная сфера развивается крайне медленно и однобоко.
Причиной этому является оторванность инвестора от собственных вложений. Вкладывая средства в какой-либо объект, инвестор тем самым разрушает целостность прав собственника и теряет контроль за своими вложениями: будучи собственником, инвестор лишь владеет объектом, но право распоряжения собственностью переходит к исполнителю. А поскольку интересы собственника и исполнителя значительно расходятся, собственник вполне закономерно считает, что рискует тем больше, чем дольше его средства вложены в один объект.
Интерес собственника - использование ресурсов объекта для интенсивного приумножения вложений. Интерес общества - использование ресурсов объекта для экстенсивного удовлетворения общественной потребности. Интерес исполнителя - использование ресурсов объекта для получения личного дохода.
Инвестор пытается контролировать исполнителя, в то время как ему необходимо восстановить свое право распоряжения и установить контроль за эффективностью и надежностью собственных вложений. Только в этом случае проблема инвестиционной сферы будет решена.
Инвестирование коммерческих банков следует рассматривать как изменение свойств объекта инвестиций, осуществляемое инвестором с целью получения инвести-
ционного дохода, меняющего, в свою очередь, свойства инвестора. На практике это означает, что целенаправленное воздействие на отдельные свойства позволяет коммерческому банку вначале таким образом изменить объект инвестиций, что эффективность и надежность последующих долгосрочных вложений будут зависеть только от того, насколько успешно коммерческий банк ими управляет.
Для того чтобы управлять эффективностью инвестиционных вложений коммерческий банк как инвестор, прежде всего, должен сформировать ключевое свойство -стратегичность деятельности - и установить контроль за созданием и реализацией стратегии. Стратегия - отчетливое видение того, каково в текущий момент и каким должно быть состояние системы в следующий момент времени, какие шаги необходимо предпринять для достижения нового состояния и какие ресурсы могут для этого потребоваться.
Стратегичность деятельности - это подчиненность всей деятельности единой стратегии, именно поэтому данное свойство делает деятельность объекта прозрачной и позволяет коммерческому банку управлять эффективностью инвестиционных вложений.
О наличии стратегичности деятельности коммерческого банка можно говорить только в том случае, если подобраны и обучены способные люди, создана и внедрена нормативная база, запущены и устойчиво функционируют все необходимые для этого процессы, а также осуществляется управленческий контроль за отклонениями от заданного свойства. Все вышеперечисленное и является предметом деятельности коммерческих банков в связи с реализацией ими инвестиционной деятельности.
Второе важное направление, которым должны заниматься коммерческие банки в связи и инвестиционной деятельностью, - это обеспечение целенаправленности распределения ресурсов. Контроль за распределением ресурсов является необходимым условием для управления надежностью инвестиционных вложений коммерческих банков. Целенаправленность распределения ресурсов - это подчиненность финансовой политики коммерческих банков принятой стратегии деятельности.
Финансовая политика коммерческих банков должна основываться на балансе ин-
тересов общества, собственника и исполнителя. Она представляет собой совокупность принципов и критериев, в соответствии с которыми строится финансовая деятельность и формируется бюджет реализации стратегии. Какой бы хорошей ни была стратегия коммерческого банка, если его ресурсы тратятся на что-то другое, эффективность ее реализации снижается вплоть до того, что она не будет реализована вовсе. И наоборот, если коммерческий банк как инвестор будет целенаправленно воздействовать на объект с тем, чтобы сделать прозрачной его финансовую деятельность, он в любой момент сможет проконтролировать направления расходования средств, обеспечив тем самым надежность собственных вложений.
Эффективность реализации стратегии коммерческих банков и целенаправленность распределения ресурсов существенным образом зависят от того, насколько оптимально построена система управления объектом, а также насколько точно и в срок выполняются приказы и распоряжения. Именно поэтому контроль за свойствами системы управления является достаточным условием для обеспечения надежности инвестиционных вложений коммерческих банков. Надежность системы управления - важное ключевое свойство, требующее целенаправленного инвестирования. Надежность системы управления коммерческим банков - это, прежде всего, соответствие оргструктуры принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей в соответствии с их управленческими способностями.
Построение оргструктуры - это проектирование своеобразного организма, функции которого необходимы и достаточны для реализации заданной стратегии инвестирования средств коммерческих банков. Нередко коммерческому банку требуется глобальная реструктуризация деятельности, необходимость которой диктуется требованиями меняющейся внешней среды. До тех пор, пока система управления коммерческим банком не будет адаптирована к новым условиям, вкладывать в нее дополнительные средства нецелесообразно.
Самая оптимальная оргструктура коммерческого банка будет бесполезной, если система управления не способна вырабатывать нужные команды и без искажений дово-
дить их до рабочих органов и непосредственных исполнителей. Оценка управленческих способностей каждого конкретного руководителя позволяет не только контролировать систему управления, но и целенаправленно воздействовать на нее, постепенно придавая ей нужные свойства. Зная свойства системы управления коммерческого банка нетрудно прогнозировать, насколько надежно будет реализована принятая стратегия, а также сколько дополнительных усилий потребуется для компенсации возможных сбоев.
Для того, чтобы коммерческий банк мог привлекать и эффективно вкладывать средства в региональную экономику, он сам должен быть привлекательным объектом. Осуществляя в свое развитие целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, коммерческий банк повышает инвестиционную привлекательность себя как объекта для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта [6].
Возможны и другие подходы обеспечения инвестиционной привлекательности коммерческих банков. В отличие от предложенного традиционный подход вместо создания стратегичности деятельности предполагает привнесение в деятельность коммерческих банков разовых стратегий, вместо целенаправленности распределения ресурсов -прямое вмешательство в финансовую деятельность, вместо обеспечения надежности системы управления в целом - внедрение послушного управленца. При таком подходе поддержание объекта инвестиций в нужном состоянии требует от инвестора постоянных расходов и позволяет осуществлять всего лишь разовые инвестиции, при этом затраты существенно снижают эффективность вложений.
Как отмечалось выше, интересы собственника расходятся с интересами исполните -ля, именно поэтому право распоряжения инвестиционными вложениями инвестор должен оставить за собой, осуществляя его путем непосредственного управления инвестициями. Собственник, взявший на себя такую
ответственность, может называться эффективным инвестором.
Управление инвестициями - это контроль коммерческого банка как инвестора за тем, чтобы деятельность объекта инвестиций постоянно осуществлялась в соответствии с принятой стратегией и была обеспечена ресурсами в соответствии с принятой финансовой политикой. Через контроль оказывается целенаправленное воздействие на составляющие процесса инвестирования с целью поддержание его в заданном направлении. Формируя необходимые свойства, инвестор структурирует деятельность объекта инвестиций в целом, при этом исполнитель помимо организации прибыльного производства и продажи продукции должен обеспечивать управленческий контроль за нормальным функционированием запущенных процессов, а сам инвестор, выявляя отклонения в деятельности объекта, следит за тем, чтобы интересы исполнителя не вступали в противоречие с его собственными. Таким образом, управление инвестициями не может и не должно сводиться к управлению объектом.
Действенный контроль эффективного инвестора предполагает создание структуры, в задачи которой входит повседневная реализация его интересов. В зависимости от целей и возможностей инвестора контроль может осуществляться различными структурами, например, такими, как: общественная организация «Реализация интересов собственника», в задачи которой может входить консолидация пакетов раздробленных собственников; «Управленческий холдинг», объеди-
няющий усилия собственников нескольких объектов для привлечения специалистов высокого уровня и комплексного подхода к управлению инвестициями; муниципальное, региональное или федеральное «Общество реализации прав акционеров», в задачи которого входит распространение идеи управления инвестициями, воздействие на законодательную сферу, подготовка специалистов по
управлению инвестициями; различные структуры при Наблюдательном Совете объекта, осуществляющие контроль за соблюдением интересов собственников.
Таким образом, функции коммерческих банков должны обеспечивать систему действий по обслуживанию клиентов. Однако наряду с этим они обеспечивают скрепление хозяйственного пространства регионов и способствуют сохранению целостности государства. В связи с этим должно поддерживаться оптимальное число коммерческих банков в субъектах Российской Федерации, достаточное для решения не только финансовых проблем, но и для обеспечения целостности регионального пространства.
1. Черкасова Н.Н. Банк как инструмент экономического роста / Пятый всерос. банковский форум. 6-7 сентября. Н. Новгород, 2004. С. 79.
2. Шоранев М.В. Развитие инвестиционной региональной банковской системы / Пятый всерос. банковский форум. 6-7 сентября. Н. Новгород. 2004. С. 88.
3. Марголин А.М., Быстряков А.Я. Экономическая оценка инвестиций. М., 2005. С. 154.
4. Перспективы и тенденции развития бюджетной системы Российской Федерации. М., 2004. С. 98.
5. Маковская Н.И. Кредитование реального бизнеса // Прямые инвестиции. 2008. № 5. С. 80.
6. Мамута М.А. Инвестиционная активность коммерческого банка / Девятый Междунар. инвестиционный форум. 16-19 сентября. Вена, 2008. С. 54.
Поступила в редакцию 20.09.2008 г.
Belousov A.Z. The role of commercial banks in regional economy investment. Some factors influencing the development of the real sector of regional economy have been examined. The role of the bank sector in regional economy investment has been defined.
Key words: commercial bank, capital, investments, savings, credit, efficiency, quality.