Научная статья на тему 'Управление инвестиционной привлекательностью региона: теоретический аспект'

Управление инвестиционной привлекательностью региона: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1475
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова И.А.

В настоящее время привлечение инвестиций в реальный сектор экономики вопрос ее выживания. Будут инвестиции будет развитие реального сектора, следовательно, будет и экономический подъем. Не удастся привлечь инвестиции неминуемо умирание производств, деградация экономики, обнищание страны, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инвестиционной привлекательностью региона: теоретический аспект»

22 (64) - 2011

Инвестиционная политика

УДК 330.322.01

управление инвестиционной привлекательностью региона: теоретический аспект

И. А. ФИЛИППОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Е-mail: ean@ulstu.ru Ульяновский государственный технический университет

В настоящее время привлечение инвестиций в реальный сектор экономики - вопрос ее выживания. Будут инвестиции - будет развитие реального сектора, следовательно, будет и экономический подъем. Не удастся привлечь инвестиции - неминуемо умирание производств, деградация экономики, обнищание страны, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Ключевые слова: инвестиция, управление, привлекательность, регион.

Даже самое незначительное повышение инвестиционной привлекательности регионов — это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но разовое привлечение инвестиций малоэффективно, после этого инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой.

Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в постоянные. Осуществить это возможно лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности регионов, правильно оценив региональный потенциал.

Именно поэтому управление инвестиционной привлекательностью регионов является в настоящее время ключевым вопросом.

Традиционно понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие таких условий

инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления.

Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место. В силу особенностей он имеет свою специфику, а в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Проанализируем определение инвестиционного потенциала региона.

«Потенциал» как экономическая категория может трактоваться следующим образом: «Возможность и готовность субъектов рынка специализироваться в тех видах деятельности и производства, по которым в каждый момент времени имеются абсолютные или сравнительные преимущества» [3, с. 78].

Инвестиции рассматриваются как денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки; кредиты, любое другое имущество или иму-

щественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта [2, с. 20].

В современной экономической литературе существуют также следующие определения:

- инвестирование — процесс непосредственного или опосредованного воздействия инвестора на объект инвестиций, осуществляемый с целью изменения его свойств;

- инвестор — субъект, ориентированный на изменение свойств объекта инвестиций, позволяющее при минимальных вложениях в этот объект восполнить дефицит необходимых для собственного развития ресурсов и изменить собственные свойства в нужном для себя направлении;

- объект инвестиций — объект, свойства которого позволяют инвестору посредством участия в нем получить инвестиционный доход;

- инвестиционный доход — измененные свойства объекта инвестиций, приводящие к изменению свойств инвестора [6, с. 59—91].

Таким образом, категория «инвестиционный потенциал» отражает степень возможности вложения средств в активы длительного пользования, включая вложения в ценные бумаги с целью получения прибыли или иных народнохозяйственных результатов.

Примечательна позиция Н.А. Абыкаева и В. В. Бочарова, которые, анализируя структуру инвестиционного спроса, выделяют собственно потенциальный спрос и конкретный спрос (предложение капитала) и на этой основе делают вывод, что первый из них возникает при отсутствии намерения субъекта хозяйствования при имеющемся доходе (прибыли) направить его на цели накопления. Называя его формальным, они дают ему определение инвестиционного потенциала — источника для будущего инвестирования [1, с. 71].

Второй же вид инвестиционного спроса авторы характеризуют как конкретную реализацию намерений субъектов инвестиционной деятельности на рынке инвестиционных товаров в форме предложения капитала. Однако не вполне правомерно отождествлять доход (прибыль) с инвестиционным потенциалом, поскольку всегда существует противоречие между собственно потреблением и накоплением, и лишь реальные накопления могут выступать в форме потенциальных инвестиционных ресурсов.

Более того, авторы подразумевают наличие прямой связи между инвестиционным потенциалом и его конкретной реализацией. Реализация инвестиционного потенциала подразумевает наряду с мерами, обеспечивающими его формирование и повышение уровня, также и комплекс мер по созданию условий его включения в реальный инвестиционный процесс и процесс эффективной реализации через мотивацию (активизацию) инвестиционного потенциала.

Заслуживают внимания подходы к анализу формирования и реализации инвестиционного потенциала региона, предложенные Ф. С. Тумусовым. Автор дал понимание категории «инвестиционный потенциал» как совокупности инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала [5, с. 394].

По мнению автора, региональный инвестиционный потенциал представляет собой не простую, а некоторым образом упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, расположенных на определенной территории, позволяющую добиться ожидаемого эффекта при их использовании. Это важно, так как рассмотренная Ф. Тумусовым совокупность материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов должна быть дополнена, например, информационными ресурсами.

С другой стороны, было бы ошибкой отождествлять региональный инвестиционный потенциал с понятием «основные средства производства», имеющиеся в наличии на данной территории. Термин «инвестиционный потенциал» применяется для характеристики возможных в перспективе вложений, которые, хотя в определенной мере могут косвенно зависеть от размера ранее накопленных основных средств (в частности, эта зависимость может сказываться при анализе возможностей перенасыщения капиталом, переинвестирования в какую-либо конкретную отрасль), но эта зависимость не определяется прямолинейно.

Иной подход в определении инвестиционного потенциала базируется на теории сравнительных и абсолютных преимуществ. Исходным постулатом теории рыночной экономики является условие ограниченности ресурсов функционирования хозяйствующих субъектов. Из постулата ограни-

ченности ресурсов и неравноценного их распределения между хозяйствующими субъектами можно сделать методологический вывод, что каждый субъект предпринимательства как элемент общей хозяйствующей системы обладает определенными видами преимуществ.

Такой подход применим и к более ограниченному и материализуемому понятию «инвестиционный потенциал региона». Абсолютные преимущества складываются из геостратегических, географических, природно-климатических, демографических условий. Сравнительные преимущества в рамках современной науки могут быть охарактеризованы как обусловленные инвестиционным потенциалом, позволяющим реализовывать стратегии снижения издержек или дифференцировать выпуск.

Таким образом, исходя из этих допущений, под категорией «региональный инвестиционный потенциал» понимается совокупная возможность отраслевых непостоянных ресурсов, позволяющих увеличивать капиталовооруженность труда и способность хозяйствующих субъектов, оперирующих запасами этих ресурсов, обеспечивать во времени устойчивый экономический доход.

Наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона являются следующие факторы, оказывающие наибольшее влияние на предпочтения инвесторов [6, с. 112]:

- ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);

- потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);

- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);

- интеллектуальный (образовательный уровень населения);

- институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

- инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе). Необходимо также оценить законодательные

условия для каждого региона и выделить следующие инвестиционные риски:

- экономический (тенденции в экономическом развитии региона);

- политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних выборов);

- социальный (уровень социальной напряженности);

- экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

- криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений). Проблему оживления инвестиционной активности и целенаправленной реструктуризации реального сектора экономики региона нельзя решить без помощи банковской системы, через которую осуществляется передача средств из финансовой сферы в реальный сектор экономики. Актуальная задача формирования полноценного регионального рынка инвестиционных капиталов не может быть решена без стратегического развития региональной банковской системы как необходимого элемента, формирующего социально ориентированное рыночное хозяйство региона, обеспечивающего надежное, качественное и эффективное ведение кредитных и расчетных операций реального сектора социальной сферы, а также обслуживание сбережений населения.

Важнейшими и самыми многочисленными экономическими субъектами являются потребители (домохозяйства), не занимающиеся бизнесом, однако имеющие доходы, осуществляющие расходы и имеющие склонность к сбережению. В развитых капиталистических странах представители государственной власти еще несколько столетий назад осознали необходимость займов у населения. Кредитными ресурсами могут пополняться бюджеты всех уровней, в том числе региональный (областной).

Инвестиционная стратегия является структурированной совокупностью нескольких информационно связанных аспектов, таких как: институциональный, экономический, нормативно-правовой и информационно-аналитический (рис. 1).

Институциональный аспект инвестиционной стратегии представляет собой совокупность видов инвестиций, инвестиционного портфеля, рисков. В рамках институционального аспекта выделяются основные управляемые подсистемы, существующие в инвестициях (рис. 2).

Нормативно-правовой аспект инвестиционной стратегии состоит, во-первых, из законодательных и иных нормативно-правовых актов государства, образующих юридическую основу и формирующих фискальную среду, в рамках которых корпорация формирует инвестиционную стратегию и осуществляет инвестиционный процесс; во-вторых, из учетной политики корпорации, внутренних ре-

гулирующих документов, которые позволяют обеспечивать единый инвестиционный процесс в рамках подразделений корпорации.

Экономический аспект — совокупность экономических частей инвестиционной стратегии, к которым относятся: система экономических показателей для оценки инвестиционной стратегии, управление, финансирование инвестиционного процесса. В рамках экономического аспекта выделяются основные методы, критерии и цели инвестиционной стратегии (рис. 3).

Информационно-аналитический аспект инвестиционной стратегии представляет собой систему обработки информации, состоящую из следующих частей:

- подсистема сбора и сортировки информации;

- подсистема хранения информации;

- подсистема поиска;

- подсистема анализа информации. Система обработки информации является базисом для создания информационного механизма региона и позволяет оперативно реагировать на изменения в юридических основах и фискальной среде, прогнозировать экономические перспективы рынков и планировать изменения в пределах институционального аспекта, корректировать основные части экономического аспекта инвестиционной стратегии.

- - Информационные связи

Рис. 1. Место информационной составляющей в региональном инвестиционном процессе

Институциональный аспект

1 1

Виды инвестиций Инвестиционный портфель Риски

и

— —

и "М

См X

и

5!

4

>1 ч

& и 1) 4 5

X

и

Е,

£ за

ГЗ _

и ~

Стратегия поглощения

нЦ _

н ^

о " 5 —

в Е.

о Е-

н _

и -

к

Сц

ч в ой

Ы (Й и

с.

о

а.

Е в

Портфельная стратегия

Стратегия риска

Рис. 2. Структура институционального аспекта инвестиционной стратегии

Рис. 3. Структура экономического аспекта инвестиционной стратегии

Организационная структура инвестиционного рынка региона состоит из трех равных по значимости секторов (рис. 4):

- сектор инвестиционных ресурсов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сектор обязательств и долей;

рис. 4. Составляющие регионального инвестиционного рынка

- сектор гарантий.

Каждый из названных секторов служит для определения реальных цен на объекты, обращающиеся на рынке. В связи с наличием у инвесторов свободных ресурсов возникает их предложение в секторе инвестиционных ресурсов. Предприятия предлагают в обмен на инвестиционные ресурсы свои доли и обязательства. Это порождает образование сектора долей и обязательств, при этом,

как правило, возникают различные виды рисков, поэтому для их минимизации возникает сектор гарантий.

Для принятия решений на инвестиционном рынке региона помимо трех вышеприведенных секторов необходимо наличие достоверной информации, что обуславливает существование системы информации и адекватного ей информационного механизма региона.

Таким образом, инвестиционный рынок — это некая абстрактная площадка, на которой происходит перетекание объектов рынка между субъектами на основе доступной тем и другим информации. Такой переток, как правило, представляет собой замкнутый процесс, который по сути является кругооборотом инвестиций в рамках региона.

Инвестиционный рынок региона также может быть представлен в виде модели кругооборота инвестиций и объектов инвестирования (рис. 5). Эта система основана на свободном движении инвестиционных ценностей и инвестиционных ресурсов (объектов инвестиций и финансовых средств), связывающая путем обмена инвесторов и потребителей инвестиций, а также регион в качестве субъекта рынка, предлагающего гарантии, через сектор инвестиционных ресурсов, сектор долей и обязательств и сектор гарантий.

Под инвестором понимается лицо, предлагающее на инвестиционном рынке инвестиционные

рис. 5. Схема

движения

инвестиционных

ценностей

и инвестиционных

ресурсов

на региональном

уровне

ресурсы (например, инвестиционный банк, холдинговая компания, корпорация).

Сектор инвестиционных ресурсов — часть инвестиционного рынка, на которой инвесторы и потребители инвестиций посредством спроса и предложения устанавливают реальную цену инвестиционных ресурсов, получают информацию об объемах и ценах инвестиционных ресурсов, а также непосредственно сами инвестиции.

Сектор долей и обязательств, а также сектор гарантий являются компенсационными. Сектор долей и обязательств — часть рынка, на которой посредством спроса и предложения устанавливаются цены на доли обязательства. Эта часть рынка обеспечивает получение информации об объемах и ценах долей обязательств, а также на ней происходит переход долей и обязательств от потребителей инвестиций к инвесторам.

Сектор гарантий — часть инвестиционного рынка, которая позволяет определить цену и объемы необходимых гарантий на инвестиционные ресурсы, доли и обязательства.

Суммарная стоимость предложенных инвестиционных ресурсов в регионе может рассматриваться как инвестиционный потенциал региона, а суммарная потребность в инвестиционных ресурсах, т. е. суммарная стоимость долей и обязательств, предлагаемых к реализации, может рассматриваться как инвестиционные потребности региона.

Главное в концепции «Управление инвестициями в реальный сектор» заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет этому инвестору получить глобальный контроль за надежностью и эффективностью собственных вложений.

На практике это означает, что контроль за эффективностью вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства стратегичности деятельности, устанавливая тем самым контроль за созданием и реализацией стратегии.

Чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно ключевое свойство — целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая тем самым необходимый контроль за надежностью вложений. Наконец, целенаправ-

ленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в свои руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле за их функционированием: чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

Управление в масштабах региона — это прежде всего управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и

эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам, — все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона.

Становление региональных инвестиционных институтов должно проходить за счет проведения следующих мероприятий [4, с. 518].

1. Принятие региональных законов, направленных на прямое или косвенное принуждение внесения денежных средств субъектами экономики в инвестиционные институты. Одним из таких способов могут быть отдельные виды обязательного страхования населения, например, от несчастных случаев или страхование водителей автотранспорта.

2. Создание в рамках местного законодательства льготного налогообложения для инвестиционных институтов и субъектов региональной экономики, осуществляющих инвестиционные операции через них. В частности, юридические лица могут быть освобождены от уплаты части региональной составляющей налога на прибыль, а физические лица-инвесторы — региональной части составляющей подоходного налога.

3. Формирование непосредственно самих региональных инвестиционных институтов (страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов, инвестиционных банков) при участии местных органов власти. Особенно это важно для инвестиционных компаний (фондов), так как вложения в них носят добровольный характер, поэтому публичный контроль за инвестиционными институтами и возможное гарантирование возврата части вложений в них со стороны региональных властей придало бы им надежность и привлекательность

для потенциальных инвесторов. Приоритетом при создании инвестиционных фондов в регионе должны быть закрытые фонды, так как вложения в них носят наиболее долгосрочный характер.

4. В регионе должны быть созданы крупные региональные информационные агентства. Их задачи должны состоять в сборе, анализе и публикации информации о региональных предприятиях, создании системы рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности местных объектов. Информационное агентство должно предоставлять оперативную информацию о состоянии финансовых рынков для региональных инвесторов, а также информировать население о деятельности и преимуществах инвестиционных институтов для привлечения в них свободных денежных средств. Учреждение и финансирование такого агентства должно осуществляться совместно инвестиционными институтами и органами местной власти, так как деятельность такого агентства вначале будет убыточна, требуя постоянных финансовых вложений.

Список литературы

1. Абыкаев Н. А, Бочаров В. В. Региональное управление. Зарубежный опыт. М.: 2009.

2. Бухвальд Е. М, Павлов И. Т. Инвестиционная политика в регионе. М.: Наука, 2007.

3. Дульщиков Ю. С. Региональная политика и управление. М.: 1999.

4. Региональная экономика: под ред. Т. Г. Морозовой. М.: 2006.

5. Тумусов Ф. С. Управление экономическим развитием. М.: 2000.

6. Экономика: учебник под ред. А. С. Булатова. М.: БЕК, 2004.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 popova@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.