21 (114) - 2009
Инновации и инвестиции
ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
А.А. ГАДЖИЕВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой денежного обращения и кредита
Д.И. БОЛОХОВ,
Н.Ф. УРЦМИХАНОВ, аспиранты кафедры денежного обращения и кредита Дагестанского государственного университета
В статье рассматривается система методического обеспечения анализа инвестиционной активности банков в развитии реального сектора экономики.
Ключевые слова: анализ, инвестиции, активность, сектор, банки.
Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата — ключевая задача экономической политики республики, что требует создания благоприятных условий для создания и расширения большого количества субъектов различных форм собственности. При этом существующие до сих пор прямые и косвенные формы субсидий неэффективным предприятиям, дискриминационное использование государственной помощи, как мы считаем, должны быть отменены. В частности, это подразумевает ликвидацию индивидуальных налоговых льгот и искусственной дифференциации цен и тарифов, исключение избирательности процедур банкротства и проверок и т. п. В то же время следует радикально упростить регистрацию юридических лиц, экспертизу и согласование инвестиционных проектов, по возможности, снять административные ограничения на движение товаров, капитала, рабочей силы.
Для создания режима максимального благоприятствования и развития бизнеса потребуется радикальное сокращение числа проверяющих и контролирующих органов, ограничение ведомственного нормотворчества, расширение капиталов
финансовой поддержки всем отраслях, осуществляющим развитие новых производств на основе конкурентоспособных, ресурсосберегающих, наукоемких технологий и использующих местное сырье. Все это требует организации комплекса мер по формированию банка данных о республиканских инвестиционных проектах и предложениях с выходом на российскую и мировую информационные системы, по подготовке специального каталога инвестиционных проектов Республики Дагестан, отвечающего международным стандартам, по подготовке перспективных и эффективных проектов для публикации в каталогах инвестиционных проектов международных организаций, расширения участия республики в деятельности и хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, в выставках (ярмарках) для демонстрации на них своих инвестиционных проектов и т. д.
Одной из важнейших задач современного этапа развития национальной экономики является обеспечение устойчивого роста объемов производства валового внутреннего продукта, что обусловлено воздействием множества факторов, среди которых особое значение имеет инвестиционный потенциал, его привлечение и эффективное использование в реальном секторе экономики.
Успешное решение этой задачи во многом определяется инвестиционной политикой, для ре-
ализации которой нужна институциональная база, обеспечивающая качество и мобильность организационных систем, механизмов управления инвестиционными процессами в экономике страны.
Инвестиционная политика в перспективе должна обеспечивать простое и расширенное воспроизводство. Важнейшими направлениями этой политики становятся системно-инновационная стратегия, развитие, основанные на всестороннем использовании интенсивных факторов, обеспечивающих формирование достаточного инвестиционного потенциала в регионах.
Инвестиционный потенциал как объект инвестиционной политики включает совокупность мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса, обеспечивающего устойчивое социально-экономическое положение территорий.
В отечественном законодательстве и экономической литературе до сих пор не определены термины «инвестиции», «инвестиционный потенциал», «инвестиционные ресурсы». В то же время в теории и практике инвестиционной деятельности встречаются довольно разнообразные подходы к трактовке этих «понятий». Как и все общие научные определения, они не являются полными и исчерпывающими, а их содержание зависит от того, какой аспект инвестиционной деятельности рассматривается авторами. Поэтому в аспекте рассмотрения социально-экономического развития территорий, регионов эти понятия требуют уточнения.
В соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством понятие «инвестиции» определяется как: «... денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, оборудование и т. д., вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта»1. Однако данная трактовка инвестиций насколько широка, настолько и слабо применима к оценке роли инвестиций в региональном экономическом развитии.
По мнению авторов, макроэкономический инвестиционный потенциал определяется не просто возможностями и предпосылками осуществления инвестиционного процесса, а наличием финансовых ресурсов, производственных мощностей, эффективного спроса и разнообразных каналов преобразования финансовых ресурсов в материальные блага.
В контексте предложенного подхода к трак-
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями). - М.: 2007. С. 378.
товке инвестиционного потенциала в качестве ключевой его характеристики следует выделить категорию «инвестиционные ресурсы».
В исследованиях ученых, посвященных анализу регионального аспекта инвестиций, предлагаются различные трактовки инвестиционных ресурсов. Одни из них инвестиционными ресурсами считают средства, предназначенные и используемые в инвестиционной деятельности, другие инвестиционные ресурсы рассматривают как «инвестиционный потенциал». Однако «потенциал» гораздо шире, чем «ресурсы», поскольку он отражает совокупность возможностей и условий для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, направленной на преобразование ресурсов в готовую продукцию, товары и услуги, потребляемые населением.
Рассматриваются различные параметры оценки инвестиционного потенциала. В частности, чтобы оценить обеспеченность производственных мощностей финансовыми ресурсами, предлагается использовать коэффициент финансовой зависимости, предложенный Р. Голдсмитом, который рассчитывается как отношение совокупных финансовых активов к величине материальных активов за вычетом чистых зарубежных активов. Данный подход, по нашему мнению, приемлем для анализа национальной экономики. Поэтому применительно к региональному анализу перспектив инвестиционной деятельности в качестве параметра, отражающего обеспеченность экономики инвестиционными ресурсами, нами предлагается коэффициент соотношения инвестиционной базы (финансовой базы развития) и стоимостного выражения основных фондов, размещенных на рассматриваемой территории (табл. 1).
Вместе с тем нормальная достаточность финансовой базы не может служить показателем, в полной мере отражающим состояние и перспективы инвестиционной деятельности в регионе, т. е. регионального инвестиционного потенциала.
Возможности России для финансирования инвестиций за счет собственных ресурсов, как показывают данные табл. 2, за годы реформ резко сократились.
Причем связь между динамикой инвестиционной активности и динамикой обеспеченности инвестиционными ресурсами весьма существенна. В связи с этим потенциально эффективным фактором оживления инвестиционного процесса в России и ее регионах может оказаться перспектива финансирования инвестиций за счет иностранных источников.
Таблица 1
Обеспеченность России финансовыми инвестиционными ресурсами
Показатели 1991 г. 1995 г. 1999 г. 2004 г. 2007 г.
Инвестиционные ресурсы России, млрд руб., в ценах 1990 г.* 331,52 33,70 33,6 193,5 296,8
Стоимость основных фондов в сопоставимых ценах, млрд руб. 1 992,70 2 020,3 1 992,0 2 114,2 4 375,2
Коэффициент обеспеченности инвестиционными ресурсами, % 16,64 1,67 1,71 2,15 2,25
Примечание: рассчитано по: Российский статистический сборник, 1998 — 813с., 2004 — 916с., 2008 — 936с. * По дефлятору ВВП.
Следует отметить, что привлечение иностранных инвестиций получило определенное распространение лишь в 1994—1996 гг., что было связано во многом с нарастанием кризисных явлений в сфере совместного предпринимательства в регионах и стремлением администраций краев, областей и республик находить альтернативные источники поступления капитала из-за рубежа.
Для большинства субъектов экономических районов и федеральных округов, как и в целом по России, указанный канал поступления инвестиций остается незначительным до настоящего времени. При этом иностранный капитал всегда имел конкретную цель — участие в создании совместных предприятий в форме прямых инвестиций — материальных и нематериальных активов. Однако крайне малые размеры таких средств, поступающих от иностранных инвесторов, не оказывали существенного влияния на восстановление или развитие конкретных предприятий или отраслей экономики в регионах.
Так, в 1995—2001 гг. накопленная сумма иностранных инвестиций в экономику Республики Дагестан составила 6 938 тыс. долл. В последующие 2002— 2004гг. никаких поступлений больше не было.
В то же время распыление этой суммы по разным отраслям (химическая, нефтехимическая, связь, легкая промышленность) экономики не привело к коренным изменениям деятельности функционирующих в этой сфере предприятий.
В этой связи перспективы роста инвестиционной активности в регионах России состоят в приоритетном развитии собственного инвестиционного потенциала.
Формирование и развитие собственного инвестиционного потенциала требует реализации следующих первоочередных задач:
• определения инвестиционной привлекательности отдельных регионов с учетом присущих им природных и социально-экономических условий;
• оценки региональной инвестиционной политики и вытекающей из нее стратегии и тактики. Давно установлено, что Дагестан относится к
числу высокодотационных регионов Российской Федерации. Дефицит республиканского бюджета,
недофинансирование целевых инвестиционных программ из других источников, в частности трансфертами из ФФПР, субсидиями и субвенциями из федерального бюджета, не позволяют завершить работы по реконструкции и развитию таких масштабных объектов, какими являются Махачкалинский морской порт, аэропорт, десятки предприятий плодоовощной, консервной, винодельческой и мясомолочной промышленности.
Цепные темпы динамики инвестиций в основной капитал много лет находятся в состоянии застоя, а в имеющихся колебаниях в сторону улучшения высоко воздействие инфляционных факторов (табл. 2).
В сложившихся условиях наиболее предпочтительным вариантом реализации региональной инвестиционной политики в части формирования инвестиционного потенциала представляется:
• использование собственных средств предприятий и организаций путем введения в оборот имеющихся в их распоряжении материальных и нематериальных активов и снижения налогового бремени на прибыль и другие результаты;
• дифференцированный подход в установлении нормативов амортизационных отчислений в зависимости от стабильности экономической и социальной обстановки в регионе;
• снижение и стабилизация ставки рефинансирования и на этой основе усиление заинтересованности банков в кредитовании экономики и стимули-
Таблица 2
Цепные темпы динамики инвестиций в основной капитал
по Республике Дагестан (в % к предыдущему году)
Показатели 2002 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Инвестиции в основ- 140,3 132,5 83,4 96,7 101,9
ной капитал
всего
В том числе:
производственные 127,9 109,5 78,1 98,2 108,5
инвестиции
инвестиции не- 157,3 163,9 88,2 81,4 89,2
производственного
назначения
Источник: Статистический ежегодник: Социально-экономическое положение РД. Махачкала, 2004—2008гг.
рование, а также увеличение доходов населения по различным видам вкладов в банках; • выявление и стимулирование развития базовых производств региональной экономики в целях обеспечения полноценного (двустороннего и многостороннего) товарообмена в регионе. В этой связи возникает необходимость разработки региональной стратегии инвестирования, предусматривающей систему инвестиционных решений, обеспечивающих выбор и реализацию инвестиционных целей, в том числе путем активного привлечения прямых и портфельных инвестиций предприятий региональной экономики, коммерческих банков, частных лиц и зарубежных организаций.
Важным становится исследование группы вопросов, которые недостаточно полно разработаны в теории и практике инвестиций.
Первая группа вопросов связана с обоснованием необходимости государственного регулирования процесса формирования инвестиционного потенциала в регионах. С этой целью, прежде всего, дана трактовка инвестиционного потенциала как совокупности предпосылок и возможностей для осуществления инвестиционного процесса. Такая трактовка предполагает разнообразие теоретических концепций, отражающих взгляды на его влияние на перспективы регионального экономического развития, на возможности государственного регулирования формирования регионального инвестиционного потенциала.
Производственный аспект формирования инвестиционного потенциала в регионах тесно связан с проблемой регулирования территориального размещения и использования производительных сил. Что же касается финансового аспекта, то он предполагает проведение политики, направленной на увеличение доступа к финансовому рынку, коммерциализации технологии, повышение квалификации рабочей силы, содействие экспорту и улучшение общей экономической инфраструктуры. При этом стимулирование привлечения капитала остается главным для депрессивных регионов, которые не могут обеспечить экономического развития за счет собственных инвестиционных ресурсов.
Очевидно, что сами финансовые ресурсы не преобразуются в инвестиции. Связь между финансовым и производственным капиталом опосредуется различными кредитно-финансовыми институтами, участвующими в формировании инвестиционного потенциала регионального хозяйства, что, в свою очередь, требует радикальной трансформации системы инвестиционных институтов рыночной инфраструктуры, которая в настоящее время не в полной мере соответствует изменившимся условиям регионального развития.
Вторая группа вопросов связана с анализом параметров экономического развития отдельного региона (Республика Дагестан) за период реформирования и определением роли инвестиции в этом процессе.
Инвестиционный процесс в Республике Дагестан в годы реформ приобрел специфический характер, обозначающий отток капитала из производственной сферы в финансовый. В начале 1990-х гг., как заметно из данных табл. 16, инвестиционная активность настолько снизилась, что получила устойчивую затухающую тенденцию. В 1997 г. объем инвестиций по сравнению с базовым 1990 г. сократился более в 10 раз, и, упустив много времени, к концу 1997 г. в руководящих структурах республики поняли, что без инвестиционных вложений она не сможет выровнять параметров экономического развития (табл. 3).
В 1997-2000 гг. несколько улучшилось положение в инвестиционной сфере, а в последующие годы возникли еле заметные признаки роста. За это время восстановили технологические процессы и увеличили производство продукции Кизлярский коньячный завод, Дербентский завод игристых вин, ДКК, Киз-лярский молочный завод, некоторые предприятия системы Дагэнерго, Дагнефть и многие строительные организации. В результате к 2004 г. наметились малозаметные тенденции роста инвестиций, ВРП и объема промышленного производства. При этом реальностью экономической ситуации стала «постиндустриальная» структура региональной экономики. Доля сектора производства услуг стала расти, а доля
Таблица 3
Основные параметры экономического развития Республики Дагестан
Показатели 1991г. 1995г. 1997г. 2000г. 2004г. 2007 г.
Индекс инвестиций, в % к 1990г. 98,9 18,3 9,6 99,6 103,5 108,2
Индекс инвестиций, в % к предыдущему году 82,2 73,0 72,1 73,0 102,2 103,4
Индекс ВРП, в % к предыдущему году - - - 97,0 103,1 105,3
Индекс пром. произв., в % к 1990г. 93,6 46,5 24,8 44,5 51,6 87,6
Индекс пром. произв., в % к предыдущему году 93,6 84,5 87,8 94,9 90,7 95,3
Источник: по данным стат. Ежегодников: Социально-экономическое положение РД за 1990-2008 гг.
индустриального сектора, производящего товары, оставалась почти на одном и том же уровне. Причина сложившейся квазипостиндустриальной структуры ВРП состоит в том, что товарная продукция предприятий региона не находит широкого спроса.
Система предприятий, производящих товары, формировалась в регионе в условиях нерыночных отношений. После распада СССР, а также в результате резкого удорожания транспортных перевозок (из-за событий в Чечне) предприятия региона, связанные с производством продукции, потребляемой за пределами республики, значительно снизили свою производственную активность или совсем прекратили свое существование (Махачкалинский приборостроительный завод, Избербашский завод электротехнического оборудования, Дербентский завод шлифовальных станков, Кизилюртовский завод фосфорных солей, завод полиграфических станков, завод точной механики мясомолочных и плодоовощных консервных заводов). Относительно благополучная ситуация сохраняется на предприятиях топливно-энергетического комплекса.
Большая часть производимой на предприятиях республики продукции реализуется на ее же территории. Поэтому третичный сектор (транспорт, связь и т. п.), связанный с поставкой в республику потребительских товаров, сохранил сравнительно большую инвестиционную привлекательность.
Замещение товаров, ранее производимых на предприятиях региона ввозимыми товарами, не было бы проблемой, если бы имел место адекватный рост вывозимой продукции. Однако, когда этого нет, возникает ситуация с «вымыванием» финансовых ресурсов за пределы и соответствующее снижение региональной инвестиционной базы. По сути, экономика региона с такой структурой производства не в состоянии обеспечить полноценного экономического цикла. Спрос, формирующийся у экономических агентов региональной экономики, теряет свою эффективность, поскольку во все большей степени удовлетворяется за счет производства, расположен-
ного за пределами региона, тогда как продукция региональных производителей не потребляется за пределами данного региона. Сохранение такой ситуации на длительный период может привести к полному исчерпанию региональных инвестиционных ресурсов и разрушению собственного инвестиционного потенциала не только в финансовой, но и в производственной составляющей.
К третьей группе относятся вопросы, связанные с определением основных тенденций формирования инвестиционного потенциала Дагестана, для которого, как и для других российских регионов, формирование инвестиционных ресурсов возможно за счет внутренних и внешних источников.
К внешним источникам в данном случае следует относить средства бюджетов различных уровней, а также средства предприятий, не являющихся резидентами региональной экономики.
Внутренние источники формируются экономическими агентами региона в процессе их хозяйственной деятельности.
Учитывая указанные обстоятельства, к основным тенденциям формирования инвестиционного потенциала Республики Дагестан следует отнести:
1. Зависимость инвестиционной сферы от внешних источников. Доля внешних источников в общем объеме финансовых поступлений в иные годы достигает до 80 %. В то же время этот источник пополнения инвестиционных ресурсов в последние годы (2000—2007гг.) так и не стал играть сколько-нибудь заметной роли в региональном инвестиционном процессе (табл. 4).
Инициатива в этой области, как свидетельствуют данные табл. 4, перешла в частный сектор. Если в 1992 г., когда внешние, т. е. бюджетные, источники финансировали более 84 % инвестиций, а на долю частного сектора приходилось 8,5 %, то в 2002—2007 гг. частный сектор вышел на первое место по удельному весу инвестиций в основной капитал. Однако наметившаяся тенденция роста доли частного сектора характерна для данного
Таблица 4
Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности (в % к итогу)
Источники 1992г. 1995г. 1998г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г.
Инвестиции, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
В т. ч. бюджетные 62,7 28,0 32,3 29,8 10,9 17,2 15,8 14,7 16,5 14,8 12,6
Муниципальные 22,0 17,8 3,5 7,7 7,4 17,1 13,2 12,2 13,9 14,2 11,6
Потреб. кооперации - - - 0,1 - - - - - 0,8 1,7
Частные 8,5 28,6 42,3 36,2 57,3 47,4 51,0 53,1 49,5 59,6 55,3
Смешанные российские 1,9 25,5 21,8 22,4 16,9 14,3 14,5 13,6 12,3 13,4 13,4
Смешанные российско-иностранным участием - 0,1 0,4 3,9 7,5 4,0 5,5 6,4 7,8 4,2 5,4
Источник: Статистический ежегодник. Дагестан в 2002—2008гг.
периода, когда инвестиции используются главным образом в строительном производстве. В то же время с началом масштабных работ по возрождению отраслей экономики несомненным условием финансирования инвестиций станут корпоративные источники в сочетании со смешанными российскими и бюджетными источниками, и восстановление роли прибыли хозяйствующих субъектов как важнейшего фактора инвестиционной деятельности и эффективности регионального развития.
В настоящее время хозяйственная деятельность большинства предприятий убыточна. Удельный вес убыточных предприятий достигает до 62 %, что, естественно, сужает потенциальные их возможности для реализации каких-либо инвестиционных программ. Такое положение, сложившееся еще в начале 1990-х гг., продолжается. В этих условиях прибыль как решающий фактор эффективности регионального развития давно утратила свою роль, уступив ее кредитам банка.
Однако динамика и структура кредитных вложений в экономику региона показывают, что банковский сектор еще не взял на себя функции институционального инвестора.
3. Негативные тенденции в процессе формирования финансовыхресурсов предприятий обусловили и снижение роли доходов населения в процессе формирования региональных инвестиционных ресурсов. Во-первых, за годы реформ, особенно до 1998 г., уровень доходов населения постоянно сокращался, а незначительный рост, наметившийся в 1998-2007 гг., происходил не за счет увеличения фонда зарплаты, а за счет предпринимательской деятельности. Во-вторых, доходы от торгово-коммерческого бизнеса, доходы от внешних источников (пенсии, пособия и т. п.) не могли способствовать увеличению инвестиционного потенциала, так как они в основном использовались на потребительские нужды. Для сбережения, для вложения в банки не хватало средств.
Таким образом, в сложившихся условиях возможности для формирования региональных инвестиционных ресурсов как за счет собственных, так и внешних источников весьма ограничены. В связи с этим особую актуальность приобретает задача максимально полной аккумуляции в региональной системе инвестиционных институтов, прежде всего коммерческих банков.
Федеральные целевые инвестиционные программы выполняют, как правило, координирующую роль по отношению к региональным программам, реализуемым на территории субъектов Федерации. Такие региональные программы, как
программа «Социально-экономическое развитие горных районов», программа «Возрождение садов и виноградарства», программа «Возрождение торгового флота» и другие, предусматривают эффективное использование инвестиционных вложений на основе последовательной увязки коммерческих интересов всех участвующих в их выполнении категорий инвесторов.
Абсолютную оценку инвестиционные вложения получают в форме конкретных объектов строительства или реконструкции, входящих в региональные программы. В 2005-2007 гг. в такие объекты вложены в среднем за год не менее 150-200 млн руб. (табл. 5).
Достигнутая степень готовности отмеченных в табл. 18 объектов требует новых вложений. В 2007 г. и за 6 мес. 2008 г. на эти и другие цели использовано всего лишь 1 439 млн руб. инвестиций, что на 13,3 % превышает достигнутый в 2000-2004 гг. уровень среднегодовых вложений. Это очень мало в рамках требований программы экономического и социального развития РД на период до 2010 г.
Дальнейшее развитие материального производства в республике станет возможным, однако, только при стабильном притоке инвестиционного капитала, формируемого в банковском секторе экономики.
В последние годы кредитные организации республики добились заметных успехов в наращивании ресурсной базы и на этой основе активизировали свою денежно-кредитную деятельность.
Таблица 5
Выполнение целевых инвестиционных программ по отдельным объектам
Освоено в Степень
Объекты 2005—2007гг., технической
млн руб. готовности,%
Морской торговый порт 220,2 22,0
Благоустройство террито- 2,8 81,0
рии санатория «Каспий»
Создание реабилитацион- 20,7 40,8
ного центра в санатории
«Талги»
Строительство лечеб- 3,9 5,0
ного пляжа в санатории
«Каякент»
Инженерное обеспечение 11,5 40,3
жилья для переселенцев
Лабораторный корпус 8,0 47,0
народного хозяйства
Медицинский центр 3,5 45
«Медсервис»
Источник: «Программа экономического и социального развития РД за период до 2010 года». Махачкала.
Уставный капитал действующих кредитных организаций по состоянии на 01.01. 2008 составил немногим более 10 млрд руб. По результатам деятельности за 2005-2007гг. банки имели в среднем за год прибыль в размере 170-180 млн руб. Большинство кредитных организаций теперь отнесены к категории финансово стабильных. В то же время размеры совокупных ресурсов всех кредитных организаций настолько малы, что не дает им возможности для осуществления крупных и долгосрочных инвестиционных вложений.
Состояние ресурсной базы региональной банковской системы, сложившееся к настоящему времени, не может удовлетворить кредитных потребностей предприятий и организаций реального сектора экономики республики.
По экспертным оценкам, для возрождения и дальнейшего развития отраслей материального производства в ближайшие годы понадобится в расчете на один год не менее 10-12 млрд руб. Такая цель может быть достигнута только в том случае, если в ближайшие 3-4 года будут наращены темпы капитализации банковской деятельности в 2-3 раза, что, в свою очередь, зависит от многих отраслевых и региональных факторов. Насколько, например, финансовый потенциал Республики Дагестан может стимулировать развитие банковского сектора, и, наоборот, каковы реальные возможности отраслевых структур пользоваться кредитами коммерческих банков, и т. д.
В настоящее время в общей сумме предоставленных региональной экономике кредитов на долю базовых отраслей материального производства приходится не более 50 %, в том числе: промышленности - 4 - 5 %; сельского хозяйства - 1,5 -4,5 %. Большая часть кредитов направляется в сферу торговли и общественного питания, где на операциях по покупке и реализации потребительских товаров делают несколько оборотов в год и тем самым получают довольно высокие доходы, обеспечивающие возвратность полученной ссуды и соответствующую сумму прибыли для себя.
Для восстановления и дальнейшего развития экономики республики нужны кардинальные меры, обеспеченные кредитной поддержкой банковской системы. Такая поддержка могла быть реальной, если региональные банки имели соответствующую ресурсную базу. Фактически из имеющихся по состоянию на 1 января 2008 г. кредитных ресурсов банков более 64 % приходится на долю привлеченных средств, использование которых для удовлетворения кредитных потребностей предприятий реального сектора экономики весьма проблематично и рискованно.
На основе проведенных исследований развития банковского сегмента инвестиционной инфраструктуры Республики Дагестан можно заключить, что процессы рыночных преобразований, начатые в 1990-х гг., привели к локализации деятельности кредитных организаций в основном в финансовом секторе. В результате инвестиционная база формируется в условиях, когда у кредитных организаций, с одной стороны, возрастает предпочтение ликвидности кредитных вложений, а с другой - растет склонность к спекулятивным вложениям.
В итоге инвестиционная база региона расширяется очень медленно, поскольку формирование дополнительных финансовых ресурсов в производственном секторе реальной экономики не происходило, а, наоборот, происходит активное «вымывание» большей части имеющихся ресурсов через филиальную сеть инорегиональных кредитных организаций.
Основываясь на результатах анализа складывающихся экономических явлений, связанных с исследованием инвестиционного потенциала экономики РД, выделены основные параметры, отражающие процесс формирования и использования регионального инвестиционного потенциала.
Оценка чувствительности параметров регионального инвестиционного потенциала показала, что сила влияния внешних факторов на процесс формирования регионального инвестиционного потенциала заметно превосходит возможности самоорганизации экономической системы региона. В результате система не может адекватно воспринять регулирующие воздействия, вследствие чего инвестиционная деятельность в иерархии видов деятельности переместилась в сторону рыночных факторов - расширения финансового потенциала предприятий и отраслей различных форм собственности, создаваемого ими путем наиболее эффективного использования собственных и привлеченных средств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аврамова Е, Гурков И. Адаптация промышленного предприятия к рыночным условиям. Вопросы экономики. 2005. № 6. С. 75.
2. Баканов М. Н., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2006. С. 150-156.
3. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Инфра-М. 2005. С. 215.
4. Бородин А. Ф. О роли банковского сектора в обеспечении устойчивого роста экономики. Деньги и кредит 2004. № 6.
5. Андрианов В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. - М.: 2005. С. 39-52.