Научная статья на тему 'Проблемы финансирования инвестиционных процессов в региональном развитии'

Проблемы финансирования инвестиционных процессов в региональном развитии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТНЫЙ РЫНОК / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ / НЕДИВЕРСИФИЦИРОВАННОСТЬ ЭКОНОМИКИ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ КРЕДИТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малахова Т. А.

В статье исследуются особенности инвестиционного финансирования в территориальном и муниципальном развитии, автором представлены тенденции кредитования, внешние и внутренние факторы поддержки банками предприятий. Особенности инвестиционного характера регулирования кредитного рынка представлено в существующих тенденциях государственного стимулирования банковского сектора в посткризисный период. Показаны взаимосвязи стратегических направлений финансирования отраслей экономики в регионах с неудовлетворительной кредитной политикой по стимулированию конкретных предприятий промышленности и сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансирования инвестиционных процессов в региональном развитии»

Канд.экон.наук,Т.А.Малахова,

соискатель ученой степени доктора экономических наук Ph.D(Ec) Tatiam A.Malakhova. seeker of tlie Scientific Degree of the Doctor of Economic Sciences

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ

РАЗВИТИИ

THE PROBLEM OF FINANCING OF INVESTMENT PROCESSES Ш REGIONAL DEVELOPMENT

В статье исследуются особенности инвестиционного финансирования в территориальном и муниципальном развитии, автором представлены тенденции кредитования, внешние и внутренние факторы поддержки банками предприятий. Особенности инвестиционного характера регулирования кредитного рынка представлено в существующих тенденциях государственного стимулирования банковского сектора в посткризисный период. Показаны взаимосвязи стратегических направлений финансирования отраслей экономики в регионах с неудовлетворительной кредитной политикой по стимулированию конкретных предприятий промышленности и сельского хозяйства.

This article explores tlie features of investment financing in territorial and municipal development, tlie autlior presents trends in lending, external and internai factors to support banks. Particular investment nature regulate credit market trends presented in tlie State stimulate tlie banking sector in post-crisis period. Showing tlie relationsliip of stratégie directions for financing tlie economy in regions witli poor credit policy to encourage spécifié business industiy and agriculture.

Ключевые слова: кредитный рынок, инвестиционный климат, финансирование капиталовложений недиверсифицированность экономики, внешние и внутренние факторы кредитного финансирования, региональные инвестиционные программы.

Key Words: credit market investment climate, capital financing, diversification of tlie economy, external and internai factors of credit financing, regional investment programme.

Государственная политика в области создания благоприятного инвестиционного климата в регионах России строится на создании широких полномочий органов местного самоуправления в выборе источников финансирования. В последнее время были введены законодательные акты, обеспечивающие институциональные и финансовые условия для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в разработке и реализации муниципальных проектов и программ с учетом экономических, экологических, культурных и других особенностей территорий. В Бюджетном послании Президента России выделены проблемы высокой дифференциации экономического развития регионов и представлена стратегия улучшения ситуации в данных процессах, причем особой проблемой выделено наличие барьеров в доступе к финансированию инновационных проектов со стороны как финансово-кредитных учрслсдсний так и административных органов управления. Привлечение инвестиций для финансирования капитальных вложений в территориальное и муниципальное развитие характеризуется решающей долей бюджетного финансирования, так в 2010 г. помощь государства составила почти 21,8%. Отсутствие комплексных стратегических инвестиционных программ, слабая организация институтов финансирования и недостаточная информационная база в области кошурентоспособных и инновационных продуктов не позволяет в достаточной мере развиваться промышленным и производственным предприятиям в российских регионах. Если крупные корпорации пользуются огромной государственной поддержкой, то предпринимательский сектор в последние годы значительно сокращается из-за отсутствия финансирования, правовой незащищенности и рисков наступления уголовной ответственности. Количество коммерческих предприятий прекративших свое существование в 2010г. составило 45,3% от общего числа вновь зарегистрированных^ 2009г.-41,75%,в 2008-37,29%)[2]. Малые и средние предприятия редко пользуются кредитами банковского сектора, в виду высоких процентов(свыше 17%) и сложности процедур по оформлению гарантий их получения. Особенностью осуществления кредитования российскими банками предприятий является смена условий кредитного договора и изменения ставки, что приводит к потере финансовых активов, а иногда и к банкротству компании, особенно на начальной стации ее развития.

В последние годы крупные предприятия и корпорации прибегают к кредитному финансированию со стороны зарубежных банков и финансовых учреяедений, так «Роснефть» в 2009г. оформила соглашение на 15 млрд. долл. под 5,5% годовых от китайских банков, в то время когда существовала огромная корпоративная задолженность(свыше 500 млрд.долл.) перед внешними инвесторами в составе госдолга В проблемах кредитного финансирования реального сектора экономики в нашей стране выделяют следующие факторы: внешние факторы недиверсифицированность экономики, общий дефицит ее инвестиционных возможностей, ограниченность и краткосрочный характер кредитных ресурсов, высокий уровень непрофильных (административных) расходов кредитных организаций, мошенничество .низкая конкурентоспособность банковского сектора; в качестве внутренних факторов отмечают низкую компетенцию владельцев и менеджмента некоторых банков при принятии бизнес-решений, диктуемых погоней за краткосрочной прибылью в ущерб финансовой устойчивости, неудовлетворительное в ряде случаев состояние управления, включая корпоративный аспект и управление рисками, в том числе вследствие ориентации кредитных организаций на обслуживание бизнеса владельцев, существование непрозрачных для регулятора и рынка форм деятельности.

недостоверность учета и отчетности, приводящие к искажению информации о работе кредитных организаций, вовлеченность отдельных кредитных организаций в противоправную деятельность, недостаточную технологическая надежность информационных систем кредитных организаций, обусловленную в том числе неупорядоченностью в сфере применения информационных и дистанционных технологий банковского обслуживания. Указанные недостатки снижают авторитет банковского сообщества и уровень доверия к банковскому сектору, ухудшают возможности привлечения банками инвестиций[1].

Эффективность управления инвестиционными вложениями в регионах зависит от уровня компетенции руководителей, организации инфраструктуры финансовой поддержки, доступности банковского кредитования, аренды и выкупа имущества муниципальных образований. Как отмечено в работе Е.В.Масленниковой и Л.Н.Татариновой, модернизационные процессы в регионах по реализации пилотных проектов должны проходить в: институциональном, организационном, функциональном, кадровом и финансовом аспектах. Отсутствие комплексного и системного подходов в привлечении и расходовании инвестиционных средств, определенных критериев эффективности и качества приводят к огромным финансовым потерям без получения социального и инновационного эффекга[5] .Инновационная деятельность и ее финансирование в регионах пока не стала решающим условием формирования конкурентоспособности российских регионов. Так по составленному рейтингу агентством «Эксперт РА» основные патенты, НИОКР финансируются из-за рубежа, существует обшая тенденция к снижению инновационной активности в промышленности у большинства российских регионов.

В настоящее время не все регионы России разработали долгосрочную стратегию экономического развития, в основном реализуются инвестиционные программы в рамках ФЦП и среднесрочные социально-экономические программы развития. В настоящее время ожидается принятие стратегий социально-экономического развития всех округов и инвестиционных программ на период до 2020 года на основе программно-целевого принципа Планирование финансовых вложений на среднесрочную перспективу проводится на основе разработки регионами Инвестиционных программ на срок не менее трех лет, причем в некоторых обласгях(Московская обл.) достаточно подробно описано финансирование за счет внебюджетных средств (утв. Постановлением Правительства Московской области №513/21 от 6.06.2011г.), данная программа включает критерии, динамику показателей эффективности реализации, степень достижения заявленных результатов реализации проекта, процент отклонений от плановых показателей. В настоящее время приоритетными направлениями реальных государственных инвестиций должен стать сектор агропромышленного производства, так как от него зависит продовольственная безопасность и макроэкономические показатели. Этому сектору было выделено в 2010 г. почти 35 миллиардов рублей на ликвидацию последствий засухи, однако до конечного сельхозпроизводителя дошло лишь 32% средств, остальные денежные средства были использованы неэффективно или находились на счетах местных органов управления. Следующим направлением инвестиционной политики государства является повышение к 2020 году энерш- эффективности экономики на 40% (особенно в ЖКХ), развитие атомной энергетики компьютерной отрасли и спутниковых систем и цифровых навигационных карт и телевешания, на эти программы также выделены громадные бюджетные средства. Готовится к реализации новая стратегия развития российской фармацевтики, где доля отечественной продукции на российском рынке должна быть увеличена с 20 до 50 %, а инновационных лекарственных препаратов - до 60%. Безусловно, без систематических усилий и эффективности местного самоуправления в области управления инвестиционными процессами повышения региональной конку рентоспособности достичь невозможно. Данные проблемы лежат в области государственной поддержки таможенного регулирования импорта, кредитной политики стимулирования производственного сектора.

В последние годы государственная политика в области стимулирования роста импорта машин, оборудования и транспортных средств был вызван усилением инвестиционной активности, а также отменой импортных пошлин на технологическое оборудование, не производимое в России. Характерной чертой импорта являлось увеличение доли продовольствия на 29% в основном за счет роста контрактных цен. При этом импорт продовольствия из стран дальнего зарубежья увеличился на 31,6%, а из стран СНГ на 16,4 %. Данная ситуация неблагоприятно действует на отечественного производителя, российские предприятия и фермеры бедствуют из-за ценового монополизма на рынке продуктов питания, высоких кредитных ставок, причем спрос на отечественную продукцию остается высоким в виду качества, безопасности и доступности для потребителя. Современные тенденции показывают отсутствие российских товаров в торговых сетях, лоббирование импортных продуктов питания, которые уже показали на европейском рынке свою небезопасность, причем цены на них во много раз выше отечественных. В период модернизации отраслей экономики кредитование банками должно быть главным источником инвестиций предприятий, именно банковская система должна содействовать непрерывности, ускорению воспроизводственного процесса, укреплению экономического потенциала регионов и эффективному функционированию производственных и наукоемких предприятий.

Одной из основных проблем в инвестировании регионального развития является отсутствие долгосрочной стратегии политики кредитования создания и внедрения инноваций, это ограничивает предоставление гарантий и развитие различных услуг банками в соответствии с производственными возможностями и потребностями бизнеса. Отсутствие разработанного регионального нормативного поля (Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Мордовия, Карачаево-Черкессия, Чечня, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Курская, Псковская и Ярославская области) в области регулирования инновационной деятельности и ее инфраструктурного обеспечения не позволяет российским банкам эффективно участвовать в инвестиционных проектах развития территорий и иметь гарантии возврата финансовых средств[3]. С начала финансового кризиса многие банки фактически свернули программы кредитования бизнеса или как минимум «заморозили» их до лучших времен. Так по данным Агентства «РБК. Рейтинг» кредитование малого и среднего бизнеса в последнее время показывает, что у подавляющего большинства банков объемы выданных этому сектору экономики, сократились почти в два раза. Из 10 крупнейших банков на рынке кредитования бизнеса у шести с

2009г.объемы упали в среднем на 40%. Исключением является только в основном «Россельхозбанка», у которого за 2009 год объем кредитования вырос на 32% и составил более 200 млрд руб. В этот период крупнейшим банком на рынке кредитования малых и средних предприятий, после «Сбербанка» стал «Уралсиб»,несмотря на снижение объемов за предыдущий период (почти на 42%), банк занимает ведущее место, за ним в рейтинге банк «Возро5вдение»(110 млрд.руб-2009г.). Всего государством на преодоление кризиса 2008 г. было выделено около 4 трлн.руб.: поддержка банкам со стороны государства составила по субординированным займам- 734 млрд.руб., по депозитам Минфина и кредитам ЦБ суммарно около 340 млрд.руб. Данные процессы стимулировали развитие операций банков и корпораций на фондовом отечественном и зарубежном рынке, и позволили компаниям увеличить стоимость акций и свою капитализацию. Финансирование государством сельского хозяйства через ОАО«Россельхозбанк» позволило развиваться не только производителям сельхозпродукции, а также смежных с ним отраслей, особенно производству минеральных удобрений, что показывает эффективную стратегию данного банка на рынке продукции отечественного производства^]

Обладая значительными позитивными качествами, банковское кредитование в современной экономике России пока не реализовало всех возможностей в полной мере. Российское предпринимательство не имеет возможности широко использовать кредит для развития и испытывает из-за этого большие финансовые трудности в своей деятельности, а банки хеджируют риски повышением процентной ставки. Рост задолженности по кредитам со стороны малого бизнеса не был замечен даже в период кризиса, поэтому коммерческие банки демонстрировали высокую доходность, рост капитала и не прекращали выплачивать высокие бонусы своим руководителям. В области становления развитого финансового рынка в нашей стране необходимо решать вопросы повышения роли инвестиционной стратегии, инвестиционной привлекательности объектов, создания благоприятного регионального климата для вложений капитала в реальные проекты хозяйствования. Роль государства является определяющей в данной оценке и актуально определить направления в механизмах улучшения перераспределения инвестиционных потоков с целью их эффективного использования и воспроизводства основных фондов в промышленности и других отраслях.

В современных условиях развития международного финансового рынка изменение подхода к определению и регулированию инвестиционной деятельности банков обусловлено возросшим значением рынка ценных бумаг и трансформацией этого механизма по перемещению реального капитала в фиктивный. В его рамках инвестиции определяются как вложения в ценные бумаги с целью развития инновационных отраслей экономики и создания интеллектуального капитала. Следует отметить, что развитие рыночных отношений связано с ростом многообразия объектов инвестирования, в состав которых входят как различные виды реальных активов, так и финансовых инструментов. При этом многие экономисты отмечают, что «в примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена ценными бумагами». Проблемы низкой заинтересованности инвесторов в развитии российских отраслей экономики надо видеть в недостаточно проработанной нормативно-законодательной базе функционирования отечественного фондового рынка: существуют различные условия размещения акций (для госкорпораций и остальных эмитентов), государство слабо контролирует прозрачность структуры владения акциями российских компаний и доступность этой информации для всех инвесторов, как основных, так и миноритарных. Регулирование фондового рынка в области открытости информации торгов и финансового положения эмитентов не находится в настоящее время на должном уровне, что снижает уровень доверия потенциальных инвесторов к российскому рынку ценных бумаг. Решение данной проблемы видится в регулировании перекрестного владения акциями, то есть владения акциями компании со стороны его дочерних обществ, при этом какая-либо специальная регламентация правоотношений, возникающих в связи с владением данными акциями, в российском законодательстве отсутствует, как и сам термин «перекрестное владение».

В настоящее время коммерческие банки неохотно участвуют на рынке ипотечных облигаций(закладных),они нацелены на краткосрочные (высокодоходные операции), хотя государством давно разработано законодательство в области регулирования ипотечного рынка и дается финансирование ведущим банках по решению данных проблем. Значительным фактором в развитии отечественного рынка ценных бумаг оказывает государственное финансирование отдельных отраслей и банков, как например государственная поддержка ВТБ, Сбербанку, автопроизводителям, госкорпорациям позволили компаниям увеличивать стоимость акций и активно участвовать на фондовых плошадках. Однако практическое участие коммерческих банков в области стимулирования развития национальной промышленности, жилищного строительства проявляется слабо и основные задачи банковского сектора в экономике, такие как: выпуск в обращение безналичных денег в результате банковского кредитования, улучшение кассового обслуживания, расчетов и платежей остаются нерешенными.

Совершенствование процессов инвестиционного финансирования регионального развития необходимо проводить на основе системных и комплексных методов управления, начиная с унификации и единых требований к нормативному регулированию Инвестиционных региональных программ, созданию инновационного рынка продукции, технологий и его защиты на предмет обладания интеллектуальным капиталом. Созданные Федеральные органы управления кредитно-банковской системой должны строго контролировать и проводить мониторинг инвестиционных вложений отечественными банками в национальную экономику . На примере контроля Центральных банков Европы (три раза в день) за деятельностью коммерческих банков, в стране необходимо создать аналогичную автоматизированную систему контроля за оттоком средств и переводом крупных сумм субъектами за рубеж Правительству РФ необходимо стимулировать (налоговыми \ ютода м и) ин вести цио н ну ю деятельность кредитно-банковского сектора в промышленное производство, инновации, сельское хозяйство и сокращение диспропорций экономического развития территорий. Центральным банком нашей страны следовало бы проводить контроль за процентной ставкой коммерческих банков в регионах и рекомендовать устанавливать ставку не выше 2-3% по сравнению со ставкой рефинансирования. В противном случае коммерческими банками должен уплачиваться налог на сверхдоходы.

В европейских странах идет большое обсуждение по поводу введения налога на финансовые операции(во Франции предлагают ввести 0,1% на кавдую операцию),данная проблема пока не стоит конкретно в нашей стране, но она очень актуальна. Не секрет, что внебиржевой рынок ценных бумаг развивается большими темпами, многие игроки на отечественном фондовом рынке не прекращали торговлю ценными бумагами даже в период кризиса 2008г., непрозрачный характер проведения торгов осложняет функции фискальных органов по расчету реальных доходов от проведения финансовых операций субъектами. Введение единой автоматизированной системы листинга и клиринга операций по торговли ценными бумагами и установление государством небольшого налога (около 0,1%) на эти операции позволит привлечь приличный финансовый ресурс в экономику и создать Фонд развития регионов России с целью модернизации и создания капиталовложений, особенно в депрессивных регионах. Безусловно, данные задачи должны решаться комплексно, в области единой системы контроля за финансовыми рынками функционированием кредитно-банковской системы и фискальными органами управления.

Литература:

1. Государственная политика в с(|>срс банковской дсятсльности//иКЬ:1Шр:/Л\\\ \\1 .инпГт. ш/ги/ге^айоп/Ьапк/,2012

2.Рожюва А.Ю. Выбор политики стимулирования устойчивого развития регионов/ЛЗестник университета,№17,2011-с. 196-199.

3.Савельева М. Источники региональной конкурснтосиособности//Госу дарственная служба,№6,2011-е. 107-109.

4. Селезнев А. Проблемы совершенствования кредитно-банковской систсмы//Экономист.№8.2009-с. 19-32.

5.Содействие реформе государственного управления в России. Сборник статей,М.:Норма,2005-400.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.