Научная статья на тему 'Экономическая интеграция и инвестиционные возможности региона'

Экономическая интеграция и инвестиционные возможности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1036
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голайдо И. М.

Статья посвящена вопросам влияния интеграционных процессов на инвестиционную активность региона, а также возможностям использования опыта других регионов для повышения эффективности инвестиционной политики на региональном уровне. Актуальность данного направления исследования связана с тем, что углубление интеграционных процессов способствует выравниванию уровней развития экономики и жизни населения, а также совершенствованию производственной, финансовой и социальной инфраструктуры. Эффективные внешнеэкономические связи, чёткое законодательство, правовая, и экономическая безопасность направлены на стабильность и активизацию инвестиционной деятельности. На базе углубления интеграции достигается эффект приспособления структуры производства и структуры ресурсов в топливно-энергетическом комплексе, машиностроении, химической и сырьевой отраслях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая интеграция и инвестиционные возможности региона»

7 (100) - 2009

Инновации и инвестиции

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНА

и.м. голайдо,

кандидат экономических наук, доцент орловский государственный институт экономики и торговли

Интенсивность мирового инвестиционного процесса, особенно в последнее десятилетие, во многом определяет качество развития мировой, национальной и региональной экономики. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) выступают одной из движущих сил процесса глобализации. Глобальный приток ПИИ — показатель инвестиционной деятельности, на котором базируется международное производство, — вырос за 1982—2003 гг. в 10 раз и составил 560 млрд долл. За этот же период общемировой валовой внутренний продукт утроился, достигнув 36 163 млрд долл. Валовые вложения в основной капитал за тот же период в мире выросли также втрое и составили в 2003 г. 7 294 млрд долл. Динамика ПИИ значительно опережает общие инвестиционные процессы и активно работает на глобализацию мировой экономики [3].

Стратегия реструктуризации экономики регионов в частности и России в целом в условиях рыночной трансформации воспроизводства взаимообусловлена оптимальным сочетанием внутренних и внешних источников инвестирования, наращивание и эффективное использование которых должно обеспечить поэтапное преодоление отраслевых и структурных диспропорций.

Для достижения финансовой стабилизации важно решить следующую экономическую дилемму. Поддержка производства за счет предоставления «необходимых» кредитов неизбежно ведет к росту инфляции и к еще большей дестабилизации в финансовой сфере, а монетарный подход — не только к финансовой дестабилизации, но и к дальнейшему свертыванию производств, не обеспеченных платежеспособным спросом, сокращению расходов на социальные нужды. Поэтому

необходимы взвешенные меры, способствующие активизации производственной и финансовых составляющих реформ.

На негативную динамику внутренних инвестиционных ресурсов влияют проблемы портфельных инвестиций при недостаточном развитии фондового рынка. В этих условиях привлечение реальных инвестиций, в том числе и иностранных, способствует эффективной реализации экспортных возможностей и ускоренному преодолению структурно-технологического отставания производства.

Стратегически важно рациональное сочетание внутренних и внешних инвестиций, обеспечивающих экономический рост. В условиях дефицита оборотных фондов проблема инвестиционных ресурсов может быть решена на базе оптимизации воспроизводственной и технологической структур привлекаемых инвестиций, в том числе иностранного капитала. Это позволяет, во-первых, направить инвестиции на разработку природных богатств, импортировать технологии, оборудование, сельхозмашины, развивать инфраструктуру, решать социальные и экологические проблемы, а, во-вторых, обучиться эффективным методам экономического управления, стратегии маркетинга, организации сбыта, финансового контроля и планирования.

Если займы и кредиты нужно возвращать, то привлечение прямых иностранных инвестиций не увеличивает долга, но при этом в распоряжение инвесторов передаются не только объекты, но и потенциальная прибыль от их эксплуатации.

В процессе привлечения и использования иностранного капитала важно определение того баланса

интересов, при котором регион и иностранные партнеры имели бы оптимальную выгоду. Поэтому должны быть определены приоритетные сферы привлечения иностранного капитала, оптимальные пределы объемов прямых иностранных инвестиций, кредитных ресурсов и займов в ту или иную отрасль, не превышающие пороговых значений, определяющих экономическую безопасность.

При этом, если в первые годы экономических реформ упор делался на регулирование финансов, то теперь его необходимо перенести на активизацию инвестиционной деятельности. В этой связи заслуживает внимания инвестирование быстро-окупаемых коммерческих проектов на конкурсной основе (срок окупаемости проектов — не более двух лет, государственные кредиты обычно составляют 20 % от их стоимости).

Для участия в конкурсе претендент представляет свои предложения (бизнес-план с сопутствующими материалами) по форме и в соответствии с условиями и Методическими рекомендациями о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов, утвержденными в установленном порядке.

Финансовая поддержка проектов осуществляется в форме возвратных кредитов со сроками погашения до двух лет. Критерии отбора проектов — быстрая окупаемость и возможность производить продукт, обеспеченный платежеспособным спросом рынка. Отбираются проекты, являющиеся «точками роста», которые потянут за собой остальные отрасли экономики, проекты саморазвивающиеся и самодостаточные.

Целью использования таких проектов является создание и ускоренное развитие нового, ориентированного на реальный рынок, платежеспособного спроса сектора экономики, который станет фундаментом ее структурной перестройки. Новый сектор возникает, как правило, благодаря активности хозяйственных лидеров на базе имеющихся основных фондов для производства продукта повышенного спроса, при эффективности инвестирования всего процесса.

По оценкам экспертов, реструктурированные секторы экономики в странах СНГ составляют до 25 % в общем объеме народного хозяйства и их влияние на общие экономические процессы невелико. Однако анализ показывает, что эти секторы активны, самодостаточны и высокоэффективны.

В части привлечения прямых иностранных инвестиций в странах СНГ определены приори-

тетные секторы экономики, где для иностранного капитала создается преференциальный режим. Однако при определении объекта внешних займов и кредитов следует более полно учитывать компли-ментарность внешних и внутренних капиталозатрат как компонентов финансирования инвестиций.

Анализ динамики развития экономик стран СНГ и их отраслей, в том числе темпов изменения производства, обнаруживает в целом основные тенденции структурных сдвигов.

Инвестиционное сотрудничество стран СНГ способствует стабилизации и развитию экономики каждой из них. Оно не может быть успешным без согласованной политики, Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. В рамках соглашения важна Конвенция о защите прав инвестора, цели которой — создание общего гарантированного инвестиционного пространства, возможность свободного привлечения капиталов и обеспечения прав инвесторов, вкладывающих деньги в экономику государств — участников СНГ.

В целях единства подходов к оценке, отбору и экспресс-диагностике инвестиционных программ Межгосударственный экономический комитет подготовил Паспорт инвестиционного проекта в СНГ. Создан пакет межгосударственных инвестиционных проектов стран Содружества. Большинство государств представило предложения по инвестиционному сотрудничеству. Сформирован сводный пакет межгосударственных проектов, инвестиционно привлекательных для стран — участниц СНГ и зарубежных инвесторов. Цель пакета — развитие инвестиционной деятельности в СНГ.

Динамика интеграционных процессов, в том числе связанных с инвестиционной деятельностью, проявляется, прежде всего, в создании и функционировании корпораций и финансово-промышленных групп. Объединение финансовых средств участников корпоративного сектора экономики существенно расширяет их инвестиционные возможности, помогает проводить единую технико-экономическую, структурную и финансовую политику, эффективно управлять ресурсами.

Главная цель создания межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп (МФПГ) состоит в укреплении экономического потенциала стран-участниц и СНГ в целом, освоении новых рынков, обеспечении интенсивной рыночной циркуляции произведенной продукции и финансовых ресурсов.

Основным документом по формированию МФПГ является «Соглашение о содействии в

создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных транснациональных объединений», подписанное правительствами государств — участников СНГ. На основе этого соглашения подписаны договоры о создании МФПГ между правительствами России, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. В этих странах также приняты свои положения о деятельности МФПГ.

Ключевая проблема становления МФПГ — принятие общих законов и правил, совершенствование механизма контроля за их выполнением.

Углубление интеграционных процессов будет способствовать выравниванию уровней развития экономики и жизни населения, а также совершенствованию производственной, финансовой и социальной инфраструктур. Устойчивость финансов и валюты, решение системы платежей повысят рост покупательной способности граждан.

Эффективные внешнеэкономические связи, четкое законодательство, правовая и экономическая безопасность направлены на стабильность и активизацию инвестиционной деятельности. На базе углубления интеграции достигается эффект приспособления структуры производства и структуры ресурсов в топливно-энергетическом комплексе, машиностроении, химической и сырьевой отраслях.

Инвестиционные возможности социально-экономического развития стран СНГ и их регионов, анализ проблем реструктуризации производства показывают, что одним из основных факторов стабилизации и роста является «региональный фактор», а также обоснование концепции эффективного регулирования инвестиционного процесса на федеральном и региональном уровнях. Особенности экономики России и стран СНГ проявляются в возрастающем влиянии социально-политической ситуации на ее развитие в целом, а также в при-родно-экономических, экологических и других различиях.

Однако оптимальное сочетание рыночного и корпоративного регулирования, как представляется, требует органической увязки различных уровней государственного воздействия на экономику.

Региональное развитие и межрегиональные факторы отражают сложные социально-экономические явления, тенденции и этапы, которые необходимо учитывать как взаимообусловленные компоненты.

Можно выделить три важнейших группы факторов, определяющих региональные и межрегиональные особенности экономической интеграции:

1) отраслевая специализация регионов, характеристика их природно-ресурсного потенциала;

2) выполнение регионом специфических государственных (федеральных) функций (оборонной, транзитной, внешнеэкономической), что влияет на несбалансированность отраслевой структуры экономики;

3) географическое положение, обусловливающее различия в транспортных издержках и затратах на воспроизводство рабочей силы.

В системе показателей оценки развития экономики регионов в условиях ее рыночной трансформации возрастает значение не только воспроизводственных, социальных, но и бюджетных и финансовых возможностей. По составу регионов в Российской Федерации и по бюджетным показателям прослеживаются два подхода, которые позволили регионам иметь наиболее динамичные бюджеты:

а) бюджеты с наибольшей базой собственных доходов;

б) небольшая база собственных поступлений и соответствующая расходная часть бюджета.

Однако группа лидеров по финансовым возможностям состоит из десяти наиболее динамичных регионов и включает регионы двух типов: достаточно крупные с высокими темпами развития промышленности и небольшие.

Одно из стратегических межрегиональных направлений — развитие финансовой и информационной инфраструктур. Объективные трудности практической реализации диктуют необходимость дополнительно стимулировать деятельность тех организаций финансовой инфраструктуры, которые вкладывают средства в межрегиональные программы развития.

Одним из вариантов страхования такого риска может стать создание межрегиональных льготных страховых фондов, функционирующих в интересах предприятий и в значительной части пополняемых за счет средств региональных бюджетов, мобилизуемых при выпуске, к примеру, муниципальных долговых обязательств.

С точки зрения инвестиционного обеспечения экономического и социального развития регионы оказались в сложном положении, что усиливает значение межрегиональной интеграции.

В этом аспекте необходимо рассматривать приоритетные задачи межрегиональной интеграции, такие как укрепление финансовой самостоятельности регионов, предприятий и корпораций.

Для активизации инвестиционной деятельности на межрегиональном уровне необходимо

подвести прочную финансовую (и налоговую) базу под инвестиционные проекты и программы территорий. При этом особенно актуальна поддержка инвестиций на муниципальном уровне. Укреплению финансовой базы инвестиционной деятельности на региональном уровне может служить передача в доходную часть бюджетов субъектов РФ определенной доли доходов от внешнеэкономической деятельности, а также введение обязательной продажи экспортерами 100 % их валютной выручки при автоматическом перечислении из вырученных сумм в рублях налоговых платежей в федеральный и территориальные бюджеты.

Важно обеспечить направление закрепленных за местными бюджетами налогов на финансирование не только текущих расходов, но и инвестиций.

Реализация инвестиционных возможностей регионов России и стран СНГ зависит от распространения опыта разработки Бюджета развития в рамках Государственного (федерального) бюджета на все бюджетные уровни, создания таким образом «бюджетной» инвестиционной вертикали.

При этом доходная часть Бюджета развития могла бы формироваться за счет утвержденной законом доли закрепленных и распределяемых налогов, поступлений от приватизации, других местных источников, а также целевых инвестиционных трансфертов из Бюджетов развития вышестоящих уровней, что обеспечит целевое использование ресурсов, передаваемых сверху вниз.

Для проведения регулярного мониторинга финансового положения предприятий, изучения изменений реального сектора экономики и уровня межрегиональной инвестиционной активности необходим анализ сопоставимой динамики освоения капитальных вложений и роста производства важнейших видов продукции, работ, услуг, составляющих основу хозяйственной системы входящих регионов и определяющих их место в системе межрегионального разделения труда.

На основе прогнозируемой динамики прироста продукции структурообразующих отраслей и видов деятельности, составляющих базу формирования валового регионального продукта, может производиться оценка финансовых потоков на межрегиональном уровне, позволяющая своевременно принять решения по устранению возможных диспропорций в развитии реального и финансового секторов экономики.

Объективная оценка потребности регионов в инвестиционных ресурсах, прогнозирование возможного изменения инвестиционной активности

в будущем могут служить основой для разработки региональных инвестиционных программ.

Финансово-кредитная политика должна гибко реагировать на изменения в соотношении совокупного спроса и предложения прежде всего на внутреннем рынке.

Исходя из экономической ситуации в конкретном регионе и данных постоянного мониторинга и анализа инвестиционной активности предприятий, в конкретном регионе могут быть приняты обоснованные решения по изменению процентных ставок региональных кредитных организаций при сохранении единой денежно-кредитной политики Центрального банка.

Для обеспечения взаимодействия кредитных организаций, контролирующих финансовую деятельность субъектов региона, и местных органов власти требуется соответствующая законодательная и нормативная база.

Взаимодействие органов государственного управления , региональных банков и других институциональных структур в решении финансовых проблем по реализации совместных проектов позволит обеспечить сбалансированность финансово-кредитной политики и механизмов ее реализации, укрепить налогооблагаемую базу региона и повысить эффективность инвестиционной деятельности.

В области использования межрегиональных инвестиционных возможностей экономики стран СНГ и их регионов в качестве первоочередных мер по его оптимизации могут быть:

1) разработка критериев государственной инвестиционной поддержки ограниченного числа наиболее нуждающихся, прежде всего депрессивных, районов, и действенного механизма ее предоставления;

2) взаимоувязка межрегиональных инвестиционных программ, разрабатываемых по единой методологии и служащих основой долевого финансирования перспективных проектов и «точек роста» с подключением частного и иностранного капиталов;

3) укрепление финансовой базы инвестиционной деятельности на территориальном уровне за счет целевых инвестиционных трансфертов;

4) формирование сети региональных и межрегиональных инвестиционных банков и банковских пулов с ориентацией на финансирование инвестиционных программ развития регионов стран СНГ.

Развитие инвестиционных заказов и предложений должно осуществляться преимущественно на конкурсной основе через систему торгов.

Установленные четкие процедуры торгов «делают» всю деятельность на торгах «прозрачной», доступной для контроля со стороны соответствующих государственных органов, владельцев предприятий, кредиторов и общественности, что создает заслоны на пути неэффективного расходования средств и коррупции.

Целесообразно формировать инвестиционный потенциал и финансовые ресурсы путем кардинального изменения налоговых законов и практики, облегчения налогового бремени, установления системы государственных гарантий по кредитам на инвестиции, мобилизации сбережений населения.

Кроме того, решение проблемы привлечения инвестиций требует разработки и внедрения в практику специальных эффективных технологий управления и механизмов организации инвестиционных процессов, обеспечивающих достижение стратегических целей инвестиционного развития регионов.

Управление инвестиционными процессами в регионе представляет довольно сложную и комплексную проблему, для того чтобы в отдельно взятом регионе можно было бы разработать исключительно правильные решения в этой сфере. Попытки найти собственный путь решения возникшей проблемы, как правило, требуют значительных затрат времени и ресурсов.

Зачастую в бизнесе самым простым и надежным способом решения новой задачи является использование опытов конкурентов и партнеров в аналогичной ситуации. Даже если решение не является оптимальным, его можно адаптировать и улучшить, в то время как самостоятельный поиск выхода из сложившейся ситуации обходится слишком дорого и занимает много времени.

Сравнительный анализ и активное привлечение опыта регулирования инвестиционных процессов в других регионах позволят разработать новые эффективные стратегии инвестиционного развития территории и тем самым ускорить собственный прогресс.

Технология менеджмента, которая позволяет выявить и использовать лучший опыт работы в определенной области, называется бенчмаркингом. В основе бенчмаркинга лежит концепция постоянного совершенствования деятельности, которое предусматривает непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий в целях улучшения работы организаций.

Достоинством бенчмаркинга является то, что он сравнивает качественные характеристики изучаемых объектов. Это особенно актуально

для инвестиционной сферы, поскольку понятия «инвестиционный климат» и «инвестиционный потенциал» носят скорее качественный, нежели количественный, характер.

Бенчмаркинг не должен ориентироваться на проведение отдельных мероприятий, так как они не позволяют достичь ожидаемого долгосрочного эффекта. Только системный подход и реализация соответствующих программ могут уменьшить риск потери времени и средств.

В хозяйственной практике выделяются несколько типов бенчмаркинга [2]:

• внутренний бенчмаркинг — сравнение аналогичных процессов, характера и качества работы аналогичных подразделений внутри организации; в данном случае можно легко организовать обмен информацией, но нахождение значительных различий маловероятно;

• конкурентный бенчмаркинг — сравнение деятельности организации, качества ее работы с сильнейшим внешним конкурентом (или несколькими конкурентами); в данном случае существует значительная сложность в получении необходимой информации;

• функциональный бенчмаркинг — сравнение деятельности организации с другими организациями, которые выполняют аналогичные функции, но не являются прямыми конкурентами; при таком типе процесс получения необходимой информации упрощается;

• бенчмаркинг процессов — сравнение деятельности организации с другими организациями, действующими в других отраслях, но использующими один и тот же бизнес-процесс.

В некоторых источниках выделяется еще и консультативный тип бенчмаркинга. Его особенность заключается в том, что специально созданная консультативная служба занимается сбором и анализом необходимой информации.

При управлении инвестиционными процессами в Орловской области, на наш взгляд, наиболее целесообразно использование функционального бенчмаркинга в сочетании с консультативным. Целью бенчмаркинга должно являться повышение инвестиционной привлекательности Орловской области путем применения опыта более успешных регионов.

Основными задачами бенчмаркинга в сфере управления инвестициями Орловской области, на наш взгляд, должны быть:

1) осуществление сравнительной оценки позиций Орловской области на общегосударственном инвестиционном рынке;

2) выявление стратегического конкурентного преимущества Орловской области;

3) увеличение уровня компетенции аппарата управления в плане регулирования инвестиционных процессов.

Процесс бенчмаркинга рекомендуется проводить в несколько этапов.

1. Определение объекта бенчмаркинга. На этом этапе выявляются потребности региональных органов власти в улучшении инвестиционного климата в регионе, повышении его инвестиционной привлекательности. Предварительно осуществляются мониторинг и оценка состояния управления инвестиционной сферой в собственном регионе для идентификации проблем (областей совершенствования). В ходе мониторинга устанавливается соответствие состояния инвестиционных процессов стратегическим целям развития региона; выявляются проблемы; определяются целевые показатели улучшения, характеризующие то состояние инвестиционной деятельности в регионе, которое хотели бы видеть руководители в будущем.

2. Выбор партнера по бенчмаркингу. На данном этапе определяется тип бенчмаркинга (для Орловской области наиболее приемлемым является функциональный бенчмаркинг в сочетании с консультативным); проводится идентификация кандидатов в партнеры (регионов, успехи которых в управлении инвестиционными процессами прослеживаются достаточно ярко); устанавливаются более тесные контакты с властными структурами данных регионов.

Для Орловской области, на наш взгляд, наиболее целесообразным будет использование опыта Белгородской, Ярославской, Московской, Липецкой и Воронежской областей, которые по результатам инвестиционного рейтинга регионов России оцениваются как регионы с высоким и

средним потенциалом. Кроме того, статистическая информация об основных показателях социально-экономического положения областей Центрального федерального округа свидетельствует о высоких темпах развития экономик этих регионов.

3. Поиск информации. На данном этапе собирается информация о деятельности всех партнеров по бенчмаркингу.

Направлениями анализа выбраны: система нормативных правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность в регионах; формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, используемые в регионе; налоговые льготы, предоставляемые для субъектов инвестиционного рынка; цели, задачи, основные направления, мероприятия региональной инвестиционной стратегии и политики. В результате будет собрана информация о налоговых льготах, предоставляемых субъектам инвестиционной деятельности в регионах ЦФО, о нормативных актах, регулирующих инвестиционную деятельность в регионах ЦФО, о формах государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах ЦФО.

4. Анализ информации. Полученная информация классифицируется, систематизируется, выбирается метод анализа. Также устанавливается система показателей, включающая ключевые факторы успеха, индикаторы результативности и другие необходимые характеристики процесса; оценивается степень достижения целей.

На основании собранных данных проводится анализ форм государственного регулирования инвестиций и налоговых льгот, применяемых в отношении субъектов инвестиционного рынка в регионах (табл. 1 и 2).

На основании данных табл. 1 и 2 можно сделать следующие выводы.

Таблица 1

Формы государственного регулирования инвестиций в регионах

Форма Область

Орловская Липецкая Воронежская Московская Ярославская

Разработка и реализация областной адресной инвести- - + - + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ционной программы

Предоставление государственных гарантий областного бюджета + + + + +

Предоставление налоговых льгот + + + + +

Предоставление инвестиционных налоговых креди- + - + + +

тов, отсрочки или рассрочки по уплате налоговых

платежей

Предоставление бюджетных инвестиций + - + - +

Предоставление бюджетных кредитов и займов + - + + -

Предоставление льготных условий пользования землей + - + - -

и другими природными ресурсами

Окончание табл. 1

Форма Область

Орловская Липецкая Воронежская Московская Ярославская

Предоставление на льготных условиях в аренду инвес- - - + + +

торам помещений и иного имущества, находящегося в

областной собственности

Реструктуризация задолженности по платежам в - - + - -

областной бюджет, в том числе по предоставленным

ранее кредитам и займам

Обеспечение информационного сопровождения ин- + - + - -

вестиционной деятельности

Участие в разработке инвестиционных проектов + - + + +

Предоставление бюджетных субсидий на оплату части + - + - -

процентов за пользование кредитами

Определение приоритетных направлений социально- - - - - +

экономического развития региона и формирование на

их базе инвестиционной политики

Экспертиза инвестиционных проектов + - + + +

Передача государственного имущества в доверитель- - - - - +

ное управление

Таблица 2

Налоговые льготы в регионах

Область

Льгота Орловс- Липец- Белго- Воро- Мос- Ярос-

кая кая родская нежская ковская лавская

Налоговые льготы, применяемые в отношении предприятий

и организаций, реализующих инвестиционные проекты

На часть прибыли банков и кредитных организаций, предостав- - - + - - -

ляющих кредиты на инвестиционные проекты по ставке, не выше

ставки рефинансирования ЦБ РФ

На часть прибыли предприятий, организаций, инвестиционных + - + - - -

институтов, страховых компаний, направляемая на реализацию

инвестиционных проектов предприятий

На прибыль юридических лиц (лизингодателей), зарегистри-

рованных на территории области, получаемая от лизинговых + - + - + -

операций: - -

а) полностью

б) частично

Освобождение от уплаты налога на имущество лизинговых - - - - + -

компаний

Снижение ставок транспортного налога - - - - + -

Налоговые льготы, применяемые в отношении инвесторов,

осуществляющих финансирование инвестиционных проектов

На прибыль предприятий всех форм собственности, вновь со-

зданных в целях реализации инвестиционных проектов и реали-

зующих их в пределах срока окупаемости

а) полностью - + + +

б) частично + - +

На прибыль действующих предприятий, расширяющих свое

производство за счет + - + + + +

собственных и заемных средств в пределах -

срока окупаемости проекта:

а) полностью

б) частично

На средства, безвозмездно полученные для реализации инвести- - - - - - +

ционных проектов (программ)

Окончание табл. 2

Область

Льгота Орловс- Липец- Белго- Воро- Мос- Ярос-

кая кая родская нежская ковская лавская

Частичное освобождение от уплаты налога на имущество в части + + - + + +

вновь создаваемого имущества на период окупаемости проекта

Частичное освобождение от уплаты транспортного налога на - + - - + -

период окупаемости проекта

Освобождение от уплаты единого налога субъектов малого пред- - + - - - -

принимательства на период окупаемости проекта

Освобождение от уплаты земельного налога на период окупае- + - + - - +

мости проекта

Предоставление инвестиционного налогового кредита + - - + + +

Инвестиционное законодательство Орловской области является развитым и наиболее полно закрепляет возможности региона в части регулирования инвестиционной деятельности. Однако добавление к перечню форм государственной поддержки инвестиционной сферы такого пункта, как разработка областной адресной инвестиционной программы, и ее практическая реализация позволят активизировать инвестиционную деятельность в регионе.

Кроме того, по нашему мнению, целесообразным будет предоставление на льготных условиях в аренду инвесторам помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности и реструктуризация задолженности по платежам в областной бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам, что позволит активизировать инвестиционную деятельность в регионе.

Достаточно актуальна на сегодняшний день в свете низкой эффективности использования государственной собственности такая форма поддержки инвестиционной деятельности, регламентируемая законодательством Ярославской области, как передача государственного имущества в доверительное управление. Эта форма поддержки позволит сделать более рентабельным использование государственной собственности в Орловской области.

Определенный потенциал для повышения инвестиционной активности в регионе закладывается благодаря некоторому росту средней нормы накопления денежных средств населения и развитию сети институциональных инвесторов, аккумулирующих средства населения, — негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и инвестиционных фондов.

Вместе с тем усиливаются предложения свободных денежных ресурсов населения к вложению в жилищное строительство. В связи с этим интерес-

ной мерой государственной поддержки инвестиционной деятельности является расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования для строительства жилья и объектов социально-культурного назначения. Актуальность данной меры повышается в условиях развития ипотечного кредитования в РФ и Орловской области в частности.

Кроме того, необходимо применять принцип «единого окна» в практической работе по согласованию документов, касающихся инвестиционной деятельности. Это будет способствовать упрощению согласительно-распорядительных процедур, в том числе с органами местного самоуправления, и позволит субъектам инвестиционной деятельности иметь дело с одним уполномоченным органом, берущим на себя сопровождение инвестиционного проекта (включая обеспечение контроля за прохождением в компетентных инстанциях необходимых согласительных и разрешительных процедур, получением требующихся резолюций).

В конечном итоге это скажется на активизации инвестиционных процессов в Орловской области и повысит инвестиционную привлекательность.

Анализ инвестиционного законодательства Орловской области по вопросу предоставления льгот инвесторам позволил отметить ряд недостатков. Основным законодательным актом, регламентирующем инвестиционную деятельность в Орловской области, является закон «Об инвестиционной деятельности в Орловской области».

В данном документе очень коротко говорится о налоговых льготах инвесторам, участвующим в реализации инвестиционных проектов в форме капитальных вложений (в том числе в порядке долевого участия), и учитывается необходимость предоставления льгот инвесторам, финансирующим инвестиционные проекты. Льготы предоставляются по налогу на прибыль и налогу на имущество. По

нашему мнению, для привлечения дополнительных инвестиций в Орловскую область имеет смысл рассмотреть возможность предоставления льгот за счет сокращения ставок транспортного налога (как это сделано в Московской области) и введения льгот на единый налог на вмененный доход (опыт Липецкой области).

Кроме того, в Орловской области нет закона, который определял бы основные направления инвестиционной политики региона, ее цели и задачи. Практика показала, что определенные действия в плане управления региональными инвестиционными процессами выполняются субъектами управления без должной взаимосвязи и часто делают неэффективными весьма перспективные начинания. Это объясняется различиями в понимании самой сути, целей и методов управления инвестициями со стороны различных структур органов власти в Орловской области. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно использовать опыт Ярославской области, в которой государственная поддержка и регулирование инвестиционных процессов осуществляются в рамках разработанной в данном регионе «Концепции государственной инвестиционной политики».

Инвестиционная политика подразумевает не только инвестирование объектов, но и разработку технологий привлечения инвестиций из негосударственных источников и обеспечение финансовой самодостаточности региона.

Одним из возможных подходов к использованию бенчмаркинга является участие в различных рейтингах и оценках качества систем управления. Любое общественное признание, основанное на результатах, достигнутых в процессе открытого и гласного соревнования, может способствовать повышению качества государственного управления. Оценка качества регионального или муниципального управления или государственной организации, выполненная независимыми комиссиями или общественными организациями и получившая общественное признание, содействует повышению качества управления в государственных и муниципальных органах управления. Любые общественные оценки, рейтинги и общественные конкурсы делают процесс государственного и муниципального управления более прозрачным и эффективным.

В связи с этим на первых этапах использования бенчмаркинга в отечественной практике государственного и муниципального управления целесообразно организовать разнообразные конкурсы и рейтинги органов местного управления и

самоуправления, а также оценки качества использования бюджетных средств в различных сферах регионального и муниципального управления.

В этой связи представляется интересным опыт Белгородской области в организации рейтингового соревнования между муниципальными образованиями данного региона. Основными целями рейтингового соревнования являются:

• формирование механизма управления нового типа, обеспечивающего высокое качество государственных и муниципальных услуг;

• обеспечение положительной динамики и устойчивого развития отраслей реального сектора экономики;

• повышение экономической самостоятельности и эффективности использования финансовых ресурсов муниципальных образований области;

• создание благоприятного инвестиционного климата на территории муниципальных образований области;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обеспечение последовательного улучшения качества жизни населения;

• повышение уровня информирования населения области о результатах деятельности органов местного самоуправления городов и районов области.

Адаптация данного опыта в Орловской области позволит значительно повысить эффективность управления регионом в целом и региональными инвестиционными процессами в частности.

5. Адаптация и применение изученного опыта для решения собственных проблем. На данном этапе разрабатывается подробный календарный план (программа) внедрения мероприятий, направленных на улучшение процесса управления инвестициями в регионе; распределяются роли в реализации отдельных мероприятий программы; назначаются ответственные лица за реализацию программы усовершенствований; определяются процедуры контроля за изменениями.

Реализация каждого этапа календарного плана должна систематически оцениваться и анализироваться. Итогом данного этапа является достижение эффективности изменяемых процессов.

Таким образом, в управлении региональными инвестиционными процессами бенчмаркинг может иметь место как систематический процесс поиска лучшей практики, инновационных идей и высокоэффективного выполнения управленческих процедур, использование которых ведет к усилению деловой активности региона и повышению его инвестиционного потенциала.

Развитие регионов в огромной степени связано с деятельностью трудовых коллективов, предпринимателей, с управленческими структурами и принимаемыми ими решениями. Кроме того, это развитие всецело зависит от наличия производственных и финансовых ресурсов, от умелого их использования и от перспективной инвестиционной политики. Вот почему выработка наиболее целесообразной

Бюджетные

средства

к и о

о Собственный

и капитал

к я

о

к н Привлеченный

и капитал

к

Заемный капитал

«

о

X

т

« к я По отраслям ЭКОНОМИКИ

н о и К По производственным результатам

Я Й Я о 13 н о

По типам воспроизводства Выход

и

§ я и н По районам, административным единицам V

а В Й к По срокам Окупаемости инвестиций

« я я я Экономический эффект

о

я

л Социальный

о о Я эффект

£ и -в -в т Бюджетный эффект

Рис. 1. Формирование инвестиционной политики региона

инвестиционной политики — одна из ключевых задач, которая должна постоянно решаться в регионе.

Под инвестиционной политикой региона следует понимать систему поведения администрации региона в области распределения имеющихся инвестиционных ресурсов с целью максимально возможного достижения заранее установленных приоритетов.

Схематически инвестиционную политику можно представить как некую совокупность реализуемых возможностей и их последующих результатов (рис. 1).

Согласно представленной схеме имеющиеся возможности инвестирования и последующие инвестиционные потоки в целом складываются:

• из бюджетных средств;

• внебюджетных средств (собственный капитал, привлеченный (заемный) капитал, иностранный капитал, спонсорские пожертвования.

В соответствии с принятой концепцией развития региона инвестиции могут использоваться:

• по отраслям экономики, которые предпочтительно развивать;

• типам воспроизводства предприятий;

• районам и административным единицам, отстающим в своем развитии;

• производственным результатам (научные исследования, освоение производства новых моделей продукции, повышение ее качества, экономия производственных ресурсов, повышение производительности труда и пр.);

• срокам окупаемости и уровню эффективности инвестиций (окупаемость краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная).

Вопросы определения направлений использования инвестиций должны решаться в рамках принятой концепции развития региона. К реализации должны приниматься проекты, обладающие наивысшей эффективностью. Это значит, что отбор проектов для инвестирования должен быть ориентирован на достижение лучших производственных результатов. И такой подход должен быть возведен в ранг принципа регионального инвестирования.

Реализовать этот принцип на практике можно только через распределение свободных инвестиционных ресурсов на основе конкурсного отбора проектов, предназначенных для реализации в рамках данного региона.

В рамках Администрации Орловской области накоплен некоторый опыт организации конкурсов инвестиционных проектов. Ярмарки инвестиций проводятся в Орловской области ежегодно. Выделение представленным на ярмарках инвестиций инвестиционным проектам поддержки на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Орловской области регламентируется законодательно (постановление Главы Администрации области от 30.05.2000 №275).

Согласно указанному постановлению, проекты, для реализации которых может быть предоставлена государственная инвестиционная поддержка, должны отвечать следующим основным требованиям:

а) относиться к одной из следующих категорий: • строительство новых производственных объектов, цехов, участков, технологических комплексов с соответствующей производственной инфраструктурой;

• приобретение технологического оборудования для новых и действующих (неликвидируемых) предприятий, производств, их филиалов и отделений;

• разработка проектно-сметной документации, проведение НИОКР и подготовка конкурсно-технологической документации;

• строительство объектов, связанных с жизнедеятельностью новых и действующих предприятий (объекты электроснабжения, связи, теплоснабжения, водоснабжения и др.);

• техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, в том числе в целях структурной перестройки, диверсификации и перепрофилирования производства;

б) должны быть направлены на повышение эффективности и безопасности производства, улучшение условий труда, создание новых эффективных рабочих мест, уменьшение негативного воздействия производства на окружающую среду, достижение положительных эффектов в смежных производствах, отраслях, народном хозяйстве в целом;

в) иметь разработанную схему финансирования, обеспечивающую, при условии предоставления государственной инвестиционной поддержки, финансовую самостоятельность проекта в течение всего периода его реализации;

г) не иметь возможности быть реализованным без предоставления государственной поддержки из-за финансовой недостаточности из других источников и (или) недостаточности коммерческой эффективности (только для проектов, которым ранее не предоставлялась такая поддержка).

Кроме того, указано, что в конкурсе также имеют право участвовать иные проекты, эффек-

Доля, % 120 т

-Доля быстроокупаемых проектов

----Доля высокоэффективных проектов

Рис. 2. Структура проектов, предлагаемых для принятия к реализации в Орловской области в течение периода в 10 лет

тивность которых не может в полной мере поддаваться стоимостной оценке, но являющиеся особо значимыми с общественной точки зрения, т. е. обладающие высоким социальным эффектом.

Сроки окупаемости инвестиционных проектов не должны превышать 2 лет.

Государственная поддержка может осуществляться в форме:

• выделения средств из Бюджета развития области на возвратной и платной основе для финансирования расходов по осуществлению инвестиционного проекта с уплатой процентов за пользование ими (в данном случае размер государственной поддержки не может превышать 20 % от сметной стоимости проекта);

• предоставления Администрацией области гарантии третьего лица для привлечения заемных средств предприятием, реализующим инвестиционный проект (в данном случае размер государственной поддержки не может превышать 40 % от сметной стоимости проекта).

Для проектов, обладающих высоким социальным эффектом, нормативы государственной поддержки в особых случаях могут быть увеличены на 50 %.

Проекты, предоставленные на конкурс в Орловской области, достаточно разнообразны с точки зрения источников финансирования, рынков сбыта, степени проработанности и виду инвестиций.

Выбрать среди всего многообразия наиболее эффективные для вложения средств очень сложно. По нашему мнению, при отборе проектов необходимо руководствоваться не только экономическими показателями.

В рамках региона необходимо выработать определенную стратегию инвестирования.

Идея предлагаемого нами подхода к инвестиционной стратегии развития в регионе проиллюстрирована на рис. 2.

Отбор проектов должен производиться на основе ежегодного саморазвития и роста инвестиционного Срок, лет потенциала региона. Для этого необходимо ежегодно выдерживать определенную пропорцию между проектами, у которых низкий срок окупаемости инвестиций, и проектами, у которых этот

срок, хоть и довольно значителен, но показатель внутренней нормы доходности самый высокий, обеспечивающий большой экономический эффект в будущем. В течение определенного стратегического периода (например, 10 лет) доля быстрооку-паемых проектов будет сокращаться, доля высокоэффективных проектов возрастать [1].

Таким образом, если придерживаться предложенной инвестиционной стратегии, можно будет в Орловской области за счет внутренних источников саморазвития добиться высоких экономических и социальных результатов, а также повышения инвестиционного потенциала.

Расширение вложений в экономику конкретного региона повышает его производственно-хозяйственный потенциал, увеличивает деловую активность в рамках этого субъекта Федерации, способствует росту собираемых налогов, позволяет увеличить число рабочих мест, обеспечивает повышение занятости, сокращает социальную напряженность в регионе, позволяет поддерживать на более высоком уровне социальную сферу — своевременно и на более высоком уровне выплачивать заработную плату рабочим и служащим предприятий и работникам бюджетной сферы, выплачивать

пенсии, оказывать материальную поддержку инвалидам, малообеспеченным семьям и т. д.

Таким образом, от развития и расширения инвестиций в производственную сферу выигрывают все. Но сами вложения и управление процессами инвестирования осуществляются непосредственно на местах, в регионах, и чем более обоснованными и более эффективными будут эти процессы, тем выше окажется отдача от производственных вложений, тем скорее произойдут положительные сдвиги в развитии экономики региона, тем ощутимее окажутся результаты этих сдвигов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богатин Ю. В., Швандар В. А. Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 286 с.

2. Самогородская М. И. Современные технологии управления региональными инвестиционными процессами // Финансы и кредит. 2004, № 25. С. 23-36.

3. Тастевен М. Условия создания благоприятного регионального инвестиционного климата // Экономист. 2001, № 11. С. 44-47.

Реклама в журналах Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

Мы гарантируем Вам:

S Оперативное размещение S Гибкую систему скидок S Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S самые низкие цены

S Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и сНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 621-69-49, http: www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]

(495) 621-72-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.