Налоги и налогообложение
УДК 336.02
к вопросу о налоговых льготах, предоставляемых инвесторам на региональном уровне
Д. А. ВАВУЛИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов E-mail: vavulin1972@mail.ru Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс, г. Орел
В статье отмечается, что одним из наиболее мощных экономических рычагов воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов региона является система налогообложения, в рамках которой основным инструментом стимулирования выступает механизм предоставления налоговых льгот. Рассматриваются практика налогового стимулирования инвесторов в регионах РФ, методика оценки эффективности предоставленных инвесторам налоговых льгот, проблемы, возникающие при ее применении на практике, а также вопрос о необходимости инвентаризации налоговых льгот на региональном уровне.
Ключевые слова: налоговые льготы, эффективность налоговых льгот, инвестор, регион.
Одной из методологических предпосылок, на которых основывается эффективная система методов регулирования социально-экономического развития субъектов РФ, является воздействие реги-
С. В. СИМОНОВ, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга E-mail: SVSimonov@fa.ru Орловский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
ональных органов управления на предприятия и организации, действующие в регионе и участвующие в развитии его социально-экономической среды, преимущественно экономическими методами [2].
К числу наиболее мощных экономических рычагов воздействия на экономические интересы хозяйствующих субъектов региона и его социально-экономическое развитие в целом, безусловно, относится система налогообложения, в рамках которой основным инструментом стимулирования выступает механизм предоставления налоговых льгот.
Налоговой льготой признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере [1].
Существующая сегодня в РФ налоговая система предполагает предоставление налоговых льгот
на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Основная нормативная база, регламентирующая предоставление налоговых преференций:
1) на федеральном уровне - Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
2) на региональном уровне - законы субъектов РФ. Законодательство РФ о налогах и сборах предоставляет право законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ региональными законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения. Например, в Орловской области налоговые льготы установлены в законах «О налоге на имущество организаций», «О транспортном налоге», «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области». Близкие как по названию, так и по содержанию законы приняты и в других субъектах РФ;
3) на местном уровне - нормативные акты представительных органов власти, определяющие порядок и условия установления налоговых льгот по налогу на землю и налогу на имущество физических лиц.
Предоставление льгот на региональном уровне может быть направлено на решение различного рода задач социально-экономического развития территорий. Большая группа льгот носит социальный характер и направлена на поддержку граждан с невысокими доходами. Льготы, которыми пользуются учреждения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, финансируемые из регионального или местного бюджета, установлены для устранения встречных финансовых потоков и рационального использования бюджетных средств. Другая часть налоговых льгот призвана стимулировать приток инвестиций в экономику региона, что должно обеспечивать рост налогооблагаемой базы и, как следствие, в перспективе прирост налоговых поступлений в региональные бюджеты.
Решая задачу привлечения инвестиций в экономику, регионы в рамках налогового законодательства РФ устанавливают для инвесторов пониженную налоговую ставку федерального налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ. Как известно, в общем случае ставка налога на прибыль составляет 20 %. При этом
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 18 % - в бюджеты субъектов РФ. Региональная часть ставки налога на прибыль может быть снижена на 4,5 п. п. с 18 до 13,5 %. Таким образом, совокупная налоговая ставка налога на прибыль может быть снижена до 15,5 %. Если же в регионе создана особая экономическая зона федерального уровня, то региональная составляющая ставки налога на прибыль организаций для инвесторов-резидентов такой зоны не может превышать 13,5 %, т. е. может быть снижена до 0 %. В этом случае инвестор будет уплачивать налог на прибыль организаций уже по ставке 6,5 % (2 % в федеральный бюджет и 4,5 % в бюджет региона). Помимо этого в регионах для инвесторов могут быть установлены и другие налоговые преференции (нулевая или пониженная налоговая ставка) по региональным налогам (налог на имущество организаций и транспортный налог) и местным налогам (налог на землю) [1].
В условиях конкурентной борьбы за деньги инвесторов субъекты РФ достаточно активно применяют механизм предоставления налоговых преференций для стимулирования на своих территориях инвестиционной активности. Те или иные налоговые льготы для инвесторов установлены во всех субъектах РФ. При этом можно проследить два подхода к установлению региональных налоговых преференций: либеральный, предполагающий предоставление инвесторам всех возможных налоговых льгот в максимально возможных пределах и на длительные сроки, и консервативный, предполагающий значительно более взвешенные решения этого вопроса.
Наиболее ярким примером использования первого подхода на сегодняшний день является Ульяновская область.
В этом регионе для инвесторов, реализующих особо значимые инвестиционные проекты, с 01.01.2013 действуют следующие налоговые преференции [3]:
- налоговая ставка 0 % по налогу на имущество организаций сроком на 10 лет с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором завершена реализация инвестиционного проекта;
- налоговая ставка 1,1 % по налогу на имущество организаций сроком на 5 лет со дня, следующего за днем окончания исчисления срока использования права на применение налоговой ставки налога в размере 0 %;
- пониженная налоговая ставки налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в областной бюджет Ульяновской области, в размере 13,5 % (сроком на 15 лет с 1-го числа отчетного периода, в котором произошло возникновение прибыли, но не ранее начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором завершена реализация инвестиционного проекта);
- освобождение от уплаты транспортного налога сроком на 10 лет с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором завершена реализация инвестиционного проекта.
Отметим, что в Ульяновской области предусмотрено также предоставление из областного бюджета субсидий на срок 10 лет в размере, соответствующем уплаченному в областной бюджет налогу на прибыль организаций. При этом организации, которым статус особо значимого инвестиционного проекта присвоен до 01.07.2013, могут выбрать механизм субсидий на срок 8 лет в размере, соответствующем уплаченному в областной бюджет налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц.
Кроме того, для инвесторов, реализующих на территории Ульяновской области инвестиционные проекты, которым присвоен статус приоритетных, установлены следующие налоговые льготы:
- налоговая ставка 0 % по налогу на имущество организаций;
- налоговая ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в областной бюджет Ульяновской области, в размере 13,5 %.
Указанные налоговые преференции предоставляются на срок окупаемости инвестиционных затрат, но не более 5 лет с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором был присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта.
Значительно более консервативно к установлению налоговых льгот для инвесторов подходят другие регионы, например, Орловская область.
Хотя здесь, как и в Ульяновской области, инвесторам предоставляются льготы по налогам на имущество и прибыль организаций, однако подходы к предоставлению льгот несколько иные [5]:
- налоговая ставка 0 % по налогу на имущество организаций предоставляется инвесторам в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного в результате осуществления инвестиционного проекта в течение первых трех лет его реализации, за исключением переданного в аренду, лизинг. При
этом срок предоставления льготы поставлен в зависимость от объема инвестиций, осуществленных в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта. На максимальный срок (три года) льгота предоставляется инвесторам, вложившим в проект 2 млрд руб.;
- налоговая ставка 1,1 % по налогу на имущество устанавливается для организаций, осуществляющих производство строительной керамики, селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней в ходе реализации инвестиционного проекта, производство основной фармацевтической продукции. Данная льгота предоставляется при условии реинвестирования указанными организациями высвободившихся вследствие льготного налогообложения средств в развитие производственной базы;
- налоговая ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет Орловской области, может быть понижена до 13,5 %. В зависимости от объема инвестиций, осуществленных в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта, предусмотрены три возможных уровня снижения процентной ставки: от 0,1 до 0,5 млрд руб. включительно - 1,5 п.п.; от 0,5 до 2 млрд руб. включительно - 3 п.п.; свыше 2 млрд руб. - 4,5 п.п. При этом снижение налоговой ставки определяется способом умножения уровня возможного снижения на коэффициент, рассчитываемый как отношение стоимости вновь созданного и приобретенного в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта имущества на конец налогового периода, в котором достигнут уровень, дающий право на применение пониженной налоговой ставки, и стоимости имущества, находящегося на балансе организации на конец отчетного (налогового) периода, предшествующего началу реализации инвестиционного проекта. В случае если стоимость вновь созданного и приобретенного имущества (за исключением сданного в аренду, лизинг) больше стоимости имущества, находящегося на балансе организации на начало реализации инвестиционного проекта, то коэффициент устанавливается равным 1.
Налоговые льготы в целом и инвестиционные в частности в некотором смысле аналогичны бюджетным расходам и, следовательно, должны подвергаться столь же тщательной проверке с точки зрения их прозрачности и эффективности. Однако до настоящего момента отсутствует единая для всех регионов методика оценки эффективности налоговых льгот, разработанная на федеральном уровне. В
такой ситуации субъекты РФ осуществляют такую оценку на основе собственных методик, утвержденных региональным законодательством.
Так, например, на территории Орловской области правовые основы проведения оценки эффективности налоговых льгот определяют закон «Об оценке бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот, устанавливаемых отдельным категориям налогоплательщиков», а также принятый в развитие его положений Порядок ежегодной оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот, утвержденный постановлением правительства Орловской области от 30.06.2009 № 70.
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами оценка эффективности установленных (планируемых к установлению) льгот проводится ежегодно в целях:
- минимизации потерь бюджета области, связанных с установлением налоговых льгот;
- достижения стабильной производственной, финансово-экономической деятельности организаций на основе применения мер государственной поддержки;
- проведения социальной политики, в том числе в сфере занятости населения.
При этом оценка эффективности установленных (планируемых к установлению) льгот осуществляется с точки зрения их бюджетной, социальной и экономической эффективности.
Под бюджетной эффективностью понимается результат в виде увеличения доходов областного бюджета Орловской области и/или сокращения расходов бюджета Орловской области, обусловленный установлением налоговой льготы, сопоставленный с суммой установленной (планируемой к установлению) налоговой льготы. Бюджетная эффективность определяется для налоговых льгот, установленных (планируемых к установлению) для юридических лиц.
Под социальной эффективностью понимается результат (комплекс результатов) общественного либо социального характера, возникающий благодаря применению налоговой льготы. Социальная эффективность может определяться на основе одного либо нескольких критериев, к которым можно отнести:
- критерий сохранения занятости населения;
- критерий формирования благоприятных условий для незащищенных слоев населения;
- критерий поддержки организаций и/или проведения мероприятий, имеющих социальную и/или общественную значимость.
Под экономической эффективностью понимается темп роста у организаций, получающих налоговую льготу (рост объема отгруженных или отпущенных в порядке продажи, а также прямого обмена (по договору мены), товарных кредитов, всех товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в фактических отпускных (продажных) ценах (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Экономическая эффективность определяется в отношении налоговых льгот, устанавливаемых в соответствии с законом Орловской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области».
Оценка эффективности осуществляется в отношении налоговых льгот, установленных (планируемых к установлению) законами Орловской области, по следующим налогам:
- налог на прибыль;
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог.
Оценка эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот проводится в три этапа:
1) обобщение информации о применении налоговых льгот (о планируемых к применению налоговых льготах), оценка и прогнозирование показателей, необходимых для расчетов эффективности;
2) расчет эффективности налоговых льгот:
3) интерпретация результатов расчетов эффективности налоговых льгот.
Рассмотрим оценку эффективности налоговых льгот на примере оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных организациям, осуществлявшим в 2012 г. на территории Орловской области инвестиционную деятельность.
Законодательство Орловской области устанавливает в отношении инвесторов льготное налогообложение по налогам на имущество и прибыль организаций. Преференции, предоставляемые инвесторам по этим налогам, были рассмотрены ранее. В частности, к ним относится нулевая и пониженная ставка по налогу на имущество организаций, а также пониженная ставка по налогу на прибыль организаций. Однако на практике в Орловской области в отношении инвесторов работает только льгота по налогу на имущество организаций в виде снижения налоговой ставки до 1,1 %,
которая предоставляется следующим категориям налогоплательщиков, реализующим инвестиционные проекты на территории региона:
1) организациям, осуществляющим производство строительной керамики (к данной категории относятся два предприятия);
2) организациям, осуществляющим производство основной фармацевтической продукции (к данной категории относится одно предприятие);
3) организациям, осуществляющим селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней в ходе реализации инвестиционного проекта (к данной категории относится одно предприятие).
Бюджетная эффективность налоговых льгот применительно к указанным категориям налогоплательщиков рассчитывается по следующей формуле:
~ SUMд Б>
где Б - бюджетная эффективность налоговой льготы, устанавливаемой (планируемой к установлению) для определенной категории налогоплательщиков;
SUM Д - сумма дополнительных доходов областного бюджета, формируемая благодаря применению налоговой льготы (определяется как разность налоговых доходов, полученных за истекший период текущего года и соответствующий период предшествующего года); Л - сумма недопоступления в областной бюджет Орловской области средств в связи с предоставлением налоговой льготы (определяется как величина налоговой льготы по данному налогу, полученная за истекший период текущего года). Социальная эффективность налоговых льгот рассчитывается следующим образом:
ССЧ
С =-п-,
э (ССЧп_х + ССЧп_2) / 2
где Сэ - социальная эффективность налоговой льготы;
ССЧп, ССЧ v ССЧ-2 - среднесписочная численность работников организаций, которые имеют право на получение налоговой льготы за истекший период текущего года в отчетном году и предшествующем ему году соответственно. Экономическая эффективность налоговых льгот рассчитывается следующим образом:
V
Э =-п-,
Э (Vn-l + Vn-2 ) / 2
где Ээ - экономическая эффективность налоговой льготы;
V Кп-1, V 2 - объем отгруженных или отпущенных в порядке продажи, а также прямого обмена (по договору мены), товарного кредита всех товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в фактических отпускных (продажных) ценах (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) за истекший период текущего года и соответствующие периоды отчетного года и предшествующего ему годы соответственно. Полученные результаты интерпретируются следующим образом. Предельные значения коэффициентов эффективности налоговых льгот по всем видам эффективности установлены в размере не менее 1. Обобщающий критерий эффективности предполагает, что значения не менее двух коэффициентов при проведении оценки будут больше или равны 1. Приоритет отдается коэффициенту бюджетной и социальной эффективности. В случае если фактические результаты расчета эффективности налоговой льготы ниже предельного значения более чем по одному коэффициенту, то налоговая льгота может быть признана неэффективной и отменена.
Исходные данные для расчетов и результаты оценки эффективности налоговых льгот для перечисленных ранее категорий налогоплательщиков представлены в табл. 1.
В 2012 г. значения всех трех коэффициентов эффективности (бюджетной, социальной и экономической эффективности), рассчитанные в отношении организаций, осуществляющих производство строительной керамики, оказались больше 1, что свидетельствует о высокой эффективности налоговой льготы (см. табл. 1). По обобщающему критерию эффективности налоговая льгота, предоставленная двум другим категориям налогоплательщиков, также является эффективной, так как значения коэффициентов социальной и экономической эффективности не оказались меньше 1. Однако коэффициенты бюджетной эффективности у них значительно меньше 1. При этом у организаций, осуществляющих производство основной фармацевтической продукции, наблюдается наименьшая позитивная динамика по показателям эффективности. Численность работающих в 2013 г. снизилась по сравнению с 2012 г., в результате чего коэффициент социальной эффективности достиг нижнего предела допустимого значения, т. е. 1. Это ставит под
Источник: составлено авторами по данным департамента экономики Орловской области.
Таблица 1
результаты оценки эффективности налоговых льгот
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Организации, осуществляющие производство строительной керамики
Общая сумма налоговых платежей в областной бюджет области, млн руб. - 208 257
Льгота по налогу на имущество, млн руб. - 39,1 41,5
Среднегодовая численность работающих, чел. 1 309 1457 1 590
Объем отгрузки, млн руб. 4 156,5 6 796,7 7 453,6
Бюджетная эффективность - - 1,19
Социальная эффективность - - 1,63
Экономическая эффективность - - 1,36
Организации, осуществляющие производство основной фармацевтической продукции
Общая сумма налоговых платежей в областной бюджет области, млн руб. - 19,1 19,8
Льгота по налогу на имущество, млн руб. - 13,5 13,4
Среднегодовая численность работающих, чел. 128 135 132
Объем отгрузки, млн руб. 77,5 476 452
Бюджетная эффективность - - 0,05
Социальная эффективность - - 1
Экономическая эффективность - - 1,63
Организации, осуществляющие селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней в ходе реализации инвестиционного проекта
Общая сумма налоговых платежей в областной бюджет области, млн руб. - 43,2 48,7
Льгота по налогу на имущество, млн руб. - 16,6 14,9
Среднегодовая численность работающих, чел. 777 818 849
Объем отгрузки, млн руб. 1 942 2 480 2 514
Бюджетная эффективность - - 0,37
Социальная эффективность - - 1,06
Экономическая эффективность - - 1,14
вопрос эффективность предоставления налоговых льгот данной категории налогоплательщиков и, соответственно, об их отмене.
Методики оценки эффективности налоговых льгот, аналогичные рассмотренной, приняты и в других субъектах РФ. Хотя они достаточно сильно разнятся, тем не менее они также предусматривают триединую оценку эффективности налоговых льгот (действующих и вводимых), предполагающую оценку по трем категориям: бюджетной, экономической и социальной эффективности. И если качество и само содержание этих документов не вызывают сомнений, то их применение на практике вызывает вопросы.
Общей проблемой для региональных органов государственной власти является отсутствие (в силу ст. 102 НК РФ, регламентирующей режим налоговой тайны) доступа к достоверной информации о суммах предоставленных налоговых льгот по региональным и местным налогам в разрезе конкретных налогоплательщиков. В отсутствии единого подхода регионы по-разному подходят к решению этой проблемы. Так, например, в Орловской области необходимую
для оценки эффективности налоговых льгот информацию получают непосредственно от предприятий, которым предоставлены (планируется предоставить) налоговые льготы. Территориальный орган налоговой службы предоставляет только информацию о суммах, не поступивших в бюджеты всех уровней, в связи с предоставлением налоговых льгот федеральным, региональным и местным законодательством.
Необходимо отметить, что и сама по себе практика предоставления налоговых льгот является одним из наиболее спорных вопросов применения российского налогового законодательства, что подтверждается наличием большого числа связанных с этим судебных разбирательств между налогоплательщиками и налоговыми органами. Это объясняется тем, что налоговые льготы представляют собой в том числе основной канал законной оптимизации уплаты налогов и сборов. Кроме того, предоставление налоговых льгот зачастую вступает в противоречие с основными качественными характеристиками налоговой системы (нейтральностью, справедливостью, эффективностью (включая простоту администрирования и исполнения налогового законодательства), искажает
процессы в экономике, отрицательно сказывается на конкуренции, создает риски злоупотреблений представителями законодательной и исполнительной власти, а также стимулы к рентоориентированному поведению экономических агентов. Кроме того, несмотря на то, что предоставление налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, оно снижает доходы бюджета, которые, если бы были получены, могли направляться на решение тех же социально-экономических задач, что и предоставленные налоговые льготы.
Изучение практики предоставления налоговых льгот в субъектах РФ свидетельствует о том, что из года в год происходит увеличение их общего объема. Так, например, в Орловской области в течение 2010 - 2012 гг. общий объем налоговых льгот вырос почти 1,5 раза. Динамика изменения объема налоговых льгот в Орловской области в период с 2010 по 2012 г. представлена в табл. 2.
В 2010 - 2012 гг. основной объем налоговых льгот в Орловской области был предоставлен по налогам на имущество организаций и на прибыль организаций. Структура налоговых льгот в период с 2010 по 2012 г. представлена в табл. 3.
В 2010 - 2012 гг. в Орловской области более 86 % от общего объема налоговых льгот было предоставлено по налогам на имущество организаций -. 3,7 млрд руб. (59,1 %), в том числе на региональном уровне - 2,2 млрд руб. и по налогу на прибыль организаций - 1,7 млрд руб. (27,2 %). По налогу на прибыль организаций в рассматриваемом периоде льготы хозяйствующим субъектам складывались из преференций сельхозтоваропроизводителям и снижения налогооблагаемой базы на величину полученных
Таблица 2
Динамика изменения объема предоставленных налоговых льгот в Орловской области в течение 2010 - 2012 гг., млрд руб.
Показатель 2010 2011 2012
Общий объем налоговых льгот 1,81 1,96 2,49
Объем налоговых льгот, установ- 0,88 0,99 1,51
ленных федеральным законода-
тельством
Объем налоговых льгот, установ- 0,73 0,76 0,77
ленных региональным законода-
тельством
Объем налоговых льгот, установ- 0,2 0,21 0,21
ленных представительными орга-
нами местного самоуправления
Источник: составлено авторами по данным УФНС по Орловской области.
в прошлые периоды убытков, что регламентировано федеральным законодательством. На региональном уровне льготы по налогу на прибыль не предоставлялась. Далее следует земельный налог, относящийся к категории местных налогов - 0,7 млрд руб. (10,7 %), в том числе на местном уровне - 0,6 млрд руб. Льготы по транспортному налогу составили 0,118 млрд руб. (1,9 %), в том числе льготы на региональном уровне -0,117 млрд руб. По налогу на имущество физических лиц льготы составили 0,08 млрд руб. (1,3 %). Практически весь объем льгот по этому налогу был предоставлен на федеральном уровне. В целом же в силу установленных налоговых льгот в течение 2011 -2012 гг. в федеральный и территориальный бюджет не поступило почти 4,5 млрд руб., в том числе в территориальный бюджет - 4,3 млрд руб. При этом по налогу на прибыль организаций сумма, не поступившая в связи с предоставлением налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, за 2011 - 2012 гг. составила почти 1,3 млрд руб., в том числе в территориальный бюджет - 1,2 млрд руб.
Таким образом, на примере Орловской области можно наблюдать, что из-за установленных налоговых льгот, в том числе инвесторам, региональные бюджеты теряют весьма значительные суммы, которые могли бы являться дополнительным резервом для наполнения их доходной части. Это особенно актуально в свете того, что в условиях предельного дефицита многих региональных бюджетов, невозможности существенного увеличения доходов в большинстве регионов за счет собственных источников, ограниченности финансовой помощи федерального центра регионы обязаны выполнять поручения Президента РФ, содержащиеся в его так называемых майских или инаугурационных указах. Так, например, в Орловской области дополнительная потребность в деньгах на их реализацию на период до 2017 г. составляет 23,7 млрд руб. при дефиците бюджета региона в 2016 году в 13,3 млрд руб. Поэтому не случайно, что во многих регионах уже встает вопрос о пересмотре предоставленных налоговых льгот, в том числе и для инвесторов. Тем более что о необходимости инвентаризации льгот по региональным и местным налогам, установленных на федеральном уровне, и необходимости оценки их эффективности Президент РФ говорил еще в своем Бюджетном послании на 2012 - 2014 гг.
Что же касается налоговых льгот для инвесторов, то (не отрицая их значения для стимулирования инвесторов) вполне очевидно, что только налоговых
Таблица 3
структура налоговых льгот, предоставленных в Орловской области в течение 2010 - 2012 гг., млн руб.
2010 2011 2012
к В К а = ьа К к а в es а в ьа К к а в К а В ьа К
Вид налога Федераль льгота лт ао В - ® = В ч г е 0- аа И Й н 2 у ^ еь S 4 о г Щ и И а 5 н ä о S- Еа еь S 4 Фе лт ао в - ® = В ч г е 0- аа И Й н 2 и ^ еь S 4 о г Щ и СО а 5 н ä о S- Еа еь S 4 Фе лт ао В - ® = В ч г е 0- аа И Й н 2 у ^ еь S 4 о г Щ и СО
Налог на прибыль 390,0 - - 390,0 458,2 - - 458,2 827,8 2,6 - 830,3
организаций
Налог на имущество 23,3 - 0,008 23,31 30,89 - 0,01 30,9 31,0 - 0,014 31,014
физических лиц
Налог на имущество орга- 453,3 695,4 - 1 148,7 477,1 722,1 - 1 199,2 620,3 731,0 - 1 351,3
низаций
Транспортный налог, - 38,5 - 38,5 3,3 36,4 - 39,6 3,3 36,8 - 40,1
всего
В том числе:
- транспортный налог - 22,6 - 22,6 - 21,1 - 21,1 - 21,0 - 21,0
с организаций
- транспортный налог - 15,9 - 15,9 3,3 15,3 - 18,6 3,3 15,8 - 19,1
с физических лиц
Земельный налог, всего 14,1 - 190,2 204,3 17,6 - 213,2 230,7 23,6 - 213,2 236,8
В том числе:
- земельный налог 13,9 - 184,8 198,7 16,5 - 199,5 216,1 22,6 - 199,5 222,2
с организаций
- земельный налог 0,2 - 15,6 15,8 1 - 13,6 14,6 1 - 13,6 14,6
с физических лиц
Всего... 880,7 733,9 190,2 1 804,8 986,2 758,5 213,2 1 958,6 1 505,0 770,3 213,2 2 489,5
Источник: составлено авторами по данным УФНС по Орлова
льгот для привлечения крупных частных инвестиций явно недостаточно, поскольку во всех субъектах РФ льготы в основном аналогичны и отличаются, главным образом, лишь сроками предоставления. В такой ситуации региональным администрациям необходимо сконцентрировать усилия на других факторах, за которыми они в состоянии осуществлять контроль и которые они могут менять в лучшую сторону в разумный период времени. Наряду с налоговыми льготами к их числу относятся:
- поиск взаимовыгодного баланса между интересами региона и инвестора;
- оказание агентствами развития объективной и профессиональной поддержки бизнесу;
- создание эффективных каналов коммуникации между властью и бизнесом;
- анализ опыта других регионов и внедрение проектов, доказавших свою эффективность.
Регионам, руководство которых не придает должного значения работе над перечисленными факторами, трудно заручиться доверием бизнеса. Логика инвесторов такова: если регион не может
: области.
управлять даже этими факторами, то как он будет справляться с развитием инфраструктуры или рынком рабочей силы, что требует значительно больших затрат ресурсов и времени [6].
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Новоселов А. С. Теория региональных рынков: учебник. Новосибирск: Сибирское соглашение. 2002. 448 с.
3. Официальный сайт министерства стратегического развития и инноваций Ульяновской области. URL: http://www.invest.ulgov.ru (дата обращения: 16.07.2013).
4. Оценка инвестиционного климата российских регионов глазами иностранных инвесторов. URL: http://www.slideshare. net/ASI-12/rspp-rus-0207 (дата обращения: 28.07.2013).
5. Портал Орловской области. URL: http://www. orel-region. ru (дата обращения: 10.07.2013).