Научная статья на тему 'Денежно-кредитные механизмы использования инвестиционного потенциала в условиях интеграции на пространстве СНГ'

Денежно-кредитные механизмы использования инвестиционного потенциала в условиях интеграции на пространстве СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коржов А.И.

Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности включают Конвенцию о защите прав инвестора, цели которой заключаются в создании общего инвестиционного пространства, гарантирующего возможность свободного привлечения капиталов и обеспечение прав инвесторов, вкладывающих деньги в экономику государств-участников СНГ. Для обеспечения единства подходов к оценке, отбору и экспресс-диагностике инвестиционных программ подготовлены паспорта инвестиционного проекта. Большинство государств представило конкретные предложения по инвестиционному сотрудничеству. Это позволило сформировать сводный пакет межгосударственных проектов, привлекательных для стран СНГ и зарубежных инвесторов…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Денежно-кредитные механизмы использования инвестиционного потенциала в условиях интеграции на пространстве СНГ»

Интеграционные процессы

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ

АН. КОРЖОВ, кандидат экономических наук

Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности включают Конвенцию о защите прав инвестора, цели которой заключаются в создании общего инвестиционного пространства, гарантирующего возможность свободного привлечения капиталов и обеспечение прав инвесторов, вкладывающих деньги в экономику государств — участников СНГ. Для обеспечения единства подходов к оценке, отбору и экспресс-диагностике инвестиционных программ подготовлены паспорта инвестиционного проекта. Большинство государств представило конкретные предложения по инвестиционному сотрудничеству. Это позволило сформировать сводный пакет межгосударственных проектов, привлекательных для стран СНГ и зарубежных инвесторов1.

Динамика интеграционных процессов проявляется, прежде всего, в создании и функционировании корпораций и финансово-промышленных групп, в том числе на межстрановом уровне. Объединение финансовых средств участников корпоративного сектора экономики существенно расширяет их инвестиционные возможности, помогает проводить единую технико-экономическую, структурную и финансовую политику, эффективно управлять ресурсами. Главная цель функционирования межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп (МФПГ) состоит в укреплении экономического потенциала стран-участниц и СНГ в целом, освоении новых рынков. МФПГ должны обеспечивать интенсив-

1 Так, поступившие предложения составляли уже на первом этапе (2004 г.) примерно 300 инвестиционных проектов на сумму свыше 32 млрд долл. США.

ную рыночную циркуляцию произведенной продукции и финансовых ресурсов2.

Инвестиционные возможности социально-экономического развития стран СНГ, анализ проблем реструктуризации и модернизации производс-тва3 показывает, что одним из основных факторов стабилизации и его роста является «региональный фактор», а также обоснование концепции эффективного регулирования инвестиционных процессов на государственном и региональном уровнях. Особенности России и стран СНГ проявляются в возрастающем влиянии социально-экономической ситуации на развитие экономики в целом, также в различиях формирования в регионах России и стран СНГ рыночного хозяйства, включая при-родно-экономические, экологические и другие. Однако оптимальное сочетание рыночного и корпоративного регулирования, как представляется, требует органической увязки различных уровней государственного воздействия на экономику.

В системе показателей оценки развития экономики регионов в условиях рыночной трансформации возрастает значение не только воспроизводственных, социальных, но и бюджетно-финансовых возможностей. Методы подсчета показателя бюджетных возможностей региона включают, к примеру, определение среднего балла по доходной части бюджета

2 Основным документом по формированию межгосударственных корпораций ФПГ является «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных транснациональных объединений», подписанное правительствами государств — участников СНГ.

3 См.: СпицынА. Т. Интеграция и модернизация экономики // Экономист. 2006. № 5. С. 4 - 5.

(налоговая часть доходов, неналоговые поступления, безвозмездные перечисления), а также — среднего балла по доходной и расходной части бюджетов. По составу регионов и по бюджетным показателям прослеживаются два подхода, которые позволили регионам иметь наиболее динамичные бюджеты:

а) бюджеты с большой базой собственных доходов;

б) небольшая база собственных поступлений, но и соответствующая расходная часть бюджета.

Одно из стратегических направлений — стимулирование деятельности тех организаций финансовой инфраструктуры, которые вкладывают средства в межрегиональные программы развития4. С точки зрения инвестиционного обеспечения экономического и социального развития, в том числе промышленности5, регионы оказались в сложном положении, что усиливает значимость межрегиональной интеграции. В этом аспекте в реальной ситуации необходимо рассматривать приоритетные задачи межрегиональной интеграции, такие как укрепление финансовой самостоятельности регионов, предприятий, фирм и корпораций.

Для активизации инвестиционных процессов на постсоветском пространстве необходима прочная финансовая (и налоговая) база под инвестиционные проекты и программы, включая территории. При этом особо актуальна поддержка инвестиций на муниципальном уровне. Зарубежный опыт показывает пути обеспечения финансовой базы инвестирования на территориальном уровне: это введение закрепленных налогов, поступающих непосредственно в доходную часть территориальных бюджетов. Такую функцию могут играть налоги на землю, на имущество предприятий и организаций, а также на имущество физических лиц, введение которых давно назрело. Укреплению финансовой базы инвестиционной деятельности на региональном уровне может служить передача в доходную часть бюджетов регионов определенной доли доходов от внешнеэкономической деятельности. Однако важно обеспечить направление закрепленных за местными бюджетами налогов на финансирование не только текущих расходов, но и инвестиций.

4 Одним из вариантов страхования такого риска может стать создание межрегиональных льготных страховых фондов, функционирующих в интересах предприятий и в значительной части пополняемых за счет средств региональных бюджетов, мобилизуемых при выпуске, к примеру, муниципальных долговых обязательств.

5 Как известно, на уровне регионов и областей гарантии

кредитов материализуются при наличии таких факторов, как

земля, недра, имущество предприятий и организаций.

Реализация инвестиционных возможностей регионов России и стран СНГ связана с распространением опыта разработки Бюджета развития в рамках Государственного бюджета на все бюджетные уровни, создавая тем самым «бюджетную» инвестиционную вертикаль. При этом доходная часть Бюджета развития могла бы формироваться за счет утвержденной законом доли закрепленных и распределяемых налогов, поступлений от приватизации, других местных источников, а также целевых инвестиционных трансфертов из бюджетов развития вышестоящих уровней, что могло бы обеспечить целевое использование ресурсов, передаваемых сверху вниз6.

На основе прогнозируемой динамики прироста продукции структурообразующих отраслей и видов деятельности, составляющих базу формирования валового регионального продукта, может производиться оценка финансовых потоков на межрегиональном уровне, позволяющая своевременно принять решения по устранению возможных диспропорций в развитии реального (и финансового) секторов экономики. Объективная оценка потребности регионов в инвестиционных ресурсах, прогнозирование возможного изменения инвестиционной активности в будущем могут служить основой для разработки региональных инвестиционных программ.

Финансово-кредитная политика должна гибко реагировать на изменения в соотношении совокупного спроса и предложения, прежде всего на внутреннем рынке. Исходя из экономической ситуации и опираясь на данные постоянного мониторинга и анализа инвестиционной активности предприятий, могут быть приняты обоснованные решения по изменению процентных ставок региональных кредитных организаций при сохранении единой денежно-кредитной политики Центрального (Национального) банка. Вместе с тем эффективнее использовать существующие инструменты денежно-кредитной политики, такие как: дифференцированная реализация ставок рефинансирования банков, снижение реального уровня процентных ставок, снижение норматива обязательных резервов и др. От развития банков-

6 Для проведения регулярного мониторинга финансового положения предприятий, изучения изменений реального сектора экономики и уровня межрегиональной инвестиционной активности необходим анализ сопоставимой динамики освоения капитальных вложений и роста производства важнейших видов продукции, работ, услуг, составляющих основу хозяйственной системы входящих регионов и определяющих их место в системе межрегионального разделения труда.

ской сети в регионах зависит управление бюджетными и внебюджетными фондами, дополнительное привлечение финансовых ресурсов, формирование эффективного финансового рынка и развитие его инфраструктуры.

Для обеспечения взаимодействия кредитных организаций, контролирующих финансовую деятельность субъектов региона, и местных органов власти, требуется соответствующая законодательная и нормативная база. Прежде всего, это законы о банкротстве и ликвидации кредитных организаций, о гарантировании вкладов физических лиц в коммерческих банках, законодательные и нормативные акты, регламентирующие порядок выпуска ценных бумаг и муниципальных облигаций для финансирования региональных инвестиционных программ7.

Взаимодействие органов государственного управления, региональных банков и других институциональных структур в решении финансовых проблем по реализации совместных проектов позволит обеспечить сбалансированность финансово-кредитной политики и механизмов ее реализации, укрепить налогооблагаемую базу региона и повысить эффективность инвестиционной деятельности. Исходя из исследования, в области использования межрегиональных инвестиционных возможностей экономики стран СНГ в качестве первоочередных мер по его оптимизации могут быть:

— разработка критериев государственной инвестиционной поддержки ограниченного числа наиболее нуждающихся, прежде всего депрессивных, районов, и действенного механизма ее предоставления;

— взаимоувязка межрегиональных инвестиционных программ, разрабатываемых по единой методологии и служащих основой долевого финансирования перспективных проектов и «точек роста» с подключением частного и иностранного капитала;

— укрепление финансовой базы инвестиционной деятельности на территориальном уровне за счет «закрепленных» налогов и целевых инвестиционных трансфертов;

— формирование сети региональных и межрегиональных инвестиционных банков и банковских

7 Отметим, что для сокращения банковских и кредитных рисков и обеспечения своевременной возвратности ссуд необходимо законодательно решить вопрос о страховании этих рисков с включением залогового и страхового механизмов, а система отбора заемщиков должна отслеживать эффективное инвестирование выданных ссуд, стимулируя внедрение новой техники и технологии, прогрессивные структурные сдвиги.

пулов с ориентацией на финансирование инвестиционных программ развития регионов стран СНГ.

Анализ показывает, что при имеющихся объемах капиталовложений на первый план выдвигается проблема эффективности использования как инвестиционных ресурсов, так и действующего производственного аппарата. Поэтому размещение инвестиционных заказов и предложений должно быть преимущественно на конкурсной основе через систему торгов. Установленные четкие процедуры торгов «делают» всю деятельность на торгах «прозрачной», доступной для контроля со стороны соответствующих государственных органов, владельцев предприятий, кредиторов и общественности, что создает заслон на пути неэффективного расходования средств и коррупции8.

В рыночных условиях хозяйствования эффективность инвестиций, как отмечалось, связана с конкурентоспособностью производства9, которая обеспечивает для них на микроуровне необходимые финансовые ресурсы. При этом конкурентоспособность складывается из таких факторов, как ценовой (уровень и динамика цен на все используемые ресурсы производства и готовую продукцию) и ресурсный (затраты ресурсов на единицу готовой продукции). Особую роль играет «фактор среды», то есть экономическая политика государств СНГ и степень его нейтральности по отношению к рыночным контрагентам. В экономике стран СНГ должным образом должны работать рыночные факторы, а для решения инвестиционных проблем необходимо усиление государственного регулирования инвестиционного процесса.

Целесообразно формировать инвестиционный потенциал и финансовые ресурсы путем совершенствования налоговых законов и практики, чтобы «облегчить» налоговое бремя на производство и бизнес, установления системы государственных гарантий по кредитам на инвестиции, мобилизации сбережений населения. Среди важнейших задач в экономике

8 Это подтверждает опыт Китая, где конкурентные торги в инвестиционном процессе применяют с 1984 г. Если в 1995 г. около 50 % всех контрактов было заключено через систему торгов, то в 2005 г. в отраслях строительства (например, транспортного) их было до 80 %. Однако имеются серьезные недостатки при организации торгов и процедуры отбора инвестиционных проектов.

9 В этом аспекте назрела необходимость более глубокого

анализа сфер проектирования, использования позитивных элементов зарубежного опыта в части не только эффективных способов проектирования, но и выбора оптимальных мощностей проектных фирм и форм их взаимодействия с заказчиками и подрядчиками, осуществляющими строительные работы.

стран СНГ — ликвидация кризиса неплатежей, борьба против криминализации экономик.

Насколько торгово-экономическое и инвестиционное взаимодействие зависит от решения вопросов валютно-финансового взаимодействия, характеризует положение с налогом на добавленную стоимость в рамках стран СНГ. Как известно, в мировой практике существуют два принципа взимания НДС10 — по месту производства и по месту потребления. Первый принцип применяется, как правило, при налогообложении внутреннего производства и потребления, второй — во внешней торговле. Большинство стран, стимулируя свой экспорт (что способствует росту производства), освобождают его от всех косвенных налогов — таможенных пошлин, НДС и акцизов. При этом производителю, экспортирующему товар, производится возврат или зачет сумм налога, ранее уплаченных по приобретенным товарно-материальным ресурсам, используемым в производстве экспортируемого товара.

Основной принцип должен предусматривать компенсацию потерь бюджетов в связи с возвратом налогов, ранее уплаченных в других странах Содружества. В развитых странах тоже берут НДС во внутреннем потреблении, но в Германии, Англии, других странах Европы, Китае, Иране, Турции совсем иная ситуация. Там уже устоявшаяся или развивающаяся экономика, насытившая свой внутренний рынок и осваивающая новые рыночные пространства. Здесь отсутствует вывоз сырья и стимулируется вывоз готовой продукции. Для стран СНГ важно поднять свое производство, интенсивно его инвестируя, завоевать свой внутренний рынок. Надо, чтобы отечественный товаропроизводитель был хозяином собственного рынка, без чего сложно перейти к устойчивому экономическому росту, его инвестиционному обеспечению.

В унификации валютно-финансовых систем важная роль отводится политике государств — участников интеграционного образования. Обосновано стремление гармонизировать налоговые системы государств СНГ, унифицировать виды основных налогов, а также порядок их взимания. Основные принципы такого взаимодействия предусматривают: обеспечение надлежащего исполнения налогового законодательства и оказание взаимного

10 Налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам и является налогом на потребление. Он представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и оборота товаров, работ и услуг, а также отчисления при импорте товаров, уплачиваемые при покупке как отечественных, так и импортных товаров, услуг.

содействия в предотвращении нарушений, а также предоставление информации о соблюдении налогового законодательства юридическими и физическими лицами и обмен информацией о текущих законодательных изменениях.

Развитие инвестиционного содружества стран СНГ позитивно влияет на укрепление приоритетных отраслей и секторов реальной экономики в целом и отдельных регионов на конъюнктуру. Направления денежно-кредитной политики в рамках принципа «компенсационного регулирования» конкретно проявляются в уровне и динамике денежной массы, процентных ставок, нормы обязательных резервов, которые изменяются в определенном периоде, снижаясь или повышаясь синхронно осуществляемой политике кредитной рестрикции или экспансии11.

Первопричиной целенаправленных инстру-ментариев денежно-кредитной политики следует считать процесс «интернационализации» рынков капиталов, в том числе стран СНГ, и проявление новых финансовых механизмов. Однако современный процесс характеризуется «нерасположенностью» по отношению к инструментам прямого административного воздействия (лимитирование кредита, контроль валютных курсов, потолочные пределы переучета и др.). Если денежно-кредитные системы отражают преобладание процедур посредничества и трансформации ссуд по финансированным регламентируемым ставкам, любое ограничительное вмешательство Центрального (Национального) банка приводит к повышению процентных ставок на денежном рынке и очень быстро сказывается на банковских возможностях, заставляя их приспосабливаться, сокращая доступность кредита для нефинансовых агентов. Тем самым денежно-кредитная политика воздействует на экономическую и инвестиционную активность.

Возможности и пределы денежно-кредитной политики, механизм выбора индикаторов и инструментария отражают механизмы реализации денежно-кредитной политики как неотъемлемой составной части инвестиционной стратегии реструктуризации экономики. Отметим, прежде всего, комплекс взаимосвязанных мер, реализуемых в

11 Как правило, вмешательство в деятельность банков второго уровня осуществляется двумя способами. Во-первых, воздействием на пассивы их баланса, в основном путем контроля за управляемыми депозитами посредством инструментариев, которые регулируют депозитную эмиссию и, следовательно, массу денег в обращении. Во-вторых, воздействием на активы их баланса, в основном на соотношение между частными и государственными ценными бумагами в их портфеле.

денежно-кредитной сфере в целях эффективного регулирования рыночной конъюнктуры и воспроизводственного процесса. Как показал анализ, ее стратегические цели поддаются классификации по границам распространения, времени действия и включают: а) стабильность валютного курса и равновесие платежного баланса; б) денежную ориентацию в экономике, уровень процентных ставок, объем денежной массы и индикаторы; в) темпы развития, стабильность общего уровня цен и максимальную занятость12.

С точки зрения формирования инвестиционного потенциала России и стран СНГ исключительно важны рыночные механизмы финансирования инвестиций13, предполагающие использование сбережений, а не денежных активов эмиссионного характера. Анализ показывает, что преодоление ограниченности денежно-кредитной политики возможно на базе оптимального взаимодействия с промышленной и антимонопольной политикой, политикой доходов и др.

Более однозначна трактовка такого индикатора, как процентная ставка, а ее применение также имеет свои недостатки. Стабилизация процентных ставок на оптимальном уровне возможна при условии эффективного функционирования фондового рынка. Уровень процентных ставок, в том числе номинальный, испытывает постоянный прессинг инфляционных процессов и кризиса неплатежей. Тем не менее процентные ставки должны выполнять важнейшие функции регулирования уровня сбережений и инвестиций, деловой активности, противодействия инфляции, оказывая тем самым целенаправленное воздействие на рост экономики (при условии обеспечения относительно низкой, привлекательной для долгосрочного инвестирования стоимости кредита) и обеспечение стабильности национальной валюты.

Формирование инвестиционного потенциала России, Казахстана и других стран СНГ, становление эффективного рынка взаимосвязаны с оптимальным использованием системы инстру-ментариев денежно-кредитной политики, способствующей: 1) оптимальной реструктуризации

12 Отметим, что среди конечных целей особое место занимает борьба с инфляцией для сохранения внутренней и внешней стабильности национальной валюты.

13 Здесь не существует неизменного отношения между денежной массой и процентной ставкой. Если спрос на кредиты неустойчив, то лучшим индикатором денежно-кредитной политики является процентная ставка, и, наоборот, в случае неустойчивости общих расходов повышается роль такого индикатора, как денежная масса.

задолженности предприятий; 2) сокращению доли бонифицированных займов и расширению базы государственного регулирования; 3) поэтапной трансформации преимущественно краткосрочных кредитов в долгосрочные; 4) развитию денежного рынка и рынка ценных бумаг.

Выбор индикаторов и инструментария может рассматриваться в совокупности таких механизмов, как рефинансирование коммерческих банков, дифференциация норм обязательных резервов и операции на открытом рынке. Дифференцирование норм обязательных резервов в зависимости от структуры банковских ресурсов представляет собой средство побуждения банков и консолидации денежных средств на долгосрочные проекты, а также может использоваться для нейтрализации негативных последствий движения процентных ставок при несовпадении целей внутренней и внешней денежно-кредитной политики.

Повышение ликвидности, сокращение норм обязательных резервов и увеличение рефинансирования расширяют инвестиционные возможности кредитования экономики. К аналогичным последствиям может привести требующая постоянного мониторинга и корректировки политика воздействия на функционирование открытого рынка. Для этого государства СНГ должны выпускать ценные бумаги, формируя условия последующей кредитной экспансии. Однако в настоящее время все еще «блокируется» перелив капитала в реальный сектор экономики. Вместе с тем процесс формирования эффективно функционирующей инфраструктуры рынка, в том числе в СНГ, создает объективные предпосылки для оптимального использования денежно-кредитного механизма стимулирования нового качества экономического роста.

Формирование инвестиционного потенциала, стратегия развития финансовых рынков взаимосвязаны со становлением рынка ценных бумаг как макроэкономического регулятора экономических процессов. Цивилизованный фондовый рынок стран СНГ способствует росту финансовой и инвестиционной активности всех субъектов рынка, рационализируя финансово-экономические связи между участниками фондового рынка. При этом важно оптимально задействовать механизмы перераспределения инвестиционных ресурсов для концентрации их в наиболее перспективных отраслях экономики, реструктуризации модернизации национальных экономик.

Новая динамика социально-экономических и финансовых процессов со всей остротой поставила

вопрос о включении России и стран СНГ в мировые цивилизационные структуры. Однако при этом важно учитывать отношения капитала и наемного труда, распределения материальных и энергетических ресурсов в системе воспроизводства, развитие и использование интеллектуального потенциала по общим критериям демократизации, эффективности овладения международными стандартами и нормативами в экономике и жизнедеятельности человека. В современном мире распространение глобальных процессов совершенствования средств производства и новейших технологий происходит как под воздействием тенденций мирового разделения труда, его кооперации, так и путем создания и упрочения регионального и межрегионального экономического пространства и адекватной финансовой системы, интернационализации таких субъектов экономики, как ТНК и совместные предприятия, реализации совместных проектов и программ.

В теории и практике развития России и других стран СНГ в XXI в. происходит становление высокоэффективной научной системы социально-экономического роста, основанное на принципиально новых научных подходах и воспроизводственных концепциях использования внутренних и внешних факторов, формирования общего экономического пространства, включая накопление и использование опыта ЕврАзЭС. Активная стратегия экономического роста должна реализовываться при отказе

от тактики выживания, ожидания перманентного кризиса, наращивания долгов. Все это важно оценивать с позиций результативности интернационализации производства, научно-технического прогресса, создания единой системы информатики. Страны СНГ при реализации такой концепции и интеграционных подходов могут успешно занять важные ниши в мировой экономике на мировом рынке, учитывая накопленный потенциал интеллектуального труда, воспроизводственный потенциал электроэнергетики, транспорта, металлургии, ТЭК, ВПК, возможности космических и ядерных технологий, других сфер инновационно-инвестиционной деятельности. Для этого важно создать модели оптимизации финансовых потоков и участия иностранного капитала в реструктуризации производства стран СНГ по критериям достижения конкурентоспособности выпускаемой техники, технологий и товаров на мировом рынке, развития внешнеторгового оборота за счет перерабатывающих отраслей промышленности14.

14 В наступившем XXI в. ключевыми факторами экономического роста в условиях формирования общего экономического пространства стран СНГ являются научно-технический прогресс , современная организация и технологическое обновление производства, развитие систем информатики, менеджмента, формирование совместных ФПГ, холдинговых структур, корпораций.

Не успели оформить

подписку на 2007 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621 -69-49, Http://www.financepress.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.