Регулирование инвестиций
к вопросу ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
Д.и. РяхоВский,
кандидат экономических наук, доцент институт экономики и антикризисного управления
Преодоление кризиса российской промышленности и необходимость ее развития на современном технологическом уровне требуют совершенствования форм и направлений государственной политики регулирования инвестиций.
Государственное поощрение «перелива» новых технологий из государственных и частных лабораторий в промышленность и их внедрение должны стать приоритетным направлением деятельности центральных и местных органов власти. Особого внимания со стороны государства требуют создаваемые по инициативе компаний, органов государственной власти или высшей школы инновационные корпорации, центры технической помощи, научные и технологические парки и другие структуры.
Правительством РФ определен комплекс неотложных мероприятий по активизации инвестиционного процесса. Прежде всего, это мероприятия, направленные на подготовку необходимой нормативно-правовой базы регулирования экономических и юридических отношений между субъектами инвестиционной деятельности, в том числе и органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Для обеспечения экономической поддержки предполагается консолидация разрозненных кредитно-финансовых источников в едином ресурсном блоке в целях повышения эффективности использования средств, выделяемых как государством, так и негосударственными инвесторами. Предлагается рассмотреть вопрос о создании внебюджетного фонда поддержки инвестиционной деятельности, формирование которого, предполагается, будет осуществляться за счет 1,5 %-ных отчислений от себестоимости продукции, производимой промышленными компаниями. Подготовлены предложения по созданию отраслевых и региональных фондов инвестиционной деятельности.
Государственная поддержка инвестиций осуществляется как на уровне центрального правительства через принятие законодательных актов, так и при принятии решений на региональном уровне, имеющих стратегический и практический характер, а также системы мер по реализации таких решений. Анализ мирового опыта развития хозяйственных систем в трансформационных условиях показывает, что именно в таком виде государственное воздействие на экономические процессы чрезвычайно эффективно. В свою очередь методологические проблемы государственного регулирования инвестиционной сферы являются частью проблем системы регулирования всей экономики. В странах с развитыми экономиками инвестиционная активность в большей степени регулируется экономическими методами, действующими через налоговую систему и ставку ссудного капитала, валютную политику, систему государственного кредитования и страхования, с помощью таможенных тарифов. К косвенным мерам регулирования относятся также технические и экологические стандарты, амортизационная политика, государственная система преференций и льгот.
Повышение эффективности инвестиционной политики России при всей ее уникальности возможно путем принятия ряда мер, которые применялись или применяются в некоторых развитых странах, несмотря на то, что текущая ситуация в стране, состояние и уровень развития ее экономики значительно отличаются и от промышленно развитых, и от развивающихся государств. Так, в ФРГ и Финляндии действует стимулирующий инвестиционный налог. В странах Западной Европы внедрена система инвестиционных льгот (льготы по налогу на прибыль, используемые как инвестиции). Другим важнейшим источником инвестиционных средств считается ускоренная амортизация.
Широко используется в мировой практике инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой отсрочку установленных законом платежей для реализации утвержденных правительством инвестиционных программ и проектов1. Экономическая эффективность налогового инвестиционного кредита прямо пропорциональна темпам инфляции и срокам прохождения денежных средств в федеральный бюджет и обратно на финансирование программ.
Государственная поддержка инвесторов может осуществляться также путем заключения межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения, о поощрении и защите взаимных инвестиций, а также полного или частичного освобождения от налога на прибыль, получаемую за рубежом (Франция, Швейцария), предоставления отсрочки от уплаты подоходного налога.
В настоящее время в промышленно развитых странах происходит смена направлений в политике государственного регулирования инвестиционными процессами от централизации к децентрализации. Реформы направлены на перераспределение бюджетных функций между различными уровнями государственного управления и на расширение компетенции региональных и других территориальных единиц.
Как известно, мировой опыт проведения экономических реформ предлагает две принципиально разные стратегии структурных преобразований — атакующую и реконструктивную. Обе стратегии разрабатывались и проводились с учетом уровня национально-экономического развития государств и специфики субъектов, входящих в них, что особенно актуально в условиях России.
Атакующая стратегия была реализована в США, Японии, а ее инвестиционное обеспечение осуществлялось за счет внутренних и внешних заемных средств. Организационно это выразилось в создании сети финансово-кредитных институтов, стимулирующих новые формы привлечения свободных денежных ресурсов населения и хозяйствующих субъектов. Смягчение налоговой политики и упрощение регламентации предпринимательской деятельности благоприятно сказалось на инвестиционном климате.
Реконструктивная стратегия осуществлялась в странах Западной Европы в течение более длительного времени и с привлечением меньшего объема финансовых ресурсов.
1 Он может уменьшаться на сумму, определенную по установленной ставке (2 — 10 %) от стоимости закупленных машин и оборудования.
Широко используются местные бюджеты, посредством которых осуществляется регулирование инвестиций. Как правило, развитие отрасли осуществляется в соответствии с выбранной стратегией и принятой инвестиционной программой, для реализации которой в расходной части бюджета специально выделяется раздел инвестиций.
Основной формой государственной поддержки инвестиционных программ являются целевые субсидии, используемые в основном для финансирования. Они выделяются под строго определенные проекты и программы, прошедшие процедуру одобрения в центральной администрации. Тем самым центральная власть устанавливает рамки и определяет инвестиционную политику. Целевые субсидии характерны для Скандинавских стран, США, Италии, Германии, Японии. Средства для них резервируются в специальном фонде на уровне земель, формируемом за счет определенной доли отчислений от причитающихся землям налогов, а также от поступлений собственных налогов.
Другим источником финансирования инвестиционных проектов являются займы, выпускаемые крупными административными единицами (субъектами Федерации, графствами, городами, провинциями). Процентную ставку по займам местные власти устанавливают с учетом уровня процента на рынке ссудных капиталов в момент выпуска, срока займов, а также состояния финансов местной администрации.
Вместе со снижением процентных ставок в последние десятилетия местными властями стали широко использоваться для финансирования инвестиционных программ банковские кредиты, что позволило почти полностью отказаться от государственной помощи на эти цели. Однако местные власти (в Италии, Великобритании, Дании, Нидерландах и др.) самостоятельны в займовых операциях, центральное правительство и центральный банк согласовывают условия займа, его верхний предел и объем общей задолженности2. Полученные средства в основном направляются на финансирование инвестиций в модернизацию социальной и экономической инфраструктуры. В настоящее время возможности местных властей западноевропейских государств зависят от характера интеграционных процессов и определяются общеевропейским законодательством.
На состояние и динамику местных финансов значительное влияние оказывают общие макроэкономические процессы. Местные органы власти США, обладая значительной самостоятельностью,
2 В Швейцарии они имеют полную свободу.
реализуют многие инвестиционные программы федерального правительства. В американской экономической литературе особо отмечается стимулирующая роль муниципалитетов, которые освобождают инновационные корпорации на несколько лет от налога на собственность или снижают его, если они расширяют свою деятельность в данном городе.
Следует подчеркнуть, что опыт зарубежных стран в данном вопросе достаточно богатый. Однако при всем многообразии подобных мер в этом опыте прослеживается очевидная тенденция к усилению роли государства в вопросах повышения инновационности промышленного развития путем приоритетного финансирования из государственных и региональных бюджетных и внебюджетных источников инвестиций. Почти во всех развитых странах государственная политика в данном вопросе проводится в рамках общегосударственных или региональных долгосрочных программ экономического и социального развития. Наиболее впечатляющих результатов в данном отношении добились Канада, Франция, Индия, Бразилия, Япония, США, ФРГ и многие другие страны.
Обобщая отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки инвестиционной деятельности, можно выделить основную ее форму — проведение инвестиционных конкурсов и подрядных торгов.
Основы отечественной государственной региональной инвестиционной политики были заложены в правительственной программе «Реформы и развитие российской экономики в 1995 — 1997 годах» и получили дальнейшее развитие в среднесрочных программах. Однако надо отметить, что государственная инвестиционная политика ограничивается федеральным уровнем, не предоставляя новых возможностей и не меняя полномочий регионов. Основным инструментом осуществления региональной инвестиционной политики остаются федеральные целевые программы развития отраслей и межотраслевых комплексов.
Очевидно, что оптимальным вариантом реализации инвестиционных программ является такой, при котором создаются условия и образуются источники накопления инвестиционных ресурсов для дальнейшего выполнения программ. В связи с этим все более актуальными становятся проблемы поиска новых форм осуществления региональной инвестиционной политики и оптимального сочетания методов государственного и рыночного регулирования.
Несомненно, что инвестиционная политика должна создать условия для развития производс-
тва, обосновать направления фундаментальных и поисковых исследований, определяющих развитие экономики страны на перспективу, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, направленные на создание новых базовых технологий и необходимой для их реализации техники; совершенствование существующих объектов техники и технологии: машин, приборов, оборудования, материалов, автоматизированных систем управления и методов организации производства и др.; показывает направления эффективного развития промышленных компаний.
По мнению автора, особого рассмотрения требует согласование государственных и территориальных интересов в определении тематики исследований и разработок, выполняемых научными организациями, расположенными на территории региона. Разработка проблем, представляющих федеральные интересы, финансируется из государственного бюджета. Проблемы, в которых государственные и региональные интересы совпадают, финансируются совместно; задачи, решаемые в интересах региона, — из местного бюджета, иногда с финансовой поддержкой государства или внебюджетных фондов.
Большое значение имеют создание и поддержание государственно-региональной системы научно-технической информации (НТИ), включающей, кроме традиционных банков, территориальные банки нововведений. Система НТИ призвана осуществлять подбор результатов законченных НИОКР по поручению промышленных и других компаний и обеспечивать их соответствующей документацией. Компаниям при разработке планов развития производства, технического перевооружения и реконструкции, освоения новой техники или продукции целесообразно организовывать поиск необходимых решений через систему НТИ и заключать договоры с научными организациями с учетом выданных ею рекомендаций.
Эффективность использования инвестиционных ресурсов в первую очередь зависит от рационального распределения, крупных исследований и разработок, имеющих межотраслевое и межрегиональное значение.
В настоящее время возможности повышения эффективности НИОКР в этом направлении практически не используются. Для повышения эффективности развития инвестиций необходимо разработать схему специализации научных комплексов регионов, которая позволила бы упорядочить тематические направления исследований и разработок в регионах, сократить дублирование тематики,
выделить межрегиональные научные проблемы и с использованием методологии программно-целевого управления организовать их разработку.
Инвестиционная политика в основном осуществляется через научные комплексы регионов, которые могут состоять как из крупных научных образований, так и из группы в несколько человек или внедренческой фирмы. Народнохозяйственная целесообразность развития тех или иных отраслевых научных комплексов определяется совокупностью факторов, отражающих их профильность и научную специализацию. Среди них: соответствие деятельности научного комплекса производственной специализации отраслевых комплексов региона; профильность; уровень народнохозяйственной эффективности исследований и разработок; наличие высокоразвитой материально-технической базы научных организаций, расположенных в регионе; удельный вес научной продукции, потребляемой в регионе, в общем объеме НИОКР. Следует иметь в виду, что неэкономический эффект может не иметь количественных оценок и описываться с помощью качественных характеристик. Поэтому в ряде случаев целесообразно при оценке тематики исследований и разработок неэкономический эффект рассматривать как необходимый обществу результат или как требование либо условие, соблюдение которого объективно необходимо.
По убеждению автора, в основу формирования механизма регулирования инвестиционными процессами должно быть положено управление, основанное на принципах мотивационной теории. Концепция такого управления может основываться на следующих положениях:
1. Использование двух механизмов управления: мотивационно-нормативного и мотивацион-но-индикативного в зависимости от источников инвестирования. При этом обязательна реализация первого из них и рекомендательно осуществление второго на основе системы нормативов социально-экономического развития региона. Проекты первой группы подлежат конкурсному отбору с учетом соответствия технико-экономических, экологических, социальных и иных показателей проекта требованиям эффективного решения проблем.
2. Реализация замкнутого цикла управления инвестиционным процессом через осуществление четырех его основных функций: планирования, организации, учета и регулирования движения инвестиционных ресурсов. Это позволяет оптимально обеспечивать размещение инвестиционных ресурсов и их фактическое использование
в интересах всех участников инвестиционного процесса, сводя к минимуму нецелевое использование. Проекты второй группы в целях поиска возможных инвесторов должны выставляться на инвестиционный конкурс. Подбор эффективных механизмов регулирования инвестиционных процессов следует осуществлять по прогнозным результатам моделирования конкретных ситуаций инвестиционных процессов.
3. Создание банка инвестиционных проектов с классификацией по проектам по устранению «болевых» социально-экономических проблем и поддержки «точек роста» экономики.
Для того чтобы движение ресурсов состоялось и было эффективным, необходимо использование мотивационно-индикативного механизма регулирования инвестиционного процесса, способствующего выявлению экономических интересов участников и их согласованию на основе рыночных принципов взаимодействия.
Предлагаемый механизм, помимо рыночных принципов взаимодействия участников, должен включать следующие элементы: систему требований по оформлению инвестиционных проектов, в соответствии с принципами международной практики обоснования инвестиций как товара; инфраструктуру рынка инвестиционных проектов, включающую: консалтинговые фирмы, фирмы, занимающиеся разработкой бизнес-планов, посредническими операциями по поиску участников инвестиционных сделок, страховые компании и т. д.; проведение систематических показов и конкурсов проектов; систему взаимодействия участников рынка инвестиционных проектов; отбор наиболее эффективных вариантов.
Отбор лучших проектов позволяет сделать следующие критерии:
— экономической эффективности проекта: чистую текущую стоимость, срок возврата инвестиций, показатели рентабельности и другие; соответствия профиля проекта удовлетворению проблем «болевых точек» отрасли.
Механизм регулирования инвестиционного процесса должен представлять собой многоуровневую иерархическую структуру, позволяющую воздействовать на основные группы показателей, характеризующих экономическое развитие отрасли. В этих целях можно выделить элементы системы регионального регулирования (см. таблицу).
На базе предложенной классификации можно сформулировать основные этапы создания системы регулирования инвестиционной деятельности в промышленных компаниях. К ним относятся
Элементы системы регулирования инвестиций в промышленности
Элементы системы Содержание элементов
1.Цель регулирования Повышение качества жизни населения
2. Критерии оценки, цели Интегральный показатель оценки качества жизни
3. Пороговое значение Принятые нормативы (лучшие или средние по региону, областям экономического района, по России)
4. Объекты управления Инвестиции государственные и негосударственные
5.Объекты инвестирования 1. Содержание бюджетной сферы по установленным государственным нормативам 2. Инвестиционные проекты, направленные на повышение качества жизни людей и выявленных «болевых точках»: а) краткосрочной реализации, б) долгосрочной реализации 3. Инвестиционные проекты, являющиеся «точками роста» экономики: а) краткосрочной реализации б) долгосрочной реализации
6. Механизм регулирования Включает два блока: мотивационно-нормативное управление государственными ресурсами и мотивационно-индикативное управление государственными ресурсами на основе конкурса инвестиционных проектов
7. Источники финансирования: а) для содержания бюджетной сферы б) для инвестиционных проектов «болевых точек» в) для инвестиционных проектов «точек роста» Средства бюджета Средства федерального и регионального бюджетов, средства страховых компаний, средства других инвесторов Средства бюджетов регионального и местного, и прочих инвесторов
8. Механизм инвестирования проектов Конкурс проектов с общественной экспертизой и дальнейшей реализации: • через льготное кредитование, в том числе бюджетное • создание финансово-промышленных групп • создание совместных с иностранными партнерами предприятий • инвестиционные торги • региональные займы у населения • лизинг • участие в бизнес-инкубаторе для проектов
следующие: построение карты качества жизни с определением «болевых точек» инвестирования; построение карты социально-экономического потенциала промышленных компаний с оценкой через социально-экономические показатели; построение дерева целей развития компаний и выработка стратегии развития экономического потенциала на ближайший период (3 — 5 лет) и на перспективу (5 — 10 лет); разработка банка инвестиционных проектов с введением конкурсного отбора.
В заключение можно отметить, что в результате исследования зарубежного опыта регулирования инвестиций выяснилось следующее: схожесть нынешних моделей финансирования инвестиций промышленных компаний развивающихся стран с их упором на рынок ценных бумаг и ранних моделей финансирования американских корпораций. Это сравнение может служить свидетельством того, что особо важное значение в промышленном развитии имеет рынок ценных бумаг в качестве источника финансирования инвестиций.
Рынок ценных бумаг либо становится дополнительным важным источником финансирования компании в случае высоких цен на акции, либо создает
угрозу поглощения другой компанией с более квалифицированным управленческим персоналом, если вследствие низкой эффективности акции компании падают в цене. В то же время существует множество мнений среди экономистов о том, что рынок капиталов является достаточно слабым инструментом оценки эффективности инвестиционной деятельности компаний. В частности, нередки высказывания о том, что угроза поглощений и давление со стороны акционеров в сторону максимизации краткосрочной отдачи сковывают инициативу деятельности по повышению эффективности инвестиций.
Литература
1. Боссерт В. Д. Инвестиционные проблемы реформируемой экономики России. — М.: Трайинг Инк, 2004.
2. Жданов В. П. Организация и финансирование инвестиций. — М.: Наука, 2005.
3. Маркова Н. Перспективы привлечения финансовых ресурсов к инвестированию производства // Экономист. - 2003. - № 10. - С. 43.
4. РидхэдК, Хьюс С. Управление финансовыми рисками: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2006.
5. ФормэнД. Использование капитала. - М:. Джон Уайли энд Санз, 2005.
финансы и кредит
33