РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ
Л.В. ПЛАХОВА,
кандидат экономических наук, доцент Орловский государственный институт экономики и торговли
В рыночной экономике наиболее мобильным и ограниченным ресурсом является капитал, который выбирает сферу своего приложения исключительно по критерию прибыльности. Оценка инвестиционной привлекательности территории должна учитывать трансакционные, эксплуатационные и транспортные издержки, наличие и возможность быстрой модернизации инфраструктуры, пропускную способность транспортных путей, развитость внешних связей территории (по соотношению показателей ввоза и вывоза произведенной продукции), наличие свободных производственных площадей и мощностей, обеспеченность трудовыми ресурсами и их квалификацию, и другие факторы.
Подход к территории как к объекту рыночных отношений требует от органов власти территории нового подхода—стать активными конкурентными участниками рынка, занять на нем свою «рыночную нишу». Поиск этой самой «рыночной ниши» состоит в правильном определении своего целевого сегмента рынка. Потенциальными покупателями являются финансовые институты, предприниматели, население, предприятия, фирмы, компании, государственные структуры, местные структуры и др. Успех в решении этой проблемы во многом зависит от объективности рейтинговой оценки потенциала территории, складывающейся из рейтинга состояния и рейтинга перспективы (оценки перспектив развития внутренних и внешних по отношению к территории факторов). В качестве оценочных индикаторов могут быть использованы показатели, отражающие привлекательность территории для его населения (уровень развития социальной инфраструктуры, уровень индивидуального потребления), показатели, позволяющие оценить регион как объект вложения капитала, финансовое состояние территории, реформирование хозяйственного комплекса региона и др. В
результате рейтинги регионов служат информационной базой для потенциальных инвесторов, принимающих решение об инвестировании своего капитала в ту или иную территорию. Для органов субъектов Федерации и местного самоуправления это является основой для разработки программ по улучшению имиджа территорий.
Мировая практика показывает, что для сравнения конкурентоспособности территорий используется система соответствующих оценочных индикаторов. В частности, в США по всем штатам регулярно публикуются четыре обобщенных индекса, отражающие возможности территории как объекта инвестирования:
1) индекс экономической эффективности (включая
индикаторы — безработица, уровень зарплаты и квалификации рабочей силы, социальные условия и состояние окружающей среды);
2) индекс потенциала роста, отражающий ресурс-
ную базу территории (природные, человеческие, технологические, финансовые ресурсы, инфраструктуру);
3) индекс деловой жизнеспособности (конкурен-
тоспособность бизнеса, предпринимательская активность, отраслевая диверсификация);
4) налогово-финансовый индекс, оценивающий
уровень местных налогов, их стабильность, до-тационность территории, дефицит бюджета. Важнейшими факторами для инвесторов при принятии ими решений инвестиционного характера являются такие как близость к рынкам сбыта, уровень заработной платы населения, налогообложение, субсидии, качество инфраструктуры, уровень конкуренции на внутреннем рынке, обеспеченность природными ресурсами, особенности государственной (федеральной, областной) региональной политики. В связи с этим должен быть отлажен механизм взаимодействия двух уровней территориальной власти — государственной и
местной — в вопросах улучшения инвестиционного климата. Местные органы власти в качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности муниципального образования должны выделять степень инфраструктурного обустройства территории, предоставления льгот инвесторам по аренде, застройке территории, упрощение процедур выдачи разрешений, подготовке кадров, поддержке среднего и малого предпринимательства. Одновременно государственные территориальные структуры управления формируют инвестиционный имидж территории путем финансовой поддержки потенциальных инвесторов за счет предоставления налоговых льгот, субсидий, ссуд, займов и т. д.
Оценка рыночного потенциала территории позволяет уточнить фискальную политику, стимулирующую инвестиционный процесс. Для принятия решения о возможности осуществления специфических инвестиций в регионе необходимо создание институтов, гарантирующих нормальный ход сделки, гармонизацию интересов сторон. Создание региональной законодательной базы способствует активизации инвестиционных процессов на территории области как в плане роста инвестиционной активности предприятий, так и в плане увеличения объема и доли внешних источников инвестирования. Она является побудительным мотивом для инвестора. Целенаправленное и комплексное развитие регионов, обеспечение структурных преобразований промышленности требуют согласования общерегиональных целей и интересов потенциальных инвесторов (как отечественных, так и зарубежных).
Переориентация социально-экономического развития регионов, структурная перестройка промышленности на основе выделенных приоритетов требуют постоянного поиска достижений науки, техники и технологий непосредственно в данном регионе, в России, в ближнем и дальнем зарубежье с последующим созданием экономических механизмов для эффективного использования этих достижений. Состав и взаимодействие подсистем региональной системы управления структурно-инвестиционными процессами представлены на рис. 1.
Особая роль в организации инвестиционного процесса отведена развитию и совершенствованию региональной законодательно-нормативной базы. На начало 2007 г. в 81субъекте РФ выпущено около 908 законов регионального уровня, посвященных темам инвестиций и инвестиционной деятельности [1].
Содержательный анализ законодательства об инвестиционной деятельности показывает, что в регионах действуют законы следующих видов: законы, утверждающие конкретные региональные инвестиционные программы в рамках бюджета; законы о займе (выпуске облигаций) для инвестиционных целей; законы о привлечении (гарантиях, защите) иностранных инвестиций; законы, рассматривающие вопросы привлечения и защиты инвестиций в экономику, осуществляемых в форме капитальных вложений. В таблице представлены методы регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне [2].
Можно отметить, что формы и методы стимулирования инвесторов российскими регионами соответствуют мировой практике. Основными элементами инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются:
1) принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;
2) предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;
3) создание организационных структур по содействию инвестициям;
4) разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования;
5) оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;
6) предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;
7) аккумулирование средств населения путем выпуска муниципальных займов. Инвестиционная деятельность в Орловской
области основывается на Законе «Об инвестиционной деятельности в Орловской области» № 53-03, принятом 1 сентября 1997 г. Орловской областной Думой, который является дополняющим и расширяющим действующую на федеральном уровне законодательную базу по стимулированию инвестиционной деятельности. В декабре 2002 г. и марте 2004 г. были приняты поправки к данному закону, в которых ставится акцент на дополнительных гарантиях хозяйствующим субъектам, реализующим инвестиционные проекты на территории области. В законе определены объекты инвестиционной деятельности, формы стимулирования, льготы инвесторам, предприятиям и организациям, гарантии инвестиций и другие положения, регулирующие
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
15
права по стимулированию инвестиционной деятельности за счет предоставленных льгот по налогам в части, зачисляемой в бюджет области. Основными направлениями инвестиционной деятельности в Орловской области на среднесрочную перспективу до 2009 г. являются: формирование условий для повышения инвестиционной привлекательности области и стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов; обеспечение развития конкурентной среды в инвестиционной деятельности и повышение эффективности капитального строительства; обеспечение ежегодного прироста инвестиций в основной капитал на 8 — 10 %; сохранение социальной направленности инвестиций; реализация высокоэффективных инвестиционных программ и проектов в наукоемких отраслях промышленности и др.
С орловским инвестиционным законодательством тесно взаимосвязан принятый в марте 2000 г. Закон «О зонах экономического развития в Орловской области», который направлен на создание благоприятных условий для социально-экономического развития региона в целом и его
Рис. 1. Система управления структурно-инвестиционными процессами
в регионе
Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне
Прямые методы Косвенные методы
• Целевые региональные программы развития промышленности, сельского хозяйства, др. отраслей; • региональные бюджетные, внебюджетные фонды; • прямые капитальные государственные вложения; • региональные стандарты и нормы; • квотирование; • лицензирование; • региональные контрольные пакеты акций; • региональная и муниципальная собственность; • стимулирование спроса и регулирование цен; • государственное финансирование НИОКР; • субсидирование затрат предприятий на патентование изобретений за рубежом • Налоговые ставки и стимулирующее льготное налогообложение; • налоговые каникулы; • льготные ставки по ссудам Кредитные меры стимулирования экспорта: • предоставление прямых экспортных кредитов; • рефинансирование экспортных кредитов; • страхование экспортных кредитов • Государственные гарантии кредитов на развитие приоритетных с точки зрения развития региона производств; • инвестиционный налоговый кредит; • региональные и муниципальные займы; • платежи за использование региональных и муниципальных ресурсов; • платежи за загрязнение окружающей среды; • гарантии и льготы кредитным учреждениям региона, предоставляющим инвестиции в экономику региона
отдельных административных территорий. Под зоной экономического развития в данном случае подразумевается ограниченный участок территории Орловской области, где устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим предпринимательской деятельности. Под льготным режимом при этом понимаются такие условия, при которых в зоне экономического развития в соответствии с налоговым законодательством и с учетом особенностей, установленных данным законом, применяются налоговые и иные льготы.
В структуре инвестиций по источникам финансирования в Орловской области увеличилась доля бюджетных средств, при сокращении доли привлеченных источников, а также увеличилась доля собственных средств предприятий, что свидетельствует об улучшении финансового состояния предприятий реального сектора экономики (рис. 2). Динамика бюджетной и внебюджетной составляющих инвестиций направлена в сторону роста собственных средств предприятий, заемных и привлеченных средств, а доля бюджетных средств в них относительно сокращается. Сегодня это соотношение составляет примерно девять к одному. Учет новых тенденций позволяет разнообразить, делать гибкой региональную инвестиционную политику.
Бюджетное финансирование коммерческих инвестиционных проектов приоритетных отраслей экономики Орловской области осуществлялось косвенным образом в виде предоставления налоговых льгот и гарантий. За период с 1997 г. льготы инвестиционного характера были предоставлены более чем 100 предприятиям на сумму около 1 млрд руб. Взвешенная политика налогового стимулирования деятельности инвесторов, обеспечение им гарантий от инвестиционных рисков способствовали стабильному ежегодному росту объемов инвестиций в основной капитал, направляемых на развитие экономики
100% 90% 80% 70% 60% -50% -40% -30% -20% -10% 0%
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Годы
□ Собственные средства □ Привлеченные средства □ Бюджетные средства^
Рис. 2. Структура инвестицийв экономику Орловской области (1997 — 2005 гг.)
(в среднем на 6 — 8 %). В 2005 г. их объем составил 8 595 млн руб. против 1304,7 млн руб. в 1997 г.
Для привлечения внешних инвестиций важным является формирование института стратегических партнеров, связывающих развитие своего бизнеса с развитием территории в целом, что обеспечивает непрерывность отношений и требует специфических навыков для конкретной сделки: снижения затрат на переговоры, рационализации внутренней структуры участников сделки и т. д. Примером может служить кредитная линия в банке. В качестве таких стратегических партнеров могут выступать крупнейшие российские компании.
Процесс привлечения инвесторов на территории требует изменения экономической политики региональных органов власти. Формирование диверсифицированной экономики регионов требует от органов власти проведения активной экономической политики. Ставится задача повышения конкурентоспособности обрабатывающих производств — переработки сырья, машиностроения, агропромышленного комплекса, развития «хай-тека» и сектора услуг, а также производственной, финансовой и информационной инфраструктуры. Необходимо обеспечить переход от поддержания равновесия с вялой инновационной активностью к резкому оживлению инновационных процессов, изменчивости, реформированию старых структур и созданию новых. Это качественно новые формы предпринимательской активности компаний, связанные с созданием и агрессивным продвижением новых товаров, развертыванием новых технологий и новых форм организации. Задача региональных органов власти заключается в создании условий и стимулировании такой активности. Важным направлением является развитие венчурной инфраструктуры. Правительством РФ создана Российская венчурная компания, за счет средств которой в течение 2-3 лет будет создано 10 — 15 новых венчурных фондов с совокупным капиталом около 30 млрд руб. Эти фонды обеспечат венчурным капиталом до 200 новых инновационных компаний и станут косвенным катализатором создания до 1 000 и более новых инновационных компаний.
Основополагающим моментом в регулировании инвестиционного процесса в регионе является механизм согласования интересов всех участников рыночных отношений. Таким механизмом, как показывает опыт развитых индустриальных стран с рыночной экономикой (США, Германия), являются агентства по развитию территории при
местных административных органах. Учитывая повышение ответственности и самостоятельности местного самоуправления в области социально-экономического развития территории, для более эффективного управления ею следует, используя зарубежный опыт, сформировать такие агентства, в состав которых войдут представители местных органов самоуправления и деловых кругов, являющиеся учредителями и представляющими интересы всех территориальных структур.
Агентства по стратегическому развитию территории организуются при администрации территориальных органов самоуправления в различных организационно-правовых формах, главной целью которых является практическая работа по привлечению инвестиций на территорию и разработка стратегии развития на основе изучения и учета потребностей населения, интересов хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления. Практические задачи, решаемые агентствами, могут иметь следующие направления: формирование банка данных по всем актуальным вопросам социально-экономического развития территории; анализ и разработка рекомендаций по стратегии развития территории для органов местного самоуправления; прогнозирование развития территории, рынка инвестиций; разработка программ повышения имиджа территории для инвесторов; оценка предлагаемых проектов приоритетного развития территории; работа по координации международных инвестиционных проектов; развитие партнерских межрегиональных и международных контактов; координация деятельности маркетинговых служб предприятий, разработка и проведение рекламной кампании, мониторинга товародвижения на территории и др.
Региональная инвестиционная политика должна быть основана на принципе приоритетности. В условиях ограниченных финансовых ресурсов правильность выбора приоритетных направлений позволит избежать распыления средств и усилий, сконцентрировать их на ключевых направлениях регионального развития, обеспечить максимальную эффективность экономического роста. Речь идет о приоритетных направлениях развития экономики, обеспечивающих национальную, экологическую, продовольственную безопасность страны, но непривлекательных для частного бизнеса, о государственной стратегии селективного инвестирования, реализация которой требует вложений, не всегда быстро окупаемых, но обеспечивающих социально-экономический эффект и инициирующих последующие вложения.
При выборе приоритета следует исходить из сбалансированности регионального воспроизводства как путем корректировки решений, принимаемых предприятиями по критерию индивидуальной прибыли, с учетом их влияния на издержки других предприятий, так и путем регулирования уровня и динамики издержек всей совокупности предприятий посредством своевременного развития региональной инфраструктуры.
В методологическом плане выбор приоритетов должен базироваться на макроэкономических показателях, оценивающих результаты экономической деятельности региона, и опираться на оценку создаваемой в процессе производства добавленной стоимости с учетом ее капиталоемкости. Методический инструментарий по определению региональных приоритетов должен обеспечивать выделение отраслей и предприятий, создающих максимальную долю добавленной стоимости, либо имеющих потенциальные резервы ее наращивания, которые требуют первоочередного развития и максимальной государственной поддержки. Макроэкономическим подходом к выбору приоритетов регионального развития является бюджетная эффективность экономического роста, обеспечивающая увеличение налоговых поступлений и создающая основу сбалансированности регионального воспроизводства путем перераспределения консолидированной в бюджете добавленной стоимости в пользу приоритетных отраслей и производств. На практике бюджетная эффективность (Эб) может быть определена следующим образом:
Э,
Прирост налоговых поступлений в бюджет субъекта
Объем инвестиций за период
Вторым важным критерием является социальная эффективность региона (Эс), рассчитанная следующим образом:
Э =
Прирост уровня покупательной способности населения.
Вложенный капитал Проблема выбора критерия возникает при решении следующих ситуаций: поиск источников финансирования инвестиционного проекта (снижение трансакционных издержек); выбор способа инвестирования средств; выбор объекта инвестирования (специфический актив).
Если трансакционные издержки рыночного обмена велики, то возникает необходимость перенесения части сделки в организацию. Эти организации должны быть институтами, выражающими интересы региона.
Рассмотрим проблему координации инвестиционных потоков с точки зрения институционального подхода, с учетом изменения условий принятия инвестиционных решений, определяемых поведением инвестора. Процесс управления в хозяйственных системах связан с взаимодействием отдельных экономических агентов, каждый из которых обладает признаком целеполагания. Доступ участников инвестиционной сделки к информационным ресурсам различен, что влияет на трансак-ционные издержки. Инвестиционные трансакции отличаются нерегулярностью, неопределенностью и специфичностью человеческого капитала. Следовательно, при координировании инвестиционных потоков необходимо учитывать как вертикальную, так и горизонтальную интеграцию. Управление является процессом, в котором информация как форма связи между управляющими и управляемыми проявляется в виде управленческих трансакций между вышестоящим и нижестоящим звеном. С одной стороны, управление инвестиционной деятельностью в регионе включает прогнозирование, планирование, регулирование, учет, анализ, контроль и мотивацию, а с другой, управление — это процесс принятия и реализации решений.
Информационная система играет роль адаптивного механизма. Ее основная функция — повышение информативности процесса принятия инвестиционных решений. С институциональных позиций управление — особый вид коллективного действия, предметом которого становится выявление и разрешение возникающих в системе проблемных ситуаций. Функция системы координации инвестиционных потоков в регионе — обеспечение институциональных условий для заключения инвестиционной сделки. В соответствии с эволюционной теорией координирование основано на специфичности человеческого капитала как хранилища знаний. В этом случае инвестиции «специфичны» не относительно каждой отдельной трансакции, а скорее относительно среды, созданной фирмой-новатором [3].
Инвестиционная деятельность — одно из направлений деятельности в регионе, функцией которой является изменение структуры экономического потенциала региона. Под экономическим потенциалом понимаются накопленные или созданные обществом вещественные и личные элементы производства. Вещественные элементы производства — вся совокупность его материальных условий, т. е. природные, экономические, научно-технические, организационно-
технологические факторы. Личные элементы производства — трудовые ресурсы, квалификация, научный потенциал и т. п. Продуктивность использования экономического потенциала и характеризует социально-экономическую эффективность хозяйственной системы в целом, т. е. способность удовлетворять общественные потребности. Экономический потенциал региона как часть инвестиционного потенциала характеризует способность корпораций, акционерных обществ, холдингов и иных хозяйственных систем производить промышленную, сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозить грузы, оказывать услуги населению и т. п. Экономический потенциал с количественной стороны характеризует абсолютные размеры производительных сил и произведенной продукции.
Проблема координирования инвестиционного процесса в регионе состоит не только в отсутствии необходимого объема собственных инвестиционных ресурсов, но и в сложности привлечения ресурсов извне в силу длительности производственного цикла, низкого уровня финансового менеджмента на предприятиях, отсутствия стратегических программ развития. Для выработки инвестиционной стратегии требуется соответствующий механизм оценки инвестиционного потенциала.
Прогнозирование развития региона предполагает учет хозяйственной развитости территории, а также системное рассмотрение процессов, происходящих в нем. Формирование комплексного плана социально-экономического развития региона должно основываться на институте оценки уровня развитости территории на начало планового периода. Одним из методов, позволяющих дать предварительную оценку развитости территории, является метод ранговой корреляции, использование которого предполагает нормативное упорядочение (ранжирование) показателей оценки деятельности региона, а затем сравнение фактически достигнутых результатов с нормативными. Хозяйственная развитость территории определяет возможность и эффективность осуществления инвестиционной деятельности, обусловливает свободу выбора направлений и форм ее развития.
Факторы, дифференцирующие регионы между собой, определяют их перспективную роль в территориальном разделении общественного труда. Она связана с природно-климатическими условиями, развитием ведущих отраслей промышленности, наличием межотраслевых комплексов, научных
школ, квалификационным уровнем и социально-демографическими особенностями местного населения. Эти факторы весьма специфичны для каждого региона и изменяются в ходе исторического развития. На вновь осваиваемой территории ведущую роль играют природно-климатические условия. Территориальное расположение отраслей материального производства зависит от таких факторов, как наличие источников сырья, энергии, водных, земельных ресурсов, а также плотности и состава населения региона, близости к местам потребления продуктов. С развитием производительных сил и ростом организационно-технического уровня производства ослабевает влияние естественно-исторических факторов развития региона, на первое место выдвигается межрегиональная кооперация и концентрация научно-технической деятельности (научного потенциала) в регионе, т. е. возникают проблемы интеграции.
Хозяйственная развитость региона связывается не столько с ее насыщенностью производственными и инфраструктурными ресурсами или объемными результатами, сколько с потенциальными возможностями влиять на структурные изменения, изменения масштабных и темповых соотношений между ее сферами и отраслями. Эти возможности региона определяются финансовым потенциалом и инвестиционной активностью, а также институциональной средой.
В слаборазвитых регионах наблюдается устойчивая мотивация нерационального использования ресурсов, поэтому продолжительность существования экономики с таким хозяйственным устройством во многом определяется масштабами их начального ресурсного потенциала. С ростом развитости территории возможность выбора снижается, зато появляется возможность ускоренного движения в выбранном направлении. Это объясняется целостностью институциональной среды. Уровень развитости территории зависит от уровня научно-технического потенциала как совокупности ресурсов, которыми располагает социально-экономическая система для развития знаний о природе и обществе, для материализации и распространения этих знаний в виде новых технологий, продукции и услуг, прогрессивных форм, методов и средств управления общественным производством. В более развитых территориях конкуренция между различными институтами возрастает и, следовательно, возрастают трансакционные издержки. Результативность функционирования региональной экономики в конечном итоге реализуется в
виде роста доходной части бюджета, а также в повышении жизненного уровня населения, что формирует новые условия для инвестирования. Системное рассмотрение динамики развития территории призвано упорядочить хозяйственные системы, определить приоритеты на конечном временном периоде.
Кроме оценок развитости хозяйства в качестве информационной базы для разработки долгосрочных прогнозов вложений инвестиционных ресурсов в регион может быть использован институт оценки эффективности использования регионального инвестиционного потенциала. Последний определяется сопоставлением фактического порядка темпов прироста показателей региона с порядком, отвечающим представлениям об идеальном его функционировании. Оценка хозяйственной развитости территории строится на системной классификации сфер хозяйственной деятельности, с учетом их влияния на объемную и структурную стороны развития хозяйства региона:
• инновационная, объединяющая хозяйственные звенья, связанные с созданием материальных и информационных образцов, предназначенных для внедрения. Результаты деятельности звеньев этой сферы определяют изменения структурных характеристик хозяйства;
• инфраструктурная, объединяющая хозяйственные звенья, деятельность которых определяет направление, масштаб и скорость распространения предложенных образцов, а также условия их производства и эксплуатации. Хозяйственная деятельность этих звеньев заключается в создании правил взаимодействия отдельных элементов системы при формировании информационных, материальных и энергетических потоков. Результаты деятельности звеньев этой сферы определяют изменения объемных характеристик региона;
• производительная, объединяющая хозяйственные звенья, осуществляющие освоение и тиражирование образцов, обеспеченных ресурсами. Результаты этой деятельности влияют на изменение как объемных, так и структурных характеристик хозяйства;
• эксплуатационная, объединяющая хозяйственные звенья, обеспечивающие использование созданной продукции в процессе непосредственного удовлетворения потребностей общества и его членов. Деятельность этих звеньев связана с поддержанием заданного режима функционирования системы. Результаты де-
ятельности звеньев этой сферы не влияют на изменение ни объемных, ни структурных характеристик развития хозяйства региона. Предложенная группировка отраслей хозяйства характеризует укрупненную структуру хозяйственных процессов, реализуемых на территории региона, является основой моделирования ее развития.
Информационной базой для оценки уровня развитости региона и отраслей промышленности является квалификационный потенциал четырех сфер хозяйственной деятельности. Регион с более развитой структурой квалификационного потенциала является наиболее подготовленным к восприятию инвестиций. Квалификационный потенциал есть мера соответствия между потенциальными возможностями ресурсов и потенциальными возможностями совокупного распорядителя ресурсов, т. е. характеристика системы как целого. Чем выше степень соответствия, тем выше уровень накопленной квалификации в системе.
Для прогнозирования инвестиционной привлекательности отраслей предлагается использовать инвестиционный рейтинг, основой построения которого является уровень квалификационного потенциала в отрасли и рентабельность основного капитала. Прогнозирование инвестиционной деятельности в промышленности можно осуществлять по следующим группам отраслей, имеющим различный инвестиционный рейтинг:
1) инфляционные отрасли (значительный рост цен при небольшом спаде производства) — черная и цветная металлургия, нефтехимия, химическая, целлюлозно-бумажная, лесозаготовительная, автомобильная;
2) депрессивные отрасли (значительный риск снижения производства при небольшом росте
цен) — тяжелое машиностроение, станкостроительная и инструментальная, легкая, деревообрабатывающая, строительство;
3) кризисные отрасли (резкое снижение производства при значительном росте цен) — мясная, молочная, электротехническая;
4) стабильные отрасли (небольшой рост цен и небольшое снижение производства) — топливная, электроэнергетика, производство стройматериалов, приборостроение, рыбная. Системный подход к процессу функционирования и развития региона свидетельствует о необходимости учета при конструировании системы управления инвестиционной деятельностью таких характеристик, как тип региона, вид отрасли с точки зрения инвестиционного рейтинга, а также индекса инвестиционного потенциала отрасли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Трофимов А. М. О региональном инвестиционном законодательстве (законотворчество субъектов Российской Федерации) /Проблемы инвестиционной политики в регионах Российской Федерации //Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ, 2007. № 1. С. 13 - 16.
2. Мухетдинова Н. М. Региональные проблемы современного инвестиционного роста России /Проблемы инвестиционной политики в регионах Российской Федерации //Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ, 2007. № 1. С. 37 - 51.
3. С. Дж. Уинтер. Теорема Коуза и проблемы компетентности и корпорации // Природа фирмы - М.: Дел. 2001.