Научная статья на тему 'Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Центрального федерального округа'

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Центрального федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
711
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Найденова Р.И.

Автором рассмотрены несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности регионов. На основании статистической информации определены темпы роста показателей, оценивающих инвестиционную привлекательность регионов Центрального федерального округа. Результаты проведенных расчетов оформлены в таблице, где, используя метод рейтинговых оценок, определен и проставлен ранг, который занимают регионы ЦФО по каждому из показателей. Также пределен итоговый рейтинг каждого региона и перспективы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Центрального федерального округа»

17 (56) - 2007

Инновации и инвестиции

РЕЙТИНГ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Р.И. НАЙДЕНОВА,

кандидат экономических наук, доцент Старооскольский технологический институт (филиал) Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета)

Преодоление спада российской экономики и создание объективных предпосылок устойчивого роста невозможны без реального инвестирования, которое способствует обновлению и расширенному воспроизводству основных производственных фондов, обеспечивая производство конкурентоспособной продукции. Основой для притока инвестиций в народное хозяйство является формирование в российской и региональной экономике благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности регионов, отраслей, народнохозяйственных комплексов и предприятий.

Инвестиционная привлекательность региона представляет собой систему или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данный регион. В зависимости от временного горизонта могут быть выделены текущая и перспективная инвестиционные привлекательности.

Анализ и оценка степени благоприятности инвестиционной привлекательности регионов представляет научный и практический интерес. В настоящее время существует несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности регионов:

1) основан на выявлении основополагающего фактора, определяющего инвестиционную привлекательность региона. Основным фактором для К. Гусевой является «рыночная реакция регионов» [2]. Этот показатель отражает степень адаптации регионов к рыночным отношениям. В предложенном

ею методе оценки инвестиционной привлекательности регионов используются такие показатели, при анализе которых огромное влияние приобретает субъективный фактор, что, естественно, не может не сказаться на результатах анализа. К. Гусева полагает, что невозможность количественного описания показателей позволит избежать привлечения множества не всегда достоверных показателей.

И.У. Зулькарнаев считает фактором, определяющим инвестиционную привлекательность региона, «институты общества», которые можно рассматривать как институциональные ресурсы региона [3]. А. Стеценко и Е. Бениксов выделяют такой фактор, как «имидж региона» [7]. Выявляя определяющие факторы, наряду с поддержанием имиджа указывают еще и на законодательное регулирование, необходимость раскрытия информации (встречи и переговоры с инвестором; публикации в изданиях, имеющих «целевую аудиторию»; разработка презентационного материала);

2) предполагает учет ряда факторов, которые с точки зрения влияния на инвестиционную привлекательность региона считаются равноценными. Каждый фактор характеризуется определенным набором показателей. Рассматривается развитость рыночной инфраструктуры, характеристика экономического потенциала, организационно-правовые, финансовые, социальные и другие факторы;

3) анализирует широкий выбор факторов, но инвестиционная привлекательность региона рассматривается как агрегированный показатель, определяемый инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском [1];

4) метод экспертных оценок — предполагает разносторонний анализ, основанный как на установлении количественных характеристик изучаемого объекта, так и на аргументированных суждениях руководителей и специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами развития.

От созданных условий для привлечения инвестиций будет зависеть степень инвестиционной привлекательности регионов. Для оценки инвестиционной привлекательности применяют показатели, характеризующие инвестиционный потенциал регионов. Нами был выделен перечень показателей (на душу населения), с помощью которых оценивается инвестиционная привлекательность:

• валовой региональный продукт;

• объем инвестиций;

• индекс промышленного производства;

• стоимость основных фондов;

• объем зарубежных инвестиций;

• среднедушевой доход населения;

• уровень безработицы

На основании статистической информации определены темпы роста показателей, оценивающих инвестиционную привлекательность регионов Центрального федерального округа (ЦФО). Результаты проведенных расчетов оформлены в промежуточной таблице, где, используя метод рейтинговых оценок, определен и проставлен ранг, который занимают регионы ЦФО по каждому из

показателей. Для определения ранга нами использовалась шкала от 1 до 18, что соответствует числу регионов в округе (табл. 1). Далее был определен итоговый рейтинг каждого региона (табл. 2).

В табл. 3 все регионы округа распределены относительно уровня развития в соответствии со следующей шкалой:

• общая сумма 25-47 47 - 69 69-91

баллов

• уровень развития Высокий Средний Низкий

региона

Центральный федеральный округ - ведущий округ страны. Здесь проживает четверть ее населения и производится треть ВВП. Доля инвестиций в ЦФО составляет порядка 30 % от общего объема инвестиций в Россию. Центральный федеральный округ - макрорегион, где наиболее развита промышленность, что обусловлено выгодным экономико-географическим положением, высоким уровнем потребления и наличием квалифицированной рабочей силы. Исторически сложилась специализация на отраслях машиностроения, химической, легкой промышленности (Московская, Тульская, Ярославская, Ивановская, Владимирская области), активно развивающиеся аграрно-промышленные регионы Центрально-Черноземного экономического района с сельским хозяйством межрайонного значения и пищевой промышленностью (Воронежская, Курская области), с горнодобывающей про-

Таблица 1

Расчет темпов роста

Регион (область) ВРП на душу населения Объем инвестиций Индекс промышленного производства Стоимость основных фондов Объем зарубежных инвестиций Среднедушевой доход населения Уровень безработицы

Темп роста,% Ранг Темп роста,% Ранг Темп роста,% Ранг Темп роста,% Ранг Темп роста,% Ранг Темп роста,% Ранг Темп роста, % Ранг

Белгородская 121,0 12 130,1 8 106,4 8 119,0 1 89,6 13 121,2 9 71,9 3

Брянская 123,0 9 108,3 15 105,4 10 107,8 9 531,9 4 118,7 14 118,9 17

Владимирская 125,6 7 117,6 12 108,0 7 95,1 17 317,0 6 119,0 12 90,1 11

Воронежская 120,8 13 106,6 16 103,1 17 106,1 11 195,2 8 119,4 11 106,2 15

Ивановская 127,3 4 168,6 2 108,6 5 110,9 6 827,6 2 124,7 5 69,7 1

Калужская 133,5 2 111,6 14 104,9 12 105,4 12 88,3 14 125,2 4 101,6 14

Костромская 121,4 11 210,4 1 105,2 11 111,9 3 629,2 3 123,5 8 95,2 13

Курская 126,0 6 146,7 4 106,0 9 99,1 16 311,1 7 125,6 3 87,1 10

Липецкая 137,6 1 151,1 3 104,1 15 109,9 7 8821,0 1 124,4 6 94,6 12

Московская 129,5 3 129,2 9 117,1 1 111,1 5 145,2 10 131,2 1 84,1 7

Орловская 116,4 16 115,4 13 109,1 4 105,2 13 19,6 18 120,4 10 75,6 4

Рязанская 121,4 10 132,8 6 104,9 12 101,5 15 97,6 12 110,0 17 69,9 2

Смоленская 118,0 15 91,7 18 101,4 16 115,1 2 81,8 15 118,9 13 84,3 8

Тамбовская 125,0 8 132,7 7 104,2 14 106,4 10 161,3 9 118,6 5 106,7 16

Тверская 126,9 5 132,9 5 108,3 6 111,8 4 44,1 17 131,0 2 80,3 5

Тульская 114,2 17 94,0 17 112,7 2 104,3 14 321,0 5 117,9 16 86,8 9

Ярославская 120,3 14 123,5 10 104,7 13 108,3 8 56,5 16 119,4 11 83,9 6

г, Москва 122,9 10 117,8 11 109,2 3 119,0 1 110,4 11 124,2 7 123,1 18

Таблица 2

Итоговый рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Центрального федерального округа

Сводные рейтинговые оценки по показателям, баллы Ито-

Регион ВРП на Объем Индекс Стоимость Объем Среднедуше- Уровень Сумма говый

(область) душу на- инвес- промышленного основных зарубежных вой доход безрабо- баллов рейтинг

селения тиций производства фондов инвестиций населения тицы региона

Белгородская 12 8 8 1 13 9 3 54 6

Брянская 9 15 10 9 4 14 17 78 11

Владимирская 7 12 7 17 6 12 11 72 9

Воронежская 13 16 17 11 8 11 15 91 15

Ивановская 4 2 5 6 2 5 1 25 1

Калужская 2 14 12 12 14 4 14 72 9

Костромская 11 1 11 3 3 8 13 50 5

Курская 6 4 9 16 7 3 10 55 7

Липецкая 1 3 15 7 1 6 12 45 4

Московская 3 9 1 5 10 1 7 36 2

Орловская 16 13 4 13 18 10 4 78 11

Рязанская 11 6 12 15 12 17 2 75 10

Смоленская 15 18 16 2 15 13 8 87 14

Тамбовская 8 7 14 10 9 15 16 79 12

Тверская 5 5 6 4 17 2 5 44 3

Тульская 17 17 2 14 5 16 9 80 15

Ярославская 14 10 13 8 16 11 6 78 11

г. Москва 10 11 3 1 11 7 18 61 8

Таблица 3

Уровень инвестиционной привлекательности регионов

Регионы с высоким Регионы со средним Регионы с низким

уровнем развития уровнем развития уровнем развития

Ивановская Костромская Владимирская

Московская Белгородская Калужская

Тверская Курская Рязанская

Липецкая г. Москва Брянская

Орловская

Ярославская

Тамбовская

Тульская

Смоленская

Воронежская

мышленностью и черной металлургией (Липецкая, Белгородская и Курская области). Среди получателей инвестиций «преобладают» производственная инфраструктура и перерабатывающие отрасли (их доля в целом составляет около 60 %).

Перспективы развития ЦФО напрямую зависят от разумного использования инвестиционного потенциала; в первую же очередь их будут определять следующие факторы:

• мощные производственный, научно-исследовательский, научно-технический потенциалы;

• развитие системы подготовки кадров всех уровней, определяющих научно-технический прогресс в стране;

• наличие развитой производственной и социальной инфраструктур;

• наличие крупной экспортной металлургической базы, хорошо обеспеченной сырьевыми ресурсами;

• наличие рынков сбыта продукции наукоемких отраслей при высоком уровне транспортной освоенности территории в сочетании с выходом на западноевропейские транспортные коммуникации.

В современных условиях становится очевидной значимость регулирования инвестиционных процессов в ЦФО на государственном уровне. В качестве основных мер по стимулированию инвестиционной активности в ЦФО можно выделить повышение прозрачности и стабильности условий ведения бизнеса в регионе, что выражается, в частности в обеспечении:

• бюджетных гарантий кредитов, предоставляемых под приоритетные проекты;

• адекватного информационного канала и налаживании процесса взаимодействия между инвесторами и объектами инвестиций, с одной стороны, и властными структурами на всех уровнях (федеральном, региональном и т. п.), с другой;

• маркетинговой поддержки (в том числе и кадровой) предприятий для формирования эффективных инвестиционных и бизнес-планов. Все эти задачи можно свести к решению одной,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наиболее общей задачи — структурированию работ по повышению инвестиционной привлекательности ЦФО.

В настоящий момент такую общую задачу может выполнить Фонд развития ЦФО.

По результатам исследования, проведенного рейтинговым агентством АК&М, предприятия Белгородской области заняли третье место по уровню инвестиционной привлекательности в ЦФО. Сегодня ЦФО является наиболее развитой частью России, ее «центром экономической тяжести», имеющим ключевое значение для страны. Здесь относительно мало природных ресурсов, но сосредоточена основная доля производственного потенциала и квалифицированных кадров.

С точки зрения инвестиционной привлекательности предприятия ЦФО находятся на передовых позициях. Рейтинговое агентство АК&М исследовало 1 600 предприятий регионов, входящих в состав ЦФО. Основными критериями оценки их деятельности стали эффективность работы и уровень платежеспособности.

В результате был составлен список 200 наиболее успешных и перспективных предприятий центральной части России. Большая их часть (54) относится к отрасли перерабатывающей промышленности, несколько меньшая (48) — относится к машиностроению. В рейтинг наиболее привлекательных для инвестиций производственных объединений попали и 23 предприятия производства строительных материалов.

Наибольшая доля попавших в рейтинг предприятий (26 %) находится в столице, а также Московской области — 16,5 %. Третье место в списке инвестиционной привлекательности производства по ЦФО занимает белгородский регион. В Белгородской обл., согласно данным агентства АК&М, находится 8 % предприятий, способных в первую очередь привлечь внимание крупных инвесторов. Так, Лебединский горно-обогатительный комбинат, являясь крупнейшим железорудным предприятием России, занимает пятую позицию в рейтинге [4].

С целью повышения инвестиционной привлекательности регионов в ЦФО предусматривается создание особых экономических зон (ОЭЗ). Они являются одним из эффективных инструментов государственного управления, позволяющих увеличить объемы производства высокотехнологичной продукции. При создании ОЭЗ государство берет на себя значительную часть работ по развитию инфраструктуры и обеспечению комфортных условий для предпринимательской деятельности.

Согласно закону об ОЭЗ, в России предусматривается создание трех видов ОЭЗ: • промышленно-производственных;

• технико-внедренческих;

• туристско-рекреационных.

Приоритетным считается развитие технико-

внедренческих зон. В конкурсе на создание ОЭЗ из 72 поданных заявок были отобраны 6: 2 — на создание промышленно-производственных зон, а четыре — на развитие технико-внедренческих зон. В рамках ЦФО предполагается создание про-мышленно-производственной зоны в Липецке, в Зеленограде и Дубне — технико-внедренческих. Кадровый потенциал в областях программирования и инжиниринга позволяет регионам успешно конкурировать с научными центрами в других регионах.

Помимо кадрового потенциала, инвесторов в ОЭЗ будут привлекать специальные налоговый, таможенный и административный режимы. Ввозимые товары не облагаются налогами и таможенными пошлинами, при вывозе за территорию РФ уплачивается акциз, но не уплачивается вывозная пошлина. Для резидентов ОЭЗ предусмотрены и налоговые преференции, например по единому социальному налогу: вместо 26 % он составит 14 %. Процесс по развитию ОЭЗ позволит привлечь инвестиции в регионы ЦФО с целью производства и реализации в будущем конкурентоспособной продукции [5].

Любое, даже самое незначительное повышение инвестиционной привлекательности — это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к подъему и стабилизации экономики. Приток инвестиций зависит как от общего геополитического и экономического положения региона, так и от эффективности региональных программ по созданию благоприятного инвестиционного климата, кредитного рейтинга области. Чем больше рычагов применено при реализации программ, тем динамичнее развивается регион и становится более привлекательным для потенциальных инвесторов. Исходя из этих принципов, в Брянской области реализуется Программа социально-экономического развития. Она содержит целый комплекс мероприятий, направленный на повышение инвестиционной активности предприятий. В рамках реализации программы совершенствуется нормативно-правовая база. Принято постановление областной администрации «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности на территории области» от 27.01.2003 № 38. Его основная цель — стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов в развитие региона. Постановление предусматривает

развернутую работу по проведению ежегодных конкурсов инвестиционных проектов с государственной поддержкой из средств областного бюджета — выделение кредитов, предоставление гарантий и налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности.

Приоритет будет отдан проектам, предусматривающим обновление парка оборудования, внедрение передовых технологий, создание новых рабочих мест и повышение заработной платы.

Ведущую роль в становлении экономики региона при активной поддержке органов власти должна сыграть инновационная и инвестиционная политика, проводимая Брянской торгово-промышленной палатой. Для вовлечения максимально широкого круга участников в процесс привлечения инвестиций открыты представительства Брянской торгово-промышленной палаты в крупных районных центрах Брянской области, заключены соглашения о сотрудничестве с администрациями области и города, муниципальных образований, Брянской таможней, территориальными представительствами федеральных структур, ведущими вузами и научно-исследовательскими институтами. В рамках данных соглашений формируется единая информационная база инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для региональной экономики.

Палата является разработчиком и исполнителем по ряду вопросов Программ социально-экономического развития региона и поддержки малого предпринимательства, сотрудничает с крупными банками, которые предлагают различные формы финансирования кредитных и инвестиционных проектов.

Брянская торгово-промышленная палата является одной из опорных палат по бизнес-планированию в ЦФО. Специалисты прошли обучение в английском фонде know-how и имеют значительный опыт работы в данном направлении. Разработаны и изданы методические пособия «В помощь предпринимателям», «Стратегическое бизнес-планирование», «Оценка хозяйственных рисков» и др.

Эксперты определяют чуть больше двадцати необходимых факторов, которые будут способствовать привлечению как иностранных, так и

внутренних инвестиций. Среди них: эффективная и стабильная правовая база, обеспечение политической стабильности, разумная налоговая и таможенная политика, борьба с коррупцией, обеспечение безопасности бизнеса. Однако для поступления внутренних инвестиций наиболее существенны всего пять факторов — это эффективная и стабильная правовая база инвестиционной деятельности, надежная защита прав собственников, инвесторов, акционеров, четкая и ясная промышленная и денежно-кредитная политика, развитие механизмов налогообложения для активизации инвестиционной деятельности, повышение уровня платежеспособности населения [6].

Таким образом, перспективы развития ЦФО напрямую зависят от разумного использования инвестиционного потенциала. В современных условиях становится очевидной значимость регулирования инвестиционных процессов в ЦФО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананькина Е. Критерии оценки кредитного риска вложений в инфраструктуру. // Рынок ценных бумаг, № 8 (143), 1999. С. 7 - 14.

2. Гусева К. Ранжирование субъектов Российской Федерации по степени благоприятности инвестиционного климата. // Вопросы экономики, № 6, 1996. С. 90 - 99.

3. Зулькарнаев И. У. Институциональная перестройка экономики региона как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона. /Доклад. Башкирский государственный университет. 2001.

4. Инвестиции не обойдут Белгородщину стороной [Электронный ресурс] Новости Белгорода он-лайн. http:// www. bel. га /news

5. Инвестиции в ЦФО [Электронный ресурс]. Инновации и предпринимательство: гранты, технологии, патенты. www. innovbusiness. га

6. О состоянии инвестиционного климата в регионе [Электронный ресурс] Журнал «Деловой Брянск» — №11-12/2003. http://www. btpp. org/ projects/jornal/article. html?id=216

7. Стеценко А, Бениксов Е. Раскрытие информации и поддержание инвестиционного имиджа. // Рынок ценных бумаг, № 5 (140), 1999. С. 88 — 92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.