Научная статья на тему 'Управление интеграционными процессами в сфере высшего профессионального образования как система «Черного ящика»'

Управление интеграционными процессами в сфере высшего профессионального образования как система «Черного ящика» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» / РОЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голышев Игорь Геннадьевич

В статье рассмотрен круг вопросов, анализирующих региональную систему профессионального образования с позиций теории «черного ящика». Описаны категориальные модели управления интеграцией, выявлены ролевые установки основных участников интеграционных процессов, дана характеристика основным компонентам управления интеграцией образования и производства в регионе. Определены перспективы управленческих усилий в сфере интеграции образования и производства. Автор констатирует, что множественность обстоятельств, воздействующих на интеграционные процессы, позволяют определить данную область как феномен «черного ящика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление интеграционными процессами в сфере высшего профессионального образования как система «Черного ящика»»

9. Удотова, О. А. Управление образовательным процессом на основе педагогического мониторинга [Текст] / О. А. Удотова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 7. - С. 332 - 343.

10. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам [Текст]/ Ф. Франселла, Д. Баннистер. - М.: Прогресс, 1987. - 187 с.

11. Шалаев, И. К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности [Текст]: учеб. пособие / И. К. Шалаев. - Барнаул: БГПУ, 2004. - 300 с.

12. Шипилина, Л. А. Внутривузовское управление качеством профессионального образования менеджеров: гуманитарно-культурологический аспект концепции [Текст] / Л. А. Шипилина // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». - Выпуск 2006. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.omsk.edu.ru.

УДК 378.1

Голышев Игорь Геннадьевич

Кандидат педагогических наук, докторант Учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования», docent@ orionet.ru, Казань

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СИСТЕМА «ЧЕРНОГО ЯЩИКА»

Golyshev Igor Gennadyevich

PhD, doctoral candidate, Establishment of the Russian Academy of Education “Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education”, docent@orionet.ru, Kazan

ADMINISTRATION OF INTEGRATION PROCESSES IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION AS A “BLACKBOX SYSTEM”

Интеграция образования и производства - мощный ресурс стратегического развития региона и важнейший показатель качества образовательных услуг конкретного вуза. Управление интеграционными процессами на региональном уровне, в котором участвуют все заинтересованные стороны: вузы, работодатели, органы власти, профессиональное сообщество, абитуриенты, средства массовой информации и др. - представляет собой эффективную форму

общественно-государственного социального партнерства, создающего оптимальные условия для профессиональной самореализации личности [5]. Инновационное преобразование региональной системы высшей школы невозможно без эффективных нововведений в сфере управления интеграцией рынков образовательных услуг и труда, направленных на повышение качества высшего образования и профессиональной востребованности выпускников.

В зависимости от полномочных и принимающих решения субъектов, можно выделить три категориальные модели такого управления:

^ Управление «сверху» (государственная модель) - интеграцией системы высшего образования и производства занимается государство при помощи всей совокупности нормативно-правовых, административных и финансовых ресурсов. Такая модель в нашей стране господствовала в советские годы, однако сегодня она крайне неэффективна, поскольку не соответствует современным рыночным условиям, даже несмотря на то, что учредителями большинства российских вузов является государство. Исключительное государственное управление инновационными процессами, не допускающее общественную инициативу, не может дать долгосрочный положительный эффект.

^ Управление «снизу» (общественная модель) - интеграция региональных рынков образовательных услуг и труда основывается на инициативе институтов гражданского общества и ими же реализуется. Между вузами и работодателями преобладают прямые связи, если же необходимы посредники, в их роли выступает не государство, а общественные структуры. Такая модель господствует в ряде западных стран и обеспечивает им высокие темпы инновационного развития. Однако в нашей стране общественные организации сегодня крайне пассивны в вопросах управления образованием, не используя даже предоставленные государством возможности: так, предусмотренная «Законом об образовании» общественная аккредитация образовательных учреждений до сих пор широко не практикуется, а подготовка экспертов в этой сфере пока находится на стартовом уровне [2, с. 3].

^ «Компромиссное» управление (государственно-общественная модель) - в управлении интеграцией региональных рынков образовательных услуг и труда участвуют все заинтересованные субъекты, взаимно делегируя полномочия в принятии решений. Данная категориальная модель представляется нам наиболее оптимальной, поскольку основывается на учете интересов всех вовлеченных в интеграционные процессы сторон.

Проектирование системы управления интеграцией региональных рынков образовательных услуг и труда выстраивается на анализе сложившихся отношений и инфраструктуры, ориентируясь на их совершенствование [4, с. 6].

Фундаментальными основами такой системы должны стать базовые общественные запросы, предпочтения и ожидания различных целевых аудиторий от интеграции профессионального образования и производства [7], а также их возможности по управлению интеграционными процесса-

ми. При оценке этих целевых аудиторий следует учитывать, что каждая из них обладает собственной степенью организации (самоорганизации), прямо влияющей на их управленческие возможности. К числу основных целевых аудиторий - участников интеграционных процессов - мы относим вузы, работодателей (и их объединения), профессиональное сообщество, органы государственной власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации, обучающихся. Максимальный учет запросов, предпочтений, ожиданий и возможностей данных целевых аудиторий можно рассматривать как один из критериев эффективности проектируемой модели (таблица).

Ролевые установки участников интеграции региональных рынков образовательных услуг в сфере высшего образования и труда

Участники интеграционных процессов Степень организации / само-орг анизации. Работа проводилась при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям за счет средств ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гт. по теме: «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02.740.11.0427) Работа проводилась при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме: «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02. 740. 11.0427) Запросы, приоритеты, ожидания Возмож- ности управлен- ческого воздей- ствия

1 2 3 4

вузы Средняя. Имеется институциональный механизм - Совет ректоров. Однако неуправляемая конкуренция и отсутствие сотрудничества снижает перспективы самоорганизации. Гарантии трудоустройства выпускников как главный критерий качества предоставляемых образовательных услуг и решающий фактор конкурентоспособности Высокие

работодатели Средняя. Имеется институциональный механизм - Торгово-промышленная палата. Повышению препятствует отсутствие выраженного желания работодателей нести затраты на подготовку специалистов, поскольку они имеют возможность выбора готовых кадров на региональном рынке труда. Приобретение высококвалифицированных специалистов, готовых немедленно и с максимальной эффективностью решать задачи в рамках конкретного предприятия. Высокие

Окончание таблицы

1 2 3 4

профессиональное сообщество Низкая. Региональных профессиональных объединений на сегодняшний день крайне мало, представлены отдельными отраслями. Поддержание престижа профессии, профессиональной этики, адекватная реакция на инновации в отрасли. Ограни- ченные

ОГВ и ОМСУ Высокая. Наличие институциональных механизмов и норма-тивно-правовой базы деятельности. Могут выступать как учредители высших учебных заведений, как работодатели, а также как потребители образовательных услуг. Обеспечение заданных темпов социально-экономического развития, стабилизация ситуации на рынке труда, профилактика и преодоление негативных тенденций, решение собственных кадровых проблем. Чрезвы- чайно высокие

СМИ Средняя. Проблематика взаимодействия региональных рынков труда и образовательных услуг является одной из приоритетных тем, находящихся в иоле зрения СМИ. Реализация функции общественной критики и контроля, направленной на вскрытие негативных тенденций общественного развития; информирование общественности о процессах на рынках образовательных услуг и труда. Ограни- ченные

обучающиеся Низкая. Институциональные механизмы отсутствуют либо находятся на начальной стадии формирования (например, в виде ассоциаций выпускников). Недостаточная информированность о процессах на рынках образовательных услуг и труда. Получение качественного образования, гарантирующего трудоустройство по полученной специальности; возможности получения дополнительного профессионального образования; доступность образовательных услуг. Ограни- ченные

Управление интеграционными процессами, происходящими при взаимодействии региональных рынков образовательных услуг и труда, представляет собой пример системы «черного ящика», обладая известными выходными и входными параметрами и изначально неизвестным внутренним устройством (рисунок).

Управление интеграционными процессами как система «черного ящика»

Главная причина множественности входов и выходов заключается в том, что всякая реальная система взаимодействует с окружающей средой неограниченным числом способов. Критерием отбора связей при построении модели является ее целевое назначение и существенность той или иной связи по отношению к этой цели. Именно здесь возможны ошибки: неучтенные связи в реальности не устраняются и продолжают действовать; иногда они на самом деле являются весьма существенными. Это обстоятельство следует учитывать как при изучении существующих систем, так и при проектировании новых [1].

В нашем случае, в качестве входных факторов следует рассматривать общественные запросы, предпочтения и ожидания участников интеграции, а в качестве выходных результатов - степень удовлетворенности достигнутыми результатами каждой целевой аудиторией.

Воздействие среды в основном обусловлено социально-экономической спецификой региона. Общими средовыми факторами являются:

- нормативно-правовая база функционирования рынков образовательных услуг и труда, включающая федеральное и региональное законодательство, подзаконные акты органов государственной власти и местного самоуправления, федеральные и региональные целевые программы, международные, государственные и отраслевые стандарты;

- конкуренция на рынке образовательных услуг и рынке труда;

- финансово-экономическая ситуация, влияющая на доступность образовательных услуг для населения и напряженность на рынке труда.

Механизмы управления интеграцией региональных рынков образовательных услуг и труда представляют собой способы управленческого воздействия на происходящие интеграционные процессы. К их числу мы относим:

- механизмы координации, направленные на обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления интеграцией. Наибольшее значение здесь имеет последовательное решение социально-экономических задач, стоящих перед регионом, усилиями участников обоих рынков. Данный механизм может выражаться в целенаправленной маршрутизации ресурсов, кадров, идей между рынками образовательных услуг и труда.

- механизмы синхронизации, призванные упорядочить во времени интеграционные процессы и темпы развития обоих рынков. Очевидно, что разновременное развитие элементов системы крайне негативно сказывается на ее эффективности, поскольку отстающие составляющие тормозят систему в целом.

- механизмы субсидиарности, включающие в себя четкое разграничение функций и распределение полномочий, учет интересов всех участников интеграционных процессов вне зависимости от их властных, финансовых или иных абсолютных возможностей. Примером подобных механизмов могут быть различные формы социального партнерства.

- механизмы саморегулирования - наиболее эффективные, на наш взгляд, интеграционные механизмы. Они основываются на инициативе «снизу» и прямых связях между участниками процессов интеграции. Саморегулирование должно привести к дебюрократизации российской экономики и обще-

ственной жизни, а также к формированию гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения профессиональной деятельности. Во многих развитых странах мира механизм саморегулирования профессиональной деятельности и соответствующие частные институты сложились естественным образом в ходе исторического развития уже давно и на сегодняшний день эффективно используются в качестве альтернативы государственному регулированию (например, лицензированию).

Центральное место в системе «черного ящика» занимают интеграционные процессы. Они достаточно многочисленны, сложны и взаимосвязаны. Мы предлагаем следующую классификацию интеграционных процессов, обусловленную управленческими аспектами:

- процессы организации;

- процессы мотивации;

- процессы контроля;

- процессы развития.

К процессам организации относятся действия, направленные на разработку процедур в сфере интеграции образования и производства. Наибольшее значение здесь имеет проектирование интеграционных решений, основанное на анализе социально-экономической ситуации, прогнозировании тенденций развития региональных рынков образовательных услуг и труда, опоре на современные инновационные идеи.

Процессы мотивации ориентированы на повышение заинтересованности и активности всех участников обоих рынков в реализации интеграционных проектов. В этом отношении чрезвычайно важно стимулирование прямых контактов между субъектами интеграции, снижение барьеров, расширение источников финансирования образовательных услуг, упорядочение конкуренции, просвещение общественности в части реального положения на региональных рынках образовательных услуг и труда.

Процессы контроля связаны с регламентацией «правил игры» в сфере интеграции и правоприменительной практикой, гарантирующей прозрачность, законность и безопасность предоставления образовательных услуг. На сегодняшний день основными контрольными процессами являются лицензирование образовательной деятельности, государственная и общественная аккредитация образовательных программ и учебных заведений, добровольная сертификация образовательных услуг (например, по стандартам 1БО 9000). На наш взгляд, этот перечень необходимо дополнить таким видом контроля, как страхование профессиональной ответственности образовательных учреждений. Любая профессиональная деятельность связана с риском причинения вреда третьим лицам. Непреднамеренные упущения, ошибки, допущенные в процессе выполнения профессиональных обязанностей, могут привести к нанесению ущерба клиентам. Страхование, с одной стороны, позволяет компенсировать возможные издержки, а с другой, повышает ответственность образовательных учреждений. В перспективе страхование может заменить такой формальный вид контроля, как лицензирование.

Наконец, процессы развития предполагают непрерывное улучшение интегрированной системы обоих рынков и методов управления ею, а также повышение степени саморегулирования общественных запросов. Процессы развития дополняют процессы всех других видов и включены в общую логику управления интеграцией.

Связи и отношения - еще один неотъемлемый компонент системы «черного ящика». Они характеризуют взаимодействие между всеми участниками интеграции и определяют степень и направленность интеграционных процессов. Данные связи можно разделить на вертикальные, между субъектами, находящимися в иерархических отношениях, и горизонтальные, между субъектами, связанными партнерскими (клиентскими) отношениями.

Таким образом, управление интеграцией региональных рынков образовательных услуг в сфере высшего образования и труда базируется на широком спектре общенаучных и специальных парадигм, отражающих развитие педагогических систем. Темпы и направленность инновационного преобразования социально-экономического уклада региона, в т. ч. его образовательного пространства, во многом определяют построение модели интеграции и прикладное наполнение ее компонентов. Учет всех классифицированных элементов и интересов заинтересованных сторон позволяет вскрыть максимальное число факторов, определяющих эффективность управления интеграционными процессами, в связи с чем проектируемая модель приобретает практикоориентированный характер.

Итак, моделирование процессов взаимодействия региональных рынков образовательных услуг в сфере высшего образования и труда позволяет с общенаучной точки зрения рассмотреть основные факторы позитивного социально-экономического развития региона, в т. ч. определить условия качественной подготовки специалистов с высшим образованием, востребованных работодателями. Построение модели производится с учетом ролевых установок всех заинтересованных в интеграции образования и производства сторон, поскольку ее реализация возможна только через ответственные усилия как органов власти региона, так и общественных субъектов - представителей вузов, работодателей, профессионального сообщества, СМИ; при этом в качестве ведущего фактора эффективной интеграции мы рассматриваем инициативу именно общественных структур. Множественность обстоятельств, воздействующих на интеграционные процессы, в т. ч. обстоятельств неопределенности, позволяют определить данную область как феномен «черного ящика».

Библиографический список

1. Борисова, В. В. Методология моделирования в маркетинговых исследованиях [Текст] / В. В. Борисова // Вестник Томского государственного университета. — 2009. - № 323. - С. 229-232.

2. Глебова, Л. Н. Что такое общественно-профессиональная аккредитация? [Текст] / Л. Н. Глебова // Высшее образование в России. - 2009. - № 2. - С. 11-14.

3. Ильясов, Д. Ф. Подготовка общественных экспертов по оценке проектов в сфере образования [Текст] / Д. Ф. Ильясов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 5. - С. 299-308.

4. Ильясов, Д. Ф. Развитие представлений о педагогических теориях и подходах к их проектированию / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Сибирский педагогический журнал. -2010. -№ 1. - С. 39-50.

5. Корчагин, Е. А. Социальное партнерство как механизм управления образовательным кластером [Текст] / Е. А. Корчагин // Инновации в образовании. -2007,-№6.-С. 43-51.

6. Намаканов, Б. А. Антропологические аспекты и технологии современной педагогики [Текст] / Б. А. Намаканов, М. М. Расулов // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 2. - С. 61-70.

7. Ягудина, Л. Р. Удовлетворенность потребителей как показатель качества образования [Текст] / Л. Р. Ягудина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. — №8.-С. 205-213.

УДК 378.091:005.962.131-057.87(470+571)

Ягудина Лилия Равилевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры менедэ/смента филиала ФГОУ ВПО Казанского (Приволжского) федерального университета, yagudinalr@yand.ex.ru, Набережные Челны

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СТУДЕНТАМИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Yagudina Liliya Ravilevna

Associate Professor, Candidate of Science (Pedagogics), Kazan Federal University, Brunch in the city Naberezhnye Chelny, yagudinalr@yandex.ru, Naberezhnye Chelny

STUDENT EVALUATION OF TEACHERS AS AN INSTRUMENT FOR EDUCATION QUALITY ASSURANCE

Интеграция России в европейское образовательное пространство предполагает наличие в стране системы обеспечения качества образования, содержащей (Коммюнике Европейской конференции министров высшего образования, 2003):

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.