Научная статья на тему 'Проектирование региональной модели управления интеграцией профессионального образования и производства'

Проектирование региональной модели управления интеграцией профессионального образования и производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / VOCATIONAL EDUCATION / PEDAGOGIC PROJECTING / INTEGRATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голышев Игорь Геннадьевич

Цель работы состоит в освещении вопросов управления интеграцией образования и производства в регионе. Автор предлагает подходы к моделированию интеграционных решений в процессах взаимодействия региональных систем профессионального образования и производства. В статье определена значимость моделирующей деятельности в сфере интеграции образования, детализированы виды моделей управления интеграцией, отмечены их достоинства и недостатки, раскрыта роль интеграции образования и производства в социально-экономическом развитии российских регионов. Конкретизированы условия и принципы проектной деятельности в заявленной области, представлены компоненты модели управления интеграцией профессионального образования и производства, отражены ролевые установки основных участников интеграционных процессов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке региональных программ развития системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the Regional Model Managing the Integration of Vocational Education and Production

The research objective involves highlighting the integration management of the regional systems of education and production. The author suggests the complex modeling approach to integrative solutions relating to the vocational education and production. The paper considers the importance of modeling activities in integration sphere; the detailed model types of integration management, as well as their advantages and disadvantages are given. The importance of integrating the education and production systems to the social and economic development of Russian regions is revealed. The conditions and principles of projecting activities in the given sphere are analyzed; the basic components of the management model integrating vocational education and production, along with the main participants and their roles in the process are defined. The research results can be applied while developing regional programs of vocational education.

Текст научной работы на тему «Проектирование региональной модели управления интеграцией профессионального образования и производства»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК 37.014.53

И. Г. Голышев

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация. Цель работы состоит в освещении вопросов управления интеграцией образования и производства в регионе. Автор предлагает подходы к моделированию интеграционных решений в процессах взаимодействия региональных систем профессионального образования и производства. В статье определена значимость моделирующей деятельности в сфере интеграции образования, детализированы виды моделей управления интеграцией, отмечены их достоинства и недостатки, раскрыта роль интеграции образования и производства в социально-экономическом развитии российских регионов. Конкретизированы условия и принципы проектной деятельности в заявленной области, представлены компоненты модели управления интеграцией профессионального образования и производства, отражены ролевые установки основных участников интеграционных процессов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке региональных программ развития системы профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, педагогическое проектирование, интеграция образования.

Abstract. The research objective involves highlighting the integration management of the regional systems of education and production. The author suggests the complex modeling approach to integrative solutions relating to the vocational education and production. The paper considers the importance of modeling activities in integration sphere; the detailed model types of integration management, as well as their advantages and disadvantages are given. The importance of integrating the education and production systems to the social and economic development of Russian regions is revealed. The conditions and principles of projecting activities in the given sphere are analyzed; the basic components of the management model integrating vocational education and production, along with the main participants and their roles in the process are defined. The research results can be applied while developing regional programs of vocational education.

Index terms: vocational education, pedagogic projecting, integration of education.

Моделирование педагогических систем является одной из важнейших задач современной педагогики и психологии в связи с возрастанием значимости проектирования и внедрения новых инновационных технологий, соответствующих передовым теоретическим идеям отечественной науки. Моделирование - это процесс создания иерархии моделей, в которых образовательный процесс раскрывается в различных аспектах и различными средствами. Соответствующее рассматриваемым нами задачам моделирование носит ярко выраженный проектный характер, поскольку управление интеграцией рынков образовательных услуг и труда имеет прикладное значение и поиск путей его совершенствования требует проектных решений.

Значимость моделирующей деятельности в сфере интеграции профессионального образования и производства обусловлена тем, что разнообразная региональная специфика отечественного образовательного пространства требует наличия разных моделей управления интеграцией. В связи с необходимостью учета большого числа факторов построение такой модели представляет собой творческий процесс, реализация которого включает в себя интуитивный поиск новых нестандартных решений.

Проектирование управленческих механизмов интеграции региональных рынков образовательных услуг и труда - задача, с которой в последние годы столкнулась отечественная наука [2]. Нельзя сказать, что в прошлом проблема качества подготовки выпускников вузов игнорировалась; наоборот, в советской педагогике вопросам квалиметрии уделялось должное внимание, учебный процесс был ориентирован на выпуск высококвалифицированных специалистов, действовали собственные механизмы обеспечения необходимого уровня подготовки и принципы руководства ими. Другое дело, что рыночные отношения тогда отсутствовали, а вместо конкурентности существовало плановое распределение. Современные социально-экономические процессы требуют иных подходов к управлению интеграцией образования, основанных на инновациях и международных стандартах, поскольку наша страна намерена тесно сотрудничать в этой сфере с объединенной Европой. Таким образом, построение модели управления интеграцией региональных рынков образовательных услуг и труда подразумевает комплексную деятельность с учетом довольно разнообразных факторов. Не стоит забывать и того, что современные подходы не требуют формальной унификации действующих систем - они направлены на обеспечение взаимного соответствия и отражение общенаучных представлений о качестве профессионального образования.

Проектируемая модель управления интеграцией должна соответствовать вполне конкретным условиям региона и тенденциям его развития. Системы управления интеграцией рынков образовательных услуг и труда схожих по уровню социально-экономического развития регионов могут весьма отличаться друг от друга. Поэтому учет региональных особенностей в определении взаимосвязей между базовыми компонентами модели, оценке весомости каждого из них, расчете необходимого управленческого воздействия является обязательным условием проектной деятельности.

В зависимости от механизмов реакции системы управления интеграцией на изменение условий развития региона ее модели могут принадлежать к одному из трех видов - жесткому, адаптивному или инновационному. Целесообразность жесткой модели объясняется устойчивой социально-экономической нишей, занимаемой регионом, и стабильностью его рынков образовательных услуг и труда. Основное внимание в данном случае уделяется, как правило, качеству рабочих процессов взаимодействия вузов и основных работодателей. Адаптивная модель является наиболее распространенным вариантом, позволяющим региону приспосабливаться к меняющейся обстановке и в любых условиях поддерживать связь образования с производством. Ее применение подразумевает отсутствие детальной регламентации функционирования ряда компонентов системы управления интеграцией - основной акцент может быть сделан на любой из них в зависимости от ситуации. Наконец, инновационная модель предназначена для поиска новых путей управления качеством образования с целью динамичного опережающего развития региона [1] и представляет собой надстройку над адаптивной моделью. Ведущей составляющей этой модели служит блок саморазвития системы.

Практика показывает, что жесткие модели управления интеграцией формируются порой стихийно, в тех случаях, когда региональная элита не может или не желает отойти от традиционных схем и разработок прежнего периода. В краткосрочной перспективе в этом нет ничего плохого, и если модель соответствует условиям развития региона, то такой подход может дать гарантированный позитивный результат. В свою очередь, выстроить эффективную инновационную модель достаточно сложно: она базируется на многолетнем опыте социального проектирования и инновационного управления. Однако данная модель наиболее эффективна в долгосрочной перспективе и способна значительно усилить кадровый, производственный и инновационный потенциал региона, что в результате повлияет на темпы его развития [3].

Общая цель проектирования модели управления интеграцией рынков образовательных услуг в сфере высшего образования и труда применительно к конкретному региону состоит в раскрытии совокупности взаимодействующих факторов, определяющих эффективность функционирования высшей школы в области качества подготовки выпускников. Частными задачами, обусловленными названной целью и решаемыми методом моделирования, являются:

• оценка внутренней и внешней сред инновационного развития региона, детерминирующих интеграцию образования и производства;

• описание осуществляющихся в регионе процессов интеграции образования и производства, управления интеграцией образования и производства, инновационного развития;

• выявление потенциала и запросов основных целевых аудиторий и социальных групп, заинтересованных в повышении качества профессионального образования;

• регламентация взаимоотношений, включающая делегирование управленческих полномочий, между участниками интеграции региональных рынков образовательных услуг и труда.

От конкретизации цели и специфики выбранного региона зависит, какие характеристики проектируемой модели можно считать существенными, а какие отбросить. В соответствии с поставленной целью может быть подобран инструментарий моделирования, определены методы решения задач, формы отображения результатов.

Модель управления интеграцией региональных рынков образовательных услуг и труда выстраивается на основе ряда принципов:

• проектирования;

• открытости и общественного участия;

• субсидиарности;

• устойчивости;

• креативности.

Принцип проектирования означает, что сами подходы к интеграции должны быть инновационными для системы образования. Традиционные отраслевые и программные подходы не успевают реагировать на стремительно происходящие в обществе, стране и мире изменения. Осознавая и учитывая современные тенденции развития страны и региона, необходимо уже сегодня проектировать адекватные этим изменениям процессы в образовании. Принцип проектирования в управлении интеграцией об-

разования предполагает разработку и реализацию уже в настоящее время проектов, ориентированных на будущее - устойчивое долговременное развитие региональной образовательной системы.

Развитие региональной системы профессионального образования -это не столько ведомственный и административный процесс, сколько стратегическое направление развития всего региона, затрагивающее интересы каждого его жителя. Учитывая это, интеграция профессиональной школы и производства опирается на принцип открытости образования и общественного участия. Следование данному принципу предусматривает достижение общественного согласия, на основе которого власть, общество, бизнес, общественные организации и профессиональное педагогическое сообщество принимают на себя обязательства по совместному продвижению в регионе интеграционных образовательных процессов. Наличие общественного согласия способствует построению конструктивных взаимовыгодных отношений всех субъектов и обеспечению необходимых изменений в такой сложной социально-экономической сфере жизни региона, как образование.

Принцип субсидиарности (согласования разноуровневых интересов) лежит в основе распределения полномочий и компетенций между субъектами, находящимися на разных уровнях иерархической пирамиды. Применительно к управлению интеграцией региональной системы профессионального образования и производства данный принцип означает соблюдение интересов всех уровней профессиональной школы (начальной, средней, высшей, дополнительной) на основе соответствия полученного личностью образования ее профессиональным обязанностям. В частности, принцип субсидиарности позволяет решить проблему переизбытка в регионе специалистов с высшим образованием при дефиците кадров с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием.

Принцип устойчивости предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды образовательной сферы система управления интеграцией образования не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется, в первую очередь, качеством стратегических планов и оперативностью управления, адаптивностью системы управления, прежде всего к изменениям во внешней среде.

Принцип креативности подразумевает создание принципиально новых интеллектуальных и творческих продуктов, организационных структур, творческий подход к решению поставленных перед образовательной

системой задач, формирование условий для активности участников интеграции образовательной системы и производства в регионе.

Эффективное управление интеграцией невозможно без перспективных нововведений, направленных на повышение качества профессионального образования и востребованности выпускников на региональном рынке труда. В зависимости от полномочных и принимающих решения субъектов можно выделить три категориальные модели такого управления:

1. Управление «сверху» (государственная модель): интеграцией системы профессионального образования и производства занимается государство при помощи совокупности нормативно-правовых, административных и финансовых ресурсов. Такая модель в нашей стране господствовала в советские годы, однако сегодня она крайне неэффективна, поскольку не соответствует современным рыночным условиям, несмотря даже на то, что учредителями большинства российских вузов и ссузов является государство. Исключительное государственное управление инновационными процессами, не допускающее проявления общественной инициативы, не может дать долгосрочный положительный эффект.

2. Управление «снизу» (общественная модель): интеграция региональных рынков образовательных услуг и труда основывается на инициативе институтов гражданского общества и ими же реализуется. Между учебными заведениями и работодателями преобладают прямые связи, если же необходимы посредники, в их роли выступает не государство, а общественные структуры. Такая модель господствует в ряде западных стран и обеспечивает им высокие темпы инновационного развития. Однако в нашей стране общественные организации сегодня крайне пассивны в вопросах управления образованием и не используют даже предоставленные государством возможности: так, предусмотренная «Законом об образовании» общественная аккредитация образовательных учреждений до сих пор не практикуется.

3. «Компромиссное» управление (государственно-общественная модель) : в управлении интеграцией региональных рынков образовательных услуг и труда участвуют все заинтересованные субъекты, взаимно делегируя полномочия в принятии решений. Данная категориальная модель представляется нам наиболее оптимальной, поскольку основывается на учете интересов всех вовлеченных в интеграционные процессы сторон. Согласно логике нашего исследования, предлагать в качестве проектного решения создание

новых структур нецелесообразно. Необходимо максимально использовать потенциал уже имеющихся структур, четко определить и разделить их функции, взаимно делегировать управленческие полномочия. Проектируемую модель управления интеграцией региональных рынков образовательных услуг и труда следует выстраивать на основе анализа сложившихся отношений и инфраструктуры, ориентируясь на их совершенствование.

Фундаментальными основами модели должны стать базовые общественные запросы, предпочтения и ожидания различных целевых аудиторий от интеграции профессионального образования и производства, а также их возможности по управлению интеграционными процессами. При оценке целевых аудиторий следует учитывать, что каждая из них обладает собственной степенью организации (самоорганизации), прямо влияющей на их управленческие возможности. К числу основных целевых аудиторий - участников интеграционных процессов - мы относим образовательные учреждения, работодателей (и их объединения), профессиональное сообщество, органы государственной власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации, обучающихся. Максимальный учет запросов, предпочтений, ожиданий и возможностей данных целевых аудиторий можно рассматривать как один из критериев эффективности проектируемой модели (таблица).

Ролевые установки участников интеграции региональных рынков образовательных услуг в сфере профессионального образования и труда

Участники интеграционных процессов Степень организации Запросы, приоритеты, ожидания Возможности управленческого воздействия

1 2 3 4

Образовательные учреждения Средняя. Имеются институциональные механизмы - Совет ректоров (Совет директоров). Однако неуправляемая конкуренция и отсутствие сотрудничества снижают перспективы самоорганизации Гарантии трудоустройства выпускников как главный критерий качества предоставляемых образовательных услуг и решающий фактор конкурентоспособности Высокие

Работодате- ли Средняя. Имеется институциональный механизм - Торгово-про- Приобретение высококвалифицированных спе- Высокие

Окончание таблицы

1 2 3 4

мышленная палата. Развитию самоорганизации препятствует отсутствие выраженного желания работодателей нести затраты на подготовку специалистов, поскольку они имеют возможность выбора готовых кадров на региональном рынке труда циалистов, готовых немедленно и с максимальной эффективностью решать задачи в рамках конкретного предприятия

Профессиональное сообщество Низкая. Региональных профессиональных объединений на сегодняшний день крайне мало, представлены отдельными отраслями Поддержание престижа профессии, профессиональной этики, адекватная реакция на инновации в отрасли Ограни- ченные

Органы государственной власти и местного самоуправления Высокая. Наличие институциональных механизмов и нормативно-правовой базы деятельности. Могут выступать как учредители учебных заведений, как работодатели, а также как потребители образовательных услуг Обеспечение заданных темпов социально-экономического развития, стабилизация ситуации на рынке труда, профилактика и преодоление негативных тенденций, решение собственных кадровых проблем Чрезвы- чайно высокие

Средства массовой информа- ции Средняя. Проблематика взаимодействия региональных рынков труда и образовательных услуг является одной из приоритетных тем, находящихся в поле зрения СМИ Реализация функции общественной критики и контроля, направленной на вскрытие негативных тенденций общественного развития; информирование общественности о процессах на рынках образовательных услуг и труда Ограни- ченные

Обучающи- еся Н изкая. Ин ституцио-нальные механизмы отсутствуют либо находятся на начальной стадии формирования (например, в виде ассоциаций выпускников). Недостаточная информированность о процессах на рынках образовательных услуг и труда Получение качественного образования, гар анти рующего трудо -устройство по полученной специальности; возможности получения дополнительного профессионального образования; доступность образовательных услуг Ограни- ченные

Таким образом, проектирование модели управления интеграцией региональных рынков образовательных услуг в сфере профессионального образования и труда основано на ряде общенаучных и специальных парадигм, отражающих развитие педагогических систем. Темпы и направленность инновационного преобразования социально-экономического уклада региона, в том числе его образовательного пространства, во многом определяют построение модели и прикладное наполнение ее компонентов. Комплексный учет всех классифицированных элементов, интересов участников интеграции и особенностей регионального развития позволяет обнаружить максимальное число факторов, определяющих эффективность управления интеграционными процессами, в связи с чем проектируемая модель приобретает практико-ориентированный характер.

Литература

1. Мухаметзянова Г. В. Профессиональное образование как фактор развития инновационной экономики / / Изв. Рос. акад. образования. 2009. № 4. С. 68-77.

2. Семенов В. Д., Чапаев Н. К. Опыт интеграции образования и производства / / Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2007. № 3. С. 41-47.

3. Щербаков В. С. Инновационные процессы в современной системе профессионального образования // Казан. пед. журн. 2008. № 8. С. 61-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.