Научная статья на тему 'Логика проектирования модели управления интеграцией профессионального образования и производства в регионе'

Логика проектирования модели управления интеграцией профессионального образования и производства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / INTEGRATION OF EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / PEDAGOGICAL MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голышев Голышев

Статья посвящена выявлению и системному представлению моделирования интеграции рынков труда и образовательных услуг в контексте регионализации профессиональной школы. Определены положения авторского подхода к управлению интеграцией образования и производства на региональном уровне, раскрыты компоненты модели, указаны выявленные условия ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to identification and systematic presentation of modeling of labour market and educational services integration under the conditions of regionalization of the professional school. Positions of the author's approach to managing integration in education and production on a regional level are defined, model components are shown, the revealed conditions of its realization are specified.

Текст научной работы на тему «Логика проектирования модели управления интеграцией профессионального образования и производства в регионе»

ЛОГИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА В РЕГИОНЕ

И.Г.Голышев

Статья посвящена выявлению и системному представлению моделирования интеграции рынков труда и образовательных услуг в контексте регионализации профессиональной школы. Определены положения авторского подхода к управлению интеграцией образования и производства на региональном уровне, раскрыты компоненты модели, указаны выявленные условия ее реализации.

Ключевые слова: интеграция образования, профессиональное образование, рынок образовательных услуг, педагогическое моделирование

Logic design model of integration ofprofessional education and production in the region.The article is devoted to identification and systematic presentation of modeling of labour market and educational services integration under the conditions of regionaliza-tion of the professional school. Positions of the author's approach to managing integration in education and production on a regional level are defined, model components are shown, the revealed conditions of its realization are specified.

Key words: Integration of education, professional education, educational services market, pedagogical modeling

Моделирование педагогических систем является одной из важнейших задач современной педагогики и психологии, так как возрастает значимость проектирования и внедрения новых инновационных технологий, соответствующих передовым теоретическим идеям отечественной науки. Моделирование - это процесс создания иерархии моделей, в которых образовательный процесс раскрывается в различных аспектах и различными средствами. Применительно к вопросам интеграции

образования и производства моделирование носит ярко выраженный проектный характер, поскольку управление интеграцией рынков образовательных услуг и труда имеет прикладное значение и поиск путей его совершенствования требует проектных решений. Поэтому ниже мы будем активно использовать понятие «проектирование модели», которое имеет более практи-коориентированное наполнение, нежели термин «моделирование».

Значимость моделирующей де-

ятельности заключается в том, что разнообразная региональная специфика отечественного образовательного пространства требует наличия разных моделей управления интеграцией. Необходимость учета большого числа факторов приводит к тому, что построение модели управления интеграцией представляет собой творческий процесс, который сам по себе также должен проектироваться, включать в себя как базовые, так и вариативные элементы. В основу этой деятельности мы закладываем проектно-целевой подход, позволяющий в максимальной степени совместить научность и универсальность результатов с возможностью их прикладного применения.

Моделирование управления интеграцией региональных рынков образовательных услуг в сфере высшего образования и труда относится к общей группе научных тем, исследующих феномен качества образования. На данный момент в российской науке предложено множество моделей систем управления качеством высшего образования, еще больше их действует в вузовской и региональной управленческой практике. И если по отдельности они пусть редко, но все-таки становятся объектом экспертного анализа (при диссертационной защите или во время комплексной оценки деятельности вуза, а также при разработке программ социально-экономического развития российских регионов), то комплексное изучение всего массива подобных систем - дело будущего. Общий вывод, который мы делаем на основе анализа различных систем управления качеством высшего образования, заключается в том, что для большинства решений характерен односторонний взгляд на вопросы востребованности выпускников вузов на

рынке труда, обычно с частных позиций конкретного учебного заведения, и в отечественной теории и практике крайне мало интегративных подходов и механизмов построения устойчивой, гибкой и эффективной системы взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда на региональном уровне.

Таким образом, проектирование управленческих механизмов интеграции региональных рынков образовательных услуг и труда - задача, с которой в последние годы столкнулась отечественная наука. Нельзя сказать, что в прошлом проблема качества подготовки выпускников вузов игнорировалась, наоборот, в советской педагогике вопросам квалиметрии уделялось должное внимание, учебный процесс был ориентирован на выпуск высококвалифицированных специалистов, действовали собственные механизмы обеспечения необходимого уровня подготовки и принципы руководства ими. Другое дело, что рыночные отношения тогда отсутствовали, региональная специфика самостоятельного значения не имела, а вместо конкурентных процессов существовало плановое распределение. Современные социально-экономические процессы требуют иных подходов к управлению интеграцией образования, основанных на инновациях и международных стандартах, поскольку наша страна собирается тесно сотрудничать в этой сфере с объединенной Европой. В конечном счете, любая интеграционная концепция управления качеством образования в высшей школе должна соответствовать наиболее общим принципам стандартов ISO 9000 и концепции всеобщего менеджмента качества (TQM), учитывая при этом международные отраслевые тенденции (в

первую очередь, положения Болонско-го процесса), и тенденции регионального развития (таблица 1). Таким образом, построение модели управления интеграцией региональных рынков образовательных услуг и труда подразумевает комплексную деятельность с учетом

довольно разнообразных факторов. Не стоит забывать и того, что современные подходы не требуют формальной унификации действующих систем, а направлены на обеспечение взаимного соответствия и соблюдения фундаментальных принципов.

Таблица 1.

Основы проектирования модели интеграции региональных рынков, образовательных услуг и труда

| Основы проектирования модели интеграции ~|

стандарты

ВО 9000

законодательство РФ

принципы

особенности

Болон- Проектно-

т<<м ский целевой

процесс подход

Тенденции развития региона

Структура и потребности регионального рынка труда

Структура региональной системы высшего образования

Специ фика отдель ного вуза

Проектируемая модель управления интеграцией должна отвечать вполне конкретным условиям региона и соответствовать тенденциям его развития. Поэтому определение взаимосвязей между базовыми компонентами и расстановка акцентов на ведущих из них могут значительно варьироваться, и системы управления интеграцией рынков образовательных услуг и труда однотипных регионов могут весьма отличаться друг от друга.

В зависимости от механизмов реакции системы управления интеграцией на изменение условий развития региона ее модели могут принадлежать к одному из трех видов - жесткому, адаптивному или инновационному. Целесообразность жесткой модели может объясняться устойчивой социально-экономической нишей, занимаемой регионом, и стабильности его рынков образовательных услуг и труда; основное внимание здесь уделяется, как правило, качеству рабочих процессов взаимодействия вузов и основных работода-

телей. Адаптивная модель является наиболее распространенным вариантом, позволяющим региону приспосабливаться к меняющейся обстановке и успешно поддерживать взаимодействие рынка образовательных услуг и труда; в этом случае подразумевается отсутствие детальной регламентации функционирования ряда компонентов системы управления интеграцией, основной акцент может делаться на любой из них в зависимости от ситуации. Наконец, инновационная модель предназначена для поиска новых путей в управлении качеством образования с целью динамичного опережающего развития региона, представляет собой надстройку над адаптивной моделью, ведущей составляющей в ней становится блок саморазвития системы. Сравнение моделей представлено в таблице 2.

Практика показывает, что жесткие модели управления интеграцией формируются порой стихийно, в тех случаях, когда региональная элита не может или не желает отойти от традиционных

Таблица 2

Виды моделей управления интеграцией региональных рынков образовательных

услуг и труда

параметр модели

жесткая адаптивная инновационная

задача соответствие заданным условиям приспособление к меняющимся условиям совершенствование деятельности

принцип функционирования выполнение определенных нормативов действие в оговоренных рамках свободное развитие по приоритетным направлениям

ключевые компоненты рабочие процессы любые саморазвитие системы

взаимосвязь компонентов формальная подчинение второстепенных ведущим интеграция

динамика минимальная средняя максимальная

степень интеграции рынков образовательных услуг и труда низкая средняя высокая

средство управления программное программное проектное

активность общественных групп и институтов низкая средняя высокая

схем и разработок прежнего периода. В краткосрочной перспективе этом нет ничего плохого, и если модель соответствует условиям развития региона, то такой подход может дать гарантированный позитивный результат. В свою очередь, выстроить эффективную инновационную модель достаточно сложно, она базируется на многолетнем опыте социального проектирования, инновационного управления, и в нашей стране регионов, выстраивающих подобные системы, буквально единицы. Однако данная модель наиболее эффективна в долгосрочной перспективе и способна значительно усилить кадровый, про-

изводственный и инновационный потенциал региона, что в конечном счете определяет темпы его развития.

Общая цель проектирования модели управления интеграцией рынков образовательных услуг в сфере высшего образования и труда применительно к конкретному региону состоит в раскрытии совокупности взаимодействующих факторов, определяющих эффективность функционирования высшей школы в части качества подготовки выпускников. Частными задачами, вытекающими из названной цели и решаемыми также методом моделирования, являются:

- оценка внутренней и внешней сред инновационного развития региона, детерминирующих интеграцию образования и производства;

- описание идущих процессов интеграции образования и производства, управления интеграцией образования и производства, инновационного развития региона;

- выявление потенциала и запросов основных целевых аудиторий и социальных групп, заинтересованных в повышении качества профессионального образования;

- регламентация взаимоотношений, в т.ч. делегирование управленческих полномочий, между участниками интеграции региональных рынков образовательных услуг и труда.

От конкретизации цели и специфики выбранного региона зависит, какие характеристики проектируемой модели считать существенными, а какие отбросить. В соответствии с поставленной целью может быть подобран инструментарий моделирования, определены методы решения задач, формы отображения результатов.

Модель управления интеграцией региональных рынков образовательных услуг и труда выстраивается на основе тенденций и принципов инновационного преобразования системы профессионального образования конкретного региона. Интеграция - один из важнейших инновационных процессов развития современного образования, соответственно управление ею - приоритетная сфера регионального управления.

Инновационное преобразование региональной системы высшей школы невозможно без эффективных нововведений в управлении интеграцией рынков образовательных услуг и труда,

направленных на повышение качества высшего образования и профессиональной востребованности выпускников. В зависимости от полномочных и принимающих решения субъектов, можно выделить три категориальные модели такого управления:

- Управление «сверху» (государственная модель) - интеграцией системы высшего образования и производства занимается государство при помощи всей совокупности нормативно-правовых, административных и финансовых ресурсов. Такая модель в нашей стране господствовала в советские годы, однако сегодня она крайне неэффективна, поскольку не соответствует современным рыночным условиям, даже несмотря на то, что учредителями большинства российских вузов является государство. Исключительное государственное управление инновационными процессами, не допускающее общественную инициативу, не может дать долгосрочный положительный эффект.

- Управление «снизу» (общественная модель) - интеграция региональных рынков образовательных услуг и труда основывается на инициативе институтов гражданского общества и ими же реализуется. Между вузами и работодателями преобладают прямые связи, если же необходимы посредники, в их роли выступает не государство, а общественные структуры. Такая модель господствует в ряде западных стран и обеспечивает им высокие темпы инновационного развития. Однако в нашей стране общественные организации сегодня крайне пассивны в вопросах управления образованием, не используя даже предоставленные государством возможности: так, предусмотренная «Законом об образова-

нии» общественная аккредитация образовательных учреждений до сих пор не практикуется.

- «Компромиссное» управление (государственно-общественная модель) - в управлении интеграцией региональных рынков образовательных услуг и труда участвуют все заинтересованные субъекты, взаимно делегируя полномочия в принятии решений. Данная категориальная модель представляется нам наиболее оптимальной, поскольку основывается на учете интересов всех вовлеченных в интеграционные процессы сторон. Логика нашего исследования направлена на то, что предлагать в качестве проектного решения создание новых структур нецелесообразно; необходимо максимально использовать потенциал уже имеющихся, опираясь на современные технологии, четко определить и разделить их функции, взаимно делегировать управленческие полномочия. Проектируемая модель управления интеграцией региональных рынков образовательных услуг и труда выстраивается на анализе сложившихся отношений и инфраструктуры, ориентируясь на их совершенствование.

Фундаментальными основами проектируемой модели должны стать базовые общественные запросы, предпочтения и ожидания различных целевых аудиторий от интеграции профессионального образования и производства, а также их возможности по управлению интеграционными процессами. При оценке этих целевых аудиторий следует учитывать, что каждая из них обладает собственной степенью организации (самоорганизации), прямо влияющей на их управленческие возможности. К числу основных целевых аудиторий - участников интеграционных процессов - мы относим вузы,

работодателей (и их объединения), профессиональное сообщество, органы государственной власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации, обучающихся. Максимальный учет запросов, предпочтений, ожиданий и возможностей данных целевых аудиторий можно рассматривать как один из критериев эффективности проектируемой модели.

Управление интеграционными процессами, происходящими при взаимодействии региональных рынков образовательных услуг и труда, представляет собой пример системы «черного ящика», обладая известными выходными и входными параметрами и неизвестным внутренним устройством (рис. 1.).

Главная причина множественности входов и выходов заключается в том, что всякая реальная система взаимодействует с окружающей средой неограниченным числом способов. Критерием отбора связей при построении модели является ее целевое назначение и существенность той или иной связи по отношению к этой цели. Именно здесь возможны ошибки: неучтенные связи в реальности не устраняются и продолжают действовать; иногда они на самом деле являются весьма существенными. Это обстоятельство следует учитывать как при изучении существующих систем, так и при проектировании новых.

В нашем случае, в качестве входных факторов следует рассматривать общественные запросы, предпочтения и ожидания участников интеграции, а в качестве выходных результатов - степень удовлетворенности достигнутыми результатами каждой целевой аудиторией.

Воздействие среды в основном

Педагогика и психология профессионального образования управленческое воздействие

-► механизмы -►

входы выходы _процессы _

-► связи -►

!_1_I

воздействие среды

I I I

Рис. 1. Управление интеграционными процессами как система «черного ящика»

обусловлено спецификой региона, в том числе с учетом нашей классификации. Общими средовыми факторами являются:

- нормативно-правовая база функционирования рынков образовательных услуг и труда, включающая федеральное и региональное законодательство, подзаконные акты органов государственной власти и местного самоуправления, федеральные и региональные целевые программы, международные, государственные и отраслевые стандарты;

- конкуренция на рынке образовательных услуг и рынке труда;

- финансово-экономическая ситуация, влияющая на доступность образовательных услуг для населения и напряженность на рынке труда.

Механизмы управления интеграцией региональных рынков образовательных услуг и труда представляют собой способы управленческого воз-

действия на происходящие интеграционные процессы. К их числу мы относим:

- механизмы координации, направленные на обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления интеграцией. Наибольшее значение здесь имеет последовательное решение социально-экономических задач, стоящих перед регионом, усилиями участников обоих рынков. Данный механизм может выражаться в целенаправленной маршрутизации ресурсов, кадров, идей между рынками образовательных услуг и труда;

- механизмы синхронизации, призванные упорядочить во времени интеграционные процессы и темпы развития обоих рынков. Очевидно, что разновременное развитие элементов системы крайне негативно сказывается на ее эффективности, поскольку отстающие составляющие тормозят систему в целом;

- механизмы субсидиарности, включающие в себя четкое разграничение функций и распределение полномочий, учет интересов всех участников интеграционных процессов вне зависимости от их властных, финансовых или иных абсолютных возможностей. Примером подобных механизмов могут быть различные формы социального партнерства;

- механизмы саморегулирования - наиболее эффективные, на наш взгляд, интеграционные механизмы. Они основываются на инициативе «снизу» и прямых связях между участниками процессов интеграции. Саморегулирование должно привести к дебюрократизации российской экономики и общественной жизни, а также к формированию гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения профессиональной деятельности. Во многих развитых странах мира механизм саморегулирования профессиональной деятельности и соответствующие частные институты сложились естественным образом в ходе исторического развития уже давно и на сегодняшний день эффективно используются в качестве альтернативы государственному регулированию (например, лицензированию).

Центральное место в системе «черного ящика» занимают интеграционные процессы. Они достаточно многочисленны, сложны и взаимосвязаны. Мы предлагаем следующую классификацию интеграционных процессов, обусловленную управленческими аспектами:

- процессы организации;

- процессы мотивации;

- процессы контроля;

- процессы развития.

К процессам организации отно-

сятся действия, направленные на разработку процедур в сфере интеграции образования и производства. Наибольшее значение здесь имеет проектирование интеграционных решений, основанное на анализе социально-экономической ситуации, прогнозировании тенденций развития региональных рынков образовательных услуг и труда, опоре на современные инновационные идеи.

Процессы мотивации ориентированы на повышение заинтересованности и активности всех участников обоих рынков в реализации интеграционных проектов. В этом отношении чрезвычайно важно стимулирование прямых контактов между субъектами интеграции, снижение барьеров, расширение источников финансирования образовательных услуг, упорядочение конкуренции, просвещение общественности в части реального положения на региональных рынках образовательных услуг и труда.

Процессы контроля связаны с регламентацией «правил игры» в сфере интеграции и правоприменительной практикой, гарантирующей прозрачность, законность и безопасность предоставления образовательных услуг. На сегодняшний день основными контрольными процессами являются лицензирование образовательной деятельности, государственная и общественная аккредитация образовательных программ и учебных заведений, добровольная сертификация образовательных услуг (например, по стандартам ISO 9000). На наш взгляд, этот перечень необходимо дополнить таким видом контроля, как страхование профессиональной ответственности образовательных учреждений. Любая профессиональная деятельность связана с риском причинения вреда третьим

лицам. Непреднамеренные упущения, ошибки, допущенные в процессе выполнения профессиональных обязанностей, могут привести к нанесению ущерба клиентам. Страхование, с одной стороны, позволяет компенсировать возможные издержки, а с другой, повышает ответственность образовательных учреждений. В перспективе страхование может заменить такой формальный вид контроля, как лицензирование.

Наконец, процессы развития предполагают непрерывное улучшение интегрированной системы обоих рынков и методов управления ею, а также повышение степени саморегулирования общественных запросов. Процессы развития дополняют процессы всех других видов и включены в общую логику управления интеграцией.

Связи и отношения - еще один неотъемлемый компонент системы «черного ящика». Они характеризуют взаимодействие между всеми участниками интеграции и определяют степень и направленность интеграционных процессов. Данные связи можно разделить на вертикальные, между субъектами, находящимися в иерархических отношениях, и горизонтальные, между субъектами, связанными партнерскими (клиентскими) отношениями.

Таким образом, модель управления интеграцией региональных рынков образовательных услуг в сфере высшего образования и труда базируется на широком спектре общенаучных и специальных парадигм, отражающих развитие педагогических систем. Темпы и направленность инновационного преобразования социально-экономического уклада региона, в т.ч. его образовательного пространства, во многом определяют построение модели и при-

кладное наполнение ее компонентов. Учет всех классифицированных элементов и интересов заинтересованных сторон позволяет вскрыть максимальное число факторов, определяющих эффективность управления интеграционными процессами, в связи с чем проектируемая модель приобретает прак-тикоориентированный характер.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему / Г.В. Мухаметзянова. Казань: Идел-пресс, 2008. - 608 с.

2. Мухаметзянова Г.В. Теоретико-ме-то дологические основы компетентностно-го подхода к организации профессионального образования / Г.В. Мухаметзянова // Компетентностный подход к профессионально-культурному становлению специалиста. - Казань: «Отечество», 2008. -С. 9-13.

3. Разработка системы критериев для рейтинговой оценки региональных программ развития образования / А.А. Якименко, А.Р. Ганеев, Д.Ю. Гужеля, Ю.В. Петрова. - М. : АС-Траст, 2009. - 112 с.

4. Рубин Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования / Ю. Рубин // Высшее образование в России. - 2007.

- №1. - С. 26-43.

5. Стенографический отчет о совместном заседании Государственного Совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31.08.2010 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ transcripts/8786

6. Швецова Г.Н. Программно-целевое управление региональной образовательной системой. Автореф. дисс... д-ра пед. наук.

- Чебоксары, 2009. - С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.