Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в региональной системе среднего профессионального образования'

Интеграционные процессы в региональной системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оганнисян Л.А., Мусливец С.А.

В статье рассмотрены аспекты интеграции, которые характеризуют объединительные процессы внутри системы профессионального образования и выводят на осмысление роли и места образования в сложной системе социальных взаимосвязей, включая интеграцию образования и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оганнисян Л.А., Мусливец С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в региональной системе среднего профессионального образования»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК 377.12

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оганнисян Л.А.

К.п.н., доцент, Южный федеральный университет

Мусливец С.А.

Магистрант, Южный федеральный университет

В статье рассмотрены аспекты интеграции, которые характеризуют объединительные процессы внутри системы профессионального образования и выводят на осмысление роли и места образования в сложной системе социальных взаимосвязей, включая интеграцию образования и производства.

Ключевые слова: интеграционные процессы, профессиональное образование, региональная система профессионального образования, модернизации в профессиональном образовании.

Развитие ведущих тенденций современной социокультурной ситуации, осуществляющейся на фоне активных инновационных процессов в жизни российского общества, как интеграция среднего профессионального образования.

В настоящее время глобально изменился подход к образованию в целом и к среднему профессиональному образованию в частности. Современное образование - это открытая, непрерывно развивающаяся система, приоритетной задачей которой является осуществление государственной образовательной политики, с выполнением главного требования обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения.

Становление будущего специалиста профессиональной сферы является актуальной задачей, т.к. в современных условиях рынка труда востребован профессионал широкого профиля, обладающий навыками быстрой адаптивности к условиям непрерывного модернизирующихся производства и технологий.

Концепция модернизации российского образования предусматривает как структурную, так и институциональную перестройку профессиональной подготовки кадров. Идет поиск путей интеграции общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования, получает развитие многоуровневое образование, создаются университетские комплексы. Главная задача состоит в том, чтобы на этой основе обеспечить более полное соответствие системы и практики подготовки кадров требованиям, предъявляемым рынком.

Суть модернизации в профессиональном образовании состоит в расширении возможностей и вариантов получения профессии, в создании условий, позволяющих обучаемым самостоятельно формировать образовательную траекторию с учетом своих интересов, наклонностей, потребностей. Следует предусмотреть гибкость и вариативность образовательных программ, возможность их изменений с учетом объективно складывающихся условий. Необходимость реализации гибких подходов к содержанию образования обусловлена, прежде всего, такими социально-экономическими факторами, как изменчивость спроса на конкретные профессии. [1]

Комплексный характер интеграции в профессиональном образовании определяется интенсивным развитием взаимопроникающих процессов в экономической, политической, информационной, культурной и других сферах социальной жизни. Сегодня особенно важно изучение тех аспектов интеграции, которые, с одной стороны, характеризуют

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

объединительные процессы внутри системы профессионального образования (внутренний аспект интеграции), а с другой - выводят на осмысление роли и места образования в сложной системе социальных взаимосвязей, включая интеграцию образования и производства (внешний аспект интеграции). Именно такой комплексный подход позволит обеспечить становление системной целостности в профессиональной подготовке специалистов различных уровней квалификации для регионального рынка труда.

Проблемы регионализации профессионального образования в последние годы привлекали внимание целого ряда ученых и находили отражение в региональных программах развития образования. В частности, в работах П.Ф. Анисимова, Г.В., А.М. Новикова, И.П. Смирнова и других исследователей отмечается, что существующие в условиях региона профессиональные образовательные учреждения отраслевого профиля в течение длительного времени были централизованно ориентированы на обеспечение кадрами конкретной отрасли народного хозяйства. Процессы распада отраслевых систем среднего профессионального образования привели к необходимости расширения функционального поля учебных заведений, в том числе и путем развития принимающей устойчивый характер системы связей, как между собой, так и с другими образовательными, научными и производственными структурами региона. Другими словами, разрушение отраслевого принципа построения системы среднего профессионального образования повлекло за собой усиление ориентации образовательных учреждений на потребности регионального рынка труда. Это означает переход от узкоспециализированного отраслевого профиля подготовки студентов к широкому спектру всех специальностей, необходимых регионам. [2]

Определяющими факторами развития региональной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей молодежи возможность получения конкурентоспособной и востребованной на рынке труда профессии, являются, с одной стороны, новые социально-экономические запросы общества, тенденции и перспективы развития национальной и региональной экономики, технологическое обновление производства, а с другой - профессиональные и социально-культурно-образовательные потребности личности.

Региональная система профессионального образования представляет собой совокупность учреждений профессионального образования; органов государственной и муниципальной власти, управления образованием, определяющих образовательную политику в регионе; научных организаций, средств массовой коммуникации и общественных институтов, ориентированных на профессиональное образование; предприятий и бизнес-структур, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.

Ресурсный центр рассматривается нами как одна из форм комплексной интеграции в региональной системе среднего профессионального образования. Такой центр представляет собой новую структурную единицу региональной сети среднего профессионального образования, в которой концентрируются высокостоимостные ресурсы (учебно-методические, материально-технические, информационные, кадровые, социальные связи как ресурс и другие), необходимые для подготовки высококвалифицированных рабочих, специалистов, востребованных региональным рынком труда.

В нашем понимании ресурсные центры - это новая форма организации непрерывной профессиональной подготовки рабочих и специалистов для предприятий определенной отрасли, обеспечивающая интеграцию ресурсов образования и производства.

Деятельность ресурсных центров направлена на решение таких задач, как приведение содержания среднего профессионального образования в соответствие с требованиями рынка труда, работодателей к квалификации работников; расширение в учреждениях профессионального образования спектра основных и дополнительных образовательных услуг, повышение эффективности взаимодействия с предприятиями,

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.Баепсе

работодателями, увеличение финансовых потоков со стороны экономических структур в создание современной учебно-материальной базы учебных заведений; развитие механизмов многоканального финансирования и др.

Анализ работы ресурсных центров позволяет отнести к инновационным направлениям их деятельности:

- профессиональный отбор, формирование профессиональной кадровой элиты для высокотехнологичных производств;

- проведение маркетинговых исследований территориального рынка трудовых ресурсов и рынка образовательных услуг, осуществление прогнозно-аналитической деятельности по изучению конъюнктуры регионального рынка труда;

- организация независимой итоговой аттестации по профессии с присвоением квалификационных разрядов на основе личных заявлений выпускников образовательных учреждений с выдачей соответствующих аттестационных документов;

- разработка модульных учебных программ, учебно-методического обеспечения, в том числе внедрение в образовательный процесс новых педагогических и информационных технологий;

- координация деятельности работодателей по диагностике их потребностей в рабочей силе, осуществление консалтинговой деятельности, определение количественных объемов подготовки кадров и разработка конкурсной процедуры по реализации регионально-отраслевого заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов.

- выполнение заказа на повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения в области обслуживания и эксплуатации высокотехнологичного оборудования.

Интеграция существующих инвариантов различных образовательных ступеней профессиональной школы приводит к возникновению нового системного качества -педагогической системы, воплощающей в себе наиболее существенные и актуальные для современной общеобразовательной практики научные представления о компонентах учебной деятельности независимо от уровня и профиля образования.

В целом, можно сказать, что новые формы интеграции в профессиональном образовании в условиях его регионализации расширяют возможности становления и развития профессиональной карьеры учащихся, обеспечивая удовлетворение интересов личности и кадровых потребностей экономики. Намечающиеся тенденции устойчивого закрепления в нормативной базе регионов новых форм и механизмов интеграции обеспечивают развитие кадрового ресурса производственной и социальной сферы региона.

Литература

1. Посталюк, Н. Ю. Сетевое использование ресурсов региональных систем НПО и СПО / Н. Ю. Посталюк // Журнал руководителя управления образованием. - 2010. - № 4. -С.18-22.

2. Чебоксарова С.О. Об экспериментальной модели интегрированного учебного плана. Интеграция начального и среднего профессионального образования (Опыт Москвы и регионов) [Текст]: сб. ст. научн-пр. конф. Под. ред. О.Б. Читаевой. - М.: НП АПО, 2007.- 711 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.