Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ'

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Ушакова Олеся Валерьевна

В статье поднимается вопрос, насколько актуальна тема управления инновациями в вузе, насколько важен вопрос управления в инновационном процессе, какие проблемы существуют в процессе управления инновациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Ушакова Олеся Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIONS IN A MODERN UNIVERSITY: ACTIVITY OF THE PROBLEM

The article raises the question of how relevant is the topic of innovation management in a university, how important is the issue of management in the innovation process, what problems exist in the process of innovation management.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ»

6. Задворная М.С. Становление и развитие педагогов дошкольной образовательной организации в процессе непрерывного обучения / М.С. Задворная // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2019. -№2(168).- С. 138-142.

7. Инновационная система подготовки педагога. Теории и технологии дошкольного образования в бакалавриате / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.Н. Сомковой. ООО «Книжный дом», СПб., 2008.

8. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. - СПб., Детство-Пресс, 2001.

9. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. - СПб, РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

УДК:378.1

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); начальник отдела обеспечения деятельности Политехнического института Ушакова Олеся Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Вопрос инновационного пути развития в высшей школе актуален уже довольно продолжительное время, так как современная экономическая ситуация нашей страны требует новых кадров, новых профессий и новых компетенций у выпускников вузов. Как следствие этого подготовка выпускников вузов станет более качественной, выйдет на более высокий уровень. Задача совершенствования системы образования, внедрения инноваций в образовательный процесс современного вуза является одной, из наиболее актуальных и приоритетных.

Основные задачи модернизации высшего образования представлены в федеральной государственной программе «Развитие образования» на 2016-2025 годы [7]. Этот же факт констатируют «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» [8] и Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 301 (ред. от 29.03.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы"[9]. Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 254 «О науке и государственной научно-технической политике»[10] определил цель, принцип и форму государственной поддержки инновационной деятельности, основные понятия, необходимые для реализации инноваций и оценки ее эффективности.

Так, например, Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 254 «О науке и государственной научно-технической политике» говорит о том что: «Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения» [13].

Из всего вышеперечисленного, становится понятно, что процесс модернизации образования определен на федеральном государственном уровне и современные вузы уже достаточно активно должны применять инновации в различных видах своей деятельности, включая научную, технологическую, организационную [2; 9; 10].

Можно предположить, что новая модель высшего образования будет итогом внедрения инноваций в вузы, но на сегодняшний день анализ результатов данных Росстата относительно распределения субъектов РФ по значениям интегрального показателя качества высшего образования субъектов РФ, показывает, что за последнее время, лишь только в 14 % вузов в Российской Федерации произошло увеличение качества высшего образования. [14] В связи с чем, очень актуальным становится вопрос о том: - « Как? Каким образом?» инновации уже включились или еще только должны включиться в уже существующий образовательный процесс.

Целью статьи является проанализировать то насколько актуально стоит вопрос управления научно-исследовательскими, образовательными, проектными и другими инновациями в современном вузе.

Изложение основного материала исследования. Уже сегодня в современных вузах страны образовательная и научно-инновационная деятельность совмещены, вузы с одинаковой эффективностью осуществляют как образовательную и научную деятельность, что позволяет формировать новый уровень подготовки выпускников. Осуществлять такую подготовку высококвалифицированных кадров стало возможно лишь с применением инноваций.

Рассмотрим, что же специалисты, изучающие этот вопрос достаточно долгое время, относят к инновациями в образовательном процессе вуза. Так, А.И. Владимиров к инновациям относит введение новый методов, методик, технологий и форм в содержание обучения. Что в свою очередь позволило познавательную деятельность и мышление изменить так, что у выпускников формируются инновационные компетенции. По мнению автора, с которым мы согласимся, инновационная деятельность в вузе способствует качественным изменениям высшего образования [1].

Инновационная деятельность в вузах России развивается по трем направлениям, как считает автор множества работ по данной теме И.О. Ложенко [6].

Первое направление: научно-исследовательская деятельность. Эта деятельность имеет направленность, связанную с получением нового знания.

Второе направление: проектная деятельность. Направленность этой деятельности связана с разработкой инструментально-технологического знания.

Третье направление: образовательная деятельность. Имеет своей целью развитие субъектов определенной практики [6].

Инновация в вузе может быть общеметодической, внутрипредметной, идеологической, административной, экономической, управленческой и др.

При реализации каждого из направлений инновационной деятельности в вузе важную роль будет иметь управление инновационными процессами.

Под управлением, в широком смысле понимается процесс прогнозирования, планирования, организации, координации и контроля который необходимыйдля того, чтобы сформулировать и достичь цели. [71. Другими словами управление - это процесс постановки целей, планирования и контроля, за тем как организуется и исполняется любой вид деятельности.

Управление инновациями - это процесс когда современные методики и продвинутые технологии создаются, осваиваются, используются и распространяются. В результате чего в инновацию преобразуются научные знания, в ходе последовательных изменений идея превращается в продукт, либо технологию, а система образования в ходе целенаправленных действий переходит в новое качественное состояние [5]. Несомненно, что направленность, темп, эффективность инновации зависит от социально-экономической среды, в которой она функционирует и развивается, а также от качества управления этой инновацией [4].

Процесс управление инновациями в вузе не простой, состоящий из множества функций, как правило, включающий в себя последовательную цепочку взаимосвязанных действий: постановка цели, диагностический анализ сложившейся ситуации, составление долгосрочного прогноза, планирование, определяющее дальнейшую стратегию и конечно, управление научными и методическими разработками, контроль, анализ и оценка эффективности инновации [3; 6].

Управление инновациями в вузе имеет достаточно большое количество вариантов, предполагает, что в зависимости от конкретной ситуации могут быть применены различные комбинации действий, которые могут сочетать в себе как стандартные, так и неординарные способы действий. Следовательно, возникает проблема, связанная с тем, что не существует какого либо единой инновационной политики и стратегии внедрения, управления и контроля инновацией в вузе, а одна из главных сложностей в управлении инновациями, определить именно стратегию.

Выводы. Таким образом, под управлением инновациями в современном вузе понимается процесс организованного взаимодействие управляющих и управляемых систем, включающий в себя постановку целей, планирование и контроль, направленные на повышение качества образования. Анализ данной проблемы показал, что она очень актуальна на сегодняшний день, так как процесс управления инновациями нуждается в систематизаци научно-методического обеспечения процесса, грамотной разработки стратегии управления.

Для успешного решения задач современного вуза, которые определены и представлены в федеральной государственной программе «Развитие образования» на 2016-2025 годы [3]. использование инноваций в образовательном процессе вуза необходимо, но то насколько эффективно инновации будут работать в конкретном вузе, будет зависеть от того насколько грамотно будет разработана стратегия управления инновацией.

Аннотация. В статье поднимается вопрос, насколько актуальна тема управления инновациями в вузе, насколько важен вопрос управления в инновационном процессе, какие проблемы существуют в процессе управления инновациями.

Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, управление инновациями, вуз.

Annotation The article raises the question of how relevant is the topic of innovation management in a university, how important is the issue of management in the innovation process, what problème exist in the process of innovation management.

Keywords: innovation, innovation process, innovation management, university.

Литература:

1. Владимиров А.И. Об инновационной деятельности вуза / А.И. Владимиров. - М.: ООО «Издательский дом Недра», 2016. - 72 с.

2. Донина И.А., Ушанова И.А., Александрова Н.В. Информационно-маркетинговое управление многообразием в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. № 4 (102). С. 32-35.

3. Егоров Е.В. Государственная научно-инновационная политика в РФ и высшей школе / Е.В. Егоров II Инновационное развитие высшей школы России: монография / Под ред. Е.В. Егорова, С.А. Карева. - М: МАКС Пресс, 2015. - 215 с.

4. Куликова О.В. Особенности инновационной модели высшего образования [Электронный ресурс] / О.В. Куликова, И.А. Гулей // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. -URL: http://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-innovatsionnoy-modeli-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 01.12.2016)

5. Латуха О.А. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития / О.А. Латуха, Ю.В. Пушкарев // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 8. -№ 4. - С. 44-50.

6. Ложенко Н.О. Инновационная деятельность как тенденция развития высшей школы в России / И.О. Ложенко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2010. -Т.10.-№4.-С. 51-53.

7. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы Менеджмента (Management) / пер. Л.И Евенко. — М.: Дело, 1997. — 704 с. — (Зарубежный экономический учебник).

8. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы Правовая система Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_rAW_286474/

9. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина Н.А.Управления многообразием: информационно-маркетинговый подход//Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 228-232.

10. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А., Ушанова И.А. Методологические основания проектирования моделей управления многообразием в образовательных системах // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 231-235.

11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 301 (ред. от 29.03.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы" система [Электронный ресурс]: Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_rAW_162175/

12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 29.03.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/

13. Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 254 «О науке и государственной научно-технической политике» Правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117193/

14. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#

УДК: 373

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); кандидат педагогических наук, учитель физики, руководитель ОДОДХачатурова Карине Робертовна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№ 129Красногвардейского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Подростковый возраст представляет собой разнообразную палитру эмоций и потребностей, данный период является достаточно специфическим и для педагога. На сегодняшний день проблема развития детей подросткового возраста весьма актуальна, поскольку достижения учебно-воспитательной деятельности с подростками имеет прямую зависимость от понимания и принятия во внимание возрастных характеристик развития.

Целью статьи является детальный анализ основных характеристик подросткового возраста в структуре образовательного процесса современной школы.

Изложение основного материала исследования. Подростковый возраст признан наиболее сложным для обучения и воспитания в силу того, что изменения в организме и психике человека в этот период тесно связаны с переформированием сложившихся ранее отношений с другими членами общества и формами их деятельности [5].

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста рассмотрены в работах A.B. Гусевой, Л.М. Додовой, H.A. Дониной, Ю.А. Лях, K.P. Хачатуровой, P.M. Шерайзиной и др. [2; 4; 5; 6; 7; 9; 10; 11]. Важнейший возрастной феномен - интересы подростка направлены далеко за пределы имеющегося. О своеобразном подростковом сознании свидетельствуют поиски необычного. При этом подростки не ставят перед собой специальной познавательной цели прямо, но косвенно они неуклонно идут к овладению действительностью в ее разнообразных проявлениях. Это выступает своеобразной эмоциональной формой сущности, которую способны выявить люди. [9; 12; 13].

В первую очередь такие изменения сказываются на учебном процессе, когда ученику становится откровенно скучно на уроке. Тот материал, который ранее мог заинтересовать его, он слушает с неохотой, а воспроизведение его сводится к достаточно примерному изложению. Замечания педагога в этот период воспринимаются с раздражением, а выдаваемые задания должны быть им четко аргументированы, иначе подросток отказывается их выполнять, поскольку имеет свое собственное мнение на этот счёт. Данные обстоятельства нервируют педагога, что однозначно приводит к конфликтам с детьми подросткового возраста.

Сложности обучения и воспитания учеников-подростков, в том и заключаются, что крайне важно осознать неизбежность и обязательность изменения существующих стратегий обучения и воспитания, модификации большей части процессов, которые ещё вчера полностью соответствовали адекватному обучению детей.

Для того, чтобы подобрать верную стратегию приёмов и средств развития детей подросткового возраста необходимо учитывать своеобразие данного возраста, специфику физического и психического формирования и совершенствования.

Для начала необходимо конкретизировать рамки подросткового возраста. Важно учесть и акселерацию, то есть возникшее за последнее время ускорение развития индивидуума. С учётом данного явления психическое и физическое развития детей наиболее сильно отображается на подростках. В последние десятилетия дети развиваются гораздо интенсивнее, чем это происходило двадцать лет назад, соответственно и период полового созревания сместился на два года ранее. Такие же особенности процесса развития наблюдаются и в плане интеллектуальных способностей, возможностей памяти, степени политической и гражданской образованности [8].

Для подросткового этапа развития (10-15 лет) свойственны:

- доминирующая значимость семьи в обеспечении материальных, эмоционально-комфортных благ;

- существенная важность школы в получении познавательных, социально-психологических навыков;

- повышенная способность противостоять негативным факторам окружающей среды;

- сохранение тотальной зависимости авторитетного воздействия взрослых (педагогов, родителей) в формировании и совершенствовании самопознания, индивидуального самоопределения. Последнее предполагает выход за рамки традиционного обучения. Следовательно, возникает необходимость создания соответствующих психолого-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, при котором процесс формирования творческого потенциала протекал бы более комфортно. К таким условиям ученые относят: формирование доброго, эмоционально-позитивного климата в коллективе, эмпатию, обеспечение духовного роста, то есть, создание таких оптимальных педагогических условий, важнейшие из которых:

- специальная подготовка педагогов;

- реализация личностно ориентированного подхода, обеспечение углубленной индивидуализации учебно-воспитательного процесса;

- духовное взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, стимулирования проблемно-поисковой деятельности;

- педагогическое руководство процессом саморазвития личности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.