Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ'

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Ушакова Олеся Валерьевна

В статье поднимается вопрос, насколько актуальна тема управления инновациями в вузе, насколько важен вопрос управления в инновационном процессе, какие проблемы существуют в процессе управления инновациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Ушакова Олеся Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION MANAGEMENT IN A MODERN UNIVERSITY: THE RELEVANCE OF THE PROBLEM

The article raises the question of how relevant is the topic of innovation management in a university, how important is the issue of management in the innovation process, what problems exist in the process of innovation management.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ»

— в целевом компоненте усиливается значение развивающих факторов, актуализируется роль социализации и индивидуализации личности в образовании;

— в содержательном - обосновывается содержание образования и новые подходы к его организации;

— в результативном - решается задача по обеспечению равных качественных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства.

Поэтому показателями и критериями оценки качества ДО, могут выступать:

— признание ценности детства (уважительное отношение к каждому ребенку);

— создание условий для всестороннего развития личности;

— поддержка детской инициативы и детского творчества;

— использование современных инновационных технологий позитивной социализации личности;

— личностно-ориентированное взаимодействие с детьми и их родителями;

— интеграция задач, детских видов деятельности и форм работы с детьми;

— привлечение родителей к участию в образовательном процесс ДОО;

— создание развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

— готовность отступить от заранее намеченного плана в пользу поддержки замыслов и интересов детей.

Выводы. На сегодняшний день есть законодательно закрепленное понятие «качество образования», а также требования ФГОС ДО, выполнение которых характеризует качество ДО, что не только способствует изменению и дополнению нормативно-правового поля, но и содействует появлению системных преобразований, которые являются гарантией качества ДО. Помимо вышесказанного, качество ДО характеризуется личным отношением педагогов и руководителей к ДОО, а также субъектам образовательного процесса Подлинными источниками роста качества являются - удовольствие, получаемое от работы, а также ответственность и гордость за свою профессию.

Аннотация. В статье рассматривается вопросы связанные с актуальной проблемой модернизации современного образования - качество дошкольного образования, а также основные понятия «модернизация» и «качество образования», даны их сущностные характеристики. Авторы статьи отмечают, что качество ДО строится на создании условий, способствующих индивидуализации обучения, достижению целевых ориентиров, как результатов освоения Программы, а также в соответствии с перспективными потребностями личности, общества и государства.

Ключевые слова: качество образования, модернизация, дошкольное образование.

Annotation. The article deals with the issues related to the actual problem of modernization of modern education - the quality of preschool education, as well as the basic concepts of "modernization" and "quality of education", given their essential characteristics. The authors of the article note that the quality of education IS based on the creation of conditions conducive to individualization of education, achievement of targets, as the results of the development of the Program, as well as in accordance with the long-term needs of the individual, society and the state.

Keywords: quality of education, modernization, preschool education.

Литература:

1. Модернизация российского образования: документы и материалы / ред. сост. Э.Д. Днепров. - М., 2002. - 96 с.

2. Задворная М.С. Становление и развитие педагогов дошкольной образовательной организации в процессе непрерывного обучения / М.С. Задворная // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 2 (168). - С. 138-142.

3. Российская федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 - Ростов н/Д: Изд-во Легион, 2013. - 208 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.

5. Донина И.А., Лях Ю.А. Образовательные результаты школьников: подходы, инструментарий, оценка // Педагогический вестник. 2018. № 2. С. 28-31.

6. Лях Ю.А., Донина И.А. Современные подходы к определению ролей учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 179-183.

УДК:378.1

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

начальник отдела обеспечения деятельности Политехнического института Ушакова Олеся Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Вопрос инновационного пути развития в высшей школе актуален уже довольно продолжительное время, так как современная экономическая ситуация нашей страны требует новых кадров, новых профессий и новых компетенций у выпускников вузов. Как следствие этого подготовка выпускников вузов станет более качественной, выйдет на более высокий уровень. Задача совершенствования системы образования, внедрения инноваций в образовательный процесс современного вуза является одной, из наиболее актуальных и приоритетных.

Основные задачи модернизации высшего образования представлены в федеральной государственной программе «Развитие образования» на 2016-2025 годы [7]. Этот же факт констатируют «Концепция

Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» [8] и Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 301 (ред. от 29.03.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы" [9]. Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 254 «О науке и государственной научно-технической политике» [10] определил цель, принцип и форму государственной поддержки инновационной деятельности, основные понятия, необходимые для реализации инноваций и оценки ее эффективности.

Так, например, Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 254 «О науке и государственной научно-технической политике» говорит о том что: «Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения» [13].

Из всего вышеперечисленного, становится понятно, что процесс модернизации образования определен на федеральном государственном уровне и современные вузы уже достаточно активно должны применять инновации в различных видах своей деятельности, включая научную, технологическую, организационную [2; 9; 10].

Можно предположить, что новая модель высшего образования будет итогом внедрения инноваций в вузы, но на сегодняшний день анализ результатов данных Росстата относительно распределения субъектов РФ по значениям интегрального показателя качества высшего образования субъектов РФ, показывает, что за последнее время, лишь только в 14 % вузов в Российской Федерации произошло увеличение качества высшего образования. [14] В связи с чем, очень актуальным становится вопрос о том: - « Как? Каким образом?» инновации уже включились или еще только должны включиться в уже существующий образовательный процесс.

Целью статьи является проанализировать то насколько актуально стоит вопрос управления научно-исследовательскими, образовательными, проектными и другими инновациями в современном вузе.

Изложение основного материала исследования. Уже сегодня в современных вузах страны образовательная и научно-инновационная деятельность совмещены, вузы с одинаковой эффективностью осуществляют как образовательную и научную деятельность, что позволяет формировать новый уровень подготовки выпускников. Осуществлять такую подготовку высококвалифицированных кадров стало возможно лишь с применением инноваций.

Рассмотрим, что же специалисты, изучающие этот вопрос достаточно долгое время, относят к инновациями в образовательном процессе вуза. Так, А.И. Владимиров к инновациям относит введение новый методов, методик, технологий и форм в содержание обучения. Что в свою очередь позволило познавательную деятельность и мышление изменить так, что у выпускников формируются инновационные компетенции. По мнению автора, с которым мы согласимся, инновационная деятельность в вузе способствует качественным изменениям высшего образования [1].

Инновационная деятельность в вузах России развивается по трем направлениям, как считает автор множества работ по данной теме Н.О. Ложенко [6].

Первое направление: научно-исследовательская деятельность. Эта деятельность имеет направленность, связанную с получением нового знания.

Второе направление: проектная деятельность. Направленность этой деятельности связана с разработкой инструментально-технологического знания.

Третье направление: образовательная деятельность. Имеет своей целью развитие субъектов определенной практики [6].

Инновация в вузе может быть общеметодической, внутрипредметной, идеологической, административной, экономической, управленческой и др.

При реализации каждого из направлений инновационной деятельности в вузе важную роль будет иметь управление инновационными процессами.

Под управлением, в широком смысле понимается процесс прогнозирования, планирования, организации, координации и контроля который необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели [7]. Другими словами управление - это процесс постановки целей, планирования и контроля, за тем как организуется и исполняется любой вид деятельности.

Управление инновациями - это процесс когда современные методики и продвинутые технологии создаются, осваиваются, используются и распространяются. В результате чего в инновацию преобразуются научные знания, в ходе последовательных изменений идея превращается в продукт, либо технологию, а система образования в ходе целенаправленных действий переходит в новое качественное состояние [5]. Несомненно, что направленность, темп, эффективность инновации зависит от социально-экономической среды, в которой она функционирует и развивается, а также от качества управления этой инновацией [4].

Процесс управление инновациями в вузе не простой, состоящий из множества функций, как правило, включающий в себя последовательную цепочку взаимосвязанных действий: постановка цели, диагностический анализ сложившейся ситуации, составление долгосрочного прогноза, планирование, определяющее дальнейшую стратегию и конечно, управление научными и методическими разработками, контроль, анализ и оценка эффективности инновации [3; 6].

Управление инновациями в вузе имеет достаточно большое количество вариантов, предполагает, что в зависимости от конкретной ситуации могут быть применены различные комбинации действий, которые могут сочетать в себе как стандартные, так и неординарные способы действий. Следовательно, возникает проблема, связанная с тем, что не существует какого либо единой инновационной политики и стратегии внедрения, управления и контроля инновацией в вузе, а одна из главных сложностей в управлении инновациями, определить именно стратегию.

Выводы. Таким образом, под управлением инновациями в современном вузе понимается процесс организованного взаимодействие управляющих и управляемых систем, включающий в себя постановку целей, планирование и контроль, направленные на повышение качества образования. Анализ данной проблемы показал, что она очень актуальна на сегодняшний день, так как процесс управления инновациями нуждается в систематизаци научно-методического обеспечения процесса, грамотной разработки стратегии управления.

Для успешного решения задач современного вуза, которые определены и представлены в федеральной государственной программе «Развитие образования» на 2016-2025 годы [3]. использование инноваций в

образовательном процессе вуза необходимо, но то насколько эффективно инновации будут работать в конкретном вузе, будет зависеть от того насколько грамотно будет разработана стратегия управления инновацией.

Аннотация. В статье поднимается вопрос, насколько актуальна тема управления инновациями в вузе, насколько важен вопрос управления в инновационном процессе, какие проблемы существуют в процессе управления инновациями.

Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, управление инновациями, вуз.

Annotation The article raises the question of how relevant is the topic of innovation management in a university, how important is the issue of management in the innovation process, what problems exist in the process of innovation management.

Keywords: innovation, innovation process, innovation management, university.

Литература:

1. Владимиров А.И. Об инновационной деятельности вуза / А.И. Владимиров. - М.: ООО «Издательский дом Недра», 2016. - 72 с.

2. Донина И.А., Ушанова И.А., Александрова Н.В. Информационно-маркетинговое управление многообразием в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. № 4 (102). С. 32-35.

3. Егоров Е.В. Государственная научно-инновационная политика в РФ и высшей школе / Е.В. Егоров // Инновационное развитие высшей школы России: монография / Под ред. Е.В. Егорова, С.А. Карева. - М: МАКС Пресс, 2015. - 215 с.

4. Куликова О.В. Особенности инновационной модели высшего образования [Электронный ресурс] / О.В. Куликова, И.А. Гулей // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-innovatsionnoy-modeli-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 01.12.2016)

5. Латуха О.А. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития / О.А. Латуха, Ю.В. Пушкарев // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - T. 8. -№ 4. - С. 44-50.

6. Ложенко Н.О. Инновационная деятельность как тенденция развития высшей школы в России / Н.О. Ложенко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2010. - T.10. - № 4. - С. 51-53.

7. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы Менеджмента (Management) / пер. Л.И. Евенко. — М.: Дело, 1997. — 704 с. — (Зарубежный экономический учебник).

8. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы Правовая система Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/

9. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А.Управления многообразием: информационно-маркетинговый подход // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 228-232.

10. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А., Ушанова И.А. Методологические основания проектирования моделей управления многообразием в образовательных системах // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 231-235.

11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 301 (ред. от 29.03.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы" система [Электронный ресурс]: Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162175/

12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 29.03.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/

13. Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 254 «О науке и государственной научно-технической политике» Правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117193/

14. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#

УДК: 373

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

кандидат педагогических наук, учитель физики, руководитель ОДОДХачатурова Карине Робертовна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Подростковый возраст представляет собой разнообразную палитру эмоций и потребностей, данный период является достаточно специфическим и для педагога. На сегодняшний день проблема развития детей подросткового возраста весьма актуальна, поскольку достижения учебно-воспитательной деятельности с подростками имеет прямую зависимость от понимания и принятия во внимание возрастных характеристик развития.

Целью статьи является детальный анализ основных характеристик подросткового возраста в структуре образовательного процесса современной школы.

Изложение основного материала исследования. Подростковый возраст признан наиболее сложным для обучения и воспитания в силу того, что изменения в организме и психике человека в этот период тесно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.