Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И МЕТОДЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЕ'

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И МЕТОДЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ / МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / MANAGEMENT / INNOVATIONS / INTRODUCTION OF INNOVATIONS / INTRODUCTION METHODS / INNOVATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Царева Г.Р., Колясева Н.В.

Статья посвящена инновационной деятельности и выявления механизмов внедрения инноваций на практике как одного из наиболее важных инструментов экономического развития предприятия. Актуальность темы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной деятельности и управления ими. Только те предприятия, которые как минимум не отстают от мировых тенденций развития науки и техники могут выжить в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Царева Г.Р., Колясева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION MANAGEMENT AND TECHNIQUES FOR ENTERPRISE IMPLEMENTATION

The article is devoted to innovation activity and identification of mechanisms of innovation implementation in practice as one of the most important tools of economic development of the enterprise. The relevance of the topic is that with the transition to a market economy, the survival of enterprises has largely come to depend on their innovation and management. Only those enterprises that at least do not lag behind the world trends in science and technology can survive in modern conditions.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И МЕТОДЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЕ»

УДК 005.591.1:001.895

Царева Г. Р., к. э. н.

доцент Колясева Н.В. студент

2 курс, факультет «Управления и права» Поволжский государственный технологический университет

Российская Федерация, г. Йошкар - Ола

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И МЕТОДЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ

НА ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация: Статья посвящена инновационной деятельности и выявления механизмов внедрения инноваций на практике как одного из наиболее важных инструментов экономического развития предприятия. Актуальность темы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной деятельности и управления ими. Только те предприятия, которые как минимум не отстают от мировых тенденций развития науки и техники могут выжить в современных условиях.

Ключевые слова: управление, инновации, внедрение инноваций, методы внедрения, инновационный процесс.

Tsareva G. R., PhD in Economics associate professor Kolyaseva N. V. student

2 course, Faculty of Management and Law Volga State Technological University Russian Federation, Yoshkar - Ola

INNOVATION MANAGEMENT AND TECHNIQUES FOR ENTERPRISE

IMPLEMENTATION

Annotation: The article is devoted to innovation activity and identification of mechanisms of innovation implementation in practice as one of the most important tools of economic development of the enterprise. The relevance of the topic is that with the transition to a market economy, the survival of enterprises has largely come to depend on their innovation and management. Only those enterprises that at least do not lag behind the world trends in science and technology can survive in modern conditions.

Key words: management, innovations, introduction of innovations, introduction methods, innovative process.

В современной инновационной сфере есть немало противоречий. С одной стороны, Россия выступает на мировом рынке как государство с

высоким научно- техническим потенциалом, с другой стороны, разработку и освоение инноваций сегодня осуществляют менее 10 % предприятий [1]. Выход России на новый уровень хозяйственных отношений, характеризующийся началом активных интеграционных процессов в мировую экономическую систему, создает предпосылки для возникновения более жестких требований по повышению конкурентоспособности страны, технической реконструкции устаревшего производственного аппарата, привлечению инвестиционного капитала в существующее производство. Для внедрения инноваций на предприятии необходимо проанализировать внутреннюю и внешнюю среду и определить необходимые направления развития предприятия.

Изучив и проанализировав статистические данные предприятия ЗАО Племзавод «Семеновский» за последние два года, можно сделать вывод, что на производстве заметен спад в прибыли от молока. Себестоимость и реализация молока так же снизились. Инновации в производстве молочной продукции должны стать ориентиром для производителей на пути повышения их конкурентоспособности, что является сегодня особенно актуальным на рынке молока и молочной продукции.

Перед началом внедрения любых инноваций целесообразно провести анализ и подготовку, то есть адекватно оценить необходимость нововведений для компании, составить алгоритм работы и спланировать результат.

Анализ макросреды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших факторов внешней среды, на которые фирма не может оказывать непосредственного влияния. Таким образом, в результате анализа внешней среды выявим факторы, способствующие инновационному развитию фирмы и факторы, препятствующие инновационному развитию (угрозы). Проведя анализ макросреды предприятия ЗАО Племзавод «Семеновский» можем выделить следующие основные угрозы и возможности:

Угрозы: Изменения в налоговом законодательстве; Рост цен на электроэнергию; Снижение реальных располагаемых доходов населения; Повышение цен на удобрение; Снижение численности населения; Климатические изменения.

Возможности: Поддержка сельского хозяйства в РМЭ; Улучшение нормативно правовых актов по бухгалтерскому учету; Спрос на молочную продукцию; Достаточная образовательная инфраструктура; Новые технологии в сфере молочной продукции; Техническая модернизация промышленных предприятий; Благоприятная экологическая обстановка.

По результатам проведенного анализа внутренней среды выберем основные сильные и слабые стороны ЗАО Племзавода «Семеновский»:

Сильные стороны: Развитая сырьевая база; Собственная технология; Эффективная система контроля качества продукции (соответствие высоким государственным стандартам); Высокий уровень специализации работников управления, распределение обязанностей согласно должностной

инструкции; Своевременная уплата налогов; Увеличение ассортимента имеющейся продукции; Наличие узнаваемой марки Племзавод «Семеновский»;

Слабые стороны: Усиление конкуренции на рынке производства КРС; Неполное использование производственных мощностей; Низкий уровень научно-технического прогресса; Использование устаревших технологий производства и разведения КРС; Отсутствие инвестиционных возможностей.

По итогам проведенного анализа формируем матрицу СВОТ-анализа, которая включает основные возможности и угрозы инновационного развития предприятия, а также ее основные сильные и слабые стороны. Матрица SWOT - анализа представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Матрица SWOT - анализа

Возможности:

1.Поддержка сельского хозяйства в РМЭ;

2.Спрос на молочную продукцию;

3. Техническая модернизация промышленных предприятий;

4.Благоприятная экологическая обстановка.

Угрозы:

1.Изменения в налоговом законодательстве;

2.Снижение реальных располагаемых доходов населения;

3.Повышение цен на удобрение;

4.Снижение численности населения;

5.Климатические изменения.

Сильные стороны:

1.Развитая сырьевая база;

2.Собственная технология; З.Эффективная система контроля качества продукции (соответствие высоким государственным стандартам);

4.Высокий уровень специализации работников управления, распределение обязанностей согласно должностной инструкции;

5. Увеличение ассортимента имеющейся продукции;

Стратегические решения 1-3 Выпуск новых видов продукции за счет развитой сырьевой базы

2,5-2 При увеличении ассортимента и собственным технологиям растет спрос на молочную продукцию 4-3 Благодаря высокому уровню специализации

работников управления

предприятие применяет

новые технологии 3-2 С эффективной системой контроля качества продукции, потребитель может доверять именно этому производителю

Стратегические решения

4,5-2 Увеличение

конкурентоспособности предприятия за счет установления доступных цен

Слабые стороны:

1.Усиление конкуренции на рынке производства КРС;

2.Неполное использование производственных мощностей;

3.Низкий уровень научно-технического прогресса;

4.Использование устаревших

Стратегические решения 1,3,4-3 Организация службы маркетинга, для выявления потребностей и введения технологий, в том числе разведения КРС. 2-2 При большом спросе на молочную_продукцию

Стратегические решения

5-3 Активный поиск новых поставщиков, снижение закупочной цены

1-2 Промо-акции в регионах_

технологий производства и увеличится использование

разведения КРС. производственных

5. Отсутствие инвестиционных мощностей.

возможностей.

На основе проведенного SWOT - анализа ЗАО Племзавод «Семеновский», можно выделить следующие направления для развития предприятия:

1. Выпуск новых видов продукции за счет развитой сырьевой базы;

2. Благодаря высокому уровню специализации работников управления предприятие применяет новые технологии;

3. Увеличение конкурентоспособности предприятия за счет установления доступных цен;

4. Организация службы маркетинга, для выявления потребностей и введения технологий, в том числе разведения КРС.

Разработка новых видов продукции и установление доступных цен позволят увеличить объем покупателей производимой продукции. Использование в деятельности предприятия новых технологий даст возможность снижения затрат на производство и повышения качества продукции.

Для развития деятельности предприятия предлагается применить стратегию глубокого проникновения на рынок, т.е. когда предприятие работает с уже достаточно разработанным существующим продуктом, сформировавшимся на рынке. Эта стратегия особо эффективна на расширяющемся или продолжающем расти рынке.

Необходимо увеличить инвестирование и провести маркетинговые исследования на рынке молока, с целью реализации стратегии глубокого проникновения на рынок молочной продукции.

Наиболее сложным этапом продвижения инноваций является их внедрение в организации. Инновации могут быть реализованы тремя способами: принудительным, адаптивным и кризисным. Эти методы редко встречаются в чистом виде, но любая инновация в большей или меньшей степени содержит компоненты каждого из вышеперечисленных методов. Любые проблемы, возникающие при внедрении инноваций в организации, связаны с неадекватной реакцией людей на эти изменения. Анализируя процессы внедрения инноваций, можно утверждать, что ни одна из инновационных стратегий не была реализована без сопротивления со стороны субъектов инновационной деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что механизмы инновационного менеджмента можно рассматривать как один из важнейших инструментов экономического развития предприятия, поскольку это позволяет высшему руководству анализировать возможные ситуации развития предприятия в будущем с учетом изменений факторов как внешней, так и внутренней среды, обеспечивая тем самым развитие предприятия в долгосрочной перспективе.

Использованные источники:

1. Гончаренко Л.П., Кузнецов Б.Т., Булышева Т. С. Л.А., Захарова В.М. Инновационный менеджмент: учебник / [Л. П. Гончаренко и др. ; под общ.ред. Л.П. Гончаренко] ; издательство Юрайт 2015. -487с. Рос.экон. акад. им. Г. В. Плеханова. Москва, 2015.

2. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание. - СПб.: Питер, 2007. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.