1ШШ15 Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #5(57), 2020 11
УДК 338. 43:339.92
Furman I. V.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative Management and Alternative Sources of Energy, Vinnytsia National Agrarian University
DIRECTIONS OF PROVIDING EFFECTIVE INNOVATIVE ACTIVITY OF DAIRY ENTERPRISES
IN VINNYTSIA OBLAST
Фурман Ирина Владимировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры административного менеджмента и альтернативных источников энергии, Винницкий национальный аграрный университет
НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ВИННИЦКОЙ ОБЛАСТИ
Summary. The article investigates the current state of development of innovative activity of dairy enterprises of Ukraine, elements of the strategy and policy of innovative development of industry formations. The main factors that hindered the implementation of innovations at many dairies of Vinnitsa region were identified. The main components of the strategy of innovative development of dairy enterprises are highlighted. The complex of measures on adaptation of enterprises of processing industries of agroindustrial complex to modern realities on an innovation-investment basis is investigated. Experimental directions of development of dairy cattle breeding in Ukraine are analyzed on the basis of the National Academy of Agrarian Sciences of Ukraine with a focus on organic production.
Аннотация. В статье исследовано современное состояние развития инновационной деятельности молокоперерабатывающих предприятий Украины, элементы стратегии и политики инновационного развития формирований области. Определены главные факторы, препятствовавшие осуществлению инноваций на многих молокозаводах Винницкой области. Выделены главные составляющие стратегии инновационного развития молокоперерабатывающих предприятий. Исследован комплекс мероприятий по адаптации предприятий перерабатывающих отраслей АПК в современных реалий на инновационно-инвестиционной основе. Проанализированы экспериментальные направления развития молочного скотоводства в Украине на базе Национальной академии аграрных наук Украины с ориентацией на производство органической продукции.
Key words: dairy industry, innovation, strategy, innovation policy, experimental areas, investments.
Ключевые слова: молочная отрасль, инновации, стратегия, инновационная политика, экспериментальные направления, инвестиции.
Постановка проблемы. В современных условиях хозяйствования развитие
молокоперерабатывающих предприятий АПК является одним из приоритетных для экономики. В условиях мирового роста цен на продовольствие, быстрых процессов интеграции и глобализации определения перспектив развития инновационного развития молочной отрасли является одной из главных проблем разработки долгосрочной стратегии развития экономики Винницкого региона. Значительное влияние на деятельность субъектов хозяйствования осуществляют такие факторы внешней среды как действующая нормативно-правовая база, налоговая и кредитная политика государства, которые, вследствие своего несовершенства, затрудняют проведение процедур по реструктуризации предприятий и их интеграции в мировое экономическое пространство. Вопросы инновационного развития и диверсификации производства в молочной промышленности в условиях обеспечения продовольственной
безопасности государства является одним из ключевых при формировании направлений экономической интеграции.
Анализ последних исследований и публикаций. Развитие инновационной деятельности на молокоперерабатывающих предприятиях Украины представлены в научных трудах таких ученых, как Божедарник Т.В. [1], Саблук П.Т. [2], Крюкова А.И. [4]. Стратегическим направлениям развития предприятий отрасли посвящены труды Крюковой А.И. [3], Родионовой Ю.М. [5], Гонтарук Я.В. [6] и др.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. В настоящее время недостаточно исследованными остаются вопросы развития инноваций на молокоперерабатывающих предприятиях молочной отрасли Винницкого региона, а также формирование стратегических направлений развития в контексте региональной стратегии развития.
Цель статьи. Исследование направлений
инновационной развития предприятий молочной отрасли Винницкой области в условиях глобализации социально -экономических
процессов. Анализ экспериментальных направлений развития молочного скотоводства с ориентацией на производство органической продукции молокоперерабатывающими
организациями.
Изложение основного материала. В сложившихся условиях, повышение
конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутреннем рынке, во многом зависит от инновационной деятельности предприятий, способной обеспечить разработку, освоение новых видов продукции, обеспечить высокий уровень качества и ценовые преимущества, формировать условия для активного продвижения на внешние рынки. Проблема развития инновационной деятельности актуальна, в том числе и для молокоперерабатывающих предприятий
Винницкой области.
Уровень интенсивности инновационных процессов в молочной отрасли Винницкой области неодинаков, более высокая активность характерна для крупных предприятий (ООО «Литинский молочный завод»), способных аккумулировать необходимые для инноваций ресурсы. Среди факторов сдерживающих инновационные процессы следует отметить: слабый уровень научно-исследовательской базы, неготовность подавляющего большинства предприятий к освоению новейших научно-технических достижений, недостаток информации о новых технологиях, рынках сбыта; недостаток собственных средств, высокие экономические риски, длительные сроки окупаемости инновационных проектов; недостаточный уровень законодательных и нормативно-правовых документов; недостаточная инновационная развитость рынка технологий. Главными факторами, которые препятствовали
осуществлению инноваций на многих предприятиях Винницкой области в течение последних лет является и: недостаток собственных средств, большие затраты на нововведения; недостаточная финансовая поддержка государства и несовершенство законодательства; высокий экономический риск; длительный срок окупаемости нововведений; низкий
платежеспособный спрос на новую продукцию; недостаток информации о рынках сбыта; нехватка квалифицированного персонала; отсутствие возможности для кооперации с другими предприятиями и научными организациями, невосприимчивость предприятий к нововведениям; недостаток информации о новых технологиях.
В категории продуктов с высокой добавленной стоимостью, которые целесообразно производить и реализовать молокоперерабатывающими
предприятиями Винницкой области как на внутренних, так и на внешних рынках можно выделить творожные десерты, большинство из
которых являются сложными изделиями из позиции комбинирования в рецептуре различных ингредиентов. Например, кроме базового творога, такие десерты содержат масло сливочное, сливки, йогурт, сахар, кондитерскую глазурь, поливки (шоколадные, карамельные, фруктовые), фруктово-ягодные добавки в виде сиропов, джемов, кусочков плодов и тому подобное. Как результат, творожные десерты превращаются в самостоятельное блюдо, рассчитанную на определенную ситуацию потребления, оказывает дополнительной ценности товара. Подобные продукты, которые в большинстве выпускаются как экспериментальные для предприятий формируют так называемый «модерн-сегмент», включающий различные категории современной инновационной продукции.
Новым экспериментальным направлением расширения ассортимента продукции может стать: производство молочной продукции диетического направления и диабетического питания, в которой используются бескалорийные подсластители; продукция для беременных женщин, детей дошкольного и школьного возраста, младенцев, спортсменов, обогащенной витаминами (кальцием, фтором и др.) продукция для больных желудочные заболевания, насыщенная бифидо- и ацидо-бактериями, фруктовыми добавками; продукция длительного срока хранения, с использованием новейших технологий ее обработки (ультравысокотемпературной обработана молочная продукция из асептическим фасовкой).
Экспериментальным направлением
расширения ассортиментной линейки на молокоперерабатывающих предприятиях
Винницкой области может стать и производство новых видов продукции из вторичных продуктов переработки молока - сыворотки и лактозы. Вопрос переработки сыворотки для предприятий является чрезвычайно актуальным, и не только с точки зрения экологической безопасности, сыворотка -это ценная молочное сырье, ведь она содержит 66,5% сухого вещества молока. Поэтому в условиях недостаточного производства молока-сырья переработка сыворотки имеет для молокоперерабатывающих предприятий большой экономический потенциал. Кроме того, в последние годы наблюдается тенденция к увеличению потребления низкокалорийных и обезжиренных молочных продуктов, при производстве которых широко используется вторичное молочное сырье. Из обезжиренного молока, пахты и молочной сыворотки предприятия могут производить как напитки для непосредственного потребления, так и полуфабрикаты для изготовления десертов, пудингов, мороженого, желированные продуктов и тому подобное.
Кроме продуктовых инноваций, большая часть инновационно активных
молокоперерабатывающих предприятий
Винницкой области вводила маркетинговые
инновации. Основными формами таких инноваций является использование предприятиями новых каналов продвижения продукции на рынки сбыта, освоение такой формы продажи как фирменные магазины, использование предприятиями новых видов рекламы, формирование дилерской сети, появление или изменение торговой марки. В то же время, ни одно из предприятий области не применяло новых для области маркетинговых инструментов, в основном они шли путем подражания действиям своих более мощных конкурентов. На перспективу
молокоперерабатывающим предприятиям области целесообразно применять инновационные методы управления ассортиментом, когда в первую очередь подлежат контролю позиции, обладающие наибольшим объемом реализации, или наибольшей денежной активностью. При проведении объемно-стоимостного анализа вся товарная номенклатура может быть разделена на две группы: группа молочной продукции с высокой денежной активностью, обеспечивает основной объем реализации и группа продукции с низкой денежной активностью.
В соответствии с этим, продукция первой группы должно подлежать более тщательном учете, спрос на нее имеет прогнозироваться с помощью более сложных методик, в то время, как потребность в малоактивных товарам может определяться менее точным и более дешевым способом учета прошлого опыта. обеспечить рост производства и продаж продукции первой группы, то есть в качестве ассортиментной стратегии предприятия могут использовать стратегию расширения имеющейся доли рынка. Следующим способом разработки ассортимента продукции молокоперерабатывающих предприятий должна стать маржинальный анализ. Суть анализа заключается в следующем: рассчитывается рентабельность продаж каждой товарной группы продукции и на основе полученных расчетных значений определяется ассортиментная стратегия. Для оценки маржинального вклада каждой группы продукции в объем совокупных доходов должен быть проведен анализ структуры прибыли продукции по ассортиментным группам.
Важную роль в обеспечении конкурентоспособности
молокоперерабатывающих предприятий как на внутреннем так и на внешнем рынках играют технологические инновации. К наиболее эффективных технологических инноваций молокоперерабатывающего комплекса относятся: не энергоемкие и малоотходные технологии; нанотехнологии; технологии низкотемпературной обработки молока, которые сохраняют его полезные свойства; системы фильтрации; технологии упаковки с использованием современных материалов упаковки, что позволит увеличить срок годности продукции; автоматизированные производственные системы; системы внесения закваски, которые обеспечивают
герметичность этого процесса, прямое попадание закваски в молочную смесь без контакта с окружающей средой. Важными направлениями являются: применение высокотемпературной обработки молока - сырья с целью измельчения его жировых шариков, за счет чего увеличиваются сроки хранения готовой продукции без добавления консервантов и потери всех качественных свойств; приобретение оборудования (сушильных и вакуум-аппаратов) для переработки сырья - сыворотки и обрат с целью производства казеина и сухого молока, которое сейчас пользуется большим спросом в мире; приобретение или лизинг высокотехнологичных линий по переработке молока, например, аппарата «Дивемилк», который используется для улучшения органолептических свойств продукции, замедление окислительных процессов и увеличение сроков хранения, также известного шведского производителя техники «Альфа-Лаваль», упаковочного оборудования фирмы «Трепко», учитывающее расширение видов упаковки, продуктов упаковки, продление сроков их потребления и делает процесс переработки молока замкнутым [1].
В целом любое молокоперерабатывающее предприятие, которое стремится обеспечить рост уровня конкурентоспособности и укрепления собственных позиций в различным спектрах экономической среды, должна разработать стратегию инновационного развития. Выбор конкретной стратегии инновационных
преобразований определяется влиянием совокупности факторов внешней и внутренней среды, приоритетными направлениями
государственной политики экономического роста, фактическим состоянием развития научно-технического и кадрового потенциала в экономике страны. Наряду с этим, стратегии, направленные на решение социально-экономических вопросов на основе использования современных достижений науки и техники, имеют восточные присущи черты, которые определяются набором и структурой функциональных элементов стратегий. Можно выделить следующие основные составляющие стратегии инновационного развития
молокоперерабатывающих предприятий:
1) цели и основные задачи системы инновационных преобразований;
2) инновационная политика развития отрасли;
3) приоритетные направления обеспечения реализации инновационной политики;
4) структурные изменения в сфере институционального управления;
5) имеется ресурсный и производственный потенциал;
6) реализацию инновационного потенциала (рис. 1).
Политика инновационных преобразований в агропромышленном производстве включает набор трех основных стратегических компонентов, деятельность которых сконцентрирована в хозяйственной плоскости реализации: стратегия
институционально-правового обеспечения
инновационной деятельности и формирования интеллектуального капитала в АПП; механизм
государственной поддержки инновационного развития; механизм коммерциализации инноваций.
Элементы политики инновационного развития
Принципы инновационного развития
Система фундаментальных и прикладных исследований
Государственные и отраслевые программы инновационного развития
Фундаментальные исследования
Прикладные исследования
Направления инновационного развития
Ресурсный потенциал
Реализация инновационного потенциала
[атенлиала
Производственный потенциал
Рост стоимости бизнеса
12.
Повышение уровня конкурентоспособности
^ сг
Обеспечение продовольственной безопасности
Рис. 1. Элементы стратегии инновационного развития молокоперерабатывающих предприятий [3]
Выбор стратегии, форм и рычагов механизма коммерциализации инновационных продуктов государственного регулирования инновационного определяется задачами и принципами развития, а также инструментарий национальной инновационной политики (рис. 2).
Стратегия инновационного развития АПК
Г
Инновационная политика АПК
Практическая плоскость
Институционально-правовое обеспечение
Механизм государственной поддержки инновационного развития
Механизм трансфера инноваций
Научно-методологическая плоскость
Приоритетные направления инновационной политики
Основные задачи инновационной политики
Принципы инновационной политики
Система фундаментальных исследований
Система прикладных исследований
Финансирование государством определенных научными учреждениями направлений По заказу министерств и ведомств
Финансирование заказанных государством научных программ По заказу агропромышленных предприятий
Рис. 2. Элементы политики инновационного развития агропромышленных формирований [3]
Эта политика должна носить постоянный потоковый характер и соответствовать приоритетным принципам и задачам долгосрочного развития молокоперерабатывающей промышленности в целом и экономическим интересам отдельных субъектов этой отрасли. Среди основных принципов инновационного развития молокоперерабатывающих предприятий можно выделить следующие: приоритетность инновационных преобразований отрасли с целью обеспечения продовольственной безопасности страны и сохранения здоровья нации; повышение уровня интенсивности инновационного развития; наращивание и активизация инновационного потенциала отрасли; государственная поддержка инновационного развития
молокоперерабатывающих предприятий;
коммерческий характер инновационных разработок; активизация международного сотрудничества; экологичность и безопасность продуктов питания; согласования интересов всех субъектов экономических отношений в АПП; непрерывный поточный характер осуществления.
Задачами такой политики на отраслевом уровне должны быть: повышение эффективности использования ресурсного потенциала комплекса; расширение рынков сбыта продукции; соблюдение
качественных параметров производства и повышения конкурентоспособности продукции; совершенствование системы ценообразования; обеспечение экологической составляющей производственного процесса; организация рациональной инфраструктуры, углубление межотраслевой кооперации; введение
ресурсосберегающих технологий; активизация инвестиционной деятельности за счет внешних источников финансирования; предоставление приоритетности отечественным
товаропроизводителям [2].
Комплекс мероприятий по адаптации предприятий перерабатывающих отраслей АПК в современных реалий должен быть направлен на:
- урегулирование нормативного обеспечения мероприятий по финансовой реструктуризации предприятий и государственной поддержки;
- разработка алгоритмов комплексной реструктуризации предприятий; - адаптация стандартов продукции требованиям ЕС;
- проведение государственной поддержки создания малых перерабатывающих предприятий обслуживающего типа [6, с. 127].
Важную роль должно играть и государственная политика инновационных сдвигов, которая должна учитывать все
Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientiflc Joumal) #5(57), 2020
16
структурные звенья агропромышленной сферы: сельское хозяйство как сырьевую базу; предприятия по промышленной переработке продукции; инфраструктуру аграрного рынка. Учитывая комплексный характер развития отрасли векторными направлениями инновационной деятельности предприятий молокопродуктов подкомплекса должны стать: разработка и внедрение высококачественных технологий производства и переработки продукции
животноводства; технологическое обновление производства продукции скотоводства; разработка и внедрение новых биотехнологий в животноводстве, новых технологий производства продукции детского и диетического питания. Инновационная стратегия должна осуществляться как по направлению развития молочного скотоводства так и по направлению развития молочной промышленности (рис. 3).
Стратегия инновационного развития
Направления инновационного развития
Интенсификация и модернизация кормовой базы скотоводства
Техническое перевооружение молочного скотоводства
Внедрение и использование новейших технологий производства
Формирование интеллектуальных скотоводческих ферм
Стратегия инновационного развития молочного скотоводства Стратегия молокоперерабатывающих предприятий
Наращивание генетического потенциала продуктивности Технологическое обновление материально-технической базы переработки молока
Использование новейших систем фильтрации молочной продукции
Использование вторичного сырья
Частичная замена молочных жиров растительными
Производство новых поколений молокопродуктов
Совершенствование способов продвижения
Наращивание стоимости торговых брендов
Реализация инновационного потенциала молокоперерабатывающих предприятий
Рис. 3. Стратегические направления инновационного развития молокоперерабатывающей отрасли
Важное значение имеет внедрение инноваций непосредственно в отрасли молочного скотоводства (сырьевая база), поскольку качество сырья - залог реализации всех инновационных мероприятий. В первую очередь это: наращивание селекционно-генетического потенциала животных на основе использования высокопроизводительных пород и биотехнологических систем разведения КРС; рациональное и эффективное использование
кормовых ресурсов и улучшения качества кормов (программирование рационов кормления в зависимости от индивидуального уровня продуктивности животных) модернизация, техническое перевооружение, автоматизация производства молока внедрение
энергосберегающих и интенсивных технологий (технологии беспривязного содержания животных, автоматизации машинного доения, использование
доильных автоматов-роботов) обновление материально-технической базы первичной обработки, хранения и перевозки молочного сырья; создание интеллектуальных ферм, объединяющих процессы кормления и доения коров [5].
Опыт организации производства органической продукции молочного скотоводства может быть внедрен в деятельности экспериментальной базы Национальной академии аграрных наук Украины. Сейчас насчитывается 50 государственных предприятий опытных хозяйств, занимающихся разведением крупного рогатого скота молочного направления продуктивности. Одним из хозяйств, имеющих целью ввести технологии производства органической продукции, является
Государственное предприятие «Опытное хозяйство «Нива» Института разведения и генетики животных имени М.В. Зубця НААН (далее - ГП «ОХ «Нива»), расположенного в Христиновском районе Черкасской области).
Основными направлениями стратегии инновационного развития
молокоперерабатывающих предприятий должны быть: установка современного технологического оборудования которая обеспечит полную автоматизацию процессов производства молочной продукции; внедрение современных систем фильтрации, уничтожение микроорганизмов во внешней среде; совершенствование упаковки продукции за счет использования таких современных материалов упаковки, которые позволят увеличить сроки хранения молочных продуктов изменение технологий производства молочных продуктов путем внесения ускорителя процессов созревания сыров, усилителей вкуса и пищевых красителей; использование в производстве молочных продуктов вторичного сырья; разработка и внедрение в производство продуктов с частичной заменой молочного жира растительными; приобретение патентов, лицензий, торговых марок и тому подобное; разработка и внедрение в производство молокопродуктов нового поколения диетических продуктов, продуктов с лечебными и профилактическими свойствами; совершенствование способов продвижения продукции к потребителю.
Выводы и предложения. Реализация указанных выше инновационных направлений развития молокоперерабатывающих предприятий должно основываться на главных приоритетах развития отрасли как в среднесрочной так и в долгосрочной перспективе. На ближайшую перспективу для молокоперерабатывающих предприятий Винницкой области актуальным является решение следующих задач: проведение технико - технологического перевооружения предприятий на основе использования новых
биотехнологий; снижение энергопотребления; наращивание интеллектуального потенциала кадров; наращивание объемов финансовых и инвестиционных потоков; усиление
интеграционных связей и формирование продуктовых кластеров в молокопродуктов подкомплекса; внедрение системы европейским стандартам; развитие инфраструктуры рынка молочных продуктов. Приоритетными
направлениями на долгосрочную перспективу должны стать: внедрение в производство безотходных, био- и нанотехнологии как главного условия производства продукции с высококачественными потребительскими
свойствами; расширение ассортимента экологически чистых и диетических молочных продуктов повышение уровня
конкурентоспособности молочной продукции как на внутреннем так и на внешнем рынках.
Список литературы:
1. Божедарник Т.В. Инновационная деятельность предприятий молочной промышленности как средство повышения конкурентоспособности на рынке / Т.В. Божедарник, Н.В. Божедарник // Маркетинг и менеджмент инноваций. - 2011. - № 3. - Т. 2 http://mmi.fem.sumdu.edu.ua/
2. Инновационная деятельность в аграрной сфере: институциональный аспект [Текст]: монография П.Т. Саблук та др.; ННЦ «Института сельского хозяйства и АПК, экономики». К .: ННЦ ИАЭ, 2010. - 704 с.
3. Крюкова И.А. Стратегия инновационного развития приоритетных отраслей аграрного производства / И.О. Крюкова, В.А. Непочатенко // Экономика: реалии времени. Научный журнал. -2013. - №4 (9). - С. 133-141. Режим доступа к журн.: http://www.economics.opu.ua/2013/m4.html.
4. Крюкова А.И. Стратегия и механизмы инновационного развития молокоперерабатывающих предприятий: научно-практический аспект: монография / И.О. Крюкова. Херсон: Д.С. Гринь. - 2013. - 520 с.
5. Родионова Ю.Н. Инновационная деятельность отечественных предприятий по производству молочной продукции как фактор обеспечения конкурентных преимуществ Ю.М.. Родионова. Университетские научные записки. 2007. №4 (24). С. 491-508.
6. Гонтарук Я.В. Перспективные направления развития перерабатывающих предприятий АПК в условиях интеграции в мировое экономическое пространство / Я.В. Гонтарук // Экономика. Финансы. Менеджмент: актуальные вопросы науки и практики. - № 9. - 2019. - С. 115-121. DOI: 10.37128 / 2411-4413-2019-9-14